Исторические сведения на уроках математики.
статья на тему
Предварительный просмотр:
Исторические сведения на уроках математики.
Попова Е.Н.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Борисоглебская средняя общеобразовательная школа № 10.
«Было бы ошибкой думать, что история математики началась с лёгких и элементарных вещей и постепенно переходила к более трудным»
(Д.И.Стройк)
Это замечательное высказывание способствовало тому, что тема моего самообразования была связана с историей математики.
Исторический материал может быть использован на любом этапе урока. Для кратких сведений иногда достаточно 2-5 минут. Особенно уместно использовать для исторических сведений уроки закрепления пройденного материала. Всё это способствует творческой активности учащихся, даёт им возможность самостоятельно выбрать любопытные факты истории, связанные с математическими открытиями. Исторический материал призван повысить уровень грамотности, расширить кругозор учащихся. Они приучаются к самостоятельной работе со справочной и учебной литературой.
Основная же цель такого использования: способствовать повышению интереса к математике, более глубокому её пониманию.
Для более продуктивной работы по внедрению исторического материала в уроки математики необходимо следующее:
- начинать работу с начальной школы;
- вести эту работу систематически;
- отбор материала производить с учётом возрастных особенностей учащихся;
- использовать различные формы подачи материала.
При сообщении исторического материала чаще всего применяются следующие методические приёмы: рассказ учителя, эвристическая беседа, проблемное изложение, лекция, исследование учащихся, лаконичная справка, решение старинных задач.
Например, в 5 классе детям говорят, что самые древние числа были натуральные, что понятие арифметических действий в разные времена у разных народов было различным. Древние Египтяне к ним относили сложение, удвоение и деление пополам. В 13 веке европейские учёные насчитывали 9 арифметических действий, в том числе и нумерацию. Для обозначения действий сначала употреблялись слова, затем буквы. В 5 классе полезно провести обобщающие беседы, посвящённые историческим экскурсам. Например: «История десятичных дробей», «Вычисления в практической деятельности человека», «Старинные меры измерения величин».
В 6 классе при изучении тем «НОД» и «НОК» можно сказать, что правила нахождения НОД обосновал Евклид, что обыкновенные дроби появились не сразу. У немцев была поговорка «Попасть в дроби». Многие народы называли дроби ломаными числами. Уместно провести беседы: «История положительных и отрицательных чисел», «Возникновение и развитие понятия числа», «История употребления буквенной символики».
В 7 классе начинается изучение геометрии. И чтобы эта наука не показалась слишком сложной и сухой, на первых уроках есть смысл сделать небольшой экскурс в историю её возникновения. Современная геометрия носит название Евклидовой. Царь Птолемей однажды спросил Евклида: «Нет ли в геометрии более краткого и лёгкого пути, чем твои книги?». На это был ответ, что в геометрии нет царских дорог. Доступны и интересны будут беседы: «Роль практики в возникновении геометрии», «История 5 постулата Евклида».
В 8 классе можно дать задание узнать, кого называют отцом алгебры, подготовить доклад о жизни Виета, сделать сообщение «История квадратных уравнений». Дети с удовольствием отзываются на такие просьбы. Изучая геометрию, можно рассказать о происхождении названий геометрических фигур.
В 9 классе дети знакомятся с понятиями тригонометрии - синус придумали индусы и назвали словом «джива», что значит тетива охотничьего лука. В арабском языке слово превратилось в «джайб», что означает «пазуха», поэтому в переводе на латинский язык (sinus) - пазуха. В этом же классе можно провести беседы: «История неевклидовой геометрии», «История тригонометрии».
В 10 классе начинается изучение стереометрии и здесь можно дать задание узнать, как переводятся слова: конус (сосновая шишка), сфера (мяч), цилиндр (валик), призма (опылённая).
В каждом классе можно включать в уроки старинные задачи, взятые из источников или придуманные самими детьми. Это всегда вызывает интерес и оживляет учебный процесс.
У меня в кабинете есть самодельная книга об учёных древности. Планируется создать «книгу» математических терминов и задачник старинных задач.
Таким образом, необходимо каждому учителю иметь достаточно широкий запас сведений из истории математики, чтобы в любой подходящий момент его использовать на уроке и во внеурочной деятельности. И очень хочется, чтобы никогда не забывались замечательные слова: « Без знания прошлого нельзя понять настоящего».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/14/picture-61125-1636888047.jpg)
Исторический материал к урокам математики
Материалы содержат некоторые сведения из истории математики и биографию известных ученых математиков, которые помогут учителю несколько разнообразить свой урок....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/27/picture-93391-1351367946.jpg)
Исторический материал на уроках математики
Исторический материал на уроках математики как средство активации познавательной деятельности, формирование познавательного интереса на уроках...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/31/picture-281713-1377896278.jpg)
Использование исторического материала на уроках математики с целью формирования нравственных качеств учащихся
Любая наука могла бы гордиться такой историей, как история математики, ибо она менее всего история ошибок . Опытный учитель с привлечением истории математики к о...
Исторические экскурсии на уроках математики
В настоящее время необходимо более полно использовать различные источники для исследования культуры народов, чтобы составить достоверную и яркую картину быта, обычаев, мировоззрения и извлечь полезные...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/18/picture-975154-1510972034.jpg)
Использование исторического материала на уроках математики в 5-6 классах.
Статья содержит рекомендации по работе с историческим материалом на уроках математики в 5-6 классах....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/18/picture-975154-1510972034.jpg)
Методы и формы работы с историческим материалом на уроках математики в 5-6 классах.
Материал содержит разработки фрагментов уроков с использованием исторического материала....
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/27/picture-1034401-1524780095.jpg)
Статья " Актуальность использования исторических дат на уроках математики"
В данной статье представлен опыт работы использования исторически важной для нашей страны даты на примере урока геометрии в девятом классе, посвященного векторам и Дню космонавтики. Описаны различные ...