Здоровьесберегающие технологии на занятиях объединения "Мастерилка"
статья на тему

Князева Анастасия Борисовна

Статья о здоровьесберегающих методах и приемах, которые используются  на занятиях по модифицированной образовательной программе «Мастерилка», рассчитанной на детей 7 -15 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии

на занятиях объединения «Мастерилка»

декоративно – прикладного творчества

Проблема здоровья сейчас у всех на слуху. Еще А. Шопенгауэр говорил: "Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля”.

Закономерно возросло внимание и к здоровью детей, потому что состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

Естественно, что педагогическая общественность все больше осознает, что именно педагог может сделать для обучающегося в плане сохранения здоровья больше, чем врач. Но для этого нужно обучиться здоровьесберегающим образовательным технологиям, позволяющим работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих воспитанников и себе в том числе, и на своих занятиях, и в общей программе работы образовательного учреждения.

Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии?

Под здоровьесберегающими образовательными технологиями (ЗОТ) в расширенном смысле можно понимать все технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Если же ЗОТ связывать с решением более узкой здоровьесберегающей задачи, то к здоровьесберегающим будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном процессе.

В.А. Сухомлинский утверждал, что "…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.

Продолжая мысль великого педагога, я убеждена, что задача любого учителя, в том числе и педагога дополнительного образования, состоит в следующем: создать условия для включения обучающегося в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, помогающие формированию позитивного мышления воспитанника и его способности к "конструированию” собственного здоровья.

И мне хотелось бы далее рассказать о тех здоровьесберегающих методах и приемах, которые используются мною на занятиях по модифицированной образовательной программе «Мастерилка», рассчитанной на детей 7 -15 лет.

Так, в процессе занятий декоративно-прикладным творчеством, я часто использую разные техники – это и некоторые виды вязание крючком и спицами, декупаж, скрапбукинг, квиллинг, аппликация, гофротрубочки, торцевание, валяние (мокрое, сухое), бумажная мозаика, бисероплетение, вышивка, работа с атласными лентами, работа с бросовым материалом, декорирование и т.д.. Самое важное, что они позволяют эффективно развивать творческие способности обучающегося – тем самым, осуществляя работу по формированию активной творческой личности, с которой можно продуктивно работать и в плане формирования  здорового образа жизни.

Во–первых, занятия любым видом декоративно-прикладного творчества развивает мелкие мышцы кистей рук учащихся (мелкую моторику), что существенно облегчает нагрузку на руки детей и даже почерк у них становится лучше.

Во-вторых, эти занятия не ограничивают фантазию обучающегося, который дает волю своему остроумию и наблюдательности, украшая ее то неожиданно замысловато, то с наивной простотой. Давно известно, что наиболее интенсивное развитие ребёнка идет, когда работа ума и чувств сопровождает его практическую деятельность, «опредмечивается» в его собственных действиях.

Поэтому, с одной стороны, рукоделие – это возможность для воспитанника выразить свое "Я” в явной адресной форме. Понимание этого побуждает его вложить свои умения, способности, талант, фантазию, вкус, изобретательность, чувство юмора, аккуратность и другие личностные характеристики в изготовленное изделие. С другой стороны рукоделие – это приобщение обучающегося к народной культуре.

По-моему, воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого понимания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

В настоящее время, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрения детей, очень остро стоит проблема нравственного здоровья учащихся.

Нравственное здоровье – это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Нравственные качества не передаются по генам, а вырабатываются в процессе общения с другими людьми. В воспитании нравственности имеют значение все школьные предметы, но я считаю, что искусству здесь отведена особая, главная роль.

Подчеркивая значение искусства для разностороннего развития человека, известный психолог Б.М. Теплов писал: "Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимся, но и мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому-то художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоническому развитию личности”.

Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости.

На своих занятиях я знакомлю воспитанников с народным творчеством, показывая ее красоту – ту всемогущую любовь к жизни, которая заложена в ней. А если ты и сам без остатка, до самого донышка своей души влюблен и предан нашему русскому декоративно-прикладному искусству, то, наверное, можно представить, какой огромный энергетический потенциал получают воспитанники на таких уроках.

По своему опыту могу сказать, что знакомство с народными промыслами не только доступно обучающимся, но и вызывает у них желание поучаствовать в процессе изготовления изделия. Наблюдая за воспитанниками во время занятий, я вижу по их лицам, какое чувство удовлетворения они получают от своей работы, как они загораются желанием научиться создавать прекрасное.

Философы говорят, что жизнь человеческая измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них. Поэтому занятие рукоделием, как одним из видов декоративно-прикладного творчества, должно "увлечь учащихся, взволновать их, а, взволновав, заставить задуматься”. Потому что, как подчеркивает Б.М. Неменский "в искусстве же получение подлинных знаний, то есть понимание без радости, без наслаждения абсолютно не реально, не достижимо”.

Задачу формирования у обучающихся осознания ценности здоровья, культуры здорового образа жизни я выделяю как наиболее распространённую и значимую в системе здоровьесберегающей деятельности.  

Я изучила методическую литературу по данному вопросу, сформировала методическое обоснование здоровьесберегающей технологии в образовательном процессе, разработала методические рекомендации по составлению занятия с точки зрения здоровьесбережения, а также внесла необходимые дополнения в пояснительную записку программы.

   Для активизации и отдыха воспитанников, а также для предупреждения и снятия утомления на занятиях предусмотрены  здоровьесберегающие технологии: релаксационные и кенезиологические упражнения, пальчиковая  гимнастика и гимнастика для глаз .

Также использую  на занятиях элементы арт – терапии, так как арт – терапия включает в себя несколько аспектов здоровьяесберегающих технологий .

   Арт – терапия – в основе её лежит творческая деятельность. Творческий процесс является главным терапевтическим механизмом, позволяющим в особой символической форме перестроить конфликтную травмирующую ситуацию, найти новую форму её разрешения. Через игру, сказку, ручной труд арт-терапия даёт выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки и помогает в развитии творческих способностей. Кроме того, активная творческая деятельность способствует расслаблению и снятию напряжения. Основная задача арт-терапии  состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повешении его способностей.

   Использование арт-терапии на занятии, создаёт положительный настрой в группе, снижает утомляемость, облегчает процессы коммуникаций, вызывает эмпатию среди воспитанников, даёт положительные результаты  в  развитии внутреннего контроля и повышений адаптационных способностей обучающихся, способствует творческому самовыражению.  

Давно известно, что игры активизируют процесс обучения. Применение игровых технологий на уроках рукоделия в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий, дает мне возможность укрепить мотивацию на изучение материала, поддерживать интерес, увлеченность процессом, вызвать положительные эмоции, то есть создать благоприятный эмоциональный настрой урока, увидеть индивидуальность детей. Для обучающихся игры – это способ самореализации, самовыражения, самооценки.

Игровые формы, применяемые мною на занятиях разнообразны:

  • подвижные игры (физкультминутки, игры на внимание);
  • игры-соревнования (дети делятся на группы, команды и выполняют условия игры);
  • диалоги с героями книг, сказок, мультфильмов;

Воспитанники, даже подросткового возраста, очень любят быть волшебниками; как они сами говорят, "играть в сказку”. Почему сказка любимый детьми жанр? Наверное, потому, что она несет в себе самое важное психологическое содержание, как говорят сами дети, "любовь, добро и счастье”, переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Сказка дарит надежду и мечты – предощущение будущего, становится неким духовным оберегом детства. (Прием сказкотерапии)

Но как бы велико ни было значение сказки для поддержания душевного мира воспитанников, не одна она используется в качестве терапевтического средства на занятиях рукоделием.

Огромные возможности для поддержания душевного здоровья обучающихся имеет музыкотерапия или оздоровление музыкой.

Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используется во многих странах в лечебных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может привести в крайне возбужденное состояние, может укрепляться иммунная система, что приводит к снижению заболеваемости, улучшается обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает. Многие взрослые были бы уравновешеннее, спокойнее и доброжелательнее, если бы в раннем детстве засыпали под колыбельную песню.

Звучание музыки на занятии дает воспитаннику возможность успокоиться, снять раздражительность, нервное напряжение.

Таким образом, правильно организованные (с позиции здоровьесбережения) и интересно проводимые занятия играют большую роль в духовном развитии обучающихся, в формировании их мировоззрения.

Через чувства, эмоции, самореализация личности воспитанника происходит более продуктивно во всех сферах жизнедеятельности и поэтому обогащение учащегося опытом эмоционального отношения к действительности является важнейшим аспектом духовного развития обучающегося – его духовного здоровья.

Пробудить заложенное в обучающемся творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной и наполненной смыслом жизни – к этому стремлюсь я в меру своих сил и способностей, организуя свои занятия. Конечно, задачу сохранения здоровья воспитанников не под силу решить одному педагогу. Но, если каждый из нас, учителей, задастся этой целью, и будет стремиться к ней; выиграют, в конечном счете, наши дети, наше будущее.

ФОРМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ.

1 Рациональное чередование учебной и досуговой деятельности.

2 Индивидуальное дозирование объёма сложности.

3 Мониторинг состояния содержания мастерской и инструментов.

4 Беседы и просветительская работа с обучающимися.

ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕЙ ПЕДАГОГИКИ:

  1. Принцип ненанесения вреда.
  2. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье обучающегося.
  3. Принцип соответствия содержание организации обучение возрастным особенностям обучающихся.
  4. Сочетание обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий.
  5. Приоритет активных методов обучения.
  6. Принцип формирования ответственности обучающихся за свое здоровье.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а педагогу эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Литература:

  1. Абу Али Ибн Сина (Авиценна). Канон врачебной науки. Книга 2-я. Ташкент,1956.
  2. Адушт Оттоман. Наука о дыхании. – Лейпциг, 1909.
  3. Бурмин Ю.А., Зверев В.Л.. Подземные кладовые Подмосковья. – М.: Недра, 1982.
  4. Возвышаева И.В.. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации: Законодательные и нормативные аспекты / И.В.Возвышаева // Школа здоровья. – 2001, №1.
  5. Горяев В.. Здоровье детей – категория педагогическая /Статья/ Воспитание школьников. 1999,№1.
  6. Дополнительное образование как система технологий сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное пособие/ Н.В.Сократов и другие, – Оренбург, 2001.
  7. Кудряшова Н.И.. Лечение глиной. – М.: издатель Евгений Ващук, 1996.
  8. Москаленко О.Н. Физминутки в начальной школе. – М.: Граф-пресс, 2004.
  9. Смирнов Н.К.. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003.
  10. Соковня- Семенова И.И.. Основы физиологии и гигиены детей и подростков. – М.: Академия, 1999.
  11. Сократов Н.В., Феофанов В.Н.. Мотивационные основы здоровьесберегающего образования детей: Методические рекомендации. – Оренбург, 2001.
  12. Теплов Б.М.. Психологические вопросы художественного воспитания. Известия АПН РСФСР. /Выпуск 11. – М. – Л.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на занятиях декоративно-прикладным творчеством

Автор разработки с 2009 года является участником временной творческой группы, внедряющей инновационный проект программы развития МОУ ДОД Детско-юношеского центра "Сатурн" г. Томска - "Формирование нав...

Индивидуальный план самообразования на 2010 – 2013 г.г. по теме: «Использование новейших здоровьесберегающих технологий на занятиях оздоровительной физической культуры»

Цель индивидуального плана самообразования направлена на повышение  профессиональной  подготовленности в области здоровьесберегающих технологий на занятиях оздоровительной физическ...

Здоровьесберегающие технологии на занятиях хорового пения (статья)

В данной статье я описываю здоровьесберегающие технологии, которые постоянно использую на своих занятиях хорового пения.В результате такой работы учащиеся лучше осваивают музыкальный материал, наблюда...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИИ

"Забота о здоровье - это важнейший труд педагога. От здоровья и жизнедеятельности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы".В.А. Сухомлинский....

Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях декоративно-прикладным творчеством

Обобщение опыта о  здоровьесберегающих методах и приемах, которые используются мною на занятиях по дополнительной общеобразовательной программе коллектива «Паутинка» «Секреты рукоделия»...