Программа "За здоровый образ жизни"
статья (5 класс) на тему

Комплексная программа "За здоровый образ жизни" направлена на целенаправленную работу ОУ по формированию у учащихся культуры здоровья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                         « Красноузельская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрена                                                                                      «Утверждено»

на заседании                                                                                        Директор

педагогического совета                                                           МБОУ «Красноузельская СОШ»

Протокол № __4                                                                                                И.А.Авдюшкина    

от «_                » 2012 г.                  

ПРОГРАММА

«ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

(ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО

 И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ)

2012-2016 гг.

 Программу составила

заместитель директора по УВР,

 учитель биологии и химии

 Косякова Татьяна Дмитриевна

п. Красный Узел

 2012

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                         « Красноузельская средняя общеобразовательная школа»

Утверждено: Директор МКУ                                                                                                                «Центр информационно –методического                                                                            обеспечения бюджетных образовательных                                                                       учреждений Ромодановского                                                                                     муниципального района»                                                                                               _____________

_______________Наумова Н.Р.

ПРОГРАММА

«ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

(ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО

 И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ)

2012-2016 гг.

 Программу составила

заместитель директора по УВР,

 учитель биологии и химии

 Косякова Татьяна Дмитриевна

п. Красный Узел

 2012

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка
  2. Цели и задачи
  3.  Основные направления работы по реализации программы.
  4. Функциональное обеспечение создания реализации программы
  5.  Структура системной работы                                                                                                            по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни.
  6. Содержание деятельности по реализации программы
  7. Планируемые результаты реализации программы

  1. Пояснительная записка

 Согласно ст. № 12,13,20,32 Закона РФ «Об образовании», где четко обозначена ответственность образовательного учреждения за жизнь и сохранность детей, укрепление здоровья детей и забота о нем - одна из главных задач школы.                                  Образование - необходимый, если не самый важный элемент социально-культурного и экономического развития страны. В этой связи на образование как целостную государственную систему, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится, помимо прочих, задача сохранения физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения.

Рост наркомании и, как следствие, преступности подростков сегодня выдвигают еще одну, не менее значимую, задачу перед педагогическим коллективом - совершенствование профилактической работы и правового воспитания. Наши дети сегодня - это наше общество завтра. Будет ли это общество здоровым, будет ли оно способно к воспроизводству, - об этом необходимо думать уже сегодня.

   Программа формирования ценности здоровья и  здорового образа жизни обучающихся «За здоровый образ жизни» — это комплексная программа формирования их знаний,  установок, личностных ориентиров  и  норм   поведения,  обеспечивающих сохранение и  укрепление физического и  психологического  здоровья  как   одного   из  ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию учащихся.

Программа «За здоровый образ жизни» сформирована с  учетом   факторов,  оказывающих существенное влияние на  состояние  здоровья  школьников:

-  социальные,  экономические  и  экологические условия окружающей действительности;

- факторы риска, которые приводят к  дальнейшему  ухудшению здоровья обучающихся, воспитанников;

- система знаний, установок, правил поведения, привычек, формируемых у обучающихся, воспитанников в процессе обучения;

  При выборе стратегии воспитания культуры здоровья необходимо учитывать психологические и психофизиологические характеристики возраста, опираться на зону актуального развития, исходя из того, что формирование ценности здоровья и здорового образа жизни — необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения.

Одним из компонентов формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является просветительская работа с родителями (законными представителями) обучающихся, привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе с детьми.                                                                                                                                           Программа «За здоровый образ жизни» призвана способствовать реализации образовательной программы  федерального государственного образовательного стандарта.     Программа «За здоровый образ жизни» служит основой сотрудничества и консолидации органов образования и здравоохранения, общественности, школы и родителей.   Программа «За здоровый образ жизни»  является основой системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

2. Цель и задачи программы «За здоровый образ жизни»

Цель  программы: создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся; формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Задачи  программы:

- разработка комплекса мер по охране и укреплению здоровья школьников, реализуемых в МБОУ «Красноузельская СОШ»;

  • укрепление материально-технической базы школы, приведение условий образования в полное соответствие с санитарно-гигиеническими нормами;
  • формирование у школьников знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни через учебную и внеучебную деятельность, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей;
  • осуществление медико-физиологического и психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья обучающихся, создание информационного банка о состоянии здоровья учащихся;
  • разработка и внедрение системы оздоровительных и профилактических  мероприятий.

- создание системы общественной поддержки программы, оценки ее результатов с помощью родителей, средств массовой информации.

3. Основные направления работы по реализации программы.

Медицинское - предполагает обеспечение гигиенических условий образовательного процесса. Под гигиеническими понимается соблюдение внешних условий организации учебного процесса: составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований, проведение физминуток, организация питания учащихся и т.д.

Просветительское - предполагает организацию деятельности по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании; работа по предупреждению детского травматизма на дорогах; работа по предупреждению роста заболеваемости учащихся школы. Особое место отводится работе с родителями, так как, прежде всего в семьях формируется правильный или неправильный образ жизни, закладываются основы мировоззрения. Просветительская работа должна сочетать в себе как традиционные, так и современные интерактивные приемы воздействия на учащихся и их родителей.

Психолого - педагогическое - предполагает прежде всего использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности, а также предупреждение проблем развития ребенка, обеспечение адаптации на разных этапах обучения, развитие познавательной и учебной мотивации, формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля.

Спортивно - оздоровительное - предполагает организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение учащихся к здоровому досугу.

4. Функциональное обеспечение создания реализации программы

  1. Функции медицинской службы :

     -    Медосмотр учащихся школы, определение уровня физического здоровья;                                                    - Выявление учащихся специальной медицинской группы.                                                                  -          Вакцинация школьников.

2. Функции директора и его заместителя:

     - Общее руководство разработкой и реализацией программы;                                                              -Обеспечение реализации программы: организация, координация, контроль;                    -Общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в школе;   -Общее руководство по обеспечению правильного режима работы и отдыха учащихся в школе;                                                                                                                                          -Организация контроля уроков физкультуры;                                                                                        -Обеспечение работы спортзала во внеурочное время, во время каникул и работы спортивных секций;                                                                                                                                -Разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и ее контроль;                                                                                                                                      -Организация работы классных руководителей по программе «За здоровый образ жизни» и ее контроль;                                                                                                                          -Организация отдыха детей во время каникул в лагере дневного пребывания (1-6 классы) и контроль за качеством работы;                                                                                                        -Организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;

3. Функции классного руководителя в аспекте реализации программы:

    -Организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;                                                                                                                                    -Организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;                                                                                                      -Организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;                                                                                   -Организация и проведение профилактической работы с родителями;                                -Организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы...) в рамках программы «За здоровый образ жизни школьника»;

5. Структура системной работы                                                                                                            по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни.

I. Младший школьный возраст.

1. Формирование навыков санитарно-гигиенической культуры.

2. Пропаганда здорового образа жизни, профилактика заболеваний органов зрения, органов пищеварения, сколиоза.

3. Организация работы по профилактике детского травматизма на дорогах.

Примерная тематика мероприятий

1-й класс

Классные часы

Культура питания. Уход за телом, одеждой. Режим дня. Роль зарядки, гимнастики, бега или любых физических упражнений в жизни человека. Как необходимо сидеть за столом во время занятий. Культура чтения. Что необходимо помнить, оставаясь дома одному.

Родительское

собрание

«Режим дня первоклассника», «Рабочее место первоклассника».

Конкурсы

Знатоков «Все без исключения должны знать правила дорожного движения». Рисунков «Осторожно, дети!».

2-й класс

Классные часы

Режим дня («Каждому делу - свое время»). Роль прогулки, ее сущность. Закаливание. Культура питания (о продуктах, содержащих витамины, как вести себя за столом, режим питания). Температура воздуха в квартире, проветривание. Как необходимо одеваться осенью (весной) и зимой. Роль физических занятий в жизни ребенка.

Родительское собрание

«Зарядка и закаливание», «О необходимости соблюдения режима питания».

Конкурсы

Рисунков «Я за здоровый образ жизни», «Меню второклассника, здоровое и любимое».

Знатоков ПДД «Перекресток».

3-4 классы

Классные часы

Режим работы. Утренняя гимнастика. Красиво одеваться, значит опрятно. Культура одежды. Как создать уют в детской комнате. Рабочий стол. За рабочим столом. Лекарственные растения. Профилактика простудных заболеваний. Культура питания. Режим питания. Качество приготовленной пищи.

Родительское собрание

Поговорим «О школьной форме», «Режим питания ребенка. Школьный завтрак».

Конкурсы

Рисунков «Зеленая аптека». Знатоков ПДД «Осторожно -движение». Моделей школьной формы (из цикла «Фантазеры»).

II. Младший подростковый возраст (5-6 классы).

1. Приобщение к здоровому образу жизни.                                                                                          2. Организация профилактики детского травматизма на дорогах.

Классные часы

Режим дня. Режим работы и отдыха. Умение уважать режим работы и отдых других людей. Культура питания. Режим питания. Школьный завтрак. О продуктах питания. Культура одежды. Как и куда одеваться. Гигиена мальчика и девочки. Культура гигиены. Физическая культура. Спорт в жизни человека. Профилактика простудных заболеваний, заболеваний органов зрения. Походка. О вредных привычках. О вреде курения.

Родительское собрание

«Физическая культура и спорт». «Об особенностях физического развития младшего подростка». «Профилактики ранней преступности».

Конкурсы, викторины

Конкурс плакатов «Я за здоровый образ жизни!».

III. Средний подростковый возраст (7-8 классы).

1 Приобщение к здоровому образу жизни.

2. Организация мероприятий по профилактике наркомании и табакокурения.

3. Организация мероприятий по профилактике травматизма.

4. Организация мероприятий по профилактике заболеваний органов зрения, органов пищеварения, психических расстройств.

Классные часы

Что такое здоровье? (физическое, духовное, психическое). Способы укрепления здоровья. Гармония тела. Фитотерапия. Культура питания подростка. Система питания. Культура гигиены подростка. Культура одежды, уход за телом. Подросток и никотин. Подросток и алкоголь. Почему люди употребляют алкоголь и курят? Человек и наркотики. Как защититься от наркотика?

Родительское собрание

«Особенности физического и психического развития подростка 13-14 лет» (с привлечением психолога). Встречи с работниками РОВД по вопросу профилактики преступности.

Конкурсы

Конкурс плакатов: «Скажем наркотику - нет!»

IV. Старший подростковый возраст (9-11-й классы).

1. Приобщение к здоровому образу жизни.

2. Профилактика наркомании, алкоголизма.

3. Профилактика преступности.

Классные часы

Единство физического, духовного и психического здоровья. Красота физическая. Гармония тела. Роль спорта в жизни человека. Как одеваться: стильно, модно, богато, удобно? Система питания старшеклассника. Культура гигиены девушки. Культура гигиены юноши. Из истории алкоголя и наркотика: причины быстрого распространения. Как устоять от соблазна «попробовать»? Четыре ступени, которые ведут в ад (алкоголь и подросток). Алкоголь - наркотик - преступление. «Без кайфа жизни нет?».

Родительское собрание

Наркомания - знамение времени. Как уберечь ребенка от дурного влияния, пагубных привычек, наркотика. Особенности полового развития старшего подростка (15-16 лет). Плоды «свободной любви». Подросток- преступник: причины, последствия.

Конкурсы

Плакатов «Скажем наркотику - нет!».

  1. Содержание деятельности по реализации программы

п/п

Мероприятие

Сроки реализации

Ответственный

Результаты здоровьесберегающей деятельности

1. Создание современных условий, обеспечивающих сохранение здоровья обучающихся

1.1

Благоустройство спортивной зоны на пришкольной территории

Сентябрь 2012

администрация

Расширение возможностей для занятий физкультурой и спортом

1.2

Приобретение оборудования для занятий физкультурой

2012-2015

администрация

Укрепление здоровья всех участников ОП

2. Формирование установок на ведение здорового образа жизни

2.1

Организация работы тематического клуба «Здорово жить здорово»

Сентябрь 2012

Учителя биологии, ОБЖ

Формирование   установки  на  здоровый   образ   жизни

2.2

Проведение монито-рингов отношения к вредным привычкам и  здоровому   образу   жизни

Ежегодно (октябрь, май)

Классные руководители

Планирование дальнейшей работы.

2.3

Создание стенда «Молодежь – за  здоровый   образ   жизни!»

Май 2012

Организатор

Проведение  наглядной агитации.

2.4

Участие в региона-льных конкурсах и акциях («Мы против наркотиков» «Безопасное колесо»

постоянно

Организатор

Формирование установок на ведение здорового образа жизни

2.5

Проведение Дня здоровья и спорта

1 раз в год

Учитель физкультуры

Привлечение обучаю-щихся и родителей к занятиям спортом

3. Организация сбалансированного и качественного питания в общеобразовательных учреждениях и формирование культуры питания у детей и подростков

3.1

Выявление категорий детей, нуждающихся в бесплатном питании

Ежегодно сентябрь

Директор

Организация питания всех категорий обучающихся

3.2

Витаминизация блюд

постоянно

Отв.за питание

Организация здорового питания

3.3

Участие в конкурсах и акциях, пропаганд. здорового питания

постоянно

Организатор

Формирование культуры питания у детей и подростков

3.4

Организация  образовательно-разъяснительной работы по вопросам здорового  питания

Постоянно по отдельному плану

Классные руко-водители, учитель биологии, учи-тель ОБЖ

Формирование культуры питания у детей и подростков

3.6

Разработка системы оценок качества школьного  питания

 2012- 2016

Администрация, привлеченные специалисты

Рацион  питания  с учетом всех гигиени-ческих требований  и  рекомендаций

4. Развитие  физической культуры обучающихся

4.1

Проведение спортивных мероприятий  школьного уровня

Постоянно по отдельному плану

Учителя физической культуры

Укрепление здоровья, содействие гармоническому  физическому   развитию

4.2

Участие в соревнованиях муниципального и регионального уровней

постоянно

Учителя физической культуры

Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься  спортом,.

4.3

Мониторинг состояния физического развития  и подготовки обучающихся

Ежегодно октябрь, май

Учителя физической культуры

Стимулирование  физического  совершенствования  обучающихся

5. Профилактика социально значимых заболеваний и  употребления психоактивных веществ несовершеннолетними в образовательных учреждениях

5.1

Проведение медицинских осмотров и диспансеризации

По плану

Медицинский работник

Профилактика заболеваний

5.2

Участие в конкурсах и акциях соответст-вующей тематики

постоянно

Классные рук.

Формирование твердой социальной позиции  в отношении данной проблемы

5.3

Мониторинг употре-бления психоактив-ных веществ детьми

Сентябрь -  май

Классные рук.

Раннее выявление проблемных детей, планирование работы

5.4

Проведение классных часов по  профилак-тике  наркомании, токсикомании, куре-ния  и  алкоголизма

Ежегодно ноябрь

Классные рук.

Формирование культуры правовых знаний

6.Рационализация учебной и внеучебной деятельности обучающихся

6.1

Проведение тематических педсоветов по вопросам нормирования домашней работы обучающихся.

1 раз в год

Заместитель директора по УВР

Сохранение здоровья обучающихся

6.2

Проведение психологических тренингов для учителей по вопросам индивидуального подхода к обучающимся.

По графику

Классные рук.

Сохранение здоровья обучающихся

6.3

Разработка разноуровневых заданий для самостоятельной работы учащихся.

постоянно

Руководители ШМО

Сохранение здоровья обучающихся

6.4

Создание ситуаций выбора учащимися заданий, форм их представления и т.п.

постоянно

Руководители ШМО

Сохранение здоровья обучающихся

6.5

Использование всеми педагогами элементов здоровьесберегающих технологий

постоянно

Руководители ШМО

Сохранение здоровья обучающихся

7. Реализация дополнительных образовательных программ в сфере сохранения и укрепления здоровья обучающихся

7.1

Элективные курсы «Основы медицинс-ких знаний», «Организм человека и его здоровье»

2011-2016

администрация

Пропаганда здорового образа жизни, просветительская деятельность

7.2

Работа спортивных секций: волейбол, гимнастика, легкая атлетика

постоянно

Учитель физкультуры

Популяризация активных видов спорта

7.3

Туристическая работа

Постоянно по плану

Учитель физкультуры

Участие в турслетах, походах, экскурсиях

8. Организация просветительской работы с родителями (законными представителями) обучающихся

8.1

Лекции, семинары, консультации для родителей по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья

Постоянно по плану

Заместитель директора по ВР

Просвещение родителей в сфере сдоровьесбережения детей

8.2

Приобретение для родителей необходи-мой литературы.

2012-2016

Библиотекарь

Просвещение родите-лей в сфере сдоровь-есбережения детей

8.3

Совместные праздн-ики для детей и родителей («Папа, мама, я – спортивная семья», «Самая спортивная семья»,  «Вперёд, отцы! Вперёд, мальчишки!»,

По плану ВР

Заместитель директора по ВР

Помощь родителям в создании благоприятной здоровьесберегающей среды в семье

  1. Планируемые результаты реализации программы

Основные результаты реализации программы  формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п.

Развиваемые у учащихся в образовательном процессе компетенции в области здоровьсбережения выявляются в процессе урочной и внеурочной работы. На уроках в процессе обсуждения вопросов, связанных с охраной и укреплением здоровья. Во внеурочной деятельности в процессе реализации дополнительных программ оздоровительной направленности.  

 Ожидаемые результаты:

  1. Существенное   расширение   предложения  здоровьеформирующего времяпровождения и сокращение условий для  формирования  вредных привычек.
  2. Формирование  навыков отказа от здоровьеразрушающих факторов, сознательный выбор  здорового  поведения.
  3.  Консолидация   усилий   родителей,  воспитателей и педагогов в профилактической  работе.
  4. Сохранность   здоровья   всех   участников   образовательного  процесса.
  5. Повышение  качества  образовательных  и  медицинских   услуг  с точки зрения их  здоровьесберегающей направленности.
  6. Успешная социализация подрастающего поколения.
  7. Формирование  ответственного, ценностного отношения воспитанников и               обучающихся  к  своему  здоровью.
  8. Овладение детьми методами контроля за состоянием своего здоровья.
  9. Улучшение взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, повышение ответственности родителей за здоровье ребенка.
  10.  Устойчивая мотивация подрастающего поколения к  здоровому   образу   жизни , готовность детей к реализации личностного потенциала;
  11.  Улучшение   состояния   здоровья   детей,   сокращение   количества простудных и вирусных заболеваний, заболеваний желудочно-кишечного тракта.
  12.  Укрепление  и  оздоровление  социально-психологического климата в образовательных учреждениях.
  13.  Оптимизация   учебного   и   воспитательного   процессов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по пропаганде здорового образа жизни и организации спортивно-массовой занятости учащихся «Формирование здоровой жизненной среды, ценности здорового образа жизни».

Создание условий для формирования у учащихся здорового образа жизни, заботливого отношения к своему здоровью как главной жизненной ценности....

Цикл внеклассных занятий по формированию навыков ведения здорового образа жизни: «Сегодня в моде здоровый образ жизни».

Проблема здоровья российских школьников сейчас остро актуальна. Педагоги все больше осознают, что именно они могут сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. Это касается нескольких аспе...

Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» по здоровому образу жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для занятий с детьми от 7 до 12 лет в течение 1 года) "РАСТИ ЗДОРОВЫМ"

Цель моей программы: обеспечить воспитаннику возможность сохранения  здоровья за период обучения ,сформировать у него необходимые знания, умения ,навыки по здоровому образу жизни ,научить использ...

ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

    Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, т...

Выступление "Формирование здорового образа жизни .Факторы определяющие здоровый образ жизни"

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - основное ...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное...