Сценарий школьного конкурса юных чтецов «Живая классика»
материал (6 класс) по теме


Скачать:


Предварительный просмотр:

        Сценарий школьного конкурса юных чтецов «Живая классика»

  1. Цель конкурса: раскрытие творческих возможностей школьников в области русского языка и литературного творчества.

  1. Задачи конкурса:

Формирование образа развитой языковой личности, способной самостоятельно осваивать духовные ценности многообразной и многонациональной культуры.

Формирование у школьников художественного сознания и, соответствующей ценностной ориентации.

Развитие интеллектуального, творческого потенциала.

Воспитания патриотизма и активной гражданской позиции, чувства ответственности.

   В оный день, когда над миром новым
Бог лицо склонял Своё, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города…
Слово, рождённое болью…
Слово, что ранит смертельно…
Слово — с нежнейшей любовью…
Слово – как крестик нательный…
Слово, что светит во мраке,
Слово, что греет в ненастье…
Слово, как Времени знаки, -
Слово – награда и счастье!

Добрый день, дорогие друзья . Сегодня мы проводим конкурс юных чтецов «Живая классика». Этот конкурс — соревнование по чтению вслух отрывков из прозаических произведений русских и зарубежных писателей среди учащихся 11–12 лет.
Победу в конкурсе приносит не только артистическое мастерство, но и глубина проникновения в смысловую структуру и образную систему художественного текста.
Позвольте представить жюри конкурса:
1.
2.
3.                                                                                                                                                         Выступления оцениваются по следующим параметрам:выбор текста произведения;
грамотная речь;
артистизм исполнения;
глубина проникновения в смысловую структуру текста.

  1. Открывает  нашу конкурсную программу отрывок из повести «Страшная месть» русского писателя Н.В.Гоголя .Читает Р. А.    

   « Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Ни зашелохнет; ни прогремит. Глядишь, и не знаешь, идет или не идет его величавая ширина, и чудится,будто весь вылит он из стекла, и будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьется по зеленому миру. Любо тогда и жаркому солнцу оглядеться с вышины и погрузить лучи в холод стеклянных вод и прибережным лесам ярко отсветиться в водах. Зеленокудрые! они толпятся вместе с полевыми цветами к водам и, наклонившись, глядят в них и не наглядятся, и не налюбуются светлым зраком, и усмехаются к нему, и приветствуют его, кивая ветвями. В середину же Днепра они не смеют глянуть: никто, кроме солнца и голубого неба, не глядит в него. Редкая птица долетит до середины Днепра. Пышный! ему нет равной реки в мире. Чуден Днепр и при теплой летней ночи, когда все засыпает - и человек, и зверь, и птица; а бог один величаво озирает небо и землю и величаво сотрясает ризу. От ризы сыплются звезды. Звезды горят и над миром и все разом отдаются в Днепре. Всех их держит Днепр в темном лоне своем. Ни одна не убежит от него; разве погаснет на небе. Черный лес, унизанный спящими воронами, и древле разломанные горы, свесясь, силятся закрыть его хотя длинною тенью своею, - напрасно! Нет ничего в мире, что бы могло прикрыть Днепр. Синий, синий, ходит он плавным разливом и середь ночи, как середь дня; виден за столько вдаль, за сколько видеть может человечье око. Нежась и прижимаясь ближе к берегам от ночного холода, дает он по себе серебряную струю; и она вспыхиваете будто полоса дамасской сабли; а он, синий, снова заснул. Чуден и тогда Днепр, и нет реки, равной ему в мире!

                                                                                                                                                                                    2. Иван Сергеевич Тургенев родился в городе Орел в дворянской семье. Творчество Тургенева включает несколько романов, множество рассказов, повестей, пьес и стихотворений.        К одним из самых знаменитых рассказов Тургенева относится рассказ «Муму», Это очень яркий и одновременно грустный рассказ. В его основе лежат реальные события, которые происходили в местечке Спасском, однако Тургенев, как писатель, изменил концовку рассказа, чтобы подчеркнуть силу характера Герасима, его обиду на несправедливость барыни и любовь к Муму. З. И. читает  отрывок  из произведения Ивана Сергеевича Тургенева «Муму».

«А между тем в ту самую пору по Т…у шоссе усердно и безостановочно шагал какой-то великан, с мешком за плечами и с длинной палкой в руках. Это был Герасим. Он спешил без оглядки, спешил домой, к себе в деревню, на родину. Утопив бедную Муму, он прибежал в свою каморку, проворно уложил кой-какие пожитки в старую попону, связал ее узлом, взвалил на плечо да и был таков. Дорогу он хорошо заметил еще тогда, когда его везли в Москву; деревня, из которой барыня его взяла, лежала всего в двадцати пяти верстах от шоссе. Он шел по нем с какой-то несокрушимой отвагой, с отчаянной и вместе радостной решимостью. Он шел; широко распахнулась его грудь; глаза жадно и прямо устремились вперед. Он торопился, как будто мать-старушка ждала его на родине, как будто она звала его к себе после долгого странствования на чужой стороне, в чужих людях… Только что наступившая летняя ночь была тиха и тепла; с одной стороны, там, где солнце закатилось, край неба еще белел и слабо румянился последним отблеском исчезавшего дня, — с другой стороны уже вздымался синий, седой сумрак. Ночь шла оттуда. Перепела сотнями гремели кругом, взапуски переклинивались коростели… Герасим не мог их слышать, не мог он слышать также чуткого ночного шушуканья деревьев, мимо которых его проносили сильные его ноги, но он чувствовал знакомый запах поспевающей ржи, которым так и веяло с темных полей, чувствовал, как ветер, летевший к нему навстречу — ветер с родины — ласково ударял в его лицо, играл в его волосах и бороде; видел перед собой белеющую дорогу — дорогу домой, прямую как стрела; видел в небе несчетные звезды, светившие его пути, и как лев выступал сильно и бодро, так что когда восходящее солнце озарило своими влажно-красными лучами только что расходившегося молодца, между Москвой и им легло уже тридцать пять верст…

3.«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»Знакомые строчки. Не правда ли? Автор этого замечательного стихотворения в прозе И.С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Милостыня»  прочитает нам С. А.  

 «Вблизи большого города, по широкой проезжей дороге шел старый, больной человек.                Он шатался на ходу; его исхудалые ноги, путаясь, волочась и спотыкаясь, ступали тяжко и слабо, словно чужие; одежда на нем висела лохмотьями; непокрытая голова падала на грудь... Он изнемогал.Он присел на придорожный камень, наклонился вперед, облокотился, закрыл лицо обеими руками — и сквозь искривленные пальцы закапали слезы на сухую, седую пыль.Он вспоминал...Вспоминал он, как и он был некогда здоров и богат — и как он здоровье истратил, а богатство роздал другим, друзьям и недругам... И вот теперь у него нет куска хлеба — и все его покинули, друзья еще раньше врагов... Неужели ж ему унизиться до того, чтобы просить милостыню? И горько ему было на сердце и стыдно.А слезы всё капали да капали, пестря седую пыль.Вдруг он услышал, что кто-то зовет его по имени; он поднял усталую голову — и увидал перед собою незнакомцаЛицо спокойное и важное, но не строгое; глаза не лучистые, а светлые; взор пронзительный, но не злой.

—  Ты всё свое богатство роздал, — послышался ровный голос... — Но ведь ты не жалеешь о том, что добро делал?

—  Не жалею, — ответил со вздохом старик, — только вот умираю я теперь.

—  И не было бы на свете нищих, которые к тебе протягивали руку, — продолжал незнакомец, — не над кем было бы тебе показать свою добродетель, не мог бы ты упражняться в ней?

Старик ничего не ответил — и задумался.

— Так и ты теперь не гордись, бедняк, — заговорил опять незнакомец, — ступай, протягивай руку, доставь и ты другим добрым людям возможность показать на деле, что они добры.

Старик встрепенулся, вскинул глазами... но незнакомец уже исчез; а вдали на дороге показался прохожий.

Старик подошел к нему — и протянул руку. Этот прохожий отвернулся с суровым видом и не дал ничего.

Но за ним шел другой — и тот подал старику малую милостыню.

И старик купил себе на данные гроши хлеба — и сладок показался ему выпрошенный кусок — и не было стыда у него на сердце, а напротив: его осенила тихая радость.

4.    Вся художественная литература – это увлекательный мир, который восхищает нас, учит вежливости, честности, уважению к окружающим, в общем, учит быть человеком.
Валентина Александровна Осеева много писала для малышей - стихи, сказки, короткие. рассказы. Её рассказы-притчи  очень поучительны .Послушайте её рассказ «Сыновья» в исполнении  Г.Е.  

« Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.

Вот говорит одна женщина другой:

- Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.

- А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая.

А третья молчит.

- Что же ты про своего сына не скажешь? - спрашивают её соседки.

- Что ж сказать? - говорит женщина. - Ничего в нём особенного нету. Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок - за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают.

Один через голову кувыркается, колесом ходит - любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается - заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:

- Ну что? Каковы наши сыновья?

- А где же они? - отвечает старик. - Я только одного сына вижу!                                                                                                                .5. Ах, эти сказки! Сколько прелестных волшебных рассказов мы знаем с самого раннего детства и уж, конечно, не можем себе представить жизнь без историй, написанных великим сказочником – Хансом Кристианом Андерсеном. Родился писатель в Дании в 1805 году, в семье бедного башмачника и прачки.

«В цветущей Дании, где свет увидел я,

Берет мой мир своё начало:

На датском языке мать песни мне певала,

Шептала сказки мне родимая моя…»

 Это стихи Андерсена, автора «Дюймовочки», «Русалочки», «Огнива», «Стойкого оловянного солдатика», «Снежной королевы» и многих других волшебных историй. Но … «Самой удивительной сказкой является жизнь человека» - так любил повторять Андерсен.

  Ханс Кристиан Андерсен «Бабушка», читает Ч.Д.

«Бабушка такая старенькая, лицо все в морщинах, волосы белые-белые, но глаза что твои звезды — такие светлые, красивые и ласковые! И каких только чудных историй не знает она! А платье на ней из толстой шелковой материи крупными цветами — так и шуршит! Бабушка много-много чего знает; она живет ведь на свете давным-давно, куда дольше папы и мамы — право! У бабушки есть псалтырь — толстая книга в переплете с серебряными застежками, и она часто читает ее. Между листами книги лежит сплюснутая высохшая роза. Она совсем не такая красивая, как те розы, что стоят у бабушки в стакане с водою, а бабушка все-таки ласковее всего улыбается именно этой розе и смотрит на нее со слезами на глазах. Отчего это бабушка так смотрит на высохшую розу? Знаешь?Всякий раз как слезы бабушки падают на цветок, краски его вновь оживляются, он опять становится пышною розой, вся комната наполняется благоуханием, стены тают, как туман, и бабушка — в зеленом, залитом солнцем лесу! Сама бабушка уже не дряхлая старушка, а молодая, прелестная девушка с золотыми локонами и розовыми кругленькими щечками, которые поспорят с самими розами. Глаза же ее… Да, вот по милым, кротким глазам ее и можно узнать! Рядом с ней сидит красивый, мужественный молодой человек. Он дает девушке розу, и она улыбается ему… Ну, бабушка так никогда не улыбается! Ах нет, вот и улыбается! Он уехал. Проносятся другие воспоминания, мелькает много образов; молодого человека больше нет, роза лежит в старой книге, а сама бабушка… сидит опять на своем кресле, такая же старенькая, и смотрит на высохшую розу.»

Ну вот мы и прослушали выступления ребят! Ребята показали свои умения выразительного чтения!  Жюри просим подсчитать баллы.

Пока жюри подсчитывает баллы, мы поиграем.

БЛИЦВОПРОСЫ.

1.     Птичка, которую спасла Дюймовочка? (Ласточка)

2.     Меленькая танцовщица из сказки «Три толстяка»? (Суок)

3.     Кто написал стихотворение «Дядя Стёпа»? (Михалков)

4.     На какой улице жил человек рассеянный? (Бассейной)

5.     Друг крокодила Гены? (Чебурашка)

6.     На чём летал Мюнхаузен на Луну? (На пушечном ядре)

7.     Кто говорит на всех языках? (Эхо)

8.     Кто автор сказки «Курочка Ряба»? (Народ)

9.     Кто из героев детской сказки считал себя лучшим в мире специалистом по привидениям? (Карлсон)

10.   Герой русских народных кукольных представлений? (Петрушка)

11.   Русская народная сказка про  общежитие? (Теремок)

12.     Кличка телёнка из мультфильма «Каникулы в Простоквашино»? (Гаврюша)

13.   Что ты попросил бы у Буратино? (Золотой ключик)

14.   Кто автор строк «Ночевала тучка золотая на груди утёса-великана»? (М.Ю. Лермонтов)

 Наш конкурс подошёл к завершению. Заключительное слово предоставляется уважаемому жюри.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий школьного этапа юных чтецов "Живая классика"

Сценарий школьного конкурса среди 6-7 классов...

Сценарий школьного этапа Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика - 2016»

Сценарий школьного этапа конкурса   чтецов «Живая классика» предназначен учащихся 5-10 классов....

Сценарий проведения школьного этапа IV Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика».

Может быть использован для проведения школьного этапа Всероссийского конкурса юных чтецов...

Сценарий школьного конкурса юных чтецов «Живая классика-2017»

Школьный конкурс чтецов «Живая классика» проводится  в рамках проведения Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика»...

Сценарий школьного этапа Всероссийского конкурса юных чтецов "Живая классика-2017"

Цели и задачи конкурса юных чтецов "Живая классика": пропаганда чтения среди детей; расширение читательского кругозора; повышение уровня грамотности; поиск и поддержка талантливых детей; фор...

Сценарий проведения школьного этапа Всероссийского конкурса юных чтецов "Живая классика"

Цель данного конкурса - выявление и поддержка талантливых учащихся....

Сценарий проведения школьного этапа Всероссийского конкурса юных чтецов "Живая классика".

Сценарий проведения школьного этапа Всероссийского конкурса юных чтецов "Живая классика". Можно использовать для проведения конкурса чтецов....