Праздник славянской письменности и культуры
план-конспект урока (5 класс) по теме

Самарская Валентина Ильинична

Праздник славянской письменности и культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prazdnik_slavyanskoy_pismennosti_i_kultury.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

Праздник славянской письменности и культуры

Цели:    Формирование интереса к прошлому славян, развитие воображения, внимания, любви к слову как самоценному явлению отечественной культуры.

Оформление   портреты Кирилла и Мефодия. Таблица букв глаголицы,

кириллицы, отдельные буквы, название мероприятия.

Начало праздника. На сцене чтецы. В левом углу сцены за столом сидит Монах-летописец.

1        чтец        Оглянись на предков наших,

На героев прошлых лет. Вспоминай их добрым словом -Слава им, борцам суровым! Слава нашей стороне! Слава русской старине! И про эту старину Я рассказывать начну,

 Чтобы люди знать могли         

О делах родной земли...

2        чтец        В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах, О земле о древнерусской Быль записывал монах...

Монах-        Еще одно, последнее сказанье,

летописец       И летопись окончена моя.

Исполнен труд, завещанный

От бога мне, грешному.

Недаром многих лет

Свидетелем господь меня поставил

И книжному искусству научил.

Когда-нибудь монах трудолюбивый

Найдет мой труд, усердный, безымянный,

Засветит он, как я, свою лампаду,

И пыль веков от хартий отряхнув,

Правдивые сказанья перепишет.

Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу.

Еще одно, последнее сказанье...


1        Ведущий     А сказывать мы будем о

Святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили-были тогда добры молодцы, раскрасавицы - красные девицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома - терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать.

2        Ведущий     Но это не значит, что славяне были темными и неграмотными

тогда, когда другие народы уже читали и писали книги. Они писали тоже, только по-своему: чертили и резали на камне и бересте особые гадательные знаки или завязывали узелки на длинной веревке, которую потом сматывали в клубки. «Узелковое письмо» считалось священным, ему обучались языческие жрецы, называемые Волхвами или кудесниками. Волхвы носили эти библиотеки в легких берестяных коробах и могли «читать» в любом подходящем месте. Правда, «веревочные» книжки оказывались недолговечными — клубки могли разматываться, веревки рваться, слова - узелки легко забываться, однако память о предшественнике русского письменного слова, «узелковом письме», сохранилась в некоторых выражениях: «Узелок на память», «бессвязная речь», «путаные мысли».

1 чтец        Из темного леса  …

Идет вдохновенный кудесник.

Покорный Перуну старик одному,

Заветов грядущего вестник

,В мольбах и гаданьях проведший весь век...

1 Ведущий   До 10 века у славян не было единого бога, и они верили в разных богов. Такая вера получила название «язычество». Солнце, ветер, воду, землю называли своими богами. Трепетали перед изображениями, которые сами же сотворили. Каменных и деревянных истуканов пытались задобрить -приносили им жертвы и молились.

Монах-        «И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры

летописец на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стрибога и Мокоша. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, а жертвы эти шли бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими».


2 Ведущий Язычество - это прежде всего форма освоения человеком природы. В развитии языческой культуры на Руси можно выделить 3 этапа: Сначала славяне «клали требы упырям и берегыням». Затем «начали трапезу ставити Роду и Роженицам». И только потом начали поклоняться «Перуну, Хорсу и Мокши, и Вилам».

1 Ведущий     Упыри - злые духи. Берегыни - добрые, помогающие людям. Культ служения добрым и злым духам появился еще в эпоху каменного века. Род и Роженицы - божества плодородия. Время шло, на смену старым богам приходили новые: Сварог - властитель неба и вселенной. Сварог - бог огня. Волос - покровитель скотоводства.

Перун - сначала покровитель грома и молнии, покровитель воинов, а затем и главный бог.

Но перечисленные языческие боги отнюдь не все, существовавшие в то время на Руси. Практически каждое племя поклонялось своим богам или возвышало одних над другими.

Такое разноверие продолжилось вплоть до прихода к власти князя Владимира. Он в 980 году провел свою религиозную реформу, возвысив над другими языческими богами шестерых: Перуна, Симотола, Даждьбога, Стрибога, Мокши, Хорса.

2 Ведущий Но Русь не приняла этой реформы, несмотря на то, что в столице ежегодно проводили пышные праздники в честь этих богов, и пятерым из них были поставлены огромные идолы возле града Киева, вне столицы люди продолжали молиться своим богам.  

Руси нужна была единая религия, и князь Владимир остановил свой выбор на византийском православии.

И в  988 году Владимир крестил Русь византийским крестом.

Монах-        «...Владимир     велел  изрубить  всех деревянных  идолов  и

летописец           старшего - Перуна бросить в воду. А народу велел креститься.

        И обратился к городу со словами: «Если не придет кто завтра

    на реку - будь то богатый или бедный, или нищий, или раб -

         да будет мне враг». И все люди с радостью шли креститься и

       говорили друг другу: «Пойдем креститься в новую веру. Если

      бы эта вера не была хорошей, князь и дружина не приняли бы

   ее! Множество людей пришло к реке Днепру. Все вошли в

         воду. И греческие священники крестили всех».


1 Ведущий    После святого крещения сгинули идолы, пропали волхвы, забылись их тайные письмена. Славянские племена из тьмы язычества обратились к свету христианского учения…  Но ни Слова Божия, ни богослужения новообращенные не понимали, так как богослужение проводилось на латинском языке.

«Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их».( Из обращения Ростислава)

    новые грамотеи появились среди славян.                                 Тогда  князь Великой Моравии (государство западных славян) Ростислав, князья Святополк и Коцел обратились к византийскому императору Михаилу III с просьбой прислать в Моравию проповедников, которые вели бы христианское богослужение на понятном славянскому народу языке и которые могли бы доступно разъяснить суть истинного учения:

Один очень старинный историк, его звали Черноризец, значит «монах», Храбр, сообщает в своей летописи.

Монах -        Если спросите у славян-грамотеев: «Кто вам азбуку сотворил

летописец      или кто книги перевел, - все знают и ответят - святой Кирилл -философ и Мефодий, брат его...».

Если спросить, когда это было, знают и это и скажут: во времена греческого царя Михаила, и болгарского князя Бориса, и Моравского князя Ростицы и блатенского князя Коцела, в 863 г. по рождеству Христову».  

2 Ведущий В 863 году просвещенные братья Константин Философ (имя Кирилл Константин получил при принятии монашества в 869 году, и с эти именем вошёл в историю) и Мефодий прибыли из Византии в земли славян

                             Выбор не был случайным. Братья Константин и Мефодий родились в Солуни (теперь это город Салоники в Греции) в семье военачальника, получили хорошее образование.

                            Константин (Кирилл) обучался в Константинополе  при дворе византийского императора Михаила III у знаменитых ученых: у Фотия - литературе, у Льва Математика - механике, астрономии, алхимии. В IX веке в Византийской империи, чтобы получить высшее образование, полагалось изучить семь наук. Три словесные: грамматику, риторику, философию; и три математические: арифметику, геометрию, астрономию, а также музыку. И Константин читает Гомера, решает математические задачи и постепенно становится лучшим учеником. В течение десяти лет Константин освоил славянский, греческий и арабский языки, познакомился с юридическими и медицинскими трактатами. Друзья всерьез стали звать Константина Философом.

                           Мефодий был на военной службе, затем несколько лет управлял одной из областей, населённых славянами; впоследствии удалился в монастырь.

.      Оба хорошо знали славянский язык, владели даром убеждения. Основной их задачей была проповедь христианства.

 

                         Легенда гласит, что Константин сперва не хотел брать на себя эту миссию. Он считал, что без письменности христианское просвещение невозможно. Чтобы иметь возможность проповедовать христианство на славянском языке, необходимо было сделать перевод Священного писания на славянский язык; однако азбуки, способной передать славянскую речь, в тот момент не существовало.

                          «Как я буду проповедовать, - сказал Философ, - это все равно, что записывать беседу на воде…»

(Инсценируется фрагмент повести В. Воскобойникова «Братья»)

На сцене молодой византийский царь Михаил в окружении придворных, а

также патриарх Фотий и Константин.

Придворный Послы Моравского княжества от правителя своего пришли с просьбой. Говорят, что их народ принял уже веру христианскую. Но учат их латинские священники, которые говорят на своем языке, а он народу непонятен. Просит князь Моравии прислать в его земли такого учителя, который говорил бы на их языке и помог внушить народу истинный разум и правду.

Фотий        Послать наших людей в земли Моравские надо обязательно...

(осторожно)

Михаил        А нужны ли нам эти моравы?  Какая от них польза?  

Фотий        Польза в том, государь, что враги-иноверцы окружают наше

(спокойно)     государство со всех сторон, а друзей становится все меньше. И

  когда  целый   народ   предлагает  нам  дружбу,   отдает  себя

 добровольно  под влияние  нашей  церкви,  от этого  нельзя

 отворачивается


Михаил        Ну, что ж... Давай пошлем учителей. Но кого? Назови мне им

способного человека.

Фотий        Я думаю, такой человек находится среди нас.

(Все смотрят на Константина)

Михаил        В самом деле... (Константину). Кроме тебя и твоего брата

послать некого. Кто еще так хорошо знает язык славян!

Константин    В моравскую землю к славянам  я пойду с радостью... Но прав царь - будет ли от этого польза? (Все удивлены)

Польза будет только в том случае, если у них есть грамота (Смотрит в глаза царю) есть ли у них грамота?

(Царь     равнодушно     пожимает     плечами,     смотрит     на митрополита).

Фотий        Грамоты у них нет, государь. Народ их неучен и дик. Поэтом

послы и пришли к нам за помощью.

Михаил        А ты их своими речами просвещай?...

(лениво)

Константин    Просвещение    народа   без    книг   на    его    родном   язык

(тихо, но         равносильно усилиям писать на воде.

твердо)

Фотий        Книги, писанные на языке славян, необходимы, государь.

Михаил        Зачем   надо   было   собирать   совет?   Можно   было   просто

(обиженно)     приказать!

Придворный  Прикажем, государь.

Михаил        Вот я и приказываю... раз нет у славян грамоты, значит, надо

ее составить. И книги, которые нужны, перевести с нашего языка на славянский. (Константину).  Поручаю это тебе и  твоему брату.

(Константин, стараясь скрыть свою радость, смиренно кланяется).

s


1 Ведущий     Так братья - проповедники стали и учителями.

                                За создание славянской азбуки и принялся Константин. В работе ему помогал Мефодий, также хорошо знавший славянский язык, так как в Солуни жило очень много славян (город считался полугреческим, полуславянским).

    В 863 году славянская азбука была создана.  Этот год считается годом рождения славянской азбуки.

    Славянская азбука существовала в двух вариантах: глаголица – от глаголъ – «речь» и кириллица.

В первой славянской азбуке оказалось 40 букв. Называлась она «глаголицей», а создали ее братья на основе трех христианских символов - креста, круга и треугольника, независимо от других азбук.

Глаголица не похожа ни на какое другое письмо и скорее всего целиком изобретена солунскими братьями Кириллом и Мефодием, как, впрочем, свидетельствует древний славянский список русской редакции «Похвала святым Кириллу и Мефодию»: 

Не на тужемъ основании свое дело полагающа, нъ изнова писмена въображьща Произвели свое дело, полагаясь не на чужую основу, а сызнова буквы изобрели».

 …Моравия – горная страна. От селения к селению по рекам Дунаю и Мораве передавали славяне радостные вести о том, что едут к ним два мудрых мужа, что изобрели они понятную новокрещенному народу письмена, что везут с собою книги, писанные этими письменами…

…Учились не только дети. Сел за школьную парту и стал учить славянскую азбуку   сам князь Моравии Ростислав и другие моравяне. Скоро у Мефодия и Константина стало много учеников. Лучшие из них: Горазд, Климент, Лаврентий, Ангеларий, Славомир, Наум внесли огромный  вклад    в развитие славянской письменной культуры.

    Славяне были счастливы: у других народов Европы: немцев, франков, бриттов не было своей письменности. У славян же теперь была своя азбука, и каждый мог научиться читать книгу!

То было чудное мгновенье!!.. Глухие стали слышать, а немые стали говорить, ибо до того времени славяне были как глухие и немые», - записано  в летописи тех времен.

        Позднее, в Болгарии, ученики Константина (в миру) - Кирилла

(в монашестве) и Мефодия изобрели вторую и главную славянскую азбуку - кириллицу, названную в честь Константина - Кирилла. Каждая буква кириллицы была особенной. Она имела имя: А - аз, Б - буки, В - веди, Г -глаголь, Д - добро, Е - есть, Ж - живете, 3 - зело, земля, Л -люди, М - мыслите, П - покой, Р - рцы, речь, С - слово, Т -твердо... Кроме того, буквами можно было обозначить и числа: «аз» - 1, «веди» - 2, «глаголь» - 3.

Вот буквы славянские, как их подобает писать и произносить:
аз, буки, веди, глаголь, добро... до юса. Всего их двадцать четыре,  подобных греческим буквам.

Создатели азбуки старались сделать буквы простыми, четкими, мягкими в написании. До сих пор кириллица считается одной из самых удобных систем письма. А имена Кирилла   и   Мефодия,   «первоучителей   словенских»,   стали

        символом духовного подвига.

Начертания букв славянского алфавита дают нам возможность увидеть мир глазами наших предков. Создатели славянского алфавита Кирилл и Мефодий не случайно давали наименования буквам. Они хотели, чтобы азбука звучала осмысленно, утверждая ценность слова и мысли.

    Древнерусский книжник не просто украшал букву орнаментом, он прежде всего передавал и украшал мысль. Он не считал букву просто обозначением звука, для него очень много значило само начертание, которое таило в себе чертеж мира.

  В мельчайший порошок растирались изумруды и рубины, а из них приготовлялась краска, и доныне не смываемая, не тускнеющая. Но как бы ни были дороги материалы, из которых творились буквицы, еще дороже для нас само их начертание, говорящее о безграничной талантливости русского человека, о силе его воображения, а также о том, как наш далекий предок представлял себе мир и каким старался воплотить его в своем творчестве.

Русская азбука - совершенно уникальное явление среди всех известных способов буквенного письма. В азбуке, и только в ней, есть содержание.
Создатели славянского алфавита Кирилл и Мефодий не случайно давали наименования буквам. Они хотели, чтобы азбука звучала осмысленно, утверждая ценность слова и мысли.      

    Давайте вспомним фразу «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Она известна каждому с детства и служит для запоминания последовательности цветов радуги. Это так называемый акрофонический способ запоминания: каждое слово фразы начинается с той же буквы, что и название цвета: каждый = красный, охотник = оранжевый и т.д.

Акрофония обеспечивает удобство запоминания азбуки и тем самым максимально быстрое ее распространение.

Среди основных алфавитов, употребляемых в Европе, три в той или иной мере обладают акрофоничностью: греческий, иврит и кириллица (=глаголица).

Праславянская Азбука представляет собой Послание — совокупность кодирующих фраз, позволяющих каждому звуку языковой системы придать однозначное графическое соответствие — то есть букву. При этом системы начертания букв для передачи одной и той же звуковой системы могут быть разными, например, кириллица или глаголица.

Рассмотрим три первые буквы азбуки — Аз, Буки, Веди.

Азъ — “я”.

Буки (букы) — “буквы, письмена”.

Веди (веде) — “познал”, совершенное прошедшее время от “ведити” — знать, ведать.

Объединяя акрофонические названия первых трёх букв Азбуки, получаем следующую фразу:

Азъ буки веде – я знаю буквы.

Глаголъ — “слово”, причём не только изречённое, но и написанное.

Добро — “достояние, нажитое богатство”.

Есть (есте) — 3-е л. ед. ч. от глагола “быть”.

Глаголъ добро есте:
слово — это достояние.

Живите — повелительное наклонение, множественное число от “жить”— “жить в труде, а не прозябать”.

Зело — “усердно, со рвением”.

Земля — “планета Земля и её обитатели, земляне”.

И — союз “и”.

Иже — “те, которые, они же” .

Како — “как”, “подобно”.

Люди — “существа разумные”.

Живите зело, земля, и иже како люди: живите трудясь усердно, земляне, и, как подобает людям.

Мыслите — повелительное наклонение, мн. ч. от “мыслить, постигать разумом”.

Нашъ — “наш” в обычном значении.

Онъ — “оный” в значении “единственный, единый”.

Покои (покой) — “основа (мироздания)”.

Мыслите нашъ онъ покои:
постигайте наше мироздание.

Рцы (рци) — повелительное наклонение: “говори, изрекай, читай вслух”. Ср. “речь”.

Слово — “передающее знание”.

Твёрдо — “уверенно, убеждённо”.

Рцы слово твёрдо:
неси знание убеждённо.

Укъ — основа знания, доктрина. Ср. наука, учить, навык, обычай.

Фертъ ф(ъ)ретъ — “оплодотворяет”.

Херъ —“божественный, данный свыше”. Ср. нем. Herr (господин, Бог), греч. “иеро-” (божественный), англ. hero (герой), а также русское имя Бога —Хорс.

Укъ фъретъ Херъ:
Знание оплодотворяет Всевышний, знание —дар Божий.

Цы (ци, цти) — “точи, проникай, вникай, дерзай”.

Червь (черве) — “тот, кто точит, проникает”.

Ш(т)а (Ш, Щ) — “что” в значении “чтобы”.

Ъ, Ь (еръ/ерь, ъръ) — представляют собой варианты одной буквы, означавшей неопределённый краткий гласный, близкий к э. В Азбуке, по всей вероятности, слово “Ър(а)” стоит в родительном падеже со значением “Сущего”.

Юсъ (юс малый) — “свет, старорусское яс”. В современном русском языке корень “яс” сохранился, например, в слове “ясный”.

Ять (яти) — “постичь, иметь”. Ср. изъять, взять и.т.д.

Цы, черве, шта Ъра юсъ яти!
“Дерзай, точи, червь, чтобы Сущего свет постичь!”.

Вместе приведённые выше фразы и составляет азбучное Послание:

Азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо — укъ фъретъ херъ. Цы, черве, шта ъра юсъ яти!

Современный перевод Послания:

Я знаю буквы:
Письмо — это достояние.
Трудитесь усердно, земляне,
Как подобает разумным людям —
Постигайте мироздание!
Несите слово убеждённо —
Знание — дар Божий!
Дерзайте, вникайте, чтобы
Сущего свет постичь!

Одно из самых ранних или даже первое из славянских стихотворений – азбучная молитва. Одни ученые считают, что ее написал сам создатель славянской азбуки — святой Кирилл, другие ученые приписывают авторство этого произведения ученику святого Мефодия, выдающемуся литератору и церковному деятелю Константину Преславскому (епископу Преслава Великого), жившему на рубеже IX — Х веков. Молитва представляет собой акростих (греч. “край строки”), в котором каждая строка начинается с очередной буквы алфавита.

АЗБУЧНАЯ МОЛИТВА

А Аз - этим словом молюсь Богу:
Б Боже, всех тварей Создателю
В Видимых и невидимых!
Г Господа, духа впредь живущего,
Д Да вдохнет мне в сердце Слово!
Е Его же Слово будет спасением всем,
Ж Живущим в заповедях Твоих.
S Засветил светильник жизни,
  Закон Твой - свет пути моего.
И И уж ищет евангельского слова
Й просит дары Тебя принять славянское
   племя.
К К крещению ведь обратились мы все,
Л Людьми Твоими называться хотим,
М Милости Твоей желаем, Боже!
Н Но мне теперь пространное Слово дай,
O Отче, и Сын, и Святой Дух!
П Просящим помощи у Тебя,
Р Руки Свои простри, воздай навечно
С Силу принять и мудрость Твою.

Т Ты ведь даешь достойным силу,
У Убогого исцеляешь,
Ф Фараонову злобу от меня отводишь,
Х Херувима мысль и ум его мне даешь.
О, честная и Пресвятая Троица,
    печаль мою в радость обрати!
Ц Целомудренно буду писать
Ч Чудеса Твои предивные,
Ш Шестокрылых образ приняв,
    восшествую по следу Учителя моего,
    имени Его и делу Его следуя.
    Явлю евангельское слово,
    хвалу воздав Троице во едином Божестве.
Ю Юный и старый, поют хвалу Тебе все        
    разумные.
Я Язык новый хвалу воздает
    Отцу и Сыну и Святому Духу.
    Ему же честь и слава от всякой твари
     и всякого дыхания во веки веков.
Аминь.

Ты – чудо из Божьих чудес.
Ты – мысли светильник и пламя.
Ты – луч нам на землю с небес,
Ты - нам человечества знамя.
Ты – гонишь невежества ложь,
Ты – вечною жизнию ново.
Ты – к свету, ты к правде ведешь,
Свободное Слово…

                          Константин не ограничился созданием алфавита со всеми знаками,  

                        необходимыми для произношения славянских слов, но сразу начал            переводить самые разнообразные по форме литературные произведения и прежде всего молитвы и отрывки из Библии.

                       С помощью Мефодия был сделан перевод ряда богослужебных книг с греческого на славянский язык. Славяне получили возможность читать и писать на своем языке.

    У славян появился не только свой, славянский, алфавит, но и родился первый славянский литературный язык, многие слова которого до сих пор живут в болгарском, русском, украинском и других славянских языках.

Однако нашлись такие люди, которые стали хулить славянские книги и говорили, что

 «ни одному народу не следует иметь свою азбуку, кроме евреев, греков и латинян, как в надписи Пилата, который на кресте Господнем написал только на этих языках».

  Чтобы защитить славянские письмена, братья Константин и Мефодий отправились в Рим. Римский епископ осудил тех, кто ропщет на славянские книги, сказав так:

  «Да исполнится слово Писания: “Пусть восхвалят Бога все народы!” То есть, пусть каждый народ молится Богу на своем родном языке».

Так он утвердил Богослужение на славянском
языке. 

Вся жизнь Константина была наполнена частыми трудными поездками, тяжелыми лишениями и очень напряженной работой. Такая жизнь подорвала его силы, и в 42 года он сильно заболел. Предчувствуя свой близкий конец, он принял монашество, переменив свое мирское имя Константин на имя Кирилл. После этого он прожил еще 50 дней, последний раз прочел сам исповедальную молитву, простился с братом и учениками и тихо скончался 14 февраля 869 года. Случилось это в Риме, когда братья в очередной раз приехали искать у папы римского защиты своего дела — распространения славянской письменности.
      Сразу же по кончине Кирилла была написана его икона. Погребен Кирилл в Риме в церкви святого Климента
.

Перед смертью Кирилл говорил брату: “Мы с тобою, как два вола, вели одну борозду. Я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору”.

Мефодий пережил брата на 16 лет. Терпя лишения и поношения, он продолжал великое дело — перевод на славянский язык священных книг, проповедь право-славной веры, крещение славянского народа. 6 апреля 885 года он скончался, оставив преемником лучшего из своих учеников, архиепископа Горазда и около двухсот обученных им священников — славян.

В Древней Руси письменность и православие способствовали объединению племен и княжеств в единое государство, унаследовавшее богатейшую мировую культуру Византии; славяне выразили в этой культуре всю мощь национального духа. В прекраснейшем саду  мировой культуры Россия расцвела   благолепным дивным цветком благодаря солунским братьям Кириллу и Мефодию.

СЛАВЯНСКИЙ НАРОД благодарит  Первоучителей словенских.

  Памятники Кириллу и Мефодию  несть в Хорватии, Болгарии, В России.

В день славянской письменности и культуры проходит молебен на Славянской площади в Москве.

 В 2004 г. Самара  стала общероссийским центром проведения Дней  славянской письменности и  культуры.

1        чтец        По широкой Руси - нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

2        чтец        Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных, равноапостольных, В Белоруссии, Македонии, В Польше, Чехии и Словакии. Хвалят братьев премудрых в Болгарии, В Украине, Хорватии, Сербии.

3        чтец        Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими Славят подвиг первоучителей, Христианских своих просветителей.

2 Ведущий Давным-давно, когда история великой русской державы только начиналась,  «она» стоила очень дорого. Ее одну можно было обменять на табун коней, стадо коров, на собольи шубы. И дело тут не в украшениях, в которые красавицу и умницу наряжали. А ходила она только в тисненых кожах, в жемчугах да в каменьях драгоценных! Золотые и серебряные застежки украшали ее наряд! Любуясь на нее, люди говорили: «Свет, ты наш!» …

                    Что же это за диковина такая?

                   Это ЕЕ Величество – КНИГА.

                 Она сохранила до нас Слово Божие и предания далеких лет.

                    Первые книги были рукописными и поэтому создавались очень медленно. Переписчиками были монахи. В тиши монастырских келий они старательно изо дня в день трудились над старинными текстами, любовно выписывали каждую буковку. Древнеславянские рукописные книги отличаются высокой культурой художественного оформления, самобытной каллиграфией. Яркие разноцветные буквицы, коричневые столбцы текста в сочетании с розово-желтыми полями пергаментного листа вызывают мысль о рукописной книге как произведении искусства.  

 Рукописи держали на коленях, в руках - гусиное перо, которое они обмакивали в баночку с чернилами. Красными писались заглавные, а черными все остальные буквы.  Отсюда  название  «красная  строка» - начало  текста.

 

               

                             Самой древней, дошедшей до нас, с точной датировкой русской книгой,              является Евангелие, изготовленное дъяконом Григорием по заказу новгородского посадника Остромира, начато перепиской 21 октября 1056 года и закончено 12 мая 1057 года. Рукопись написана крупным почерком на пергамене отличного качества с обилием художественно оформленных заглавных букв (инициалов) и тремя миниатюрами, на которых изображены евангелисты.

Первые из известных сегодня рукописных Евангелий, предназначенных для монастырского богослужения, были также созданы в Новгороде.

Это роскошное Мстистлавово Евангелие, написанное между 1095 и 1117 гг. по заказу новгородского князя Мстислава и Юрьевское Евангелие, послужившее вкладом "грешнаго Феодора" в новгородский Юрьев монастырь вскоре после его основания игуменом Кирияком в 1119 году.


Богато украшенные переплетами из кожи, сверкающие золотом, серебром и драгоценными камнями - книги считались большой ценностью, их берегли!

Чтец        Вот они - древние книги из ломких телячьих кож,

Вот они - толстые книги, писанные от руки.

Сколько упорства, терпенья и жадной тоски,

Сколько согнутых спин,

Сколько рук, одолевших дрожь,

Порождено было древле ими!

Вот эти древние книги, любой обветшалый том -Надгробие безымянное, которое создали вы Терпеньем, умелостью, гением и трудом Под сводами средневековья, где не поднять головы.

1        Ведущий     Многие   столетия   наши   предки   читали   и   молились   на

церковно-славянском языке.

Когда слышишь этот древний язык, кажется, присоединяешься

                      к тем, кого уже давно нет, вспоминаешь о славных русичах,

                        которые,   как   сказано   в   «Повести   о   разорении   Рязани

Батыем»...

Монах-        «...были лицом прекрасны, очами светлы, сверх меры храбры,

летописец       к   приезжающим   приветливы,    к   церкви    прилежны,    на

 пирования   скоры,  ратному  делу   искусны,   перед  послами

величавы.   Мужественный   ум   имели,   в   правде  -   истине

            пребывали...»

2        Ведущий       А мы тоже РУСИЧИ.

Будем помнить об этом всегда и везде.

4        чтец        Русоволосые и сероглазые,

Лицом все светлые и сердцем славные, Древляне, русичи, поляне, Скажите, кто вы?

Все        Мы - славяне!

5        чтец        Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие Зоветесь ныне - россияне Издревле, кто вы?

Все        Мы - славяне!


Список литературы

  1. Виноградова Г.Г. Лавриченко В.П. Откуда азбука пришла // Читаем
    учимся, играем. 200, № 2, С.8.
  2. Кощеева  С.Н.   Праздник  славянской  письменности   и   культуры  //
    Педсовет, 1999, № 8, С. 4.

Ткаченко К. Как мы научились писать // С нами Бог, 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник славянской письменности и культуры (внеклассное мероприятие в 9 классе)

Внеклассное мероприятие , посвящённое 1150- летию создания  славянской письменности  и культуры....

24 мая- праздник славянской письменности и культуры

ЦЦель урока: сформировать интерес к изучению родной культуры  и языкаЗадачи урока:- познакомить учащихся с историческими событиями, которые привели к появлению славянского алфавита, с личностью п...

Праздник славянской письменности и культуры

Сценарий разработан в рамках авторской программы "Духовно-нравственное воспитание школьников"...

Праздник славянской письменности и культуры «Лишь слову жизнь дана»

Совсем недавно в нашей стране появился праздник славянской культуры и письменности, который мы празднуем завтра,24 мая. Жаль, что с большим опозданием, потому что в других славянских странах, в Болгар...

Праздник Славянской письменности и культуры

Праздник с включением живых нитерактивных сценок, поучительный, достойно содержательный...