Программа дополнительного курса " Развивающие занятия"
рабочая программа (5 класс) на тему

Юхневич Ирина Егоровна

Данная развивающая программа направлена на развитие вербального интеллекта, формального интеллекта, абстрактно-логического мышления и в целом общего интеллекта.

Формирование и развитие у детей произвольного внимания, умения концентрироваться на поставленной задаче и как можно меньше отвлекаться; развитие слуховой и зрительной памяти, творческой активности и воображения.

Оказание психолого-педагогической поддержки и помощи учащимся в адаптации к обучению в пятом классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  гимназия  №56 г.Томска

Согласовано на заседании НМС

      протокол №_____от __________

_________________\___________________\

Утверждаю

директор МАОУ гимназии №56 г.Томска

 Л.П. Гунбина  _________________

___________    _____________________

 Программа дополнительного курса

«Развивающие занятия»

 Для обучающихся 5классов

Количество часов : 30

 

 Составил:

Юхневич И.Е.

учитель русского языка и литературы

МАОУ гимназии №56

Томск 2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель развивающей программы:

1.Данная развивающая программа направлена на развитие вербального интеллекта, формального интеллекта, абстрактно-логического мышления и в целом общего интеллекта.

2. Формирование и развитие у детей произвольного внимания, умения концентрироваться на поставленной задаче и как можно меньше отвлекаться; развитие слуховой и зрительной памяти, творческой активности и воображения.

3.Оказание психолого-педагогической поддержки и помощи учащимся в адаптации к обучению в пятом классе.

 

Задачи развивающей программы:

  • способствовать снятию усталости учащихся и разрядки на уроке;
  • активизировать учебную работу в классе, повысить активность и инициативность;
  • способствовать развитию личностной свободы и раскованности ребят, особенно невротизированных, слабых и неуверенных в себе;
  • способствовать улучшению взаимоотношений учителя с классом;
  • способствовать укреплению взаимоотношений ребят друг с другом, развитию дружбы и взаимопомощи в классе.
  • изучить познавательные процессы, особенности поведения, общения и отношения к себе у учащихся 5-х классов.
  • способствовать развитию внимания, памяти и воображения, как основных составляющих успешного обучения;
  • способствовать снятию напряжённости и усталости учащихся и разрядки на уроке;
  • провести работу над повышением интеллектуального уровня учащихся в ходе развивающих занятий.
  • активизировать учебную работу в классе, повысить активность и инициативность;
  • способствовать укреплению взаимоотношений ребят друг с другом, развитию дружбы и взаимопомощи в классе.

Обоснование необходимости развивающей программы:

Обучение в школе направлено на передачу детям определенного объема знаний и навыков. Недостаточно внимания уделяется на развитие продуктивного мышления и личности ребят, создание условий для активизации их творческого отношения к учению. В процессе деятельности учащихся по усвоению готовых знаний и воспроизведению заданных действий у них закрепляются лишь репродуктивное мышление и память. Школьники привыкают к исполнительской деятельности. Не создается условий для развития продуктивного мышления и инициативной, социально-активной личности детей.

Необходимо отметить также и тот факт, что традиционная классно-урочная организация обучения в школе порой несет на себе печать монотонности и однообразия.

Чаще на уроках повторяется одно и то же: проверка домашнего задания, опрос, контрольные работы, объяснение нового учебного материала. Монотонность обучения является одной из основных причин снижения мотивации к учению у школьников. Необходимо оживить и разнообразить школьную жизнь детей, внедрить нетрадиционные и активные методы обучения.

Комплекс интеллектуальных игр, представленных в данной программе, могут быть полезными для подростков, испытывающих трудности в учении: понимании и осмыслении нового материала, его запоминании, усвоении и обобщении, установлении связей между понятиями, выражении собственных мыслей и речи.

Под общим интеллектом понимается умственная способность, влияющая на выполнение любой деятельности, проявляющаяся в качестве, скорости и точности решения мыслительных задач, в темпе и успешности обучения.

Формальный интеллект – это способность к интеллектуальной деятельности.

Вербальный интеллект – это способность к вербальному мысленному анализу и синтезу, к решению вербальных задач на определение понятий установлению словесных сходств и различий, доказательство и т. д.

Абстрактно-логическое мышление –   это способность оперировать мысленными пространственными образами, схемами, моделями реальности.

Уровень вербального интеллекта определяет успешность обучения по всем предметам и, в первую очередь, гуманитарным.

Уровень абстрактно-логического мышления определяет успешность обучения по предметам естественно-гуманитарного и физико-математического циклов.

Уровень формального интеллекта определяет успешность обучения точным предметам.

Хорошее внимание, память и воображение - важнейшее условие успешного школьного обучения. Ведь в школе ребенок должен сосредоточиться на объяснениях учителя и выполнении заданий, удерживать свое внимание в течение длительного времени, запоминать много важной информации; воображение помогает учащимся писать сочинения, составлять картины «словесного рисования» на уроках литературного чтения, способствует развитию логического мышления. Особенно важным это является в 5-х классах, т. к. это переходный период от начальной школы  в среднее звено. Они должны научиться приспосабливаться к новым учителям-предметникам, у которых разные способы подачи учебного материала, разный темп речи, различная дикция. Именно поэтому основная составная часть данной программы развивающих занятий направлена на формирование и развитие внимания. Этот блок развивающих занятий построен на формировании и развитии у детей произвольного внимания, умении концентрироваться на поставленной задаче и как можно меньше отвлекаться, развитии слуховой и зрительной памяти, творческой активности и воображения.

Продолжительность развивающих занятий:

Данная  программа рассчитана на 30 занятий, каждое из которых длится 30-40 минут. Темы программы могут  варьироваться по усмотрению учителя, но соответствовать программе.

Категория участников:

Данная программа разработана для учащихся подросткового возраста – обучающихся 5-го класса (10-12 лет).  Занятия  проводятся 1 раз в неделю.

Состав группы:

Участниками данной программы является весь класс (20-25 человек). Основные формы работы: фронтальная, групповая, парная.

Критерии оценивания:

Работа оценивается  формой « Зачёт», при условии посещения занятий, результативном выполнении основных заданий и положительной динамике формирования основных мыслительных процессов, на которые направлена программа. Учитель ведет диагностическую карту формирования основных мыслительных процессов, используя методы: наблюдения, анкетирования.

Зачет выставляется один раз в полугодие.


 

Тематический план:

1.Вербальное мышление, скорость, гибкость.

 (4 часа)

2. Вербальный, формальный интеллект. (6часов)

3. Вербальное и абстрактно-логическое мышление.(3часа)

4. Зрительное, слуховое внимание и память.(4 часа)

5. Фантазия и зрительное воображение.(2 часа)

6. Поведение. Адаптация.(7 часов)

7. Эмоции. Эмоциональное состояние. (4 часа)

№ урока

Тема урока

Тип урока

Виды деятельности

Кол-во

часов

1-4

Вербальное мышление, его скорость, гибкость.

4

1

Три слова.

Беседа, работа по составлению текста

1

2

Поиск нового.

Беседа

1

3

Поиск аналогов.

Поиск противоположных предметов.

Работа в группах

1

4

Способы применения предмета

Работа в парах

1

5-10

Вербальный, формальный интеллект.

5

Сокращение.

Количественные отношения.

Беседа, творческая работа

1

6

Изменение привычных временных связей.

Беседа

1

7

Изменение привычных пространственных связей.

Комбинированный

1

8

Изменение привычных связей общности.

Комбинированный

1

9

Изменение привычных связей преобразования действий.

Беседа

1

10

Опечатка.

Беседа

1

11-13

Вербальное и абстрактно-логическое мышление.

3

11

Мы всё замечаем!

Беседа

1

12

Фигаро здесь, Фигаро там

Комбинированный

1

13

Стойкий оловянный солдатик

Комбинированный

1

14-17

Зрительное, слуховое внимание и память.

4

14

Смотри - не смотри

Беседа, творческое задание

1

15

Смотрю и запоминаю

Беседа, творческая работа

1

16

Слух шпиона

Комбинированный

1

17

Я всё помню!

Комбинированный

1

18-19

Фантазия и зрительное воображение.

2

18

Фантазёры, фантазёры

Беседа, творческая работа

1

19

Моё воображение и умение фантазировать

Комбинированный

1

20-26

Поведение. Адаптация.

7

20

Этот необычный и волнующий 5-й класс

Урок-диалог, работа в группах

1

21

Мы и школа

Комбинированный

1

22

Кто ты? Кто я?

Комбинированный

1

23

Вот он - я

Беседа

1

24

Познай себя

Беседа

1

25

Новичок в средней школе

Комбинированный

1

26

Понимаем ли мы друг друга

Комбинированный

1

27-30

Эмоции. Эмоциональное состояние.

4

27

Мир эмоций

Беседа, работа в парах.

1

28

Вот тебе моя рука

Беседа, творческая работа

1

29

Страна рисования

Комбинированный

1

30

Я+Я=МЫ

Комбинированный

1

Резерв

1

Тематическое планирование:

№ урока

Тема урока

Тип урока

Виды деятельности

Кол-во

часов

Дата

план

факт

1-4

Вербальное мышление, его скорость, гибкость.

4

1

Три слова.

Беседа, работа по составлению текста

1

04.10.13

2

Поиск нового.

Беседа

1

11.10.13

3

Поиск аналогов.

Поиск противоположных предметов.

Работа в группах

1

18.10.13

4

Способы применения предмета

Работа в парах

1

25.10.13

5-10

Вербальный, формальный интеллект.

5

Сокращение.

Количественные отношения.

Беседа, творческая работа

1

08.11.13

6

Изменение привычных временных связей.

Беседа

1

15.11.13

7

Изменение привычных пространственных связей.

Комбинированный

1

22.11.13

8

Изменение привычных связей общности.

Комбинированный

1

29.11.13

9

Изменение привычных связей преобразования действий.

Беседа

1

06.12.13

10

Опечатка.

Беседа

1

13.12.13

11-13

Вербальное и абстрактно-логическое мышление.

3

11

Мы всё замечаем!

Беседа

1

20.12.13

12

Фигаро здесь, Фигаро там

Комбинированный

1

27.12.13

13

Стойкий оловянный солдатик

Комбинированный

1

10.01.14

14-17

Зрительное, слуховое внимание и память.

4

14

Смотри - не смотри

Беседа, творческое задание

1

17.01.14

15

Смотрю и запоминаю

Беседа, творческая работа

1

24.01.14

16

Слух шпиона

Комбинированный

1

31.01.14

17

Я всё помню!

Комбинированный

1

07.02.17

18-19

Фантазия и зрительное воображение.

2

18

Фантазёры, фантазёры

Беседа, творческая работа

1

14.02.14

19

Моё воображение и умение фантазировать

Комбинированный

1

21.02.14

20-26

Поведение. Адаптация.

7

20

Этот необычный и волнующий 5-й класс

Урок-диалог, работа в группах

1

28.02.14

21

Мы и школа

Комбинированный

1

07.03.14

22

Кто ты? Кто я?

Комбинированный

1

14.03.14

23

Вот он - я

Беседа

1

21.03.14

24

Познай себя

Беседа

1

04.04.14

25

Новичок в средней школе

Комбинированный

1

11.04.14

26

Понимаем ли мы друг друга

Комбинированный

1

18.04.14

27-30

Эмоции. Эмоциональное состояние.

4

27

Мир эмоций

Беседа, работа в парах.

1

25.04.14

28

Вот тебе моя рука

Беседа, творческая работа

1

02.05.14

29

Страна рисования

Комбинированный

1

09.05.14

30

Я+Я=МЫ

Комбинированный

1

16.05.14

Резерв

1

23.05.14


Литература:

             1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 2000.

             2.Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб: Питер Ком, 1999, 368 с.

             3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы – Санкт-Петербург, 2000, 193 с.

             4 Самоукина Н.В. Игры в школе и дома – М., 1993, 117-128 с.

            Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы. М.,                           1995.

           5.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании – М.,1995, 423-466 с.


6.Ануфриев А. Ф. и др., Как преодолеть трудности в обучении детей, М., 2001

7.Валкер Д., Тренинг разрешения конфликтов для начальной школы, СПб, 2001

8.Гаврина С. Е. и др., Развиваем внимание (рабочая тетрадь), М., 2003

9.Рабочая книга школьного психолога / под ред. И. В. Дубровиной. – М., 1987

10.Самоукина Н. В., Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, и коррекционные программы. – М., 1993

11.Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М., 1999.

12.Григорьева Т.Г., Основы конструктивного общения – Новосибирск – 1999.

13.Громова Т.В. Страна эмоций: Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребенка. – М.: УЦ “Перспектива”, 2002.

14.Коблик Е.Г.Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе.- М.: Генезис, 2003.

15.Кэдьюсон Х., Шеффер Ч. Практикум по игровой психотерапии.- СПб.: Питер, 2000.

16.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Издательство “Речь”, 2001.

17.Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками: Пер. с англ. М., 1999.

18.Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4).- М.: Генезис, 2004.

19.Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения – М.- 2001.


ПРОГРАММА РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

Поурочное планирование

ЗАНЯТИЕ 1.

Цель занятия: развитие вербального мышления, его скорости, гибкости; развитие способности оперировать образами и понятиями

Время занятия: 40 минут

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Упражнение1. Три слова.

Цели: 

  • развитие вербального мышления, его скорости, гибкости;
  • развитие способности оперировать образами и понятиями.

Ход упражнения:

Берутся наугад три слова, не связанные между собой по смыслу. Необходимо составить как можно больше предложений, включающих предлагаемые слова Можно менять падежи, дополнять предложение другими словами.

1 вариант: озеро, медведь, карандаш.

2 вариант: улица, книга, фартук.

Игру можно усложнить, если предложения будут составляться так, чтобы они образовали небольшой коллективный рассказ.

Время: Задание выполняется в течение 30 минут

ЗАНЯТИЕ 2.

Цель занятия: развитие вербального интеллекта; развитие способности к анализу, конкретизации, установлению сходства.

Время занятия: 40 минут

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Упражнение 1. Поиск нового.

Цели:

  • развитие вербального интеллекта;
  • развитие способности к анализу, конкретизации, установлению сходства.

Ход упражнения:

Даются два случайно выбранных слова. Необходимо назвать для них как можно больше общих признаков. Стандартные ответы заключают в себе указание на внешние характеристики вещей. Оригинальные ответы являются результатом анализа существующих признаков.

1 вариант: тарелка, лодка.

2 вариант: солнце, рубашка.

Примеры нестандартных ответов по варианту 1: лодка и тарелка имеют углубление; в лодку и тарелку можно налить жидкость. Пример оригинальных ответов: лодка и тарелка – изделия человеческих рук; лодка и тарелка могут держаться на поверхности воды.

Время: Задание выполняется в течение 30 минут

ЗАНЯТИЕ 3.

Цель занятия: развитие вербального мышления; формирование способности давать определение понятий, умение производить доказательство различия, оперировать мысленно образами и понятиями.

Время занятия: 40 минут

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Упражнение 1. Поиск аналогов.

Цели:

  • развитие вербального мышления;
  • формирование способности давать определение понятий, умение производить доказательство.

Ход упражнения:

Называется какой-либо предмет. Необходимо найти как можно больше предметов, сходных с ним по различным признакам. Можно систематизировать признаки на основе общего применения: материала, из которого изготовлены предметы: отнесения предметов к одному классу и т. п.

1 вариант:  вертолет.

2 вариант:  кукла.

Пример по варианту 2: кукла – погремушка, плюшевый мишка; кукла – чашка; кукла – телефон.

Для развития речи школьников полезно предложить им описать названные предметы или придумать маленькие рассказы, в которых эти предметы будут задействованы в главных ролях.

Время: Задание выполняется в течение 30 минут

Упражнение 2.  Поиск противоположных предметов.

Цели:

  • развитие вербального и абстрактно-логического мышления;
  • развитие способности устанавливать различия, оперировать мысленно образами и понятиями.

Ход упражнения:

Предлагается слово, обозначающее предмет. Необходимо назвать как можно больше предметов, противоположных первому назначению: внешнему виду, существенным признакам, материалу, из которого изготовлен предмет.

1 вариант:  дом.

2 вариант:  человек.

Например, по варианту 2 к слову человек подбираются такие слова, как животное, камень и указать по какому критерию.

Время: Задание выполняется в течение 30 минут

ЗАНЯТИЕ 4.

Цель занятия: развитие вербального и абстрактно-логического мышления;

формирование способности к мысленному анализу и синтезу, умению осуществлять доказательство.

Время занятия: 20 минут

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Упражнение 1.  Способы применения предмета.

Цели:

  • развитие вербального и абстрактно-логического мышления;
  • формирование способности к мысленному анализу и синтезу.

Ход упражнения:

Задается какой-нибудь предмет, необходимо назвать как можно больше способов его применения. Причем, можно называть способы, взятые из реальной жизни и способы придуманные.

1 вариант:  книга.

2 вариант:  помидор.

Например, по варианту. 2 могут быть названы способы из реальной жизни: помидор можно скушать, сделать из него салат, добавить в борщ. Из фантастических способов: из огромного помидора можно сделать жилище; засушить помидор и сделать шляпу. Можно предложить игрокам описать ситуацию, возникающую при реализации фантастического способа применения.

Время: Задание выполняется в течение 15 минут

Упражнение 2.  Ситуация.

Цели:

  • развитие вербального интеллекта;
  • развитие способности к вербальному анализу, умению осуществлять доказательство.

Ход упражнения:

Задается определенная ситуация, участники игры должны придумать причины ее возникновения, а также развить ситуацию дальше, чтобы показать ее последствия.

1 вариант:  вернувшись из магазина, ты обнаружил, что дверь твоей квартиры распахнута...

2 вариант:  когда Гена шел по темному лесу, вдруг впереди он увидел яркий свет...

Например, по варианту 2 могут быть придуманы следующие причины: на лесную поляну села летающая тарелка, впереди в лесу был пожар, в лесу горел костер, впереди всходило солнце и др.

Время: Задание выполняется в течение 20 минут

ЗАНЯТИЕ 5.

Цель занятия: развитие вербального интеллекта.

Время занятия: 40 минут

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Упражнение 1.  Сокращение.

Цель: развитие вербального и формального интеллекта.

Ход упражнения:

Зачитывается рассказ объемом 10-15 предложений. Участники игры должны передать его содержание своими словами, используя 2-3 фразы. Необходимо сохранить самое существенное. К одному рассказу может быть придумано 3-5 сокращенных вариантов.

Время: Задание выполняется в течение 20 минут

Упражнение 2.  Количественные отношения.

Цель: развитие формального интеллекта.

Ход упражнения:

Детям предъявляется ряд однотипных логических задач. Нужно сделать умозаключение и определить отношение двух величин, например,

А больше Б в 9 раз;

 Б меньше В в 4 раза

определить, что больше – А или В? Ясно, что А больше В ( это видно из того, что если А = 9, то Б = 1, если Б = 1, то В = 4. Следовательно, А = 9 больше В = 4).

1. А больше В в 9 раз

Б меньше В в 4 раза

В              А

2. А меньше Б в 3 раза

Б больше В в 4 раза

В              А

Время: Задание выполняется в течение 20 минут.

ЗАНЯТИЕ 6.

Цель занятия: развитие вербального и абстрактно-логического мышления;

формирование способности производить синтез, анализ, установление сходства и различий.

Время занятия: 40 минут

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Упражнение1.  Изменение привычных временных связей:

Цели:

  • развитие вербального и абстрактно-логического мышления;
  • формирование способности производить синтез, анализ, установление сходства и различий.

Ход упражнения:

Данный вид упражнения направлен на развитие гибкости мышления. Развить умение оперировать образами и понятиями.

  1. Прием отчленения одного из явлений от другого в привычном для человека временном ряду (например, представить гром без молнии и т. д. И описать, что это значит – выстрел).
  2. Прием замены привычного временного порядка на прямо противоположный (обратный, например, гром – молния).
  3. Прием редкого сокращения интервалов времени между некоторыми событиями например, сократить период от рождения до смерти до одного дня и сочинить сюжет этого дня, описать диалог Аристотеля и Ньютона, человек настоящего и будущего).
  4. Прием перемещения вдоль всей временной оси существования некоторого предмета (например, телевизор – его роль в настоящем, изменение в будущем, прототипы в прошлом).

Время: Задание выполняется в течение 35 минут

ЗАНЯТИЕ 7.

Цель занятия: развитие гибкости мышления; развитие абстрактно-логического и вербального мышления.

Время занятия: 40 минут

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Упражнение1.  Изменение привычных пространственных связей.

Цели:

  • развитие гибкости мышления;
  • развитие абстрактно-логического и вербального мышления.

Ход упражнения:

  1. Прием замены привычных пространственных связей на необычные (например, автомобиль – на/под – дорога – надо описать).
  2. Прием совмещения различных объектов, обычно разъединенных в пространстве (травинка – авторучка, ягода – картина и пр.).
  3. Прием разъединения обычно связанных в пространстве фактов (рыба без воды, магазин без денег).

Время: Задание выполняется в течение 30 минут

ЗАНЯТИЕ 8.

 

Цель занятия: развитие вербального и абстрактно-логического мышления; развитие способности к синтезу и анализу, способность выявлять общее.

Время занятия: 40 минут

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Упражнение1. Изменение привычных связей общности.

Цели:

  • развитие вербального и абстрактно-логического мышления;
  • развитие способности к синтезу и анализу, способность выявлять общее.

Ход упражнения:

  1. Прием логического вычитания из объектов общностного признака (из объектов “земля” и “мяч” логически вычитывается признак “круглость” –  плоская земля и что на ней происходит).
  2. Прием усиления связей по общности (или действия) между первоначально разнородными объектами. Требуется довести их до взаимопревращения, найти пути сближения: “дождь” и “ракета” – падают на землю. Разложить воду на кислород и водород – топливо для ракеты.
  3. Прием замены привычных отношений на прямо противоположные (например: дым полезнее чистого воздуха).

Время: Задание выполняется в течение 30 минут

ЗАНЯТИЕ 9.

Цель занятия: развитие вербального и абстрактно-логического мышления.

Время занятия: 40 минут

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Упражнение1. Изменение привычных связей преобразования действий.

Цель: развитие вербального и абстрактно-логического мышления.

Ход упражнения:

  1. Прием отчленения действий: лишение объекта возможности производить привычные, преобразования (автомобиль, который ничего не перевозит, груз, который ничего не весит, пища которой не насытишься).
  2. Прием получения некоторого результата без привычного источника действий ( дом построен без строителей, концерт без артистов)
  3. Прием блокирования ожидаемого результата в привычной структуре действия (машина перевозит человека, но он остается на том же месте.)
  4. Прием изменения привычного направления действия (дым ядовит для человека, человек ядовит для дыма или холод прячется от человека)

Время: Задание выполняется в течение 30 минут

ЗАНЯТИЕ 10.

Цель занятия: развитие критичности мышления.

Время занятия: 40 минут

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Упражнение1. Опечатка.

Цель: развитие критичности мышления.

Ход упражнения:

В тексте допущена опечатка – пропущено одно слово. Из-за этого одно из предложений противоречит смыслу всего текста. Найдите это предложение и исправьте опечатку.

Время: Задание выполняется в течение 30 минут

Занятие 11. “Мы всё замечаем!”

Цель занятия: увеличение объема внимания, развитие концентрации внимания.

Стимульный материал для занятия: 2 набора “найди отличия”, поле из 12 клеток (лист А4) и набор карточек с животными (12 шт.).

Время занятия: 40 минут

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Упражнение1. “Чего не хватает?”

Цель: усиление концентрации внимания.

Стимульный материал для упражнения: 2 набора “найди отличия”.

Ход упражнения:

Дети делятся на две команды. Каждая команда получает по 2 рисунка и задание: найти в них отличия.

Время: 10 минут

Упражнение 2.  Игра “Акустики”

Цель: развитие способности концентрировать внимание на одном виде деятельности.


Ход упражнения:

Дети садятся в круг. Ведущий дает задание: ”Закройте глаза и внимательно слушайте, что происходит в коридоре”. Через минуту происходит опрос. Затем слушаем, что происходит в кабинете. Затем, что происходит за окном.

Время: 15 минут


Упражнение 3.  Игра “Зоопарк”

Цель: увеличение объема зрительного внимания.

Стимульный материал для игры: поле из 12 клеток (лист А4) и набор карточек с животными (12 шт.)

Ход упражнения:


Задача детей запоминать, в какой клетке живет, какое животное. Ведущий начинает предъявлять карточки с животными. Предъявляется поле с 4 животными (на 30 сек). С каждым показом число животных увеличивается.

Время: 15 минут


Занятие12 . “Фигаро здесь, Фигаро там”.

Цель занятия: тренировка переключения и распределения внимания.

Стимульный материал для занятия: поле из 12 клеток (лист А4), бумага, пишущие принадлежности.

Время занятия: 40 минут


ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Упражнение 1. “Квадрат”

Цель: тренировка распределения зрительного внимания.

Стимульный материал для упражнения: поле из 12 клеток (лист А4), бумага, пишущие принадлежности.

Ход упражнения:

Детям предъявляется поле, на котором в случайном порядке расставлены числа от 1 до 16. Задача детей как можно быстрее расставить числа в возрастающем порядке. Задание выполняется индивидуально на своем листе. Тот, кто закончил, показывает ведущему. После первых трех правильных ответов игра останавливается.

Время: 10 минут

Упражнение 2. Игра “Пишущая машинка”

Цель: тренировка активного внимания.

Ход упражнения:

Каждому ребенку присваивается одна буква. Ведущий называет слово. Если в этом слове есть буква, которая ему присвоена, ребенок должен выйти к доске.
Слова для игры: еж, дом, папа, цирк, каша, рама, рука, вода, бык, герб, заря, сон.
Буквы: е, ж, д, о, м, п, а, ц, и, р, к, ш, у, в, б, ы, г, з, я, с, н.

Время: 20 минут

Упражнение 3. Упражнение “Четыре стихии”

Цель: развитие слухового внимания, связанного с двигательной координацией.

Ход упражнения:

Дети слушают ведущего, а затем повторяют вместе с ним, какие движения соответствуют каким командам.

Далее дети начинают бегать по кругу, но как только звучит команда, застывают в определенной позе. Невнимательные выбывают.

команда

Движение руками

Земля

Опускаем руки вниз

Вода

Вытягиваем руки вперед

Воздух

Поднимаем вверх

огонь

Прижимаем к груди

Время: 10 минут

Занятие 13. “ Стойкий оловянный солдатик”

Цель занятия: развитие объема, концентрации и устойчивости зрительного и слухового внимания.

Время занятия: 40 минут

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Упражнение 1.  “ Будь внимателен!”

Цель: развитие устойчивости слухового внимания.

Ход упражнения:

Дети под музыку маршируют, как только музыка останавливается, дети должны остановится. Невнимательные выбывают из игры.

Время: 10 минут

Упражнение 2. Игра “ Зеркало””

Цель: развитие способности концентрировать внимание.

Ход упражнения:

Дети разбиваются на пары. Один ребенок показывает простые движения руками, туловищем, второй ребенок – повторяет. Через 5 мин. дети меняются ролями.

Обсуждение, кто был лучшим “зеркалом”.

Время:  15 минут

Упражнение 3.  “Три изменения

Цель:  увеличение объема зрительного внимания.

Ход упражнения:

Дети стоят в ряд. Один ребенок – ведущий. Задача ведущего внимательно посмотреть на ряд детей, отвернуться, потом назвать какие изменения произошли.
Можно помочь ребенку. Кто поменялся местами? Что изменилось в одежде, прическах? Какие новые предметы?

Время: 15 минут

Занятие 14. “ Смотри - не смотри”

Цель занятия: тренировка переключения, распределения и избирательности внимания.

Стимульный материал для занятия: Таблица с определенным количеством разных предметов, таблица с набором букв для каждого ребенка, лист со словами – мяч, слон, облако, дом, карандаш.

Время занятия: 40 минут

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Упражнение 1.  “Математик”

Цель: развитие способности распределять зрительное внимание.

Стимульный материал для упражнения: Таблица с определенным количеством разных предметов.

Ход упражнения:

Дети рассчитываются на 1–4. Каждому ребенку в соответствии с его числом надо сосчитать количество определенного предмета в таблице.

Время: 10 минут

Упражнение 2.  “ Найди слово”

Цель: тренировка избирательности внимания.

Стимульный материал для игры: таблица с набором букв для каждого ребенка, лист со словами – мяч, слон, облако, дом, карандаш.

Ход упражнения:

Детям предлагается найти в таблице слова (буквы, из которых состоит то или иное слово) и закрасить их разными цветами.

Время: 15 минут

Упражнение 3.  Игра “День – ночь”

Цель: развитие способности переключения зрительного и слухового внимания.

Ход упражнения:

Дети в кругу. Объяснение правил. Когда играет музыка – день, когда ее нет – ночь. Днем каждый игрок должен активно передвигаться, разговаривать и наблюдать за другими. Ночью все должны молчать, не ходить и закрыть глаза – уснуть. Ночью нужно внимательно слушать, что происходит вокруг.
Через 6 мин. (по три минуты на каждое время суток), ведущий собирает детей в круг и спрашивает: кто что видел и слышал.

Время: 15 минут

Занятие 15. “Смотрю и запоминаю”

Цель занятия: тренировка зрительной памяти, увеличение её объёма.

Стимульный материал для занятия: Листы с перечнем слов для каждого участника (лук, ежевика, тоник, манго, пирожное, слава, фундук, базилик,  тесто, овсянка, яйцо, креветка, лимонад, ветчина, майонез)

Время занятия: 40 минут

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Упражнение 1.  “Запомни и  запиши”

Цель: способствование увеличению зрительной памяти.

Стимульный материал для упражнения:  Лист с перечнем слов для каждого участника (лук, ежевика, тоник, манго, пирожное, слава, фундук, базилик,  тесто, овсянка, яйцо, креветка, лимонад, ветчина, майонез)

Ход упражнения:

Прочитайте внимательно список слов, который перед вами. Затем переверните страницу и на обратной стороне листа запишите на память слова, которые вы только что прочитали.

Время: 10 минут

Упражнение 2.  “Эти забавные цифры”

Цель: способствование увеличению зрительной памяти.

Ход упражнения:

За 20 секунд нужно запомнить 10 чисел, написанных на доске, а затем записать те, которые удалось запомнить.

43, 12, 31, 81, 72, 15, 4, 96, 10, 37

Время: 10 минут

Упражнение 3.  “Слова в домике”

Цель: способствование увеличению зрительной памяти.

Ход упражнения:

На доске нарисовано 10 разных прямоугольников в них вписаны слова. Рассмотрите прямоугольники в течение 10 секунд, начертите подобные и впишите в них слова в точном соответствии с рисунком. За каждое правильно написанное слово начисляется 10 баллов. Если слово написано правильно, но расположено не на том месте, начисляется 5 баллов. Сумма баллов и есть эффективность памяти с пространственными сочетаниями.

Время: 10 минут

Упражнение 4.  “Каждому слову свой номер”

Цель: способствование увеличению зрительной памяти.

Ход упражнения:

Внимательно прочитайте слова, записанные на доске. Затем доска переворачивается. Запомнившиеся слова запишите в тетрадь вместе с порядковым номером. Слова, написанные вместе с порядковым номером, оцениваются в 10 баллов. Слова, написанные без порядковых номеров, оцениваются в 5 баллов.

1. зима

2. магазин

3. заповедник

4. василек

5. малина

6. анализ

7. ответ

8. ежевика

9. буфет

10. водопровод


Время: 10 минут

Занятие 16. “Слух шпиона”

Цель занятия: тренировка слуховой памяти, увеличение её объёма.

Время занятия: 40 минут

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Упражнение 1.  “Запомни и  запиши”

Цель: способствование увеличению слуховой памяти.

Ход упражнения:

Внимательно вслушайтесь в следующие десять слов вместе с их порядковыми номерами. Каждое слово читается одну секунду. Все запомнившиеся вам слова запишите вместе с порядковым номером. Правильным ответом считается тот, в котором номер и слово записаны верно. Каждый ответ оценивается в 10 баллов. Если слово написано правильно, а номер не совпадает или пропущен, ответ оценивается в 5 баллов. Сумма баллов за каждый ответ — оценка эффективности слуховой памяти.

  1. снег
  2. экскаватор
  3. ветер
  4. воспитатель
  5. арифмометр
  6. дневник
  7. велосипед
  8. ручка
  9. фонендоскоп
  10. автомат

Время: 10 минут

Упражнение 2.  “Я умею слушать”

Цель: способствование увеличению слуховой памяти.

Ход упражнения:

В течение двух минут прослушайте короткий рассказ, а затем запишите себе на листок в той логической последовательности, в которой вы его прослушали. Подсматривать в текст соседа нельзя.

Текст: Корабль вошел в бухту. Море сильно волновалось. Ночь простояла на якоре. Утром подошли к пристани. 18 моряков отпустила на берег. 10 человек ушли в музей. Восемь матросов решили просто погулять по городу. К вечеру собрались все вместе в городском парке, а в 11 часов вечера вернулись на корабль. К этому времени оставшиеся моряки провели выгрузку. Вскоре корабль отправился в другой порт.

Время: 15 минут

Занятие 17. “Я всё помню!”

Цель занятия: тренировка долговременной памяти, увеличение её объёма.

Стимульный материал для занятия: Настенный календарь

Время занятия: 40 минут

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Упражнение 1.  “Экскурсия в прошлое

Цель: способствование активации долговременной памяти.

Ход упражнения:

Соверши экскурсию в свое прошлое. Вспомни последнюю неделю и все события в деталях, которые произошли на этой неделе. Затем — последний месяц, а потом — последний год.

Время: 15 минут

Упражнение 2.  “Игра с календарём”

Цель: способствование активации долговременной памяти.

Ход упражнения:

Закрой глаза, поставь палец на какое-нибудь число в календаре прошлого месяца. Открой глаза, посмотри, какое это число, представь этот прожитый тобою день в деталях.

Время: 20 минут

Занятие 18. “Фантазёры, фантазёры”

Цель занятия: способствование развития фантазии, творческого воображения.

Время занятия: 40 минут

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Упражнение 1.  “Придумай окончание рассказа”

Цель: способствование активации творческой активности, фантазии.

Ход упражнения:

Рассказ 1. По грибы

Андрюша с Надей собрались в лес, по грибы, дедушка дал им по лукошку и сказал: «Ну-ка, кто больше наберет?»

Вот они шли-шли, собирали- собирали, пошли домой. У Андрюшки — полное лукошко, а у Нади — половина. Надя сказала: «Андрюша, давай меняться лукошками». «Давай», — согласился Андрюша. Вот они пришли домой, дедушка посмотрел и говорит: «Ай да Надя! Гляди-ка, больше Андрюши набрала»…

Рассказ 2. Земляника

Вот и земляника поспела. Бабушка с Наташей взяли кружечки, пошли в лес и давай собирать. Только бабушка собирает в кружечку, а Наташа — в рот. Пришли они домой. У бабушки полная кружечка, а у Наташи нет ничего, даже дедушку угостить нечем …

Рассказ З. Леденец

Мама уходила из дома и сказала Мише:

— Я ухожу, Мишенька, а ты веди себя хорошо, не шали без меня и ничего не трогай. За это подарю тебе большой красный леденец.

Мама ушла. Миша сначала вел себя хорошо: не шалил и ничего не трогал. Потом он только подставил к буфету стул, залез на него и открыл в буфете дверцы. Стоит и смотрит в буфет. А в буфете стояла сахарница. Он взял ее, поставил на стол, открыл крышку, а там сверху леденец лежит. Миша запустил в сахарницу руку, вытащил леденец и стал сосать. Пососет и посмотрит, много ли еще осталось.

Наконец, леденец стал совсем маленьким, со спичку. Миша положил его в рот, а сахарницу хотел поставить на место. Взял ее, а она прилипла к рукам и — бух на пол. Разбилась на две половинки...

Время: 20 минут

Упражнение 2.  “Яркое из простого”

Цель: способствование активации творческой активности, фантазии.

Ход упражнения:

Вам даны 4 предложения, постарайтесь превратить их в очень яркие праздничные и красивые предложения:

1. Музыкант держит в руках флейту.

2. Картофель созрел на полях.

З. дети ушли гулять.

4. Мама поставила цветы в вазу.

5. День закончился, наступила ночь.

Время: 20 минут

Занятие 19. “Моё воображение и умение фантазировать”

Цель занятия: способствование развития творческого воображения.

Стимульный материал для занятия: листы и  пишущие принадлежности (карандаши, ручки, фломастеры)

Время занятия: 40 минут

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Упражнение 1.  “Придумай рассказ”

Цель: способствование активации творческой активности, воображения.

Ход упражнения:

Придумайте рассказы, в которых первые предложения будут такими. (В рассказе должно быть не более 10 предложений.)

1. Кошка приближалась бесшумно к своей жертве.

2. Дверь закрылась.

З. Маленькая звезда, улыбаясь, смотрела на землю.

4. Крестьяне героически борются за урожай.

Время: 15 минут

Упражнение 2.  “В лапах злого волшебника”

Цель: способствование активации творческой активности, воображения.

Стимульный материал для упражнения: листы и  пишущие принадлежности (карандаши, ручки, фломастеры)

Ход упражнения:

Вы попали к злому волшебнику. Он отпустит вас, если вы:

— нарисуете картину, в которой несовместимые вещи станут совместимыми;

— расскажете о стране и людях, доселе нам неизвестных;

— придумаете новое блюдо, которое не пробовал еще ни один человек.

Время: 15 минут

Упражнение 3.  “Машина времени”

Цель: способствование активации творческой активности, воображения.

Ход упражнения:

Мы отправляемся в путешествие на «машине времени». Мимо нас пролетают века и страны. Машина сама определяет, в каком веке и стране совершить остановку и указывает на любого из нас. Задача того, на кого укажет машина, представить себя в этом веке и в этой стране, придумать о себе небольшой рассказ.

Время: 10 минут

Занятие 20. «Этот необычный и волнующий 5-й класс»

 

Цель занятия: Познакомить детей с целями занятий, формой работы; принять правила поведения на занятии; профилактика проблем адаптации: мобилизация внутреннего ресурса, умения самостоятельно проявлять активное участие и сотрудничать со сверстниками в дискуссиях.

Необходимые материалы: Тетради, ручки, небольшие листочки бумаги для записей, альбомные листы, мягкая игрушка или мяч.

Время занятия: 40 минут

План занятия

Упражнение 1. «Имя и цветок»

Выбор способа приветствия. Приветствие

Цель: дать каждому ребенку возможность представить себя другим детям.

Ход упражнения: Каждый из участников называет своё имя и цветок на заглавную букву этого имени, с которым ребята могут себя ассоциировать.

Рефлексия: Насколько легко было вспомнить цветок на заданную букву, который бы «соответствовал» тому или иному ребёнку?

Время: 10 минут

Принятие правил.

Упражнение 2. «Всаньте те, кто…»

Цель: Разогревающее упражнение, направленное на активацию активности участников, снятию напряжения.

Ход упражнения: Ребята сидят в кругу. В центре – Ведущий. Количество стульев меньше на 1, чем участников. Ведущий говорит: “Встаньте, кто...” и называет какое-либо качество, например кто, считает себя добрым, умным справедливым, красивым, терпеливым, сильным и так далее.

Те, у кого присутствует названный признак, встают, и стараются занять свободное место, кроме рядом стоящего стула. Далее игра повторяется снова с новым ведущим

Рефлексия: 

  • О ком ты узнал что-нибудь новое?
  • Был ли ты удивлён тем, что вместе с тобой вставал тот или иной человек?
  • Сошлись ли твои представления о твоих представлениях об  интересах и пристрастиях твоих одноклассников с их реальными интересами?  

Время: 15 минут

Упражнение 3. «Что важно для меня»

Цель: Помочь детям поделиться своими представлениями о себе и своих интересах, которые делают их особенными, не похожими на других

Ход упражнения: Ребятам необходимо представить, что они с родителями надолго уезжают, чтобы провести каникулы на необитаемом острове. Родители предлагают детям взять с собой чемодан и упаковать в него ровно три вещи, самые важные для них.

Что вы выберете? Названия этих вещей напишите на листе бумаги (5 минут).
Далее ребятам необходимо прочитать список и рассказать, почему они выбрали именно эти три вещи.

Рефлексия: 

  • Кто-нибудь выбрал то же, что и ты?
  • Какой предмет из тех, которые кому-нибудь захотелось взять с собой, был, на твой взгляд, самым необычным?
  • Чьи записи тебя удивили?

Время: 20 минут

Обсуждение занятия:

  • Есть ли на свете такие вещи, которые интересны и важны большинству из нас?
  • Что понравилось на занятии, а что – нет?

Выбор способа прощания. Прощание

Занятие 21. «Мы и школа»

Цель занятия: Проработка трудностей, возникающих у ребят в процессе обучения в школе, изучение уровня тревожности, мнения учащихся о степени значимости школы в их жизни.

Время занятия: 40 минут

План занятия

Приветствие

Упражнение 1. «Кто ты? Кто я?»

Цель: Изучение уровня тревожности учащихся класса.

Ход упражнения: Ребятам  предлагается вспомнить год поступления в школу. Предлагается обсудить вопросы, которые могут служить рефлексией.

Рефлексия: 

  • Что связано с этим годом для вас?
  • Каким был ваш первый школьный день?
  • Что вам больше всего запомнилось из первого школьного дня?
  • Какой вам представлялась школа тогда, и какой она вам кажется сейчас?

Упражнение 2. «Ассоциации»

Цель: Изучение степени тревожности учащихся, связанной со словом «школа»; изучение мнения учащихся о степени значимости школы в их жизни.

Ход упражнения: Учащимся предлагается назвать прилагательные, которыми они хотели бы охарактеризовать свою школу и поделиться своим мнением о том, чему учат в школе. Например:

  • Школа, в которой я учусь,…
  • В нашей школе учат...

Рефлексия: 

  • Насколько откровенны вы были?
  • Какие чувства возникали при рассуждениях о школе?

Время: 10 минут.

Упражнение 3. «Температура»

Цель: Дать возможность учащимся проговорить свои учебные трудности и определить свое к ним отношение.

Ход упражнения: Ведущий: Ребята! Когда человек болеет, он непременно меряет температуру. Она у него почти всегда повышенная. Если человек не хочет что-либо делать, у него тоже может повыситься температура.

По какой причине, кроме болезни, может повыситься температура у вас?

Рефлексия: 

  • Насколько легко было вспомнить ситуацию повышения температуры вашей жизни?
  • Насколько легко было рассказывать о той или иной жизненной ситуации?

Время: 10 минут.

Упражнение 4. «В гостях у сказки»

Цель: Преодоление негативных эмоций, связанных с обучением в школе.

Ход упражнения:

Ребятам предлагается прослушать сказку и  придумать её  окончание и объяснить, почему они придумали именно такое окончание сказки.

Текст сказки: В далекие времена в одной семье жил мальчик. Был он веселый, непоседливый, любил играть с другими мальчиками во дворе в свои мальчишеские игры, помогал папе выполнять нехитрую мужскую работу, а маме — даже мыть посуду!

Учился этот мальчик в школе, в селе она была одна, и рано поутру все мальчики и девочки вприпрыжку бежали в школу.

Кто- то бежал с охотой, кому-то было трудно проснуться, и он, пыхтя, бежал позади всех. Самым последним бежал в школу знакомый нам мальчик. Не то чтобы ему не хотелось учиться, просто было очень трудно рано вставать из теплой постели, одеваться и делать так каждый день.

Однажды, когда он в очередной раз оказался самым последним на дорожке, ведущей в школу, прямо перед собой он увидел перышко необыкновенной красоты. Оно сверкало на солнце и переливалось всеми цветами радуги. Мальчик остановился, схватил перышко и забыл о том, что ему нужно бежать в школу...

В течение секунды перышко подняло мальчика, закрутило в вихре и забросало его на радугу, которая висела над школьным двором.

Мальчик кувыркался на радуге, прыгал, стоял на голове, смотрел на школу, в которой в это время сидели за партами мальчики и девочки аз его села, смеялся, свистел и вообще делал то, что ему больше всего хотелось делать.

Так прошел час, два, три, а что было потом с мальчиком?

Рефлексия: Учащимся предлагается закрыть глаза и представить себе лицо мальчика, который очутился на радуге.

  • Кто хотел бы оказаться на месте мальчика и почему?
  • Можем ли мы считать, что мальчик совсем не хотел учиться в школе?
  • Чем может быть вызвано такое поведение мальчика?

Время: 15 минут.

Обсуждение занятия:

  • Понравилось ли вам занятие?
  • Что запомнилось больше всего?
  • Оценка занятию — от 0 до 10 баллов.

Прощание

Занятие 23. «Вот он - я»

Цель занятия: Развивать умение самоанализа и самовыражения; стимулировать фантазию, воображение учащихся; способствовать снятию тревоги. 

Необходимые материалы: Картонные кружки по три штуки каждому учащемуся (цвета: красный, желтый, зеленый); кусочки мягкой проволоки длиной 10 см; булавки; музыкальное сопровождение; карандаши, фломастеры, листы бумаги

Время занятия: 40 минут

План занятия

Приветствие

Упражнение 1. «Светофор»

Цель: Обменяться мнениями о прошлом занятии, настроить учеников на участие в следующем занятии.

Необходимые материалы: Картонные кружки по три штуки каждому учащемуся (цвета: красный, желтый, зеленый).

Ход упражнения: Ребятам раздаются «сигналы светофора» (картонные кружки разных цветов). С их помощью участники высказывают своё мнение о прошлом занятии.

Ведущий: Итак, если во время нашей прошлой встречи вам было неуютно или неинтересно, то вы поднимаете красный кружочек.

Если на прошлом занятии вам было интересно, но вам что-то не понравилось, или какое-то упражнение вызвало у вас чувство дискомфорта, то вы поднимаете желтый кружок.

А если вам очень понравилась прошлая наша встреча, вам было интересно, вы узнали для себя что-то новое, то вы поднимаете зеленый кружок.

Я считаю до трех, и мы включаем светофор. Раз... Два... Три...

Рефлексия: 

  • Почему вы сделали такой выбор?
  • Аргументируйте свой выбор.

(Особое внимание уделяет детям, поднявшим красный кружок) 

Время: 5 минут.

Упражнение 2. «Волшебная эмблема»

Цель: Развивать умение самоанализа и самовыражения; стимулировать фантазию, воображение учащихся; способствовать снятию тревоги.

Необходимые материалы: Кусочки мягкой проволоки длиной 10 см; булавки; музыкальное сопровождение.

Ход упражнения: Ведущий. А сейчас мы с вами немного поиграем. Идя к вам на встречу, я захватила с собой необыкновенные кусочки обыкновенной проволоки. Я предлагаю вам сделать из кусочка проволоки свою эмблему, которая могла бы многое рассказать о вас, если бы была живой.

К примеру, вот этот треугольник — я думаю, что я похожа на треугольник, потому что каждый день я открываю в себе свою новую вершину треугольника.

А теперь попробуйте и вы сделать такие эмблемы. Подумайте над тем, что сможет рассказать о вас другим людям неприметный кусочек

проволоки. Я уверена, что ваши рассказы, как и эмблемы, будут очень интересными.

После окончания упражнения приколоть эмблемы к одежде с помощью булавок.

Рефлексия: Попросить ребят рассказать, что значат их фигурки, почему они такими себя изобразили

Время: 10 минут.

Упражнение 3. «В гостях у сказки»

Цель: Развитие фантазии, умения понимать и передавать чувства других людей; сочинение собственных сказок на основе полученных рисунков.

Необходимые материалы: Карандаши, фломастеры, листы бумаги. Музыкальное сопровождение.

Ход упражнения: Ведущий: А теперь давайте вспомним наше прошлое занятие. Вспомните сказку про мальчика и радугу. Я хочу, чтобы каждый из вас вспомнил сказку и определил в ней самый тревожный и запоминающийся момент.

Попробуйте нарисовать этот момент на лежащих перед вами листах бумаги. Озаглавьте свой рисунок, объясните, почему вы его так назвали. (Возможна работа в парах.) Далее ученики зачитывают свои сказки. По окончанию каждой сказки весь класс хлопает выступавшему ученику.

Рефлексия: Попросить ребят рассказать,

Время: 15 минут.

Обсуждение занятия:

Упражнение 4. «Прощание»

Цель: Подведение итогов занятия; оценка учащимися проведенного занятия с помощью кружков.

Необходимые материалы: цветные картонные кружки.

Ход упражнения: Ребятам предлагается с помощью кружков «светофора» определить эффективность прошедшего занятия.

Время: 5 минут.

Прощание

Занятие 24. «Познай себя»

Цель занятия: Создать у учеников мотивацию на самопознание; способствовать развитию самопознания, рефлексии у учащихся и уверенности в себе. 

Необходимые материалы: Тетради, ручки, карандаши, разноцветная коробка с прорезями, обклеенная полосками из шести разных цветов.

Время занятия: 40 минут

План занятия

Приветствие

Упражнение 1. «Цвет настроения»

Цель: Снятие напряжения, создание у учеников мотивации на самопознание.

Необходимые материалы: Разноцветная коробка с прорезями, обклеенная полосками из шести разных цветов.

Ход упражнения: По кругу передаётся разноцветная коробка, и ребята по очереди определяют цвет настроения, соответствующего сегодняшнему.  

Рефлексия:

  • По каким причинам у тебя то или иное настроение?
  • Хотелось ли тебе его изменить на протяжении сегодняшнего занятия, дня?
  • Как считаешь, получится ли это сегодня?

Время: 5 минут 

Упражнение 2. Самоанализ «Кто я? Какой я?»

Цель: Формирование позитивного отношения к своим возможностям, принятия себя и стремление к совершенствованию; определение общности между участниками группы.

Ход упражнения: Необходимо продолжить письменно три предложения:

Я думаю, что я...;

Другие считают, что я...;

Мне хочется быть...
Для каждого предложения подберите от 5 до 10 определений из списка на доске.
Количество совпадений подсчитывается, на доске отмечается, как много общего между учащимися.

Рефлексия: 

  • Узнали ли вы о ком-то что-то новое?
  • Описывали ли вы только свои положительные стороны?

Время: 20 минут 

Упражнение 3. «Вот я какой! Угадали?»

Цель: Формирование позитивного отношения к своим возможностям, принятия себя и стремление к совершенствованию.

Ход упражнения: Ребята заполняют анкету, в которой описывают себя и свои увлечения, но не подписывают работу (все ставят на ней свой значок). Сдают свои варианты. Ведущий их перемешивает и раздает. Ребятам необходимо при озвучивании работы узнать, чья она.

Рефлексия:

  • Насколько легко было угадать анкету того или иного человека?
  • Описывали ли вы только свои положительные стороны в анкете?
  • Какие испытали трудности?

Время: 20 минут 

Обсуждение занятия:

  • Понравилось или нет занятие?
  • Что нового узнали из занятия?
  • Что больше всего запомнилось? Что удивило?
  • Кого трудней оценивать – себя или других?

Прощание

Занятие 25. «Новичок в средней школе»

Цель занятия: Способствовать развитию умения учиться, планировать свою деятельность; обсудить новые условия учебного процесса в средней школе.

Необходимые материалы: Тетради, ручки, небольшие листочки для записей, футляр для очков, памятка для учащихся «Как готовить домашние задания».

Время занятия: 40 минут

План занятия

Приветствие

Упражнение 1. «Воображала»

Цель: Снятие напряжения, стремление правильно воспринимать и сравнивать свои достижения с успехами других

Необходимые материалы: Тетради, ручки, небольшие листочки для записей, футляр для очков

Ход упражнения: Ведущий предлагает ребятам стать изобретателями и придумать все возможные варианты использования футляра для очков. Необходимо записать варианты в течение 5 минут. Победителем окажется тот, кто придумает самый оригинальный и неповторимый способ применения предмета.

Рефлексия:

  • Чья придумка понравилась больше всего?
  • Насколько легко восприняли то, что ваш способ оказался не самым оригинальным?

Время:  15 минут

Упражнение 2. «Новичок Том »

Цель: Способствование развитию умения учиться, планировать свою деятельность; обсуждение новых условий учебного процесса в средней школе; развитие навыков сотрудничества

Ход упражнения: Ведущий:  Сегодняшнее наше занятие посвящено «новичкам» – тем, кто никогда раньше не учился школе. Давайте представим, ребята, что к нам в школу приехал кто-то из другой страны. Он хочет продолжить свое обучение в нашей школе. Но прежде чем мы поможем ему познакомиться с жизнью школы, давайте дадим ему имя.

 Ребята выдвигают свои версии (не больше пяти) и на основе голосования выбирают имя – например, Том.

Теперь давайте подумаем, что мы ему расскажем о жизни в школе?

Дети называют варианты: про учителей; школьников; об уроке; домашней работе; контрольных, письменной и устной работе на уроке и т.д.

Хорошо, тогда начнем, например, с того, как надо работать на уроке.
Ведущий предлагает ряд вопросов, на которые ребята дают развернутые ответы, характеризующие как их осведомленность, так и возможность проявить себя (главное – не бояться ошибок при высказывании своего мнения).

Список вопросов

1. Работа в классе на уроке

Зачем нужно быть внимательным на уроках? Если ты на уроке что-то не понял, что надо сделать? Почему? Что произойдет, если вы неправильно решите домашнее задание? Зачем нужно повторять правила, прежде чем начать делать домашнее задание? Если что-то на уроке кажется трудным, что необходимо сделать?
2. Работа с учебным материалом

 Какие книги нам помогают получать дополнительную информацию по изучаемому предмету? Откуда и как вы узнаете, что по какому предмету делать? Как часто узнаете, что задано, у одноклассника по телефону? Прежде чем выполнять задание, зачем необходимо выучить правила назубок?

3. Работа над домашним заданием

С какого предмета вы начинаете выполнять домашнее задание? Чем заканчиваете?

Рефлексия: Придерживаетесь ли вы определённого школьного «расписания»?  

Время:  30 минут

Обсуждение занятия:

  • Понравилось или нет занятие?
  • Что нового узнали из занятия?
  • Что больше всего запомнилось? Что удивило?

Прощание

Занятие 26. «Понимаем ли мы друг друга»

Цель занятия: Показать значимость собственного «Я»; подвести учащихся к пониманию необходимости жить в согласии с собой и другими; показать важность взаимопонимания.

Материалы: Тетради, бланки теста «Умеешь ли ты слушать?».

Время занятия: 40 минут

План занятия

Приветствие

Упражнение 1. «Где я?»

Цель: Разогревающее упражнение, направленное на снятие напряжения

Ход упражнения: В этом упражнении ведущий игрок – детектив должен назвать с закрытыми глазами, где находится человек, издающий звуки.

Рефлексия: 

  • Что в этом упражнении оказалось самым сложным?
  • Насколько легко было определять месторасположение того или иного человека?

Время: 5 минут

Упражнение 2. «Рисунок по инструкции»

Цель: Стимулирование сосредоточения внимания,  развитие умения слушать и слышать.

Ход упражнения: Это упражнение требует сосредоточенности и умения действовать по правилу. Сначала все рисуют свой домик. Потом, убрав рисунок, достают чистый лист и работают в парах – один рисует с закрытыми глазами дом под диктовку соседа - автора. В конце сравнивают, похож ли рисунок на авторский. Затем ребята меняются местами.

Рефлексия: После упражнения обмениваются впечатлениями: партнерам дается возможность обсудить ход совместной работы.

Время: 15 минут

Упражнение 3. «Умеете ли вы слушать?»

Цель: Развитие умения слушать и слышать.

Ход упражнения: Каждый учащийся получает бланк с вопросами. Всего 7 вопросов, сразу на занятии ребята изучают результат.

Тест «Умеете ли вы слушать?»

Каждый учащийся получает бланк с вопросами:
1. Ты часто отвлекаешься, когда с кем-то разговариваешь?
2. Делаешь ли ты только вид, что слушаешь, а сам думаешь о другом?
3. Реагируешь ли ты эмоционально на слова рассказчика?
4. Ты часто перебиваешь собеседника?
5. Ты слушаешь или только делаешь вид, что слушаешь?
6. Ты мечтаешь о чем-то своем, когда слушаешь других?
7. Возможно, ты обдумываешь, что сказать, когда слушаешь собеседника?

Теперь подсчитаем результаты: чем больше у вас ответов «да», тем хуже вы умеете слушать. Давайте подумаем над вопросом: что мешает нам слушать других?

В конце результаты всей группы обобщаются.

Рефлексия: 

Довольны ли вы получившимися своими результатами? Общими?

Ожидали ли вы таких результатов от себя?

Время: 15 минут

Упражнение 4. «Пойми меня»

Цель: Развитие умения слушать и слышать, проработка ситуации «перебивания» друг друга при разговоре.

Ход упражнения: Одновременно все участники громко произносят свое слово, а водящий повторяет все слова, которые удалось услышать.

Рефлексия: 

Легко ли было услышать то или иное слово в общем гуле?

Какие трудности возникали при понимании слов?

Время: 10 минут

Обсуждение занятия:

  • Понравилось ли занятие?
  • Что нового вынесли для себя из этого занятия?
  • Трудно ли было оценивать себя?
  • Что нового вы узнали о себе?

Прощание

Занятие 27.  «Мир эмоций»

Цель занятия: Познакомить учащихся с эмоциями; научить определять эмоциональное состояние других людей; тренировать умение владеть своими эмоциями.

Необходимые материалы: Плакат со схематичным изображением эмоций, карточки с заданиями, бланки с названиями эмоций, мяч, фломастеры, карандаши.

Время занятия: 40 минут

План занятия

Приветствие

Упражнение 1. «Угадай эмоцию»

Цель: научить определять эмоциональное состояние

Необходимые материалы: Плакат со схематичным изображением эмоций

Ход упражнения: Вывешивается плакат со схематичным изображением эмоций, без указаний состояний человечков. Участники угадывают, какие эмоции изображены на плакате.

Рефлексия:

  • Насколько легко было определять то или иное эмоциональное состояние?
  • Какие основные признаки и характеристики помогали определять то или иное эмоциональное состояние?

Время: 15 минут

Упражнение 2. «Фигуры эмоций»

Цель: научить определять эмоциональное состояние

Ход упражнения: Ребята рисуют пять больших фигур на листе А4. Потом, подписав имена четырех из них (гнев, радость, страх, ярость), раскрашивают цветными карандашами. Придумывают имя 5-й фигуре, раскрашивают, используя такие цвета, которые соответствуют ее эмоциональному состоянию.

Рефлексия: 

  • Почему присвоили той или иной фигуре ту или иную эмоцию?
  • Насколько легко было придумывать названия фигурам?

Время: 10 минут

Упражнение 3. «Назови эмоцию»

Цель: Проработка эмоциональных состояний, мешающих либо благоприятствующих общению

Ход упражнения: Передавая мяч по кругу, участники называют эмоции, мешающие общению. Затем мяч передается в другую сторону и называются эмоции, помогающие общению.

Рефлексия: 

  • Насколько легко было вспоминать те или иные эмоциональные состояния в зависимости от необходимой ситуации?
  • Что было легче: называть эмоции, способствующие либо препятствующие эффективному межличностному взаимодействию?

Время: 10 минут

Упражнение 4. «Изобрази эмоцию»

Цель: Проработка эмоциональных состояний, умение определять эмоциональное состояние других людей.

Ход упражнения: Эмоции можно выражать с помощью движений, мимики, жестов, интонации.
Необходимо подготовить карточки, на которых будет написана та или иная эмоция (радость, грусть, насмешка, обида, страх, удивление и т.д.). Каждый из ребят по очереди достает из конверта карточку и пытается изобразить доставшуюся ему эмоцию без слов. Остальные должны угадать, что это за эмоция.

Рефлексия: 

  • Насколько легко было изображать ту или иную эмоцию?
  • Насколько легко было угадывать ту или иную эмоцию?
  • С какими трудностями столкнулись в процессе выполнения задания?

Время: 10 минут

Обсуждение занятия:

  • Как считаете, какую роль играют эмоции в нашей жизни?
  • Что для вас было новым на занятии?
  • Что было уже известно?

Прощание

Занятие 28. «Вот тебе моя рука»

Цель занятия: Проработка возможных выходов из конфликтных ситуаций; развитие эмпатии. 

Необходимые материалы: Музыкальная запись «Шум леса»; ящик с песком размером 1 м х 1 м; миниатюрные фигурки зверей и человечков; магнитофон; маленькие альбомы

Время занятия: 40 минут

План занятия

Приветствие

Упражнение 1. «Осенний лес»

Цель: Релаксация; подготовка учащихся к активной работе на занятии.

Необходимые материалы: Музыкальная запись «Шум леса».

Ход упражнения: Учащиеся должны сплоченно выполнять задание и следовать тексту, который произносит ведущий. По ходу выполнения упражнения учащиеся сопровождают его жестами.

Ведущий: Ребята! Мы с вами отправляемся в волшебное путешествие. Вы его совершите вместе со мной. Сейчас я попрошу вас сесть поудобнее и закрыть глаза. Я попрошу вас выполнять все движения, не открывая глаз.

Давайте начнем.

Итак, мы с вами находимся недалеко от Томска, в маленьком, но очень милом и уютном городке.

На улице стоит осень. И хоть на улице солнышко светит очень ярко, температура уже достаточно низкая.

Мы с вами идем на прогулку.

Мы быстро надеваем брюки, теплый свитер, кроссовки и оправляемся в лес, берем с собой поводок и любимую собаку.

Мы идем в лес. Свежий воздух, лесная прохлада притягивают нас. Мы напрягаем ноги, животик, спинку, ручки, лицо. Сильно-сильно...

А сейчас мы расслабляем ноги, руки, спинку, лицо...

Дышится легко, ровно, глубоко...

Дорога не утомляет нас, а, наоборот, придает уверенность и силу. Вот он, наш волшебный лес! Все тропинки в нем нам знакомы. Вот эта ведет в березовую рощу. Мы направляемся туда. Дышится легко, ровно, глубоко...

Правая рука держит поводок и напряжена очень сильно...

Легкий ветерок качает верхушки деревьев, они раскланиваются перед нами, приветствуя нас. Кругом тишина, только где-то стучит дятел, а птички поют свои незатейливые песенки, радуясь каждому новому мгновению дня.

Мы отпускаем поводок, и наши правые руки становятся легкими, воздушными, словно воздушный шарик, который улетит далеко в небо, если его не держать за ниточку...

Дышатся легко, ровно, глубоко... (Пауза.)

Мы входом в березовую рощу. Белые стволы берез напоминают нам свечи на праздничном торте. Наше внимание привлекает гриб в коричневой шапочке. Это — подберезовик. Мы наклоняемся к нему и видом еще два маленьких грибочка. Да здесь целая семейка подберезовиков уютно устроилась на зеленой кочке! Свежий воздух пронизывает все вокруг. Дышится легко, ровно, глубоко... (Пауза.)

Насладившись лесной прохладой и тишиной, мы возвращаемся домой.

Рефлексия:

  • Какие ощущения вы испытали, путешествуя по воображаемому лесу?
  • Смогли ли вы его себе представить? Что вам удалось представить, а что — нет?

Время: 15 минут.

Упражнение 2. «Мостики дружбы»

Цель: Обыгрывание с учащимися возможных конфликтных ситуаций, возникающих в ходе игры; использование возможностей территориальной игры для проигрывания ситуаций общения. 

Необходимые материалы: Ящик с песком размером 1 м х 1 м; миниатюрные фигурки зверей и человечков; магнитофон.

Ход упражнения: Учащиеся подходят к ящику с песком.

Ведущий. Представьте, что вы — волшебники. Вы находитесь в стране, в которой еще никто и никогда не жил. Там вы хотите создать цветущую сказочную страну. Сейчас каждый из вас выберет для себя трех героев, которых он хотел бы поселить в новой стране. Отдельно захватите деревья, камни, цветы, дома — все, что будет вам нужно для создания сказочной страны. А я буду рассказывать вам сказку.

Начало сказки (Рассказывать, когда все дети сидят рядом с коробкой с песком.)

Итак, в одной сказочной стране, где были поля и долины, где тек.7И реки (провести впадины в песке, символизирующие речки, разделяя песочный лист на 4 части), на волшебной поляне сказочного леса жили .‚аленькие волшебные жители.

У них был домик. (Детям предлагается поставить свой домик в любое место своей части песочного листа.)

В нем они жало все вместе.

(Каждый ребенок ставит своих героев рядом с домиком.) Как-то раз волшебным жителям наскучило сидеть по своим домикам, и оно пошли погулять по волшебному лесу Им хотелось погулять и себя показать. Но что такое? Вся поляна разделена на части бурными реками! Как же могут встретиться все волшебные жители этой поляны?

Ведущий просит детей продолжить сказку с помощью фигурок.

В задачу детей входит:

— попробовать познакомиться с каждым сектором ящика;

— сходить в гости к друг другу.

Если дети не находят решения проблемы, ведущий предлагает им построить мостик.

Окончание сказки

Вот и встретились все жители этого волшебного леса. Оно радостно заплясали, взялось за руки и  поняли, что умеют творить настоящие чудеса!

А когда наступил вечер, наши жители разошлись по своим домикам. Теперь они могло видеться друг с другом, когда им захочется.

Рефлексия:

  • Трудно ли было играть в эту игру?
  • Что было трудно делать в ходе игры?
  • Чему вы научились в ходе игры?

В конце занятия учитель просит детей разобрать своих героев и песок. После небольшого обсуждения возникших затруднений в ходе игры и нахождения выхода из ситуации, учащиеся разбирают преграды в песке.

Время: 25 минут.

Упражнение 3. «Рука друга»

Цель:  Развитие эмпатии; снятие тревожности учащихся; преодоление неприятных ощущений, связанных с использованием песка.

Необходимые материалы: Ящик с песком размером 1 м х 1 м;

Ход упражнения: Учащимся предлагается погрузить руки в песок и, не вынимая рук из песка, взяться за руки. При этом каждый участник должен сказать каждому вслух хорошие пожелания.

Время: 5 минут.

Рефлексия: 

  • Понравилось ли упражнение?
  • Насколько приятно-неприятно было ощущение нахождения рук в песке?

Рефлексия занятия: Учащимся раздаются маленькие альбомы, в которых учитель просит учащихся охарактеризовать занятие.

Прощание

Занятие 29. «Страна рисования»

Цель занятия: Развитие умения высказывать свое мнение; воспитание культуры общения, умения прислушиваться к высказываниям других учащихся; закрепить результаты, достигнутые на предыдущих занятиях; раскрытие ранее незатронутых проблемных для учащихся тем.  

Необходимые материалы: Именные альбомы; карандаши, фломастеры, краски; тонкие палочки, кисти; контурные изображения для раскраски.

Время занятия: 40 минут

План занятия

Приветствие

Упражнение 1. «Воспоминание»

Цель: Развитие умения высказывать свое мнение; воспитание культуры общения, умения прислушиваться к высказываниям других учащихся; закрепить результаты, достигнутые на предыдущих занятиях. 

Необходимые материалы: Именные альбомы; карандаши, фломастеры.

Ход упражнения: Ведущий предлагает учащимся вспомнить прошлое занятие и нарисовать в именных альбомах все то, что их более всего поразило в сказочной стране.

Затем ведущий устраивает мини-выставку под названием «Привет из Песочной страны».

Рефлексия: Ребята рассказывают о том, что они хотели выразить своими рисунками.

Время: 15 минут.

Упражнение 2. «Изотерапия»

Цель: Раскрытие ранее незатронутых проблемных для учащихся тем

Необходимые материалы: Именные альбомы; краски; тонкие палочки, кисти; контурные изображения для раскраски.

Ход упражнения: Ведущий: Ребята! Сейчас мы с вами снова будем рисовать. Но не так как вы привыкли. Сейчас вы возьмете свои альбомы и в них нарисуете все, что захотите. Но рисовать сегодня мы будем не кисточками и не карандашами, а косметическими палочками.

(Вначале дети пробуют на отдельном листе бумаги точками нарисовать что-либо по собственному желанию. По окончании рисования происходит обсуждение рисунков, дети рассказывают, что у них получилось.)

Ведущий: А теперь каждый из вас выберет любое понравившееся ему контурное изображение. Раскрашивать его вы тоже будете палочками.

Дети приступают к раскраске контурного изображения.

В процессе рисования ведущий спрашивает, нравится ли детям такая техника. Если да, то почему. Если нет, то почему.

Ребята рассказывают о том, что они хотели выразить своими рисунками.

Время: 30 минут.

Обсуждение занятия:

  • Что для вас было новым на занятии?
  • Что наиболее понравилось, а что наоборот вызвало неудовольствие?

Занятие 30. «Я+Я=МЫ»

Цель занятия: Снижение тревожности, достижение внутригрупповой сплоченности, осмысление своего персонального «Я» как части общего «Мы».

Необходимый материал: Ватман, карандаши, фломастеры, краски, журналы, клей, картонные кружки по три штуки каждому учащемуся (цвета: красный, желтый, зеленый).

Время занятия: 40 минут

План занятия

Приветствие

Упражнение 1. «Светофор»

Цель: Обменяться мнениями о цикле проведённых занятий, настроить учеников на участие в следующем занятии.

Необходимые материалы: Картонные кружки по три штуки каждому учащемуся (цвета: красный, желтый, зеленый).

Ход упражнения: Ребятам раздаются «сигналы светофора» (картонные кружки разных цветов). С их помощью участники высказывают своё мнение о прошедших занятиях.

Ведущий: Итак, если во время наших прошлых встреч (в общем) вам было неуютно или неинтересно, то вы поднимаете красный кружочек.

Если на прошлых занятиях (в общем) вам было интересно, но вам что-то не понравилось, или какое-то упражнение вызвало у вас чувство дискомфорта, то вы поднимаете желтый кружок.

А если вам очень понравилась прошлые нашит встречи, вам было интересно, вы узнали для себя что-то новое, то вы поднимаете зеленый кружок.

Я считаю до трех, и мы включаем светофор. Раз... Два... Три...

Рефлексия: 

  • Почему вы сделали такой выбор?
  • Аргументируйте свой выбор.

(Особое внимание уделяет детям, поднявшим красный кружок) 

Время: 10 минут.

Упражнение 2. «Портрет класса»

Цель: Снижение тревожности, достижение внутригрупповой сплоченности, осмысление своего персонального «Я» как части общего «Мы»

Необходимые материалы: Ватман, карандаши, фломастеры, краски, журналы, клей

Ход упражнения: Составление внутригруппового коллажа, как портрета группы

Рефлексия: 

  • Что больше всего понравилось в данном задании?
  • Какие возникали сложности при выполнении данного задания?

Время: 30 минут.

Итоговое обсуждение проведённых занятий:

Ты принял участие в 30занятиях, на которых обсуждались многие вопросы. Было бы интересно узнать твое мнение о нашей совместной работе.

  1. Какие из тем или вопросов, обсуждавшихся на наших занятиях, тебе запомнились?
  2. Что тебе больше всего понравилось: какие упражнения, игры, темы занятий?
  3. Что тебе совсем не понравилось?
  4. Что из того, о чем ты узнал на наших занятиях, тебе пригодится (уже пригодилось) в жизни?
  5. О чем бы ты хотел узнать на  занятиях в следующем году?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по курсу развивающих занятий для старших подростков "Планирование карьеры"

Содержание материала соответствует целям предпрофильного обучения и является актуальным и полезным для выбора обучающимися не только профиля обучения в школе, но и для профессионального, жизненного са...

Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5

Рабочая программа   Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5...

Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7

Рабочая программа   Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7...

Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5

Рабочая программа   Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5...

Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7

Рабочая программа   Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7...

Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5

Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5...

Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7

Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7...