Беседа -практикум "Путешествие в страну Восходящего солнца"
план-конспект занятия на тему

Косолапова Алёна Владимировна

Занятие в технике оригами для детей среднего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                         ГКОУ «Школа –интернат «Радуга»»

                                                      Беседа –практикум

 

                                                                                               Воспитатель: Косолапова А.В.

                                      Пгт.Смирных

                                                               2008г.

Тема:  «Путешествие в страну Восходящего солнца»

Цель: Познакомить детей с техникой «Оригами», её историей.

Задачи:

  Образовательные: научить детей складывать классическую модель «Журавлик»,

                                       воплощать свои фантазии.

  Воспитательные: Воспитывать аккуратность, усидчивость и доброжелательное  

                                   отношение к людям (друзьям, взрослым).

Коррекционно –развивающие: Развивать у детей творческий потенциал и

                                   пространственное мышление; мелкую моторику пальцев;

                                   способность следовать устным инструкциям воспитателя.

Форма: Беседа –практикум.

Методы:

 -Словесные (рассказ, беседа)

-Наглядные ( иллюстрации, показ (выполнение) воспитателем, работа по образцу)  

-Практические ( выполнение работ по схемам)

Материал демонстрационный:

-Магнитафон ( запись летящего самолёта)

-Образец «Журавлика»

-Схемы «Журавлика»

Раздаточный материал:

-Набор цветной бумаги

-Ножницы

-Фломастеры

-Схемы изделия

Этапы занятия:

I.Организационный момент.

II.Сообщение темы занятия.

  1.Выставка книг  и работ по оригами.

  2.Путешествие на самолёте.

III.Основная часть.

  1.Рассказ ученицы о бумаге.

  2.Рассказ воспитателя об истории возникновения оригами.

  3.Кроссворд.

  4.История о девочки Садако Сасаки.

  5.Чтение поэмы «Журавлики»

IV.Практическая часть.

  1.Повторение условных обозначений.

  2.Физминутка.

  3.Складывание фигурки журавлика.

  4.Возвращение домой.

V.Рефлексия.

  1.Вопросы по теме.

VI. Список использованных ресурсов.

                                                            Ход занятия

1.Организационный момент.

2.Сообщение темы занятия.

 -Сегодня мы с вами отправляемся путешествовать в страну Восходящего солнца.

-Кто знает, что это за страна и почему она так называется?

-Япония знаменита техникой, боевыми искусствами, японской кухней. А ещё в Японии популярно искусство оригами.

-Кто может сказать, что такое оригами?

 1. Выставка книг  и работ по оригами.

-Обратите, пожалуйста, внимание на нашу выставку, где представлены ваши работы. И это ещё только самая малая часть того, что можно сложить из бумаги в технике оригами. Книги, которые представлены здесь, часто вами используются.

2. Путешествие на самолёте.

- Чтобы поближе познакомиться с этим искусством, я предлагаю отправиться в эту чудесную страну на самолёте. Пожалуйста, возьмите листок цветной бумаги и сложите самолётик.

                               Звучит музыка

-Полетели.

III. Основная часть.

-Вот мы с вами и прилетели. Я предлагаю посетить Школу оригами. Но для этого хочу познакомить вас с историей возникновения оригами. Начнём с самого главного.

-Из чего складываю фигурки?

-А вы знаете, в какой стране стали изготовлять бумагу впервые?

-Послушаем рассказ. 

  1.Рассказ ученицы о бумаге.

     Ученица рассказывает доклад (Приложение 1)

   После рассказа продемонстрировать бумагу

 2.Рассказ воспитателя об истории возникновения оригами.

-Оригами в Японии ведёт начало от периода Хейан (1185). Несмотря на то, что бумага была изобретена в Китае, именно Япония стала родиной искусства складывания. Быть может в этом сыграло немаловажную роль сходство звучания японских слов «бумага» -ори и «бог» -ками. Тем самым у японцев возникла некая мистическая связь между религиозными ритуалами и изделиями из сложенной бумаги (ориками).

В дальнейшем звучание слова упростили и стали говорить не ориками, а оригами. Один из таких ритуалов, например, состоял в том, что изготовляли небольшие бумажные коробочки Санбо (продемонстрировать), в которые клали кусочки рыбы и овощей, поднося их в качестве жертвоприношений в храмах.

В период Муромати(1573) оригами выходит за пределы храмов и достигает императорского двора. Аристократия, придворные должны были обладать определёнными навыками в искусстве складывания. Умение складывать фигурки  оригами стало одним из признаков хорошего тона и изысканных манер. Записки, сложенные в форме бабочки, цветка, сердечка или геометрической фигуры были символом дружбы или доброго пожелания (продемонстрировать).

Различные знатные семьи использовали фигурки оригами как герб или печать. Было изобретено много моделей, которые стали классическими, среди них, традиционный символ счастья, долголетия и дружбы.

 3.Кроссворд.

-Чтобы узнать, что же считается символом дружбы и счастья в Японии, нам надо отгадать кроссворд. Я буду показывать карточки, на которых изображены различные фигурки. Вам надо назвать, что это. Это  и будет отгадка. А по вертикали, в красных клетках, образуется ключевое слово ( Приложение 2).

На карточках фигурки, сделанные в технике оригами

 4.История о девочке Садако Сасаки.

-А кто -нибудь из вас знает, почему журавлик является символом счастья и дружбы в Японии?

-Послушайте одну историю.

Много лет назад весь мир потрясла история о японской девочке Садако Сасаки. Родилась Садако во время Второй Мировой войны, 7 января 1943 года. Когда наша страна приходила в себя после долгих лет войны, в 1945 году, 6 августа произошла жуткая трагедия. На японский город Хиросима была сброшена первая атомная бомба. В то время Садако было 2 года. Дом её находился в миле от эпицентра взрыва, но девочка осталась жива. Признаки лучевой болезни у неё появились в ноябре 1954 года, когда Садако было 11 лет, а до этого она была самым обычным ребёнком. 21 февраля её госпитализировали с диагнозом –приговором «лейкемия».

В Японии есть легенда, согласно которой человек, сложивший тысячу бумажных журавликов, может загадать желание, которое обязательно исполнится. Кто –то рассказал Садако эту легенду, и она поверила в неё, как, вероятно, поверил бы любой из нас, всем своим существом желающий жить. Тысяча журавликов – это тысяча листков бумаги.

По счастливой версии истории девочка успела сделать тысячу журавликов .По другой версии -несмотря на то, что времени на складывание ей хватало, не хватало материала –бумаги. Она использовала любой листок бумаги, который ей удавалось раздобыть у медсестёр и пациентов из других палат, но смогла только сделать всего 644 журавлика и поэтому её друзья доделывали журавликов после её смерти.

Садако умерла 25 октября 1955 года, и на её похороны слетелись больше тысячи бумажных журавликов.

 В память о Садако был построен монумент. Молодые люди со всей Японии собирали средства на этот проект, и в 1958 году в Парке Мира в городе Хиросима была установлена статуя, изображающая Садако с бумажным журавликом в руке. На постаменте написано: «Это наш крик. Это наша молитва. Мир во всём мире». Маленькая девочка стала символом неприятия ядерной войны, символом протеста против войны.

Был такой случай, когда злоумышленник поджёг тысячи бумажных журавликов, возложенных у памятника.

 5.Чтение поэмы «Журавлики».

-В 1969 году известный поэт Расул Гамзатов написал одну из наиболее известных своих поэм « Журавлики».

Ученица читает поэму(Приложение 3).

IV.Практическая часть.

1.Повторение условных обозначений.

-Но прежде чем приступить к изготовлению модели, давайте вспомним условные обозначения, которые нам пригодятся. Я буду показывать карточку, на которой нарисовано то или иное действие, а вы должны назвать и показать(Приложение 4).

 2.Физминутка.

(Приложение 5)

3.Складывание фигурки журавлик.

-Среди вас есть ребята, которые могут самостоятельно складывать по схеме. Схемы на столах(Приложение 6).

-Ну что ж, приступим. Для начала нам надо сложить базовую форму «Птица», из которой потом и будем делать журавлика. Повторяем за мной.

-Итак, наши журавлики готовы.

 4.Возвращение домой.

-Наше путешествие подошло к концу. Надеюсь вам понравилось в стране Восходящего солнца, а именно, в Школе оригами.

-Мы летим обратно. Возьмите свои самолётики в руки и полетели

                                                 Звучит музыка

V.Рефлексия.

-Вот мы и дома!

 1.Вопросы по теме.

-А сейчас я хочу проверить, что вы запомнили в нашем путешествии.

-Скажите, что такое оригами?

-В какой стране впервые стали изготовлять бумагу?

Кто такая Садако Сасаки?

-Какая фигурка является в Японии символом дружбы, счастья и долголетия?

-Ребята, предлагаю вам, подарить журавликов, которые вы сделали сегодня, нашим гостям, как символ дружбы.

-На этом наше занятие подошло к концу.

                                                             Всем спасибо!!!

                                                                                                                                   



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                    Приложение 1

История возникновения оригами уходит своими корнями в глубокую древность и неразрывно связана с появлением технологии изготовления самой бумаги. Бумага была известна китайцам задолго до нашей эры. Секрет изготовления этого удивительного материала китайцы могли перенять от турков. В Восточном Туркестане мастера могли изготовить тончайший войлок, распуская небольшие кусочки шерсти в воде. Их затем отлавливали ситом, отбрасывали на специальный пресс, отжимали и сушили. Китайцы заменили шерсть растительными волокнами –толчёными кусочками коры тутового дерева, размочаленными стеблями бамбука и получили совершенно новый материал –бумагу. Официальной датой «появления» бумаги в Китае считается 105 год нашей эры, когда чиновник Цай Лунь сделал официальный доклад императору о существовании такой технологии.

Китайцы ревностно хранили секрет изготовления бумаги. Несмотря на это, в 7 веке нашей эры буддийский монах Дан –Хо, добирается до Японии и передаёт секрет бумагоделания.

Через 100 лет японская бумага становится по качеству лучше китайской, появляется много мелких мастерских. Старинная технология производства бумаги сохраняется в Японии и до сегодняшнего дня.

В мастерских выделывают вручную отдельные и дорогие листы бумаги. Они очень прочные –выдерживают несколько тысяч сгибов (обычная бумага начинает рваться гораздо раньше), и поэтому нередко используют вместо стёкол в японских домах. Оригами в Японии ведёт начало от периода Хейан. В эту эпоху бумага, сделанная ручным способом, была изысканным и ценным материалом, который использовался в особых случаях, главным образом в религиозных церемониях.

                                                                                                                                   

                                                                                                                                   Приложение 2

1.Снежинка

2.Утка

3.Черепаха

4.Кепка

5.Ворона

6.Лиса

7.Кролик

8.Щенок

                                                                                                                                   

                                                                                                                                   Приложение 3

                                         «Журавлики»

Вернувшись из Японии, пройдя немало вёрст,

Бумажного журавлика товарищ мне привёз.

С ним связана история, история одна-

Про девочку, которая была облучена.

Припев:

Тебе я бумажные крылья расправлю,

Лети, не тревожь этот мир, этот мир,

Журавлик, журавлик, японский журавлик,

Ты вечно живой сувенир.

«Когда увижу солнышко?» -спросила у врача

(А жизнь горела тоненько, как на ветру свеча).

И врач ответил девочке: «Когда пройдёт зима,

И тысячу журавликов ты сделаешь сама.»

Припев:

Но девочка не выжила и скоро умерла,

И тысячу журавликов не сделала она.

Последний журавлёночек упал из мёртвых рук –

И девочка не выжила, как тысячи вокруг.

Припев:

                                                                                                                             Расул Гамзатов

                                                                                                                                      Приложение 4

 

                                        

                                        

                                      

                                        

                   

                                                                                                                                      Приложение 5

                                            ХУДОЖНИКИ

Мы глазами поколдуем           Выполняется сидя за столами,дети  «рисуют» круг

Круг огромный нарисуем        не поворачивая головы

Нарисуем мы окно                    «рисуют» окно

И большущее бревно               «рисуют» бревно

Нарисуем лифта бег:

Руки вниз, руки вверх!              Опустить глаза вниз, поднять глаза вверз

Все заэмурились:раз –два!

Закружилась голова.                 Крепко зажмурить глаза

Мы глазами поморгали,

Вмиг гирлянды засверкали      Поморгать глазами

Смотрим прямо и вперёд –

Это мчится самолёт…                 Смотрят прямо перед собой

Раз моргнули, два моргнули –

Наши глазки отдохнули!            Поморгать глазками  

                                                                                                                             

                                                                                                                           

                                                                                                                                                                                                                                                                                     

                                    Список используемых ресурсов:

  1. http://www.child-card.com/1art-klass.html
  2. http://tvoyrebenok.ru/origami-zhuravlik.shtml
  3. http://festival.1september.ru/articles/626202/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме " Япония-страна восходящего солнца"

Общая характеристика государства, причины экономического лидерства и самобытность страны. Дополнительный материал по японской культуре (сообщения)...

Япония - страна восходящего Солнца

Урок географии  "Япония - страна восходящего Солнца" проводится в 10 классе. На уроке используется деятельностный подход....

Япония - страна восходящего Солнца

Конспект урока "Япония - втрана восходящего Солнца"...

Живопись страны Восходящего солнца

Живопись страны Восходящего солнца...

Япония - страна восходящего солнца

Данный урок в 11  классе по теме "Региональная география" с использованием ИКТ в виде урока-путешествия....

конспект урока по теме искусство страны восходящего солнца

На уроке  МХК в 10 классе по теме «Искусство Страны Восходящего Солнца» учащиеся знакомятся с культурой Японии, с особенностями архитектуры, скульптуры, садово-паркового дизайна, театрально...

тест по теме искусство страны восходящего солнца

итоговый тест по теме "искусство страны восходящего солнца"...