Главные вкладки

    Практико-значимый проект"Конфликтологическая компетентность как составляющая профессиональной культуры педагога"
    материал по теме

    Лазарян Елена Сергеевна

    Цель проекта: создание алгоритма формирования конфликтологической компетенции педагога как составляющей его профессиональной культуры

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon praktiko-znachimyy_proekt.doc201.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                                           Введение.

    В условиях социального обновления России наблюдается заметное повышение напряженности и конфликтности в различных сферах общественной жизни, в том числе и в области образования. В связи с этим в последнее время возрос интерес к проблеме конфликта, весьма актуальной как в научном, так и прикладном отношениях.

    В настоящее время учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе рассматривается как сложная система одно- и многоуровневых взаимоотношений индивидуального, индивидуально-группового и группового характера, включающая такие подсистемы, как «ученик – ученик», «учитель – школьник», «педагог – педагог», «учитель – директор», а также «администрация и педагоги школы – родители», «родители – дети» и др. От того, в какой мере эффективно происходит взаимодействие между всеми названными участниками образовательного процесса, зависит достижение конечных его целей — воспитание человека как гармонично развитой личности с высоким творческим потенциалом саморазвития.

    Внешними факторами, повышающими конфликтогенность педагогического процесса, являются социальные, экономические и психологические проблемы, усиливающие напряжение в различных сферах социального взаимодействия, что, в свою очередь, усложняет процессы и механизмы развития, воспитания и обучения. Неконструктивное поведение сторон в конфликтной ситуации  ведет к перерастанию деловых конфликтов в эмоциональные, которые приводят к таким негативным последствиям, как рост эмоциональной напряженности, повышение уровня тревожности, провокация неоправданных способов психологической защиты.

        Профессиональная культура педагога – это сложная, комплексная составляющая его личности, соединяющая в себе социальные, профессиональные и сугубо личностные характеристики. Социальная сторона профессиональной культуры педагога определяется его социальным  статусом, функциями в обществе, самосознанием и самооценкой как члена социума, а также уровнем и способами взаимоотношения с другими социальными группами.

             Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным.

    Одной из составляющих профессиональной культуры учителя является его конфликтологическая компетентность.

    Цель проекта: создание алгоритма формирования конфликтологической компетенции педагога как составляющей его профессиональной культуры

    Задачи:

    1. Проведение диагностики уровня конфликтологической культуры педагогов посредством анкетирования, тестирования.
    2. Повышение знаний педагогов в области психологии и конфликтологии
    3. Разработка практических  мероприятий для повышения уровня конфликтологической компетенции педагога.
    4. Разработка рекомендаций, памяток для педагогов для разрешения конфликтных ситуаций.

    1. Теоретическая часть .

    1 .1 Понятие конфликта.

         Взаимодействия с учащимися учитель организует через разрешение педагогических ситуаций. В педагогической ситуации учитель вступает в контакт с учеником по поводу его конкретного поступка, действия.

    В течении учебного дня учитель включается в широкий диапазон взаимоотношения с учениками по разным поводам.

          При разрешении педагогических ситуаций действия учителей часто определяются их личной обидой на учеников. У учителя тогда проявляется стремление выйти победителем в противоборстве с учеником, не заботясь о том, как ученик выйдет из ситуации, что усвоит из общения с учителем, как изменится его отношение к себе и взрослым.

         Ученику трудно выполнять правила поведения в школе и требования учителей на уроках и переменах, поэтому естественны незначительные нарушения общего порядка: возможны ссоры, обиды, смены настроения и т.д.

     Правильно реагируя на поведение учащегося, учитель берёт ситуацию под собственный контроль и восстанавливает порядок. Поспешность в оценках поступка часто приводит к ошибкам. Вызывает возмущение у ученика несправедливость со стороны учителя , и тогда педагогическая ситуация переходит в конфликт.

    Конфликт (лат. coflictus — столкновение) в самом общем виде определяют как предельно обостренное противоречие. Конфликты можно классифицировать по разным основаниям и выделить: ролевые и личностные, межличностные и внутриличностные, кратковременные и затяжные, явные и скрытые, конструктивные и деструктивные, ситуационные и системные и др.

    Так, например, межличностный (межгрупповой) конфликт можно определить как ситуацию, в которой взаимодействующие люди или преследуют несовместимые цели, или придерживаются несовместимых (взаимоисключающих) ценностей и норм, или одновременно стремятся в острой конкурентной борьбе к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута лишь одной из конфликтующих сторон.

    Внутриличностный (личностный) конфликт — ситуация острого эмоционального переживания, вызванная столкновением примерно равных по силе, но противоположно направленных интересов, потребностей, мотивов, ценностных ориентаций у одного и того же человека, с одной стороны, и трудностями выбора, дефицитом воли или других свойств личности, — с другой.

    Понятие «конфликт» употребляется в широкой трактовке — в него включаются такие явления, как разногласия, противоречивые намерения, несовпадающие установки и экспектации (ожидания), соревнование, конкуренция, враждебность и другие подобные противоречивые отношения и действия.

    1.2 Виды педагогических конфликтов.

    Все педагогические конфликты можно разделить на три группы: мотивационные; связанные с недостатками в организации в обучении; конфликт взаимодействий.

    Мотивационные. Они возникают между учителями и учениками из-за учебной мотивации учащихся ( из-за того, что школьники либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению.)

    Связанные с недостатками в организации в обучении.

    I конфликтный переход происходит в начальной школе , когда первоклассник переживает довольно сложный этап  в своей жизни: происходит смена игровой деятельности на учебную.

    II конфликтный переход – переход в 5-ый класс. На смену одному учителю приходит несколько учителей-предметников. Появляются новые учебные предметы.

    III конфликтный переход – в начале 9-ого класса, когда нужно решить , что делать после его окончания – идти в среднее учебное заведение или в 10-ый класс.

    IV конфликтный переход – окончание школы, выбор будущей профессии, ЕГЭ, начало личной жизни.

    Конфликт взаимодействий. Конфликты дисциплины. Конфликты в сфере дидактического взаимодействия. Конфликты в методике обучения. Конфликты в тактике взаимодействия учителя с подростком. Конфликты этики.

    1.3.Особенности педагогических конфликтов.

    1.Профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение ситуации: ведь учебное заведение, в котором учится ребёнок, - модель общества, где ученики усваивают социальные нормы и отношения между людьми.

    2.Участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель - ученик), чем и определяется их разное поведение в конфликте.

    3. Разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при их разрешении.

    4. Различное понимание событий и их причин участниками (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ученика, а ученику справиться со своими эмоциями, подчинить их разуму.

    5. Присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю.

    6. Профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика.

    7. Всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие ученики.

    8. Конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.

    1.4. Причины конфликтов

    При всём разнообразии конфликтов можно выделить их основные причины.

    - В последние годы учащиеся сильно изменились, тогда, как, некоторые учителя видят их такими, какими были учащиеся 10-15 лет назад, поэтому отношения с учениками складываются напряжённые.

    - Отсутствие взаимопонимания между педагогами и учащимися, вызванное незнанием возрастных психологических особенностей воспитанников. Так, повышенная критичность, свойственная подростковому возрасту, зачастую воспринимается учителями как негативное отношение к их личности.

    - Консерватизм и стереотипность в выборе воспитательных методов и средств.

    - Учителем, как правило, оценивается не отдельный поступок ученика, а его личность. Такая оценка часто определяет отношение к ученику других учителей.

    - Оценка ученика нередко строится на субъективном восприятии его поступка и малой информированности о его мотивах, особенностях личности, условиях жизни в семье.

    - Учитель затрудняется провести анализ возникшей ситуации, торопится строго наказать ученика.

    - Немаловажное значение имеет характер отношений, которые сложились между учителем и отдельными учениками; личностные качества и нестандартное поведение этих учеников являются причиной постоянных конфликтов с ними.

    - Личностные качества учителя (раздражительность, грубость, мстительность, самодовольство, беспомощность); настроение учителя при взаимодействии с учениками; жизненное неблагополучие учителя.

    - Общий климат и организация работы в педагогическом коллективе.

    Динамика конфликта

    Динамика конфликта складывается из трех основных стадий: нарастание, реализация и затухание. Успешная блокировка конфликта (переведение его из области коммуникативных взаимодействий в плоскость предметно-деятельностную) возможна лишь на первой стадии. Если конфликт разгорелся, подавить его уже не удается. Воспитательная коррекция эффективна на третьей стадии, когда произошла разрядка напряжения и обе стороны «выплеснули свои эмоции».

    1.5.Стиль взаимодействия педагога в конфликте с учащимися

    Как решить проблему противоречий во взаимоотношениях педагога с учащимися?

    Профессиональная позиция, ориентированная на потенциал ребёнка, на его дальнейшее развитие, должна быть тактически проработана, а тонкое психологическое прикосновение к личности ребёнка - согласно тому, что он есть сейчас (возраст, состояние, опыт, знания, интеллект, способности, уровень воспитанности и другое) - оправдано. Многое зависит от выбора стиля поведения, соответствующего конфликтной ситуации. Ведь некоторые стили могут быть наиболее эффективными для разрешения конфликтов определённого типа.

    К. У. Томасом и P. X. Килменном были разработаны основные наиболее приемлемые стратегии поведения в конфликтной ситуации. Они указывают, что существует пять основных стилей поведения в конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество, уклонение (игнорирование), соперничество или конкуренция. Стиль поведения в конкретном конфликте определяется той мерой, в которой вы хотите удовлетворить собственные интересы, действуя при этом активно или пассивно, и интересы другой стороны, действуя совместно или индивидуально.

    Стиль конкуренции

    Один из участников конфликта достигает своей цели путём подавления другого. Результат - конфликт «загоняется» вглубь: психологическое напряжение, дискомфорт, неблагоприятное эмоциональное состояние соперника.

    Стиль конкуренции (соперничества) может использовать педагог, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с учащимися и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы.

    Его можно использовать, если:

    1. Исход конфликта очень важен, и вы делаете большую ставку на своё решение возникшей проблемы;

    2.Обладаете достаточной властью и авторитетом, и представляется очевидным, что предлагаемое вами решение - наилучшее;

    3. Чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять;

    4. Должны принять непопулярное решение и у вас достаточно полномочий для выбора этого шага.

    Следует иметь в виду, что этот стиль, кроме чувства отчуждения, ничего больше не сможет вызвать.

    Стиль уклонения

    Один из участников уходит от конфликта, избегает его. Это происходит в следующих случаях: когда он чувствует себя неправым, ощущает безнадёжность ситуации, не хочет тратить силы, другой человек обладает большой властью. Естественно, что уклоняющийся не получает полного удовлетворения от такого разрешения конфликта.

    Стиль уклонения, реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения и не хотите тратить время и силы на её решение.

    Стиль уклонения можно рекомендовать к применению в следующих ситуациях:

    1. Источник разногласий несущественен для вас по сравнению с другими более важными задачами, а потому вы считаете, что не стоит тратить на него силы;

    2. Знаете, что не можете или даже не хотите решить вопрос в свою пользу;

    3. У вас мало власти для решения проблемы желательным для вас способом;

    4.Хотите выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию, прежде чем принять какое-либо решение;

    5. Пытаться решить проблему немедленно опасно, т.к. вскрытие и открытое обсуждение конфликта могут только ухудшить ситуацию;

    6.У вас был трудный день, а решение этой проблемы может принести дополнительные неприятности.

    Не следует думать, что этот стиль является бегством от проблем или уклонением от ответственности. В действительности уход или отсрочка может быть вполне подходящей реакцией на конфликтную ситуацию, так как за это время она может разрешиться сама собой или вы сможете заняться ею позже, когда будете обладать достаточной информацией и желанием разрешить её.

    Стиль приспособления

    Участник конфликта подчиняется другому, делает то, что он требует, перестаёт отстаивать свои интересы. Человек жертвует иногда не только своими интересами, но и достоинством.

    Стиль приспособления означает, что вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей атмосферы.

    Стиль приспособления может быть применён в следующих наиболее характерных ситуациях:

    1. Важнейшая задача - восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта;

    2. Предмет разногласия не важен для вас, или вас не особенно волнует случившееся;

    3. Считаете, что лучше сохранить добрые отношения с другими людьми, чем отстаивать собственную точку зрения;

    4.Осознаёте, что правда не на вашей стороне;

    5. Чувствуете, что у вас недостаточно власти или шансов победить.

    Этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существенен для вас или когда вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны.

    Стиль компромисса

    Участники конфликта частично уступают друг другу, заключают как бы временное перемирие. Это поверхностный уровень решения проблемы, так как конфликт не разрешается полностью, а лишь откладывается.

    Суть стиля компромисса заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. В этом плане он несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чём-то уступают друг другу. Этот стиль наиболее эффективен, если обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо. При использовании этого стиля акцент делается не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте, который можно выразить словами: «Мы не можем полностью выполнить свои желания, следовательно необходимо прийти к решению, в которым каждый из нас мог бы согласиться».

    Такой подход к разрешению конфликта можно использовать в следующих ситуациях:

    1.Обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы;

    2.Удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение;

    3.Вас может устроить временное решение, т.к. нет времени для выработки другого или же другие подходы к решению проблемы оказались неэффективны.

    Стиль сотрудничества

    Происходит открытое обсуждение возникшей конфликтной ситуации, нужд и желаний каждого человека, поиск решения, позволяющего удовлетворить каждого.

    Стиль сотрудничества можно использовать, если, отстаивая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Этот стиль наиболее труден, т.к. он требует более продолжительной работы. Цель его применения - разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного из этих факторов делает этот стиль неэффективным.

    Для разрешения конфликта этот стиль можно использовать в следующих ситуациях:

    1.Необходимо найти общее решение, если каждый из подходов к проблеме важен и не допускает компромиссных решений;

    2.У вас длительные, прочные и взаимозависимые отношения с другой стороной;

    3.Основной целью является приобретение совместного опыта работы;

    4.Стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов.

    Многие считают, что стиль сотрудничества - это наиболее оптимальный стиль поведения в конфликтной ситуации, т.к. конструктивное разрешение конфликта предполагает достижение совместной цели при условии удовлетворённости партнёров. Однако следует помнить, что не в каждом конфликте можно достичь сотрудничества в силу не зависящих от нас обстоятельств. Поэтому надо научиться эффективно использовать каждый из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства.

         Разумеется, педагогических рецептов и «волшебных» методических приемов тут недостаточно. В своей ежедневной работе учитель остается один на один со всем, что его тревожит. Ему необходимы знания для разрешения конфликтных ситуаций, для поддержки учащегося в трудный возрастной период и в сложной жизненной ситуации, с которыми сталкивается ребенок в процессе обучения.

         Таким образом, речь идет о профессиональной компетентности педагога в решении вопросов дисциплины и мотивации, а также о развитии организационной культуры педагогических коллективов.

         II.  Практическая часть.

    2.1.Проведение диагностики уровня конфликтологической культуры педагогов

    Для  выявления уровня конфликтологической культуры  существует множество методик, тестов, опросников. В своем проекте я использую тест

    стратегия, (стиль) поведения в конфликте (см.Приложение  № 1) , «Уровень конфликтности личности» (см.Приложение№2) и анкетирование

    « Конфликтная ли вы личность?» (см. Приложение № 3).

    2.2.Повышение знаний педагогов в области психологии и конфликтологии.

         Для чего необходима профессиональная, в том числе и конфликтологическая  компетентность педагогу? Для того, чтобы быть успешным, для того, чтобы быть здоровым как психически, так и физически. Но для этого необходимо понимать, как сохранить здоровье, как быть успешным и какие средства необходимо использовать для решения проблемных, а часто конфликтных ситуаций.

     Так какие же знания необходимы педагогу?

    1).В первую очередь – это знание возрастных особенностей ребенка и специфику возрастных ученических конфликтов. К конфликтам «школьного» возраста можно отнести: конфликт «младшего школьника», конфликт подросткового возраста, конфликт юности.

      В младшем школьном возрасте можно выделить следующие конфликты:

    1.Конфликты эмоционального неблагополучия – связаны с изменением социальной ситуации развития, с тем, что ребенок меняет свой образ жизни и соответственно требования взрослых к ребенку завышены.

    2.Конфликты самооценки проявляются в реактивных состояниях по поводу оценки деятельности, которая воспринимается ребенком как самооценка.

    3.Адаптационные конфликты – связаны с изменением социального окружения.

    4.Конфликты саморегуляции.

    5.Коммуникативные конфликты, связанные с несформированностью навыков общения.

    6.Конфликты детской зависимости, которые  связаны с изменением роли ближайшего окружения в жизни ребенка.

    Основные конфликты подросткового возраста:

    1.Деятельностный конфликт, приводящий подростка к поступку, на основе которого формируется самоотношение подростка и который определяет способность к преодолению преград. У подростка формируются внутренние критерии, имеются альтернативы – это суть деятельностного конфликта в подростковом возрасте.

    2.Мотивационные конфликты – связаны со следующими мотивами: обособление и объединение.

    3.Эмоциональный конфликт – связан с накоплением эмоционального напряжения не разрешенного ранее.

    4.Конфликт отношений – связан с взаимоотношениями со сверстниками и изменением внутрисемейных отношений, а именно формирование эго-идентичности – ролевого смешения (по Э.Эриксону).

    5.Конфликт самостоятельности и ответственности.

    Конфликты юности представлены следующими конфликтами:

    1.Ценностно-смысловые конфликты

    2.Морально-нравственные конфликты.

    3.Деятельностные конфликты, которые связаны с профессиональным самоопределением и формированием профессиональной идентичности.

    Такая классификация конфликтов способна помочь педагогу распознать причину «плохого» поведения ребенка

    2). Учителю необходимо понимание мотивов такого поведения. Рудольф Дрейкурс выделил четыре основных мотива «плохого» поведения: привлечение внимания, власть, месть, избегание неудачи. Любой мотив можно рассмотреть по схеме, предложенной С.В. Кривцовой, выделив следующие критерии: социальные причины, сущность поведения, «сильные стороны» поведения, реакции учителя: эмоции и импульс, реакции ученика, способы предотвращения. Для удобства представим их в виде таблицы. (см. Приложение № 4).

    3).Педагогу так же необходимо знать  причины возникновения конфликтов.

    Причин для конфликтов может быть великое множество, но основными из них являются:

    - борьба за внимание;

    - борьба за власть;

    - желание отомстить за причиненные обиды;

    - неадекватная самооценка: завышенная или заниженная (соответствен но излишняя амбициозность или отстраненность).Указанные причины характерны для любых возрастных категорий, т. к. в конфликте каждый старается достичь той или иной цели.

    4).Необходимы учителю знания об особенностях конфликтов в педагогическом процессе.

    Конфликты, возникающие в педагогическом процессе, имеют целый ряд особенностей, к которым относятся:

    - ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций, поскольку школа - модель общества, где ученики усваивают нормы взаимоотношений между людьми;

    - участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель - ученик), чем и определяется их поведение в конфликте;

    - разница в жизненном опыте участников порождает разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов;

    - различное понимание событий и их причин (конфликт"глазами учителя" и"глазами ученика"видится по-разному), поэтому учителю не всегда, удается понять глубину переживаний ребенка, а ученику – справиться с эмоциями, подчинить их разуму;

    - присутствие других учеников превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю;

    - профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу и  в его разрешении и на первое место поставить интересы ученика;

    - всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы, в которые включаются другие ученики.

    Условием для повышения уровня знаний педагогов по данной проблеме является наличие соответствующей информационной базы в ОУ : тематическая литература, научные статьи, лекции специалистов и т.д.

    2.3.Разработка мероприятий для повышения уровня конфликтологической компетенции педагога.

    Для формирования основных умений и навыков самопознания, самоанализа и самооценки для разрешения возникающих конфликтных ситуаций и предупреждения конфликтов необходимо:

    1).Разработать и провести практические  занятия и тренинги  по темам:

    “Конфликты в нашей жизни”,“Учимся разрешать конфликты”,Стили разрешения конфликтов”,“Самоконтроль в общении”,Управление конфликтом,Самооценка и внутриличностный конфликт”,Ролевые и внутриличностные конфликты”

    2).В рамках мероприятий проводить моделирование конфликтных ситуаций и варианты выхода из них.

    Примеры конфликтных ситуаций:

    -  Мама ученицы начальной  школы  уверена, что по английскому языку ее дочь должна иметь «четыре», а не «три». Со своими претензиями она идет не к учителю, а сразу к завучу. Учитель, с которым мама предварительно не поговорила, считает этот поход к завучу некорректным и не желает давать никаких объяснений.

    - Учительница начальных классов, ученики которой перешли в среднее звено, продолжает общаться с родительским комитетом теперь уже пятого класса. Обсуждая проблемы, часто высказывает критические замечания в адрес «предметников», преподающих в «ее» классе, иногда критикует «классную». Но кто-то из родителей сообщает новой классной руководительнице об идущих разговорах, и та просит администрацию освободить ее от этой должности.

    - Шел урок рисования, учительница огласила отметки, выставленные детям за работы, выполненные на прошлом уроке. Игорю К. показалось, что учительница поставила ему заниженную отметку. Он грубо обозвал учительницу и вышел из класса. Учительница велела передать Игорю, чтобы к ней на урок он больше не являлся.

    - Урок в 8-м классе. Проверяя домашнее задание, учительница трижды вызывает одного ученика. Все три раза мальчик отвечал молчанием, хотя обычно по этому предмету хорошо успевал. В результате «двойка» в журнале. На следующем уроке опрос вновь начался с него. И когда он опять не стал отвечать, учительница удалила его с урока. Та же история повторилась на следующих двух занятиях, потом последовали прогулы и вызов родителей в  школу .

    Любой конфликт можно проанализировать по предлагаемому ниже алгоритму. Делая это, вы накопите опыт решения и сумеете спокойнее и точнее разбираться в конфликтных ситуациях.
    Алгоритм анализа конфликтной ситуации: 1. Описание ситуации; ее участники. 2. Природа и суть ситуации. 3. Поведение одной стороны.
    4. Поведение другой стороны. 5. Момент, позволявший предупредить
    перерастание проблемы в конфликт. 6. Что помешало этому (эмоциональное состояние, присутствие свидетелей, растерянность, неожиданность, другое).
    7. Каким был выход из конфликта. 8. Какие приемы взаимодействия с конфликтующими я мог использовать; как я их использовал. 9. Анализ моего поведения в данной ситуации: правильно - ошибочно. 10. Варианты поведения после конфликта. 11. Что делать, чтобы избежать аналогичных конфликтов.

    3).Организация  курсовой подготовки педагогов на базе ПАПО для повышения конфликтологической компетенции.

    2.4.Рекомендации, памятки для педагогов для разрешения конфликтных ситуаций

    Алгоритм действий учителя в конфликтной ситуации.

    Когда мотивы конфликта неизвестны или руководитель в них сомневается, важно выдержать алгоритм действий.

    1.Выслушать всех участников конфликта или представителей группы.

    2.Ни одному участнику конфликта не давать оценки, не поддакивать, не записывать.

    3.Не делать выводов о сути конфликта на основании информации только одного участника: не доверяйте никому на слово, не доверяйте эмоциям и проявлениям чувств.

    4.Вести разговор только о сущности конфликта.

    5.Постараться выявить суть, мотивы конфликта. Возможно, инсценировать конфликт  в группе.

            Памятка учителю по предупреждению образования конфликтных ситуаций.

    1.Подавление собеседника выдержкой и спокойствием. Если в разговоре с вами ученик начинает нервничать и повышать голос, то первой вашей реакцией будет раздражение и повышение голоса. Постарайтесь подавить эту реакцию, отвечайте на бурные атаки собеседника ровным, спокойным, уверенным, а главное, доброжелательным тоном (иногда с легкой иронией), и вы скоро увидите, как ваш собеседник перейдет на спокойный тон.

    2.Насилие над собственным мнением. Заставьте себя в ученике, которого вы терпеть не можете или недолюбливаете, найти какие-нибудь положительные  качества. Постарайтесь убедить себя, что вы до сих пор имели ошибочное представление о нем, даже если для этого у вас были все основа Это будет сделать нелегко, но вы попытайтесь убедить себя, что ваш ученик не  так уж и плох, что он, скорее всего, расположен к вам.

    После этого обращайтесь с ним так, чтобы он не сомневался, что вы предполагали в нем эти качества, апеллируйте к ним и высоко их оценивайте. Если  вы будете это делать постоянно, ненавязчиво, уместно, то вскоре убедитесь,  что ваш ученик действительно обладает этими качествами, поскольку каждый  человек страстно желает быть ценимым.

    3.Неожиданное решение. Чего обычно ждут от своего руководителя провинившиеся? Наказания. Это относится и к учащимся. А как относится педагог к недобросовестному, неисполнительному, отстающему ученику? Конечно, с неприязнью и недоверием. Очевидно, для всех вас эти ответы являются  аксиомами. Откажитесь от них! Особенно тогда, когда вы чувствуете, знаете, понимаете, что ученик смирился со своим положением и не ждёт от вас доброго слова, не говоря уже о доверии. Окажите ему предпочтение перед другими, дайте ему ответственное поручение. Делайте это гласно, высказывая  уверенность, что он его выполнит. Большой воспитательный заряд несут эти решения.  Они окрыляют ученика. Но делать это надо тогда, когда сумеете затронуть душу человека своим доверием, которое превосходит страх риска. Используйте оружие великодушия. Не бойтесь применять неожиданные для ученика решения. Не бойтесь рисковать.

    4.Авансированная похвала. Дав кому-нибудь задание и не будучи уверенным в его своевременном и качественном выполнении, похвалите его, сказав, что никому другому не можете поручить столь ответственное дело. Вы убедитесь, что ваша похвала в аванс оправдала себя: ученик будет старателен.

     

    III. Заключение.

     Итак, согласно современной конфликтологической концепции. Конфликт считается нормальным и естественным состоянием общества. Однако это совсем не означает, что нужно всегда и всюду конфликтовать, оправдывая свою несдержанность «естественным состоянием». Данная концептуальная позиция основывается на знании особенностей природы человека. Действительно, личность конфликтогенна, то есть обладает определённым потенциалом противоречий. Это, с одной стороны, даёт возможность развиваться личности и обществу, а с другой – создаёт непростые взаимоотношения между людьми и сообществами. Отсюда вытекает вывод о том, что конфликт в обществе выполняет не только деструктивные, но и конструктивные функции. Правда, для перехода конфликта в конструктивное русло необходимо, чтобы члены общества обладали соответствующими навыками, были способны отделить проблему от человека. Научный подход к проблеме конфликтов позволяет утверждать, что они в принципе управляемы, регулируемы, решаемы.

    Для овладения конфликтологической компетентностью педагогу требуется осознанное изучение человека и условий его развития, позволяющее в конкретных взаимоотношениях в полной мере реализовать опыт гуманистического взаимодействия с людьми.

    Диагностика уровня конфликтности педагогов показала, что из 19  протестированных : 2 человека имеют уровень конфликтности выше среднего, 5 « ближе к среднему», 8 человек – «ниже среднего»,  4 чел. – «низкий». Предупреждение конфликтов требует от человека  напряжения собственных творческих сил, заставляет его становиться более наблюдательным, сообразительным, находчивым и ответственным. Это путь к личному творчеству и возможность помочь тому, кто находится рядом.

    Таким образом, реализация данного проекта, поможет педагогу более успешно управлять собой, находить правильный стиль в отношениях с окружающими и в решении непростых проблем, которых так много в современной школе, а значит, сможет повысить свою профессиональную компетентность и конфликтологическую компетентность в частности.

                                              IV. Библиография.

    1. Анцупов А.Я. - Профилактика конфликтов в школьном коллективе. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

    2. Баныкина С.В., Степанов Е.И.- Конфликты в современной школе: изучение и управление.- М.:КомКнига,2006.

    3. Бережная Г.С. - Технология формирования конфликтологической    компетентности педагогов общеобразовательного учреждения Пенза 2008 г.

    4. Бережная Г.С. - Формирование конфликтологической компетентности педагогов общеобразовательной школы: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. – Калининград, 2009. – 46 с.

    5. Выготский Л.С. Психология подростка//Собр.соч.т 4. М.: Педагогика,1984 – с 65.

    6. Выготский Л.С. Педагогическая психология М.: Педагогика,1999.

    7. Гришина Н.В. -  Психология конфликта. – СПб., 2000.

    8. Гильманов С. -  Творческая индивидуальность педагога («Школьная практика» 2004 г. № 4.)

    9. Карелина  А.. -  Энциклопедия психологических тестов, М., Издательство АСТ, 1997, 299 с.

    10. Лукьянова Л.Н. -  Школьные конфликты: риск или благоприятные возможности («Классный руководитель» №7 2009г.)

    11. Педагогический конфликт: теория и технология / Общ. ред. А.С. Гусевой. – М., 1996.

    12. Под редакцией Сластенина В.А. - Формирование профессиональной культуры учителя Москва 2000 г.

    13. Харханова Г.С .  - Педагогическая конфликтология» Калининград 2003 г.

    14. Харханова Г.С. -  Модель формирования конфликтологической компетентности педагога-психолога  Челябинск «Образование» 2004

    15. Чистякова Т.А- Педагогический конфликт и способы его преодоления – Л.: Просвещение,1987.

    V. Приложения.

    Приложение № 1

    Стратегия, (стиль) поведения в конфликте (тест)

    1. Я человек принципиальный и никогда не меняю своей позиции.

    2. Мне сложно отстаивать свою позицию, даже если я точно знаю, что прав.

    3. Трачу много времени на поиски общих точек соприкосновения.

    4. Для меня важнее сохранить хорошие отношения, даже если приходится жертвовать своими интересами.

    5. Я отзываюсь на предложения других, но сам не склонен проявлять инициативу.

    6.Из любого конфликта я выхожу победителем.

    7. Я избегаю напряжённых ситуаций, хотя дело от этого может пострадать.

    8. Пересматриваю свою точку зрения, почувствовав в ходе обсуждения свою  неправоту.

    9. Много времени я уделяю проблемам других и часто забываю о себе.

    10. Я легко соглашаюсь уступить, если и другой поступает также.

    11.Продолжаю спор до тех пор, пока собеседник не вынужден будет принять мою точку зрения.

    12. Я добиваюсь эффективных результатов, когда работаю под руководством более опытного партнёра.

    13. С удовольствием проявляю инициативу в примирении сторон.

    14. Если это сделает другого счастливым, даю ему возможность настоять на своём.

    15.Часто я соглашаюсь на первое же условие, которое ведёт к урегулированию проблемы в отношениях.

    1 балл - совсем не согласен;

    2 балла - не согласен;

    3 балла - скорее согласен;

    4 балла - согласен;

    5 баллов — полностью согласен.

    Стратегия поведения

    № утверждений

    Сумма баллов

    Соперничество (конкуренция)

    1,6, 11

    Избегание (уклонение)

    2, 7, 12

    Сотрудничество

    3,8, 13

    Приспособление

    4, 9, 14

    Компромисс

    5, 10, 15

    Приложение № 2

    Тестирование «Уровень конфликтности личности»

    Инструкция: При ответе на вопрос выберите один вариант ответа,под конкретной буквой, запишите букву после номера вопроса.

    1) Характерно ли для вас стремление к доминированию, то есть к тому, чтобы подчинить своей воле других?

    а) нет

    б) когда как

    в) да

    2) Есть ли в вашем коллективе люди, которые вас побаиваются, а возможно и ненавидят?

    а) да

    б) ответить затрудняюсь

    в) нет

    3) Кто вы в большей степени?

    а) пацифист

    б) принципиальный

    в) предприимчивый

    4Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями?

    а) часто

    б) периодически

    в) редко

    5)Что для вас было бы наиболее характерно, если бы вы возглавили новый для вас коллектив? 

    а) разработал бы программу развития коллектива на год вперед и убедил бы членов коллектива в ее перспективности;

    б) изучил бы, кто есть кто, и установил бы контакт с лидерами;

    в) чаще советовался бы с людьми.

    6)В случае неудач какое состояние для вас наиболее характерно?

    а) пессимизм

    б) плохое настроение

    в) обида на самого себя

    7)Характерно ли для вас стремление отстаивать и соблюдать традиции вашего коллектива?

    а) да

    б) скорее всего да

    в) нет

    8)Относите ли вы себя к людям, которым лучше в глаза сказать горькую правду, чем промолчать?

    а) да

    б) скорее всего да

    в) нет

    9)Из трех личностных качеств, с которыми вы боретесь, чаще всего вы стараетесь изжить в себе

    а) раздражительность

    б) обидчивость

    в) нетерпимость критики других

    10)Кто вы в большей степени?

    а) независимый

    б) лидер

    в) генератор идей

    11)Каким человеком считают вас ваши друзья?

    а) экстравагантным

    б) оптимистом

    в) настойчивым

    12)С чем вам чаще всего приходится бороться?

    а) с несправедливостью

    б) с бюрократизмом

    в) с эгоизмом

    13)Что для вас наиболее характерно?

    а) недооцениваю свои способности

    б) оцениваю свои способности объективно

    в) переоцениваю свои способности

    14) что приводит вас к столкновению и конфликту с людьми.

    а) излишняя инициатива

    б) излишняя критичность

    в)  излишняя прямолинейность

    Обработка результатов тестирования. Все ответы к каждому вопросу имеют свою оценку в баллах. Замените выбранные вами буквы баллами и подсчитайте общую сумму набранных вами баллов.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    А

    1

    3

    1

    3

    3

    2

    3

    3

    2

    3

    2

    3

    2

    1

    Б

    2

    2

    3

    2

    2

    3

    2

    2

    1

    1

    1

    2

    1

    2

    В

    3

    1

    2

    1

    1

    1

    1

    1

    3

    2

    3

    1

    3

    3

    Определенная сумма баллов характеризует уровень конфликтности личности:

    14 – 17 баллов -

    Очень низкий

    18 – 20 баллов -

    Низкий

    21 –23  балла -

    Ниже среднего

    24 – 26 баллов -

    Ближе к среднему

    27 – 29 баллов -

    Средний

    30 – 32 баллов -

    Ближе к среднему

    33 – 35 баллов -

    Выше среднего

    36 – 38 баллов -

    Высокий

    39 – 42 балла -

    Очень высокий

    Результаты тестирования «Уровня конфликтности личности»

                            педагогов МБОУ «ТСОШ №1»

    Количество тестируемых – 19 человек

    Диагностика уровня конфликтности педагогов показала, что из 19  протестированных : 2 человека имеют уровень конфликтности выше среднего, 5 « ближе к среднему», 8 человек – «ниже среднего»,  4 чел. – «низкий».

    Приложение № 3

    АНКЕТА «Конфликтная ли Вы личность?»

    В классе начался спор на повышенных тонах.

    Ваша реакция:

     1) Не принимаю участия.

     2) Лишь кратко высказываюсь в защиту той точки зрения, которую    

     считаю правильной.

     3) Активно вмешиваюсь и «вызываю огонь на себя».

    Выступаете ли вы на собраниях (классных часах) с критикой руководства?

    1)Нет.

    2)Только если имею для этого веские основания.

    3)Критикую всегда и по любому поводу.

    Часто ли вы спорите с друзьями?

    1)Только в шутку, и то, если это люди не обидчивые.

    2)Лишь по принципиальным вопросам.

    3)Споры – моя стихия.

    Вы стоите в очереди. Как вы реагируете, если кто-то лезет вперед?

    1)Возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже.

    2)Делаю замечание – надо же научить грубияна хорошему тону.

    3)Прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком.

    Дома на обед подали несоленый суп. Ваша реакция.

    1)Не буду поднимать бучу из-за пустяка.

    2)Молча возьму солонку.

    3)Не удержусь от едких замечаний и, быть может, демонстративно откажусь от еды.

    На улице или в транспорте вам наступили на ногу…

    1)С возмущением посмотрю на обидчика.

    2)Сухо, без эмоций, сделаю замечание.

    3)Выскажусь, не стесняясь в выражениях.

    Кто-то в семье купил вещь, которая вам не нравится.

    1)Промолчу.

    2)Ограничусь коротким, но тактичным комментарием.

    3)Выскажу все, что об этом думаю.

    Не повезло. На улице в лотерею вы просадили кучу денег. Как вы к этому отнесетесь?

    1)Постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово больше не участвовать в этом безобразии.

    2)Не скрою досаду, но отнесусь к произошедшему с юмором, пообещав взять реванш.

    3)Проигрыш испортит мне настроение, подумаю, как отомстить лохотронщикам.

    За каждый ответ под №1 поставьте себе  4 очка, №2 – 2  очка, №3 – 0 очков

    После подсчета баллов группа разбивается на  три психологических типа.

                22 – 32 очка. Вы тактичны и миролюбивы, уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций в школе и дома. Изречение: «Платон мне друг, но истина дороже!» не может быть вашим девизом. Вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости и, если обстоятельства потребуют, высказывайтесь принципиально, невзирая на лица.

    12 – 20 очков. Вы слывете человеком конфликтным. Но это преувеличение. Вы конфликтуете, если только нет другого выхода, когда все другие средства исчерпаны. Вы способны твердо отстаивать  свое мнение, не думая, как это отразится на отношении к вам. При этом вы не «выходите за рамки», не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.

    До 10 очков. Споры и конфликты – это ваша стихия. Ведь вы любите критиковать других, если же услышите замечания в свой адрес – можете съесть человека живьем. Это критика ради критики. Не будьте эгоистом. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами. Ваша несдержанность отталкивает людей. Не потому ли у вас нет настоящих друзей? Постарайтесь обуздать свой характер.

    Результаты анкетирования педагогов МБОУ «ТСОШ №1»

    Количество анкетируемых – 19 человек

      22 – 32 очка – 4 человека

      12 – 20 очков – 13 человек

      До 10 очков – 2 человека.

                                                                                           

    Приложение № 4

    Мотивы «плохого» поведения

    Привлечение внимания

    Власть

    Месть

    Избегание неудачи

    Социальные причины

    Эмоциональная холодность родителей, внимание уделяется «плохому», а не хорошему поведению

    Мода на «сильную личность», отсутствие примеров конструктивного подчинения в окружении ребенка

    Рост насилия в обществе

    Слишком высокие требования родителей и учителей

    Сущность поведения

    Получать особое внимание

    «Ты мне ничего не сделаешь»

    Вредить  в ответ на обиду

    Не буду и пробовать, все равно не получится

    «Сильные стороны» поведения

    Потребность в контакте со взрослым

    Смелость, сопротивление влиянием

    Способность защищать себя от боли и обид

    Нет

    Реакции учителя: эмоции

    Раздражение, негодование

    Гнев, негодование, может быть страх

    Обида, боль, опустошение в дополнение к негодованию и страху

    Профессиональная беспомощность

    Реакции учителя: импульс

    Сделать замечание

    Прекратить выходку с помощью физического действия

    Немедленно ответить силой или уйти из ситуации.

    Оправдаться и объяснить неудачу с помощью специалиста.

    Реакции ученика

    Временно прекращают

    Прекращают выходку, когда сами решат

    Прекращают выходку, когда сами решат

    Попадают в зависимость от учителя. Продолжают ничего не делать

    Способы предотвращения

    Учить детей просить внимания приемлемыми способами. Оказывать внимание за хорошее поведение.

    Уходить от конфронтации. Отдавать часть своих организационных функций.

    Строить отношения с учеником по принципу заботы о нем.

    Поддержка ученика, чтобы его установка «Я не могу»: сменилась на: «Я могу».

    Таблица для рассмотрения мотивов « плохого поведения»

    по схеме С.В. Кривцовой


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Составляющие профессиональной культуры педагога

    Составляющие профессиональной культуры педагога...

    Конфликтологическая компетентность как составляющая профессиональной культуры педагога

    Практико-значимый проект  по курсу " Образование и общество.Актуальные проблемы по психологии и педагогики" Разработка  семинара-практикума  "Конфликс в школе:  можно ли его п...

    Конфликтологическая компетентность как составляющая профессиональной культуры педагога

    В статье представлены методические рекомендации по решению конфликтных ситуаций, возникающих в межличностных взаимоотношениях между всеми участниками образовательного процесса....

    Презентация "Конфликтологическая компетентность как составляющая профессиональной культуры педагога"

    Практико-ориентированный проект, котрый поможет учителю научиться управлять конфликтом, направлять его в конструктивное созидательное русло....

    Практико-ориентированный проект "Конфликтологическая компетентность как составляющая профессиональной культуры педагога"

    Проект напрвлен на расширение знаний педагогов в области психологии и конфликтологии, содержит практические материалы для повышения конфликтологической компетенции педагогов....

    Конфликтологическая компетентность как составляющая профессиональной культуры педагога.

    Презентация, посвященная одной из основных компетентностей  профессиональной культуры педагога....