Проект по исследованию в действии в рамках всей школы
проект на тему

Серик Эльмира Сериккызы

       В образовании всего мира происходят перемены.  Это обусловлено прогрессом всего человечества. Мы, педагоги, должны быть в курсе этих перемен. И, именно мы, слушатели первого продвинутого уровня, будем активными преобразователями в образовании. Как мы сможем повлиять на то, чтобы Казахстан вошёл в число лидирующих стран мира?  Что будет актуально для учащегося в 21 веке? Как педагоги подготовят ученика к 21 веку? Вот вопросы, на которые необходимо ответить не только казахстанским педагогам, но и мне тоже.

       Изучив мировой опыт в образовании, восхищаясь прогрессивности, целеустремленности, неустанности в достижении поставленной цели и достижении мощнейшего механизма в сфере образования сингапурцев, мировом признании японцев, понимаешь необходимость изменений в нашей системе образования и ощущаешь огромное желание перенять их лучший опыт в своей стране, например, приоритетность сферы образования, где  каждый гражданин этих стран испытывает большое уважение к овладению наукам, огромное желание получить большой багаж знаний, понимает ценность этого капитала. 

      В настоящее время признана равная значимость процесса формирования знаний и соответствующих практических навыков.  Приоритетом в образовании, является готовность учащихся к практическому использованию имеющихся знаний.

       На сегодняшний день в нашей стране делается все возможное для получения качественного обучения учащихся, воспитать в них лидерство, ориентированное на активное участие в развитии и процветании нашей Родины. Как сказал наш президент Н.А.Назарбаев  «…первостепенная задача современной системы образования – это подготовка людей, обладающих критическим мышлением и способных ориентироваться в информационных потоках».      

   Современный учитель, уважающий себя, стремящийся к совершенству должен постоянно самосовершенствоваться и получать самообразование. Именно Программа уровневых курсов повышения квалификации учителей может помочь нам перестроить свое мышление, разрушить стереотипы в сфере образования.

        Первым шагом была встреча с директором нашей школы. Во время беседы я рассказала о роли лидеров в школе, о необходимости создать инициативную группу   для составления и реализации плана развития школы.

       Какие  методы  и  подходы  я  планировала для  преобразования  школы? Это анкетирование, интервью, наблюдение  и  изучение. Всё  это  было сделано  для определения  стартовых  возможностей  нашей  школы,  потому  что  надо  знать недостатки,  чтобы  знать  с  чего   начать?  Как  начать? А,  главное,  зачем   и  почему  я  это  буду  делать?

    Начала с проведения анкетирования учителей, с целью определения существующих актуальных проблем в результате, которой выявила, что коллектив готов к изменениям, нововведениям. 

    Встреча с завучем   школы   помогла мне увидеть реальную картину качества знаний в школе. Она предоставила мне данные за три года обучения. Был проведён всесторонний мониторинг качества знаний учащихся и сравнительный анализ показателей среднего  балла сдачи ЕНТ за последние 3 года, где в сравнении прослеживается понижение результатов. Анализируя успеваемость учащихся, хочу отметить,  что с каждым годом идет понижение качества знаний учащихся по школе. Причина снижения качества обучения в основном звене объясняется тем, что у учащихся снизился интерес к учению.  Это можно отметить и в сильных классах. Исходя из данных проведенного мониторинга, руководство школы совместно с учителями, работающими в старших классах разработали план мероприятий, направленный на повышение качества преподавания, с индивидуальным подходом к каждому ученику, с отслеживанием промежуточных результатов, ведения еженедельного мониторинга, с целью определения динамики развития показателей успеваемости учащихся.

           Всё  это,  обсудив  с учителями  на  заседаниях   МО, проанализировав   полученные   анкеты, мы пришли к выводу, что  надо пересмотреть  методы  преподавания,  оценочную  систему и отношение  к  ученикам, повысить мотивацию учащихся к учебе. А  как  её  улучшить? Как сделать  так,  чтобы   все дети  были  в  потоке, были  вовлечены  в  учебный  процесс? Для   этого,  я  думаю,  надо  изменить  традиционную  систему  преподавания,  когда  учитель – оратор,  а  дети   слушатели.  Необходимо  применить  новые  технологии.

  Дальше была создана инициативная группа. В неё вошли учителя, проявившие инициативу сотрудничать и учиться. Это учителя, прошедшие курсы  3 уровня, руководитель школьного методического объединения, продвинутый учитель, родители. Члены инициативной группы проявили желание обучаться, продемонстрировали навыки совместной работы, ответственность. Я думаю эти люди внесли свой вклад в развитие школьной практики. Мы с коллегами увидели,  что совместное планирование даёт реальные результаты.

При принятии такого значимо важного решения об изменениях, которые уже происходят в подходах преподавания в рамках нашей школы, конечно,  мы не могли не учесть мнение родителей и учеников.

            На родительском собрании провели опросник, в результате, которой было выявлено, что большинство респондентов из числа родителей выступают «за» изменения в преподавании, с удовольствием поддерживают новые начинания педагогов. По мнению родителей, для повышения качества знаний учащихся учителям необходимо поощрать учеников,  вводить новые методы оценивания учащихся и  наблюдать, какой эффект  они окажут на учебный процесс, как ученики  воспримут новую систему оценивания.

     С целью определения мотивации  учащихся к учебе проводилась  диагностика отношения к учителям – предметникам, работающим в классе .  65% учащихся  уверены в себе, любят и уважают своих учителей, стремятся получить хорошее образование. Однако помимо положительных сторон наблюдаются и негативные моменты. Так, например, анализ посещенных уроков показал, что у некоторых  учащихся с увеличением учебного материала, с усложнением его содержания, с освоением новых форм работы  могут появиться серьезные трудности в обучении. Данные результаты подтверждаются и результатами анкетирования. Ученики 5-7 классов показали высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Они чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. Начиная с 8-9 классов у учащихся  наблюдается понижение мотивации  к учебе,  школа привлекает их больше вне учебными сторонами. Анкеты были обработаны. В то же время анализ анкет выявил и проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся находясь в школе. По мнению учеников в школе  не учитываются  мнения учащихся, не устанавливается обратная связь на уроках, администрация школы не дает возможность в самостоятельном выборе предмета, есть учащиеся, которые не довольны оцениванием учителей.

            При внедрении изменений в практику школы, учитывая результаты анкетирования учителей, учеников и родителей я пришла к таким выводам, что необходимо повышать мотивацию учащихся в среднем звене используя новые методы и формы обучения, а также использовать различные приемы оценивания. В ходе своих наблюдений я  обратила внимание, что  некоторые факторы  снижают  внутреннюю мотивацию учащихся: скудность поощрений со стороны учителя, строгая оценка и контроль, ограниченный лимит времени. Мое внимание привлекло направление, касающееся стратегии оценивания обучения.  На мой взгляд - это важная и интересная тема, потому что  по выявленным результатам анкетирования  в период практики в школе столкнулась  с проблемой оценивания на уроках. Поэтому для повышения качества знаний учащихся в среднем звене я решила работать над проблемой «Повышение мотивации учащихся через формативное оценивание в условиях коллаборативного обучения».  Моя инициативная группа, опытные учителя и завуч по учебной части помогали мне при внесении изменении в план развития школы, вместе анализировали результаты анкетирования.

     ІІ. Ожидаемыми результатами наметили : систематическое использование новых технологий в проведении уроков, использование различных приемов оценивания учащихся,  развитие критического мышления учащихся, создание условий для совместной работы с учащимися. Мы понимаем, что от путей решения этой проблемы, которые мы выберем зависит реальный ожидаемый результат, поэтому очень тщательно подошли к его составлению, обдумывали каждый составляющий шаг. Первым делом, необходимо было обучить желающих учителей, для этого необходимы регулярные коучинги, определились проводить их еженедельно, а  конкретно по средам между сменами , было назначено время, место  и исполнители, которые  поочередно должны были проводить эти мероприятия на волнующие темы, которые отслеживались самими коучами путем рефлексии. Круглый стол для родителей решили проводить один раз в месяц , и одно такого рода на данный момент мероприятие мы провели. Четко составили расписание посещений уроков, заранее обговорив, взаимосогласовав график со всеми участниками процесса, помимо запланированных, существуют, безусловно, и незапланированные встречи с менти. План включает и совместное планирование менторской группы  среднесрочного планирования уроков. Посчитали необходимым включить взаимопосещение, когда ментор может представить мастер- класс обучения. На пятой неделе запланировали внутришкольный семинар, с целью обмена опытом в коллективе, когда все участники инициативной группы имеют возможность продемонстрировать новые методы преподавания и их преимущества.

                   Во время  внедрения    всех  этих  изменений  была  очень активная  поддержка  коллег.  К  своему  удивлению,  на  1-й  коучинг  пришли  12 человек, хотя  я  не  писала  объявления,  а  просто  в  плане  работы  на  неделю   было  написано об  этом. Этот коучинг провела учитель 3 уровня. Тема  этого коучинга  «Эффективное использование и применение на уроках различных методов и форм формативного оценивания в условиях коллаборативного обучения».   Результатом  этой  встречи  стало  то,  что каждая  группа  составила  постер  «Качества  идеального  ученика». Потом  они  сравнили их   с качествами  идеальных  учащихся,  по  мнению  учителей  из  5  стран .  И   составили  график  посещения их  уроков  по  апробации новых  технологий. Рефлексия  помогла   выбрать  тему   следующих   коучингов. 

     После второго коучинга, появился учитель, который хотел обучаться. А этот коучер стал для нее ментором.  У них была запланирована менторская сессия, изучением, которого  является повышение мотивации учащихся через формативное оценивание, а также серия  последовательных уроков. Для обучения менти, ментор предложила посещать свои уроки. Отношения между ментором и менти складывались на уважении и взаимопонимании.  За период работы с менти были проведены все мероприятия по нашему плану. Анализируя свою работу, ментор сделала выводы о необходимости продолжения этой деятельности и после практики в школе, для улучшения показателей менти в работе.   

Мне тоже было очень  интересно   работать   со  своим  менти.  Мы  с  ней  запланировали  и  провели 4  последовательных   урока.  Перед  каждым  уроком мы  разрабатывали  и  обсуждали   ход  урока.  Как  мы  это  делали? Сначала совместно  планировали  урок,  после  его  проведения  обсуждали   вместе  с  теми,  кто  был  на  уроке, проводили  интервьюирование  с  учащимися  и  планировали  2  урок . Как это было: Совместное   планирование – обсуждение - проведение урока – интервьюирование и выводы.  После  всего  этого она должна  была  описать,  что  для себя  открыла  и  провести  общественное  исследование.  Зачем   мы  это  делали? Для  того,  чтобы понять, как   ученики  обучаются в  течение  урока  и  насколько  эффективен  план  урока.

Третий  коучинг был посвящён итогам внедрения формативного оценивания в условиях коллаборативного обучения, о его роли на повышение мотивации учащихся. Необходимо было проанализировать  работу по плану, выявить плюсы и минусы. Провела этот коучинг другой учитель с инициативной группы, который тоже прошел курсы 3 уровня. Цели этого коучинга определить темы, цели и задачи, в которых учителя добились хороших результатов и те моменты, которые требуют дальнейшего улучшения, достоинства и недостатки форм преподавания, возможные пути их совершенствования. Ожидаемый результат: Обратная связь, рефлексия, обсуждение.

     Последняя неделя нашего исследования анализ достигнутых результатов и определение перспективы дальнейшего развития школы. Систематизация данных исследований, оценивания работ группы единомышленников и их поощрения. Зафиксировать результаты образовательной практики и закрепить их в локальных нормативных актах школы. Обобщить опыт деятельности школы и создать сетевое сообщество. Проведение семинара-тренинга «Совершенствование образовательного процесса в условиях освоения новых уровневых Программ» помогли педколлектив школы. Конечно же за такой короткий срок сложно внедрить изменения в действие.     Мой план я считаю выполним. Каждый учитель может работать над повышением мотивации у учащихся, изучать формативное оценивание. Кроме того, план будет иметь продолжение. Оценив промежуточные результаты будут учитываться пожелания учителей и родителей. На основе этого будет разработан новый план.

      ІІІ.    Какими  должны  быть  результаты   достижения  намеченных  целей? У  меня  они  получились  такими:

1.Мы   вместе  с   инициативной группой  провели  ряд уроков  с целью повышения качества мотивации учащихся через формативное оценивание в условиях коллаборативного обучения.

2.Выбрали  темы   коучингов, провели коучинг-сессии, менторинг-сесии.

3.Организовали  сетевое  сообщество  в  школе  в  количестве 13 человек

       Как  позволили  критерии  успешности  измерить  внесённые  изменения?  В результате    проделанной  работы  некоторые учителя  изменили  практику преподавания  ( они  дали  открытые  уроки, мастер-классы).  А диагностика учащихся после практики  показывает, как  влияет формативное оценивание  в условиях коллаборативного обучения на мотивацию  учащихся.

Раньше на традиционных уроках учитель преподносил готовые знания учащимся, но новые подходы в обучении и преподавании позволяют педагогу  перейти на демократический стиль, где учитель и ученик являются равноправными партнёрами.

   Подводя итоги можно сказать, что есть первые небольшие результаты.  Самое главное, появился интерес у учеников, им понравилось формативное оценивание.  Результатом работы стало составление среднесрочного планирования учителей. А это значит ,что учителя стали понимать ключевые идеи Программы. В том, что идеи Программы работают можно судить по урокам учителей и обратной связи с учениками. При обратной связи  учеников можно узнать, что уроки стали интереснее, сама рефлексия повышает мотивацию у учащихся. Формативное оценивание на уроках способствует положительному отношению к оцениванию, позволяет безболезненно относится к неудачам. У учеников начинает повышаться мотивация к обучению. Этого результата я и ожидала, мой план дал положительные результаты, хотя небольшие, но есть успехи. Новые методы, вносимые мною в процесс обучения вызвали большой резонанс и положительный отклик среди учащихся и коллег-учителей. Это укрепило меня в уверенности, что выбранная мною стратегия является правильной. Она показывает направление учащимся, куда они должны приложить усилия, чтобы достичь лучших результатов, обнаруживает и показывает слабые стороны в обучении. Кроме того критериальное оценивание является руководством действия для учителя, инструментом, позволяющим умело совершенствовать свою педагогическую практику.

  И в завершение, хотела  бы заметить, что с помощью данной Программой по внедрению новых подходов в обучении, наши дети, наши выпускники станут независимыми, самомотивированными, конкурентноспособными, ответственными, умеющими критически мыслить, давать формативную и суммативную оценку своим знаниям, и, конечно же, быть компетентными в цифровых технологиях.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повышение мотивации учащихся в 8 классах через формативное оценивание в условиях коллаборативного обучения Проект по исследованию в действии в рамках всей школы Серик Э .С. учитель русского языка и литературы средней школы им.О.Жанабаева І категории, стаж работы 12 лет Сравнительный анализ качества знаний и успеваемости по школе за последние 3 года Сравнительный анализ показателей среднего балла сдачи ЕНТ за последние 3 года Встреча с директором школы Анкетирование учащихся Наблюдение за учебным процессом Опрос родителей Анкетирование учителей Интервью с администрацией 2010-2011 «…первостепенная задача современной системы образования – это подготовка людей, обладающих критическим мышлением и способных ориентироваться в информационных потоках». Н .А.Назарбаев

Слайд 2

Л и д е р Коучинг Менторинг Планирование коучинг-сессии Процесс менторинга «Учитель не тот, кто учит, а тот кто учится» 1-я коучинг- сессия 2-я коучинг- сессия 3-я коучинг сессия 4-я коучинг сессия Результат Планирование урока Проведение урока Анализ и корректировка плана Совместное планирование Обсуждение Проведение урока Интервьюирование Выводы

Слайд 3

Ученик Учитель Ученик Традиционный урок Современный урок Учитель Способы оценивания эффективности предпринятых действий Проведение уроков с целью повышения качества знаний учащихся через формативное оценивание в условиях коллаборативного обучения Проведение коучингов , менторингов Организация сетевого сообщества Сравнительный анализ качества знаний учащихся в 8 классах за ІІІ четверть до и после практики Перспективы на будущее Продолжить внедрение 7 модулей Программы. Совершенствование педагогического мастерства учителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение условий для освоения и формирования у учащихся универсальных учебных действий средствами технологий в рамках ОС «Школа 2100»

  ОС «Школа 2100» сегодня широко и неоднозначно обсуждается на педагогических форумах, где можно встретить мнения как педагогов,так и родителей детей, обучающихся по этой программе. У этой...

Мини проект – социологическое исследование “Школа глазами взрослых и детей”

В программе по математике  6 класса есть практическая работа по сбору, организации и подсчёту данных и по этим данным надо уметь строить  диаграммы. Чтобы всему этому научиться я предложила ...

Проект "Технология поэтапного формирования умственных действий" в рамках недели детской книги "По страницам любимых книг"

Метод проектов является одной из возможностей использования теории поэтапного формирования умственных действий. Данный проект это практическое воплощение теории поэтапного формирования умственных дейс...

Исследование проекта. Методы исследования.

Технологическая карта и подробный конспект урока технологии для учащихся 5 класса. Урок занимает одно из центральных мест в рамках нового подхода к технологическому образованию и реализуется в соответ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Педагогическое руководство проектной деятельностью обучающихся для формирования универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС»

Современная школа ещё не полностью перешла на  новые ФГОС. Данный опыт работы уже сейчас иллюстрирует те результаты, которые могут быть достигнуты учителем в качестве  руководителя  про...

Программа обучения двигательному действию в рамках III этапа (закрепления и совершенствования; на примере избранного вида спорта (плавание) и избранного двигательного действия (гребок при плавании кролем на груди)) с использованием приемов воображения

В данной методической разработке обозначена важность использования приемов воображения на всех этапах обучения двигательному действию. Представлен порядок действий для закрепления и совершенствования ...