Правовая эстафета
классный час (7 класс) на тему

Пушкарева Елена Николаевна

Занятие, направленное на повышение правовой культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_pravovaya_estafeta.docx35.97 КБ

Предварительный просмотр:

КУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Гармония"

Конспект

открытого занятия

"Правовая эстафета"

Составила воспитатель

отделения по предоставлению

временного приюта

Пушкарева Е.Н.

Омск, 2014

Цели и задачи:

  1. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних; 
  2. Формирование правовой культуры и гражданской грамотности,
  3. Развитие у учащихся социальной активности и интереса к праву.

Эпиграфом к занятию взяты следующие слова Л.Н. Толстого:
«Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов, есть соблазн словами: «Все так делают». 
Тема «преступление и подросток» актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудно исправимым последствиям. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии. 

Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет. 

Почему? Как вы думаете? Обратите внимание на слова Л.Н. Толстого. Действительно ли «Все так делают»? Почему «невинные шалости» часто превращаются в правонарушение?

Самые безрассудные поступки свойственны молодости. 
Попробуйте назвать эти поступки:

плохо учатся, а потом бросают школу; 
курят и выпивают; 
грубят и сверстникам и взрослым; 
унижают маленьких и слабых; 
лгут даже без причины; 
стараются выяснить отношения только с помощью силы; 
играют в карты; 
разрисовывают стены; 
портят школьное имущество и многое другое. 

Какие виды ответственности вы знаете?

Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях: 

1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок  (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство). За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет

2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения,  нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины.

4. Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба. 

Причины преступлений

  1. Доказать, что ты не трус.
  2. Нехватка денег в семье.
  3. Выделиться среди остальных.
  4. Покрасоваться перед девчонкой (например, побить кого-то)
  5. Легкая нажива.
  6. Моральная неустойчивость.
  7. Плохая компания.
  8. Употребление алкоголя или даже наркотика.
  9. Любопытство (угнали машину).
  10. Спор.
  11. Задолжал денег кому-то.
  12. Желание быть не хуже других (иметь телефон и т.д.)
  13. Гнев и раздражение.
  14. Собственные неудачи.
  15. Зависть.
  16. Скука.
  17. Давление старших.
  18. Низкая самооценка.
  19. Самоутверждение.
  20. Любовь к приключениям.

Каковы различия между административным  правонарушением и моральным проступком?

    (моральные нормы, принятые в обществе, регулируют поступки человека, но не закреплены в законе, за их нарушение наступает моральная ответственность)

Предлагаем вам поучаствовать в конкурсе и определить, насколько хорошо вы знаете законы нашей страны и умеете ими пользоваться в различных жизненных ситуациях.

Этап «Несовершеннолетний и закон»

Команды выбирают карточки 1, 2, 3, 4, 5, 6. Ведущий зачитывает задания. По очку за каждый правильный ответ.

1. 16-летний подросток пришёл устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу. Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться?
Ответ: Да. Несовершеннолетний с 16 лет может быть признан полностью дееспособным, если работает по трудовому договору или контракту. При этом родители ответственности за него не несут. Статья 173 КЗОТ.


2. 12-летний Олег хвастается перед другом: "Мне всего 12 лет, а я уже зарабатываю и имею карманные деньги. И друг мой Лёша предпринимательской деятельностью занимается. Немалый доход имеет. Только не ленись!" Имеют ли право 12-летний Олег и 17-летний Алексей заниматься предпринимательской деятельностью?
Ответ: С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься предпринимательской деятельностью. При этом родители не несут за него ответственности. Статья 27 ГК. Дети с 6 до 14 лет самостоятельно могут совершать только мелкие бытовые сделки (без денег). Всё остальное за них совершают родители и отвечают за сделки детей. Статья 28 ГК.


3. Три ученика школы решили украсть магнитофон, но их увидели и отдали в милицию. По дороге они стараются доказать, что им всего 13 лет и поэтому всё равно им ничего не будет. Как вы расцениваете данную ситуацию? Какие последствия могут быть?
Ответ: Уголовная ответственность наступает с 16 лет, за тяжкие преступления - с 14 лет. Статья 5 УПК. Если правонарушитель не достиг 14 лет, то уголовное дело не возбуждается, а передаётся в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.


4. Подросток, опоздав на работу, вбегает в цех. Начальник делает ему замечание. Подросток огрызается: "Ну, подумаешь! Всё равно ничего не будет". Прав ли он?
Ответ: Статья 135 КЗОТ гласит, что за нарушение трудовой дисциплины администрация применяет следующие взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение.


5. На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?
Ответ: Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (Статья 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан, - это мелкое хулиганство, за которое предусмотрен штраф до одной минимальной зарплаты, при повторном нарушении - постановка на учёт ИДН.

6. Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции. Будут ли ребята наказаны?
Ответ: Наказание не последует: был добровольный отказ от преступления (Статья 31 УПК).

Этап «В лабиринте понятий». 

Необходимо дать точное определение:

  1. Правоспособность  -
  2. Попечительство -
  3. Эмансипация -
  4. Преступление -
  5. Дееспособность -
  6. Опека -
  7. Санкция -
  8. Правонарушение  -
  9. Вина -
  10. Проступок -
  11. Несовершеннолетний -
  12. Право -
  13. Наказание -

ОТВЕТЫ

  1. Правоспособность – способность иметь права и обязанности
  2. Попечительство – форма защиты личных и имущественных прав и интересов граждан, устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет при отсутствии родителей, лишении родителей родительских прав, а также над дееспособными совершеннолетними гражданами, которые по состоянию здоровья не способны защитить свои права и интересы
  3. Эмансипация – объявление в установленном законом порядке несовершеннолетнего полностью дееспособным
  4. Преступление – виновное общественно опасное противоправное деяние физического лица, предусмотренное уголовным законом
  5. Дееспособность – способность своими действиями приобретать права и создавать обязанности
  6. Опека – форма защиты личных и имущественных прав граждан, устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, оставшимися без родительского попечения, и над лицами, признанными судом недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия
  7. Санкция – элемент правовой нормы, в котором изложены неблагоприятные последствия неправомерного поведения
  8. Правонарушение – виновное противоправное деяние лица, причиняющее вред интересам общества, государства и личности
  9. Вина – психическое отношение лица к собственному поведению и к его результатам
  10. Проступок – правонарушение, посягающее на установленный законом общественный порядок
  11. Несовершеннолетний – человек, не достигший 18-летнего возраста
  12. Право – система общеобязательных норм, регулирующих поведение людей, наиболее важные отношения между ними, за выполнением которых следит государство
  13. Наказание – мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда лицу, признанному виновным в совершении преступления

Этап «Юридические задачи».

Решить юридическую задачу, обосновать свой ответ.

1. Несовершеннолетний Павел проживает с родителями и 20-летним братом. Брат подарил Павлу мопед. Через некоторое время Павел с разрешения брата обменял мопед на магнитофон. Может ли произведенный обмен быть признан недействительным?

Да, может, так как несовершеннолетний совершает сделки с письменного согласия своих законных представителей – родителей, усыновителей, попечителей, а брат Павла не является его законным представителем

2. Можно ли с правовой точки зрения считать людей состоящими в браке после венчания в церкви?

Нет, поскольку в соответствии со ст. 1 СК РФ (п.2) признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС)

3. Дедушка обратился в суд с требованием о взыскании алиментов на содержание со своего внука Федора, поскольку у него маленькая пенсия, и он не может получить содержание от своего совершеннолетнего трудоспособного сына. Удовлетворит ли суд требование дедушки?

Да, так как внуки привлекаются к уплате алиментов в случае невозможности получения дедушкой содержания от своих совершеннолетних трудоспособных детей.

4. Родители 10-летнего Сережи развелись. После развода, по решению суда, мальчик остался жить с матерью. При этом мама запрещала отцу и его родителям видеться и общаться с Сережей.  Права ли мама? Почему?

Ребенок имеет право общаться с обоими родителями и другими родственниками, если на это нет решения суда. Право ребенка жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу закреплено в СК РФ. КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение  родителями прав несовершеннолетних на общение с родителями или близкими родственниками.

8. В семье Сидоровых ожидается «пополнение». Возникла спорная ситуация о том, какое имя дать ребенку. Так, соседи семьи настаивали, чтобы мальчика назвали Марком, сестра мужа – Георгием, тетя Зина из соседнего подъезда по дому – Василием, а сами родители малыша склоняются к имени «Максим». Кто вправе определять имя ребенка?

9. Аня и Ваня собираются подать заявление в органы ЗАГС для заключения брака, но Ваня уже состоит в браке с Юлей. Возможно ли заключение брака между Аней и Ваней, если он еще не разведен с Юлей? Почему?

Этап. «Юридическая азбука»

А – факт нахождения подозреваемого вне места совершения преступления в момент его совершения ___________(арест)

Б – устойчивая вооруженная группа, созданная в целях нападения на граждан или организации _______________(банда)

В – народное собрание на Руси в X-XIV в. _____________(вече)

Г – лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству __________(гражданин)

Д – выборный представитель населения в органы власти или самоуправления _________(депутат)

И – человек (организация), предъявляющая иск ________(истец)

К – основной закон государства ____________(Конституция)

Л – специализированное кредитное учреждение, выдающее ссуды под залог движимого и недвижимого имущества _____________(ломбард)

М – форма правления, при которой власть принадлежит единоличному главе государства ____________(монархия)

Н – обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с физических лиц и организаций в пользу государства __________(налог)

О – лицо, которому получена охрана интересов, личных и имущественных прав недееспособных лиц ____________(опекун)

П – документ, удостоверяющий личность и гражданство _____(паспорт)

Р – всенародное голосование граждан по законопроекту, действующему закону и другим вопросам государственного назначения __________________(референдум)

С – возраст, по достижении которого лицо становится полностью дееспособным __________________(совершеннолетие)

Т – частный охранник, осуществляющий на договорной основе защиту жизни и здоровья __________________(телохранитель)

У – синоним вреда. Может быть причинен имуществу и личности __________________(ущерб)

Ф – богиня правосудия в греческой мифологии __________(Фемида)

Х – грубое нарушение общественного порядка, которое может сопровождаться применением насилия к гражданам и порчи чужого имущества _______________(Хулиганство)

Ш – денежное взыскание, мера материального воздействия _____(штраф)

Э – объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным __________________(эмансипация)

Ю – система судебных учреждений, судебное ведомство __________________(юстиция)

Я – добровольное личное обращение лица, совершившего преступление, с заявлением о нем в соответствующие органы __________________(явка)

Этап «Вопрос - ответ»

Вопрос № 1

С какого возраста наступает административная ответственность? (Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16-ти лет).

 Вопрос № 2

С какого возраста наступает уголовная ответственность? ( Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста. При этом уголовная ответственность за убийство, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, кражу, грабеж, разбой, вымогательство, угон автомобиля, и некоторые другие составы преступлений наступает уже с 14 лет).

Вопрос № 3

 Куда необходимо обратиться, если у Вас в школе украли деньги или сотовый телефон?

а) к директору образовательного учреждения;

б) к родителям;

и) и органы полиции;

г) в прокуратуру;

д) к старшеклассникам;

е) необходимо самому защищать свои права.

 Вопрос № 4

К кому подросток может обратиться и сообщить о примененном физическом насилии (вымогательство, побои и т.п.)?

а) в органы полиции;

б) в прокуратуру;

в) позвонить по «телефону доверия»;

г) к классному руководителю;

д) постараться забыть о произошедшем;

е) лучше самому разобраться с обидчиками.

 Вопрос № 5.

 За что подростка могут поставить на учет в полицию?

(Подростка могут поставить на учет в полииию за нарушения:

- употребление наркотические средства или психотропные вещества,

алкогольной продукции,

- совершение административного правонарушения, преступления,

общественно опасное деяние , совершенное до достижения возраста

привлечения к уголовной ответственности).

 Вопрос № 6.

Может ли полиция задержать несовершеннолетнего и доставить в отделение полиции?

(В соответствии с федеральным законодательством в отделение полииии может быть доставлен ребенок:

- совершивший административное правонарушение; антиобщественное

действие;

- а также безнадзорный и беспризорный).

Этап  "Расшифруй аббревиатуру"

ЕС - евросоюз

ТК РФ – трудовой кодекс РФ

СК РФ – следственный комитет РФ

СНГ – содружество независимых государств

 ГД РФ – государственная дума РФ

ВАС РФ – Высший Арбитражный Суд РФ

КС РФ – Конституционный суд

ЗАГС -  запись актов гражданского состояния

УК РФ – уголовный кодекс РФ

 Педагог: Молодцы. Можно не заметить момент, когда человек переступает черту, за которой становится преступником. А можно отвернуться и пройти мимо.

А вот вы сверстники, к примеру, узнав, что ваш друг совершил какой-то проступок, что сможете предпринять?

  • Поговорить, прежде всего, откровенно и доброжелательно.
  • Если можно исправить ситуацию, предложить выход, желательно без вмешательства милиции или кого-то еще.
  • Предложить учителю поговорить с родителями, которые должны помочь своему ребенку.
  • Обратиться за помощью в психологический центр.
  • Стараться не оставлять одного. Чтобы кто-то был рядом.
  • Помочь раскрыться в другом – спорте, творчестве и т.д.
  • Дать человеку веру в то, что мы его уважаем и не бросим.

Надеюсь, что это не просто слова, а руководство к действию, если оно понадобиться. Думаю, на этой хорошей ноте мы и закончим нашу беседу.

А ты?
Входя в дома любые –
И в серые,
И в голубые,
Всходя на лестницы крутые,
В квартиры, светом залитые,
Прислушиваясь к звону клавиш
И на вопрос даря ответ,
Скажи:
Какой ты свет оставишь?
След, чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед,
Или
Незримый прочный след
В чужой душе на много лет?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры.

Цель:воспитание уважения к праву и законности как ценностной установке....

Программа правового воспитания, формирования гражданской ответственности и правового самосознания "Закон и мы"

Программа «Закон и мы» направлена на содействие правовому воспитанию детей, формированию у подростков гражданской ответственности и правового самосознания. Содержит диагностический материал и ра...

Повышение гражданско-правовой культуры педагогов, родителей и обучающихся через создание системы работы правового всеобуча

Данная программа гражданско-правового всеобуча педагогов, родителей и  обучающихся подготовлена в рамках реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина...

Правовое воспитание как необходимое условие формирования правосознания и правовой культуры

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3796582","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"336","style":"height: 255px; width: 340px; float: left;","width":"448"}}]]Материал дл...

Классный час по правовому воспитанию в 5 классе на тему "Правовые взаимоотношения в образовательном учреждении" (игровой правовой практикум).

             Классный час по правовому воспитанию в 5 классе на тему «Правовые взаимоотношения в общеобразовательном учреждении» (игровой правовой п...