Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере
презентация к уроку (9 класс) на тему

Скакунова Яна Сергеевна

Данная разработка включает в себя:

- презентацию с теоретическими сведениями об этапах моделирования на компьютере (по учебнику Угриновича Н.Д. 9 класс) на простом примере вычисления площади трапеции. Каждый этап прорабатывается вместе с учащимися устно или у доски.

- текстовый документ с описание практической работы, которая рассчитана на вторую часть урока. Учащиеся моделируют задачу "О склеивании коробки", с учетом пройденных этапов. Практическую работу ребятам необходимо оформить в MS Excel. 

- документ MS Excel, в котором представлено решение практической задачи. Это для учителя. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etapy_modelirovaniya.pptx436.32 КБ
Файл zadacha_o_skleivanii_korobki.docx20.38 КБ
Office spreadsheet icon zadacha_o_skleivanii_korobki.xls27 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере Учитель информатики и ИКТ МБОУ «СОШ №1» г.Сафоново Смоленской обл. 12.08.2014

Слайд 2

1 . Описательная информационная модель Такая модель выделяет существенные, с точки зрения целей проводимого исследования, параметры объекта, а несущественными параметрами пренебрегает

Слайд 3

Пример Чему равна площадь трапеции? а b h Площадь трапеции вычисляется как произведение полусуммы её оснований на высоту

Слайд 4

2. Формализованная модель В такой модели с помощью формул , уравнений или неравенств фиксируются формальные соотношения между начальными и конечными значениями свойств объектов, а также накладываются ограничения на допустимые значения этих свойств.

Слайд 5

Пример а b h Чему равна площадь трапеции? S трапеции = ½*( а+ b )* h

Слайд 6

3. Компьютерная модель Т.е. выраженная на понятном для компьютера языке: Создание её в форме проекта на одном из языков программирования; Построение её с использованием электронных таблиц или других приложений

Слайд 7

Пример var a, b, h : integer; s : real; begin writeln(‘ Введите меньшее основание ’); readln(a); writeln(‘ Введите большее основание ’); readln(b); writeln(‘ Введите высоту ’); readln(h); s:=0.5*(a+b)*h; writeln(‘ Площадь трапеции = ’, s); end. Чему равна площадь трапеции? Решение за писать на языке Pascal .

Слайд 8

4. Компьютерный эксперимент Если компьютерная модель существует в виде проекта на одном из языков программирования, её нужно запустить на выполнение, ввести исходные данные и получить результаты

Слайд 9

5. Анализ полученных результатов и корректировка исследуемой модели В случае несоответствия результатов, полученных при исследовании информационной модели, измеряемым параметрам реальных объектов можно сделать вывод, что на предыдущих этапах построения модели были допущены ошибки или неточности.

Слайд 11

Литература Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2009.



Предварительный просмотр:

Лабораторная работа №1.

Расчет геометрических параметров объекта.

Задача. Склеивание коробки.

Описание задачи.

Имеется квадратный лист картона. Из листа по углам вырезают четыре квадрата и склеивают коробку по сторонам вырезов. Какова должна быть сторона вырезаемого квадрата, чтобы коробка имела наибольшую вместимость? Какого размера надо взять лист, чтобы получить из него коробку с заданным максимальным объемом?

Цель моделирования: определить максимальный объем коробки.

 

Компьютерная модель:

Расчетные формулы:

с =a-2b- длина стороны дна;

  S=c2- площадь дна;

  V=Sb- объем.

Здесь а- длина стороны картона, b- размер выреза. Первоначальный размер выреза b0=0. Последующие размеры выреза определяются по формуле bi+1=bi+b.

Таблица будет содержать три области:

исходные данные;

промежуточные расчеты;

результаты.

Заполните область данных по предложенному образцу. В этой области заданы текстовые исходные параметры a=40см, b= 1 см, которые были использованы для расчета длины стороны дна, площади дна и объема коробки при нескольких значениях выреза.

 

А

В

1

Задача о склеивании коробки

2

3

Исходные данные

4

Длина стороны листа

40

5

Шаг изменения выреза

1

Составьте таблицу расчета по приведенному образцу.

А

В

С

D

6

Расчет

7

Промежуточные расчеты

8

Размер выреза

Длина стороны дна

Площадь дна

Объем

9

Формула 1

Формула 3

Формула 4

Формула 5

10

Формула 2

Заполнить вниз

Заполнить вниз

Заполнить вниз

11

Заполнить вниз

Введите расчетные формулы по правилам, принятым в среде электронных таблиц:

Ячейка    Формула                             Пояснение

А9             0                         (1)                Начальный размер выреза

А10           =А9+$B$5         (2)                Следующий размер выреза получается          

                                                                 прибавлением к предыдущему шага изменения  

                                                                 выреза

В9             =$B$4-2*A9      (3)                Длина стороны дна получается вычитанием  

                                                                 из   заданной стороны листа удвоенного      

                                                                 размера  выреза

С9             = B9^2                (4)               Площадь дна вычисляется как квадрат

                                                                 длины стороны дна

D9             =C9*A9              (5)               Объем коробки вычисляется как произведение

                                                                площади дна на размер выреза, который равен

                                                                высоте коробки.

Задания:

1. Проследить, как изменяется с увеличением выреза

а) длина стороны дна;

б) площадь дна;

в) объем коробки.

2. Исследовать, как определить наибольший объем коробки и соответствующий вырез.

3. Исследовать, как изменяется наибольший объем коробки и соответствующий вырез при изменении стороны исходного листа.

4. Исследовать, как изменяется наибольший объем коробки и соответствующий вырез, если уменьшить шаг изменения выреза ( например, при b=0.3 см).

5. Подобрать размер картонного листа, из которого можно сделать коробку с заданным наибольшим объемом ( например, 5000 см3).

По результатам экспериментов сформулируйте выводы. Составьте отчет в текстовом процессоре. В отчете отразите этапы моделирования: исходные данные, геометрическую модель, расчетные формулы, результаты экспериментов и выводы.

   

Пояснения.

Задание 3.

Определите значения наибольшего объема коробки для нескольких значений длины листа. Для этого:

 - в ячейку B4 введите новое исходное значение;

 - по столбцу В определите допустимый диапазон строк для исследования. При необходимости заполните дополнительное количество строк;

 - по столбцу D определите наибольший объем коробки;

 - по столбцу А определите размер выреза, соответствующий наибольшему объему.

 Результаты экспериментов разместите в ячейках на свободном пространстве электронной таблицы по образцу.

Эксперимент

Шаг изменения выреза 1 см

Длина стороны листа

Вырез

Объем

40

60

80

 Задание 4.

Введите в ячейку новое значение шага изменения выреза (например, 0.3 см). Определите значения наибольшего объема коробки для нескольких значений длины картонного листа. Результаты экспериментов оформите в виде таблицы.

Эксперимент

Шаг изменения выреза 0.3 см

Длина стороны листа

Вырез

Объем

40

60

80

Задание5. Для подбора размера исходного листа изменяйте значение ячейки и определяйте наибольший объем коробки, пока не добьетесь заданной величины. Результаты разместите в виде таблицы.

Эксперимент

Подбор размера листа

Длина стороны листа

Вырез

Объем

2000

5000

12000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере"

Презентация к уроку "Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере" может быть использована в 9, 11 классах. УМК Угринович Н.Д....

Основные этапы исследования элементарных функций

Урок алгебры в 9 классе по теме "Основные этапы исследования  элементарных функций"  является повторительно-обобщающим перед контрольной работой. Целью урока является развитие навыков чтения...

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере (11 класс)

Архив содержитРазвернутый конспеут урока ПрезентацияПриложенияДанный материал может быть предложен для изучения в 11 классе на уроках информатики...

Схема "Этапы разработки построения моделей"

Тема " Моделирование" изучается в курсе 9 классов, поэтому для удобства восприятия новой информации можно воспользоваться схематическим изображением всех важных этапов с обязательным наличием связываю...

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

Урок разработан на основе ФГОС, с использованием ЭОР  и  конструктора LegoWedo...

Конспект и презентация к уроку информатики и ИКТ в 11 классе по теме " Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере."

Конспект и презентация  к уроку информатики и ИКТ для закрепления и обобщения понимания у учащихся этапов моделирования на примере построения модели «Расчет геометрических параметров объекта» в с...

Основные этапы разработки педагогического теста

Источник: Т.И. Шамова, С.Н. Белова, И.В, Ильина, Г.Н. Подчалимова, А.Н. Худин. Современные средства оценивания результатов обучения в школе Педагогическое общество России, Москва, 2007...