Рабочая программа элективного курса "Решение задач по математике" для 6 класса
рабочая программа (6 класс) на тему

Предлагаемый курс "Решение задач " своим содержанием заинтересует учащихся 6 классов, которые хотят научиться решать задачи. Курс является дополнением школьного учебника по математике для 6 класса, направлен на формирование и развитие у учащихся умения решать текстовые задачи. Данный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышения уровня математической подготовки, на развитие умения составлять задачи, имеющие практическое значение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_6_klass.docx23.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                     средняя общеобразовательная школа № 1

РАССМОТРЕНО                            СОГЛАСОВАНО                        УТВЕРЖДАЮ

на заседании ШМО                  зам директора по УР                директор МБОУ СОШ № 1

______ /Слюнко ОВ/                      _____ /Паньшина ОВ/                ______ /Дурницына Р Н/

протокол № 1 от

1 сентября  2014                1 сентября 2014                         1 сентября 2014

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

элективного курса «Решение задач» по

математике

6 классы, 3 уровень

Разработана

Слюнко Ольгой Васильевной учителем математики высшей квалификационной категории

                                                           

                                                                   с. Петрокаменское

                                                                          2014

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по математике разработана на основе:

  1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта,  утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03  2004 года № 1089;
  2. Примерной программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  3. Примерной программы по математике для 5 - 6 класса по учебнику Н.Я.Виленкина, В.И.Жохова и др. / Бурмистрова Т. А. М.: Просвещение, 2012
  4. Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004
  5. Федерального перечня учебников, утвержденного приказом МоиН РФ от 19.12.2012 № 1067, рекомендованного к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования
  6. Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента ГОСа

Данная программа является рабочей программой по элективному курсу «Решение задач» предмета «Математика» в 5 - 6 классах базового уровня.

Количество часов в неделю на изучение данного курса – 0,5 часа, общее количество часов составляет 17. Данное количество часов может варьироваться от годового календарного графика. Годовой календарный график прилагается.

Место учебного предмета в учебном плане. Рабочая программа реализуется  за счет часов школьного компонента ФК ГОС.

“Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельно приложение этих сведений”.

Л.Н. Толстой

Текстовые задачи широко используются как на школьных экзаменах, так и на вступительных экзаменах. К сожалению, в школьных учебниках объем задач не достаточен, да и в общеобразовательной программе недостаточно времени отводится на решение задач.

У некоторых учащихся слово "задача" вызывает страх, упадническое настроение. Часто ученики при изучении новой темы задают вопрос: "Где это в жизни нам понадобится?"

Предлагаемый курс "Решение задач " своим содержанием заинтересует учащихся 6 классов, которые хотят научиться решать задачи. Курс является дополнением школьного учебника по математике для 6 класса, направлен на формирование и развитие у учащихся умения решать текстовые задачи. Данный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышения уровня математической подготовки, на развитие умения составлять задачи, имеющие практическое значение.

Материалы курса содержат различные методы, позволяющие решать большое количество задач, которые вызывают интерес у всех учащихся, развивают их творческие способности, умения самовыражаться каждому ученику, повышают математическую культуру и интерес к предмету, его значимость в повседневной жизни.

Цели курса:

повышение уровня умения решать текстовые задачи,

развитие мышления и математических способностей учащихся,

 расширение знаний учащихся

Задачи курса:

развивать устойчивый интерес учащихся к математике;

расширить и углубить знания учащихся по программному материалу;

развивать у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно - популярной литературой;

расширить и углубить представления учащихся о практическом значении математике в различных областях и отраслях;

расширить знания учащихся о культурно-исторической ценности математики; разностороннее развитие личности;

осуществлять индивидуализацию и дифференциацию; научить решать задачи любой сложности;

помочь оценить ученику свои возможности и способности с точки зрения образовательной перспективы.

Общая характеристика предмета

Данный курс рассчитан на 17 часов, предполагает решение задач, самостоятельную работу, создание сборника задач. В программе приводится примерное распределение учебного времени, план занятий. Занятия делятся на две части: задачи, решаемые с учителем, и задачи, подобранные или составленные учениками самостоятельно.

Курс "Решение задач" развивает умения и навыки учащихся, соответствующие требованиям программы общеобразовательной школы, предполагает и расширенный уровень усвоения знаний. Задания учащимся должны быть творческими, чтобы не потерять интерес и способности.

Формы организации учебных занятий: объяснение, практические работы, творческие задания. Разнообразный дидактический материал позволяет отобрать задачи для учащихся с разной степенью подготовки. Все это позволяет прививать интерес к предмету, расширить учебный материал, научить решать задачи различного уровня сложности.

Программа может быть использована в 6 классах  для контингента обучающихся с любой степенью подготовки.

В состав учебно-методического комплекта входят:

1) Учебное пособие для учащихся, включающее задачи, разного уровня сложности, творческие задания, слайды с презентацией.

2) Методическое пособие для учителя с рекомендациями по проведению занятий, решению задач, организации контроля проверки знаний учащихся.

3) Приложения, содержащие дополнительную информацию по данному курсу.

Обязательный минимум содержания программы

АРИФМЕТИКА

Натуральные числа. Десятичная система счисления. Римская нумерация. Арифметические действия над натуральными числами. Степень с натуральным показателем. Делимость натуральных чисел. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное. Деление с остатком.

Текстовые задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом.

Измерения, приближения, оценки. Единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, скорости. Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной), длительность процессов в окружающем мире.

Представление зависимости между величинами в виде формул.

Проценты. Нахождение процента от величины, величины по ее проценту.

Отношение, выражение отношения в процентах. Пропорция. Пропорциональная и обратно пропорциональная зависимости.

Округление чисел. Прикидка и оценка результатов вычислений. Выделение множителя – степени десяти в записи числа.

       Координаты. Изображение чисел точками координатной прямой. Геометрический смысл   модуля числа. Числовые промежутки: интервал, отрезок, луч.

Содержание  учебной дисциплины элективного курса математики 6 класса

Тема 1. Делимость чисел (2ч)

Занятие 1-2. Делимость чисел. Общие сведения: признаки делимости, метод математической индукции, четность и нечетность, остатки, принцип Дирихле.

Цель: повторить и уточнить знания учащихся по данному вопросу; рассмотреть новые методы делимости и применить знания к решению задач.

Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение тренировочных заданий.

Форма контроля: проверка самостоятельно решенных и подобранных задач.

Тема 2: Нахождение дроби от числа (2ч).

Занятия 3-4. Решение задач на нахождение дроби от числа.

Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение тренировочных задач.

Овладение способами решения задач на нахождение целого по его дроби и его части.

Тема 3. Пропорция (4ч)

Занятия 5-8. Решение задач на составление пропорции, прямую и обратную пропорциональные зависимости.

Повторить понятие пропорции, познакомить с понятием среднего пропорционального между числами, решать задачи на определение прямой и обратной пропорциональной зависимостями между двумя и боле величинами.

Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение тренировочных заданий.

Форма контроля: проверка самостоятельно решенных и подобранных задач.

Тема 4 . Задачи на совместную работу (2ч)

Занятия 9-10. Решение задач.

В ходе изучения математики учащиеся изучают трудный для них тип задач на совместную работу. Необходимо организовать работу так, чтобы ученики сами "открыли" способ решения таких задач. Наиболее трудным моментом для учащихся является обозначение единицей всего целого (пути, объема работы и т.д.).

Цель: познакомить учащихся с решением некоторых типов задач

Методы обучения: выполнение тренировочных заданий.

Форма контроля: проверка самостоятельно решенных и подобранных задач.

Тема 5. Задачи на проценты (3ч)

Занятие 11-13 Урок-практикум

Форма контроля: проверка самостоятельно решенных и подобранных задач.

Тема 6. Координатная плоскость (2ч)

Занятие 14-15 Практическая работа

Тема 7. Итоговая работа (2ч)

Занятие 16-17. Защита проекта: "Сборник задач".

Форма контроля: проверка самостоятельно решенных и подобранных задач, составление сборника.

Приложения, содержащие дополнительную информацию по данному курсу.

Календарно - тематическое планирование

№ п/п

Тема курса

Всего часов

Формы работы

1

Делимость чисел

2

Решение задач

2

Нахождение дроби от числа

2

Решение задач

3

Пропорция

4

Составление задач

4

Задачи на совместную работу

2

Решение задач

5

Задачи на проценты

3

Подборка задач

6

Координатная плоскость

2

Составление альбома рисунков

7

Итоговая работа

2

Защита проектов

8

итого

17

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения курса обучающиеся должны уметь: решать задачи, точно и грамотно рассуждать в ходе решения задач; владеть алгоритмами решения задач; решать нестандартные задачи из практической жизни.

Система оценки деятельности обучающихся.

Система оценивания данного курса является необязательной, но по желанию обучающихся могут быть выставлены оценки в классный журнал.

Возможные критерии оценок:

Оценка "отлично" выставляется, если ученик демонстрирует ответственное отношение к учению, освоил теоретический материал, получил навыки практического применения, в работе над индивидуальными заданиями показал умение творчески и самостоятельно работать, умеет четко и грамотно обосновывать ход решения задач.

Оценка "хорошо" выставляется ученику, который овладел методами для решения стандартных задач, выполняет все задания прилежно, имеет положительную динамику.

Оценка "удовлетворительно" оценивает ученика, который выполняет простые задания, шаблонного типа.

Оценка "неудовлетворительно" не выставляется, т.к. данный курс помогает творчески развивать свои способности. По итогам четверти и учебного года выставляется «зачет» или «незачет».

УМС и список литературы 6 класс

  1. Дорофеев Г.В, Петерсон Л.Г. Математика 5 класс. Часть 2.-М.:"Ювента" 2012
  2. Мерзляк А.Г.и др. Сборник задач по математике для 6 класса М.-Х: "ИЛЕКСА", 2011.
  3. Савин А.П. Математические миниатюры. М.: Дет. лит. 2008.
  4. Шевкин А.В. и др. Сборник задач по математике для учащихся 5-6 классов.- М.:"Русское слово - РС", 2011.
  5. Энциклопедия для детей. Т.11. Математика. М. “ Аванта”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курс по математике 11 класс "Универсальные математические методы решения задач"

В программу включены разделы математики мало изучаемые в школьном курсе, которые необходиму для подготовки учащихся к ЕГЭ....

Рабочая программа элективного курса по химии, 10 класс "Решение расчетных задач по химии"

Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по химии, 10 класс "Решение расчетных задач по химии"...

Рабочая программа элективного курса по биологии, 11 класс "Решение задач по генетике"

Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по биологии для 11 класса  "Решение задач по генетике"...

Рабочая программа элективного курса по математике 10 класс "Методы решения задач с параметром".

               Предлагаемый  курс  «Методы решения задач с параметром» предназначен для реализации в 10 классах для расширения теоретичес...

Рабочая программа элективного курса по химии 10 класс "Методы решения задач по органической химии"

Настоящий элективный курс содержит задачи и упражнения по различным темам органической химии. В программе уделяется внимание вычислениям по уравнениям реакций, нахождение молекулярной формулы вещества...

Рабочая программа элективного курса по физике 10 класс «Использование возможностей решения качественных задач по физике в социально-экономических расчётах».

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАСодержание образования в школе меняется с учетом обновления социально-экономических потребностей и условий развития общества. Меняются идеалы, ценности, на которы...

Рабочая программа элективного курса по математике 9 класс "Теория и практика решения задач повышенной трудности"

Рабочая программа элективного курса по математике для 9 класса "Теория и практика  решения задач повышенной трудности" рассчитана на 1 учебный год. 70 часов, 2 часа в  неделю...