Главные вкладки

    Составляющие профессиональной культуры педагога
    материал по теме

    Составляющие профессиональной культуры педагога

    Скачать:


    Предварительный просмотр:


    Министерство образования Московской области

    Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Московской области «Педагогическая академия последипломного образования»

    (ГОУ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ)

    Самостоятельная работа по теме:

    «Составляющие профессиональной культуры педагога»

                                                                           

    Выполнил:

    Семыкина Наталья Александровна,

    зам. директора по УВР  МБОУ СОШ № 5

     г. Химки Московской области

    Проверил:

    Усова Светлана Николаевна,

                                                            к.п.н., доцент

    Москва

     2011

          Профессиональная культура педагога – это интегрированное понятие, важнейшая часть общей культуры преподавателя, проявляющаяся в системе его личных и профессиональных качеств, а также специфике его профессиональной деятельности. Профессиональное становление педагога в психолого-педагогической науке в профессионально-личностном аспекте рассматривается как становление личностных, личностно-деловых качеств, профессиональных компетентностей и профессионализма.

          Профессиональное становление можно рассматривать как развитие интеллектуальной (профессиональные знания и способы деятельности), эмоциональной (эмоциональное состояние), действенно-волевой (практическая готовность, волевая саморегуляция), духовно-нравственной (мотивы, потребности, ценностные ориентации, рефлексивная культура) сфер личности педагога.

              Эффективность общения педагога с детьми во многом определяется совокупностью его личностных качеств. Нравственные и профессиональные качества ориентированы в первую очередь на целевые функции управления ученическим коллективом, неоднородным по своему составу. Высокий уровень развития данных качеств делает педагога психологически привлекательным, близким и понятным воспитанникам, укрепляет его позиции в системе межличностных отношений и создаёт условия для того, чтобы педагог воспринимался учащимися не как администратор, а как лидер.  

          В профессиональной сфере необходимыми являются такие качества: общая культура; гуманистическая ориентация личности и деятельности; способность к системному видению проблем школы, педагогических явлений и процессов, к творческому принятию решений; владение современными педагогическими и управленческими технологиями, культура коммуникаций; креативность мышления и деятельности в профессиональной сфере, наличие рефлексивной культуры. В последнее время актуализировался вопрос подготовки педагога к инновационной деятельности, т.к. развитие творческого потенциала личности учителя — основное условие обеспечения готовности педагога к работе в изменяющихся условиях, и как следствие повышения качества учебно-воспитательной работы современной школы.  

           В современной теории и практике нет единого представления о слагаемых профессиональной культуры педагога. Многие ученые выделяют следующие   составляюще компоненты профессионально-педагогической культуры: аксиологический, технологический и личностно-творческий.  

           Аксиологический компонент включает профессионально-педагогические знания мировоззрение, педагогическое мышление и рефлексию, педагогический такт и этику.  В процессе педагогической деятельности учитель овладевает идеями и концепциями, знаниями и умениями, составляющими гуманистическую технологию педагогической деятельности, и, в зависимости от степени их приложения в реальной жизни, оценивают их как более значимые.   Умение в давно известном увидеть и оценить новое составляет непреложный компонент педагогической культуры учителя.

           Технологический компонент включает способы и приёмы педагогической деятельности учителя, его способность структурировать профессиональную деятельность и выстраивать её по определённому алгоритму, учитывая этапы целеполагания, планирования, организации, оценки и коррекции.    Педагогическая технология помогает понять суть педагогической культуры, раскрывает исторически меняющиеся способы и приёмы, объясняет направленность деятельности в зависимости от складывающихся в обществе отношений. Именно в таком случае педагогическая культура выполняет функции регулирования.    

           Личностно-творческий компонент раскрывает механизм овладения ею и её воплощения как творческого акта. Процесс присвоения учителем выработанных педагогических ценностей происходит на личностно-творческом уровне. Осваивая ценности педагогической культуры, педагог способен преобразовывать, интерпретировать их.        

          Существует четыре базовых уровня сформированности профессиональной педагогической культуры. 1) Адаптивный уровень (неустойчивое отношение к педагогической реальности) Педагогическая деятельность строится по заранее отработанной схеме, нет осознанной необходимости в повышении квалификации.

     2) Репродуктивный уровень (устойчивая заинтересованность в педагогической деятельности) Педагог активно решает педагогические задачи, актуализируя психолого-педагогические знания, осознает необходимость в повышении квалификации. 3) Эвристический уровень (устойчивое стремление педагога к реализации в педагогической деятельности и хорошо развитая рефлексия) Деятельность педагога связана с постоянным поиском новых методов и форм обучения и воспитания, передаёт свой опыт коллегам, к повышению квалификации относится избирательно. 4) Креативный уровень (высокая степень самореализации в профессиональной деятельности) Преобладает нестандартный подход к решению педагогических задач, значительная роль отводится импровизации, интуиции. Педагог часто инициирует различные формы совершенствования педагогического мастерства.

            Таким образом, педагогическая культура является сферой творческого приложения и реализации педагогических способностей учителя. Педагогическое творчество предполагает наличие  инициативности, индивидуальной свободы, независимости суждений, ответственности, мобильности. Личность, воздействуя на других, творит себя, определяет своё собственное развитие, реализуя себя в деятельности.  Педагогическая деятельность имеет количественные и качественные характеристики. Содержание и организацию педагогического труда можно правильно оценить, лишь определив уровень творческого отношения педагога к своей деятельности, который отражает степень реализации им своих возможностей при достижении поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности поэтому является важнейшей её объективной характеристикой. Она обусловлена тем, что многообразие педагогических ситуаций, их неоднозначность требуют вариативных подходов к анализу и решению вытекающих из них задач. Педагогическое творчество как компонент профессиональной педагогической культуры не возникает автоматически, для его развития нужны объективные и субъективные предпосылки.

           К объективным предпосылкам относится влияние конкретного культурно-исторического периода, в котором работает педагог; морально-психологический климат коллектива; наличие адекватных средств обучения и воспитания; материально-техническая оснащённость образовательного процесса.   

          Субъективными предпосылками для проявления педагогического творчества являются высокий уровень общекультурной подготовки педагога, его личностные качества, наличие мотивации к творческой деятельности и уровень образованности, педагогический опыт и интуиция. Неотъемлемой частью профессионального становления педагога является совершенствование профессиональной компетентности, которая определяется уровнем собственно профессионального образования, опытом и индивидуальными способностями, его мотивированным стремлением к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, творческим и ответственным отношением к делу.          Проблема развития профессионально-педагогической компетентности сегодня является одной из самых ключевых в современной педагогике. Ведь профессионализм в любой профессии это сплав личностных характеристик человека, теоретических знаний и практических умений. Для учителя уровень профессионализма – это качественный показатель его развитости как личности. Благодаря данной компетентности взаимодействие педагога на личность воспитанника реализуется на фундаментальной научной базе, на уровне высоких гуманитарных технологий. Уровень человековедческой компетентности – один из приоритетных показателей современного учителя и руководителя школы. Сегодня школа особенно нуждается в учителе – духовном наставнике, ей нужен образованный специалист, творчески реализующий новые технологии обучения, стабильно добивающийся высоких результатов в своей профессиональной деятельности, а фундаментальной составляющей профессиональной культуры педагога является обретение человековедческой компетентности в процессе освоения человековедческих технологий.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Практико-значимый проект"Конфликтологическая компетентность как составляющая профессиональной культуры педагога"

    Цель проекта: создание алгоритма формирования конфликтологической компетенции педагога как составляющей его профессиональной культуры...

    Конфликтологическая компетентность как составляющая профессиональной культуры педагога

    Практико-значимый проект  по курсу " Образование и общество.Актуальные проблемы по психологии и педагогики" Разработка  семинара-практикума  "Конфликс в школе:  можно ли его п...

    Конфликтологическая компетентность как составляющая профессиональной культуры педагога

    В статье представлены методические рекомендации по решению конфликтных ситуаций, возникающих в межличностных взаимоотношениях между всеми участниками образовательного процесса....

    Презентация "Конфликтологическая компетентность как составляющая профессиональной культуры педагога"

    Практико-ориентированный проект, котрый поможет учителю научиться управлять конфликтом, направлять его в конструктивное созидательное русло....

    Практико-ориентированный проект "Конфликтологическая компетентность как составляющая профессиональной культуры педагога"

    Проект напрвлен на расширение знаний педагогов в области психологии и конфликтологии, содержит практические материалы для повышения конфликтологической компетенции педагогов....

    Конфликтологическая компетентность как составляющая профессиональной культуры педагога.

    Презентация, посвященная одной из основных компетентностей  профессиональной культуры педагога....