Программа дополнительного курса " Развивающие занятия"
рабочая программа (5 класс) на тему
Данная развивающая программа направлена на развитие вербального интеллекта, формального интеллекта, абстрактно-логического мышления и в целом общего интеллекта.
Формирование и развитие у детей произвольного внимания, умения концентрироваться на поставленной задаче и как можно меньше отвлекаться; развитие слуховой и зрительной памяти, творческой активности и воображения.
Оказание психолого-педагогической поддержки и помощи учащимся в адаптации к обучению в пятом классе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия №56 г.Томска
Согласовано на заседании НМС протокол №_____от __________ _________________\___________________\ | Утверждаю директор МАОУ гимназии №56 г.Томска Л.П. Гунбина _________________ ___________ _____________________ |
Программа дополнительного курса
«Развивающие занятия»
Для обучающихся 5классов
Количество часов : 30
Составил:
Юхневич И.Е.
учитель русского языка и литературы
МАОУ гимназии №56
Томск 2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель развивающей программы:
1.Данная развивающая программа направлена на развитие вербального интеллекта, формального интеллекта, абстрактно-логического мышления и в целом общего интеллекта.
2. Формирование и развитие у детей произвольного внимания, умения концентрироваться на поставленной задаче и как можно меньше отвлекаться; развитие слуховой и зрительной памяти, творческой активности и воображения.
3.Оказание психолого-педагогической поддержки и помощи учащимся в адаптации к обучению в пятом классе.
Задачи развивающей программы:
- способствовать снятию усталости учащихся и разрядки на уроке;
- активизировать учебную работу в классе, повысить активность и инициативность;
- способствовать развитию личностной свободы и раскованности ребят, особенно невротизированных, слабых и неуверенных в себе;
- способствовать улучшению взаимоотношений учителя с классом;
- способствовать укреплению взаимоотношений ребят друг с другом, развитию дружбы и взаимопомощи в классе.
- изучить познавательные процессы, особенности поведения, общения и отношения к себе у учащихся 5-х классов.
- способствовать развитию внимания, памяти и воображения, как основных составляющих успешного обучения;
- способствовать снятию напряжённости и усталости учащихся и разрядки на уроке;
- провести работу над повышением интеллектуального уровня учащихся в ходе развивающих занятий.
- активизировать учебную работу в классе, повысить активность и инициативность;
- способствовать укреплению взаимоотношений ребят друг с другом, развитию дружбы и взаимопомощи в классе.
Обоснование необходимости развивающей программы:
Обучение в школе направлено на передачу детям определенного объема знаний и навыков. Недостаточно внимания уделяется на развитие продуктивного мышления и личности ребят, создание условий для активизации их творческого отношения к учению. В процессе деятельности учащихся по усвоению готовых знаний и воспроизведению заданных действий у них закрепляются лишь репродуктивное мышление и память. Школьники привыкают к исполнительской деятельности. Не создается условий для развития продуктивного мышления и инициативной, социально-активной личности детей.
Необходимо отметить также и тот факт, что традиционная классно-урочная организация обучения в школе порой несет на себе печать монотонности и однообразия.
Чаще на уроках повторяется одно и то же: проверка домашнего задания, опрос, контрольные работы, объяснение нового учебного материала. Монотонность обучения является одной из основных причин снижения мотивации к учению у школьников. Необходимо оживить и разнообразить школьную жизнь детей, внедрить нетрадиционные и активные методы обучения.
Комплекс интеллектуальных игр, представленных в данной программе, могут быть полезными для подростков, испытывающих трудности в учении: понимании и осмыслении нового материала, его запоминании, усвоении и обобщении, установлении связей между понятиями, выражении собственных мыслей и речи.
Под общим интеллектом понимается умственная способность, влияющая на выполнение любой деятельности, проявляющаяся в качестве, скорости и точности решения мыслительных задач, в темпе и успешности обучения.
Формальный интеллект – это способность к интеллектуальной деятельности.
Вербальный интеллект – это способность к вербальному мысленному анализу и синтезу, к решению вербальных задач на определение понятий установлению словесных сходств и различий, доказательство и т. д.
Абстрактно-логическое мышление – это способность оперировать мысленными пространственными образами, схемами, моделями реальности.
Уровень вербального интеллекта определяет успешность обучения по всем предметам и, в первую очередь, гуманитарным.
Уровень абстрактно-логического мышления определяет успешность обучения по предметам естественно-гуманитарного и физико-математического циклов.
Уровень формального интеллекта определяет успешность обучения точным предметам.
Хорошее внимание, память и воображение - важнейшее условие успешного школьного обучения. Ведь в школе ребенок должен сосредоточиться на объяснениях учителя и выполнении заданий, удерживать свое внимание в течение длительного времени, запоминать много важной информации; воображение помогает учащимся писать сочинения, составлять картины «словесного рисования» на уроках литературного чтения, способствует развитию логического мышления. Особенно важным это является в 5-х классах, т. к. это переходный период от начальной школы в среднее звено. Они должны научиться приспосабливаться к новым учителям-предметникам, у которых разные способы подачи учебного материала, разный темп речи, различная дикция. Именно поэтому основная составная часть данной программы развивающих занятий направлена на формирование и развитие внимания. Этот блок развивающих занятий построен на формировании и развитии у детей произвольного внимания, умении концентрироваться на поставленной задаче и как можно меньше отвлекаться, развитии слуховой и зрительной памяти, творческой активности и воображения.
Продолжительность развивающих занятий:
Данная программа рассчитана на 30 занятий, каждое из которых длится 30-40 минут. Темы программы могут варьироваться по усмотрению учителя, но соответствовать программе.
Категория участников:
Данная программа разработана для учащихся подросткового возраста – обучающихся 5-го класса (10-12 лет). Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Состав группы:
Участниками данной программы является весь класс (20-25 человек). Основные формы работы: фронтальная, групповая, парная.
Критерии оценивания:
Работа оценивается формой « Зачёт», при условии посещения занятий, результативном выполнении основных заданий и положительной динамике формирования основных мыслительных процессов, на которые направлена программа. Учитель ведет диагностическую карту формирования основных мыслительных процессов, используя методы: наблюдения, анкетирования.
Зачет выставляется один раз в полугодие.
Тематический план:
1.Вербальное мышление, скорость, гибкость.
(4 часа)
2. Вербальный, формальный интеллект. (6часов)
3. Вербальное и абстрактно-логическое мышление.(3часа)
4. Зрительное, слуховое внимание и память.(4 часа)
5. Фантазия и зрительное воображение.(2 часа)
6. Поведение. Адаптация.(7 часов)
7. Эмоции. Эмоциональное состояние. (4 часа)
№ урока | Тема урока | Тип урока Виды деятельности | Кол-во часов |
1-4 | Вербальное мышление, его скорость, гибкость. | 4 | |
1 | Три слова. | Беседа, работа по составлению текста | 1 |
2 | Поиск нового. | Беседа | 1 |
3 | Поиск аналогов. Поиск противоположных предметов. | Работа в группах | 1 |
4 | Способы применения предмета | Работа в парах | 1 |
5-10 | Вербальный, формальный интеллект. | ||
5 | Сокращение. Количественные отношения. | Беседа, творческая работа | 1 |
6 | Изменение привычных временных связей. | Беседа | 1 |
7 | Изменение привычных пространственных связей. | Комбинированный | 1 |
8 | Изменение привычных связей общности. | Комбинированный | 1 |
9 | Изменение привычных связей преобразования действий. | Беседа | 1 |
10 | Опечатка. | Беседа | 1 |
11-13 | Вербальное и абстрактно-логическое мышление. | 3 | |
11 | Мы всё замечаем! | Беседа | 1 |
12 | Фигаро здесь, Фигаро там | Комбинированный | 1 |
13 | Стойкий оловянный солдатик | Комбинированный | 1 |
14-17 | Зрительное, слуховое внимание и память. | 4 | |
14 | Смотри - не смотри | Беседа, творческое задание | 1 |
15 | Смотрю и запоминаю | Беседа, творческая работа | 1 |
16 | Слух шпиона | Комбинированный | 1 |
17 | Я всё помню! | Комбинированный | 1 |
18-19 | Фантазия и зрительное воображение. | 2 | |
18 | Фантазёры, фантазёры | Беседа, творческая работа | 1 |
19 | Моё воображение и умение фантазировать | Комбинированный | 1 |
20-26 | Поведение. Адаптация. | 7 | |
20 | Этот необычный и волнующий 5-й класс | Урок-диалог, работа в группах | 1 |
21 | Мы и школа | Комбинированный | 1 |
22 | Кто ты? Кто я? | Комбинированный | 1 |
23 | Вот он - я | Беседа | 1 |
24 | Познай себя | Беседа | 1 |
25 | Новичок в средней школе | Комбинированный | 1 |
26 | Понимаем ли мы друг друга | Комбинированный | 1 |
27-30 | Эмоции. Эмоциональное состояние. | 4 | |
27 | Мир эмоций | Беседа, работа в парах. | 1 |
28 | Вот тебе моя рука | Беседа, творческая работа | 1 |
29 | Страна рисования | Комбинированный | 1 |
30 | Я+Я=МЫ | Комбинированный | 1 |
Резерв | 1 |
Тематическое планирование:
№ урока | Тема урока | Тип урока Виды деятельности | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | ||||
1-4 | Вербальное мышление, его скорость, гибкость. | 4 | |||
1 | Три слова. | Беседа, работа по составлению текста | 1 | 04.10.13 | |
2 | Поиск нового. | Беседа | 1 | 11.10.13 | |
3 | Поиск аналогов. Поиск противоположных предметов. | Работа в группах | 1 | 18.10.13 | |
4 | Способы применения предмета | Работа в парах | 1 | 25.10.13 | |
5-10 | Вербальный, формальный интеллект. | ||||
5 | Сокращение. Количественные отношения. | Беседа, творческая работа | 1 | 08.11.13 | |
6 | Изменение привычных временных связей. | Беседа | 1 | 15.11.13 | |
7 | Изменение привычных пространственных связей. | Комбинированный | 1 | 22.11.13 | |
8 | Изменение привычных связей общности. | Комбинированный | 1 | 29.11.13 | |
9 | Изменение привычных связей преобразования действий. | Беседа | 1 | 06.12.13 | |
10 | Опечатка. | Беседа | 1 | 13.12.13 | |
11-13 | Вербальное и абстрактно-логическое мышление. | 3 | |||
11 | Мы всё замечаем! | Беседа | 1 | 20.12.13 | |
12 | Фигаро здесь, Фигаро там | Комбинированный | 1 | 27.12.13 | |
13 | Стойкий оловянный солдатик | Комбинированный | 1 | 10.01.14 | |
14-17 | Зрительное, слуховое внимание и память. | 4 | |||
14 | Смотри - не смотри | Беседа, творческое задание | 1 | 17.01.14 | |
15 | Смотрю и запоминаю | Беседа, творческая работа | 1 | 24.01.14 | |
16 | Слух шпиона | Комбинированный | 1 | 31.01.14 | |
17 | Я всё помню! | Комбинированный | 1 | 07.02.17 | |
18-19 | Фантазия и зрительное воображение. | 2 | |||
18 | Фантазёры, фантазёры | Беседа, творческая работа | 1 | 14.02.14 | |
19 | Моё воображение и умение фантазировать | Комбинированный | 1 | 21.02.14 | |
20-26 | Поведение. Адаптация. | 7 | |||
20 | Этот необычный и волнующий 5-й класс | Урок-диалог, работа в группах | 1 | 28.02.14 | |
21 | Мы и школа | Комбинированный | 1 | 07.03.14 | |
22 | Кто ты? Кто я? | Комбинированный | 1 | 14.03.14 | |
23 | Вот он - я | Беседа | 1 | 21.03.14 | |
24 | Познай себя | Беседа | 1 | 04.04.14 | |
25 | Новичок в средней школе | Комбинированный | 1 | 11.04.14 | |
26 | Понимаем ли мы друг друга | Комбинированный | 1 | 18.04.14 | |
27-30 | Эмоции. Эмоциональное состояние. | 4 | |||
27 | Мир эмоций | Беседа, работа в парах. | 1 | 25.04.14 | |
28 | Вот тебе моя рука | Беседа, творческая работа | 1 | 02.05.14 | |
29 | Страна рисования | Комбинированный | 1 | 09.05.14 | |
30 | Я+Я=МЫ | Комбинированный | 1 | 16.05.14 | |
Резерв | 1 | 23.05.14 |
Литература:
1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 2000.
2.Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб: Питер Ком, 1999, 368 с.
3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы – Санкт-Петербург, 2000, 193 с.
4 Самоукина Н.В. Игры в школе и дома – М., 1993, 117-128 с.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы. М., 1995.
5.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании – М.,1995, 423-466 с.
6.Ануфриев А. Ф. и др., Как преодолеть трудности в обучении детей, М., 2001
7.Валкер Д., Тренинг разрешения конфликтов для начальной школы, СПб, 2001
8.Гаврина С. Е. и др., Развиваем внимание (рабочая тетрадь), М., 2003
9.Рабочая книга школьного психолога / под ред. И. В. Дубровиной. – М., 1987
10.Самоукина Н. В., Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, и коррекционные программы. – М., 1993
11.Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М., 1999.
12.Григорьева Т.Г., Основы конструктивного общения – Новосибирск – 1999.
13.Громова Т.В. Страна эмоций: Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребенка. – М.: УЦ “Перспектива”, 2002.
14.Коблик Е.Г.Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе.- М.: Генезис, 2003.
15.Кэдьюсон Х., Шеффер Ч. Практикум по игровой психотерапии.- СПб.: Питер, 2000.
16.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Издательство “Речь”, 2001.
17.Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками: Пер. с англ. М., 1999.
18.Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4).- М.: Генезис, 2004.
19.Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения – М.- 2001.
ПРОГРАММА РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
Поурочное планирование
ЗАНЯТИЕ 1.
Цель занятия: развитие вербального мышления, его скорости, гибкости; развитие способности оперировать образами и понятиями
Время занятия: 40 минут
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Упражнение1. Три слова.
Цели:
- развитие вербального мышления, его скорости, гибкости;
- развитие способности оперировать образами и понятиями.
Ход упражнения:
Берутся наугад три слова, не связанные между собой по смыслу. Необходимо составить как можно больше предложений, включающих предлагаемые слова Можно менять падежи, дополнять предложение другими словами.
1 вариант: озеро, медведь, карандаш.
2 вариант: улица, книга, фартук.
Игру можно усложнить, если предложения будут составляться так, чтобы они образовали небольшой коллективный рассказ.
Время: Задание выполняется в течение 30 минут
ЗАНЯТИЕ 2.
Цель занятия: развитие вербального интеллекта; развитие способности к анализу, конкретизации, установлению сходства.
Время занятия: 40 минут
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Упражнение 1. Поиск нового.
Цели:
- развитие вербального интеллекта;
- развитие способности к анализу, конкретизации, установлению сходства.
Ход упражнения:
Даются два случайно выбранных слова. Необходимо назвать для них как можно больше общих признаков. Стандартные ответы заключают в себе указание на внешние характеристики вещей. Оригинальные ответы являются результатом анализа существующих признаков.
1 вариант: тарелка, лодка.
2 вариант: солнце, рубашка.
Примеры нестандартных ответов по варианту 1: лодка и тарелка имеют углубление; в лодку и тарелку можно налить жидкость. Пример оригинальных ответов: лодка и тарелка – изделия человеческих рук; лодка и тарелка могут держаться на поверхности воды.
Время: Задание выполняется в течение 30 минут
ЗАНЯТИЕ 3.
Цель занятия: развитие вербального мышления; формирование способности давать определение понятий, умение производить доказательство различия, оперировать мысленно образами и понятиями.
Время занятия: 40 минут
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Упражнение 1. Поиск аналогов.
Цели:
- развитие вербального мышления;
- формирование способности давать определение понятий, умение производить доказательство.
Ход упражнения:
Называется какой-либо предмет. Необходимо найти как можно больше предметов, сходных с ним по различным признакам. Можно систематизировать признаки на основе общего применения: материала, из которого изготовлены предметы: отнесения предметов к одному классу и т. п.
1 вариант: вертолет.
2 вариант: кукла.
Пример по варианту 2: кукла – погремушка, плюшевый мишка; кукла – чашка; кукла – телефон.
Для развития речи школьников полезно предложить им описать названные предметы или придумать маленькие рассказы, в которых эти предметы будут задействованы в главных ролях.
Время: Задание выполняется в течение 30 минут
Упражнение 2. Поиск противоположных предметов.
Цели:
- развитие вербального и абстрактно-логического мышления;
- развитие способности устанавливать различия, оперировать мысленно образами и понятиями.
Ход упражнения:
Предлагается слово, обозначающее предмет. Необходимо назвать как можно больше предметов, противоположных первому назначению: внешнему виду, существенным признакам, материалу, из которого изготовлен предмет.
1 вариант: дом.
2 вариант: человек.
Например, по варианту 2 к слову человек подбираются такие слова, как животное, камень и указать по какому критерию.
Время: Задание выполняется в течение 30 минут
ЗАНЯТИЕ 4.
Цель занятия: развитие вербального и абстрактно-логического мышления;
формирование способности к мысленному анализу и синтезу, умению осуществлять доказательство.
Время занятия: 20 минут
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Упражнение 1. Способы применения предмета.
Цели:
- развитие вербального и абстрактно-логического мышления;
- формирование способности к мысленному анализу и синтезу.
Ход упражнения:
Задается какой-нибудь предмет, необходимо назвать как можно больше способов его применения. Причем, можно называть способы, взятые из реальной жизни и способы придуманные.
1 вариант: книга.
2 вариант: помидор.
Например, по варианту. 2 могут быть названы способы из реальной жизни: помидор можно скушать, сделать из него салат, добавить в борщ. Из фантастических способов: из огромного помидора можно сделать жилище; засушить помидор и сделать шляпу. Можно предложить игрокам описать ситуацию, возникающую при реализации фантастического способа применения.
Время: Задание выполняется в течение 15 минут
Упражнение 2. Ситуация.
Цели:
- развитие вербального интеллекта;
- развитие способности к вербальному анализу, умению осуществлять доказательство.
Ход упражнения:
Задается определенная ситуация, участники игры должны придумать причины ее возникновения, а также развить ситуацию дальше, чтобы показать ее последствия.
1 вариант: вернувшись из магазина, ты обнаружил, что дверь твоей квартиры распахнута...
2 вариант: когда Гена шел по темному лесу, вдруг впереди он увидел яркий свет...
Например, по варианту 2 могут быть придуманы следующие причины: на лесную поляну села летающая тарелка, впереди в лесу был пожар, в лесу горел костер, впереди всходило солнце и др.
Время: Задание выполняется в течение 20 минут
ЗАНЯТИЕ 5.
Цель занятия: развитие вербального интеллекта.
Время занятия: 40 минут
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Упражнение 1. Сокращение.
Цель: развитие вербального и формального интеллекта.
Ход упражнения:
Зачитывается рассказ объемом 10-15 предложений. Участники игры должны передать его содержание своими словами, используя 2-3 фразы. Необходимо сохранить самое существенное. К одному рассказу может быть придумано 3-5 сокращенных вариантов.
Время: Задание выполняется в течение 20 минут
Упражнение 2. Количественные отношения.
Цель: развитие формального интеллекта.
Ход упражнения:
Детям предъявляется ряд однотипных логических задач. Нужно сделать умозаключение и определить отношение двух величин, например,
А больше Б в 9 раз;
Б меньше В в 4 раза
определить, что больше – А или В? Ясно, что А больше В ( это видно из того, что если А = 9, то Б = 1, если Б = 1, то В = 4. Следовательно, А = 9 больше В = 4).
1. А больше В в 9 раз Б меньше В в 4 раза В А | 2. А меньше Б в 3 раза Б больше В в 4 раза В А |
Время: Задание выполняется в течение 20 минут.
ЗАНЯТИЕ 6.
Цель занятия: развитие вербального и абстрактно-логического мышления;
формирование способности производить синтез, анализ, установление сходства и различий.
Время занятия: 40 минут
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Упражнение1. Изменение привычных временных связей:
Цели:
- развитие вербального и абстрактно-логического мышления;
- формирование способности производить синтез, анализ, установление сходства и различий.
Ход упражнения:
Данный вид упражнения направлен на развитие гибкости мышления. Развить умение оперировать образами и понятиями.
- Прием отчленения одного из явлений от другого в привычном для человека временном ряду (например, представить гром без молнии и т. д. И описать, что это значит – выстрел).
- Прием замены привычного временного порядка на прямо противоположный (обратный, например, гром – молния).
- Прием редкого сокращения интервалов времени между некоторыми событиями например, сократить период от рождения до смерти до одного дня и сочинить сюжет этого дня, описать диалог Аристотеля и Ньютона, человек настоящего и будущего).
- Прием перемещения вдоль всей временной оси существования некоторого предмета (например, телевизор – его роль в настоящем, изменение в будущем, прототипы в прошлом).
Время: Задание выполняется в течение 35 минут
ЗАНЯТИЕ 7.
Цель занятия: развитие гибкости мышления; развитие абстрактно-логического и вербального мышления.
Время занятия: 40 минут
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Упражнение1. Изменение привычных пространственных связей.
Цели:
- развитие гибкости мышления;
- развитие абстрактно-логического и вербального мышления.
Ход упражнения:
- Прием замены привычных пространственных связей на необычные (например, автомобиль – на/под – дорога – надо описать).
- Прием совмещения различных объектов, обычно разъединенных в пространстве (травинка – авторучка, ягода – картина и пр.).
- Прием разъединения обычно связанных в пространстве фактов (рыба без воды, магазин без денег).
Время: Задание выполняется в течение 30 минут
ЗАНЯТИЕ 8.
Цель занятия: развитие вербального и абстрактно-логического мышления; развитие способности к синтезу и анализу, способность выявлять общее.
Время занятия: 40 минут
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Упражнение1. Изменение привычных связей общности.
Цели:
- развитие вербального и абстрактно-логического мышления;
- развитие способности к синтезу и анализу, способность выявлять общее.
Ход упражнения:
- Прием логического вычитания из объектов общностного признака (из объектов “земля” и “мяч” логически вычитывается признак “круглость” – плоская земля и что на ней происходит).
- Прием усиления связей по общности (или действия) между первоначально разнородными объектами. Требуется довести их до взаимопревращения, найти пути сближения: “дождь” и “ракета” – падают на землю. Разложить воду на кислород и водород – топливо для ракеты.
- Прием замены привычных отношений на прямо противоположные (например: дым полезнее чистого воздуха).
Время: Задание выполняется в течение 30 минут
ЗАНЯТИЕ 9.
Цель занятия: развитие вербального и абстрактно-логического мышления.
Время занятия: 40 минут
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Упражнение1. Изменение привычных связей преобразования действий.
Цель: развитие вербального и абстрактно-логического мышления.
Ход упражнения:
- Прием отчленения действий: лишение объекта возможности производить привычные, преобразования (автомобиль, который ничего не перевозит, груз, который ничего не весит, пища которой не насытишься).
- Прием получения некоторого результата без привычного источника действий ( дом построен без строителей, концерт без артистов)
- Прием блокирования ожидаемого результата в привычной структуре действия (машина перевозит человека, но он остается на том же месте.)
- Прием изменения привычного направления действия (дым ядовит для человека, человек ядовит для дыма или холод прячется от человека)
Время: Задание выполняется в течение 30 минут
ЗАНЯТИЕ 10.
Цель занятия: развитие критичности мышления.
Время занятия: 40 минут
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Упражнение1. Опечатка.
Цель: развитие критичности мышления.
Ход упражнения:
В тексте допущена опечатка – пропущено одно слово. Из-за этого одно из предложений противоречит смыслу всего текста. Найдите это предложение и исправьте опечатку.
Время: Задание выполняется в течение 30 минут
Занятие 11. “Мы всё замечаем!”
Цель занятия: увеличение объема внимания, развитие концентрации внимания.
Стимульный материал для занятия: 2 набора “найди отличия”, поле из 12 клеток (лист А4) и набор карточек с животными (12 шт.).
Время занятия: 40 минут
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Упражнение1. “Чего не хватает?”
Цель: усиление концентрации внимания.
Стимульный материал для упражнения: 2 набора “найди отличия”.
Ход упражнения:
Дети делятся на две команды. Каждая команда получает по 2 рисунка и задание: найти в них отличия.
Время: 10 минут
Упражнение 2. Игра “Акустики”
Цель: развитие способности концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Ход упражнения:
Дети садятся в круг. Ведущий дает задание: ”Закройте глаза и внимательно слушайте, что происходит в коридоре”. Через минуту происходит опрос. Затем слушаем, что происходит в кабинете. Затем, что происходит за окном.
Время: 15 минут
Упражнение 3. Игра “Зоопарк”
Цель: увеличение объема зрительного внимания.
Стимульный материал для игры: поле из 12 клеток (лист А4) и набор карточек с животными (12 шт.)
Ход упражнения:
Задача детей запоминать, в какой клетке живет, какое животное. Ведущий начинает предъявлять карточки с животными. Предъявляется поле с 4 животными (на 30 сек). С каждым показом число животных увеличивается.
Время: 15 минут
Занятие12 . “Фигаро здесь, Фигаро там”.
Цель занятия: тренировка переключения и распределения внимания.
Стимульный материал для занятия: поле из 12 клеток (лист А4), бумага, пишущие принадлежности.
Время занятия: 40 минут
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Упражнение 1. “Квадрат”
Цель: тренировка распределения зрительного внимания.
Стимульный материал для упражнения: поле из 12 клеток (лист А4), бумага, пишущие принадлежности.
Ход упражнения:
Детям предъявляется поле, на котором в случайном порядке расставлены числа от 1 до 16. Задача детей как можно быстрее расставить числа в возрастающем порядке. Задание выполняется индивидуально на своем листе. Тот, кто закончил, показывает ведущему. После первых трех правильных ответов игра останавливается.
Время: 10 минут
Упражнение 2. Игра “Пишущая машинка”
Цель: тренировка активного внимания.
Ход упражнения:
Каждому ребенку присваивается одна буква. Ведущий называет слово. Если в этом слове есть буква, которая ему присвоена, ребенок должен выйти к доске.
Слова для игры: еж, дом, папа, цирк, каша, рама, рука, вода, бык, герб, заря, сон.
Буквы: е, ж, д, о, м, п, а, ц, и, р, к, ш, у, в, б, ы, г, з, я, с, н.
Время: 20 минут
Упражнение 3. Упражнение “Четыре стихии”
Цель: развитие слухового внимания, связанного с двигательной координацией.
Ход упражнения:
Дети слушают ведущего, а затем повторяют вместе с ним, какие движения соответствуют каким командам.
Далее дети начинают бегать по кругу, но как только звучит команда, застывают в определенной позе. Невнимательные выбывают.
команда | Движение руками |
Земля | Опускаем руки вниз |
Вода | Вытягиваем руки вперед |
Воздух | Поднимаем вверх |
огонь | Прижимаем к груди |
Время: 10 минут
Занятие 13. “ Стойкий оловянный солдатик”
Цель занятия: развитие объема, концентрации и устойчивости зрительного и слухового внимания.
Время занятия: 40 минут
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Упражнение 1. “ Будь внимателен!”
Цель: развитие устойчивости слухового внимания.
Ход упражнения:
Дети под музыку маршируют, как только музыка останавливается, дети должны остановится. Невнимательные выбывают из игры.
Время: 10 минут
Упражнение 2. Игра “ Зеркало””
Цель: развитие способности концентрировать внимание.
Ход упражнения:
Дети разбиваются на пары. Один ребенок показывает простые движения руками, туловищем, второй ребенок – повторяет. Через 5 мин. дети меняются ролями.
Обсуждение, кто был лучшим “зеркалом”.
Время: 15 минут
Упражнение 3. “Три изменения”
Цель: увеличение объема зрительного внимания.
Ход упражнения:
Дети стоят в ряд. Один ребенок – ведущий. Задача ведущего внимательно посмотреть на ряд детей, отвернуться, потом назвать какие изменения произошли.
Можно помочь ребенку. Кто поменялся местами? Что изменилось в одежде, прическах? Какие новые предметы?
Время: 15 минут
Занятие 14. “ Смотри - не смотри”
Цель занятия: тренировка переключения, распределения и избирательности внимания.
Стимульный материал для занятия: Таблица с определенным количеством разных предметов, таблица с набором букв для каждого ребенка, лист со словами – мяч, слон, облако, дом, карандаш.
Время занятия: 40 минут
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Упражнение 1. “Математик”
Цель: развитие способности распределять зрительное внимание.
Стимульный материал для упражнения: Таблица с определенным количеством разных предметов.
Ход упражнения:
Дети рассчитываются на 1–4. Каждому ребенку в соответствии с его числом надо сосчитать количество определенного предмета в таблице.
Время: 10 минут
Упражнение 2. “ Найди слово”
Цель: тренировка избирательности внимания.
Стимульный материал для игры: таблица с набором букв для каждого ребенка, лист со словами – мяч, слон, облако, дом, карандаш.
Ход упражнения:
Детям предлагается найти в таблице слова (буквы, из которых состоит то или иное слово) и закрасить их разными цветами.
Время: 15 минут
Упражнение 3. Игра “День – ночь”
Цель: развитие способности переключения зрительного и слухового внимания.
Ход упражнения:
Дети в кругу. Объяснение правил. Когда играет музыка – день, когда ее нет – ночь. Днем каждый игрок должен активно передвигаться, разговаривать и наблюдать за другими. Ночью все должны молчать, не ходить и закрыть глаза – уснуть. Ночью нужно внимательно слушать, что происходит вокруг.
Через 6 мин. (по три минуты на каждое время суток), ведущий собирает детей в круг и спрашивает: кто что видел и слышал.
Время: 15 минут
Занятие 15. “Смотрю и запоминаю”
Цель занятия: тренировка зрительной памяти, увеличение её объёма.
Стимульный материал для занятия: Листы с перечнем слов для каждого участника (лук, ежевика, тоник, манго, пирожное, слава, фундук, базилик, тесто, овсянка, яйцо, креветка, лимонад, ветчина, майонез)
Время занятия: 40 минут
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Упражнение 1. “Запомни и запиши”
Цель: способствование увеличению зрительной памяти.
Стимульный материал для упражнения: Лист с перечнем слов для каждого участника (лук, ежевика, тоник, манго, пирожное, слава, фундук, базилик, тесто, овсянка, яйцо, креветка, лимонад, ветчина, майонез)
Ход упражнения:
Прочитайте внимательно список слов, который перед вами. Затем переверните страницу и на обратной стороне листа запишите на память слова, которые вы только что прочитали.
Время: 10 минут
Упражнение 2. “Эти забавные цифры”
Цель: способствование увеличению зрительной памяти.
Ход упражнения:
За 20 секунд нужно запомнить 10 чисел, написанных на доске, а затем записать те, которые удалось запомнить.
43, 12, 31, 81, 72, 15, 4, 96, 10, 37
Время: 10 минут
Упражнение 3. “Слова в домике”
Цель: способствование увеличению зрительной памяти.
Ход упражнения:
На доске нарисовано 10 разных прямоугольников в них вписаны слова. Рассмотрите прямоугольники в течение 10 секунд, начертите подобные и впишите в них слова в точном соответствии с рисунком. За каждое правильно написанное слово начисляется 10 баллов. Если слово написано правильно, но расположено не на том месте, начисляется 5 баллов. Сумма баллов и есть эффективность памяти с пространственными сочетаниями.
Время: 10 минут
Упражнение 4. “Каждому слову свой номер”
Цель: способствование увеличению зрительной памяти.
Ход упражнения:
Внимательно прочитайте слова, записанные на доске. Затем доска переворачивается. Запомнившиеся слова запишите в тетрадь вместе с порядковым номером. Слова, написанные вместе с порядковым номером, оцениваются в 10 баллов. Слова, написанные без порядковых номеров, оцениваются в 5 баллов.
1. зима
2. магазин
3. заповедник
4. василек
5. малина
6. анализ
7. ответ
8. ежевика
9. буфет
10. водопровод
Время: 10 минут
Занятие 16. “Слух шпиона”
Цель занятия: тренировка слуховой памяти, увеличение её объёма.
Время занятия: 40 минут
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Упражнение 1. “Запомни и запиши”
Цель: способствование увеличению слуховой памяти.
Ход упражнения:
Внимательно вслушайтесь в следующие десять слов вместе с их порядковыми номерами. Каждое слово читается одну секунду. Все запомнившиеся вам слова запишите вместе с порядковым номером. Правильным ответом считается тот, в котором номер и слово записаны верно. Каждый ответ оценивается в 10 баллов. Если слово написано правильно, а номер не совпадает или пропущен, ответ оценивается в 5 баллов. Сумма баллов за каждый ответ — оценка эффективности слуховой памяти.
- снег
- экскаватор
- ветер
- воспитатель
- арифмометр
- дневник
- велосипед
- ручка
- фонендоскоп
- автомат
Время: 10 минут
Упражнение 2. “Я умею слушать”
Цель: способствование увеличению слуховой памяти.
Ход упражнения:
В течение двух минут прослушайте короткий рассказ, а затем запишите себе на листок в той логической последовательности, в которой вы его прослушали. Подсматривать в текст соседа нельзя.
Текст: Корабль вошел в бухту. Море сильно волновалось. Ночь простояла на якоре. Утром подошли к пристани. 18 моряков отпустила на берег. 10 человек ушли в музей. Восемь матросов решили просто погулять по городу. К вечеру собрались все вместе в городском парке, а в 11 часов вечера вернулись на корабль. К этому времени оставшиеся моряки провели выгрузку. Вскоре корабль отправился в другой порт.
Время: 15 минут
Занятие 17. “Я всё помню!”
Цель занятия: тренировка долговременной памяти, увеличение её объёма.
Стимульный материал для занятия: Настенный календарь
Время занятия: 40 минут
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Упражнение 1. “Экскурсия в прошлое”
Цель: способствование активации долговременной памяти.
Ход упражнения:
Соверши экскурсию в свое прошлое. Вспомни последнюю неделю и все события в деталях, которые произошли на этой неделе. Затем — последний месяц, а потом — последний год.
Время: 15 минут
Упражнение 2. “Игра с календарём”
Цель: способствование активации долговременной памяти.
Ход упражнения:
Закрой глаза, поставь палец на какое-нибудь число в календаре прошлого месяца. Открой глаза, посмотри, какое это число, представь этот прожитый тобою день в деталях.
Время: 20 минут
Занятие 18. “Фантазёры, фантазёры”
Цель занятия: способствование развития фантазии, творческого воображения.
Время занятия: 40 минут
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Упражнение 1. “Придумай окончание рассказа”
Цель: способствование активации творческой активности, фантазии.
Ход упражнения:
Рассказ 1. По грибы
Андрюша с Надей собрались в лес, по грибы, дедушка дал им по лукошку и сказал: «Ну-ка, кто больше наберет?»
Вот они шли-шли, собирали- собирали, пошли домой. У Андрюшки — полное лукошко, а у Нади — половина. Надя сказала: «Андрюша, давай меняться лукошками». «Давай», — согласился Андрюша. Вот они пришли домой, дедушка посмотрел и говорит: «Ай да Надя! Гляди-ка, больше Андрюши набрала»…
Рассказ 2. Земляника
Вот и земляника поспела. Бабушка с Наташей взяли кружечки, пошли в лес и давай собирать. Только бабушка собирает в кружечку, а Наташа — в рот. Пришли они домой. У бабушки полная кружечка, а у Наташи нет ничего, даже дедушку угостить нечем …
Рассказ З. Леденец
Мама уходила из дома и сказала Мише:
— Я ухожу, Мишенька, а ты веди себя хорошо, не шали без меня и ничего не трогай. За это подарю тебе большой красный леденец.
Мама ушла. Миша сначала вел себя хорошо: не шалил и ничего не трогал. Потом он только подставил к буфету стул, залез на него и открыл в буфете дверцы. Стоит и смотрит в буфет. А в буфете стояла сахарница. Он взял ее, поставил на стол, открыл крышку, а там сверху леденец лежит. Миша запустил в сахарницу руку, вытащил леденец и стал сосать. Пососет и посмотрит, много ли еще осталось.
Наконец, леденец стал совсем маленьким, со спичку. Миша положил его в рот, а сахарницу хотел поставить на место. Взял ее, а она прилипла к рукам и — бух на пол. Разбилась на две половинки...
Время: 20 минут
Упражнение 2. “Яркое из простого”
Цель: способствование активации творческой активности, фантазии.
Ход упражнения:
Вам даны 4 предложения, постарайтесь превратить их в очень яркие праздничные и красивые предложения:
1. Музыкант держит в руках флейту.
2. Картофель созрел на полях.
З. дети ушли гулять.
4. Мама поставила цветы в вазу.
5. День закончился, наступила ночь.
Время: 20 минут
Занятие 19. “Моё воображение и умение фантазировать”
Цель занятия: способствование развития творческого воображения.
Стимульный материал для занятия: листы и пишущие принадлежности (карандаши, ручки, фломастеры)
Время занятия: 40 минут
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Упражнение 1. “Придумай рассказ”
Цель: способствование активации творческой активности, воображения.
Ход упражнения:
Придумайте рассказы, в которых первые предложения будут такими. (В рассказе должно быть не более 10 предложений.)
1. Кошка приближалась бесшумно к своей жертве.
2. Дверь закрылась.
З. Маленькая звезда, улыбаясь, смотрела на землю.
4. Крестьяне героически борются за урожай.
Время: 15 минут
Упражнение 2. “В лапах злого волшебника”
Цель: способствование активации творческой активности, воображения.
Стимульный материал для упражнения: листы и пишущие принадлежности (карандаши, ручки, фломастеры)
Ход упражнения:
Вы попали к злому волшебнику. Он отпустит вас, если вы:
— нарисуете картину, в которой несовместимые вещи станут совместимыми;
— расскажете о стране и людях, доселе нам неизвестных;
— придумаете новое блюдо, которое не пробовал еще ни один человек.
Время: 15 минут
Упражнение 3. “Машина времени”
Цель: способствование активации творческой активности, воображения.
Ход упражнения:
Мы отправляемся в путешествие на «машине времени». Мимо нас пролетают века и страны. Машина сама определяет, в каком веке и стране совершить остановку и указывает на любого из нас. Задача того, на кого укажет машина, представить себя в этом веке и в этой стране, придумать о себе небольшой рассказ.
Время: 10 минут
Занятие 20. «Этот необычный и волнующий 5-й класс»
Цель занятия: Познакомить детей с целями занятий, формой работы; принять правила поведения на занятии; профилактика проблем адаптации: мобилизация внутреннего ресурса, умения самостоятельно проявлять активное участие и сотрудничать со сверстниками в дискуссиях.
Необходимые материалы: Тетради, ручки, небольшие листочки бумаги для записей, альбомные листы, мягкая игрушка или мяч.
Время занятия: 40 минут
План занятия
Упражнение 1. «Имя и цветок»
Выбор способа приветствия. Приветствие
Цель: дать каждому ребенку возможность представить себя другим детям.
Ход упражнения: Каждый из участников называет своё имя и цветок на заглавную букву этого имени, с которым ребята могут себя ассоциировать.
Рефлексия: Насколько легко было вспомнить цветок на заданную букву, который бы «соответствовал» тому или иному ребёнку?
Время: 10 минут
Принятие правил.
Упражнение 2. «Всаньте те, кто…»
Цель: Разогревающее упражнение, направленное на активацию активности участников, снятию напряжения.
Ход упражнения: Ребята сидят в кругу. В центре – Ведущий. Количество стульев меньше на 1, чем участников. Ведущий говорит: “Встаньте, кто...” и называет какое-либо качество, например кто, считает себя добрым, умным справедливым, красивым, терпеливым, сильным и так далее.
Те, у кого присутствует названный признак, встают, и стараются занять свободное место, кроме рядом стоящего стула. Далее игра повторяется снова с новым ведущим
Рефлексия:
- О ком ты узнал что-нибудь новое?
- Был ли ты удивлён тем, что вместе с тобой вставал тот или иной человек?
- Сошлись ли твои представления о твоих представлениях об интересах и пристрастиях твоих одноклассников с их реальными интересами?
Время: 15 минут
Упражнение 3. «Что важно для меня»
Цель: Помочь детям поделиться своими представлениями о себе и своих интересах, которые делают их особенными, не похожими на других
Ход упражнения: Ребятам необходимо представить, что они с родителями надолго уезжают, чтобы провести каникулы на необитаемом острове. Родители предлагают детям взять с собой чемодан и упаковать в него ровно три вещи, самые важные для них.
Что вы выберете? Названия этих вещей напишите на листе бумаги (5 минут).
Далее ребятам необходимо прочитать список и рассказать, почему они выбрали именно эти три вещи.
Рефлексия:
- Кто-нибудь выбрал то же, что и ты?
- Какой предмет из тех, которые кому-нибудь захотелось взять с собой, был, на твой взгляд, самым необычным?
- Чьи записи тебя удивили?
Время: 20 минут
Обсуждение занятия:
- Есть ли на свете такие вещи, которые интересны и важны большинству из нас?
- Что понравилось на занятии, а что – нет?
Выбор способа прощания. Прощание
Занятие 21. «Мы и школа»
Цель занятия: Проработка трудностей, возникающих у ребят в процессе обучения в школе, изучение уровня тревожности, мнения учащихся о степени значимости школы в их жизни.
Время занятия: 40 минут
План занятия
Приветствие
Упражнение 1. «Кто ты? Кто я?»
Цель: Изучение уровня тревожности учащихся класса.
Ход упражнения: Ребятам предлагается вспомнить год поступления в школу. Предлагается обсудить вопросы, которые могут служить рефлексией.
Рефлексия:
- Что связано с этим годом для вас?
- Каким был ваш первый школьный день?
- Что вам больше всего запомнилось из первого школьного дня?
- Какой вам представлялась школа тогда, и какой она вам кажется сейчас?
Упражнение 2. «Ассоциации»
Цель: Изучение степени тревожности учащихся, связанной со словом «школа»; изучение мнения учащихся о степени значимости школы в их жизни.
Ход упражнения: Учащимся предлагается назвать прилагательные, которыми они хотели бы охарактеризовать свою школу и поделиться своим мнением о том, чему учат в школе. Например:
- Школа, в которой я учусь,…
- В нашей школе учат...
Рефлексия:
- Насколько откровенны вы были?
- Какие чувства возникали при рассуждениях о школе?
Время: 10 минут.
Упражнение 3. «Температура»
Цель: Дать возможность учащимся проговорить свои учебные трудности и определить свое к ним отношение.
Ход упражнения: Ведущий: Ребята! Когда человек болеет, он непременно меряет температуру. Она у него почти всегда повышенная. Если человек не хочет что-либо делать, у него тоже может повыситься температура.
По какой причине, кроме болезни, может повыситься температура у вас?
Рефлексия:
- Насколько легко было вспомнить ситуацию повышения температуры вашей жизни?
- Насколько легко было рассказывать о той или иной жизненной ситуации?
Время: 10 минут.
Упражнение 4. «В гостях у сказки»
Цель: Преодоление негативных эмоций, связанных с обучением в школе.
Ход упражнения:
Ребятам предлагается прослушать сказку и придумать её окончание и объяснить, почему они придумали именно такое окончание сказки.
Текст сказки: В далекие времена в одной семье жил мальчик. Был он веселый, непоседливый, любил играть с другими мальчиками во дворе в свои мальчишеские игры, помогал папе выполнять нехитрую мужскую работу, а маме — даже мыть посуду!
Учился этот мальчик в школе, в селе она была одна, и рано поутру все мальчики и девочки вприпрыжку бежали в школу.
Кто- то бежал с охотой, кому-то было трудно проснуться, и он, пыхтя, бежал позади всех. Самым последним бежал в школу знакомый нам мальчик. Не то чтобы ему не хотелось учиться, просто было очень трудно рано вставать из теплой постели, одеваться и делать так каждый день.
Однажды, когда он в очередной раз оказался самым последним на дорожке, ведущей в школу, прямо перед собой он увидел перышко необыкновенной красоты. Оно сверкало на солнце и переливалось всеми цветами радуги. Мальчик остановился, схватил перышко и забыл о том, что ему нужно бежать в школу...
В течение секунды перышко подняло мальчика, закрутило в вихре и забросало его на радугу, которая висела над школьным двором.
Мальчик кувыркался на радуге, прыгал, стоял на голове, смотрел на школу, в которой в это время сидели за партами мальчики и девочки аз его села, смеялся, свистел и вообще делал то, что ему больше всего хотелось делать.
Так прошел час, два, три, а что было потом с мальчиком?
Рефлексия: Учащимся предлагается закрыть глаза и представить себе лицо мальчика, который очутился на радуге.
- Кто хотел бы оказаться на месте мальчика и почему?
- Можем ли мы считать, что мальчик совсем не хотел учиться в школе?
- Чем может быть вызвано такое поведение мальчика?
Время: 15 минут.
Обсуждение занятия:
- Понравилось ли вам занятие?
- Что запомнилось больше всего?
- Оценка занятию — от 0 до 10 баллов.
Прощание
Занятие 23. «Вот он - я»
Цель занятия: Развивать умение самоанализа и самовыражения; стимулировать фантазию, воображение учащихся; способствовать снятию тревоги.
Необходимые материалы: Картонные кружки по три штуки каждому учащемуся (цвета: красный, желтый, зеленый); кусочки мягкой проволоки длиной 10 см; булавки; музыкальное сопровождение; карандаши, фломастеры, листы бумаги
Время занятия: 40 минут
План занятия
Приветствие
Упражнение 1. «Светофор»
Цель: Обменяться мнениями о прошлом занятии, настроить учеников на участие в следующем занятии.
Необходимые материалы: Картонные кружки по три штуки каждому учащемуся (цвета: красный, желтый, зеленый).
Ход упражнения: Ребятам раздаются «сигналы светофора» (картонные кружки разных цветов). С их помощью участники высказывают своё мнение о прошлом занятии.
Ведущий: Итак, если во время нашей прошлой встречи вам было неуютно или неинтересно, то вы поднимаете красный кружочек.
Если на прошлом занятии вам было интересно, но вам что-то не понравилось, или какое-то упражнение вызвало у вас чувство дискомфорта, то вы поднимаете желтый кружок.
А если вам очень понравилась прошлая наша встреча, вам было интересно, вы узнали для себя что-то новое, то вы поднимаете зеленый кружок.
Я считаю до трех, и мы включаем светофор. Раз... Два... Три...
Рефлексия:
- Почему вы сделали такой выбор?
- Аргументируйте свой выбор.
(Особое внимание уделяет детям, поднявшим красный кружок)
Время: 5 минут.
Упражнение 2. «Волшебная эмблема»
Цель: Развивать умение самоанализа и самовыражения; стимулировать фантазию, воображение учащихся; способствовать снятию тревоги.
Необходимые материалы: Кусочки мягкой проволоки длиной 10 см; булавки; музыкальное сопровождение.
Ход упражнения: Ведущий. А сейчас мы с вами немного поиграем. Идя к вам на встречу, я захватила с собой необыкновенные кусочки обыкновенной проволоки. Я предлагаю вам сделать из кусочка проволоки свою эмблему, которая могла бы многое рассказать о вас, если бы была живой.
К примеру, вот этот треугольник — я думаю, что я похожа на треугольник, потому что каждый день я открываю в себе свою новую вершину треугольника.
А теперь попробуйте и вы сделать такие эмблемы. Подумайте над тем, что сможет рассказать о вас другим людям неприметный кусочек
проволоки. Я уверена, что ваши рассказы, как и эмблемы, будут очень интересными.
После окончания упражнения приколоть эмблемы к одежде с помощью булавок.
Рефлексия: Попросить ребят рассказать, что значат их фигурки, почему они такими себя изобразили
Время: 10 минут.
Упражнение 3. «В гостях у сказки»
Цель: Развитие фантазии, умения понимать и передавать чувства других людей; сочинение собственных сказок на основе полученных рисунков.
Необходимые материалы: Карандаши, фломастеры, листы бумаги. Музыкальное сопровождение.
Ход упражнения: Ведущий: А теперь давайте вспомним наше прошлое занятие. Вспомните сказку про мальчика и радугу. Я хочу, чтобы каждый из вас вспомнил сказку и определил в ней самый тревожный и запоминающийся момент.
Попробуйте нарисовать этот момент на лежащих перед вами листах бумаги. Озаглавьте свой рисунок, объясните, почему вы его так назвали. (Возможна работа в парах.) Далее ученики зачитывают свои сказки. По окончанию каждой сказки весь класс хлопает выступавшему ученику.
Рефлексия: Попросить ребят рассказать,
Время: 15 минут.
Обсуждение занятия:
Упражнение 4. «Прощание»
Цель: Подведение итогов занятия; оценка учащимися проведенного занятия с помощью кружков.
Необходимые материалы: цветные картонные кружки.
Ход упражнения: Ребятам предлагается с помощью кружков «светофора» определить эффективность прошедшего занятия.
Время: 5 минут.
Прощание
Занятие 24. «Познай себя»
Цель занятия: Создать у учеников мотивацию на самопознание; способствовать развитию самопознания, рефлексии у учащихся и уверенности в себе.
Необходимые материалы: Тетради, ручки, карандаши, разноцветная коробка с прорезями, обклеенная полосками из шести разных цветов.
Время занятия: 40 минут
План занятия
Приветствие
Упражнение 1. «Цвет настроения»
Цель: Снятие напряжения, создание у учеников мотивации на самопознание.
Необходимые материалы: Разноцветная коробка с прорезями, обклеенная полосками из шести разных цветов.
Ход упражнения: По кругу передаётся разноцветная коробка, и ребята по очереди определяют цвет настроения, соответствующего сегодняшнему.
Рефлексия:
- По каким причинам у тебя то или иное настроение?
- Хотелось ли тебе его изменить на протяжении сегодняшнего занятия, дня?
- Как считаешь, получится ли это сегодня?
Время: 5 минут
Упражнение 2. Самоанализ «Кто я? Какой я?»
Цель: Формирование позитивного отношения к своим возможностям, принятия себя и стремление к совершенствованию; определение общности между участниками группы.
Ход упражнения: Необходимо продолжить письменно три предложения:
Я думаю, что я...;
Другие считают, что я...;
Мне хочется быть...
Для каждого предложения подберите от 5 до 10 определений из списка на доске.
Количество совпадений подсчитывается, на доске отмечается, как много общего между учащимися.
Рефлексия:
- Узнали ли вы о ком-то что-то новое?
- Описывали ли вы только свои положительные стороны?
Время: 20 минут
Упражнение 3. «Вот я какой! Угадали?»
Цель: Формирование позитивного отношения к своим возможностям, принятия себя и стремление к совершенствованию.
Ход упражнения: Ребята заполняют анкету, в которой описывают себя и свои увлечения, но не подписывают работу (все ставят на ней свой значок). Сдают свои варианты. Ведущий их перемешивает и раздает. Ребятам необходимо при озвучивании работы узнать, чья она.
Рефлексия:
- Насколько легко было угадать анкету того или иного человека?
- Описывали ли вы только свои положительные стороны в анкете?
- Какие испытали трудности?
Время: 20 минут
Обсуждение занятия:
- Понравилось или нет занятие?
- Что нового узнали из занятия?
- Что больше всего запомнилось? Что удивило?
- Кого трудней оценивать – себя или других?
Прощание
Занятие 25. «Новичок в средней школе»
Цель занятия: Способствовать развитию умения учиться, планировать свою деятельность; обсудить новые условия учебного процесса в средней школе.
Необходимые материалы: Тетради, ручки, небольшие листочки для записей, футляр для очков, памятка для учащихся «Как готовить домашние задания».
Время занятия: 40 минут
План занятия
Приветствие
Упражнение 1. «Воображала»
Цель: Снятие напряжения, стремление правильно воспринимать и сравнивать свои достижения с успехами других
Необходимые материалы: Тетради, ручки, небольшие листочки для записей, футляр для очков
Ход упражнения: Ведущий предлагает ребятам стать изобретателями и придумать все возможные варианты использования футляра для очков. Необходимо записать варианты в течение 5 минут. Победителем окажется тот, кто придумает самый оригинальный и неповторимый способ применения предмета.
Рефлексия:
- Чья придумка понравилась больше всего?
- Насколько легко восприняли то, что ваш способ оказался не самым оригинальным?
Время: 15 минут
Упражнение 2. «Новичок Том »
Цель: Способствование развитию умения учиться, планировать свою деятельность; обсуждение новых условий учебного процесса в средней школе; развитие навыков сотрудничества
Ход упражнения: Ведущий: Сегодняшнее наше занятие посвящено «новичкам» – тем, кто никогда раньше не учился школе. Давайте представим, ребята, что к нам в школу приехал кто-то из другой страны. Он хочет продолжить свое обучение в нашей школе. Но прежде чем мы поможем ему познакомиться с жизнью школы, давайте дадим ему имя.
Ребята выдвигают свои версии (не больше пяти) и на основе голосования выбирают имя – например, Том.
Теперь давайте подумаем, что мы ему расскажем о жизни в школе?
Дети называют варианты: про учителей; школьников; об уроке; домашней работе; контрольных, письменной и устной работе на уроке и т.д.
Хорошо, тогда начнем, например, с того, как надо работать на уроке.
Ведущий предлагает ряд вопросов, на которые ребята дают развернутые ответы, характеризующие как их осведомленность, так и возможность проявить себя (главное – не бояться ошибок при высказывании своего мнения).
Список вопросов
1. Работа в классе на уроке
Зачем нужно быть внимательным на уроках? Если ты на уроке что-то не понял, что надо сделать? Почему? Что произойдет, если вы неправильно решите домашнее задание? Зачем нужно повторять правила, прежде чем начать делать домашнее задание? Если что-то на уроке кажется трудным, что необходимо сделать?
2. Работа с учебным материалом
Какие книги нам помогают получать дополнительную информацию по изучаемому предмету? Откуда и как вы узнаете, что по какому предмету делать? Как часто узнаете, что задано, у одноклассника по телефону? Прежде чем выполнять задание, зачем необходимо выучить правила назубок?
3. Работа над домашним заданием
С какого предмета вы начинаете выполнять домашнее задание? Чем заканчиваете?
Рефлексия: Придерживаетесь ли вы определённого школьного «расписания»?
Время: 30 минут
Обсуждение занятия:
- Понравилось или нет занятие?
- Что нового узнали из занятия?
- Что больше всего запомнилось? Что удивило?
Прощание
Занятие 26. «Понимаем ли мы друг друга»
Цель занятия: Показать значимость собственного «Я»; подвести учащихся к пониманию необходимости жить в согласии с собой и другими; показать важность взаимопонимания.
Материалы: Тетради, бланки теста «Умеешь ли ты слушать?».
Время занятия: 40 минут
План занятия
Приветствие
Упражнение 1. «Где я?»
Цель: Разогревающее упражнение, направленное на снятие напряжения
Ход упражнения: В этом упражнении ведущий игрок – детектив должен назвать с закрытыми глазами, где находится человек, издающий звуки.
Рефлексия:
- Что в этом упражнении оказалось самым сложным?
- Насколько легко было определять месторасположение того или иного человека?
Время: 5 минут
Упражнение 2. «Рисунок по инструкции»
Цель: Стимулирование сосредоточения внимания, развитие умения слушать и слышать.
Ход упражнения: Это упражнение требует сосредоточенности и умения действовать по правилу. Сначала все рисуют свой домик. Потом, убрав рисунок, достают чистый лист и работают в парах – один рисует с закрытыми глазами дом под диктовку соседа - автора. В конце сравнивают, похож ли рисунок на авторский. Затем ребята меняются местами.
Рефлексия: После упражнения обмениваются впечатлениями: партнерам дается возможность обсудить ход совместной работы.
Время: 15 минут
Упражнение 3. «Умеете ли вы слушать?»
Цель: Развитие умения слушать и слышать.
Ход упражнения: Каждый учащийся получает бланк с вопросами. Всего 7 вопросов, сразу на занятии ребята изучают результат.
Тест «Умеете ли вы слушать?»
Каждый учащийся получает бланк с вопросами:
1. Ты часто отвлекаешься, когда с кем-то разговариваешь?
2. Делаешь ли ты только вид, что слушаешь, а сам думаешь о другом?
3. Реагируешь ли ты эмоционально на слова рассказчика?
4. Ты часто перебиваешь собеседника?
5. Ты слушаешь или только делаешь вид, что слушаешь?
6. Ты мечтаешь о чем-то своем, когда слушаешь других?
7. Возможно, ты обдумываешь, что сказать, когда слушаешь собеседника?
Теперь подсчитаем результаты: чем больше у вас ответов «да», тем хуже вы умеете слушать. Давайте подумаем над вопросом: что мешает нам слушать других?
В конце результаты всей группы обобщаются.
Рефлексия:
Довольны ли вы получившимися своими результатами? Общими?
Ожидали ли вы таких результатов от себя?
Время: 15 минут
Упражнение 4. «Пойми меня»
Цель: Развитие умения слушать и слышать, проработка ситуации «перебивания» друг друга при разговоре.
Ход упражнения: Одновременно все участники громко произносят свое слово, а водящий повторяет все слова, которые удалось услышать.
Рефлексия:
Легко ли было услышать то или иное слово в общем гуле?
Какие трудности возникали при понимании слов?
Время: 10 минут
Обсуждение занятия:
- Понравилось ли занятие?
- Что нового вынесли для себя из этого занятия?
- Трудно ли было оценивать себя?
- Что нового вы узнали о себе?
Прощание
Занятие 27. «Мир эмоций»
Цель занятия: Познакомить учащихся с эмоциями; научить определять эмоциональное состояние других людей; тренировать умение владеть своими эмоциями.
Необходимые материалы: Плакат со схематичным изображением эмоций, карточки с заданиями, бланки с названиями эмоций, мяч, фломастеры, карандаши.
Время занятия: 40 минут
План занятия
Приветствие
Упражнение 1. «Угадай эмоцию»
Цель: научить определять эмоциональное состояние
Необходимые материалы: Плакат со схематичным изображением эмоций
Ход упражнения: Вывешивается плакат со схематичным изображением эмоций, без указаний состояний человечков. Участники угадывают, какие эмоции изображены на плакате.
Рефлексия:
- Насколько легко было определять то или иное эмоциональное состояние?
- Какие основные признаки и характеристики помогали определять то или иное эмоциональное состояние?
Время: 15 минут
Упражнение 2. «Фигуры эмоций»
Цель: научить определять эмоциональное состояние
Ход упражнения: Ребята рисуют пять больших фигур на листе А4. Потом, подписав имена четырех из них (гнев, радость, страх, ярость), раскрашивают цветными карандашами. Придумывают имя 5-й фигуре, раскрашивают, используя такие цвета, которые соответствуют ее эмоциональному состоянию.
Рефлексия:
- Почему присвоили той или иной фигуре ту или иную эмоцию?
- Насколько легко было придумывать названия фигурам?
Время: 10 минут
Упражнение 3. «Назови эмоцию»
Цель: Проработка эмоциональных состояний, мешающих либо благоприятствующих общению
Ход упражнения: Передавая мяч по кругу, участники называют эмоции, мешающие общению. Затем мяч передается в другую сторону и называются эмоции, помогающие общению.
Рефлексия:
- Насколько легко было вспоминать те или иные эмоциональные состояния в зависимости от необходимой ситуации?
- Что было легче: называть эмоции, способствующие либо препятствующие эффективному межличностному взаимодействию?
Время: 10 минут
Упражнение 4. «Изобрази эмоцию»
Цель: Проработка эмоциональных состояний, умение определять эмоциональное состояние других людей.
Ход упражнения: Эмоции можно выражать с помощью движений, мимики, жестов, интонации.
Необходимо подготовить карточки, на которых будет написана та или иная эмоция (радость, грусть, насмешка, обида, страх, удивление и т.д.). Каждый из ребят по очереди достает из конверта карточку и пытается изобразить доставшуюся ему эмоцию без слов. Остальные должны угадать, что это за эмоция.
Рефлексия:
- Насколько легко было изображать ту или иную эмоцию?
- Насколько легко было угадывать ту или иную эмоцию?
- С какими трудностями столкнулись в процессе выполнения задания?
Время: 10 минут
Обсуждение занятия:
- Как считаете, какую роль играют эмоции в нашей жизни?
- Что для вас было новым на занятии?
- Что было уже известно?
Прощание
Занятие 28. «Вот тебе моя рука»
Цель занятия: Проработка возможных выходов из конфликтных ситуаций; развитие эмпатии.
Необходимые материалы: Музыкальная запись «Шум леса»; ящик с песком размером 1 м х 1 м; миниатюрные фигурки зверей и человечков; магнитофон; маленькие альбомы
Время занятия: 40 минут
План занятия
Приветствие
Упражнение 1. «Осенний лес»
Цель: Релаксация; подготовка учащихся к активной работе на занятии.
Необходимые материалы: Музыкальная запись «Шум леса».
Ход упражнения: Учащиеся должны сплоченно выполнять задание и следовать тексту, который произносит ведущий. По ходу выполнения упражнения учащиеся сопровождают его жестами.
Ведущий: Ребята! Мы с вами отправляемся в волшебное путешествие. Вы его совершите вместе со мной. Сейчас я попрошу вас сесть поудобнее и закрыть глаза. Я попрошу вас выполнять все движения, не открывая глаз.
Давайте начнем.
Итак, мы с вами находимся недалеко от Томска, в маленьком, но очень милом и уютном городке.
На улице стоит осень. И хоть на улице солнышко светит очень ярко, температура уже достаточно низкая.
Мы с вами идем на прогулку.
Мы быстро надеваем брюки, теплый свитер, кроссовки и оправляемся в лес, берем с собой поводок и любимую собаку.
Мы идем в лес. Свежий воздух, лесная прохлада притягивают нас. Мы напрягаем ноги, животик, спинку, ручки, лицо. Сильно-сильно...
А сейчас мы расслабляем ноги, руки, спинку, лицо...
Дышится легко, ровно, глубоко...
Дорога не утомляет нас, а, наоборот, придает уверенность и силу. Вот он, наш волшебный лес! Все тропинки в нем нам знакомы. Вот эта ведет в березовую рощу. Мы направляемся туда. Дышится легко, ровно, глубоко...
Правая рука держит поводок и напряжена очень сильно...
Легкий ветерок качает верхушки деревьев, они раскланиваются перед нами, приветствуя нас. Кругом тишина, только где-то стучит дятел, а птички поют свои незатейливые песенки, радуясь каждому новому мгновению дня.
Мы отпускаем поводок, и наши правые руки становятся легкими, воздушными, словно воздушный шарик, который улетит далеко в небо, если его не держать за ниточку...
Дышатся легко, ровно, глубоко... (Пауза.)
Мы входом в березовую рощу. Белые стволы берез напоминают нам свечи на праздничном торте. Наше внимание привлекает гриб в коричневой шапочке. Это — подберезовик. Мы наклоняемся к нему и видом еще два маленьких грибочка. Да здесь целая семейка подберезовиков уютно устроилась на зеленой кочке! Свежий воздух пронизывает все вокруг. Дышится легко, ровно, глубоко... (Пауза.)
Насладившись лесной прохладой и тишиной, мы возвращаемся домой.
Рефлексия:
- Какие ощущения вы испытали, путешествуя по воображаемому лесу?
- Смогли ли вы его себе представить? Что вам удалось представить, а что — нет?
Время: 15 минут.
Упражнение 2. «Мостики дружбы»
Цель: Обыгрывание с учащимися возможных конфликтных ситуаций, возникающих в ходе игры; использование возможностей территориальной игры для проигрывания ситуаций общения.
Необходимые материалы: Ящик с песком размером 1 м х 1 м; миниатюрные фигурки зверей и человечков; магнитофон.
Ход упражнения: Учащиеся подходят к ящику с песком.
Ведущий. Представьте, что вы — волшебники. Вы находитесь в стране, в которой еще никто и никогда не жил. Там вы хотите создать цветущую сказочную страну. Сейчас каждый из вас выберет для себя трех героев, которых он хотел бы поселить в новой стране. Отдельно захватите деревья, камни, цветы, дома — все, что будет вам нужно для создания сказочной страны. А я буду рассказывать вам сказку.
Начало сказки (Рассказывать, когда все дети сидят рядом с коробкой с песком.)
Итак, в одной сказочной стране, где были поля и долины, где тек.7И реки (провести впадины в песке, символизирующие речки, разделяя песочный лист на 4 части), на волшебной поляне сказочного леса жили .‚аленькие волшебные жители.
У них был домик. (Детям предлагается поставить свой домик в любое место своей части песочного листа.)
В нем они жало все вместе.
(Каждый ребенок ставит своих героев рядом с домиком.) Как-то раз волшебным жителям наскучило сидеть по своим домикам, и оно пошли погулять по волшебному лесу Им хотелось погулять и себя показать. Но что такое? Вся поляна разделена на части бурными реками! Как же могут встретиться все волшебные жители этой поляны?
Ведущий просит детей продолжить сказку с помощью фигурок.
В задачу детей входит:
— попробовать познакомиться с каждым сектором ящика;
— сходить в гости к друг другу.
Если дети не находят решения проблемы, ведущий предлагает им построить мостик.
Окончание сказки
Вот и встретились все жители этого волшебного леса. Оно радостно заплясали, взялось за руки и поняли, что умеют творить настоящие чудеса!
А когда наступил вечер, наши жители разошлись по своим домикам. Теперь они могло видеться друг с другом, когда им захочется.
Рефлексия:
- Трудно ли было играть в эту игру?
- Что было трудно делать в ходе игры?
- Чему вы научились в ходе игры?
В конце занятия учитель просит детей разобрать своих героев и песок. После небольшого обсуждения возникших затруднений в ходе игры и нахождения выхода из ситуации, учащиеся разбирают преграды в песке.
Время: 25 минут.
Упражнение 3. «Рука друга»
Цель: Развитие эмпатии; снятие тревожности учащихся; преодоление неприятных ощущений, связанных с использованием песка.
Необходимые материалы: Ящик с песком размером 1 м х 1 м;
Ход упражнения: Учащимся предлагается погрузить руки в песок и, не вынимая рук из песка, взяться за руки. При этом каждый участник должен сказать каждому вслух хорошие пожелания.
Время: 5 минут.
Рефлексия:
- Понравилось ли упражнение?
- Насколько приятно-неприятно было ощущение нахождения рук в песке?
Рефлексия занятия: Учащимся раздаются маленькие альбомы, в которых учитель просит учащихся охарактеризовать занятие.
Прощание
Занятие 29. «Страна рисования»
Цель занятия: Развитие умения высказывать свое мнение; воспитание культуры общения, умения прислушиваться к высказываниям других учащихся; закрепить результаты, достигнутые на предыдущих занятиях; раскрытие ранее незатронутых проблемных для учащихся тем.
Необходимые материалы: Именные альбомы; карандаши, фломастеры, краски; тонкие палочки, кисти; контурные изображения для раскраски.
Время занятия: 40 минут
План занятия
Приветствие
Упражнение 1. «Воспоминание»
Цель: Развитие умения высказывать свое мнение; воспитание культуры общения, умения прислушиваться к высказываниям других учащихся; закрепить результаты, достигнутые на предыдущих занятиях.
Необходимые материалы: Именные альбомы; карандаши, фломастеры.
Ход упражнения: Ведущий предлагает учащимся вспомнить прошлое занятие и нарисовать в именных альбомах все то, что их более всего поразило в сказочной стране.
Затем ведущий устраивает мини-выставку под названием «Привет из Песочной страны».
Рефлексия: Ребята рассказывают о том, что они хотели выразить своими рисунками.
Время: 15 минут.
Упражнение 2. «Изотерапия»
Цель: Раскрытие ранее незатронутых проблемных для учащихся тем
Необходимые материалы: Именные альбомы; краски; тонкие палочки, кисти; контурные изображения для раскраски.
Ход упражнения: Ведущий: Ребята! Сейчас мы с вами снова будем рисовать. Но не так как вы привыкли. Сейчас вы возьмете свои альбомы и в них нарисуете все, что захотите. Но рисовать сегодня мы будем не кисточками и не карандашами, а косметическими палочками.
(Вначале дети пробуют на отдельном листе бумаги точками нарисовать что-либо по собственному желанию. По окончании рисования происходит обсуждение рисунков, дети рассказывают, что у них получилось.)
Ведущий: А теперь каждый из вас выберет любое понравившееся ему контурное изображение. Раскрашивать его вы тоже будете палочками.
Дети приступают к раскраске контурного изображения.
В процессе рисования ведущий спрашивает, нравится ли детям такая техника. Если да, то почему. Если нет, то почему.
Ребята рассказывают о том, что они хотели выразить своими рисунками.
Время: 30 минут.
Обсуждение занятия:
- Что для вас было новым на занятии?
- Что наиболее понравилось, а что наоборот вызвало неудовольствие?
Занятие 30. «Я+Я=МЫ»
Цель занятия: Снижение тревожности, достижение внутригрупповой сплоченности, осмысление своего персонального «Я» как части общего «Мы».
Необходимый материал: Ватман, карандаши, фломастеры, краски, журналы, клей, картонные кружки по три штуки каждому учащемуся (цвета: красный, желтый, зеленый).
Время занятия: 40 минут
План занятия
Приветствие
Упражнение 1. «Светофор»
Цель: Обменяться мнениями о цикле проведённых занятий, настроить учеников на участие в следующем занятии.
Необходимые материалы: Картонные кружки по три штуки каждому учащемуся (цвета: красный, желтый, зеленый).
Ход упражнения: Ребятам раздаются «сигналы светофора» (картонные кружки разных цветов). С их помощью участники высказывают своё мнение о прошедших занятиях.
Ведущий: Итак, если во время наших прошлых встреч (в общем) вам было неуютно или неинтересно, то вы поднимаете красный кружочек.
Если на прошлых занятиях (в общем) вам было интересно, но вам что-то не понравилось, или какое-то упражнение вызвало у вас чувство дискомфорта, то вы поднимаете желтый кружок.
А если вам очень понравилась прошлые нашит встречи, вам было интересно, вы узнали для себя что-то новое, то вы поднимаете зеленый кружок.
Я считаю до трех, и мы включаем светофор. Раз... Два... Три...
Рефлексия:
- Почему вы сделали такой выбор?
- Аргументируйте свой выбор.
(Особое внимание уделяет детям, поднявшим красный кружок)
Время: 10 минут.
Упражнение 2. «Портрет класса»
Цель: Снижение тревожности, достижение внутригрупповой сплоченности, осмысление своего персонального «Я» как части общего «Мы»
Необходимые материалы: Ватман, карандаши, фломастеры, краски, журналы, клей
Ход упражнения: Составление внутригруппового коллажа, как портрета группы
Рефлексия:
- Что больше всего понравилось в данном задании?
- Какие возникали сложности при выполнении данного задания?
Время: 30 минут.
Итоговое обсуждение проведённых занятий:
Ты принял участие в 30занятиях, на которых обсуждались многие вопросы. Было бы интересно узнать твое мнение о нашей совместной работе.
- Какие из тем или вопросов, обсуждавшихся на наших занятиях, тебе запомнились?
- Что тебе больше всего понравилось: какие упражнения, игры, темы занятий?
- Что тебе совсем не понравилось?
- Что из того, о чем ты узнал на наших занятиях, тебе пригодится (уже пригодилось) в жизни?
- О чем бы ты хотел узнать на занятиях в следующем году?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/09/picture-304962-1644384524.jpg)
Методические рекомендации по курсу развивающих занятий для старших подростков "Планирование карьеры"
Содержание материала соответствует целям предпрофильного обучения и является актуальным и полезным для выбора обучающимися не только профиля обучения в школе, но и для профессионального, жизненного са...
Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5
Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5...
Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7
Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/01/picture-1100330-1664649190.jpg)
Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5
Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/01/picture-1100330-1664649190.jpg)
Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7
Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/18/picture-1144569-1558182786.png)
Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5
Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/18/picture-1144569-1558182786.png)
Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7
Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7...