Исторические сведения на уроках математики.
статья на тему

Попова Елена Николаевна

Интересная статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon popova_e.n._istoricheskie_svedeniya_na_urokakh.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Исторические сведения на уроках математики.

Попова Е.Н.

Муниципальное общеобразовательное учреждение Борисоглебская средняя общеобразовательная школа № 10.

«Было бы ошибкой думать, что история математики началась с лёгких и элементарных вещей и постепенно переходила к более трудным»

(Д.И.Стройк)

Это замечательное высказывание способствовало тому, что тема моего самообразования была связана с историей математики.

Исторический материал может быть использован на любом этапе урока. Для кратких сведений иногда достаточно 2-5 минут. Особенно уместно использовать для исторических сведений уроки закрепления пройденного материала. Всё это способствует творческой активности учащихся, даёт им возможность самостоятельно выбрать любопытные факты истории, связанные с математическими открытиями. Исторический материал призван повысить уровень грамотности, расширить кругозор учащихся. Они приучаются к самостоятельной работе со справочной и учебной  литературой.

   Основная  же цель такого использования: способствовать повышению интереса к математике, более глубокому её пониманию.

Для более продуктивной работы по внедрению исторического материала в уроки математики необходимо следующее:

- начинать работу с начальной школы;

- вести эту работу систематически;

- отбор материала производить с учётом возрастных особенностей учащихся;

- использовать различные формы подачи материала.

При  сообщении исторического материала чаще всего применяются следующие методические приёмы: рассказ учителя, эвристическая беседа, проблемное изложение, лекция, исследование учащихся, лаконичная справка, решение старинных задач.

Например, в 5 классе детям говорят, что самые древние числа были натуральные, что понятие арифметических действий в разные времена у разных народов было различным. Древние Египтяне к ним относили сложение, удвоение и деление пополам. В 13 веке европейские учёные насчитывали 9 арифметических  действий, в том числе и нумерацию. Для обозначения действий сначала употреблялись слова, затем буквы. В 5 классе полезно провести обобщающие беседы, посвящённые историческим экскурсам. Например: «История десятичных дробей», «Вычисления в практической деятельности человека», «Старинные меры измерения величин».

В 6 классе при изучении тем «НОД» и «НОК» можно сказать, что правила нахождения НОД обосновал Евклид, что обыкновенные дроби появились не сразу. У немцев была поговорка «Попасть в дроби». Многие народы называли дроби ломаными числами. Уместно провести беседы: «История положительных и отрицательных чисел», «Возникновение и развитие понятия числа», «История употребления буквенной символики».

В 7 классе начинается изучение геометрии. И чтобы эта наука не показалась слишком сложной и сухой, на первых уроках есть смысл сделать небольшой экскурс в историю её возникновения. Современная геометрия носит название Евклидовой.  Царь Птолемей однажды спросил Евклида: «Нет ли в геометрии более краткого и лёгкого пути, чем твои книги?». На это был ответ, что в геометрии нет царских дорог. Доступны и интересны будут беседы: «Роль практики в возникновении геометрии», «История 5 постулата Евклида».

В 8 классе можно дать задание узнать, кого называют отцом алгебры, подготовить доклад о жизни Виета, сделать сообщение «История квадратных уравнений». Дети с удовольствием отзываются  на такие просьбы. Изучая геометрию, можно рассказать о происхождении названий геометрических фигур.

В 9 классе дети знакомятся с понятиями тригонометрии - синус   придумали индусы и назвали словом «джива», что значит тетива охотничьего лука. В арабском языке слово превратилось в «джайб», что означает «пазуха», поэтому в переводе  на латинский язык (sinus) - пазуха. В этом же классе можно провести беседы: «История неевклидовой геометрии», «История тригонометрии».

В 10 классе начинается изучение стереометрии и здесь можно дать задание узнать, как переводятся слова: конус (сосновая шишка), сфера (мяч), цилиндр (валик), призма (опылённая).

В каждом классе можно включать в уроки  старинные задачи, взятые из источников или придуманные самими детьми. Это всегда вызывает интерес и оживляет учебный процесс.

У меня в кабинете есть самодельная книга об учёных древности. Планируется создать «книгу»  математических терминов и задачник старинных задач.

Таким образом, необходимо каждому учителю иметь достаточно широкий запас сведений из истории математики, чтобы в любой подходящий момент его использовать   на уроке и во внеурочной деятельности. И очень хочется, чтобы никогда не забывались замечательные слова: « Без знания прошлого нельзя понять настоящего».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исторический материал к урокам математики

Материалы содержат некоторые сведения  из истории  математики и биографию известных ученых математиков, которые помогут   учителю несколько разнообразить свой урок....

Исторический материал на уроках математики

Исторический материал на уроках математики как средство активации познавательной деятельности, формирование познавательного интереса на уроках...

Использование исторического материала на уроках математики с целью формирования нравственных качеств учащихся

     Любая наука могла бы гордиться такой историей, как история математики, ибо она менее всего история ошибок .   Опытный учитель с привлечением истории математики к о...

Исторические экскурсии на уроках математики

В настоящее время необходимо более полно использовать различные источники для исследования культуры народов, чтобы составить достоверную и яркую картину быта, обычаев, мировоззрения и извлечь полезные...

Использование исторического материала на уроках математики в 5-6 классах.

Статья содержит рекомендации по работе с историческим материалом на уроках математики в 5-6 классах....

Методы и формы работы с историческим материалом на уроках математики в 5-6 классах.

Материал содержит разработки фрагментов уроков с использованием исторического материала....

Статья " Актуальность использования исторических дат на уроках математики"

В данной статье представлен опыт работы использования исторически важной для нашей страны даты на примере урока геометрии в девятом классе, посвященного векторам и Дню космонавтики. Описаны различные ...