программа внурочной деятельности "Планета знаний".
рабочая программа (5 класс) по теме

Программа внеурочной деятельности по математике для учащихся 5-х классов (интеллектуальное направление)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planeta_znaniy-vd.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Программа внеурочной деятельности для учащихся 5 классов «Планета знаний» (общеинтеллектуальное направление).

 Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Планета знаний» относится к общеинтеллектуальному (научно-познавательному) направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Целесообразность  выбора названного направления заключается в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.                

Место курса в учебном плане. Программа ориентирована на учащихся 5-6 классов. Занятия учебных групп проводятся один раз в неделю. Всего 34 часа.
Актуальность программы определена тем, что учащиеся должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. 
Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу. 
Содержание программы соответствует познавательным возможностям  пятиклассникам и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.
Содержание занятий  представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии,  должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Для эффективности деятельности учащихся желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. 
Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. 
Цель курса «Планета знаний»: 
формирование компетентностей в сфере познавательной деятельности, для овладения учащимися общими и специальными учебными умениями и навыками, и, таким образом, сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах.
Задачи: 
Обучающие:

  • изучить приёмы мыследеятельности и освоить рациональные способы её осуществления на основе учёта индивидуальных особенностей ;
  • сформировать учебно-информационные умения и освоить на практике различные приёмы работы с разнообразными источниками информации;
  • изучить приёмы работы  по  созданию творческого проекта.

Воспитательная:      

  • научиться взаимодействию со сверстниками и взрослыми, уважительному и тактичному отношению к личности другого человека.

Развивающие:

  • освоить приёмы творчества и методы решения творческих задач;

развивать коммуникативные способности;

  • развивать эстетический вкус, фантазию и  память.
  • освоить приемы и правила ведения дискуссии, научиться аргументировано высказывать свое мнение и внимательно выслушивать мнение собеседника.

Основными формами образовательного процесса являются:
- практико-ориентированные учебные занятия;

- творческие мастерские;

- тематические праздники, конкурсы, выставки;

На занятиях предусматриваются следующие формы организации деятельности:
- индивидуальная (ученику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к конкурсам).
Основные виды деятельности учащихся:
-решение занимательных задач;
-оформление математических газет;
-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
-проектная деятельность 
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах;
-творческие работы.
Планируемые результаты :
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений: 
- уметь ясно, точно и грамотно излагать свои мысли;

- понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию;

- уметь контролировать процесс и результат учебной деятельности;
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик учащихся (ценности, интересы, склонности, деловые качества) используются 
-простое наблюдение, 

проведение математических игр, 

-опросники,

-анкетирование,

-психолого-диагностические методики.
Метапредметными результатами изучения курса  являются формирование универсальных учебных действий (УУД). 
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля: 
- занятия-конкурсы на повторение практических умений, 

- занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы), 

- самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком), 

- участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня. 
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за учениками в течение учебного года, включающее: 
- результативность и самостоятельную деятельность ребенка, 

- активность, 

- аккуратность, 

- творческий подход к знаниям,

- степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д. 
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений: 
- овладеть базовыми понятиями по основным разделам содержания;
- уметь работать с математическим текстом;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- давать определения тем или иным понятиям;
- выявлять закономерности и проводить аналогии. 
Проверка результатов проходит в форме: игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),  собеседования (индивидуальное и групповое).

Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
-проекты.

Учебно-тематический план программы

Название

 раздела

Кол-во часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных занятий

1

«Математика- царица всех наук»

1

1

2

Числа вокруг нас

9

4

5

3

Занимательная геометрия

11

3

8

4

Строительный ликбез

4

1

3

5

Азы топографии

8

1

7

6

Турнир любознательных

1

1

Краткое содержание занятий:

1.«Математика - царица всех наук» (1 час)

Вводное занятие (стартовая диагностика учащихся в форме анкетирования).

2. Числа вокруг нас (9 часов)

Аудиторные занятия

Внеаудиторные занятия

Как люди научились считать

Вычислительные устройства «От камешков до ЭВМ»

Оформление выставки книг  «Числа в сказках»

«Математический крокодил» (числа в пословицах и поговорках)

Приемы быстрого счета

«Математический бой» лучших счетоводов

Турнир судоку

Шифры и криптограммы

Квест-игра «Юный шифровальщик»

3. Занимательная геометрия (11 часов)

Аудиторные занятия

Внеаудиторные занятия

Головоломки (виды, формы и их происхождение)

Задачи на разрезание

Конкурс «Олимпийская снежинка»

Оригами

Оригами

Танграм

Рисунки и аппликации геометрическими фигурами

Паркеты и бордюры

Выставка художественных трафаретов

Геометрия в искусстве

Экскурсия «Геометрические узоры Самары»

4.  Строительный ликбез (4 часов)

Аудиторные занятия

Внеаудиторные занятия

Вычисление площадей и объемов

Разработка дизайн-проекта

Измерительные работы

Составление сметы

5.  Азы топографии (8 часов)

Аудиторные занятия

Внеаудиторные занятия

Что такое топография?

Топографический практикум (2 часа)

Создание и защита проекта «Школа и пришкольный участок» (5 часов)

6. Турнир любознательных (1 час).

Уровень результатов работы по программе на окончание учебного года:

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний; освоение способов самостоятельной практической и умственной деятельности, развитие навыков и самоконтроля и познавательной активности.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта работы с геометрическими объектами, топографической картой. Получат возможность применения теоретических знаний в реальных жизненных ситуаций.

 На окончание 5 класса планируется рассмотреть только 2 уровня результатов.

Формы подведения итогов обучения

  • выставки творческих работ;  
  • создание и защита проекта «Школа и пришкольный участок»;
  • итоговое диагностирование по вопросам аналогичным стартовой анкете.

Список литературы для учащихся:

  • Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. М., Просвещение, 1999.
  • Кордемский Б.А. Математическая смекалка.С-П.,Манускрипт, 1994.
  • Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. М., Просвещение, 1998.
  • Самые головоломные головоломки в картинках. М., АСТ-ПРЕСС, 1998.

Список литературы для учителя:

  • Кордемский Б.А., Русалев Н.В. Удивительный квадрат. М., 1994.
  • Перельман Я.И. Математические действия. М., Астрель, 2008.
  • Перельман Я.И. Живая математика. М., Наука, 1999.
  • Сергеев И.Н., Олехник С.Н., Гашков С.Б. Примени математику. М., Наука, 1990.
  • Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа «Основы правовых знаний» для 7 класса

В соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами целью образования является общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся. Выпускник основной школы...

Театрализованная развлекательно-игровая программа ко дню знаний «Хочу все знать».

В День Знаний дошколята вместе с Игринкой и Веселинкой проходят весёлые уроки....

Программа "Основы Олимпийских знаний"

Данная программа предназначена для учащихся 7-9 классов. Эта программа позволить подготовить учащихся к предметной олимпиаде...

Программа "Основы медицинских знаний" по специальности учитель начальных классов

Курс «Основы медицинских знаний»  раскрывает студентам вопросы в области медицины. Специалисты, работающие с детьми, обязательно должны знать и разбираться в медицине. Иметь понятие о здоровом об...

Программа "Основы медицинских знаний" по специальности учитель начальных классов

Курс «Основы медицинских знаний»  раскрывает студентам вопросы в области медицины. Специалисты, работающие с детьми, обязательно должны знать и разбираться в медицине. Иметь понятие о здоровом об...

Методическая разработка игровой программы для закрепления знаний по ПДД «Внимание, на дороге Гоша»

Лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребенка на дорогах - соблюдать правила дорожного движения!Формирование сознательного поведения – это длительный процесс. Правильное поведение на дорог...

Игровая программа в День знаний "Путешествие в Школляндию"

Сценарий игровой программы включает интересные игры и конкурсы, которые можно проводить с разновозрастными командами....