информационная карта актуального педагогического опыта учителя
материал на тему

Якунина Ирина Ивановна

Информационная карта содержит описание опыта по теме «Использование технологии развития критического мышления для развития интеллектуальных способностей школьников в процессе обучения  химии».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatsionnaya_karta_aktualnogo_pedagogicheskogo_opyta.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ

I. Общие сведения 

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта (название строго по Уставу), адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Якунина Ирина Ивановна

 МАОУ «СОШ № 17»  города Губкина Белгородской области, 309183, Белгородская область, город Губкин, улица Королёва, дом  №12а,

(47241) 4 - 17 - 05

Учитель химии, высшая квалификационная категория

     19 лет

II. Сущностные характеристики опыта

1.Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

      «Использование технологии развития критического мышления для развития интеллектуальных способностей школьников в процессе обучения  химии».

2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

       Деятельность учащихся и учителя связаны с противоречиями:

- между объемом информационного потока и отсутствием оптимальных инструментов для его усвоения;

- между фронтальной формой обучения и индивидуальным характером познавательной деятельности учеников;

- между ожидаемыми результатами деятельности учащихся и реальным уровнем подготовки выпускников;

-между потребностью общества в творческой, саморазвивающейся личности и существующими методами обучения.

3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

       Сущность опыта заключается:

- в создании ситуации успеха (на каждом уроке ученик должен почувствовать радость от успешно проделанной работы);

- в создании благоприятной атмосферы для продуктивной поисковой деятельности (доброжелательность и понимание со стороны учителя, постановка проблемных вопросов, зажигающих и интересующих ребят);

- в формировании положительной я – концепции личности (видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать, понимать ее, принимать, верить);

- в возможности поделиться своими успехами и достижениями с одноклассниками, родителями через школьные олимпиады, участие во внеклассных мероприятиях

- в возможности каждого ученика видеть свой рост, то есть движение вперед в плане совершенствования.

    Обучение становится развивающим, формирует личные качества учащихся, при этом оно демократичное, гуманное, основано на сотрудничестве.

4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

    Технология развития критического мышления позволяет педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, создать на своем занятии атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем. В психолого - педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательной технологии характеризуются переходом:

- обучения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное;
- от чисто ассоциативной, статистической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий.

5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

      Эффективность процесса обучения зависит от самостоятельной активности учащихся: ученик должен учиться сам, а учитель - осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать и контролировать. Образовательный процесс строится на диалоге ученика и учителя, направлен на совместное конструирование учебной деятельности.  Педагог должен знать индивидуальные психофизиологические особенности учащихся среднего и старшего возраста, сочетать разумную требовательность и строгость с глубоким терпением и уважением к личности каждого ребёнка, его мнению, точки зрения. Учитель должен располагать системой педагогической диагностики, с целью установления уровня интеллектуального развития ребенка.  

6.Результат изменений

  Проведение диагностики по методике ШТУР показала, что у 20 % учащихся уровень развития интеллектуальных способностей повысился с низкого до нормального, у 26 % –  с нормального до высокого уровня.

    На протяжении трёх лет качество обученности составляет 100 %, качество знаний по химии возросло от   59  %  до   67   %.

Учащиеся занимают призовые места в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах, конкурсах исследовательских работ муниципального, регионального и всероссийского уровней.

7.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

 Сдана в печать

III. Описание инновационного опыта учителя

        Ведущая педагогическая идея состоит в эффективности процесса обучения химии посредством внедрения в учебный процесс технологии развития критического мышления, которая позволит учащимся получить возможность индивидуального продвижения в обучении и создаст максимально благоприятные условия для развития интеллектуальных способностей учащихся.

        Цель педагогической деятельности: формирование у учащихся креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей,  толерантности и способности к самообучению, что обеспечивает успешность личностного, профессионального и карьерного роста учащихся.

       Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

- создание условий для развития аналитического мышления школьников;

- стимулирование самостоятельной поисковой, творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

      Урок учитель разбивает  на этапы:

1. Вызов:

- актуализирует и обобщает имеющиеся у учащихся знания по данной теме;

- пробуждает интерес к изучаемой теме;

- побуждает ученика к активной деятельности.

2. Осмысление или реализация смысла:

- получение новой информации;

- осмысление новой информации;

- соотнесение новой информации с собственными знаниями.

3. Размышления или рефлексия:

- целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;

- выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного – тем и проблем для дальнейшей работы (новый вызов);

- анализ всего процесса изучения материала.

        Задачей первой стадии занятия является пробуждение интереса к изучаемой теме, актуализация знаний по теме и определение направления дальнейшего изучения или целеполагание. Для этого учитель использует целый ряд методических приемов: «Мозговой штурм», прогнозирование по ключевым словам, альтернативный тест (правильные или неправильные высказывания),  кластер, таблица «Знаю–хочу узнать – узнал», гирлянда ассоциаций, загадки, ребусы, шарады, слайды презентации, видеофрагменты.

  На стадии осмысления происходит знакомство с новой информацией. Важно на этом этапе организовать работу с новым материалом таким образом, чтобы ученики отслеживали собственное понимание новой информации, для этого используются: чтение текста с маркировкой и выделение ключевых слов подчёркиванием, «зигзаг», «продвинутая лекция», «тонкие и толстые вопросы», «ромашка Блума», «Фишбоун».

Задача стадии рефлексии - встроить новые знания в систему имеющихся сведений по теме, выработать отношение к ней и, если необходимо, наметить пути дальнейшего поиска по теме. Для реализации целей данной стадии  используются различные методики рефлексии: маркировочная таблица, творческая работа – синквейн, возвращение к ключевым словам, верным и неверным утверждения, достраивание кластера из ключевых слов, перепутанные логические цепи, приём «Шесть шляп критического мышления».

       Использование стратегии развития критического мышления учащихся, сотрудничество на уроке позволяют всех учащихся включить в учебный процесс, создать условия для формирования интеллектуальных умений учащихся, обеспечить три составляющие успеха на уроке: интеллектуальное и коммуникативное развитие и осознание значимости личного вклада каждого в общее дело.

IY. Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений

Распространение на уровне общеобразовательных учреждений школ города и района.

Формы: мастер-классы, публикации, выступления на семинарах, конференциях, заседаниях  ГМО учителей химии

Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес

Щевцова Лариса Владимировна,

тел. 4-17-05, seny65@rambler.ru,

 г. Губкин, улица Королёва, дом 12а      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная карта инновационного педагогического опыта учителя

Карта содержит описание опыта работы учителя по проблеме ; "Применение ИКТ на уроках математики"...

Информационный лист педагогического опыта по теме: «Воспитание патриотизма и готовности к защите Отечества у учащихся в средней общеобразовательной школе на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности»

Описываемый опыт отражает педагогическую деятельность автора работающего в должности преподавателя – организатора ОБЖ МБОУ «Староникольская СОШ» Красногвардейского района Оренбургской области»....

Информационная карта педагогического опыта

Особенности работы сос лабоусевающими детьми....

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя истории МБОУ «Кушкинская основная общеобразовательная школа» Терешкиной Е.Г. «Использование новых педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе»

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя  истории  МБОУ «Кушкинская основная общеобразовательная школа»  Терешкиной Е.Г. «Использование новых педагогических те...

Обобщение педагогического опыта учителя английского языка Никаноровой Ольги Владимировны Тема: «Рефлексивный подход к обучению английскому языку в моей педагогической практике».

Цель работы: поделиться с коллегами методами, приёмами и способами применения рефлексии на уроках английского языка.Задачи:Объяснить, что такое рефлексия;Познакомить с приёмами и способами применения ...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя основ права МОБУ «Центр образования» Городского Округа «город Якутск» Саввиновой Елены Дмитриевны По теме: «Использование информационных технологий для повышения уровня п

Процесс формирования правовой культуры обучающихся осуществляется в условиях модернизации российского образования, реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования,...