Профессиональная культура педагога»
статья на тему

эссе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx28.89 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Михневская средняя общеобразовательная школа  с углубленным изучением отдельных предметов» Ступинского муниципального района

Эссе « Профессиональная культура педагога»

 

                                                    Работу выполнила  

                                           Смыкова Е.В.

                                                 учитель – физики

п.Михнево   2013 г

Культура (лат. cultura, от colo, colere — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философиикультурологииистории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологииэтнологиипсихологииэкономикипедагогики и др.

В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характеракомпетентностейнавыковумений и знаний).

Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит — существовать.

     Мой путь в профессию учителя был не случайный. В семье пять поколения педагогов. К сожалению самых старших представителей династии мне не довелось знать, но я хорошо помню своих бабушку и дедушку, маму, которые долгие годы жизни посвятили образованию. В годы советской власти считалось, что главная черта настоящего учителя это вечный поиск и вечное сомнение, искание истины и свободы, вопрошение учеников и самого себя.

      Программа модернизации российской школы предлагает идти по дороге от «школы знаний» к построению «школы компетенций». Современный ученик должен обладать универсальными учебными умениями, чтобы уметь конструктивно общаться и уметь грамотно делать выбор. А каким должен быть современный учитель?

      Учитывая проблемы современного образования, отражающие особенности современной социокультурной ситуации, необходимо отметить факт появления потребности в создании новой философии образования, где в качестве смысловых ориентиров выступают идеи формирования новой личности, ориентированной на активное освоение гуманистических ценностей и установление отношений гуманистического типа между людьми. Новые подходы в образовании требуют и подготовки учителя, обладающего высоким уровнем общей и профессиональной культуры.

Прежде, чем говорить о профессиональной культуре, хочется немного слов сказать о культурном человеке.

       Главное культурное качество человека – это его универсальность. Однако общая культура – это не просто универсальность и разносторонность человека. Чтобы дать определение истинно культурного человека, чаще употребляют такие понятия, как «духовность» и «интеллигентность».

Духовность – характеристика качеств человека, сознания и самосознания личности, которая отражает единство и гармонию внутреннего мира, умение преодолевать себя и быть в гармонии с окружающим нас миром. Духовность характеризуется не только образованностью, широкими и глубокими культурными требованиями, но и включает в себя непрекращающийся духовный труд, понимание мира и себя в нем, тягу к улучшению себя, перестройке своего внутреннего мира, расширению своего кругозора.

Считается, что совершенно бездуховных людей нет и духовность может быть в прямой связи со способностями и умственными способностями человека. Совершенно бездуховным может оказаться талантливейшая личность, в то время как человек со средними показателями может обладать большой духовностью.

Интеллигентность – это качество культурного человека. Оно не заключается в приобретении высшего образования и умственной специальности. Интеллигентность заключается не только в познаниях, но и в умении понимать и принимать индивидуальность другого человека. Интеллигентность выражается в тысяче тонкостей: в умении вежливо спорить, неприметно помогать другим, восхищаться всеми красками природы, в своих собственных культурных достижениях. Истинно интеллигентный человек должен полностью нести ответственность за свои слова и поступки, уметь ставить перед собой жизненные цели и достигать их.  Все эти понятия должна включать в себя и культура истинного педагога.

Носителями профессионально-педагогической культуры являются люди, призванные осуществлять педагогический труд.

Выделение профессиональной культуры, как одного из свойств группы людей, относящихся к одной профессии, является результатом разделения труда, которое приводит к обособлению видов специальной деятельности.

Профессиональная деятельность как социально-культурное явление обладает сложной структурой, включающей цель, задачи, предмет, средства, методы, результат.

 Профессиональная культура - это определенная степень овладения человеком приемами и способами решения профессиональных задач

 

Высокий уровень профессиональной культуры специалиста характеризуется развитой способностью к решению профессиональных задач, т.е. развитым профессиональным мышлением и сознанием.

       

Понятие «педагогическая культура» длительное время описывалось в педагогической литературе в категориях обыденного сознания и не претендовало на строгое научное объяснение. Под педагогической культурой подразумевалась совокупность норм, правил поведения, проявление педагогического такта, педагогической техники и мастерства, педагогическая грамотность и образованность. С началом активной разработки культурологического подхода в философии, социологии, педагогике и психологии были проведены исследования, посвященные отдельным направлениям и сторонам педагогической культуры; изучаются вопросы методологической, нравственно-эстетической, технологической, коммуникативной, духовной и физической культуры личности учителя.

       А.Ситник определяет ее как совокупность общей культуры личности и профессиональных знаний по основным направлениям педагогической деятельности – теории и методики преподавания предмета, педагогике как науке о воспитании, возрастной и социальной психологии, психологии педагогического труда, возрастной физиологии, основам гигиены и медицины, основам этики и эстетики, практической экономии и экологии, философии и социологии – и умения применять эти знания в педагогической практике. Профессиональная культура учителя включает такие составляющие, как общая культура, педагогическая культура, философская культура. 

Проблема педагогической культуры находит свое отражение в работах таких исследователей, как СИ. Архангельский, А.В. Барабанщиков, Е.В. Бондаревская, В.А. Сластенин и т.д. в связи с анализом особенностей педагогической деятельности, изучением педагогических способностей, педагогического мастерства учителя.

Педагогическая культура рассматривается как важная часть общей культуры преподавателя, проявляющейся в системе профессиональных качеств и специфике профессиональной деятельности. Это интегративное качество личности педагога-профессионала, условие и предпосылки эффективной педагогической деятельности, обобщенный показатель профессиональной компетентности педагога и цель профессионального самосовершенствования.

Таким образом, содержание профессионально-педагогической культуры раскрывается как система индивидуально-профессиональных качеств, ведущих компонентов и функций.

Для понимания сущности профессионально-педагогической культуры необходимо иметь в виду следующие методологические предпосылки, раскрывающие связь общей и профессиональной культуры, ее специфические особенности (И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин):

профессионально-педагогическая культура - это универсальная характеристика педагогической реальности;

профессионально-педагогическая культура представляет собой специфическое проектирование общей культуры в сферу педагогической деятельности;

профессионально-педагогическая культура - это системное образование, включающее в себя ряд структурно-функциональных компонентов, имеющее собственную организацию, избирательно взаимодействующее с окружающей средой и обладающее интегративным свойством целого, не сводимого к свойствам отдельных частей;

единицей анализа профессионально-педагогической культуры выступает творческая по своей природе деятельность;

особенности формирования и реализации профессионально-педагогической культуры педагога обусловливаются индивидуально-творческими, психофизиологическими и возрастными характеристиками, скопившимся социально-педагогическим опытом

 Учитель – это первый эталон социальной культуры в жизни ученика. Именно с учителя ученики берут пример, стараются быть как он и отвечать всем запросам социального общества.

Лев Толстой сказал : «Чтобы жить, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать.  А спокойствие это душевная подлость! »  Эти слова великого русского писателя могут и сейчас быть девизом современного учителя. Вот только ошибаться нам нельзя!  Способность верно разбираться в личности и поведении своих учеников, адекватно откликаться на их поступки, выбирать адекватную систему методов обучения и воспитания, наилучшим образом отвечающих индивидуальным особенностям детей, – показатель высокой профессиональной культуры учителя, его педагогического искусства.

Список литературы:

Ситник А. Профессиональная культура учителя: исторические аспекты проблемы // Школа.- 1998. - №1.

Бережнова Е.В. Формирование методологической культуры учителя // Педагогика. – 1996. - № 4.

Браже Т.Г.Из опыта развития общей культуры учителя.//Педагогика, 1993, N 2.стр.70-75.

Алексашина И. Ю. Учитель и новые ориентиры образования (Гуманизация образования как предмет теоретической рефлексии и практического освоения учителем). Монография. -СПб.1997.153 с.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация этика в профессиональной культуре педагога

презентация к проекту "этика в профессиональной культуре педагога"...

"Профессиональная культура педагога как условие развития личности учащегося"

Представлены основные взгляды на  значимые качества  педагога общеобразовательной школы, его профессиональной культуры и их влияние на развитие личности учащихся....

"Профессиональная культура педагога"

Доклад,  подготовленный для выступления на  I международном научно-методическом семинаре "Специальное и интегрированное образование: организация, содержание , технологии"...

Составляющие профессиональной культуры педагога

Составляющие профессиональной культуры педагога...

Этика в профессиональной культуре педагога

Данная работа может быть использована на заседаниях ШМО и РМО, педагогических советах, производственных совещаниях....

Практико-значимый проект"Конфликтологическая компетентность как составляющая профессиональной культуры педагога"

Цель проекта: создание алгоритма формирования конфликтологической компетенции педагога как составляющей его профессиональной культуры...