Исследование процесса самореализации учащихся в проектной деятельности
статья на тему

Никифорова Людмила Николаевна

Материалы исследования процесса самореализации учащихся в проектной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Л.Н. Никифорова

Исследование процесса самореализации учащихся в проектной деятельности

Принимаясь за дело,

соберись с духом.

Козьма Прутков

Исследование процесса самореализации учащихся в проектной деятельности велось нами по нескольким основным направлениям: наблюдение (включенное наблюдение в реальной деятельности); организация деятельности (консультации руководителя проектов в ходе их выолнения и участие в специально организованной диагностике своих личностных качеств); рефлексия (анализ и оценка выполненных проектов).

Исследование процесса самореализации учащихся в проектной деятельности проводилось в МОУ Петра-Дубравской средней общеобразовательной школе Волжского района Самарской области. Целью его было выявление взаимосвязи и взаимного влияния проектной деятельности и процесса самореализации учащихся.

Были обследованы учащиеся 6-11-х классов, выполнявшие индивидуальные или групповые предметные и надпредметные проекты. Общее количество учащихся, принимавших участие в исследовании, составило 184 человека. Исследования проводились в течение 2 лет.

Термин «самореализация» впервые приводится в словаре по философии и психологии, изданном в 1902 году в Лондоне: «Самореализация - осуществление возможностей развития Я. Такое определение соответствует доктрине, согласно которой высшим конечным результатом развития является самореализация или самоосуществление. Эта идея прошла путь от древней до современной этической мысли» (Dictionary Psychology and Philosophy / Ed. by J. M. Bacdnin. Vol. II. London, 1902. P. 512) ( Цит. по кн. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. СПб.: Изд-во «Речь», 2005.). Нами самореализация рассматривается как цель, средство, условие и результат наращивания личностного потенциала.

Современное образование объективно призвано формировать социально-адаптированную личность, способную реализовать себя на рынке труда, предоставлять личности возможность продуктивной самореализации. Личность сможет самореализоваться, если имеет знания и может их использовать, посредством собственных усилий, сотворчества, содеятельности с другими людьми, социумом и миром в целом. Таким образом, самореализация учащихся предполагает реализацию ими своих способностей, умений и навыков в процессе учебной деятельности, а в будущем и профессиональной.

В ситуации динамичного социально-экономического развития страны появилась потребность в новых результатах образования. Получить такие результаты возможно, используя идею компетентностно-ориентированного образования. При этом происходит смещение акцента в организации образовательного процесса со знаниевого на компетентностный подход. Теоретические по сути и энциклопедические по широте знания становятся средством обучения и формирования компетентностей.

Под компетенцией понимается готовность учащегося эффективно сорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели. В основу формирования компетенции учащихся ложится такой результат образования, как ключевые компетентности, выражающийся в овладении ими определенным набором способов деятельности.

Метод проектов – базовая технология формирования ключевых компетентностей, а среда, в которой они формируются и осуществляется процесс самореализации учащихся является проектная деятельность. Метод проектов - это набор техник и приемов, позволяющих создавать образовательные ситуации, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащихся.

Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта. Каждый этап работы над проектом (от выбора темы до рефлексии по итогам) позволяет учащимся осуществлять возможности развития Я, возможности для самореализации. При этом учащиеся решают субъективно значимую проблему, осваивают новые способы деятельности, достигают поставленной цели, формируют ключевые компетентности.

Таким образом, актуальность изучения и исследования процесса самореализации в проектной деятельности, является очевидной.

Рассмотрим наиболее показательные взаимосвязи проектной деятельности и процесса самореализации. Например, исследование выбора темы проекта на первом, поисковом этапе показало, что часть учащихся (в среднем 11.4%) старались выбрать из списка тем, предложенных учителем, а остальные (88,6%) сами обращались с проектными предложениями. Часто случалось и так, что предложенная учителем тема в ходе обсуждения изменялась, корректировалась, расширялась, и возникал новый замысел. Процент учащихся, выбирающих темы, предложенные учителем, уменьшался при выполнении последующих проектов (100% учащихся 9-11-х классов уже самостоятельно определялись с темой проекта), что свидетельствовало о появлении интереса в выборе темы и решении субъективно значимой для учащихся проблемы, а значит и повышении уровня самореализации.

Следующим шагом при выполнении проекта является постановка проблемы. Под проблемой понимается противоречие между идеальной и реальной ситуацией. В идеальном случае проблемы должны формулироваться учащимися, однако в силу разного уровня сформированности компетентности решения проблем учащиеся 6-7-х классов чаще только описывали ситуацию и указывали свои намерения при работе над проектом. Учащиеся более старшего возраста самостоятельно могли определить, каковы причины существования проблемы, в чем состоит ее сущность и т.п. Старшеклассники (9-11 классы) проявляли полную самостоятельность от постановки проблемы, источником которой выступал их собственный опыт, до ее разрешения. В любом случае проблема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакомая и субъективно значимая для учащегося, ее решение должно быть важно для него, только в этом случае происходит процесс личностного роста.

Таким образом, уже на первом этапе выполнения проекта учащиеся определяют свои потребности и начинают путь к их реализации. При правильной постановке проблемы из нее легко формулируется цель работы и учащиеся начинают предлагать различные способы ее достижения. Учитель при этом может предложить еще несколько способов, заставляя учащихся размышлять о наиболее эффективном, выбирать пригодный для данной ситуации способ достижения цели, тем самым способствуя процессу самореализации.

Наблюдение показало, что многие проблемы могут быть решены различными способами, поэтому необходимым шагом в разработке проекта учащимися является изучение альтернативных способов решения и выбор самого оптимального. Анализ альтернатив может проводиться по различным критериям, выбранным учащимися самостоятельно или предложенным руководителем проекта в зависимости от возраста и уровня их самореализаци.

Следующим этапом в работе над проектом является определение задач и их деление на отдельные действия, которые должны быть выполнены за определенный период времени. Учащийся составляет план работы, расставляя действия в необходимой последовательности, учитывая то, что некоторые он не сможет выполнить без предварительного завершения других. На основании полученного графика деятельности учащийся может спланировать необходимые для его реализации ресурсы, используя не только известную, но и новую, дополнительную информацию. На этом завершается аналитический этап работы над проектом и начинается практический.

На этом этапе учащиеся реализуют запланированные в графике деятельности и проектном календаре действия, выполняют текущий контроль. Учащиеся осваивают различные технологии и новые способы деятельности. На этом этапе наиболее высока степень самостоятельности учащихся, приводящая к росту уровня самореализации. Учителю на данном этапе отводится роль консультанта и организатора рефлексии при затруднениях в групповом обсуждении, чтобы оно было более эффективным.

Включенное наблюдение за работой учащихся на консультациях по проектной деятельности показало, что не всегда теоретически освоенные знания и различные социальные технологии могут быть умело использованы в практической деятельности. Поэтому именно реальная индивидуальная и групповая деятельность, в которой учащиеся использовали полученные ранее знания, способствовала процессу продуктивной самореализации.

Так, используя технологии определения личностных достижений и достижений других, учащиеся в процессе рефлексии могли не только дать себе самооценку, но и услышать оценку других, понять есть ли в этих двух оценках отличия, и сделать для себя выводы по дальнейшему процессу развития личностных возможностей. При работе в группах (базовый прием в реализации социальных технологий), сразу выделялись такие качества учащихся, как лидерство, коммуникативная успешность и другие. Учащиеся, обладающие такими качествами, становились лидерами в группе, организуя и направляя ее дальнейшую работу по выполнению проекта и заполнению рабочих листов портфолио проектной деятельности. Использование в практических заданиях технологий самореализации позволяло учащимся определить индивидуальный маршрут своей деятельности в ходе работы над проектом и как личности в окружающем социуме.

С помощью специально организованной диагностики была выявлена взаимосвязь личностных особенностей учащихся с профессиональной направленностью, как одном из важнейших факторов дальнейшей продуктивной самореализации.

При определении профиля образования в старшей школе перед учащимися и их родителями встает вопрос о правильности сделанного ими выбора. Для ответа на него необходимо знать индивидуальные личностные особенности. Одной из таких биологических особенностей является межполушарная асимметрия коры головного мозга как одна из важнейших особенностей функционирования коры больших полушарий человека, открытие которой было такой же революцией в физиологии и психологии, как открытие деления атомного ядра - в физике (Цит. по кн. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1989.).

Известно, что левое полушарие отвечает за рационально-логическое индуктивное мышление, связанное с функциями речевого общения. Правое полушарие обеспечивает пространственно-интуитивное, художественное, образное мышление. Таким образом, вербальный интеллект связывают с доминантностью левого полушария, а невербальный – с доминантностью правого. учащиеся с преобладанием левого полушария (левополушарные), относятся к мыслительному частному психическому типу, с преобладанием правого полушария (правополушарные) – к художественному частному психическому типу, при отсутствии доминирования одного полушария над другим (равнополушарные) – к среднему частному психическому типу.

Учащимся был предложен тест кандидата биологических наук Ю.М.Попова, разработанный на кафедре анатомии, физиологии и гигиены человека Самарского государственного педагогического университета. Тест содержал пятьдесят вопросов, предусматривающих положительные либо отрицательные ответы на них.

По итогам проведения диагностики были получены следующие результаты: из 57 учащихся 9-11 классов, участвовавших в данном исследовании, преобладали учащиеся с равнополушарным типом мышления (39% от общего числа исследованных), 35% составили учащиеся с доминирующим правым полушарием и 26% с доминирующим левым полушарием. Данные этой диагностики помогут учащимся в определении профессиональной направленности в зависимости от их типа мышления, определенного на основе исследования межполушарной асимметрии коры головного мозга, а, следовательно, индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности человека. Правильный выбор профиля, а в дальнейшем и профессии на основании исследования личностных особенностей – одна из важных составляющих дальнейшей продуктивной самореализации личности.

Каждый проект предусматривает получение какого-либо продукта и его презентацию (презентационный этап). Здесь перед учащимися открываются самые широкие возможности для творческого поиска организационных форм презентации. Это может быть: классный праздник, выставка, аукцион, спектакль, концерт, журнал или видеожурнал, демонстрация видеофильма или электронной презентации, дегустация, рекламная акция, демонстрация моделей, выпуск газеты, стенд и т.д.

По своему педагогическому эффекту это один из самых важных этапов проекта, когда учащийся получает возможность предоставить плоды своего труда на обозрение одноклассников, учащихся других классов, учителей, проанализировать и дать самооценку своей работы. Она дает возможность представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении. Для повышения уровня самореализации учитель должен ставить задачу развития критического мышления учащихся, мотивировать ее участников (педагогов и учащихся) задавать вопросы различного типа, продвигающие учащихся в развитии их коммуникативной компетентности и высказывать замечания по поводу презентаций.

После проведения презентации проводится оценка как полученного продукта, так и собственного продвижения в проекте, так называемый контрольный этап. Руководитель проекта должен постепенно отказываться от выполнения функции контроля и организовывать ситуации, вынуждающие учащихся проводить самоконтроль.

Рефлексия осуществлялась по окончании выполнения проекта, когда учащиеся оценивали и анализировали выполненную работу и продукт, являющийся средством для решения субъективно значимой проблемы, и после проведения презентации как способ самореализации. Для развития рефлексии, осознания и оценки учащимися результатов своей деятельности очень важно организовать самооценку своего собственного продвижения в проекте. Ученики основной школы назвали сильные и слабые стороны работы над проектом, анализировали причины успехов и неудач в работе, предлагали способы преодоления трудностей. Учащиеся старшей школы могли оценивать результаты работы с точки зрения возможности использования освоенных умений и способов деятельности, своих перспектив на будущее.

Таким образом, наращивание личностного потенциала при выполнении различных проектов способствует повышению уровня самореализации учащихся. Успешные презентации продуктов проектной деятельности, их оценка преподавателями, учащимися, а также самооценка показали продуктивность процесса самореализации, которая выразилась в полученных результатах. На основании проведенного исследования мы определили перспективы дальнейшей работы по организации изучения процесса самореализации учащихся в проектной деятельности и сделали следующие выводы: проектная деятельность является одним из важных способов самореализации учащихся в различных видах деятельности;

выполнение предметных и надпредметных, индивидуальных и групповых проектов дает возможность решить субъективно значимую для учащегося проблему, формирует ключевые компетентности, способствуя адаптации и самореализации в социуме;

знание и учет индивидуальных личностных качеств повышают возможности перехода на более высокие уровни самореализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самореализация учителя в проектной деятельности.

Творческий отчет учителя-исследователя высшей квалификационной категории Смирновой Галины Александровны по теме "Самореализация в проектной деятельности"....

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"...

МАСТЕР – КЛАСС ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ        В настоящее время возросла роль некоторых качеств лич...

Практическое занятие в рамках работы секции естественных наук ШНО «Выбор методов исследования, как один из этапов проектной деятельности»

Практическое занятие в рамках работы секции естественных наук ШНО «Выбор методов исследования, как один из этапов проектной деятельности»...

Создание условий самореализации учащихся через проектную деятельность на уроках технологии.

Создание условий самореализации учащихся  через проектную деятельность  на уроках технологии.Я, учитель технологии с педагогическим стажем 7 лет, столкнулась с проблемой использования  ...

Особенности самореализации подростков в проектной деятельности

Статья посвящена вопросам  формирования проектной деятельности подростков как психологического новообразования необходимого для вооружения его универсальным умением решения самых разных проблем, ...