Конфликтологическая компетентность как составляющая профессиональной культуры педагога
материал по теме

Батова Татьяна Александровна

Практико-значимый проект  по курсу " Образование и общество.Актуальные проблемы по психологии и педагогики" Разработка  семинара-практикума  "Конфликс в школе:  можно ли его предотвратить и способы его , как вовремя его распознать и решить"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.konfliktologicheskaya_kompetentnost...docx57.77 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного

 профессионального  образования (повышения квалификации)

работников образования Московской области

( ГБОУ Педагогическая академия)

Итоговый практико-значимый проект

« Конфликтологическая   компетентность 

 как  составляющая 

 профессиональной   культуры   педагога».

по курсу инвариантного академического учебного модуля

«Образование и общество. Актуальные проблемы

психологии и педагогики»

(36 часов)

                                                                                                 Слушатель:

                                                                                    Батова Татьяна Александровна,

                                                                                    учитель технологии

                                                                                    МБОУ  СОШ № 1.

                                                                                    г.Одинцово, Одинцовский район,

                                                                                     Московской области.

                                                                                     Научный руководитель:

                                                                                     Башмакова Е.А.

                                                                                    кандидат педагогических наук.

                                                                                                       

2012 год.

Содержание

  1. Введение ……………………………………………………………………………….         Стр.3-5
  2. Основная часть

2.1. Причины возникновения конфликтов между                                                       подростками и взрослыми?..........................................................         стр. 6-7

     2.2. Теоретическое обоснование понятия      

              «конфликтологическая компетентность»  ……………………          стр. 7-9    

2.3. Конфликты «школьного возраста»……………………………………….        стр. 9-11                                        2.4 .  Конфликтологическая компетентность………………………………        стр. 11-12

2.2. Необходимость педагогической поддержки……………………..          стр. 12- 13                                                        

  1. Заключение ……………………………………………………………………………        стр. 14-15
  2. Список литературы………………………………………………………………..         стр. 16
  3. Приложения

           Приложение № 1 :Разработка семинара –практикума по теме

           «Конфликт в  школе: можно ли его предотвратить, как вовремя      

           распознать и разрешить»……………………………………………………….        стр. 17-24

            Приложение № 2 : «Значение цветов в характере человека»      стр. 25

            Приложение № 3. Педагогические ситуации……………………………   стр. 26-32

            Приложение № 4. Ответы на решение педагогических                                                                

            ситуаций………………………………………………………………………………………  стр. 33

             Приложение № 5. Опросник……………………………………………………  .  стр. 33

            Приложение № 6. Анализ проблемной ситуации…………………….    стр.34

            Приложение № 7. Как раздклять проблему педагога  и

            Проблему  ребенка………………………………………………………………………  стр.35

                   

I.ВВЕДЕНИЕ.

                                                       «Взрослый должен опираться на

                                                                 положительные качества в подростке,

                                                          а не бороться с его недостатками».

Актуальность исследования- умение разрешать конфликты - часть социально-психологической компетентности любого человека. Для профессионального педагогического образования ставится задача обучения педагогов конструктивному регулированию конфликтов, проявляющихся в нарушениях дисциплины.

      Сегодня в педагогике исследуются: конфликты в коллективах школьников, сущность конфликтов, их причины в педагогических коллективах и др. В последнее десятилетие  конфликтология начинает выделяться в самостоятельную науку, создаются центры, группы по исследованию и регулированию конфликтов. Решение этих практических вопросов при разрешении конфликтов будет эффективным при наличии конфликтологических знаний. Предметом конфликтологии являются общие закономерности возникновения, развития и завершения конфликтов, а также принципы, способы и приемы управления ими.

Цель :

 формирование  конфликтологической компетентности педагога как составляющей его профессиональной культуры.

 Задачи:

  1. Повышение знаний педагогов в области психологии и конфликтологии
  2. Разработка практических  мероприятий для повышения уровня конфликтологической компетенции педагога.
  3. Разработка рекомендаций, памяток для педагогов для разрешения конфликтных ситуаций.

        Мы живем в мире конфликтов. Каждый день вдали от нас и рядом с нами вспыхивают конфликты между отдельными людьми и целыми народами, в семье, на работе.

Конфликты сопровождают нас от рождения до  самого последнего дня. Но это не значит, что во всех этих, зачастую кажущихся неразрешимыми, ситуациях обязательно должна быть проигравшая и победившая  сторона. Победить могут обе стороны. И тогда та энергия, генератором которой является каждый конфликт, из разрушающей превращается в творческую энергию.

Оказывается, противника можно представить партнером по разрешению конфликта, и тогда недоразумение уладится куда проще.

«Мужчина и женщина  увидели  апельсин. «Мой апельсин»,- закричала она и бросилась к дереву.  «Мой»,- не уступал мужчина. И началась потасовка. Но вот на картине появилась горящая лампочка – зажегся свет разума, появились новые варианты решения конфликта: мужчина хотел пить, и ему был нужен апельсиновый сок, а женщина пекла пирог – и ей потребовалась цедра от цитрусов.

Вот так легко и просто можно выйти из конфликтной ситуации. Но чтобы  разрешить конфликт, надо желание двух сторон.         

Педагогические конфликты возникают между учителями и учениками из-за того, что школьники либо не хотят учиться (отсутствует мотивация), либо учатся без интереса, по принуждению и, ко всему прочему, нарушают дисциплину.  Имея в основе мотивационный фактор, конфликты этой группы разрастаются, и, в конечном итоге, между учителями и учениками возникает взаимная неприязнь, противостояние, даже борьба.

О чем мы чаще всего говорим в учительской? Конечно же, об учениках: «Они не хотят учиться! Они не слушают на уроках! Они ничего не хотят делать! Не понимают объясняемого материала!»

Не трудно догадаться о ком говорят школьники. Разумеется, о нас, учителях, о несправедливых оценках, о нежелании учителей понять их проблемы.

Конечно же, учителя устают, а ученики не хотят учиться. Школьная жизнь насыщена  педагогическими конфликтами. Поэтому каждому необходимо знать о психологической природе конфликта, его структуре, динамике, эффективных способах разрешения.

II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

2.1.Причины возникновения конфликтов

между подростками и взрослыми?

Каковы же причины возникновения конфликтов между подростками и взрослыми?

Любому ребенку приходится принимать решения, которые влияют на его жизнь, на взаимоотношения между взрослыми и ребенком, межличностные отношения в коллективе. Мы, педагоги, должны суметь передать ребенку средства разрешения  внутри школьных и внешних конфликтов, установления отношений, самоопределения. Мы должны оказывать педагогическую поддержку подростку.

Позиция взрослого, в данной ситуации, педагога, может быть обвинительной и защитительной. В зависимости от выбранной позиции можно своими руками « слепить» конфликт, а можно с честью из него выйти. 

Обвинительная позиция – это позиция активного неприятия по нескольким причинам:

  1. По отношению к внешнему виду.
  2. к гигиеническим навыкам.
  3. к вниманию на уроках.
  4. к выполнению заданий, домашних и классных.
  5. Может начаться «война», где подростку удастся найти уязвимые места взрослого. Тогда взрослый будет обвинять его в  жестокости.
  6. В позиции обвинения, в ситуации «войны» нет выигрыша. А подросток находит все больше способов «ударить» взрослого.

Позиция понимания – это акт принятия:

  1. Понять, что мир взрослого и мир ребенка – это два мира.
  2. Понять, что у ребенка – подростка есть свои проблемы.
  3. Понять, что ему трудно сделать что-либо, быть внимательным.
  4. Понять подростка – значит увидеть его проблемы, иначе нельзя научиться им управлять.
  5. Ставить подростка в позицию самостоятельности: он сам должен что-то сделать и столько, сколько может. Любой результат хорош, и его надо оценить.
  6. Возникает радость успеха и желание сделать лучше, быть лучше.
  7. Взрослый должен опираться на положительные качества  подростка, а не бороться с его недостатками.
  8. Конфликт возникает из-за расхождения представлений взрослого  и подростка о характере прав и степени самостоятельности подростка.
  9. Наши конфликтные взаимоотношения с подростками могут измениться в лучшую сторону, если мы будем ориентироваться не на его поведение, а на внутреннюю позицию, т.е. сможем понять его цели, интересы, мотивы. Не затрагиваете личных качеств ученика и 50 % успеха Вам гарантировано.

2.2.Теоретическое обоснование понятия

 «конфликтологическая компетентность»

          Для того, чтобы определить сущность понятия «конфликтологическая компетентность», необходимо рассмотреть сущность понятия «конфликт».

       С.М. Вишнякова определяет конфликт  (от лат. conflictus — столкновение) как психологическое столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме; чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, при котором одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. В зависимости от конфликтной ситуации выделяются межгрупповые,  межорганизационные, классовые, межгосударственные, межнациональные конфликты. Конструктивным конфликт может быть лишь тогда, когда оппонент не выходит за рамки деловых аргументов и отношений . [1] 

        В Педагогическом энциклопедическом словаре конфликтологическая компетентность определяется как способность действующего лица (организации, социальной группы, общественного движения и т.д.) в реальном конфликте осуществлять деятельность, направленную на минимизацию деструктивных форм конфликта.[2]

           Конфликтологическая компетентность рассматривается как вид социально-психологической компетентности и включает в себя следующие составляющие:

  1. по нимание природы противоречий и конфликтов между людьми;
  2. формирование конструктивного отношения к конфликтам в организации;
  3. обладание навыками неконфликтного общения в трудных ситуациях;
  4. умение оценивать и объяснять возникаю щие проблемные ситуации;
  5. наличие навыков управления кон фликтными явлениями;
  6. умение развивать конструктивные начала возникающих конфликтов;
  7. умение предвидеть возможные последствия конфликтов;
  8. умение конструктивно регулировать про негативных последствий конфликтов.
  9. противоречия и конфликты;
  10. наличие навыков устранения конфликтных ситуаций

             Для чего необходима профессиональная, в том числе и конфликтологическая  компетентность педагогу? Для того, чтобы быть успешным, для того, чтобы быть здоровым как психически, так и физически. Но для этого необходимо понимать, как сохранить здоровье, как быть успешным и какие средства необходимо использовать для решения проблемных, а часто конфликтных ситуаций.

Богом дан счастливый дар – умение общаться.

А нам педагогам, этот дар просто необходим – мы общаемся с детьми.

2.3.Конфликты «школьного» возраста

     Так какие же знания необходимы педагогу? В первую очередь – это знание возрастных особенностей ребенка и специфику возрастных ученических конфликтов. К конфликтам «школьного» возраста можно отнести: конфликт «младшего школьника», конфликт подросткового возраста, конфликт юности.

Основные конфликты в  младшем школьном возрасте:

  1. конфликты эмоционального неблагополучия – связаны с изменением социальной ситуации развития, с тем, что ребенок меняет свой образ жизни и соответственно требования взрослых к ребенку завышены.
  2. конфликты самооценки проявляются в реактивных состояниях по поводу оценки деятельности, которая воспринимается ребенком как самооценка.
  3. адаптационные конфликты – связаны с изменением социального окружения.
  4. Конфликты саморегуляции.
  5. Коммуникативные конфликты, связанные с несформированностью навыков общения.
  6. Конфликты детской зависимости, которые  связаны с изменением роли ближайшего окружения в жизни ребенка.

Основные конфликты подросткового возраста:

  1. Деятельностный конфликт, приводящий подростка к поступку, на основе которого формируется самоотношение подростка и который определяет способность к преодолению преград. У подростка формируются внутренние критерии, имеются альтернативы – это суть деятельностного  конфликта в подростковом возрасте.
  2. Мотивационные конфликты – связаны со следующими мотивами: обособление и объединение.
  3. Эмоциональный конфликт – связан с накоплением эмоционального напряжения не разрешенного ранее.
  4. Конфликт отношений – связан с взаимоотношениями со сверстниками и изменением внутрисемейных отношений, а именно формирование эго-идентичности – ролевого смешения (по Э.Эриксону).
  5. Конфликт самостоятельности и ответственности.
  6. Конфликты юности представлены следующими конфликтами:
  7. Ценностно-смысловые конфликты
  8. Морально-нравственные конфликты.
  9. Деятельностные конфликты, которые связаны с профессиональным самоопределением и формированием профессиональной идентичности.

           Конфликтологическая компетентность личности заключается в стремлении и умении человека предупреждать и разрешать социальные конфликты: межличностные, межэтнические и межнациональные, в решении задач гармонизации межличностных отношений.

            Для личности владение конфликтологической компетентностью  играет  решающую роль.

            Конфликтологическая компетентность может быть рассмотрена на двух  уровнях:

  1. Первый предусматривает способности к распознаванию признаков случившегося конфликта, его оформлению для удержания воплощенного в нем противоречия, и владение способами регулирования  для разрешения.
  2. Второй предусматривает умение проектировать необходимые для достижения определенных результатов конфликты и конструировать их непосредственно в ситуациях взаимодействия; владение способами организации продуктивно ориентированного конфликтного поведения участников и сторон взаимодействия [3]

2.4.  Конфликтологическая компетентность

  Конфликтологическая компетентность включает в себя следующие                   компоненты.

                 Гностический компонент включает знания о причинах возникновения конфликтов, закономерностях и этапах его развития и протекания, особенностях поведения, общения и деятельности оппонентов, их психических состояниях, применяемых приемах конфликтного противоборства, психологических  характеристик конфликтных личностей.

            Регулятивный или конструктивный компонент предполагает умение воздействовать на оппонентов, влиять на их оценки, суждения, мотивы противоборства, разрешать конфликт на справедливой и конструктивной основе, в том числе выступая в качестве «третейского судьи», умение формировать общественное мнение по отношению к оппонентам, организовывать работу в постконфликтной ситуации.

        Проектировочный компонент содержит умения на основе имеющихся знаний предвосхищать поведение и деятельность оппонентов в конфликте, оценивать его влияние на психологический климат в коллективе и т.п.

        Рефлексивно-статусный предполагает наличие развитой рефлексивной организации деятельности и отношений, рефлексию собственного поведения и общения, отражение иерархических отношений.

             Нормативный  предполагает знание корпоративных этических норм поведения и отношений, следование  им.  

2.5.  Педагогическая поддержка.

 В последнее время в связи с проблемами, так или иначе связанными с образованием детей часто упоминается слово «поддержка»  . Что же является предметом педагогической поддержки? Трудности, связанные с социальной  дезадаптацией,проще говоря, когда поведение ребенка не соответствует общепринятым нормам и поэтому поводу возникают конфликты с учителями и сверстниками, родителями? Трудности в обучении, стойкая неуспеваемость, а отсюда конфликты с учителями и родителями? Или слово «педагогическая» подразумевает работу с различными проблемами детей?

Педагогическая поддержка нужна растущему человеку для того, чтобы он мог успешно учиться, получать знания, формировать навыки учебной деятельности, осваивать социально значимые ценности, норму, культуру поведения, чтобы он сам мог выбрать свой жизненный путь и реализовать его.  Целью педагогической поддержки является устранение препятствий, мешающих успешному самостоятельному продвижению ребенка в образовании, становление в сознании ребенка представления о том, что для обретения независимости необходимо научиться решать собственные проблемы и понимать, почему они происходят.

В основе педагогической поддержки лежат гуманистические традиции.

Воспитанию в гуманистической педагогике отводится ведущее место. А в основе воспитания лежит достоинство личности. Взаимное уважение учителя и ученика является одним из главных условий обновления школы. Известное правило: « не делай другим того, чего бы не хотел для себя, а делай то, что было бы хорошо тебе самому»- особенно значимо для школы. Мы – учителя – должны помогать ученикам установить нормальные отношения с нами. Наша помощь сводится к тому, чтобы сделать отношение, базирующимся на пяти составляющих:

ПРИНЯТИЕ, ВНИМАНИЕ, УВАЖЕНИЕ, ОДОБРЕНИЕ, ТЕПЛЫЕ ЧУВСТВА.

Мы должны принимать ребенка, невзирая на все его глупости. Это просто непонимание жизни. И мы, взрослые, обязаны помочь найти свой путь каждому!

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

          Таким образом,   конфликтологическую компетентность будущего специалиста можно определить как его возможность и способность  определять свое поведение в предконфликтной,  конфликтной ситуациях с целью конструктивного их разрешения или недопущения.

          Конфликтологическая компетентность включает в себя понятия «конфликтологическая компетентность личности» и «конфликтологическая компетентность специалиста».

         Данные понятия взаимосвязаны, так как конфликтологическая компетентность личности оказывает влияние на формирование конфликтологической компетентности специалиста.  

         Важной характеристикой конфликтологической компетентности является конфликтологическая готовность, которая предполагает готовность субъекта деятельности к разрешению различных конфликтных ситуаций.

Нежность, юмор, компромисс, анализ своих действий, умение слушать, понимание, согласие, временный разрыв.

Вот они, некоторые способы предотвращения конфликта и, думается, верится, что в своей работе, в общении с детьми, коллегами, мы будем поступать так, а не иначе, чтобы каждый чувствовал себя уверенно и комфортно. Главное – не допускайте до конфликтной ситуации.

Мы, учителя, должны помочь детям научиться решать свои проблемы, преодолевать возникающие трудности, конфликтные ситуации.

Мы, учителя, должны развивать способность школьника к самоанализу, укреплять готовность к принятию педагогической поддержки.

Мы, учителя, должны стимулировать школьников к самостоятельной работе по анализу себя, а именно:

  1. к анализу своего поведения и взаимодействия с другими     людьми.
  2. к анализу своих  внутриличностных  конфликтов.
  3. к выработке адекватной положительной самооценки, к стимулированию процессов самовосприятия.

Будем помнить, что личность учителя – важнейшее условие эффективности воспитания.

Чтобы решить конфликт, нужно желание двух сторон.

Вывод: Воспитанию в гуманистической педагогике отводится ведущее место. А в основе воспитания лежит достоинство личности. Взаимное уважение учителя и ученика является одним из главных условий обновления школы. Известное правило: « не делай другим того, чего бы не хотел для себя, а делай то, что было бы хорошо тебе самому»- особенно значимо для школы. Мы – учителя – должны помогать ученикам установить нормальные отношения с нами. Наша помощь сводится к тому, чтобы сделать отношение, базирующимся на пяти составляющих:

ПРИНЯТИЕ, ВНИМАНИЕ, УВАЖЕНИЕ, ОДОБРЕНИЕ, ТЕПЛЫЕ ЧУВСТВА.

Мы должны принимать ребенка, невзирая на все его глупости. Это просто непонимание жизни. И мы, взрослые, обязаны помочь найти свой путь к  каждому!.

Список литературы.

  1. . Анцупов, А.Я. Российская конфликтология / А .Я. Анцупов, А.И. Шипилов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.  

  1. 5. Анцупов, А.Я. Конфликтология: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

  1. 6. Анцупов, А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе / А.Я. Анцупов. М.: ВЛАДОС, 2003.

  1.  Базелюк, В.В. Разрешение педагогических конфликтов: учебное пособие / В.В. Базелюк. Челябинск: ЧГПУ, 2005.

  1. Базелюк, В.В. Конфликтологическая подготовка будущего учителя в педагогическом вузе: Дисс.д-ра пед. наук 2005.

  1.  Базелюк, В.В. Теория и технология конфликтологической подготовки будущего учителя: монография /В.В. Базелюк. М.: МГОУ, 2005.

  1.  Воспитательная деятельность педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под общ. ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. -М.: «Академия», 2005.

  1. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО, 1999.

  1. Громова, О.Н. Конфликтология. Курс лекций / О.Н. Громова. М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандем". Издательство ЭКМОС, 2000.-320 с.
  2. Педагогический энциклопедический словарь. - М: БРЭ, 2003. - 528 с.

Приложение.

Приложение № 1.

Обучающий семинар по преодолению конфликтных ситуаций с основами психологической грамотности.

                                                                                                 Эпиграф:  

                                                                   «Взрослый должен опираться на

                                                                   положительные качества в подростке,

                                                                   а не бороться с его недостатками».

ТЕМА:

«Конфликт в  школе:

можно ли его предотвратить,

 как вовремя распознать и разрешить».

ЦЕЛЬ:

  1. Обозначить проблему.
  2. Выявить причину ее возникновения.
  3. Найти пути решения трудных педагогических задач.

Организационный момент.

При входе   кабинет учителя должны выбрать любой жетон из предложенных по цветовой гамме: синий, красный, желтый, зеленый.

Столы стоят в расчете на 4 группы участников семинара. Каждый стол имеет табличку с определенным цветом.

Вступительное слово

Рада вас видеть сегодня здесь. Думаю, каждый из вас в недоумении, зачем Вам предложили эти разноцветные жетоны?

Не все так просто, как кажется. Каждый цвет – это символ, который что-то обозначает. Что?

Я попрошу по одному представителю от группы. Подойдите, пожалуйста, ко мне. Получите ответ на поставленный вопрос.

Раздается информация по психологическим свойствам цвета.

Зачитать, что обозначает тот или иной цвет. ( Приложение №2)

Вот видите, какие мы все разные. Но работаем в одном коллективе и стараемся найти общий язык. Людям Богом дан счастливый дар – умение общаться.

А нам педагогам, этот дар просто необходим – мы общаемся с детьми.

Мы живем в мире конфликтов. Каждый день вдали от нас и рядом с нами вспыхивают конфликты между отдельными людьми и целыми народами, в семье, на работе.

Конфликты сопровождают нас от рождения до  самого последнего дня. Но это не значит, что во всех этих, зачастую кажущихся неразрешимыми, ситуациях обязательно должна быть проигравшая и победившая  сторона. Победить могут обе стороны. И тогда та энергия, генератором которой является каждый конфликт, из разрушающей превращается в творческую энергию.

Оказывается, противника можно представить партнером по разрешению конфликта, и тогда недоразумение уладится куда проще.

«Мужчина и женщина  увидели  апельсин. «Мой апельсин»,- закричала она и бросилась к дереву.  «Мой»,- не уступал мужчина. И началась потасовка. Но вот на картине появилась горящая лампочка – зажегся свет разума, появились новые варианты решения конфликта: мужчина хотел пить, и ему был нужен апельсиновый сок, а женщина пекла пирог – и ей потребовалась цедра от цитрусов.

Вот так легко и просто можно выйти из конфликтной ситуации. Но чтобы  разрешить конфликт, надо желание двух сторон.

Задание по группам:

Итак, для начала давайте с вами определимся, что обозначает слово «конфликт»? (записать слово на доске,  коллегам возможность высказать свое определение этому термину).

После дискуссии записать на доске точное определение этого слова.

Само слово «конфликт» латинского корня.  В переводе с латинского обозначает « столкновение». В одном из психологических словарей дается определение конфликта:

«Столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия».

Что происходит, если конфликт разрешается негативно? Какие чувства вы испытываете?

(Определить словами состояние: тревога, беспомощность, смятение.)

Что происходит, если конфликт разрешается позитивно? (Покой, веселье, открытость, ощущение сил, радости, расслабление)

Если схематически отображать конфликт, то он будет выглядеть так:

(надпись на доске или листе ватмана)

РАЗРЫВ- АГРЕССИЯ - УНИЖЕНИЕ-ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ - НЕДОВОЛЬСТВО- НЕСОГЛАСИЕ.

Педагогические конфликты возникают между учителями и учениками из-за того, что школьники либо не хотят учиться (отсутствует мотивация), либо учатся без интереса, по принуждению и, ко всему прочему, нарушают дисциплину.

Имея в основе мотивационный фактор, конфликты этой группы разрастаются, и, в конечном итоге, между учителями и учениками возникает взаимная неприязнь, противостояние, даже борьба.

О чем мы чаще всего говорим в учительской? Конечно же, об учениках: «Они не хотят учиться! Они не слушают на уроках! Они ничего не хотят делать! Не понимают объясняемого материала!»

Не трудно догадаться о ком говорят школьники. Разумеется, о нас, учителях, о несправедливых оценках, о нежелании учителей понять их проблемы.

Конечно же, учителя устают, а ученики не хотят учиться. Школьная жизнь насыщена  педагогическими конфликтами.

Поэтому каждому необходимо знать о психологической природе конфликта, его структуре, динамике, эффективных способах разрешения.

Каковы же причины возникновения конфликтов между подростками и взрослыми?

Любому ребенку приходится принимать решения, которые влияют на его жизнь, на взаимоотношения между взрослыми и ребенком, межличностные отношения в коллективе.

Мы, педагоги, должны суметь передать ребенку средства разрешения  внутри школьных и внешних конфликтов, установления отношений, самоопределения.

Мы должны оказывать педагогическую поддержку подростку.

Позиция взрослого, в данной ситуации- педагога, может быть обвинительной и защитительной. В зависимости от выбранной позиции можно своими руками « слепить» конфликт, а можно с честью из него выйти.

Обвинительная позиция – это позиция активного неприятия по нескольким причинам:

  1. По отношению к внешнему виду.
  2. к гигиеническим навыкам.
  3. к вниманию на уроках.
  4. к выполнению заданий, домашних и классных.
  5. Может начаться «война», где подростку удастся найти уязвимые места взрослого. Тогда взрослый будет обвинять его в  жестокости.
  6. В позиции обвинения, в ситуации «войны» нет выигрыша. А подросток находит все больше способов «ударить» взрослого.

Позиция понимания – это акт принятия:

  1. Понять, что мир взрослого и мир ребенка – это два мира.
  2. Понять, что у ребенка – подростка есть свои проблемы.
  3. Понять, что ему трудно сделать что-либо, быть внимательным.
  4. Понять подростка – значит увидеть его проблемы, иначе нельзя научиться им управлять.
  5. Ставить подростка в позицию самостоятельности: он сам должен что-то сделать и столько, сколько может. Любой результат хорош, и его надо оценить.
  6. Возникает радость успеха и желание сделать лучше, быть лучше.
  7. Взрослый должен опираться на положительные качества  подростка, а не бороться с его недостатками.
  8. Конфликт возникает из-за расхождения представлений взрослого  и подростка о характере прав и степени самостоятельности подростка.
  9. Наши конфликтные взаимоотношения с подростками могут измениться в лучшую сторону, если мы будем ориентироваться не на его поведение, а на внутреннюю позицию, т.е. сможем понять его цели, интересы, мотивы. Не затрагиваете личных качеств ученика и 50 % успеха Вам гарантировано.

ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ.

А сейчас давайте на практике попробуем проверить свои силы и найти выход из предложенных педагогических ситуаций.) слово «поддержка»  (Приложение № 3)

Работа по группам.

  1. Учителя тянут билеты.
  2. Получают  дополнительный материал для работы. (Приложение №4)
  3. Прослушивают информацию о работе, которую им предстоит выполнить:  дано две ситуации. Надо выбрать любую, подходящую по сути  своей. Обсудить, выбрать правильное, на ваш взгляд, решение.  Обосновать выбор (на подготовку отводится 10 минут)
  4. Выступление  представителя 1 группы. На защиту отводится 5 минут.

Между защитой доклад члена заседания «Педагогическая поддержка учащихся».

Подведение итогов.

Итак, мы с вами дали определение самому слову «конфликт», рассмотрели  его структуру, сферу, динамику. Разработали некоторые конфликтные ситуации, и нашли выход из них и, наконец, подошли к самому главному: какие же существуют способы разрешения, предотвращения конфликта?

На доске (или на листе ватмана) написаны слова:  

нежность, юмор, компромисс, анализ своих действий, умение слушать, понимание, согласие, временный разрыв.

Вот они, некоторые способы предотвращения конфликта и, думается, верится, что в своей работе, в общении с детьми, коллегами, мы будем поступать так, а не иначе, чтобы каждый чувствовал себя уверенно и комфортно. Главное – не допускайте до конфликтной ситуации.

Мы, учителя, должны помочь детям научиться решать свои проблемы, преодолевать возникающие трудности, конфликтные ситуации.

Мы, учителя, должны развивать способность школьника к самоанализу, укреплять готовность к принятию педагогической поддержки.

Мы, учителя, должны стимулировать школьников к самостоятельной работе по анализу себя, а именно:

  1. к анализу своего поведения и взаимодействия с другими     людьми.
  2. к анализу своих  внутриличностных  конфликтов.
  3. к выработке адекватной положительной самооценки, к стимулированию процессов самовосприятия.

Будем помнить, что личность учителя – важнейшее условие эффективности воспитания.

Чтобы решить конфликт, нужно желание двух сторон.

Сейчас в течение 5 минут вы должны обсудить и представить в письменном виде варианты решения проекта нашего семинара.

  1. Зачитать варианты, проголосовать.
  2. Заполнить опросник «Десять вопросов о наших семинарах».

ПРОЕКТ   РЕШЕНИЯ:

  1. Продолжить обучающие семинары учителей по знакомству с основами педагогической грамотности для построения позитивного стиля общения с учащимися.
  2. Провести обучающий семинар по теме «Становление нового типа общения между взрослыми и детьми» для родителей 5-9 классов на родительских  и  на общешкольных собраниях.
  3. Продолжить работу в тесном контакте со службой психолого-педагогической помощи, с инспекцией по ДН.

Приложение № 2            Значение цветов в характере человека.

Желтый: Цвет неоднозначен. Золотисто –желтый – цвет идеалистов, мечтателей, веселых и непрактических жизнелюбов Уступчивых во всем, что не касается принципов. Никогда не унывает, легко справляется с безденежьем.
Густой желтый–цвет практицизма, умеренности и порядка во всем. Ваша уступчивость–способ приспособления. У вас всегда есть деньги и запас всего. Больше всего в жизни вас беспокоит то как и чем живет ваш дом: муж, дети.

Охрово-желтый ( ближе к коричневому). У вас есть что скрывать. Вы не так просты, как кажется на первый взгляд. Характер у вас сильный.

Синий- цвет покоя. К успеху идет шаг за шагом, но всегда добиваетесь своей цели. Страдая от неудач, вы всегда владеете собой. В делах педантичны, предусмотрительны. Это мешает вам в дружбе. Любите мечтать, может быть, пытаетесь писать стихи. Из таких ,как вы, выходят сестры милосердия, монашенки.

Зеленый- Вы практичны. Самоуверенность, рассудительность, уравновешенность – это то, что у вас не отнять. Вы добры, при внешней холодности вы обладаете горячим сердцем.Вы склонны к точным наукам. Одиночество вас не тяготит, потому что в любой момент вы можете наладить отношения с коллегами, с соседями и т.п. – вы контактны. На работе вас ценят как хорошего специалиста, вы легко взбираетесь по служебной лестнице, но отсутствие честолюбия мешает вашей карьере.

Красный – цвет героев, победителей и вождей. Лидерство – ваша стихия, вы стремитесь к быстрому успеху. Характер у вас активный, решительный, иногда резкий. И почти всегда вы заводитесь с полуоборота. Неудачи переносить вы умеете. Помните! Этот цвет болезни, скрытых неудач.

Приложение № 3.     Педагогические ситуации. 

Приложение № 4. ОТВЕТЫ НА РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ:

  1. Г
  2. В
  3. ВГ
  4. Г
  5. ВД
  6. АГ
  7. ВГЖ
  8. ВГ
  9. АГ
  10. А
  11. Г
  12. АБ
  13. ВД
  14. БЕ

ОПРОСНИК. ( Приложение № 5).

  1. Имеете ли вы свободу для высказывания своих мнений на семинарах?
  2. Всесторонне ли обсуждаются идеи, прежде чем их примут или отвергнут?
  3. Приносят ли пользу  такого рода семинары?
  4. Продуктивно ли разрешаются расхождения во мнениях?
  5. Царит ли атмосфера доверия во время семинаров?
  6. Каждый ли участник семинара имеет возможность  высказать свое мнение по важным пунктам повестки  дня?
  7. После проведения семинара все ли ясно понимают, как реализовать решение?
  8. Остаются ли нерешенные вопросы после обсуждения?
  9. Согласны ли вы с формой проведения семинаров?
  10. Что вы можете предложить для более эффективной деятельности семинаров?


[1]Педагогический энциклопедический словарь. - М: БРЭ, 2003. - 528 с.

[2] Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО, 1999.- 538 с. [7, с. 87]

[3] Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования//Народное образование - №2. – 2003, с. 58-64. (с. 45).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-значимый проект"Конфликтологическая компетентность как составляющая профессиональной культуры педагога"

Цель проекта: создание алгоритма формирования конфликтологической компетенции педагога как составляющей его профессиональной культуры...

Конфликтологическая компетентность как составляющая профессиональной культуры педагога

В статье представлены методические рекомендации по решению конфликтных ситуаций, возникающих в межличностных взаимоотношениях между всеми участниками образовательного процесса....

Презентация "Конфликтологическая компетентность как составляющая профессиональной культуры педагога"

Практико-ориентированный проект, котрый поможет учителю научиться управлять конфликтом, направлять его в конструктивное созидательное русло....

Практико-ориентированный проект "Конфликтологическая компетентность как составляющая профессиональной культуры педагога"

Проект напрвлен на расширение знаний педагогов в области психологии и конфликтологии, содержит практические материалы для повышения конфликтологической компетенции педагогов....

КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА

«Если есть готовность к конфликту – повод для конфликта найдется всегда».Слово конфликт происходит от латинского conflictus – столкновение, противоборство. Если использовать это понятие в столь широко...

Конфликтологическая компетентность как составляющая профессиональной культуры педагога.

Презентация, посвященная одной из основных компетентностей  профессиональной культуры педагога....

Статья "От информационной компетентности к информационной культуре педагогов и учащихся школы"

Наше общество находится на новом витке исторического развития. Школа – часть общества, а потому все изменения, происходящие в нем, обязательно отражаются и на развитии образования....