рабочие программы
план-конспект урока по обществознанию (11 класс)

Разенкова Наталья Михайловна

рабочая программа по  курсу "Обществознание" 10 класс по УМК Кравченко

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_obshchestvoznaniyu_10_klass.doc186 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «Обществознание», а также программы курса «Обществознание» Кравченко А.И. для 10-11 классов.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 68 учебных часов.

Программа представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все компоненты взаимосвязаны. Содержание курса обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Данная рабочая программа рассчитана на детей со средней мотивацией и успеваемостью. Предполагается дифференцированное обучение на всех этапах курса. В частности для детей со слабой успеваемостью предполагается работа по обучению пересказа параграфа, усвоению элементарных исторических терминов и понятий. Для детей с повышенной мотивацией предполагается дополнительные задания в рабочих тетрадях, работа с дополнительной литературой.

В соответствии с указанными особенностями были поставлены следующие цели изучения обществознания  в 10 классе:

Цели курса:

  1. развитие личности в период ранней юности, её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка;
  2. воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности;
  3. освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах;
  4. овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
  5. формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений.

Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих задач:

Основными задачами курса являются:

  1. закрепление основных обществоведческих понятий;
  2. почувствовать себя частью общества и его будущим;
  3. научить выявлять отличительные черты характера;
  4. использовать сильные стороны своего характера в своей деятельности;
  5. прививать любовь к  Родине;
  6. дать знания о здоровых взаимоотношениях между людьми.

Основной принцип отбора материала актуальность и научность изучаемого материала.

В ходе учебного процесса используются следующие формы и методы обучения: лекции, беседа, самостоятельная работа, практикум, рассказ.

Предмет обществознание тесно связан с историей, географией, экологией, правом.

В рабочей программе в соответствии с требованиями запланированы следующие виды контроля: тесты, контрольные и самостоятельные работы.

На изучение обществознания  в 10 классе учебным планом предусматривается 68 учебных часа – из расчета 2 часа в неделю.

                                           Учебно-тематическое планирование

№ п\п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

уроки

Лабораторно-практ. или творческие работы

Контрольные работы

1.

Вводное занятие

1

1

2.

Общество и общественные отношения. Научное познание общества

11

10

1

3.

Развитие общества

11

10

1

4.

Рыночная экономика

9

           8

1

5.

Сфера производства

16

15

1

6.

Политическая система общества

10

9

1

7.

Политическая жизнь общества

9

           8

1

8

Итоговое занятие по курсу

2

2

Итого

70

62

6

Содержание учебного материала 10класс

10 класс (70 часов)

Глава1. Общество и общественные отношения. Научное познание общества

Тема 1.Общество и общественные отношения.

Понятие общества в широком и узком смысле слова. Общество как динамичная система.

 

Тема 2.Человек и общество.

          Биосоциальная природа человека.процесс социализации. Потребности человека.

Тема 3. Человек и природа.

          Человек как продукт биосоциальной эволюции. Влияние деятельности человека на природу.

Тема 4. Познание окружающего мира

Цель познания, проблема истинности и ложности научных знаний. Понятие относительной истины. Практика как критерий истины. Инструменты познания. Чувственное и рациональное познание. Сенсуализм и рационализм. Эмпирический и теоретический уровни научного исследования, его основные компоненты. Основные формы и элементы философского постижения мира.

Основное понятие темы: познание, сенсуализм, рационализм, исследование, истина, ложь, дедукция, индукция

Тема 5. История воззрений на общество.

Воззрения на общество и государство Платона и Аристотеля. Вклад английских, немецких и французских философов 16-18 вв. в развитие обществознания. Влияние идей А.Смита и Д.Рикардо на развитие экономики. Вклад Н.Макиавелли в развитие политической мысли. Сравнительные исследования культуры Э.Тайлора, Л.Моргана, Дж.Фрейзера, О.Конта и зарождение социологии.

Основные понятия темы: общественные науки, экономика, политология, культурология, психология.

Тема 6. Строение общества.

Понятие о биологических сверхорганизмах. Общество как социальная иерархия и как совокупность различных сфер. Общество как совокупность социальных институтов. Четыре главных института общества, их характеристика и роль в становлении человеческого общества. Институт как совокупность социальных организаций.

Основные понятия темы: общество, социальный институт, экономическая сфера, политическая сфера, социальная сфера, культурная сфера

Тема 7. Цивилизация и общество.

Цивилизация как интегральное понятие. Сходство и различие между культурой и цивилизацией. Взгляд на цивилизацию О.Шпенглера. Цивилизация как степень социального и культурного развития страны. Важнейшие признаки цивилизации. Теория культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского. Культурное своеобразие России. Основные концепции цивилизации в современной науке: теория стадиального развития цивилизации и теория локальных цивилизаций. Комплексный подход к пониманию цивилизации. Понятие менталитета.

Основные понятия темы: цивилизация, культурно-исторический тип, менталитет

Глава 2. Развитие общества)

Тема 8. Современное общество

Три стадии в истории человеческого общества: общество охотников и собирателей, аграрное и индустриальное общество. Хронологические рамки и зарождение современного общества, его отличительные черты. Урбанизация и индустриализация как факторы изменения современного общества. Переход к постиндустриальному обществу и его характерные признаки.

Основные понятия темы: закон ускорения истории, традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество, урбанизация, индустриализация

Тема 9. Модернизация.

Сущность теории модернизации. Понятие социального прогресса как стержня процесса модернизация. Роль технического прогресса в модернизации общества. Культурное своеобразие и универсальность в развитии различных стран. Особенности заимствования отставшими в своем развитии странами западных технологий и капиталовложений. Специфика органической и неорганической модернизации. Особенности модернизации в России.

Основные понятия темы: органическая и неорганическая модернизация, технический прогресс

Тема 10. Глобализация человеческого общества.

Постиндустриальное общество как надмировое сообщество. Наднациональные органы управления и союзы. Процесс глобального разделения труда. Процесс приобщения к единому культурному опыту. Международная миграция. Роль компьютерных технологий в глобализации общества. Воздействие телевидения на современное общество.

Основные понятия темы:  глобализация, наднациональные единицы, СМИ

Тема 11. Мировая система.

Понятие о мировой системе и мировом сообществе. Теория мировой системы У.Валлерштайна. Мировое разделение труда. Характеристика обществ, входящих в мировое ядро. Государства полупериферии и периферии. Социально-экономические и политические особенности стран «третьего» мира.

Новый подход к объяснению структуры мирового сообщества. Понятие о «транснациональном мире». Постиндустриальный север, высокоиндустриальный Запад, развивающийся новый Восток, сырьевой Юг. Геополитическая перестройка мира. Характерные тенденции нового мирового пространства.

Основные понятия темы: мировое сообщество, ядро мировой системы, полупериферия, периферия мировой системы, третий мир.

Глава 3. Рыночная экономика

Тема 12. Рыночное общество.

Влияние денег на потребности, желания и поведение потребителей. Плюсы и минусы рыночной экономики. Обмен – начало рыночной экономики, его зарождение и эволюция. Конкуренция и дефицит. Экономические блага и их распределение. Труд как дефицитный ресурс. Общественное производство в рыночном обществе.

Процесс и условия организации бизнеса. Закон убывающей доходности. Возрастание доходности и увеличение масштабов производства. Основные тенденции развития массового производства. Феномен массового потребителя и расширение потребностей.

Основные понятия темы: рыночная экономика, конкуренция, рыночное производство

Тема 13. Эволюция капитализма

Зарождение рыночного общества как института торговли. Обмен и торговля. Развитие торгового капитализма. Зарождение и развитие промышленного капитализма. Капитализм в сельском хозяйстве. Роль промышленности в накоплении капиталов.

Особенности капитализма в современной России и период первоначального накопления. Современный капитализм как тип смешанной экономики, её структура и особенности. Современные формы капитализма. Понятие социально-ориентированной рыночной экономики. Интернационализация хозяйственной жизни и влияние международных экономических организаций на развитие российского общества.

Основные понятия темы: обмен, торговля, торговый капитализм, смешанная экономика

Тема 14. Отношения между трудом и капиталом

Сущность капиталистического производства. Различие между работой, занятием и трудом: определение понятий. Основные параметры работы: субъект, объект, средства, рабочее место, рабочее время, задание, процесс труда. Наемные работники и наниматели. Труд как товар при капитализме. Вознаграждение и заработная плата. Цена рабочей силы и базис вознаграждения. Рынок труда и контроль рыночного предложения.

Определение квалификации и квалификационного разряда. Квалифицированный и неквалифицированный труд. Простой и сложный труд, характер задания. Оценка профессионализма работника. Формальная и реальная квалификация. Качество работы. Интеллектуальное разделение труда между работниками преимущественно физического и умственного труда.

Основное понятие темы: капитализм, специализация, квалификация

Глава 4. Сфера производства

Тема  15. Экономическая наука. Экономические блага

Что изучает экономическая наука. Типы потребностей и их ранжирование. Основные элементы экономической деятельности.

Основные понятия темы:  потребности, блага и услуги, экономические блага, производство, факторы производства, продукт, производительность, разделение труда

Тема 16. Ограниченность ресурсов.

Ограниченность ресурсов.  Основные последствия ограниченности ресурсов. Мотивы поведения людей в сфере экономики. Граница производственных возможностей и факторы её изменения 

Основные понятия темы: ограниченность, ограниченные блага, конкуренция, убывающая полезность, цена выбора, граница производственных возможностей.

Тема 17. Экономическая система и её функции

Главные вопросы, решаемые человечеством в сфере экономики, Типы экономических систем. Сравнительный анализ экономических систем

Основные понятия темы: экономическая система, традиционная экономика, централизованная экономика, рыночная экономика, смешанная экономика.

Тема 18. Закономерности формирования спроса.

Понятие о спросе и величине спроса. Закон спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эластичность спроса. Товары заменители

Основные понятия темы: величина спроса, закон спроса, кривая спроса, нормальные товары, товары низшей категории, эластичность спроса, товары-заменители, дополняющие товары.

Тема 19. Закономерности формирования предложения.

Понятие о предложении и величине предложения. Закон предложения. Бухгалтерские и экономические затраты

Основные понятия темы: величина предложение, закон предложения, издержки производства, эластичность предложения, равновесная цена

 

Тема 20. Производитель на рынке.

Материальное производство как процесс создания материальных благ и услуг. Отрасль промышленности, критерии её выделения. Понятие ВНП, его структура и роль в экономике. Добывающая и обрабатывающая отрасли. Производство средств производства и производство предметов потребления, их роль в экономике страны.

Предприятие как исходная клеточка отрасли и юридическое лицо. Государственные, акционерные и частные предприятия. Функции предприятия. Специализация внутри предприятия и производственные цеха. Фирма как экономический и юридический агент.

Основные понятия темы: валовой национальный продукт, предприятие, фирма, отрасль, закон спроса и предложения, маркетинг

Тема 21. Предпринимательство и бизнес.

Производство как техническое и экономическое понятие.  Появление сущность предпринимательства. Разграничение между предпринимательством и бизнесом. Понятие о малом бизнесе и его отличительные черты. Роль малого бизнеса в решении проблем занятости и удовлетворении потребительского спроса. Малый бизнес как экономическая основа демократии. Преимущества малых предприятий над крупными. Проблемы малого бизнеса. Представление о семейном бизнесе. Организационные особенности большого (корпорации) и малого бизнеса (предпринимательство). Формы организации бизнеса. Организационные, экономические и юридические особенности корпорации. Роль акционеров в корпорации, их права и возможности.

Основные понятия темы: предпринимательство, бизнес, малый бизнес, товарищество, корпорация, акционеры

Тема 22. Инфраструктура рыночной экономики.         Рынок, биржа и банк как основа финансовой инфраструктуры. Биржа как экономический институт, история её развития. Биржа как канал концентрации рыночной информации. Задачи и функции банков в рыночной экономике. Банки в роли финансовых посредников. Коммерческие кредиты и ссуды. История  формирования банковских институтов. Понятие о финансовом капитале. Банковский процент и банковские резервы. Покупка и продажа акций банками. Законные и незаконные формы поведения банков в экономике. Слияние банков.

Основные понятия темы: рынок, биржа, банк, брокеры, дилеры.

Тема 23. Роль государства в экономике.

Задачи государства по руководству экономикой. Основные экономические функции государства  в современном обществе. Налогообложение и бюджет. Функции налогов. Основные виды налогов. Особенности налогообложения в России. Государственные  и личные бюджеты как финансовые планы. Понятие о дефиците бюджета. Внутренний и внешний государственный долг. Представление о государственном банкротстве. Российский государственный долг. Статьи государственных расходов. Повышение налогов как способ пополнения госбюджета. Субсидирование социальной сферы.

Основные понятия темы: государственный бюджет, налогообложение, прямые налоги, государственный долг

Глава 5. Политическая система общества  

Тема 24. Политическая власть.

Типология видов власти М.Вебера. Происхождение и особенности харизматической власти. Характер традиционной власти, многообразие форм проявления. Легальная власть, её юридическая основа. Легальная власть и демократическое государство.

Основные понятия темы: харизматическая власть, традиционная власть, легальная власть, легитимная власть.

Тема 25. Сущность и организация государства.

Государство как важнейший элемент политической системы общества. Французские просветители и договорная теория государства. Территориальная организация государство. Государство как политическая организация общества. Автономии, местные власти, политическое пространство.

Типология форм территориального устройства государства. Унитарная форма государства и однонациональная страна. Федеративное устройство и многонациональные страны. Нестабильность конфедерации, её исторические формы.

Основные понятия темы: государство, унитарное государство, федерация, конфедерация

Тема 26. Местное самоуправление.

Исторические культурные варианты самоуправления. История самоуправления в России. Круг прав местного самоуправления, состав и структура руководящих органов. Функции местного самоуправления в демократическом обществе. Отличие местного самоуправления от государственного управления. Самоуправление и территориальная община в современной России.

Основные понятия темы: местное самоуправление, земство, территориальная община

Глава 6. Политическая жизнь общества

Тема 27. Условия политической жизни.

Представление о политической жизни общества, её участники и субъекты действия. Факторы, влияющие на участие граждан в политической жизни общества. Понятие о политическом режиме. Черты авторитарного режима. Современные разновидности тоталитарного государства.

Отличительные характеристики демократического режима. Политические права и свободы в демократическом обществе. Гражданство как обязательное условие участия в политической жизни общества. Всеобщая декларация прав человека. Политическая активность и пассивность.

Основные понятия темы: политический режим, авторитарный режим, тоталитарный режим, демократический режим, гражданство, натурализация

Тема 28. Формы и механизмы политического участия.

        Понятие о механизмах политического участия и его формах. Политические партии и движения. Институт гражданства. Избирательное право и голосование. Процедура голосование. Альтернативная и безальтернативная форма выборов. Референдум как способ волеизъявления населения, механизм всенародного голосования.

Политическая партия как механизм выражения и защиты интересов социальных групп. Формы и виды партийной деятельности. Внутренняя структура и организация партии. Функции и признаки политической партии. Содержание и роль политической программы. Основные типы политической философии: коммунизм, либерализм, консерватизм, фашизм.

Основные понятия темы: избирательное право, референдум, политическая партия, политическая программа, коммунизм, либерализм, консерватизм, фашизм

Тема 29. Субъекты политической жизни.

Классификация субъектов политической жизни. Различие  между группами давления и группами интересов. Функции группы интересов и способы их осуществления. Законные и незаконные формы деятельности групп интересов.

Прямые и непрямые формы давления на власть. Лобби как группы давления. Формы и функции деятельности лоббистских групп в России. Элементы лоббистской тактики. Элита, состав и функции. Различные виды элиты. Феномен «четвертой власти». Особенности российской элиты.

Основные понятия темы: группа давления, группа интересов, лобби, элита

                       Требования к уровню подготовки обучающихся, осваивающих данную программу

Учащиеся должны знать:

Что представляет собой процесс познания, в чем заключаются особенности чувственного и рационального познания; основные компоненты теоретического уровня научного исследования, отличие истины от лжи;

Взгляды ученых на сущность общества и особенности его развития; имена людей, внесших вклад в становление наук об обществе;

Что такое общество и в чем заключаются его отличительные черты;

Что такое цивилизация, концепции её понимания;

Характерные особенности современного общества;

Что такое глобализация общества, факторы способствующие этому процессу;

Что представляет мировая система и из каких частей она состоит;

Особенности формирования капиталистических отношений и рыночного общества;

Что такое производство, его составная основа;

В чем заключается деятельность государства как экономического субъекта, способы воздействия государства на экономику страны;

Что представляет собой государство как институт политической системы общества;

Что такое политическая жизнь общества, что подразумевается под избирательным правом гражданина, формы участия граждан в политической жизни;

Кто может выступать в роли субъектов политической жизни.

Учащиеся должны уметь:

Характеризовать научное познание, приводить примеры использования научных методов при исследовании объектов, проводить собственные исследования;

Анализировать историю возникновения общественных наук;

Анализировать структуру общества, показывать взаимосвязь различных сфер общественной жизни, характеризовать различные социальные институты;

Анализировать основные факторы, определяющие сущность цивилизации, разъяснять основные этапы эволюции цивилизаций, сопоставляя их с конкретными фактами из истории;

На основе конкретных исторических фактов раскрывать сущность индустриального и постиндустриального обществ;

Анализировать сообщения СМИ о различных событиях в мире с точки зрения выявления особенностей современного общества;

Объяснять влияние телевидения и других СМИ на формирование общественного мнения;

Анализировать основные черты рыночной экономики и их влияние на развитие человечества, объяснять закономерности рыночной экономики;

Характеризовать институт торговли;

Характеризовать основные отрасли производства, особенности хозяйственных субъектов;

Характеризовать особенности властных отношений;

Характеризовать основные признаки государства, описывать особенности территориального устройства государства на конкретных примерах;

Определять сущность местного самоуправления и его роль в обществе;

Давать характеристику политическим партиям и определять сущность их функций;

                                                        КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Тема урока.

Элементы содержания

Виды учебной деятельности

Вид контроля

Дата проведения

1

Вводное занятие.

Актуализация и обобщение знаний учащихся об обществе, экономике, праве, социологии. Знакомство с программой курса.

                                                    Глава Ι. Научное  познание общества. (11 часов)

2/3

Познание окружающего мира.

Цель познания, проблема истинности и ложности научных знаний. понятие относительной истины. Инструменты познания. основные формы и элементы философского постижения мира.

Работа с книгой

Освоение учебного материала по теме

4/5

История воззрений на общество.

Воззрения на общество и государство Платона и Аристотеля. Вклад философов 16-17 вв. в развитие обществознания. Сравнительные исследования культуры и зарождение социологии.

Составление таблицы

Проведение тестового контроля

6/7

Строение общества.

Общество как высокоорганизованная форма совместной деятельности людей. Общество как совокупность социальных институтов. Общество как совокупность социальных организаций.

Проверка письменного задания по параграфу

8

Человек  в условиях социальной и культурной жизни Брянщины

Человек  в условиях социальной и культурной жизни Центральной России

Работа со схемами

Индивидуальный опрос

9/

10

Цивилизация и общество.

Цивилизация как интегральное понятие. Сходство и различие между культурой и цивилизацией. Роль религии как  критерия выделения цивилизации. Культурное своеобразие России.

Составление таблицы

 Проверка творческой работы

11

Обобщающий урок по теме:«Научное познание общества»

Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме

Систематизация знаний

Тестирование, практическая работа

                                                                    Глава ΙΙ. Развитие  общества. (11 часов)

12 /13

Современное общество.Типология обществ.

Три стадии в истории человеческого общества. Хронологические рамки и зарождение современного общества. Переход к постиндустриальному обществу и его характерные признаки.

Составление таблицы

Индивидуальный опрос

14

Глобальные проблемы современности

Понятие и характерные признаки гобальных проблем. Характеристика глобальных проблем

Сосавление опорного конспекта

Доклады из СМИ

15/16/

Модернизация.

Сущность теории модернизации. Понятие социального прогресса. Роль технического прогресса в модернизации общества.

Фронтальный опрос

17/18

Глобализация человеческого общества.

Постиндустриальное общество как надмировое сообщество. Наднациональные органы управления и союзы. Процесс глобального разделения труда. Международная миграция. Роль компьютерных технологий в глобализации.

Работа  книгой

Составление таблицы

Проверка письменной работы

19

Взаимоотношения общества и природы в условиях России

Взаимоотношения общества и природы в условиях России

Решение познавательных проблем

Проверка письменной работы

20/

21

Мировая система.

Понятие о мировой системе и мировом сообществе. Мировое разделение труда. Характеристика стран входящих в мировое ядро. геополитическая перестройка мира.

Тестирование, индивидуальный опрос

22

Обобщающий урок по теме:

«Развитие общества»

Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме

Систематизация знаний

Тестирование, понятийный диктант, анализ текста

                                                Глава ΙΙΙ. Рыночная экономика. (9 часов)

23/

24

Экономика и ее роль в жизни общества. Экономические ресурсы

Влияние денег на потребности, желания, и поведение потребителей. Плюсы и минусы рыночной экономики. Экономические блага и их распределение. Труд как дефицитный ресурс.

Работа со схемами

Индивидуальный опрос

25

Деньги и их функции. вальта

Происхождение  и функции денег. Виды денег и их значение. Плюсы и минусы рыночной экономики. Экономические блага

Работа с текстом учебника

сообщения

26/

Эволюция

капитализма.

Зарождение рыночного общества из института торговли. Обмен и торговля. Развитие торгового капитализма. Роль промышленности в накоплении капиталов. Современные формы капитализма.

Работа с учебником

Проверка творческих работ учащихся

27

Отношения между трудом и капиталом.

Сущность капиталистического производства.  Наемные работники и наниматели. Труд как товар при капитализме. Квалифицированный и неквалифицированный труд. Качество работы.

Тестирование, индивидуальный опрос

28

Экономика России в условиях рыночных отношений

Экономика России в условиях рыночных отношений

Фронтальный опрос

30

Обобщающий урок по теме:

«Рыночная экономика»

 Особенности развития мирового и российского капитализма: сходства и различия. Условия построения социально-ориентированной рыночной экономики в России.  

Систематизация знаний

Понятийный диктант, тестирование, работа по карточкам

                                           Глава ΙV. Сфера производства. (16 часов)

31

Экономическая наука. Экономические блага.

Что изучает экономическая наука. Типы потребностей и их ранжирование. Основные элементы экономической деятельности

Слушание объяснений учителя

32

Ограниченность ресурсов

Ограниченность ресурсов.  Основные последствия ограниченности ресурсов. Мотивы поведения людей в сфере экономики. Граница производственных возможностей и факторы её изменения

Написание реферата

Фронтальный опрос

33

Экономическая система и её функции

Главные вопросы, решаемые человечеством в сфере экономики, Типы экономических систем. Сравнительный анализ экономических систем

Понятийный диктант

34/

38

Закономерности формирования спроса

Понятие о спросе и величине спроса. Закон спроса.

Индивидуальный и рыночный спрос. Эластичность спроса. Товары заменители

Изучение графиков спроса и предложения

Индивидуальный опрос

39/

40

Закономерности формирования предложения

Понятие о предложении и величине предложения. Закон предложения. Бухгалтерские и экономические затраты

Проверка решения задач, тестирование

41/

42

Производитель на рынке.

Материальное производство как процесс создания материальных благ и услуг. Отрасль промышленности, критерии её выделения. Понятие ВНП, его структура и роль в экономике. Добывающая и обрабатывающая отрасли. Функции предприятия.

Слушание объяснений учителя Работа с книгой

Индивидуальный опрос

43/

44

Предпринимательство и бизнес.

Производство как техническое и экономическое понятие. Понятие о малом бизнесе и его отличительные черты. Малый бизнес как основа демократии. Преимущества малых предприятий над большими.

Фронтальный опрос

45/46

Труд и трудовая деятельность в условиях современной

России

Труд и трудовая деятельность в условиях современной России. Состояние рынка труда в регионе

Проведение сравнительных характеристик

Индивидуальный опрос

47/48

Инфраструктура рыночной экономики.

Инфраструктура рыночной экономики. Виды бирж. Основные функции и операции современных банков. Обогащение банков.  Рынок биржа и банк как основа финансовой инфраструктуры. Слияние банков.

Составление таблиц и схем

Индивидуальный опрос

49/50

Роль государства в экономике.

Задачи государства по управлению экономикой. Основные экономические функции государства в современное обществе. налогообложение и бюджет. Функции налогов. Основные виды налогов

Понятийный диктант, индивидуальный опрос

51

Обобщающий урок по теме:«Сфера производства»

Повторение и обобщение знаний учащихся по теме урока

Систематизация знаний

Тестирование, работа с ключевыми понятиями, решение задач

                         Глава V. Политическая система общества. (10 часов)

52

53

Политическая власть.

Типология видов власти М. Вебера. происхождение и особенности харизматической власти. Характер традиционной власти, многообразие форм проявления. Легальная власть и её юридическая основа.

Работа с раздаточным материалом

Фронтальная беседа

54/55

Сущность и организация государства.

Государство как важнейший элемент политической системы общества. Автономии, местные власти, политическое пространство. Типология форм территориального устройства государства.

Проверка практической работы, индивидуальный опрос

56/57

Брянская область – субъект РФ, часть УФО

Брянская область – субъект РФ, часть УФО

Написание реферата

Индивидуальный опрос

58

Местное самоуправление.

Исторические культурные варианты самоуправления. История самоуправления в России. Отличие местного самоуправления от государственного управления. Функции местного самоуправления.

Составление конспекта

Индивидуальный опрос

59

Органы власти и местное самоуправление в регионе

Органы власти и местное самоуправление в регионе

Проверка письменного задания

60

Обобщающий урок по теме: «Политическая система общества»

Особенности территориальной организации российского государства. Местное самоуправление в России и за рубежом. Политический режим в советской и современной России.

Систематизация знаний

Понятийный диктант, тестирование

Глава VΙII. Политическая жизнь общества. (9 часов)

61/62

Условия политической жизни.

Представление о политической жизни общества, её участники и субъекты действия. факторы влияющие на участие граждан в политической жизни общества. Черты авторитарного режима.

Слушание учителя, работа с книгой

Индивидуальный опрос

63/64

Формы управления политической жизнью и механизмы участия граждан.

 Голосование и выборы как механизм участия граждан в политической жизни общества. Политическая партия как институт общества. Проявление многопартийности в современной России.

Работа с таблицей

Фронтальный опрос

65/66

Субъекты политической жизни.

 Использование СМИ в политической борьбе. Движение солдатских матерей. Депутаты и сенаторы как российская элита.

Проверка выполнения практического задания

67

Обобщающий урок по теме: «Политическая жизнь общества»

Как голосуют россияне, мои наблюдения и выводы. Участие граждан в политической жизни общества. Политические режимы и демократическое общество.

Систематизация знаний

Понятийный диктант, тестирование

68/69

Итоговое занятие.

Основные институты общества. Моё понимание цивилизации. Противоречие и тупики экономических реформ в России.

Систематизация знаний

Зачёт.

70

Резерв

Учебно-методическое обеспечение программы

1.Кравченко А.И. Обществознание. Программа курса для 5-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: «Русское слово»  Допущено Министерством образования РФ

2. Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 10  класса. Рекомендовано Министерством образования РФ

3. Кравченко А.И . Тесты по обществознанию 10-11 класс

4.  Единый государственный экзамен. Обществознание: справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, задания с развернутым ответом. Учебное пособие 10-11 класс/ Борисов С.В - Челябинск: Взгляд, 2011

5. Олимпиадные задания по обществознанию. 9-11 классы/ Степанько С.Н. - Волгоград: Учитель, 2007

6. Певцова Е.А. Поурочные методические разработки к учебнику А.И.Кравченко «Обществознание 10 класс»

7. Агафонов С.В. Схемы по обществознанию 10-11 класс (к учебникам А.И.Кравченко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочиепрограммы по математике

рабочие программы по математике 5 класс - Виленкинэлективный курс 5 класс "Теория вероятностей"рабочая программа по геометрии 8 класс - Атанасян...