Особенности организации школьного психолого-медико-педагогического консилиума
статья по теме

Шейкина Оксана Викторовна

Школьный психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой собственный образовательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуального подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_organizatsii_shkolnogo.docx28.36 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности организации школьного

психолого-медико-педагогического консилиума

Каждый педагог стремится помочь детям хорошо учиться, сделать процесс обучения продуктивным и интересным, но в последнее время в школу приходит все больше детей, которые начинают испытывать трудности в учебе уже с первых дней. Поэтому, в настоящее время, очевидно, уже никто не будет спорить, что школьный психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой собственный образовательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуального подхода.

В нашей школе ПМПк работает на протяжении уже нескольких лет и имеет  четко организованную структуру.  При построении работы школьного консилиума мы понимаем, что психолого-медико-педагогический консилиум это постоянно действующий, скоординированный, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения ребенка в образовательном учреждении.  

У школьного консилиума есть цель и ряд задач, которые направлены на обеспечение  психолого-медико-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии, исходя из реальных возможностей ОУ и в соответствии со  специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями учащихся.

Деятельность консилиума определена нормативными документами разных уровней. ПМПк образовательного учреждения действует на основе  Положения Министерства образования Российской Федерации (приказ № 27/901-6 от 27.03.2000). В этом нормативном документе определены все параметры, режим деятельности и  необходимая документация для деятельности ПМПк. Консилиум ОУ создаётся приказом руководителя. Работу  специалистов ППМС сопровождения регламентирует  положение о ПМПк.  Также ПМПк в своей деятельности руководствуется Уставом ОУ, договором между ОУ и родителями ребенка и договором между консилиумом и территориальной ПМПК, соглашением о не разглашении персональных данных.

Важно отметить, что психолого-педагогический консилиум проводится:

  • в соответствии с планом работы;
  • по результатам обследования всех специалистов сопровождения (психологической, логопедической и педагогической диагностики, медицинского обследования);
  • по запросу учителя;
  • по запросу специалистов;
  • по запросу социального педагога;
  • по запросу медицинского работника школы;
  • по запросу родителей школьников.

Объектом обсуждения на консилиуме может быть: параллель классов, отдельный класс, группа школьников или отдельный ученик.

ПМПк разделяется на плановые и внеплановые и проводится под руководством председателя. Работа консилиума заканчивается принятием коллегиального решения и написанием итогового документа - протокола, в котором фиксируется окончательное коллегиальное заключение по результатам ПМПк с рекомендациями по оказанию психолого-педагогической и медико-социальной помощи ребенку.

Состав консилиума достаточно гибок, он включает в себя постоянных и временных членов, возможность участия которых должна быть учтена в положении о ПМПк. Постоянные члены консилиума присутствуют на каждом заседании, участвуют в его подготовке, последующем контроле за выполнением рекомендаций. Согласно Положению о ПМПк участниками консилиума нашей школы являются:

-заместитель директора по учебной работе;

-педагог-психолог;

-учитель-логопед;

-классные руководители (в начальной школе – основные учителя);

-социальный педагог;

-приглашенные учителя-предметники;

- фельдшер школы.

Необходимая информация от учителей-предметников может поступать консилиуму через классного руководителя и частично – педагога-психолога. Представление данных для консилиума следует осуществлять  согласно утвержденным формам. Эти формы заполняются на тех школьников, чьи проблемы выносятся для обсуждения на консилиуме в период подготовки к его заседанию.

Проблемы каждого ребенка обсуждаются отдельно. Удобнее всего группировать обсуждения на консилиуме не по классам, а по степени близости проблем. Это позволяет значительно ускорить процесс обсуждения и принятия решения. По результатам обсуждения каждого случая принимается совместное решение, в котором намечаются конкретные шаги по оказанию помощи или сбору дополнительной информации, определяются исполнители и сроки.

Рассмотрим подробнее, какую информацию предоставляет каждый участник школьного психолого-медико-педагогического консилиума.

Педагог-психолог предоставляет на консилиум информацию, которая включает в себя результаты собственных наблюдений; результаты экспертных опросов педагогов и родителей школьников, результаты диагностического обследования школьников.

Классный руководитель представляет на консилиум результаты своих наблюдений и бесед с учителями-предметниками; педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения конкретных школьников.

Давая характеристику школьнику, классный руководитель останавливается на тех показателях, которые содержат важную для работы консилиума информацию.

Учитель-логопед в своем представлении на консилиуме отражает особенности речевого развития ребенка; возможности его коррекции и прогноз.

Медицинский работник предоставляет информацию о состоянии здоровья и физических особенностях школьников.

Социальный педагог берет на себя организационные обязанности, связанные с консилиумом. Он помогает  классным руководителям в реализации решений консилиума, решает   вопросы, которые касаются непосредственной работы с семьей.

Каждый специалист ПМПк составляет заключение по данным соответствующего обследования и разрабатывает рекомендации педагогам, родителям и другим специалистам службы сопровождения.

Для полноценной работы ПМПк в школе ведется документация, позволяющая отследить все этапы работы консилиума:

  • приказ о создании ПМПк на учебный год;
  • план работы ПМПк на учебный год;
  • договоры о взаимодействии с  психолого-медико-
    педагогической комиссией (территориальная ПМПК) и родителями;
  • журнал записи детей на ПМПк;
  • журнал  регистрации     заключений  и  рекомендаций  специалистов   и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк;
  • карта (папка) развития обучающегося;
  • дневник динамического наблюдения.

Рассмотрим более подробно ход консилиума по обсуждению проблем конкретного школьника. Этот ход является традиционным для нашей школы и организуется исходя из основной работы школьного ПМПк с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Работа консилиума начинается с предварительного сбора информации. На этом этапе собираются первичные сведения об учащемся. Происходит встреча специалистов с учителем и родителями ребёнка для составления общей картины его учебной деятельности в классе, изучается медицинский анамнез. Проводится наблюдения за школьником на уроке и переменах с целью сбора информации об особенностях его поведения, степени включенности в учебный процесс, уровне с концентрированности на заданиях, уровне работоспособности, наличии истощаемости. 

Следующий этап это первичное обследование специалистами консилиума. Основной на данном этапе является многоуровневая диагностика учащихся специалистами с целью определения уровня развития ребёнка. По результатам диагностики каждый специалист заполняет индивидуальное заключение, рекомендации на учащегося.

На следующем этапе происходит обмен информацией, которая  служит основой для принятия коллегиального решения. Здесь специалисты вырабатывают единые представления об особенностях развития ребенка, определяют общий прогноз дальнейшего развития.

Согласование деятельностям специалистов ППМС сопровождения  следующий этап ПМПк. Здесь разрабатывается индивидуальный  образовательный  маршрут и назначается сопровождающий. Это в первую очередь классный руководитель класса, в котором обучается ребенок, но может быть назначен и другой специалист, проводящий коррекционно-развивающее обучение или внеурочную коррекционную работу. Работа этого этапа заканчивается принятием коллегиального решения и написанием итогового документа - протокола, в котором фиксируется окончательное коллегиальное заключение по результатам ПМПк с рекомендациями по оказанию психолого-педагогической и медико-социальной помощи ребенку и составление индивидуального образовательного маршрута (ИОМ).

Следующий этап самый продолжительный. Это реализация ИОМ.

        Заключительный этап-мониторинг. Общий анализ реализации ИОМ мы проводим на итоговом заседании ПМПк в конце учебного года. Каждый специалист ППМС сопровождения проводит итоговый мониторинг  по своему направлению и коллегиально на заседании консилиума выносится решение о дальнейшей работе по сопровождению учащегося.  Определяются цель, задачи и направления на новый учебный год.

Для нас школьный ПМПк стал необходимым условием для успешного психолого-педагогического сопровождения обучающихся, целостным и непрерывным процессом сопровождения ребенка, что позволит ему в дальнейшем более успешно социализироваться в обществе, а педагога строить свою работу, учитывая особенности развития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации работы школьного консилиума

Каждый педагог стремится помочь детям хорошо учиться, сделать процесс обучения продуктивным и интересным, но в последнее время в школу приходит все больше детей, которые начинают испытывать трудности ...

Организация работы психолого-педагогического консилиума в образовательном учреждении по сопровождению учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Обучение на дому – это форма образования, которую ребенок получает в домашних условиях, а сам процесс обучения осуществляется по индивидуальному учебному плану. Рекомендуется детям, которые по медицин...

Особенности организации воспитательной деятельности в образовательной организации в условиях введения ФГОС

Статья представляет собой представление опыта работы школы в условиях введления ФГОС....

Особенности организации инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации МБОУ «Шелаболихинская средняя общеобразовательная школа №1»

Проблемы  образования детей  с ограниченными возможностями сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специа...

Особенности работы школьного Психолого-педагогического консилиума

В презентации раскрыты цели, задачи,особенности функционирования школьного психолого-педагогического консилиума...

Приказ 426-ОД от 13.09.21 Об организации деятельности психолого-педагогического консилиума в МБОУ "СШ №15"

Приказ 426-ОД от 13.09.21 Об организации деятельности психолого-педагогического консилиума в МБОУ "СШ №15" с составом ППк...

Организация деятельности психолого-педагогического консилиума по выявлению и сопровождению детей в ОУ

Выступление на августовском педагогическом совещании "Управление развитием сислемы муниципального образования: от государственной стратегии к педагогическим практикам" в городском округе &qu...