Алгоритм разработки вариативной части основной профессиональной образовательной программы Федерального государственного образовательного стандарта
методическая разработка на тему

Рыжиков Сергей Николаевич
Аннотация
 
В курсовой работе представлены требования нормативно-правовых документов к формированию вариативной части ОПОП ФГОС СПО, цели использования и вариативной части ОПОП ФГОС СПО, разработка содержания программ учебных дисциплин вариативной части ОПОП.
Объект исследования – содержание вариативной части основной профессиональной образовательной программы Федерального государственного образовательного стандарта.
Предмет изучения - разработка содержания программы (разделов и тем) учебной дисциплины вариативной части ОПОП ФГОС СПО по специальности
100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров.
Цель курсовой работы описать алгоритм формирования вариативной части ОПОП ФГОС СПО по специальности 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Методы исследования - метод системно-структурного анализа, методы генерализации и прогнозирования.
В основной части курсовой работы рассмотрены вопросы
В практической части курсовой работы рассмотрены вопросы
В заключении сделаны обобщающие выводы и предложения по
В приложениях предложены региональные требования к образовательным результатам в рамках вариативной составляющей ОПОП.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования и науки Липецкой области

Липецкий институт развития образования

Курсовая работа

на тему «Алгоритм разработки вариативной части основной профессиональной образовательной программы Федерального государственного образовательного стандарта»

Выполнил слушатель курсов «Методическое сопровождение внедрения ФГОС в образовательных учреждениях НПО/СПО»

Методист Г(О)БОУ СПО

«Лебедянский торгово-экономический техникум»

С.Н. Рыжиков

Липецк, 2013


Аннотация

В курсовой работе представлены требования нормативно-правовых документов к формированию вариативной части ОПОП ФГОС СПО, цели использования и вариативной части ОПОП ФГОС СПО, разработка содержания программ учебных дисциплин вариативной части ОПОП.

Объект исследования – содержание вариативной части основной профессиональной образовательной программы Федерального государственного образовательного стандарта.

Предмет изучения - разработка содержания программы (разделов и тем) учебной дисциплины вариативной части ОПОП ФГОС СПО по специальности

100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров.

Цель курсовой работы описать алгоритм формирования вариативной части ОПОП ФГОС СПО по специальности 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Методы исследования - метод системно-структурного анализа, методы генерализации и прогнозирования.

В основной части курсовой работы рассмотрены вопросы

В практической части курсовой работы рассмотрены вопросы

В заключении сделаны обобщающие выводы и предложения по

В приложениях предложены региональные требования к образовательным результатам в рамках вариативной составляющей ОПОП.


Содержание

Введение

1 Проектирование программы вариативной части ОПОП

1.1.Методика формирования вариативной части ОПОП ОУ

1.2. Требования нормативно-правовых документов к формированию

вариативной части ОПОП ОУ

1.3. Цели использования и пути формирования вариативной части ОПОП ОУ

1.4. Алгоритм разработки вариативной части основной профессиональной

образовательной программы ФГОС СПО

V. Разработка содержания программ учебных

дисциплин (разделов и тем) вариативной части ОПОП ОУ

VI. разработка содержания программ профессиональных модулей вариативной части ОПОП ОУ

Литература

Глоссарий

Перечень принятых сокращений

Системная модель исследования

Приложение 1 Обоснование вариативной части основной профессиональной образовательной программы СПО


Введение

Реализация вариативной части ОПОП ФГОС СПО дает большие свободы образовательным учреждениям в вопросах формирования содержания профессионального образования, позволяющие, с одной стороны, реализовывать инновационные интегрированные образовательные программы, с другой, - учитывать дополнительные требования, выдвигаемые региональным рынком труда, рынком образовательных услуг в целом и отдельными участниками образовательного процесса.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что реализация вариативной части позволит получить новое качество профессионального образования, удовлетворяющее потребностям как представителей регионального рынка труда, так и конкретного человека, самостоятельно осуществляющего сознательный выбор индивидуальной образовательной траектории.

Теоретической и методологической основой послужили труды современных отечественных авторов, таких как  Байденко В.И., Бадарч Д., Сазонов Б.А.,  Блинов В.И., Коулз М., Олейникова О.Н., Муравьева А.А., Олейникова О.Н., Муравьева А.А.

Эмпирической базой стали материалы учебных программ ОПОП ФГОС СПО Г(О)БОУ СПО Лебедянского торгово-экономического техникума.

Нормативно-правовую базу курсовой работы составили законодательные акты и программные документы федеральных органов власти: такие как Конституция (Основной закон) Российской Федерации, Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Приказ МОН РФ от 28 сентября 2009 г. N 354 «Об утверждении Перечня профессий начального профессионального образования» с изменениями от 26.11.10 (приказ МОН РФ №1242), Приказ МОН РФ от 28 сентября 2009 г. N 355 «Об утверждении Перечня специальностей среднего профессионального образования» с изменениями от 26.11.10 (приказ МОН РФ №1243), Приказ МОН РФ от 28 декабря 2009 №835 «Об установлении соответствия специальностей среднего профессионального образования, перечень которых утвержден приказом МОН РФ от 28.09.09 г. N 355, специальностям СПО, указанным в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию ОК 009-2003, принятым и введенным в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30 сентября 2003 г. N 276-ст. в редакции Приказа МОН РФ №1244 26.11.10, Приказ МОН РФ от 21 декабря 2009 №740 «Об установлении соответствия профессий начального профессионального образования, Перечень которых утвержден приказом МОН РФ от 28 сентября 2009 г. N354, профессиям начального профессионального образования, Перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 1999 г. N 1362» в редакции Приказа МОН РФ №1245 26.11.10,  Положение об учебной практике (производственное обучение) и производственной практике обучающихся, осваивающих программы НПО, приказ МОН от 26.11.09 №674,  Положение об учебной и производственной практике студентов, осваивающих программы СПО, приказ МОН от 26.11.09 №673, ФГОСы в соответствии с п. 4 Статьи 7 Федерального закона «Об образовании» в редакции Федерального закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ.

Практическая значимость курсовой работы состоит в том, что результаты дипломного проекта могут быть использованы при создании вариативной части ОПОП ФГОС СПО по специальностям, реализуемых Г(О)БОУ СПО «Лебедянский торгово-экономический техникум».

Целю предлагаемой методики является оказание помощи образовательным учреждениям в формировании содержания вариативной части основной профессиональной образовательной программы начального и среднего профессионального образования, соответствующего требованиям регионального рынкам труда и образовательных услуг на примере столичного региона. В контексте данной работы рассматривается совокупность способов целесообразного формирования содержания вариативной части ОПОП ФГОС СПО.


1.Проектирование программы вариативной части ОПОП

1.2. Требования нормативно-правовых документов к формированию

вариативной части основных профессиональных образовательных программ

Содержание профессионального образования в образовательном учреждении определяется основной профессиональной образовательной программой этого образовательного учреждения (ОПОП ФГОС СПО), составленной на основе ФГОС для конкретной профессии НПО или специальности СПО с учётом примерных ОПОП и требований регионального рынка труда.

ОПОП по профессии начального или специальности среднего профессионального образования представляет собой совокупность учебно-методической документации, включающей:

- учебный план образовательного учреждения;

- программы учебных дисциплин и профессиональных модулей;

- программы учебной практики (производственного обучения) и производственной практики;

- календарный учебный график образовательного учреждения;

- методические материалы, обеспечивающие реализацию ОПОП. Структура инвариантной части ОПОП среднего профессионального

образования, определяемая ФГОС, содержит:

  • циклы: общий гуманитарный и социально-экономический, математический и естественнонаучный, профессиональный;
  • разделы: физическая культура, учебная практика, производственная практика (практика по профилю специальности), производственная практика (преддипломная), промежуточная аттестация, государственная (итоговая) аттестация (подготовка и защита выпускной квалификационной работы).

Структура инвариантной части ОПОП начального профессионального образования, определяемая ФГОС содержит:

  • циклы: общепрофессиональный, профессиональный;
  • разделы: физическая культура, промежуточная аттестация,
  • государственная (итоговая) аттестация (подготовка и защита выпускной квалификационной работы).

Общий гуманитарный и социально-экономический (ОГСЭ), математический и естественнонаучный (ЕН) циклы полностью, а также часть профессионального цикла (П) ОПОП СПО и общепрофессиональный цикл (ОП) ОПОП НПО состоят из учебных дисциплин.

Учебные дисциплины включают теоретическое и практическое обучение. Основными результатами изучения учебных дисциплин являются знания, предметные умения и общекультурное развитие обучающегося. Содержание данных дисциплин должно создавать основу для овладения общими и профессиональными компетенциями.

Профессиональный цикл НПО целиком и часть профессионального цикла СПО состоят из профессиональных модулей, каждый из которых соответствует одному из видов профессиональной деятельности, установленных ФГОС по конкретной профессии (специальности). Основными результатами освоения профессиональных модулей является формирование профессиональных компетенций по данному виду профессиональной деятельности и развитие ряда общих компетенций, сопряженных с этим видом деятельности.

Профессиональные модули имеют практико-ориентированную направленность обучения. В профессиональном модуле теоретический материал осваивается в рамках междисциплинарного курса (МДК). Он изучается в контексте овладения той или иной профессиональной компетенцией. Практические навыки осваиваются как в рамках МДК, так и в ходе учебной и производственной практики.

Согласно статье 7 Федерального закона «Об образовании» в редакции Федерального закона № 309-ФЗ от 01.12.2007 во ФГОС НПО и ФГОС СПО задается соотношение объема нагрузки, отводимой на реализацию обязательной (инвариантной) части основной профессиональной образовательной программы, к объему времени, отводимому на часть, формируемую участниками образовательного процесса (вариативной), а также указаны основные возможности её использования.

В требованиях к структуре ОПОП (раздел 6 ФГОС) указано, что вариативная часть должна составлять соответственно около 20% для НПО и 30% для СПО от общего объема времени, отведенного на освоение ОПОП. Таким образом, стандартом обозначен определенный объем времени, который образовательные учреждения могут использовать на свое усмотрение для формирования вариативной составляющей ОПОП.

Вариативная часть ОПОП дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной (инвариантной) части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника, в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования.

Вариативная часть ОПОП представляет собой совокупность учебно-программных материалов дополняющих и (или) детализирующих инвариантную часть стандарта и разрабатываемых на региональном уровне образовательным учреждением с целью фиксирования специфики региональных или каких-либо иных требований к содержанию труда по той или иной профессии (специальности).

Номенклатура и содержание дисциплин, междисциплинарных курсов и профессиональных модулей вариативной части разрабатываются непосредственно образовательным учреждением. Объем нагрузки вариативной части может быть использован на:

  • увеличение объема теоретической подготовки путем введения новых учебных дисциплин и/или дополнительных тем (разделов) дисциплин инвариантной части ОПОП;
  • введение дополнительных МДК или отдельных тем (разделов) МДК в уже имеющиеся профессиональные модули инвариантной части. При этом за счет вариативной части увеличивается общий объем часов на профессиональные модули за счет включения новых МДК или отдельных тем и разделов и перераспределяется объем нагрузки практик (количество недель учебной и производственной практики). Так же может потребоваться введения тем (разделов) дисциплин инвариантной части или новых дисциплин, являющихся базовыми для освоения дополнительных МДК;
  • введение новых дополнительных профессиональных модулей для приобретения дополнительных профессиональных компетенций, расширяющих и углубляющих квалификацию осваивающих ОПОП по профессии (специальности). Введение дополнительных профессиональных модулей предполагает и одновременное введение дополнительных МДК, разделов и тем дисциплин инвариантной части. Освоение дополнительных профессиональных модулей предполагает и перераспределение объема учебной и производственной практики по всем профессиональным модулям ОПОП. При этом общий объем нагрузку на практики, установленный ФГОС, остается неизменным;
  • увеличение объема нагрузки по всем элементам учебного процесса, определенным ФГОС НПО (СПО) (дисциплинам, профессиональным модулям).

Таким образом, объём времени вариативной части может быть распределен на следующие структурные элементы:

  • разделы (темы) дисциплин инвариантной части;
  • новые дисциплины (различных циклов);
  • разделы (темы) междисциплинарных курсов (МДК) инвариантной части;
  • новые МДК;
  • дополнительные модули.

1.3. Цели использования и пути формирования вариативной части основных профессиональных образовательных программ

При формировании ОПОП ФГОС СПО следует определить цели использования вариативной части. В отличие от действующих образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования, новые ФГОС НПО и СПО предполагают более широкий круг участников образовательного процесса, оказывающих влияние на формирование основной профессиональной образовательной программы конкретного образовательного учреждения:

- объединения специалистов и работодателей в соответствующей сфере профессиональной деятельности;

- региональные органы управления образованием (обеспечивающие финансирование, осуществляющие государственную аккредитацию, контроль и надзор в сфере профессионального образования);

- руководители и педагогические работники образовательных учреждений профессионального образования;

- обучающиеся, ответственные за эффективную реализацию своей учебной деятельности по освоению основной профессиональной образовательной программы по данной профессии или специальности.

Участники образовательного процесса в разной мере могут участвовать в формировании как всей ОПОП ФГОС СПО, так и конкретно ее вариативной части по от-дельной профессии или специальности для конкретного региона, колледжа и отдельного студента. Причем работодатели, как правило, определяют или уточняют основные виды деятельности (функции), необходимые компетенции будущего специалиста, то есть конкретизируют требования к результатам освоения ОПОП ФГОС СПО, а научно-педагогическое сообщество разрабатывает требования к структуре ОПОП ФГОС СПО, требования к условиям ее реализации. Помимо социального заказа работодателей существует и субъективный образовательный заказ, связанный с индивидуальными образовательными потребностями обучающихся.

Степень участия в разработке ОПОП ФГОС СПО каждого из выше перечисленных участников образовательного процесса обозначена не только Макетом ФГОС, но и отдельными нормативными документами. В частности, в соответствии с федеральным законом от 01.12.2007 года № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» установлен порядок участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования, в том числе в разработке федеральных государственных образовательных стандартов и разработке федеральных государственных требований к дополнительным профессиональным образовательным программам, формировании перечней направлений подготовки (профессий и специальностей) профессионального образования, государственной аккредитации образовательных учреждений профессионального образования.

В образовательных стандартах нового поколения (ФГОС НПО и СПО) впервые указано, что обучающиеся являются ответственными за эффективную реализацию своей учебной деятельности по освоению основной профессиональной образовательной программы по данной профессии (специальности) и имеют право в пределах объема вариативной части влиять на формирование содержания ОПОП.

Вариативная часть ОПОП ФГОС СПО должна учитывать региональные особенности в требованиях к функциональным обязанностям по профессиям (специальностям), удовлетворять потребность обучающихся в расширении функциональных обязанностей, соответствующих современным

квалификационным требованиям по конкретным профессиям или специальностям. И, главным образом, отражать специфику подготовки специалиста именно в данном образовательном учреждении, что позволит повысить востребованность определенной образовательной услуги.

Вариативная часть ОПОП ФГОС СПО может быть использована с целью:

- учета запросов региональных органов управления образованием;

- интеграции программ профессионального образования различных уровней (профподготовка - НПО (СПО), НПО - СПО, СПО -ВПО);

- учета требований работодателей (освоение новых видов деятельности, компетенций, специализаций);

- учета профессиональных потребностей конкретного обучающегося (освоение компетенций, востребованных поступающими на обучение).

В зависимости от целей использования вариативной части ОПОП ФГОС СПО определяются пути её формирования. Цели использования вариативной части ОПОП ФГОС СПО и возможные пути её формирования представлены на рисунке 1.


Рисунок 1 - Цели использования и пути формирования вариативной части ОПОП ФГОС СПО


1.4. Алгоритм разработки вариативной части основной профессиональной

образовательной программы ФГОС СПО

Разработка вариативной части ОПОП ФГОС СПО состоит из следующих этапов рисунок 2.

Рисунок 2 - Алгоритм разработки вариативной части основной

 профессиональной образовательной программы ФГОС СПО

Перед началом формирования вариативной части ОПОП, согласно требованиям ФГОС, образовательное учреждение должно определить её специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и отдельных работодателей. Факторами, влияющими на формирование требований рынка труда, могут быть потребности в:

- освоении новых профессиональных компетенций (функций), связанных, как правило, с усложнением видов профессиональной деятельности, или освоении новых видов деятельности (новых технологий и пр.);

- более детальном и углубленном освоении конкретных профессиональных компетенций (функций) по осваиваемой профессии или специальности;

- освоении новых профессиональных компетенций в смежных (родственных) или иных областях профессиональной деятельности.

К основным факторам, определяющим специфику ОПОП ФГОС СПО и влияющим на формирование её вариативной части, могут быть отнесены:

- состояние и перспективы развития конкретной отрасли в данном регионе;

- существующие и прогнозируемые требования рынка труда и конкретных работодателей к общим и профессиональным компетенциям выпускников по профессии (специальности);

- требования обучающихся к индивидуальной образовательной программе и образовательной траектории (запросы поступающих на обучение по профессии или специальности);

- особенности реализуемой профессиональной образовательной программы (основная, сокращенная, интегрированная).

Определение специфики ОПОП, в том числе использования вариативной части, проводится на основе сравнительного анализа требований к результатам освоения основных профессиональных образовательных программ по профессии (специальности), задаваемых ФГОСами начального или среднего профессионального образования и требований региональных рынков труда и образовательных услуг.

Это позволит вначале установить востребованные рынком труда профессиональные функции и конечные результаты обучения (необходимые для выполнения этих функций компетенции, умения и знания, практический опыт), а затем определить номенклатуру элементов вариативной части, которые обеспечат достижение требуемых результатов обучения (освоения вариативной части ОПОП).

Для определения требований работодателей и запросов регионального рынка необходимо провести анализ потребностей в умениях (АПУ) по конкретной профессии (специальности) с использованием метода функционального анализа профессиональной деятельности. При наличии отраслевых профессиональных стандартов требования работодателей в них уже отражены, и, при необходимости, достаточно лишь их уточнение и дополнение.

Функциональный анализ - это описание трудовой деятельности через функции и результаты. При использовании этого метода проводится всесторонний анализ конкретной профессиональной деятельности на предмет её соответствия современным изменениям в технологиях и организации труда в рамках конкретной профессии или специальности. Задача анализа потребностей в умениях - выявить профессиональные функции и установить требования к качеству их выполнения, т.е. знания и умения, практический опыт, необходимые для выполнения этих функций. Выявленные функции лежат в основе разработки вариативной части ОПОП, поскольку они представляют собой набор ожидаемых результатов обучения. На основе полученных данных о потребностях в умениях, формируются требования к составу и содержанию знаний, необходимых для овладения этими умениями по каждой выявленной функции. Установленные требования к знаниям и умениям, практическому опыту лежат в основе конкретизации элементов вариативной части (дисциплин, МДК или модулей), обеспечивающих их формирование. Поскольку профессиональная компетенция представляет собой интеграцию знаний, умений и практического опыта, то все элементы вариативной части, в конечном счете, обеспечат формирование компетенций, необходимых и достаточных для выполнения выявленных трудовых функций. Одним из принципов формирования ОПОП (в т.ч. вариативной части) является принцип единства формирования общих и профессиональных компетенций специалиста. Поэтому, как дополнительный параметр, в процессе анализа уточняются требования к общим (личностным) компетенциям, сформиро-вать которые следует в процессе обучения.

Для проведения анализа потребностей в умениях необходимо:

1. Определить исследуемую аудиторию (работник по конкретной профессии (специальности), руководители подразделений, представители отдела кадров, абитуриенты, обучающиеся, выпускники, родители и т.п.).

3. Составить анкету, в содержание которой целесообразно включить обозначенные во ФГОС и профессиональных стандартах (при их наличии) виды профессиональной деятельности, общие и профессиональные компетенции, а также данные для анализа предполагаемых дополнительных видов профессио-нальной деятельности, профессиональных компетенций, знаний и умений, необходимых для их выполнения. Провести анкетирование (интервьюирование).

4. Обработать и уточнить результаты анкетирования, провести их всесторонний анализ.

Заключительный этап анализа - соотнесение полученных результатов с содержанием требований ФГОС, выявление тех изменений и дополнений, которые необходимо внести и учесть при формировании вариативной части ОПОП ФГОС СПО.

По итогам анализа потребностей в умениях конкретизируются конечные результаты обучения в виде выявленных видов профессиональной деятельности (профессиональных функций), необходимых компетенций, умений и знаний, практического опыта. Затем определяется номенклатура элементов вариативной части, за счет которых будут достигнуты запланированные результаты обучения.

Следующим этапом формирования вариативной части является определение структуры и места освоения элементов вариативной части в общей структуре ОПОП. Вариативная часть ОПОП ФГОС СПО может иметь простую или сложную структуру, строиться на основе требований, определяемых органами управления образованием и/или образовательными учреждениями в зависимости от особенностей политики региона в области профессионального образования. Она может состоять из одного или нескольких элементов.

Возможные элементы вариативной части и участники их формирования представлены на рисунке 3.


Рисунок 3 - Элементы вариативной части ОПОП ФГОС СПО и возможные участники их формирования

После определения специфики ОПОП ФГОС СПО, номенклатуры её элементов определяется место вариативной части в общей структуре ОПОП ФГОС СПО.

Данные по всем структурным элементам вариативной части заносятся в соответствующие разделы таблицы, форма которой установлена ФГОС (Таблица 1).


Таблица 1 - Структура основной профессиональной образовательной программы

Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Всего

максимальной

учебной

нагрузки

обучающегося

В т.ч. часов

обязательных учебных

занятий

Индекс и наименование дисциплин,

междисци-

плинарных

курсов (МДК)

Коды формируемых компетенций

Обязательная и вариативная части циклов ОПОП и раздел «Физическая культура»

*)

*)

Как видно из таблицы 1, кроме номенклатуры структурных элементов вариативной части, конкретизации требований в виде умений, знаний и практического опыта, необходимо определить объем нагрузки по каждому структурному элементу вариативной части.

После определения структуры вариативной части ОПОП ФГОС СПО и её места в структуре ОПОП ФГОС СПО разрабатываются программы дисциплин и модулей или дополняются примерные программы дисциплин и модулей инвариантной части ОПОП. оскольку в структуру вариативной части в зависимости от специфики ОПОП ФГОС СПО включены модули и/или дисциплины (разделы, темы), то методика разработки содержания вариативной части ОПОП образовательного учреждения сводится к разработке программ дисциплин и профессиональных модулей.

Так как ФГОС предусматривает возможность ежегодной корректировки основной профессиональной образовательной программы ОУ с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы, то и необходимые коррективы в вариативную часть ОПОП могут вноситься ежегодно осле выявления работодателем дополнительных сформированных профессиональных компетенций. В этом случае также используется выше описанная методика.


1.5. Разработка содержания программ учебных дисциплин (разделов и тем)

вариативной части ОПОП ФГОС СПО

При формировании вариативной части ОПОП новые (дополнительные) дисциплины могут быть введены во все циклы ОПОП НПО (СПО), если обоснована необходимость их освоения для формирования общих и профессиональных компетенций в рамках профессии (специальности).

Структура программ дисциплин вариативной части и методика их разработки аналогичны примерным программам и регламентированы «Разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования», утвержденными Минобрнауки России.

Программа учебной дисциплины вариативной части аналогична примерной и состоит из следующих частей (рисунок 4).

Рисунок 4 - Структура программы учебной дисциплины

 Паспорт программы учебной дисциплины определяет:

1.1. Область применения программы.

1.2. Место дисциплины в структуре ОПОП ФГОС СПО .

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины, выраженные в умениях и знаниях.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение дисциплины. Область применения программы (1.1) содержит наименование профессии (профессий и специальности (специальностей), укрупненной группы (групп) профессий/специальностей или направления (направлений) подготовки в зависимости от широты использования программы учебной дисциплины, а так же указываются возможности использования программы в дополнительном профессиональном образовании (направленность программ повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке (направленность программы профессиональной подготовки).

Под местом дисциплины в ОПОП ФГОС СПО (1.2) понимается принадлежность данной учебной дисциплины к соответствующему циклу обучения.

Цели и задачи учебной дисциплины (1.3), выраженные в умениях и знаниях, содержат требования к результатам освоения учебной дисциплины, то есть конкретизированные требования к умениям и знаниям, осваиваемым в рамках дисциплины. При разработке инвариантной части ОПОП умения и знания прописываются в соответствии с перечисленными в разделе «Область применения программы» ФГОСов по профессиям (специальностям), а при формировании программ дисциплин вариативной части - указываются знания и умения, определенные при разработке структуры ОПОП ФГОС СПО , на основе требований региональных рынков труда и образовательных услуг.

Рекомендуемое количество часов на освоение дисциплины (1.4) со-держит сведения о максимальной учебной нагрузке обучающегося, в том числе об обязательной аудиторной учебной нагрузке и о нагрузке по самостоятельной работе. Эта нагрузка определена структурой ОПОП.

2. Структура и содержание учебной дисциплины представляется в виде таблиц и содержит:

2.1. Сведения об объеме нагрузки учебной дисциплины и видах учебной работы.

2.1. Примерный тематический план и содержание тем учебной дисциплины.

Объем нагрузки учебной дисциплины (2.1.) оформляется в виде таблицы (Таблица 2) и повторяет сведения «Рекомендуемого количества часов на освоение дисциплины» с уточнением количества часов на лабораторные работы, практические занятия, контрольные и курсовые работы (проекты) и по видам самостоятельных работ, а также содержит сведения о форме проведения итоговой аттестации.

Таблица 2 - Объем нагрузки учебной дисциплины. Вид учебной работы 

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

*

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

*

в том числе:

лабораторные работы

*

практические занятия

*

контрольные работы

*

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

*

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

*

в том числе:

самостоятельная работа над курсовой работой

Указываются другие виды самостоятельной работы при их наличии (реферат, расчетно-графическая работа, внеаудиторная самостоятельная работа и т.п.).

Итоговая аттестация в форме (указать форму) в этой строке часы не указываются

Тематический план и содержание тем учебной дисциплины (2.2) оформляется в виде таблицы (Таблица 3) и содержит сведения о наименовании разделов, тем, кратком содержание учебного материала, объеме учебной нагрузки по дисциплине в часах, уровне освоения и видах аудиторной и самостоятельной работы по каждой теме учебной дисциплины

Таблица 3 - Тематический план и содержание тем учебной дисциплины

Наименование

разделов и

тем

Содержание учебного материала,

лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа

обучающихся, курсовая работа

(проект) (если предусмотрены)

Объем

часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Тема 1.1.

Содержание учебного материала

*

Лабораторные работы

*

Практические занятия

*

Контрольные работы

*

Самостоятельная работа обучающихся

*

Внутри каждого раздела (при их наличии) указываются соответствующие ему темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименование тем необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также тематика самостоятельной работы с указанием количества часов по каждой теме и всем видам работ и занятий. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по дисциплине, описывается их тематика. Уровень освоения проставляется напротив каждой дидактической единицы, входящей в темы учебной дисциплины, в столбце 4 Таблицы 2.

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 уровень - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 уровень - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 уровень - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

При формировании содержания следует учитывать все требования к результатам освоения учебной дисциплины (п.1.3 программы учебной дисциплины) так, чтобы все знания, были представлены соответствующими дидактическими единицами содержания тем учебной дисциплины, а освоение каждого умения было включено в тематику практических занятий или лабораторных работ. Так же по каждому осваиваемому знанию и умению необходимо планировать контрольные работы и определять, при необходимости, темы самостоятельных работ обучающихся.

2. Условия реализации учебной дисциплины содержат требования к:

3.1. минимальному материально-техническому обеспечению;

3.2. информационному обеспечению.

Требования к минимальному материально-техническому обеспече-нию (3.1) содержат перечень необходимых для освоения дидактических единиц учебной дисциплины кабинетов, лабораторий, мастерских, а так же средств обучения, включая тренажеры, модели, макеты, оборудование, технические средства, в т.ч. аудиовизуальные, компьютерные и телекоммуникационные и т.п. (без указания их количества).

Требования к информационному обеспечению (3.2) содержат перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы. При определении номенклатуры необходимо указать учебную литературу, изданную за последние 5 лет и имеющую соответствующий требованиям Минобрнауки России гриф. При оформлении данного раздела после каждого наименования печатного издания обязательно указываются издательство и год издания в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».

3. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины представляется в виде таблицы (таблица 4) и содержит сведения о формах и методах оценки и контроля обучения по каждому осваиваемому в ходе изучения дисциплины знанию и умению.

Таблица 4 - Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

перечисляются все знания и умения, указанные в п. 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины программ учебной дисциплины

Результаты обучения переносятся из паспорта программы образовательного учреждения (п. 1.3 Цели и задачи учебной дисциплины) в первую колонку. Перечень форм контроля следует конкретизировать с учетом специфики обучения по программе учебной дисциплины.

Таким образом, при формировании содержания дисциплины вариативной части разрабатываются все разделы, указанные в схеме 4.

При разработке дополнительных тем и разделов дисциплины инвариантной части ОПОП ФГОС СПО необходимо внести следующие изменения в разработанные по ФГОС примерные программы учебных дисциплин:

- в паспорт программы учебной дисциплины: дополняются необходимые знания и умения (в п. 1.3.), увеличивается объем нагрузки (п. 1.4);

- в структуру и содержание учебной дисциплины: дополняются дидактические единицы, темы, разделы, виды лабораторных работ, практических занятий, контрольных работ и т.д.;

- в условия реализации ОПОП ФГОС СПО : дополняется при необходимости номенклатуру материально-технических и информационных ресурсов, требующихся для освоения знаний и умений вариативной части,

- в контроль и оценку результатов освоения учебной дисциплины: дополняются формы контроля по дополнительным знаниям и умениям.

1.6. Разработка содержания программ профессиональных модулей вариативной части ОПОП ФГОС СПО

Определив наименование модулей вариативной части ОПОП ФГОС СПО, междисциплинарного(ых) курса(ов) (МДК), вида профессиональной деятельности, общих и профессиональных компетенций, а также конкретизировав их в виде умений, знаний и практического опыта, можно приступать к разработке программы модуля вариативной части. Программы профессиональных модулей вариативной части имеют структуру, аналогичную примерным программам профессиональных и разрабатываются в соответствии с «Разъяснениями по формированию примерных программ профессиональных модулей начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования», утвержденных Минобрнауки России, и содержат разделы, представленные на рисунке 5.

Рисунок 5 – Структура программы модуля


Структура программы модуля сходна со структурой программы дисциплины. Отличием является п. 2 «Результаты освоения профессионального модуля».

Последовательность формирования элементов структуры программы

профессионального модуля:

1. Паспорт программы профессионального модуля содержит:

1.1. Область применения программы профессионального модуля.

1.2. Цели и задачи профессионального модуля.

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение профессионального модуля.

Область применения программы профессионального модуля (1.1)

содержит наименование профессии (профессий)/специальности (специальностей), укрупненной группы (групп) профессий/специальностей или направления (направлений) подготовки в зависимости от широты использования программы профессионального модуля, а также указываются возможности использования программы в дополнительном

профессиональном образовании (направленность программ повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке (направленность программ профессиональной подготовки). Указывается вид профессиональной деятельности и профессиональные компетенции (выяв-ленные в результате АПУ), освоение которых является целью освоения профессионального модуля, уровень образования (основное общее, среднее (полное) общее, профессиональное образование и др.), а также опыт работы (тип предприятия, должности, стаж и др.), требуемые для освоения данного модуля.

Цели и задачи профессионального модуля(1.2) содержат требования к результатам освоения содержания профессионального модуля, то есть конкретизированные требования к практическому опыту, умениям и знаниям.

При разработке программ профессиональных модулей вариативной части ОПОП ФГОС СПО практический опыт, умения и знания, определяются на основе требований региональных работодателей по результатам АПУ.

Количество часов на освоение профессионального модуля (1.3) содержит сведения о максимальной учебной нагрузке обучающегося, в том

числе об обязательной аудиторной учебной нагрузке, о нагрузке по самостоятельной работе и нагрузке по учебной и производственной практике.

2. Результаты освоения профессионального модуля содержат сведения о виде профессиональной деятельности с перечислением наименований общих и профессиональных компетенций, формируемых в рамках освоения модуля и оформляются в виде таблицы (таблица 5).

Таблица 5 - Результаты освоения профессионального модуля

Код

Наименование результата обучения

ПК...

ПК....

ОК…

ОК…

При разработке примерной программы наименование результатов

обучения (общие и профессиональные компетенций) приводится в соответствии с текстом ФГОС СПО/НПО, а при разработке программы модуля вариативной части используются компетенции определенные на основе АПУ.

3. Структура и содержание профессионального модуля отражает:

3.1 Тематический план профессионального модуля.

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю.

Тематический план профессионального модуля (3.1) для СПО (Таблица 6) имеет различную структуру и формируется в соответствии с обозначенными ниже требованиями.

В предложенной таблице раздел профессионального модуля - это часть программы профессионального модуля, которая характеризуется

логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.

Тематический план профессионального модуля СПО (Таблица 7) имеет дополнительные колонки, связанные с объемом времени, отводимым на выполнение курсовых проектов при освоении профессиональных модулей ОПОП СПО.

Таблица 6 - Тематический план профессионального модуля (вариант для СПО)

Коды ПК

Наименован ия разделов

Всего часов

ввест

и чис-

ло

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная

нагрузка обучающегося

Самостоя

тельная работа

обучающегося,

часов

Учебная, часов

Производст-

венная (по

профилю

специально-сти), часов

(если преду-смотрена д

Всего

лабора торные работы

и практи ческие заняти

я

* *

в т.ч., курсо-

вая

работа

(проект)

Всего

в т.ч., курсо-

вая

работа

(проект)

Раздел 1 ...

*

_*

*

*

Раздел 2 ....

*

*

Производст-

венная

практика (по

профилю

специаль-

ности),

часов)

(повторить число)

Всего:

• • • •

*

Ячейки в столбцах 3, 4, 7, 9, 10 заполняются жирным шрифтом, в 5, 6, 8 -обычным. Если какой-либо вид учебной работы не предусмотрен, необходимо в соответствующей ячейке поставить прочерк. Количество часов, указанное в ячейках столбца 3, должно быть равно сумме чисел в соответствующих ячейках столбцов 4, 7, 9, 10 (жирный шрифт) по горизонтали. Количество часов, указанное в ячейках строки «Всего», должно быть равно сумме чисел соответствующих столбцов 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 по вертикали. Количество часов, указанное в ячейке столбца 3 строки «Всего», должно соответствовать количеству часов на освоение программы профессионального модуля в пункте 1.3 паспорта программы. Количество часов на самостоятельную работу обучающегося должно соответствовать указанному в пункте 1.3 паспорта программы. Сумма количества часов на учебную и производственную практику (в строке «Всего» в столбцах 9 и 10) должна соответствовать указанному в пункте 1.3 паспорта программы.

4. Содержание обучения по профессиональному модулю (3.2) заполняется в виде таблицы (таблица 7).

Внутри каждого раздела указываются междисциплинарные курсы и соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), а также примерная тематика самостоятельной работы по разделу. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по профессиональному модулю, то приводится их примерная тематика. Объем часов определяется по каждой отмеченной звездочкой позиции столбца 3. Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено - **). Уровни освоения определяются так же, как и в программах дисциплин.

Каждая тема МДК должна заканчиваться лабораторной и/или практической работой.

4 Условия реализации профессионального модуля содержат:

4.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

4.2.Требования к информационному обеспечению обучения.

4.3.Общие требования к организации образовательного процесса.

4.4.Требования к кадровому обеспечению образовательного процесса.


Таблица 7 - Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

Наименование раз-делов профессио-нального модуля (ПМ), междисцип-линарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая

работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освое-ния

1

2

3

4

Раздел ПМ 1.

номер и наименование раздела

МДК1

номер и наименование МДК

Тема 1.1.

Содержание

(указывается перечень дидактических единиц)

номер и наименование темы

1.

**

Лабораторные работы

(при наличии, указываются темы)

1.

Практические занятия

(при наличии, указываются темы)

1.

С амостоятельная работа при изучении раздела ПМ 1.

(при наличии, указываются задания)

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Учебная практика Виды работ

Производственная практика (для СПО - (по профилю специальности) Виды работ

Раздел ПМ 2

*

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению (4.1) содержат сведения о наименовании учебных кабинетов, мастерских, лабораторий, об их оснащении оборудованием и необходимыми техническими средствами, а так же сведения об оборудовании рабочих мест практики по профессиональному модулю. Приводится перечень средств обучения, включая тренажеры, модели, макеты, оборудование, технические средства, в т.ч. аудиовизуальные, компьютерные и телекоммуникационные и т.п. Количество единиц оборудования не указывается.

Информационное обеспечение обучения (4.2) содержит сведения о номенклатуре рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы, необходимых для освоения профессионального модуля. После каждого наименования печатного издания обязательно указываются издательство и год издания (в соответствии с ГОСТом). При составлении учитывается наличие результатов экспертизы учебных изданий в соответствии с порядком, установленным Минобрнауки России.

Общие требования к организации образовательного процесса (4.3) содержат сведения об условиях проведения занятий, организации учебной и производственной практики, консультационной помощи обучающимся в ходе освоения модуля. А так же перечисляются учебные дисциплины и профессиональные модули, изучение которых должно предшествовать освоению данного профессионального модуля, то есть задаются входные параметры для освоения конкретного профессионального модуля.

Кадровое обеспечение образовательного процесса (4.4.) включает требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному(ым) курсу(ам), а так же кадров, осуществляющих руководство практикой (инженерно-педагогического состава, мастеров).

3. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) оформляется в виде двух таблиц, одна из которых содержит сведения о показателях оценки, формах и методах контроля сформированности профессиональных компетенций (Таблица 8), а вторая - сведения о показателях оценки, формах и методах контроля развития общих компетенций (Таблица 9). Это связано с тем что, формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их знаний и умений.

Таблица 8 - Показатели оценки, формы и методы контроля результатов освоения профессиональных компетенций

Результаты

(освоенные

профессиональные

компетенции)

Основные результаты

Формы и методы контроля и оценки

Таблица 9 - Показатели оценки, формы и методы контроля результатов освоения общих компетенций

Результаты

(освоенные общие

компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Перечень форм контроля должен быть конкретизирован с учетом специфики обучения по программе профессионального модуля, по каждой из профессиональных и общих компетенций, перечисленных в разделе «Результаты освоения профессионального модуля». В случае, когда вариативная часть используется на введение дополнительных МДК или отдельных тем (разделов) МДК в профессиональных модулях инвариантной части, то дополнения вносятся во все требуемые элементы структуры программы:

- в паспорт программы профессионального модуля: определенные на региональном уровне практический опыт, знания и умения для освоения профессии (специальности), с увеличением объема нагрузки;

- в раздел «Результаты освоения профессионального модуля»: общие и профессиональные компетенции, определенные в результате АПУ.

- в структуру и содержание профессионального модуля: необходимые дидактические единицы, темы и разделы МДК, виды работ, выполняемые в ходе учебной и производственной практик, с увеличением объема времени на все элементы;

- в раздел «Условия реализации программы модуля»: номенклатуру необходимых для освоения вариативной части материально-технических и информационных ресурсов; дополнительные требования к организации учебного процесса и требования к кадровым ресурсам;

- в раздел «Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля»: формы контроля по дополнительным компетенциям.


Список литературы

1. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. №309-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта».

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 «Об утверждении Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов».

3. Федеральный закон от 01.12.2007 года № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования»

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. N521 «Об утверждении Типового положения об учреждении начального профессионального образования»

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 2008 г. N543 «Об утверждении Типового положения об учреждении среднего профессионального образования (среднего учебного заведения)»

6. Разъяснения Минобрнауки России по формированию примерных программ профессиональных модулей начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования.

7. Приказ МОН РФ от 28 сентября 2009 г. N 354 «Об утверждении Перечня профессий начального профессионального образования» в редакции (приказ МОН РФ №1242 от 26.11.10).

Приказ МОН РФ от 28 сентября 2009 г. N 355 «Об утверждении Перечня специальностей среднего профессионального

образования» в редакции приказ МОН РФ №1243 от 26.11.10.

8. Приказ МОН РФ от 28 декабря 2009 №835 «Об установлении соответствия специальностей среднего профессионального образования, перечень которых утвержден приказом МОН РФ от 28.09.09 г. N 355, специальностям СПО, указанным в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию ОК 009-2003, принятым и введенным в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30 сентября 2003 г. N 276-ст. в редакции Приказа МОН РФ №1244 26.11.10.

9. Приказ МОН РФ от 21 декабря 2009 №740 «Об установлении соответствия профессий начального профессионального образования, Перечень которых утвержден приказом МОН РФ от 28 сентября 2009 г. N 354, профессиям начального профессионального образования, Перечень которых утвержден по-становлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 1999 г. №1362» в редакции Приказа МОН РФ №1245

26.11.10.

10. Перечни учебных изданий для образовательных учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования на 2011/2012 учебный год

11. Перечни учебных изданий для образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального образования на 2011/2012 учебный год/(Аго.ш)

12. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода)// Высшее образование в России. - 2004. — №11.

13. Бадарч Д., Сазонов Б.А. Актуальные вопросы интернациональной армонизации образовательных систем / Монография - М.: Бюро ЮНЕСКО в Москве -2007.

14. Блинов В.И. Концептуальные основы разработки федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования нового поколения. — М., 2008, 64 с.

15. Коулз М., Олейникова О.Н., Муравьева А.А. Обеспечение спроса и предложения квалификаций на рынке труда. - М.: РИО ТК им. А.Н. Коняева, 2009.-115 с.

16. Олейникова О.Н., Муравьева А.А. Качество профессионального образования. Европейская стратегия и практика. — М., 2004. -111 с.

17. Сазонов Б.А. Академические часы, зачетные единицы и модели учебной нагрузки. - М.: Высшее образование в России. - 2008. -№11.


Глоссарий

Вид профессиональной деятельности – составная часть области профессиональной деятельности, образованная целостным набором профессиональных функций и необходимых для их выполнения компетенций.

Квалификация – готовность работника к качественному выполнению конкретных функций в рамках определенного вида профессиональной деятельности.

Контрольно-измерительные материалы - комплексный

инструментарий оценки компетенций, включающий в себя различные измерительные средства и инструменты.

Компетенция – способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.

Междисциплинарный курс – система знаний, умений и практического опыта, отобранная на основе взаимодействия содержания отдельных учебных дисциплин с целью внутреннего единства образовательной программы профессионального модуля.

Вариативная составляющая (часть) основных образовательных программ начального и среднего профессионального образования система дополнительных требований к образовательным результатам, структуре основных профессиональных образовательных программ начального и среднего профессионального образования, условиям их реализации, оцениванию качества освоения. Обусловлена технико-технологическими, организационно-экономическими и другими

особенностями развития экономики и социальной сферы региона.

Область профессиональной деятельности – совокупность объектов профессиональной деятельности в их научном, социальном, экономическом, производственном проявлении.

Общие компетенции – универсальные способы деятельности, общие для всех (большинства) профессий и специальностей, направленные на решение профессионально-трудовых задач и являющиеся условием интеграции выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда.

Основная профессиональная образовательная программа по профессии начального профессионального образования – совокупность учебно-методической документации, включающая в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной практики (производственного обучения) и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующих образовательных технологий.

Основная профессиональная образовательная программа по специальности среднего профессионального образования – совокупность учебно-методической документации, включающая в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующих образовательных технологий.

Программа среднего профессионального образования базовой подготовки - направлена на освоение общих и профессиональных компетенций, обеспечивающих готовность к реализации основных видов профессиональной деятельности в соответствии с получаемой квалификацией специалиста среднего звена.

Профессиональная компетентность – подтвержденная в установленном порядке совокупность профессиональных и общих компетенций (умений, знаний), необходимых для реализации определенного набора профессиональных функций, входящих в профессиональный стандарт по профессии.

Профессиональные компетенции – способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной области профессиональной деятельности.

Профессиональный модуль – часть основной профессиональной образовательной программы, имеющая определённую логическую завершённость по отношению к заданным федеральными государственными образовательными стандартами результатам образования и предназначенная для освоения профессиональных компетенций в рамках каждого из основных видов деятельности.

Профессиональное образование – процесс освоения человеком компетенций, необходимых для осуществления продуктивной, самостоятельной деятельности в сфере труда.

Профессиональная функция – составная часть вида профессиональной деятельности, представляющая собой интегрированный и относительно автономный набор трудовых действий, определяемых бизнес-процессом и предполагающий наличие необходимых компетенций для их выполнения.

Сертификат – официальный документ, выдаваемый уполномоченным органом, подтверждающий результаты образования (обучения),

продемонстрированные в ходе установленных процедур оценки.

Результаты обучения – освоенные компетенции и умения, усвоенные знания, обеспечивающие соответствующую квалификацию и уровень образования.

Учебный цикл – совокупность дисциплин (модулей), обеспечивающих усвоение знаний, освоение умений и формирование компетенций в соответствующей области профессиональной деятельности.


Перечень принятых сокращений

НПО

- начальное профессиональное образование

СПО

- среднее профессиональное образование

ВПО

- высшее профессиональное образование

ПС

- профессиональный стандарт

ФГОС ПО

- Федеральный государственный образовательный стандарт профессионального образования

ОУ

- образовательное учреждение

ОПОП (ПОПОП)

-основная профессиональная образовательная программа (примерная основная профессиональная образовательная программа)

ЕТКС

- Единый тарифно-квалификационный справочник

ЕКСД

- Единый квалификационный справочник должностей

ОКПДТР (ОК 016 — 94)

- Общероссийский классификатор профессий

 рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов

ВЭД

- вид экономической деятельности

ВТД

- вид трудовой деятельности

ВПД

- вид профессиональной деятельности

РСПП

НАРК РСПП

- Российский союз промышленников и предпринимателей

- Национальное агентство развития квалификаций Российского союза промышленников и предпринимателей

ФИРО

- Федеральный институт развития образования

РРЦ РПО СО

ПРЦ РПО

 

- региональный ресурсный центр развития профессионального

 образования Свердловской области

- профильный ресурсный центр развития профессионального

 образования

ПМ

- профессиональный модуль


Приложение 1

Введено в действие приказом директора Государственного (областного) бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Лебедянский торгово-экономический техникум» № _____

«___» _________ 2012г

УТВЕРЖДЕНО

решением совета Государственного (областного) бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Лебедянский торгово-экономический техникум» №_____

«___» _________ 2012г

Положение

о порядке разработки и требованиях к содержанию и оформлению рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей

на основе Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования

1. Общие положения.

1.1 Настоящее положение устанавливает общие требования к структуре, содержанию, оформлению, утверждению рабочих программ учебных дисциплин, МДК, ПМ.

1.2 Настоящее Положение разработано на основании следующих документов:

  • Закон Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании»;
  • Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2008 № 543.
  • Федеральные Государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования по специальностям техникума.

1.3. В настоящем Положении применяются следующие термины, определения и сокращения:

- федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО) - комплексная федеральная норма качества среднего профессионального образования по уровню подготовки, обязательная для исполнения всеми средними специальными учебными заведениями на территории Российской Федерации, реализующими основные образовательные программы соответствующих уровней и направлений подготовки, имеющими государственную аккредитацию или претендующими на ее получение;

- основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования (ОПОП СПО) - комплексный проект образовательного процесса по специальности, представляющий собой совокупность учебно-методических документов, регламентирующих цели, ожидаемые результаты, содержание и реализацию образовательного процесса по определенной специальности;

- компетенция (общая компетенция – ОК, профессиональная компетенция – ПК) - способность и готовность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области;

- профессиональный модуль (ПМ) - часть образовательной программы, имеющая определенную логическую завершенность, целью которой является овладение видом профессиональной деятельности и соответствующими общими и профессиональными компетенциями;

 - междисциплинарный курс (МДК) – часть профессионального модуля, направленная на овладение знаниями и умениями (как элементами ОК и ПК), на приобретение практического опыта;

 - учебная дисциплина (УД).

1.4. Положение подлежит применению всеми цикловыми методическими комиссиями, библиотекой и другими структурными подразделениями техникума, обеспечивающими реализацию образовательного процесса по соответствующим образовательным программам.

1.5. Рабочая программа входит в состав комплекта документов ОПОП СПО.

1.6. Рабочая программа определяет цели изучения, назначение и место учебной дисциплины, МДК, ПМ в системе подготовки специалиста, содержание учебного материала и формы организации обучения.

1.7. Рабочая программа регламентирует количество времени на изучение разделов учебных дисциплин, МДК, ПМ и определяет формы текущего контроля и промежуточной аттестации.

2. Разработка рабочей программы

2.1. Рабочие программы разрабатываются по каждой дисциплине, МДК, ПМ на цикловых методических комиссиях, за которыми закреплена данная дисциплина, МДК, ПМ.

2.2. Ответственность за разработку рабочей программы несёт председатель ЦМК.

2.3. Ответственность за обеспечение ОПОП по специальности рабочими программами по всем дисциплинам, МДК, ПМ несёт заведующий отделением.

2.4. Непосредственный исполнитель (исполнители) разработки рабочей программы назначается председателем ЦМК из числа ведущих преподавателей.

2.5. При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам:

- ФГОС СПО по соответствующей специальности;

- ОПОП и учебному плану по специальности

2.6. При разработке рабочей программы учитываются:

- содержание учебников и учебных пособий, рекомендованных федеральными органами образования;

- требования организаций – потенциальных работодателей выпускников;

- содержание программ дисциплин, изучаемых на предыдущих и последующих этапах обучения;

- материальные и информационные возможности техникума;

- содержание примерной программы (при её наличии).

2.7. Рецензирование.

Обязательно наличие двух рецензий: внешней и внутренней. Внешними рецензентами рекомендуется назначать ведущих специалистов родственных ОУ СПО, ВПО или руководителей предприятий – социальных партнеров Г(О)БОУ СПО «Лебедянский торгово-экономический техникум». Внутренними рецензентами рекомендуется назначать ведущих специалистов техникума.

Рецензент представляет свой отзыв в письменном виде, заверенный подписью. В рецензии отражается соответствие содержания рабочей программы требованиям ФГОС СПО, соответствие содержания поставленным целям, современному уровню и тенденциям развития науки и производства, оцениваются оптимальность содержания разделов и дается заключение о возможности использования данной программы в образовательном процессе.

Рецензии прилагаются к рабочей программе и хранятся вместе с первым экземпляром программы (у заведующего отделением). Ксерокопия рецензии хранится в методическом кабинете.

2.8. Рабочая программа пересматривается ежегодно, в неё могут вноситься дополнения (в соответствии с потребностями работодателей).

2.9. Рабочая программа выносится на рассмотрение педагогического совета и утверждается приказом директора.

2.10. Работы, связанные с разработкой рабочей программы, вносятся в индивидуальные планы преподавателей.

3. Структура и содержание рабочей программы.

3.1. Общие требования к построению рабочей программы.

3.1.1. Рабочая программа должна определять роль и значение учебной дисциплины, МДК, ПМ в будущей профессиональной деятельности специалиста; объем и содержание компетенций, знаний, умений и навыков, опыта практической деятельности, которыми должны овладеть студенты, а также формы оценки достижения поставленных целей.

3.1.2. Содержание и реализация рабочей программы должны удовлетворять следующим требованиям:

- четкое определение места и роли данной дисциплины, МДК, ПМ в формировании компетенций или их элементов, указанных в разделе 3 ОПОП СПО по соответствующей специальности.

- последовательная реализация внутри- и межпредметных логических связей, согласование содержания и устранение дублирования изучаемого материала с другими дисциплинами учебного плана специальности;

- оптимальное распределение учебного времени по темам курса и видам учебных занятий в зависимости от формы обучения;

- рациональное планирование и организация самостоятельной работы студентов;

- учет региональных особенностей рынка труда.

3.2. Структурные элементы рабочей программы.

Рабочая программа по учебной дисциплине и рабочая программа по профессиональному модулю имеют различную структуру основной части программы.

3.2.1. Структурными элементами рабочей программы по учебной дисциплине являются:

1)  титульный лист;

2)  оборот титульного листа;

3)  содержание;

4)  основная часть:

  • паспорт рабочей программы,
  • структура и содержание рабочей программы,
  • условия реализации программы,
  • контроль и оценка результатов освоения программы.

Структурными элементами рабочей программы по профессиональному модулю являются:

1)  титульный лист;

2)  оборот титульного листа;

3)  содержание;

4)  основная часть:

  • паспорт рабочей программы ПМ,
  • результаты освоения профессионального модуля,
  • структура и содержание рабочей программы ПМ,
  • условия реализации программы,
  • контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности).

3.2.2. Титульный лист является первой страницей рабочей программы и содержит основные реквизиты:

  • название ОУ,
  • название дисциплины, ПМ,
  • название специальности (код),
  • уровень подготовки (базовый, углубленный),
  • квалификация выпускника;
  • дата и номер протокола педагогического совета (рассмотрение программы),
  • дата, номер приказа и подпись директора (утверждение).

На обороте титульного листа указывают дату и номер протокола (утверждение на ЦМК), подпись председателя ЦМК, сведения о рецензенте(ах) рабочей программы, ссылку на ФГОС СПО, примерную программу (при наличии) и ОПОП по специальности, на основании которых разработана данная рабочая программа, личную подпись составителя, ее расшифровку.

3.2.3. Содержание включает наименование всех разделов, подразделов и пунктов (если они имеют наименование) основной части рабочей программы с указанием страниц, с которых начинаются эти структурные элементы.

3.2.4. Основная часть рабочей программы по учебной дисциплине:

Паспорт рабочей программы:

  • область применения программы, место дисциплины в структуре ОПОП (цикл дисциплин, вариативная, инвариативная часть), цели и задачи дисциплины, знания, умения, которыми должен овладеть студент, количество часов (максимальная нагрузка, аудиторная, самостоятельная работа; количество часов практических занятий).

Структура и содержание рабочей программы:

  • тематический план с содержанием теоретических, практических занятий, самостоятельной работы студентов; уровни усвоения материала, количество часов по темам.

Условия реализации программы:

  • указывается материально-техническое обеспечение (имеющееся в наличии оснащение кабинета, рабочего места),
  • информационное обеспечение (имеющаяся в требуемом количестве основная литература, дополнительные источники, Интернет ресурсы).

Контроль и оценка результатов освоения программы:

  • виды и формы контроля по дисциплине, критерии оценивания знаний и умений.

3.2.5. Основная часть рабочей программы по профессиональному модулю:

Паспорт рабочей программы:

  • область применения программы, место профессионального модуля в структуре ОПОП, цели и задачи профессионального модуля, количество часов (максимальная нагрузка, аудиторная, самостоятельная работа; количество часов практических занятий, учебной и производственной практики).

Результаты освоения профессионального модуля:

  • общие и профессиональные компетенции (коды и нумерация в соответствии с ФГОС), которыми должен овладеть студент.

Структура и содержание рабочей программы:

  • тематический план с содержанием теоретических, практических занятий, учебной и производственной практики, самостоятельной работы студентов; уровни усвоения материала, количество часов по темам. Тематика курсовых работ.

Условия реализации программы:

  • указывается материально-техническое обеспечение (имеющееся в наличии оснащение кабинета, рабочего места),
  • информационное обеспечение (имеющаяся в требуемом количестве основная литература, дополнительные источники, Интернет ресурсы),
  • организация образовательного процесса,
  • кадровое обеспечение образовательного процесса.

Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля:

  • Критерии освоения общих и профессиональных компетенций, формы и методы контроля.

3.2.6. Текст рабочей программы должен быть кратким, четким, не допускающим различных толкований. Применяемые термины, обозначения и определения должны соответствовать стандартам, а при их отсутствии должны быть общепринятыми в научной литературе.

4. Рабочая программа по учебной и производственной практике.

4.1. Общие положения.

Рабочая программа по учебной и производственной практике (в рамках осваиваемого вида профессиональной деятельности) является составной частью ОПОП по специальности.

Программа практики разрабатывается той же ЦМК, которая разрабатывает программу ПМ.

При разработке программы практики учитываются требования ФГОС СПО к результатам освоения вида профессиональной деятельности (приобретение практического опыта, освоение компетенций).

Программа практики (учебной и производственной) должна иметь внешнюю рецензию. Рецензентом назначается представитель потенциального работодателя.

4.2. Структура рабочей программы по учебной и производственной практике.

Структурными элементами рабочей программы по учебной и производственной практике являются:

1)  титульный лист;

2)  оборот титульного листа;

3)  содержание;

4)  основная часть:

паспорт рабочей программы практики,

результаты прохождения практики,

структура и содержание рабочей программы практики,

условия реализации программы,

контроль и оценка результатов прохождения практики.

4.2.1. Титульный лист является первой страницей рабочей программы и содержит основные реквизиты:

  • название ОУ,
  • название дисциплины, ПМ,
  • название специальности (код),
  • уровень подготовки (базовый, углубленный),
  • квалификация выпускника;
  • дата и номер протокола педагогического совета (рассмотрение программы),
  • дата, номер приказа и подпись директора (утверждение).

На обороте титульного листа указывают дату и номер протокола (утверждение на ЦМК), подпись председателя ЦМК, сведения о рецензенте(ах) рабочей программы, ссылку на ФГОС СПО, примерную программу (при наличии) и ОПОП по специальности, на основании которых разработана данная рабочая программа, личную подпись составителя, ее расшифровку.

4.2.2. Содержание включает наименование всех разделов, подразделов и пунктов (если они имеют наименование) основной части рабочей программы с указанием страниц, с которых начинаются эти структурные элементы.

4.2.3. Основная часть рабочей программы практики.

Паспорт рабочей программы практики:

  • область применения программы, место учебной (производственной) практики в структуре ПМ, цели и задачи практики, количество часов.

Результаты прохождения практики:

  • практический опыт, который должен приобрести каждый студент в рамках осваиваемого вида профессиональной деятельности, общие и профессиональные компетенции (коды и нумерация в соответствии с ФГОС), которыми должен овладеть студент.

Структура и содержание рабочей программы:

тематический план с содержанием практической работы.

Условия реализации программы:

  • указываются возможные места прохождения практики (структурные подразделения ОУ),
  • информационное обеспечение (сборник алгоритмов, приказы и т.д.),
  • кадровое обеспечение (руководители практик).

Контроль и оценка результатов прохождения практики:

  • Требования к отчётной документации по результатам практики.
  • Критерии освоения общих и профессиональных компетенций, формы и методы контроля.

5. Хранение рабочей программы

5.1. Первый экземпляр рабочей программы (вместе с рецензией) хранится у заведующего отделением.

5.2. Ксерокопии программы имеются во всех учебных кабинетах, реализующих данную программу.

5.3. Электронный вариант программы хранится в базе данных в методическом кабинете. Здесь же хранятся ксерокопии рецензий.

5.4. Рабочие программы дисциплин, МДК, ПМ, исключенных из учебного плана, хранятся в архиве 5 лет.

С целью более качественной разработки вариативной части рекомендуется строго следовать предлагаемому алгоритму, исходя из главного принципа – от результата образования к дидактическим единицам и количеству часов на их освоение. Выявленный результат должен быть направлен на повышение конкурентоспособности выпускника и возможностями продолжения образования.

  1. Проанализировать ФГОС на предмет полноты видов профессиональной деятельности и компетенций, прописанных в ФГОС по конкретной профессии и специальности. Провести сравнительный анализ компетенций и умений, зафиксированных в функциональной карте по профессии или специальности, профессиональных, отраслевых  стандартах и других документах, с требованиями к результату (знаниям, умениям, практическому опыту), зафиксированными в разделе 6 «Требования к структуре основной профессиональной образовательной программы» ФГОС. На основе анализа выявить  дополнительные требования работодателей к результату профессионального образования, который может быть представлен как знания, умения, практический опыт и компетенции, востребованные на конкретном рабочем месте.

Составленный таким образом перечень дополнительных требований работодателей к результату профессионального образования (компетенций, умений, знаний) не повторяет выделенные в ФГОС результаты образования.

2. Составить перечень вариативных учебных дисциплин и профессиональных модулей, которые необходимо ввести для освоения дополнительных требований (например: введение вариативной учебной дисциплины «Энергоаудит»). Следует учитывать, что если при сравнительном анализе будут выявлены дополнительные результаты - виды профессиональной деятельности или компетенции, не входящие в имеющиеся в стандарте ВПД, то целесообразно вводить вариативный профессиональный модуль. Если дополнительными результатами будут знания, умения, то целесообразно вводить вариативную учебную дисциплину.

3. Определить перечень дисциплин и профессиональных модулей инвариантной части учебного плана, которые требуют введения дополнительных дидактических единиц (тем учебных дисциплин, разделов профессионального модуля, разделов междисциплинарного курса, новые виды работ учебной или производственной практики) и увеличения объема времени, необходимого на освоение выявленных дополнительных требований. Следует учитывать, что если при сравнительном анализе будут выявлены дополнительные результаты - компетенции, входящие в имеющиеся в стандарте ВПД, то целесообразно вводить дополнительный раздел в имеющийся вариативный профессиональный модуль. Если дополнительными результатами будут знания, умения, дополняющие имеющиеся учебные дисциплины, то целесообразно вводить дидактические единицы (темы, разделы) учебной дисциплины.

При этом обязательно  уточнить конкретную дидактическую единицу, в том числе учебную и производственную практику (например: введение раздела «Чтение электрических схем» в учебную дисциплину «Инженерная графика» специальности «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»).

Рабочая группа может использовать любой вариант включения дидактических единиц в рабочий учебный план ОПОП:

-дополнить ПМ инвариантной (обязательной) части ОПОП новыми «вариативными ПМ» (при выявлении нового ВПД, новой компетенции);

-дополнить МДК и ОП дисциплину инвариантной (обязательной) части профессионального цикла новыми фрагментами содержания образования, имеющими региональную значимость и не отраженными в обязательной части;

-увеличить время на учебную и производственную практику с новыми задачами освоения дополнительных умений  или совершенствования имеющихся умений, но на уровне «навыка»;

Дополнительные (регионально-значимые) образовательные результаты могут иметь следующую направленность: 

-дополнительные умения и знания выпускников, освоение которых позволит им организовать предпринимательскую деятельность по профилю своей  профессии, специальности. Умения и знания, необходимые для организация предпринимательской деятельности осваиваются обучающимися:

  • в рамках дополнительной учебной дисциплины «Основы предпринимательства» (общепрофессиональный цикл ОПОП НПО);
  • в рамках дополнительной общепрофессиональной дисциплины «Основы предпринимательства» (профессиональный цикл ОПОП СПО).

-дополнительная общая компетенция выпускников - «Осуществлять эффективное трудоустройство и планировать профессиональную  карьеру», необходимая для эффективного поведения на региональном рынке труда. Для овладения обучающимися общей компетенцией  в общепрофессиональный цикл ОПОП НПО и общий гуманитарный и социально-экономический цикл ОПОП СПО вводится дополнительная учебная дисциплина «Эффективное поведение на рынке труда».

-дополнительные профессиональные компетенции выпускников, связанные с уникальными производственными технологиями, предметами, средствами  труда, особенностями организации труда на передовых предприятиях области (в соответствии с профессией, специальностью). Для достижения такого образовательного результата  формируется специальное содержание образования. В ПМ и МДК, программы  практик, перечни видов работ, общепрофессиональных дисциплин обязательной части ОПОП по всем профессиям и специальностям включаются дополнительные фрагменты регионально-значимого содержания образования (в виде тем, разделов, учебных элементов и т.д.).  

-с целью преемственного развития общих компетенций выпускников в условиях перехода «школа – учреждение НПО/СПО» на первом курсе обучения в ОУ обучающие осваивают дополнительную учебную дисциплину  «Введение в профессию: общие компетенции профессионала» (общепрофессиональный цикл ОПОП НПО и ОГСЭ - ОПОП СПО).

4. Распределить объем времени, выделенный согласно ФГОС  на вариативную часть учебного плана, в т.ч. с учетом минимального времени по элементам учебного процесса:

- на  учебную дисциплину и междисциплинарный курс - 32 часа;

- на профессиональный модуль – 68 часов.

Основание - Письмо Минобразования РФ от 24 июня 1997 г. N 12-52-91ин/12-23 "О рекомендациях по разработке рабочих учебных планов и рабочих программ учебных дисциплин по специальностям среднего профессионального образования (для очной формы обучения)". В ГОС-2 п. 4.3.7. "При формировании дисциплин по выбору студента, дисциплин специализации, дисциплин национально-регионального (регионального) компонента, факультативных дисциплин определять время на их изучение в объеме не менее 32 часов".

5. Составить пояснения по содержанию вариативной части рабочего учебного плана на основании документов, которые были  выбраны как основа для обоснования вариативной части (приложения А, Б).

6. Оформить вариативную часть ОПОП в соответствии с требованиями к  оформлению раздела «ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ ЦИКЛОВ ОПОП» учебного плана.

                Введение вариативных тем и/или разделов в рабочие программы общепрофессиональных дисциплин или междисциплинарных курсов  обязательной части не требует специального оформления, все обоснования вносятся в пояснительную записку к рабочим программам.

                Введение отдельной дидактической единицы - вариативной дисциплины, вариативного профессионального модуля, междисциплинарного курса, учебной и производственной практики в соответствующий цикл ОПОП требует введения дополнительной строки Вариативная часть цикла, присвоения  номера, следующего за номером дисциплины или профессионального модуля, стоящего последней (ним) в соответствующем цикле ОПОП (например: ОП.07. Энергоаудит; ПМ.04. Оформление кондитерских изделий шоколадом).

                Для ОПОП СПО возможно введение вариативных дисциплин в циклы: общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный, профессиональный.

                Для ОПОП НПО возможно введение вариативных дисциплин в общепрофессиональный цикл:

7. Согласовать обоснование вариативной части основной профессиональной образовательной программы с работодателем и соответствующим ПРЦ.


Приложение 1

Обоснование вариативной части основной профессиональной образовательной программы СПО

Согласовано:

 Работодатель ______________________________

(предприятие, должность,  ФИО)

___________________________________________

____________________/___________/ «______»__________________2011 г.

Согласовано:

Руководитель ПРЦ  

__________________________________

(наименование, ФИО) ______________________________

______________________/___________/  «______»_____________________2011 г.

Обоснование вариативной части основной профессиональной образовательной программы СПО

____________________________________________________________________________________________________________

(наименование ОПОП)
____________________________________________________________________________________________________________

(наименование образовательного учреждения)

Цикл ОПОП

Наименование ПМ или УД

Дополнительный объем содержания профессионального образования

Кол-во часов

Требования к результату (в виде освоенного профессионального опыта, знаний, умений)

Формируемые компетенции

Обоснование выбора со ссылкой на документ*

ОГСЭ

Наименование УД, темы или раздела

Дополнение УД обязательной части цикла  новыми фрагментами содержания 

ОГСЭ

Наименование вариативной дисциплины

Новое содержание

ЕН

Наименование УД, темы или раздела

Дополнение УД обязательной части цикла  новыми фрагментами содержания 

ЕН

Наименование вариативной дисциплины

Новое содержание 

ОП

Наименование УД, темы или раздела

Дополнение УД обязательной части цикла  новыми фрагментами содержания 

ОП

Наименование вариативной дисциплины

Новое содержание 

ПМ

Наименование ПМ, темы МДК или раздела ПМ

Дополнение ПМ обязательной части цикла (в том числе  учебной, производственной практики) :

Наименование ПМ, темы или раздела МДК

Дополнение МДК обязательной части цикла новыми фрагментами содержания

Наименование ПМ, новых видов работ учебной и/или производственной практики

Дополнение  учебной и/или производственной практики новыми  видами  работ

ПМ

Наименование вариативного ПМ

Новое содержание (если обнаружится новый вид профессиональной деятельности)

Другое

**в качестве документа для обоснования вариативной части можно использовать: профессиональный стандарт, утвержденную в ПРЦ соответствующего профиля функциональную карту, результаты маркетинговых исследований, программу (раздел программы) экономического развития  территории, отрасли; программу развития ОУ, а также любые другие, зафиксированные в виде документа требования стратегического работодателя и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: от идей к практике. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Требования к результатам обучения учащихся по географии (основная школа)"

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: от идей к практике. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Требования к результа...

Оценивание на уроках русского языка и литературы в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта. В соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными

Оценивание на уроках русского языка и литературы в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта.В соответствии с новыми Федеральными государственны...

Возможности реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в информационной образовательной среде учреждения дополнительного образования детей.

Практика функционирования информационной образовательной среды сектора туризма Государственного бюджетного  учреждения дополнительного образования Детско-юношеского центра Петродворцового ра...