Практическое занятие в рамках работы секции естественных наук ШНО «Выбор методов исследования, как один из этапов проектной деятельности»
материал на тему

Марчукова Наталия Николаевна

Практическое занятие в рамках работы секции естественных наук ШНО «Выбор методов исследования, как один из этапов проектной деятельности»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выбор методов исследования

Методы исследования

Характеристика

Наблюдение

Представляет собой активный познавательный процесс, опирающийся, прежде всего на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность.

Сравнение

Позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам.

Измерение

Процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Дает точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности.

Эксперимент

Предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение определенных сторон предметов и явлений  в специально созданных условиях с целью изучения их без осложняющих процесс сопутствующих обстоятельств.

Моделирование

Метод исследования объектов на их моделях – аналогах определенного фрагмента природной и социальной реальности; построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений и конструируемых объектов.

По характеру моделей выделяют предметное и знаковое моделирование. Предметным называют моделирование, в ходе которого исследование ведется на модели, воспроизводящей геометрические, физические, динамические, либо функциональные характеристики объекта – оригинала. При знаковом моделировании моделями служат схемы, чертежи, формулы и т.п.

Обобщение

Одно из мыслительных действий, присутствует в любой деятельности, позволяя человеку обнаруживать в многообразии предметов нечто общее, необходимое ему для правильной ориентации в окружающем мире.

Эмпирическое обобщение осуществляется путем сравнения группы предметов (или представлений о них) и выявления их одинакового, повторяющегося свойства.

Теоретическое обобщение осуществляется путем анализа системы, который состоит в её преобразовании с целью выявления некоторого абстрактного исходного отношения как генетически общей основы этой системы.

Прогнозирование

Разработка прогнозов, т.е. вероятных суждений о состоянии какого-либо явления в будущем. Обычно подразделяется на научно-техническое, экономическое, политическое и социальное.

Беседа, анкетирование, опрос

Организуется с целью выявления индивидуальных особенностей личности, её мотивов, позиции. Беседа применяется на стадии подготовки массовых анкетных опросов для определения области исследования, пополнения и уточнения данных массовой статистики  и как самостоятельный метод сбора информации.



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Этапы создания проекта Защита проекта . Разработка плана проекта и его реализация. Выбор методов исследования. Подбор и изучение материалов по теме. Оформление исследовательского проекта. Определение цели, задач, гипотезы, объекта и предмета исследования. Написание исследовательского проекта. Выбор темы.


Предварительный просмотр:

Исследовательский проект

Исследовательские проекты — самостоятельные (или групповые) проекты учащихся.

Работа над исследовательским проектом проходит в несколько этапов:

  1. Выбор темы.
  2. Определение цели, задач, гипотезы, объекта и предмета исследования.
  3. Подбор и изучение  материалов по теме.
  4. Составление библиографии.
  5. Выбор методов исследования.
  6. Разработка плана проекта.
  7. Написание исследовательского проекта.
  8. Оформление исследовательского  проекта.

Первый этап – выбор темы

Выбор темы для исследовательского проекта должен отвечать следующим  требованиям:

1. Тема должна соответствовать склонностям конкретного ученика (то есть соответствовать прочитанным книгам, а также политической, идейной, духовной культуре ученика).

2. Основные тексты должны быть достижимы (то есть физически доступны для конкретного ученика).

3. Основные тексты должны быть постижимы (то есть интеллектуально посильны для конкретного ученика).

Второй этап — определение цели, задач, гипотезы, объекта и предмета исследования

Любая работа требует от ее автора формулирование целей и задач исследования.

При определении цели исследования необходимо ответить на вопросы:

1. Какой результат предполагается получить?

2. Каким видится этот результат ещё до его получения?

Под задачами исследования понимается то, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута.

Гипотеза — научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений.

Определяются также объект, предмет проекта.

Объектом исследования называется процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранные для изучения. Главный вопрос при определении объекта — Что рассматривается?

Предмет исследования определяется при ответе на следующие вопросы:

1. Как рассматривать объект?

2. Какие отношения ему присущи?

3. Какие аспекты и функции выделяет исследователь для изучения объекта.

Третий этап — подбор и изучение  материалов по теме

При изучении материалов по выбранной теме, принято все источники делить на первоисточники и вторичные источники.

При работе с книгами первоисточниками  считается первоиздание или академическое издание текста

Перевод, антология, пересказы, сделанные другими авторами, даже оснащенные длиннейшими  цитатами, источниками не являются.

Четвертый этап — составление библиографии

Составление библиографии неотъемлемая часть работы над исследовательским проектом.

Существуют определенные правила оформления библиографического списка, такие как:

1. Список составляется строго по алфавиту, причём издания на русском языке пишутся вначале, а уже за ними — издания на иностранных языках.

2. Источники (документальные материалы, воспоминания, переписка, и т.п.) пишутся в начале, за ними — исследования. Так, например, можно разделить библиографию на источники и литературу.

3. Правила, используемые при составлении списка литературы те же, что и при составлении сноски. Разница лишь в том, что в конце описания указывается общее количество страниц в книге либо страницы, на которых опубликована статья в сборнике, газете, журнале.

Пятый этап — выбор методов исследования

Обязательно в исследовательском проекте указание на методы исследованиякоторые служат инструментом для добывания фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной цели (Таблица 1).

Таблица 1

Выбор методов исследования

Методы исследования

Характеристика

Наблюдение

Представляет собой активный познавательный процесс, опирающийся, прежде всего на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность.

Сравнение

Позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам.

Измерение

Процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Дает точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности.

Эксперимент

Предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение определенных сторон предметов и явлений  в специально созданных условиях с целью изучения их без осложняющих процесс сопутствующих обстоятельств.

Абстрагирование

Сущность этого метода состоит в мысленном отвлечении от несущественных выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов.

Процесс абстрагирования – это совокупность операции, ведущих к получению такого результата (абстракции). Примерами абстракции могут служить бесчисленные понятия, которыми оперирует человек не только в науке , но и в обыденной жизни: дерево, дом, дорога, жидкость и т.п.

Анализ

Изучение каждого элемента или стороны явления как части целого, расчленение изучаемого предмета или явления на составные элементы, выделение в нем отдельных сторон

Синтез

Соединение элементов, свойств (сторон) изучаемого объекта в единое целое (систему), осуществляемое как в практической деятельности, так и в процессе познания

Индукция

Основой индукции являются данные, полученные путем наблюдения и эксперимента

Дедукция

Переход от общего знания о предметах к единичному знанию об отдельном предмете.

Моделирование

метод исследования объектов на их моделях – аналогах определенного фрагмента природной и социальной реальности;

построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений и конструируемых объектов.

По характеру моделей выделяют предметное и знаковое моделирование. Предметным называют моделирование, в ходе которого исследование ведется на модели, воспроизводящей геометрические, физические, динамические, либо функциональные характеристики объекта – оригинала. При знаковом моделировании моделями служат схемы, чертежи, формулы и т.п.

Обобщение

Одно из мыслительных действий, присутствует в любой деятельности, позволяя человеку обнаруживать в многообразии предметов нечто общее, необходимое ему для правильной ориентации в окружающем мире.

Эмпирическое обобщение осуществляется путем сравнения группы предметов (или представлений о них) и выявления их одинакового, повторяющегося свойства.

Теоретическое обобщение осуществляется путем анализа системы, который состоит в её преобразовании с целью выявления некоторого абстрактного исходного отношения как генетически общей основы этой системы.

Прогнозирование

Разработка прогнозов, т.е. вероятных суждений о состоянии какого-либо явления в будущем. Обычно подразделяется на научно-техническое, экономическое, политическое и социальное.

Восхождение от абстрактного к конкретному

Представляет собой всеобщую форму движения научного познания, закон отображения действительности в мышлении. Состоит из двух этапов.

На первом этапе происходит переход от чувственно-конкретного, от конкретного в действительности к его абстрактным определениям. Единый объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений.

Второй этап процесса познания и есть восхождение от абстрактного к конкретному. Суть его состоит в движении мысли от абстрактных определений объекта, т.е.  от абстрактного в познании, к конкретному в познаний.

Беседа

Организуется с целью выявления индивидуальных особенностей личности, её мотивов, позиции. Беседа применяется на стадии подготовки массовых анкетных опросов для определения области исследования, пополнения и уточнения данных массовой статистики  и как самостоятельный метод сбора информации.

 Шестой этап — разработка плана проекта

При работе над исследовательским проектом необходимо наметить рабочий план.

Этому плану надо придать форму справочного указателя.

Рабочий план поможет прояснить, что необходимо сделать.

Рабочий план состоит из заглавия, введения и содержания.

Удачное заглавие содержит в себе всю концепцию (идею)  работы.

Если введение никак не получается, значит,  нет четкого понимания, с чего следует начать. А если, начиная работать над проектом, вы знаете, как начать, значит, вы хоть приблизительно предполагаете, чем закончить. Понятно, что введение и содержание будут неоднократно переписаны.

Чем будет отличаться первая редакция введения от окончательной?

Тем, что в окончательной редакции вы будете обещать гораздо меньше, нежели в первой.  Назначение окончательного введения — помочь читающему вникнуть в вашу работу. Назначение высококачественного окончательного введения — сообщить оппоненту столько, чтобы он удовлетворился и не стал читать всю работу.

В содержании ваша работа должна логически подразделяться на главы и параграфы, пункты и подпункты.

Седьмой этап — написание исследовательского проекта

При написании исследовательского проекта следует учитывать, что язык и стиль  его —  научный.

Научный стиль имеет свои особенности:

—       подчеркнутую, строгую логичность, проявляющуюся в том, что все предложения располагаются в последовательности, соответствующей причинно-следственным связям явлений, а выводы вытекают из фактов, изложенных в тексте;

—       точность, которая достигается тщательным подбором слов, употреблением их в прямом значении, широким использованием терминов и специальной лексики;

—       отвлеченность и обобщенность, достигаемые за счет преобладания абстрактной лексики над конкретной;

—       объективность изложения фактов, недопустимость субъективизма и эмоциональности. В языковом плане эти свойства проявляются в том, что в научных текстах не принято использовать эмоционально-оценочную лексику, а вместо местоимения я и глаголов в 1-м лице единственного числа чаще употребляются предложения неопределенно-личные (считают, что……), безличные (известно, что……), определенно-личные (рассмотрим проблему…);

—       ясность — умение писать доступно и доходчиво;

—       краткость — умение избежать ненужных повторов, излишней детализации и словесного мусора.

Важно уметь связать накопленную научную информацию в связанный текст. Для этого необходимо разбираться в речевых функциях и лексических средствах их реализации (Таблица 2).

Таблица 2

Речевые функции и лексические средства.

речевая функция

лексические средства

Причина и следствие, условие и следствие.

(и) поэтому, потому, так как.поскольку следует; отсюда   следует;  откуда следует

вследствие;  в результате; в зависимости от …; в связи с этим; согласно этому

в таком случае;  в этом случае; в этих условиях; при таких условиях

что  свидетельствует; что указывает; что говорит; что соответствует; что позволяет; что способствует

следовательно

Временная соотнесенность

сначала, прежде всего, в первую очередь

первым шагом; последующим шагом; предшествующим шагом

одновременно, в то же время, здесь же

предварительно, ранее, выше

ещё раз, вновь, снова

затем, далее, потом, ниже

в дальнейшем, в последующем, впоследствии

во-первых, во- вторых и т.д.

в настоящее время, до настоящего времени

в последние годы, за последние годы

Сопоставление и противопоставление

как…, так и …;  так же, как и …

не только, но и …

по сравнению; если …, то …

в отличие, в противоположность, наоборот

аналогично, также, таким же образом

с одной стороны, с другой стороны

в то время как, между тем, вместе с тем

Дополнение и уточнение

также и, причем, при этом, вместе с темкроме того; сверх того; более того

главным образом, особенно

Ссылка на предыдущее или последующее высказывание

тем более, что …в том числе, в случае, то есть, а именно

 как было сказано; как было показано; как было  установлено; как было обнаружено выше; как было  найдено выше; как говорилось выше; как               отмечалось выше; как  указывалось выше

 согласно этому;  соответственно этому

в связи с этим, в соответствии с этим

в связи с вышеизложенным

данный, названный и т.д.

большая часть, большинство

Обобщение, вывод

таким образом, итак, следовательнов результате, в итоге, в конечном счете

отсюда (откуда) следует;  отсюда (откуда) вытекает; отсюда (откуда) понятно; отсюда (откуда) ясно

это позволяет сделать вывод; это сводится к следующему; это свидетельствует

наконец, в заключение

Введение новой информации

рассмотрим следующие случаиостановимся подробно на …

приведем несколько примеров

некоторые дополнительные замечания …

Указание на источник того или иного сообщения

по мнению ….по словам …

Иллюстрация сказанного

например, так, в качестве примерапримером может служить

такой как (например)

в случае, для случая

о чем можно судить, что очевидно

 Перечислим некоторые языковые средства научного стиля:

—       слова обобщенной семантики (важность, системность, возрастание, понижение, применение и т.п.);

—       термины, характерные для какой-либо науки, и общенаучные понятия (закон, принцип, классификация, информация, вероятность, гипотеза и др.);

—       слова, указывающие на закономерный характер описанных явлений (обычно, обыкновенно, всегда, регулярно, всякий, каждый, как правило и т.п.);

—       глаголы настоящего вневременного в обобщенно-отвлеченных значениях (речь ИДЕТ о проблеме …, отсюда СЛЕДУЕТ вывод …, СЛЕДУЕТ заметить, что …, вычисление (наблюдение) ПРИВОДИТ кследующему результату …, перейдем к следующему вопросу …, заключение носит предварительный характер …, из сказанного ранее вытекает …, это дает основание говорить о …, это говорит о … и др.);

—       глаголы прошедшего и будущего времени используются в значении настоящего времени (мы получим /получили/…, применим …, используется, выражается, наблюдается и т.п.);

—       чаще используются глаголы несовершенного вида, как более отвлеченно-обобщенные; глаголы же совершенного вида характерны для устойчивых оборотов (докажем, что …, рассмотрим …, выведем …);

—       преобладают формы 3-го лица местоимений и глаголов. Авторское «Мы плюс личная форма глагола» употребляется в отвлеченно-обобщенном значении (мы считаем …, нами установлено …). Местоимение «Я» используется сравнительно редко.

—       преобладают существительные единственного числа, формы среднего рода у существительных абстрактного значения (движение, количество);

—       краткие прилагательные: Пространство однородно и изотропно.

На синтаксическом уровне связь между предложениями осуществляется с помощью повторяющихся существительных и местоимений. Следите, чтобы в близком контексте не повторялись слова ЭТОТ, ЭТО, заменяйте их синонимами. Например, этот — подобный, такой же, указанный выше, данный и т.п. Преобладает прямой порядок слов в предложении (подлежащее — сказуемое — дополнения).

Связность научного текста поддерживается специальными конструкциями и стереотипными оборотами связи, без которых «речь становится отрывистой и скачкообразной». Преодолеть указанный недочет помогут таблицы 1, 2, 3, 4.

Обратите внимание, что в процессе работы над целым текстом исследовательского проекта вы постоянно обращаетесь к важнейшим его компонентам: цель, задачи, гипотеза, формулировка темы. Указанные компоненты как бы пронизывают насквозь весь текст, многократно (обязательно вариативно) повторяются, выполняя важную текстообразующую роль. Эти развернутые вариативные повторы служат композиционным стержнем вашего сочинения, обеспечивают его связность и тематическое единство.

Восьмой этап — оформление исследовательского  проекта

Представление табличного материала

Цифровой материал, когда его много или когда имеется необходимость в сопоставлении и выводе определенных закономерностей, оформляют в виде таблиц.

Таблица представляет собой такой способ подачи информации, при котором цифровой или текстовой материал группируется в колонки, ограниченные одна от другой вертикальными и горизонтальными линейками.

По содержанию таблицы делятся на аналитические и неалитические. Аналитические таблицы являются результатом обработки и анализа цифровых показателей. Как правило, после таких таблиц делается обобщение в качестве нового знания, которое вводится в текст словами: «таблица позволяет сделать вывод, что …», «из таблицы видно, что …», «таблица позволяет заключить, что…» и т.п.

В неалитических таблицах помещаются, как правило, необработанные статистические данные, необходимые лишь для информации или констатации.

Обычно таблица состоит из следующих элементов: порядкового номера и тематического заголовка, боковика, заголовков вертикальных граф (головки), горизонтальных и вертикальных граф основной части, т.е. прографки.

Порядковый номер таблицы служит для ее связи с текстом. Он состоит из слова «таблица» и цифры ее номера в работе. Слово «таблица» пишется с прописной буквы, значок «№» перед порядковым номером и точку после него не ставят (например: Таблица 5).

Если в работе одна таблица, то ни нумерационный заголовок, ни слово «таблица» не нужны.

Представление отдельных видов текстового материала

Текстовой материал исследовательского проекта весьма разнообразен. К нему обычно относят числительные, буквенные обозначения, цитаты, ссылки, перечисления и т.п. (Таблица 3)

Таблица 3

 Представление отдельных видов текстового материала

Цифровая форма записи числительных

Применяется при записи количественных числительных, для написания порядковых числительных (например: XXIII научная конференция; в таблице 5; на рисунке 10; в 9-м томе; в 5-й главе; 18 июня и т.д.).

Буквенно-цифровая форма записи числительных

Используется:

  1. для многозначных круглых чисел в цифровой форме (25 тыс. человек; 100 млн. рублей и т.п.);
  2. для порядковых числительных в форме арабских цифр;
  3. для сложных существительных и прилагательных (850-летие; 100-километровый).

Сокращения

Это усечение слова, а также часть слова или целое слово, образованное путем такого усечения. (Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык.- 1986)

При сокращенной записи слов используются три основных способа:

  1. оставляется только первая (начальная) буква слова (год – г.);
  2. оставляется часть слова, отбрасывается окончание и суффикс (советский – сов.);
  3. пропускается несколько букв в середине слова, вместо которых ставится дефис (университет – ун-т).

1) буквенные аббревиатуры

Составляются из первых (начальных) букв полных наименований и делятся на:

  1. читаемые по названиям букв (США);
  2. читаемые по звукам, обозначаемым буквами (вуз – высшее учебное заведение.

2) сложносокращенные слова

Составляются из сочетания:

  1. усеченных слов и полных слов (профсоюз – профессиональный союз);
  2. одних усеченных слов (колхоз – коллективное хозяйство).

3) условные графические сокращения

Сокращения по начальным буквам (н.м.т. – нижняя мертвая точка)

Общепринятые условные сокращения:

  1. Сокращения, которые делаются после перечисления: т.е. (то есть), и т.д. (и так далее), и т.п. (и тому подобное), и др. (и другие), и пр. (и прочие).
  2. Общепринятые условные сокращения, которые делаются при ссылках: см. (смотри), ср. (сравни).
  3. Общепринятые условные сокращения при обозначении цифрами веков и годов: в. (век), вв. (века), г. (год), гг. (годы).
  4. Другие общепринятые условные сокращения: т. (том), н.ст. (новый стиль), ст. ст. (старый стиль), н.э. (нашей эры), г. (город), обл. (область), гр. (гражданин), с. (страницы).

Слова «и другие», «и тому подобное» и «и прочее» внутри предложения не сокращаются. Не допускается сокращения слов «так называемый», «так как», «например», «около», «формула», «уравнение».

Перечисления

Состоят как из законченных, так и незаконченных фраз. Незаконченные фразы пишутся со строчных букв и обозначаются арабскими цифрами или строчными буквами с полукруглой закрывающей скобкой.

Например:

Турбины разделяются на три вида: 1) активные, 2) реактивные и 3) комбинированные.

Или

Новый станок отличается от старого:

а) наличием экранизирующего щита;

б) большой скоростью вращения сверла;

в) лучшей изоляцией электропроводки, распределительных щитов и пульта управления.

Когда части перечисления состоят из законченных фраз, они пишутся с абзацными отступами.

Например:

По принципу действия автомобильные и мотоциклетные двигатели делятся на две основные группы:

  1. 1.        Карбюраторные двигатели. К их числу относятся двигатели автомашин и двигатели мотоциклов.
  2. 2.        Дизельные двигатели. Это, прежде всего двигатели тяжелых грузовых автомобилей, работающих на дизельном топливе.

Заголовки и подзаголовки

Должны в предельно краткой форме отражать тематику помещенного под ними текста. Заголовки помещаются над текстом в средней части листа, в кавычки не заключаются, пишутся с прописной буквы с красной строки, точка в конце не ставится.

 Представление отдельных видов иллюстративного материала

Иллюстрировать исследовательский проект необходимо исходя из определенного общего замысла, по тщательно продуманному плану, который помогает избавиться от иллюстраций случайных, связанных с второстепенными деталями текста. Каждая иллюстрация должна отвечать тексту, а текст – иллюстрации.

Все иллюстрации в работе должны быть пронумерованы. Если иллюстрация в работе единственная, то она не нумеруется.

В тексте на иллюстрации делаются ссылки, содержащие порядковые номера, под которыми иллюстрации помещены в работе.

Каждую иллюстрацию следует снабжать подрисуночной подписью, которая должна соответствовать основному тексту  и самой иллюстрации.

Подпись под иллюстрацией имеет четыре основных элемента:

—       наименование графического сюжета, обозначаемого сокращенным словом «Рис.______»;

—       порядковый номер иллюстрации, который указывается без знака номера арабскими цифрами;

—       тематический заголовок иллюстрации, содержащий текст с характеристикой изображаемого в наиболее краткой форме;

—       экспликацию, которая строится так: детали сюжета обозначают цифрами, затем эти цифры выносят в подпись, сопровождая их текстом.

Например:

Рис.124. Схема расположения элементов кассеты:

1 – разматыватель пленки;

2 – стальные ролики;

3 – приводной валик;

4 – опорные стояки.

Основными видами иллюстративного материала в исследовательских проектах являются: чертеж, технический рисунок, схема, фотография, диаграмма и график (Таблица 4).

Таблица 4

Основные виды иллюстративного материала в исследовательском проекте

Чертеж

Используется, когда надо максимально точно изобразить конструкцию машины, механизма или их части. Любой чертеж должен быть выполнен в точном соответствии с правилами черчения и требованиями соответствующих стандартов.

Фотография

Применяется тогда, когда необходимо с документальной точностью изобразить предмет или явление со всеми его индивидуальными особенностями.

Технические рисунки

Используются, когда нужно изобразить явление или предмет такими, какими мы их зрительно воспринимаем, но только без лишних деталей и подробностей. С помощью технического рисунка можно с большей степенью наглядности изобразить форму, структуру и расположение предметов.

Схема

Это изображение, передающее обычно с помощью условных обозначений и без соблюдения масштаба основную идею какого-либо устройства, предмета, сооружения или процесса и показывающее взаимосвязь их главных элементов.

Диаграмма

Один из способов графического изображения зависимости между величинами. Диаграммы составляются для наглядности изображения и анализа массовых данных.

График

Условные изображения величин и их соотношений через геометрические фигуры, точки и линии. Графики используются как для анализа, так и для повышения наглядности иллюстрируемого материала.

Кроме геометрического образа, график должен содержать яд вспомогательных элементов:

—        общий заголовок графика;

—        словесные пояснения условных знаков и смысла отдельных элементов графического образа;

—        оси координат, шкалу с масштабами и числовые сетки;

—        числовые данные, дополняющие или уточняющие величину нанесенных на график показателей.

 Использование и оформление цитат

Для подтверждения собственных доводов ссылкой на авторитетный источник или для критического разбора того или иного научного произведения следует приводить цитаты.

Цитаты бывают двух разновидностей:

а) цитируются тексты и затем им дается интерпритация;

б) цитируются тексты в поддержку высказанного суждения

Выделяется десять правил цитирования:

Правило 1. Отрывки, предназначенные для интерпритации, должны быть не слишком коротки и не слишком длинны.

Правило 2. Отрывки из критической литературы цитируются только тогда, когда они авторитетно подтверждают или авторитетно дополняют высказанное вами мнение.

Правило 3. Предполагается, что вы солидарны с тем, что цитируете, за исключением случаев, когда перед цитатой или после нее помещена ваша ремарка.

Правило 4. При любом цитировании должно быть ясно, кто автор фразы и на какой печатный либо рукописный источник ссылается текст.

Правило  5. Цитаты из первостепенных источников, как правило, делаются по академическим собраниям, или же по самым уважаемым изданиям.

Правило 6. Если вы изучаете иностранный текст, цитаты из первоисточника делайте на языке оригинала.  Это правило — стопроцентно для художественных произведений. К таким цитатам можно добавлять и перевод, в скобках или в примечаниях. Относительно нехудожественных текстов — советуйтесь с научным руководителем.

Правило 7. Отсылка к автору и произведению должна быть ясной.

Правило 8.Когда цитата не превышает объемом двух или трех строчек, ее можно вставить прямо внутрь в абзац, ограничив кавычками-лапками. Если же цитата занимает больше места, ее выделяют втяжкой, вдобавок печатают с меньшим интервалом (если весь текст работы набран через два интервала, наберите цитаты через полтора). В этом случае кавычки уже не требуются, так как очевидно, что все куски текста со втяжкой и с уменьшенным интервалом — цитаты.

Правило 9. Цитаты должны быть абсолютно точны. Во-первых, слова должны приводиться в той же форме, в которой стоят в источнике. Во-вторых, нельзя выкидывать кусочки текста, никак это не обозначив. В-третьих, нельзя искажать текст своим вмешательством.

Правило 10. Цитата — почти свидетельское показание. Нельзя цитировать, не указав, каково наименование книги и с какой страницы выписан текст.

При оформлении фактов, дошедших до вас посредством устной беседы, письма, рукописи, то ссылайтесь на них следующим образом:

1. Устное сообщение (6 июня 2006 г.)

2. Частное письмо (6 июня 2006 г.)

3. Текст записан 6 июня 2006 г.

4. Дж. Смит, Выступление «Эдды» Снорри Стурлусона» (рукопись)

Подстрочные примечания

Зачем нужны примечания?

1. Примечания указывают источник цитаты.

2. Примечания отсылают к дополнительным источникам, подкрепляющим вашу мысль: «см. по этой теме также такую-то работу».

3. Примечания указывают параллельные места в вашей собственной работе и в чужих работах.

4. В примечаниях подтверждаются мысли, высказанные в основном тексте.

5. В примечаниях распространяются мысли текста.

6. В примечаниях корректируются идеи текста.

7. Нужны примечания и для перевода тех слов, которые в тексте понадобилось дать на иностранном языке.

8. Примечания служат, чтоб возвращать долги. Цитировать книгу, откуда заимствована мысль,  значит оплачивать счет. Указывать автора, у которого взята идея или информация, значит возвращать долг.

 Оформление приложений

Приложение – это часть основного текста, которая имеет дополнительное (обычно справочное) значение, но является необходимой для более полного освещения темы.

По содержанию приложения очень разнообразны. Это, например, могут быть копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, производственные планы и протоколы, отдельные положения из инструкции и правил, ранее неопубликованные тексты, переписка и т.п. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты.

В приложения не включают библиографический список использованной литературы, справочные комментарии и примечания, которые являются не приложениями к основному тексту, а элементами справочно-сопроводительного аппарата работы, помогающими пользоваться ее основным текстом.

Приложения оформляются на последних страницах работы. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д.



Предварительный просмотр:

Практическое занятие в рамках работы секции естественных наук ШНО

«Выбор методов исследования, как один из этапов проектной деятельности»

Лекторы: Алейникова И.И., учитель химии;

МарчуковаН.Н., учитель информатики и ИКТ.

1 слайд.

Здравствуйте ребята и  уважаемые гости! Сегодня мы проводим заседание секции естествознания в рамках работы ШНО «Эврика» в преддверии проведения ШНПК «Будущее Севера», которая традиционно состоится в апреле. Это мероприятие, на котором у каждого ученика есть возможность представить и защитить учебно-исследовательские работы в интересующем направлении.

Многие из вас уже имеют опыт такой работы, а некоторым это только предстоит. Хотелось бы напомнить, что в этом году трое человек из нашей секции заняли призовые места на городской НПК «Будущее Севера».

2 слайд.

Ни для кого не секрет, что создание проекта это серьёзные последовательные этапы работы.

Задание 1. 3 слайд.

Сейчас мы вам предлагаем взять карточки №1, на которых перепутана последовательность этапов создания проектов. Ваша задача пронумеровать их в нужном порядке.

4 слайд. Проверка

На каком из этапов возникает больше затруднений? (Опрос, с записью на доску ответов) Сегодня мы с вами попробуем разобраться, что из себя представляет такой этап как Выбор методов исследования.   

5слайд.

Методы исследований служат инструментом для добывания фактического материала, являются необходимым условием достижения поставленной цели.

Существует множество различных вариантов классификаций. Мы же вам предлагаем перечень методов, которые, на наш взгляд, более подходят к школьным проектам.(раздаточный материал, карточка №2)

6 слайд.

 Виды методов исследований:

  • Наблюдение
  •  Сравнение
  •  Измерение
  •  Эксперимент
  •  Моделирование
  •  Обобщение
  •  Беседа, анкетирование, опрос
  •  Прогнозирование

Представляем вашему вниманию темы исследовательских работ наших призёров и предлагаем вам слайды с темами, целями и гипотезами.

Задание 2. 7-12 слайды.

Определите наиболее подходящие методы исследований к каждой теме, используя раздаточный материал. Авторы работ в дискуссии не участвуют. (Ответы ребят фиксируются на доску).

А теперь давайте сравним какие методы использовали в своих работах ребята.

13-15 слайды.

Таким образом, при выборе темы для исследовательской работы, которая должна соответствовать склонностям  конкретного ученика и его интересам можно предложить какие методы исследования будут наиболее приемлемы с учётом возраста автора и его жизненного опыта, направленности исследовательского проекта, с учётом различных вариантов классификаций методов.

Сейчас мы вам предлагаем ещё раз обратить внимание на методы, используемые в своей работе Даниилом, вы можете их видеть на доске. Какой метод вы бы сюда добавили, исходя и з темы и классификации методов вам предложенной.

Вывести ребят на «Прогнозирование»

Задание 3. 16 слайд

Спрогнозируйте возможные варианты развития данного района в ближайшее время, воспользовавшись аннотацией и справочным материалом к данной работе. (Раздаточный материал, карточка №3)

При дальнейшем развитии неорганизованного туризма в данном районе, уникальность Кузомени может исчезнуть. Какие факторы могут повлиять на такое развитие данной местности? (пустыня)

Ребята должны назвать причины:

  • люди уезжают из села;
  • земли становятся неплодородными;
  • люди устают очищать от песков земли;
  • пески не останавливаются;
  • недостаточные мелиоративные работы по восстановлению сведённых лесов;
  • не организовано наблюдение за туристами, которые вырубают деревья и окончательно портят почву (мототуризм).

Вы сейчас попытались предсказать возможные последствия развития изучаемой территории.

17 слайд.

Домашним заданием мы вам предлагаем 

Оформить ваш прогноз на тему «Сохранение уникального песчаного ландшафта Кольской земли» в виде

  •  маршрутного листа,
  •  рекламного буклета,
  •  экологического проекта, включающего рекомендации по сохранению уникальной территории.

Спасибо за работу!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Выбор темы. Определение цели, задач, гипотезы, объекта и предмета исследования. Подбор и изучение материалов по теме. Выбор методов исследования. Разработка плана проекта и его реализация. Написание исследовательского проекта Оформление исследовательского проекта. Защита проекта.

Слайд 3

Выбор темы. 2. Определение цели, задач, гипотезы, объекта и предмета исследования. 3. Подбор и изучение материалов по теме. 4. Выбор методов исследования. 5. Разработка плана проекта и его реализация. 6. Написание исследовательского проекта 7. Оформление исследовательского проекта. 8. Защита проекта.

Слайд 4

служат инструментом для добывания фактического материала, являются необходимым условием достижения поставленной цели.

Слайд 5

Наблюдение Сравнение Измерение Эксперимент Моделирование Обобщение Беседа, анкетирование, опрос Прогнозирование

Слайд 6

Автор : Швагирев Игорь ученик 9 «А» класса МБОУ г. Мурманска СОШ №23 Научный руководитель: Алейникова Ирина Ивановна, учитель химии, МБОУ г. Мурманска СОШ № 23

Слайд 7

изучить, получение электрического тока из фруктов и овощей. так как фрукты и овощи состоят из различных минеральных веществ (электролитов), то они могут стать природными источниками тока.

Слайд 8

Автор: Делевин Арина Руслановна 4А класс, МБОУ г Мурманска СОШ № 23 Научный руководитель: Веденеева Ирина Юрьевна, учитель начальной школы, МБОУ г. Мурманска СОШ № 23

Слайд 9

изготовление краски в домашних условиях я, предполагаю, что краски можно изготовить самостоятельно в домашних условиях, но они будут отличаться от магазинных

Слайд 10

Автор: Александров Даниил Максимович 8 Б класс, МБОУ г Мурманска СОШ № 23 Научный руководитель: Зайцева Евгения Евгеньевна, учитель географии, МБОУ г. Мурманска СОШ № 23

Слайд 11

Изучить причину возникновения и возможность распространения Кузоменских песков Рассмотреть перспективу облагораживания и использования песчаной территории Исследовать Кузоменские пески Кузоменские пески возникли в следствие антропогенного фактора

Слайд 12

Методы исследований: изучение литературы и интернет- ресурсов по теме исследования; проведение исследований и экспериментов; измерение значений физико-химических величин; наблюдение; обобщение полученной информации.

Слайд 13

Методы исследований: изучение литературы, материалов интернета, изготовление краски практическим путем.

Слайд 14

Методы исследований: Наблюдение Описание Анкетирование Исследования Картографический Интервьюирование

Слайд 16

Оформить ваш прогноз на тему «Сохранение уникального песчаного ландшафта Кольской земли» в виде маршрутного листа, рекламного буклета, экологического проекта, включающего рекомендации по сохранению уникальной территории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы Повышение мотивации обучения технологии путём применения исследовательских методов коллективного и индивидуального творчества в проектной деятельности с использованием различных технологий.

Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициац...

План работы МО естественных наук на 2012-2013 год

Тематика и содержание заседаний методического объединения учителей естественных наук....

Методическая разработка урока по теме "Биология наука о жизни. Методы исследования в биологии"

Урок знакомит обучающихся 9 класса с целями и задачами предмета "Общая биология", прослеживает взаимосвязь биологии с другими науками. Дает представление о практическом применение достижений современн...

План работы с одаренными детьми школьного НОУ секции естественных наук на 2014-2015учебный год МБОУ "Дмитриевогорская СОШ"

Данный план является частью плана работы школьного научного общества "Совенок" Он включает в себя групповую и индивидуальную работу учителч . Большое внимание уделяетс привлечению к совместной работе ...

Презентация урока на тему "Биология - наука о жизни. Методы исследования" (9 класс)

В презентации отражены основные понятия, касаемые науки биологи и биологических дисциплин, значения науки биологии для человека и природы. Выделены основные методы исследования, применяемые в биологии...

Определение цели и задач, выдвижение гипотезы, выбор методов исследования. Планирование исследования

Обучающая презентация подробно  рассказывает о 3-м и 4-м этапах исследования...