Программа деятельности летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания детей "Солнышко"
материал на тему

Лаврентьева Ирина Валерьевна

Цели и задачи воспитательной работы в летнем оздоровительном лагере дневного пребывания детей «Солнышко»  гуманны и демократичны, отвечают запросам сегодняшнего дня, заказу родителей и потребностям детей, отражают специфику образовательного учреждения, в то же время свидетельствуют о целостном, всестороннем подходе к воспитательному процессу. В центре которого – ребёнок, его желания, интересы, потребности, а также ориентиры на общечеловеческие ценности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_lagerya_dnev.prebyvaniya.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ «СОЛНЫШКО»

Основная   миссия   летнего   оздоровительного   лагеря «Солнышко»

    Сегодня есть множество подходов к организации работы летних лагерей дневного пребывания. Их различают прежде всего  цели и задачи, которые ставятся перед педагогическим коллективом, соответственно, и пути их реализации. Есть подход, в котором забота коллектива сводится к организации отдыха и оздоровления детей, что, несомненно, важно. Этот подход имеет право на существование, поскольку дети за смену становятся окрепшими и здоровыми.

    Но педагогический коллектив заботится не только о физическом развитии детей. В лагере «Солнышко» на одно из первых мест выступает задача социального развития ребёнка, забота о его взрослении в лагере. В связи с этим реализуется ряд важных идей, которые определяют сущность работы педагогов. Важно, чтобы маленький человек в лагере почувствовал себя взрослым и в то же время остался ребёнком со своими радостями и интересами.

   Педагоги лагеря, прежде всего, реализуют идею свободного воспитания, которое, в свою очередь,  не допускает вседозволенности и безответственности детей, не означает, что ребёнок может делать в лагере всё, что хочет. Но его никто не заставляет делать то, что он не хочет. Эта идея не только провозглашается, но и  реально реализуется.

   Понимание свободы в лагере – это многовариантная возможность проявить своё «я» в творческой атмосфере лагеря. Свобода провозглашается как необходимое условие для развития личности ребёнка и воспринимается как право на выбор и принятие ответственности за него на себя.

   В лагере можно всё, что не вредит психологическому и физическому здоровью детей, осуществляется культурным путём, без посягательств на права другого.

Другая идея, не вызывающая сомнений, принятая и одобряемая практически всем педагогическим коллективом, - это общение взрослых и детей «на равных», полное отсутствие в методике общения с детьми решения вопросов с позиции силы, своего взрослого опыта. Стремление передать ребёнку всё своё мастерство и умение, поддержать, одобрить первые шаги к самопознанию, «влюбить в себя», дать ребёнку возможность поверить в собственные силы, ощутить атмосферу лагеря и стать равноправным членом коллектива – вот что отличает педагогов лагеря «Солнышко».

В определении содержания деятельности детей в лагере широко используется идея социальных проб. Для ребёнка постоянно создаются условия выбора соей позиции, способа поведения в весьма непростых социальных ситуациях. Ребёнок живёт в большом мире, и ему важно понять, какое место он должен занимать, каким образом исполнять ту или иную социальную роль. Процесс освоения разнообразных ролей в лагере и обусловил основные направления работы лагеря «Солнышко». Все эти направления объединены общими целями физического и социального развития детей.

Цель деятельности лагеря:

   Используя комплекс воспитательных, оздоровительных, закаливающих мероприятий, обеспечить улучшение физического и социального самочувствия детей, формирование у них потребности в постоянной заботе о своём здоровье и готовности к решению своих личностных проблем.

  1. Задачи деятельности лагеря:
  1. Оказать существенное влияние на оздоровление детей, восстановление их физического самочувствия путём улучшенного питания, пребывания на свежем воздухе, закаливания, соблюдения режима дня;

  1. Создать условия для развития у детей разнообразных способностей, приобретения ими нового социального опыта, воспитание в ребёнке свободы общения с окружающими, раскрепощённости, ощущения собственной независимости, духовной и физической красоты;

  1. Сформировать у детей потребность в заботе о своём здоровье и понимание необходимости здорового образа жизни;

  1. Создать благоприятную эмоциональную атмосферу, обеспечивающую социально-психологическую комфортность каждому ребёнку, посещающему лагерь.

 

Организация  летнего оздоровительного лагеря:

  • Летний школьный оздоровительный лагерь дневного пребывания детей организуется из учащихся школы и детей микрорайона на период школьных каникул;
  • Социальный статус отдыхающих детей: льготы на оплату путёвок имеют дети из многодетных, малообеспеченных семей  и опекаемые;
  •  Сроки проведения лагеря: Две смены – июнь, август месяцы, по 18 дней;
  • Лагерь рассчитан на дневное пребывание детей: с 8.30 до 14.30 ч.
  • Предусматривается объединение детей в 2 отряда:

     Такое деление необходимо для осуществления дифференцированного подхода к различным возрастным периодам и занятиям по интересам.

Содержание, формы, методы работы определяются педагогическим коллективом исходя из основных принципов деятельности:

Принципы деятельности:

  • Единство воспитательной и оздоровительной работы
  • Инициативы и самостоятельности
  • Учёт интересов и возраста детей, их индивидуальных вкусов, предпочтений, побуждения новых интересов
  • Сочетания защиты и социального развития детей
  • Закрепления социально-ценных форм и привычек поведения на основе гуманных ценностей, уважения и доверия.

                               

Оздоровительная работа, медицинское наблюдение: 

Осуществляется совместно медицинским работником школы, начальником лагеря, воспитателями, преподавателем физической культуры. Оно включает в себя:

  • Проведение медицинского осмотра при поступлении в лагерь;

  • Контроль за организацией питания, соблюдения режима дня и двигательной активности;

  • Организация оздоровительных и закаливающих мероприятий, контроль их проведения и степени физических нагрузок;

  • Контроль за организацией мероприятий по профилактике детского травматизма;

  • Контроль санитарного состояния лагеря и пищеблока, проведение санитарно-просветительной работы среди персонала;

  • Проведение индивидуальных консультаций с педколлективом и родителями.

Воспитательная работа в лагере:

Отряд в летнем оздоровительном лагере дневного пребывания – это основной способ организации совместной деятельности детей, средство включения подростков в систему социальных связей и отношений, накопления опыта этих отношений. Прежде всего, в отряде ребёнок может ощутить свою значимость, проявить индивидуальность, творчество. Атмосфера в отряде определяет психологическое состояние и комфорт каждого. Таким образом, важная задача педагога – воспитателя отряда – это организация деятельности детского коллектива как важного средства для самореализации способностей каждого.

Отряд в условиях лагеря – это временное объединение учащихся разных классов школы. Отряды различны по составу: 1 отряд – «Малыш» состоит в основном из учащихся 1-4 классов школы, 2 отряд – «Экологический» объединяет учащихся 5-8 классов. Дети оказываются в непривычной для них обстановке, им предстоит найти друзей, войти в контактную группу, в ином случае они будут чувствовать себя некомфортно.

Обстановка в лагере способствует быстрому сближению детей, однако этот процесс зависит от педагогически грамотно организованной совместной деятельности подростков.

Ведущими видами деятельности в отряде становятся досуговая и спортивно-оздоровительная, в которых школьники, ученики могут проявить и проявляют себя совсем по-иному.

Творить, отдыхать, веселиться, укреплять здоровье может практически каждый ребёнок, поэтому в лагере подростку легче найти себе сферу для самореализации.

В деятельности лагеря можно выделить три периода: организационный, основной, заключительный.

Организационный период лагерной смены (первые три дня) – это чрезвычайно насыщенный и ответственный период в жизни отрядов и лагеря в целом. В этот период осуществляется первоначальное сплочение и организационное оформление коллектива лагеря, выдвижение воспитательных задач и определение путей их реализации, адаптации детей. В работе педагогов особо важное значение в этот период имеет:

  • Приём детей, первые беседы с ними и их родителями, ознакомление с особенностями здоровья детей, их увлечений, их опытом общественной работы

  • Предъявление детям чётких и единых педагогических требований по выполнению режима и распорядка дня, самообслуживанию, личной гигиене, организации питания, дисциплине и поведению, организации совместной деятельности;

  • Создание ситуаций, позволяющих детям как можно скорее познакомиться с учащимися других классов, а также игровых диагностических ситуаций для выявления интересов, склонностей, ожиданий  подростков, выявление детей, обладающих организаторскими способностями и оказывающих положительное влияние на других, будущего актива отряда.

В этот период в отрядах проводятся: инструктаж по технике безопасности и охране здоровья, разучивание комплексов утренней гимнастики и гимнастики для глаз, игры – знакомства, операция «Уют» - по оформлению игровых комнат, разнообразные  эстафеты, игры, беседы, концерты, экскурсии и другие творческие дела;

Интенсивная жизнедеятельность воспитанников, направленная на выявление и реализацию творческих способностей каждого, на организацию и развитие коллектива, предоставляет педагогу широкие возможности для изучения детей и подростков, уровня их воспитанности, интеллектуального и физического развития, характера складывающихся взаимоотношений (деловых и избирательно-личностных) в коллективе, отношений к коллективу. С этой целью используются наблюдения за воспитанниками в различных ситуациях лагерной жизни, беседы с ними, а также специализированные исследовательские методики: анкетный опрос, социометрические игры, создание ситуации выбора. Такое изучение позволяет педагогу более точно составить психолого-педагогическую характеристику отряда, на основании которой выдвигаются воспитательные задачи на смену и определяются те дела, которые необходимо провести в отряде.

Главными воспитательными задачами основного периода являются:

  • Развитие творческих способностей детей, их индивидуальности;
  • Укрепление здоровья, физическое развитие и совершенствование;
  • Развитие духовной сферы детей, формирование у них нравственного опыта отношений с окружающим миром.

    Содержание и формы деятельности отряда разнообразны. Педагоги стремятся к тому, чтобы каждый ребёнок нашёл дело, где он может себя проявить, удовлетворить свои интересы и потребности и в то же время развить недостающие ему умения и качества, пополнить, расширить свои знания.

Ведущими направлениями воспитательной работы в отряде являются:

  • Оздоровительная работа среди детей и подростков (организация жизни в лагере в соответствии с требованиями об охране жизни и здоровья детей);

  • Использование окружающей природы в качестве источника оздоровления и развития школьников, физкультурно-массовая, спортивная и туристско-краеведческая работа, соблюдение комплекса санитарно-гигиенических мер, режимных моментов, связанных с пребыванием детей на воздухе;

  • Природоохранительная деятельность детей, их экологическое воспитание, формирование ответственного отношения у подростков к окружающей среде во всех видах деятельности;

  • Художественно-эстетическая деятельность школьников, формирующая художественный вкус, развивающая творчество и культуру детей;

  • Познавательная деятельность, развивающая кругозор детей, интерес к знаниям в различных областях, любознательность, раскрывающая интеллектуальные возможности и способности детей, личностные и индивидуальные особенности подростков.

Заключительный период лагерной смены (последние 3 дня) отличаются особой событийностью, эмоциональной напряжённостью, стремлением подростков к общему сопереживанию конца лагерной смены, предстоящей разлуке.

     Этот период представляет собой подведение итогов работы отряда, результатов деятельности каждого ребёнка. Подведением итогов являются конкретные дела: выставки рисунков и поделок, концерты художественной самодеятельности, однодневные туристические походы, спортивные заключительные состязания. Кроме того проводятся специальные дела-прощания: прощание с лесом – последняя прогулка; прощание со спортплощадкой – последний матч; прощание с озером – последнее купание; прощание с друзьями – подарки, сюрпризы, пожелания.

    Очевидно, что воспитательная эффективность работы отряда повышается, если она будет органичным элементом системы деятельности лагеря. С другой стороны, в этом случае более действенной становится система работы детского оздоровительного лагеря.

    Таким образом, взаимодействие отряда и лагеря в целостном педагогическом процессе – объективная необходимость усиления их воспитательной эффективности.

Ожидаемые результаты:

    Перечисленные виды деятельности, мероприятия,  конкретные дела помогут ребёнку освоить важнейшие социальные роли гражданина, семьянина, жителя нашей планеты.  

   

    Цели и задачи воспитательной работы в летнем оздоровительном лагере дневного пребывания детей «Солнышко»  гуманны и демократичны, отвечают запросам сегодняшнего дня, заказу родителей и потребностям детей, отражают специфику образовательного учреждения, в то же время свидетельствуют о целостном, всестороннем подходе к воспитательному процессу. В центре которого – ребёнок, его желания, интересы, потребности, а также ориентиры на общечеловеческие ценности. Свобода выбора форм участия в делах, добровольность, отсутствие шаблонов, заорганизованности и формализма в отношениях участников педагогического процесса, в построении всей жизни лагеря создают атмосферу раскованности, доброжелательности, естественности, творчества.

    Система воспитательной работы лагеря не является замкнутой, она постоянно развивается за счёт внутренних и внешних механизмов, взаимодействует со средой, используя её воспитательный потенциал и участвуя в её преобразовании. Что проявляется, с одной стороны, в учёте интересов и склонностей, которые имеют дети и педагоги лагеря, а с другой – в развитии этих интересов и склонностей, заботе об их переносе и дальнейшем воплощении приобретённых знаний, умений и навыков в условиях школы.

Таким образом, программа летнего оздоровительного лагеря «Солнышко» предлагает ребёнку возможность ощущения себя свободной раскрепощённой, современной личностью, готовой найти своё место в этой жизни. Красивые человеческие отношения, здоровый дух, здоровое тело, чувство гражданского достоинства – вот те качества, которые развивают в лагере «Солнышко».

Примерный план

воспитательной работы

летнего оздоровительного лагеря «Солнышко»

Дата

Мероприятие

Мероприятие

на случай плохой погоды

Открытие лагеря, вводный инструктаж по технике безопасности.

Деление на отряды, выборы.

Оформление отрядных уголков,

разучивание отрядной песни.

Праздник «Здравствуй, лето!»

Беседа «Природа и мы.  Моё место

в природе». Мультфильмы.

Участие в фестивале «Локобол-РЖД»

на стадионе «Текстильщик»

Викторина «Загадки природы»,

Подвижные игры в спортивном зале.

«Природа глазами души», экскурсия на луг к Подгорному озеру, наблюдение за птицами, разучивание новых подвижных игр.

Конкурс рисунков «Мой любимый

уголок природы», мультфильмы.

Экскурсия-поход «В лес за здоровьем»,

Гала-концерт конкурса патриотической песни.

Викторина «Полезные и ядовитые

растения», игры в спортивном зале.

Экологическая акция «Природа нужна нам, мы нужны природе»,

Игры в Детском парке.

Отрядный концерт «Мы все – таланты!»      Мультфильмы.

Практическое занятие в природе «Закаливание организма в разное время года», игры на воздухе.

Викторина «Вода – эликсир жизни»,

наблюдение за свойствами воды.

Викторина «Всё о Государственной символике России»,

Подвижные игры на воздухе.

Просмотр фильма в кинотеатре «Ярополье».

Сбор природного материала «Сказка под ногами»,

Конкурс поделок из природного материала.

Конкурс сочинений по наблюдениям

за природой, игры в спортивном зале.

Соревнования «Как Егорка ехал с горки»-эстафеты.

Беседа «Быть не может красоты без мыла, щётки и воды», мультфильмы.

Экологический десант «Мы тоже можем быть полезными природе»,

Соревнования по футболу.

Конкурс красоты «Осанка, волосы,

причёска, образ».  Игры в зале.

Отрядный концерт на открытой площадке «Делу – время, а потехе – час».

Тот же концерт, но в спортивном зале

Творческая игра на местности «Карнавал цветов»,

Разучивание новых подвижных игр.

Конкурс рисунков, стихов, песен:

«На свете нет некрасивых деревьев».

Поход в местечко Дубки «Учимся ориентироваться на местности».

Беседа «Лакомств – 1000, а здоровье – одно», игры в спортзале.

«Весёлые старты - Игры народов мира».

Путешествие в королевство «Будь

здоров!», просмотр мультфильмов.

Подвижные игры в Детском парке.  

Конкурс загадок «Секреты в лукошке», игры в спортзале.

«Комический футбол»

Песенный конкурс «Мы едем, едем,

едем…», просмотр мультфильмов.

Однодневный поход. Закрытие 1 смены. Подведение итогов работы.

Награждение.

Закрытие смены. Подведение итогов, награждение.