«Использование краеведческого материала во внеурочной деятельности – как одно из средств оптимизации воспитательного процесса»
опыты и эксперименты на тему

Кара- Сал Чойганмаа Азын-ооловна

Тема самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_pedagoga.docx26.15 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования муницпиального  района

«Монгун- Тайгинский кожуун Республики Тыва»

Доклад на тему:

«Использование краеведческого материала во внеурочной

деятельности – как одно из средств оптимизации

воспитательного процесса»

Воспитатель пришкольного интерната:

Кара-Сал Ч. А.

Мугур-Аксы 2014

        В условиях современного социума все большее значение приобретает высокая интеллектуальная подготовка подрастающего поколения. Ученые- педагоги, школьные учителя ищут различные подходы для оптимизации учебно-воспитательного процесса. Проведение в младших классах занятий, направленных на включение ребят, направленных на включение ребят в постоянную поисковую деятельность создает условия для развития у них любознательности, инициативности, самостоятельности, творческого самовыражения, познавательных интересов, побуждает их к размышлению, вызывает чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время таких занятий у учеников происходит становление и развитие форм самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство, тем самым создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса обучения и воспитания на следующих этапах.

       Немаловажное значение на современном этапе для развития интеллектуальных возможностей  школьников, систематической и целенаправленной ориентировки их на активное мотивированное овладение системой знаний и способов деятельности, по моему мнению, приобретает краеведение - всестороннее, синтезированное изучение родного края.

        Родной край для учащихся школьного возраста – это окружающее пространство, освоенное ими с детства, прочувствованное и принятое как семья, дом,  село, реки, леса и горы.                      

       Основная задача изучения родного края – обогащение духовного мира, формирование ценностного отношения к культурному и природному наследию.

       Содержательный аспект краеведения выражается в познании различных сторон жизни края: социальной, культурной, политической, экономической; представителей разных поколений своей семьи, жителей края, представителей ближайшего окружения.

      Изучением   истории   родного   края   наиболее   целеустремленная   и

плодотворная  работа  ведется  в краеведческом  кружке.  Известный методист-историк А.А.  Вагин  подчеркивал,  что  «кружок  является  наиболее гибкой формой, которая чаще всего становится организационным центром  целого ряда внеклассных мероприятий».

      Высокая оценка кружковой работы неслучайна.  Именно  кружок  позволяет сочетать и использовать разнообразные  формы  внеклассной  работы.   Кружок базируется на  знаниях,  полученных  учащимися  на уроках.  Он  дает возможность организовать систематические занятия по  определенной  программе и с постоянным составом. Работа в  кружке  превращает  учащихся  в  активных помощников учителя, как в проведении внеклассных мероприятий, так и  занятий.

   Успех работы кружка зависит от умения,  желания,  инициативы  и  знаний  его руководителя. Работа краеведческих кружков  осуществляется  в  двух направлениях:

    1) теоретическом  (беседы,  лекции,  доклады,  конференции,  викторины,  самостоятельная работа).

2) практическом (экскурсии, походы,  экспедиции,  практикумы  в  музее,

архиве, библиотеке).                                                        

      Руководитель  кружка,  обеспечивает   научное   и методическое  руководство  кружком:  консультирует   учеников,   рекомендует

необходимую литературу, помогает составлять планы,  памятки  изучения  темы, систематизировать, оценивать и обобщать собранный материал. В работе  кружка особое внимание следует уделять выбору тематики,  определению  источников и   планированию.

       Основным методом работы кружка  является  самостоятельная  деятельность учащихся. Каждый член кружка  с  учетом  индивидуальных  интересов  выбирает тему и самостоятельно работает над ней. В итоге работы кружка каждый из его членов  овладевает  определенными  умениями  и  навыками   исследовательской деятельности: составлять  библиографию,  аннотацию,  работать  с  каталогом, краеведческой   научной   литературой,   с   документальными    материалами, записывать  воспоминания,  собирать  краеведческий  материал,   пользоваться

логическими приемами.

    Одной из важнейших задач кружка  является  сбор  местных  краеведческих материалов для последующего использования их в учебно-воспитательной  работе в школе.

         С 2014 года я начала проводить кружок «Краеведение» в пришкольном интернате МБОУ СОШ № 1.

         К проведению кружка по «Краеведению», я подбираю темы по родному краю. Первым этапом моей работы является изучение природы  родного края.         Моя задача  - научить детей получать и применять эти знания  и умения не только на занятиях кружка по краеведению и на внеклассных мероприятиях, проводимых в интернате, но и в жизни.  

        Я не только знакомлю учащихся с “малой Родиной”, но и использую материал о  редких животных в природе родного края, его историческом и культурном наследии, о хозяйственной деятельности местного населения во внеурочной деятельности.  

        Проводя кружок «Краеведение», хочется систематизировать данные материалы и хотелось увидеть участие детей в различных конкурсах школьного и кожуунного участия.

       Я думаю, что эти мечты или пожелания сбылись, потому что наши дети стали участвовать мероприятиях.

       Мы стали участниками конкурсов кожуунного значения фестиваля «День сурка», «Снежный барс».

  1. Фестиваль «День сурка» (рисунки и подделки) - дети показали знания и умения в ходе изучения редких животных и птиц своего кожууна (сурок, барс, яки, горные козы и т.д.). В конкурсе рисунков 2 место заняла Куулар Байырмаа ученица 6 класса, она награждена грамотой.  3 место в конкурсе подделок в коллективной работе участвовали ученики 7 класса – Иргит Сыдым-оол, Оюн Ай-Херел, они награждены грамотой.
  2. Фестиваль «Снежный барс» - в коллективное участие детей интерната в инсценировке они были награждены грамотой «Лучшая постановка».

В новом учебном году в своей работе придерживаться правил:

          Во-первых, изучая опыт других учителей, я хочу в своем кружке «Краеведения»  научить детей выпускать альбомы. На страницах этих альбомов должны содержаться полезные информации об истории, культуре, памятниках природы, известных людях нашего края, что дает возможность использовать материалы альбома, как на занятиях, так и во внеурочной деятельности. Это дает учащимся повод не только почувствовать гордость за “малую Родину”, но и повысить интерес к получению новых знаний о своем крае, обратившись затем и к другим, более обширным источника.

       Во-вторых, хочу научить детей, используя красоту и остроту своего родного языка стать гидами в увлекательную страну, редких и исчезнувших животных и птиц Монгун-Тайгинского кожууна.

          Таким образом, при правильной организации краеведения обеспечивается тесный контакт учебных занятий, внеурочной деятельности со всей краеведческой работой. Краеведение, способствуя соединению обучения и воспитания в единый процесс, развивает интеллектуальные способности учащихся, их индивидуальные и творческие возможности, а это в конечном итоге позволяет сделать учебно-воспитательный процесс более оптимальным.

       Краеведение – самая доступная и очень обширная сфера применения      приобретаемых учащимися знаний и умений. Оно создает условия для работ исследовательского характера, что очень помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии школьников. Систематическое изучение природы в процессе краеведческих наблюдений вырабатывает правильные взгляды, воспитывает активное природоохранительное отношение к окружающей среде. Наблюдения многих природных явлений вызывают у школьников любознательность и желание больше вникать в тайны природы. Наряду с интеллектуальным развитием младших школьников краеведение помогает видеть красоту окружающего мира, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края.

      Изучение природы своей местности также открывает учащимся возможность включиться в посильный общественно-полезный труд и тем самым принять участие в дальнейшем благоустройстве и обогащении своей “малой Родины”.

             

         Литература:

  1. Вострикова М.В. Топонимика как элемент краеведческой работы. Начальная школа.- №6 2006.
  2. Годунова Н.А. Использование краеведческого материала для повышения мотивации при обучении иностранным языкам//Иностранные языки в школе-2003.№3.-с.22.
  3. Ляшенко Е.А. Школа юного краеведа. Волгоград. – 2007
  4. Мясцова В.И. Краеведческий материал как средство художественно-творческого развития школьников. Начальная школа. - №7 2006.
  5. Орлова Л.А. Участие младших школьников в проектно-исследовательской работе. Начальная школа. - №3 2007.
  6. Перкас С.В. Некоторые принципы использования краеведческого материала на уроке// Иностранные языки в школе.- 1990.-№5.-с.101.
  7. Питинова Т.Г. Изучение родного края. Журнал «Начальная школа», 2006г.
  8. Рубцов, В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения./ В.В. Рубцов. –  М. – 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика использования краеведческого материала в учебно-воспитательном процессе

   Краеведческая работа представляет  учителю широкие возможности активизировать методы и весь процесс обучения....

Использование краеведческого материала как одно из средств повышения качества обучения

Статья содержит примеры задач краеведческой направленности для 5 класса...

Доклад "Использование краеведческого материала как средство повышения воспитательной ценности урока математики"

Использование краеведческого материала на уроках математики позволяет давать детям не только предметные знания, а и воспитывать такие качества как: любовь к близким, к родному краю, к своей Роди...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В СИСТЕМЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА КАК ОДНО ИЗ ДЕЙСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ

В статье освещена система работы учителя-словесника по использованию краеведческого материала с целью воспитания нравственных качеств учащихся...

Использование краеведческого материала во внеурочной деятельности

В условиях реализации требований ФГОС мы, учителя истории, испытываем диффицит информации по программам внеурочной деятельности. Данная методическая разработка дает возможность работать с краеведчески...

Использование наглядных средств обучения на уроках истории как одно из условий оптимизации учебного процесса в работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения

Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью изображений.Образное преподавание...