Опыт внедрения внеаудиторной рейтинговой оценки знаний как педагогическая инновационная технология
материал по теме

Архипова Татьяна Юрьевна

Рейтинговая система оценивания обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт внедрения внеаудиторной рейтинговой  оценки знаний как педагогическая инновационная технология

Архипова Татьяна Юрьевна

мастер п/о КГБОУ НПО «ПУ № 68»

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся – одна из важных форм организации учебного процесса. Она играет особую роль в профессиональной подготовке учащихся, являясь формой с одной стороны организации самостоятельной работы обучающихся, с другой – развитие их познавательной активности.

Внеаудиторная самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа обучающихся, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основная задача внеаудиторной самостоятельной деятельности заключается в формировании творческой личности учащегося, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Расширить, систематизировать и закрепить полученные теоретические знания и практические умения, необходимые для будущей профессиональной деятельности. При таком подходе к обучению изменяется его содержание и оценивание. На первый план выходят методы, приемы, требующие активной мыслительной деятельности, с помощью которых  формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, умение видеть проблемы, формулировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты, а при необходимости повторять поиск (собственно, обучение этим умениям и есть обучение творчеству).

Существующая 5бальная отметка не позволяет объективно оценить потенциал учащегося как творческой личности. Мы решили использовать рейтинговую систему оценивания. Для этого было разработано Положение о рейтинговой оценке  внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся. Оформили информационный стенд «Рейтинговая оценка внеаудиторной работы группы № 312», разработали сводную ведомость, в которой отражаются баллы за выполненные работы. Максимальная рейтинговая оценка по  внеаудиторной работе составляет 180 баллов, которые могут заработать учащиеся при выполнении работ в течении семестра. Кроме того, в систему рейтинговой оценки включаются дополнительные поощрительные баллы за оригинальность, новизну подходов к выполнению заданий для самостоятельной работы или разрешению научных проблем. У обучающегося имеется возможность повысить рейтинг путем участия в олимпиадах, конференциях, выполнение индивидуальных творческих заданий, рефератов в работе кружка и т.д.

Мною было предложено обучающимся  принять участие во Всероссийском конкурсе «Моя профессия – мое будущее» и презентовать свою  профессию. Одна из участниц данного проекта получила сертификат участника 2 Всероссийского конкурса учащихся НПО и СПО. В настоящее время на Всероссийский Интернет-конкурс отправлены еще две презентации по профессии «Продавец, контролер-кассир».

Для участия в х краевой научно- практической конференции учащимися были проведены исследовательские работы по темам «Стиральный порошок. Вред или польза», который был отмечен сертификатом участника научно- практической конференциисреди обучающихся образовательных учреждений профессионального образования Алтайского края и дипломом комитета по образованию Администрации Поспелихинского района как участника научно – практической конференции для одаренных школьников и молодежи , а так же исследовательская работа  по теме « Батарейки в жестяных банках». Учащиеся охотно принимают участие в представлении творческих работ, касающихся  не только непосредственно их будущей профессии в части написания гимна, стихов и видения профессии продавца глазами художника, но и  размещают свои работы на сайте профобразования в номинациях стихи о своем родном крае и фотографий на темы о своих любимых местах и т.д.

Введя рейтинговую систему, заметно повысился интерес обучающихся к внеаудиторной самостоятельной работе. Дальнейшее использование рейтинговой системы позволит производить анализ успешности в обучении, как одного обучающегося так и группы в целом. Сравнив традиционную и рейтинговую систему оценивания обучающихся, я прихожу к выводу, что рейтинговая система предпочтительнее. Одно из приоритетов условий рейтинговой системы - это её открытость. Для этого в учебном кабинете  вывешан стенд, в котором отражена рейтинговая оценка  каждого обучающегося. Подготовленный обучающимися материал  помещается на информационном стенде. Максимальный рейтинговый балл доводится до обучающихся в начале года. При этом обучающиеся получают возможность осуществлять самоконтроль, корректировать свою работу, становясь тем самым активным субъектом учебного процесса. Подведение итогов подводится в конце семестра. Набравший максимальное количество баллов в следующем семестре получает повышенную стипендию.

Ведение многобальной системы оценки позволяет, с одной стороны, отразить в балльном диапазоне индивидуальные особенности обучающихся, а с другой объективно оценить в баллах усилия, затраченные на выполнение отдельных видов работ. Так каждый вид внеаудиторной деятельности приобретает свою «цену». Получается, что «стоимость» работы, выполненной обучающимся безупречно является количественной мерой качества его обученности по той совокупности изученного им учебного материала, которая была необходима для успешного выполнения задания.

Рейтинговая система обучения обеспечивает наибольшую информационную, процессуальную и творческую продуктивность самостоятельной познавательной деятельности обучающихся при условии ее реализации через технологии личностно-ориентированного обучения.

Большое количество разнообразных заданий, предлагаемых для самостоятельной проработки, и разные шкалы их оценивания позволяют обучающемуся следить за своими успехами, и при желании у него всегда имеется возможность улучшить свой рейтинг.

Анализируя итоги опыта введения рейтинговой системы в КГБОУ НПО «ПУ № 68», можно отметить, что организация процесса обучения в рамках рейтинговой системы обучения с использованием разнообразных видов самостоятельной работы позволяет формировать общие и профессиональные   компетенции обучающихся.

Введение рейтинга вызывает увеличение нагрузки  мастера п/о за счет работы по структурированию содержания учебного материала, разработке заданий разного уровня сложности и т.д. Перед выполнением внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами обучающихся в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности и уровня умения учащихся. Но такая работа позволяет мастеру п/о раскрыть свои педагогические возможности и воплотить свои идеи по совершенствованию учебного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грант Главы по внедрению новых инновационных технологий в педагогической деятельности.

Информационная карта (критерии отбора) Претендента денежного поощрения, Ходатойство....

Педагогический опыт:"Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления"

Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления....

Опыт внедрения инновационных мультимедийных технологий на начальных этапах слушания музыки

Моей основной задачей стала попытка обозначить круг факторов и событий мировой истории культуры, влияющих на формирование определенных музыкальных стилей в конкретно историческое время.Предмет слушани...

Выступление на педагогическом совете Внедрение инновационных технологий на уроках географии с обучающимися с ОВЗ

Выступление на педагогическом совете Внедрение инновационных технологий на уроках географии с обучающимися с ОВЗ...