Проблемы воспитания ценностного отношения у учащихся к здоровому образу жизни
материал на тему

Максименко Анна Викторовна

Проблемы воспитания ценностного отношения у учащихся к здоровому образу жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx24.95 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы воспитания ценностного отношения у учащихся к здоровому образу жизни

Определение здоровья, сформулированное Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), звучит так: «Здоровье – это не просто отсутствие болезней, а состояние физического, психического и социального благополучия». «Здоровый образ жизни – это поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья» [Р.Г. Оганов, Р.А. Халатов, Г.С. Жуковский и др. «К здоровой России. Политика укрепления здоровья и профилактики заболеваний»]. Укрепление же здоровья – «мероприятия по сохранению и увеличению уровня здоровья населения для обеспечения его полного физического, духовного и социального благополучия».

Таким образом, здоровье рассматривается как интегративная характеристика духовного, физиологического и социально-психологического благополучия личности.

Сегодня общеобразовательная школа не может самостоятельно решить все вопросы по формированию базовых ценностных понятий у школьников относительно здоровья и здорового образа жизни. Поэтому важным компонентом успешной работы в данном направлении является согласованные действия школы, медицинских учреждений, священнослужителей как в вопросах просветительского плана, так и в организации социальных практик для того, чтобы знания о ценностях перешли в мотивы действий и поступков подростков и молодежи.

Именно в школе должны решаться задачи формирования ответственного отношения к своему здоровью в совокупности процессов обучения, воспитания и развития личности. И самая трудная, важная задача педагога – создание условий, при которых ребенок заинтересуется тем, как нужно заботиться о своем здоровье. Прямые призывы к ведению здорового образа жизни и запреты так называемых вредных привычек, угрозы и запугивание не только безрезультативны, но и вредны, так как вызывают скрытые противодействия у детей.

Формирование ценностных ориентаций, убеждений, активной жизненной позиции возможно при использовании педагогом таких методов и приемов, которые способствуют вовлечению учеников в активный процесс получения и переработки знаний. Происходить это должно в обстановке доверительных отношений между участниками образовательного процесса, в атмосфере сотрудничества и сотворчества.

Данные требования возможно реализовывать на уроках, в моей практике преподавания используются как традиционные (классно-урочные и лекционные), так и более креативные (игровые, сюжетно-ролевые игры, спектакли), тренинговые, художественные (конкурсы рисунков), прозаические (эссе, сочинения) и поэтические (стихи) формы работы с детьми, требующие от школьников активного участия в совместной деятельности и способствующие более эффективному усвоению знаний.

Важную роль в формировании у школьников индивидуальной системы ценностей играют представления педагога о правилах и способах воспитательной деятельности, формах и приемах работы с детьми. Определяемая ими система ценностей будет составлять для детей основу их индивидуально-личностной культуры.

Творческий подход к решению проблемы воспитания ценностного отношения к здоровью у школьников – имеет особую значимость в передаче от учителя учащимся системы жизненных ценностей, одобряемых обществом. Выдающийся педагог-гуманист В.А. Сухомлинский отмечал, что «забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка, – …это прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества»[1]. Процессу творчества он придавал статус «важнейшего источника» познания.

Цель уроков по формированию здорового образа жизни – актуализировать тему здоровья, здорового образа жизни, ответственного поведения к своему здоровью.

Задачи уроков по формированию здорового образа жизни:

  • актуализировать и развить знания учащихся о здоровье и здоровом образе жизни;
  • формировать навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации;
  • воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью;
  • профилактика развития вредных привычек.

В содержание уроков необходимо включать такие элементы, как:

  • обсуждение выполненного домашнего задания;
  • провоцирование в начале занятия интереса к новой теме с помощью загадок, вопросов, примеров, проблемных ситуаций и т.д.;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • активные паузы с проведением физкультминуток;
  • домашнее задание, направленное на общение ребенка с родителями.

На занятиях необходимо давать возможность высказаться всем желающим учащимся и поощрять любую активность. Именно подобные возможности приводят к искоренению у школьников тревоги по поводу проблем, связанных с самораскрытием и публичными выступлениями.

Умение вести здоровый образ жизни – признак высокой культуры человека, его образованности, настойчивости, воли.

Ученикам 6 класса, классным руководителем которого я являюсь, в силу их психофизиологических особенностей очень непросто произвольно внимать и запоминать то, что им рассказывают взрослые, в связи с монотонностью и длительностью проводимых мероприятий.

Как же рассказать ребенку в наиболее доступной и интересной для него форме о вреде курения и употребления алкоголя, о правилах приема пищи, о важности двигательной активности человека, о необходимости соблюдения правил гигиены, пользе гимнастики или закаливания?

Внеклассные мероприятия играют большую роль в пропаганде здорового образа жизни подростков. Формы внеклассных мероприятий могут быть разнообразны, это беседы, конкурсы, викторины, диспуты и т.д.

Методика проведения внеклассных мероприятий, в общем, такая же, как и на уроках.

Во-первых, необходимо сформулировать развивающие и воспитательные цели.

Во-вторых большую роль в проведении мероприятий играет подготовительный этап. Готовясь к мероприятию, можно подготовить фотовыставку «В здоровом теле – здоровый дух», «Мир моих увлечений», «Здоровые дети должны быть на планете», а также предложить учащимся ответить на вопросы анонимной анкеты, которые помогут учителю определить их отношение к обсуждаемой проблеме. Напротив утверждения, с которым ученики согласны, необходимо поставить знак «+», не согласны – знак «–». Можно провести тесты, например, «Ваш образ жизни», попросить учащихся сделать презентацию Microsoft Office PowerPoint, можно оформить класс русскими народными пословицами. Например:

  • Любой жует, да не любой живет.
  • Здоровье – всему голова.
  • Здоровая душа в здоровом теле.
  • Здоровье дороже денег.
  • Здоровье не купишь.

Изречениями великих людей:

Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе. (П. Фосс – нем. профессор – валеолог.)

Здоровое тело – продукт здорового рассудка. (Б. Шоу.)

Главное, от чего зависит физическое здоровье, – здоровье нравственное…, чтобы сохранить свое здоровье, думай о здоровье других. (Д.С. Лихачев.)

У нас не может быть другой национальной идеи кроме народосбережения. (А.И. Солженицын.)

Человек, двигаясь и при этом развиваясь, сам заводит часы своей жизни. (И. Аршавский)

Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться сам.

(И. Брехман – основатель валеологии.)

В-третьих, само мероприятие. Внеклассное занятия по формированию здорового образа жизни с детьми данного возраста должно носить активный характер с привлечением всех членов класса. Каждый ребенок имеет право высказать собственную мысль относительно того или иного вопроса или утверждения. Мнения могут обсуждаться, уточняться и дополняться другими участниками занятия, а затем их обобщает учитель. Педагог при этом играет роль ведущего, эксперта – человека, способного выделить главное, подвести итог обсуждению, оценить качество знаний, полученных учащимися в процессе их совместной творческой деятельности.

В конце мероприятия необходимо подвести итоги, сформулировать выводы.

Внеклассная работа по формированию здорового образа жизни имеет огромное воспитательное и развивающее значение. В ходе мероприятий дети узнают новое, систематизируют свои знания, проявляют свои творческие и познавательные способности. В ходе внеклассных мероприятий дети учатся работать в коллективе, у них формируется мотивация и выработка практических навыков безопасного поведения и ведения здорового образа жизни.

Ведущими причинами, неблагоприятно влияющими не только на физическое, но и психическое здоровье учащихся в школе, являются гипокинезия, неспособность справиться с учебной нагрузкой, неправильное питание, нарушение режима труда и отдыха, невыполнение ряда гигиенических требований, отсутствие знаний о здоровье и здоровом образе жизни у педагогов, родителей и детей.

Система педагогического образования не может считаться гуманной, если ценности здоровья не нашли в ней должного места.

Для обеспечения готовности школьников к долголетней жизни и деятельности необходимо в каждом возрастном периоде их развития целенаправленно формировать потребности и мотивы, стимулирующие овладение знаниями, умениями и навыками, которые позволят самостоятельно пользоваться технологиями здорового образа жизни.

Одним из важных направлений психолого-педагогического сопровождения развития учащихся является формирование у них установок на здоровый образ жизни, развитие навыков саморегуляции и управления стрессом в жизненных различных ситуациях.

Сегодня уходит в небытие единообразие школы. Появляется изрядное количество разных типов и видов образовательных учреждений, разных образовательных программ, технологий и методик. И выбирая для них пути движения, каждая школа должна осознать важность одной из основных задач – нести радость здорового образа жизни, закреплять ценность здоровья как важнейшего условия благополучной жизни человека.

Таким образом, формирование ценностного отношения к здоровью и

здоровому образу жизни определяют следующие педагогические условия:

1) готовность педагога к осуществлению соответствующей деятельности в системе образования, осознание им социальной и личностной значимости работы по сохранению и укреплению здоровья, в интересе к ней, в желании и потребности воспринять и использовать необходимые для этого знания. Чтобы добиться успеха, педагог должен прежде всего приобрести авторитет у учащихся, понимать их, жить их интересами;

2) следование технологическому циклу организации воспитательного

взаимодействия в ходе освоения ценности здорового образа жизни;

3) использование воспитательного потенциала элективных курсов, вариативных форм внеучебной работы на основе системного и деятельностного подходов;

4) создание ситуаций нравственного выбора (ведущий фактор в процессе воспитательного взаимодействия);

5) применение системы отслеживания интересов, установок, ценностных ориентаций школьников на каждом этапе формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

6) моральное и материальное стимулирование учащихся – приверженцев здорового образа жизни.

Выстроенная определенным образом система формирования ценностного отношения к здоровью школьника обладает явным преимуществом перед воспитательной работой, осуществляемой стихийно или в виде «набора» мероприятий, поскольку последовательно, неуклонно приобщает учащегося к определенным жизненным ценностям, в том числе к здоровому образу жизни.

г. Подольск, МОУ «СОШ № 20»

Максименко Анна Викторовна


[1] Сухомлинский В.А. О воспитании. — М.: Политиздат, 1985, с. 61.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы воспитания ценностного отношения у учащихся к здоровью.

Проблемы воспитания ценностного отношения у учащихся к здоровью....

«Проблемы воспитания ценностного отношения учащихся к здоровью и ЗОЖ»

     Здоровый образ жизни - это способ бытия индивида во внешнем и внутреннем мире, как и система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды, где система вз...

Проблемы воспитания ценностного отношения у учащихся к здоровому образу жизни.

Мы боремся. За здоровье. За здоровый образ жизни. Вернее, большая часть населения делает вид, что борется. Поэтому, к великому сожалению, статистика наличия хронических заболеваний, количества курящих...

Анкеты для среднего и старшего звена, позволяющие определить отношение обучающихся к формированию здорового образа жизни, установить индивидуальный стиль жизни.

Анкеты предназначены для учащихся, участников воспитательного процесса, медицинского работника, родителей. Проводятся при наличии согласия респондентов на анкетирование, соблюдении конфиденциальности....

Социологическое исследование на тему: "Отношение студентов к формированию здорового образа жизни"

Мною, Буцыка Г.М., была разработана анкета Здорового образа жизни среди студентов и проведен опрос в классной группе. После анализа анкетирования сделаны выводы и представлены в виде социологического ...

Опыт формирования ценностного отношения учащихся к здоровому образу жизни в условиях развивающейся образовательной среды

В тстатье представлена модель  рефлексивно-культурологического подхода, включающая в себя нормативно–целевой, технологический, контрольно-оценочный компоненты....

«Воспитание ценностного отношения обучающихся к своему здоровью и жизни через систему занятий по социально-бытовой ориентировке» («День здоровья» - игра по станциям), среди 1-9 классов

Цели и задачи:1.развитие спортивно-массовой работы в школе-интернате, пропаганда здорового образа жизни;2.повышение интереса к физическому совершенствованию своего организма;3.всестороннее развитие уч...