Мелкая моторика
учебно-методический материал на тему

Петухова Ирина Николаевна

« Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»    В.А. Сухомлинский.

Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что на кистях рук имеются точки и зоны, которые связаны с различными зонами головного мозга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук « тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.

Однако даже если речь ребенка в норме – это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы – невыполнимая задача, значит и ваш ребенок не исключение. К сожалению, о проблемах с координацией движений и тонкой моторики большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходиться еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Постоянная тренировка движений пальцев рук повышает внимание, развивает память, слух и зрение.

 В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Для развития мелких мышц руки очень полезна пальчиковая гимнастика.

Ритм и рифма в  пальчиковых играх вызывают интерес ребенка, легко запоминаются, надолго оставаясь в памяти. Помимо развития мелкой моторики, это еще и радость от общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимает, когда она трогает его ладошку, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Этапы разучивания игр:
1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно,
взрослый проговаривает текст.
4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью
взрослого, который произносит текст.

5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Лепка и роспись160 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки 1-3

Тема: «Древние образы в современных народных игрушках».

            «Лепка и роспись собственной модели игрушки».

Вид урока: декоративная роспись круглых форм

Тип урока: комбинированный, использование ИКТ.

Задачи:

  • сформировать понятия и выявить знания учеников  о народной глиняной игрушке; расширить кругозор детей о художественных народных промыслах;
  • обучить детей приемам лепки традиционной русской игрушки.
  • развивать мелкую моторику руки, глазомер, аналитическое мышление, образное воображение, художественный вкус;
  • формировать навыки в создании единства формы и декора игрушки, композиции и ритма цветовых пятен и элементов;
  • формировать отзывчивость на красоту росписи народных игрушек; воспитывать интерес и любовь к народным промыслам своей страны.

Задание: декоративно оформить выполненную на уроке фигуру одного из промыслов народной игрушки, сохраняя традиции промысла.

Материалы:

  1. для учащихся: гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка, вылепленные фигуры.
  2. для учителя: мультимедиа проектор, экран, таблицы с образцами росписи, компьютерная презентация (см. Приложение 1).Видео фильмы «Дымковская игрушка», «Каргопольская игрушка», « Мир Филимоновской игрушки», «Полхов - Майданская роспись», «Матрешка».

Зрительный ряд: иллюстрации народных глиняных игрушек, таблицы с элементами росписи.

Музыкальный ряд: русская народная музыка.

План урока 1

  1. Организационный момент.
  2.   Беседа об истории, отличительных особенностях и традиционных орнаментах Дымковской, Каргопольской,  Филимоновской игрушек.
  3. Просмотр видеофильмов.
  4. Постановка художественной задачи (выполнение эскиза выбранной модели игрушки).
  5. Практическое выполнение задачи.
  6. Итог урока:
  • выставка и анализ работ;
  • обобщение темы урока.
  1. Домашнее задание.

                                                                                                                               

                                                                 План урока 2 .                                                                                                                                                            1 Организационный момент.                                                                                                                                                                          2 Опрос по предыдущей теме урока.                                                                                                                                                                                                 3.Беседа о приемах работы с пластилином и изготовлении  собственной модели  игрушки.                                                               4  Компьютерная презентация.                                                                                                                                                                                  3  Постановка художественной задачи ( вылепить модель по своему эскизу и «выбелить» для последующей росписи).                                                                                                                                                                           4 Физкультминутка                                                                                                                                                                                 4 Практическое выполнение задачи.                                                                                                                                          5  Анализ работ.                                                                                                                                                             6 Домашнее задание.

План урока 3

1Организационный момент.                                                                                                                                    2 Актуализация опорных знаний.                                                                                                                           3 Формирование новых знаний.                                                                                                                              4 Творческая практическая деятельность учащихся.                                                                                                       5 Итог урока:

  • выставка и анализ работ;
  • обобщение темы урока.

6 Домашнее задание.

Ход урока 1

1 Организационный момент

Взаимное приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку.

2  Беседа об истории, отличительных особенностях и традиционных орнаментах Дымковской, Каргопольской,  Филимоновской игрушек.

      Тема нашего урока: «Древние образы в  современных народных игрушках».

Мы сегодня будем знакомиться с разновидностями народных игрушек.  История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором.

Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. Это могут быть игрушки из дерева, глины, посуда, ковры, кружева и т.д. Каждое изделие несет в себе добро, радость, тепло рук мастера и фантазию, которая увлекает и детей и взрослых. 
Народная игрушка образна, красочна, оригинальна по своему замыслу. Она доступна детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно и лаконично. Это знакомые детям сказочные образы, люди и животные, выполненные из дерева или глины.

Глиняная игрушка - особый вид народного творчества. Она предназначается не только для игры, а служит и для украшения быта. Образы игрушек достаточно просты, оригинальны и выразительны. 
В разных местностях характер и внешний вид игрушек был различным. Особо знамениты дымковские (кировские), каргопольские и филимоновские игрушки.

 Дымковская игрушка. В давние-давние времена мастера Дымковской слободы под Вяткой лепили из глины игрушки: барынь под зонтиком, румяных кавалеров, коней, медведей, оленей, уточек и петухов. Почти все они - свистульки, празднично расписанные по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы. Ласково эту игрушку называют – дымка. Называют ее так по месту происхождения (слобода Дымково).

Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна. На белом фоне очень ярко сверкают малиновый, синий, зелёный, жёлто-оранжевый цвет.

Филимоновская игрушка 

Филимоновская игрушка - старейший  народный художественный промысел  России. Родина промысла - деревня Филимоново Одоевского района Тульской области. Мужчины в деревне Филимоново изготовляли на гончарном круге посуду, женщины лепили из глины игрушки. Все филимоновские игрушки - свистульки, лепятся из местной пластичной глины «синики», дающей после обжига белый черепок. Удивительно красивы и разнообразны глиняные игрушки. Кони, олени, барышни, петухи, бараны – всех не перечесть. Желтый, красный, зеленый – основные цвета, используемые в росписи.

Карпогольская игрушка

Эта игрушка из Архангельской области, из Карпоголя.

Тематика Карпогольской игрушки заимствована из народной жизни. Мастера создают женские фигурки, дедов-лесовиков, пахарей, гармонистов. Неизменно среди игрушек встречаются медведь, другие звери и птицы. Обратите внимание на узоры на этих игрушках.

3 Просмотр фрагментов  видеофильмов. «Дымковская игрушка», «Каргопольская игрушка», « Мир филимоновской игрушки», «Полхов - Майданская роспись .Матрешка». 

 4 Постановка художественной задачи (выполнение эскиза выбранной модели игрушки).

Выберите игрушку, которая вам понравилась. Сегодня вы выполните ее эскиз, а на следующих уроках слепите ее и распишите.

5 Практическое выполнение задания. Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

  1. контроль организации рабочего места;
  2. контроль правильности выполнения приемов работы;
  3. оказание помощи учащимся, испытывающим затруднение;
  4. контроль объема и качества выполненной работы.                                                                        6  Итог урока:
  • выставка и анализ работ;
  • обобщение темы урока.

7Домашнее задание. «Моя любимую игрушку».

Ход урока 2

1 Организационный момент

Взаимное приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку
.

2 Опрос по предыдущей теме урока.

Ребята мы с вами  на прошлом уроке совершили путешествие в далёкое прошлое, к мастерам народных глиняных игрушек. Побывав в качестве таких мастеров сегодня на уроке, создадим пластический образ одной из этих игрушек. Давайте вспомним эти игрушки, а также чем они отличаются по своей форме. Все отличия занесем в таблицу (на доске).

Отличительные особенности народных глиняных игрушек

 

форма

орнамент росписи

основные цвета, 
используемые в росписи

Филимоновские
игрушки

имеют вытянутые пропорции, мягкие очертания формы, они выглядят изящными, стройными

чередующиеся полоски, точки, круги, овалы, звездочки,  треугольники;

бывают и сложные узоры, особенно на юбках у барынь: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка» или яркое «солнышко»

малиново-красный, желтый, темно-синий, изумрудно-зеленый

Каргопольские
игрушки

приземисты; они кажутся неуклюжими и тяжеловатыми

древние символы Солнца – большие огненно-красные круги, кольца, мотивы зерен, хлебных колосьев, веточек растений, точки, перекрещивающиеся линии, разноцветные черточки

черный, красный, желтый, бледно-зеленый, синий

Дымковские игрушки

монолитны, силуэт фигурок отличается мягкой плавностью и округлостью

кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки

малиновый, красный, зеленый, желтый, оранжевый, синий и даже золотой

3 Беседа о приемах работы с пластилином

Игрушки, о которых мы говорили, делают из глины, лепят. И здесь существуют свои законы и правила.

Для производства Карпогольской и Дымковской игрушек используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Игрушки лепят по частям. Отдельные части собирают и долепливают. Следы лепки сглаживают влажной тряпкой. После просушки и обжига игрушки покрывают белилами, после чего наносят узоры.

В Филимоново местные глины жирные, высокопластичные. При сушке на поверхности изделий образуются трещины. Их разглаживают пальцами, форма игрушки удлиняется.

Так как у нас на уроке пластилин, мы по таким же принципу будем лепить игрушки.

Основной кусок пластилина.  Из него формуем очертание будущей игрушки. Затем вытягиваем части тела. После этого их выгибаем нужным образом. Приемы работы рассмотреть на презентации.

После того как мы слепим форму игрушки, мы ее покроем белой гуашью, и затем как она высохнет, нанесем на нее роспись игрушки.

4  Компьютерная презентация.                                                                                                                                                                                  3  Постановка художественной задачи.                                                                                                                    (вылепить модель по своему эскизу и «выбелить» для последующей росписи, работаем по группам).

 4  Физкультминутка

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

                                                                                                                                                                                             5 Практическое выполнение задачи.                                                                                                                                                                      Индивидуальная работа с учащимися по их просьбе.                                                                                                                                                                                     6  Анализ работ. Расстановка детских работ в соответствии с названиями народных игрушек.

       - Ребята вам понравились работы?

     - Как вы думаете, какая группа лучше справилась с заданием? Почему? (Идет обсуждение)

     - Какую оценку поставим за работу первой группе, почему? Какую оценку поставим второй группе, почему? Третьей  группе, почему?

     - Сегодня на уроке мы познакомились с народными промыслами глиняной игрушки и увидели, как древние образы в народной игрушке имеют единство формы и декора. И пусть совсем немножко, но  вы тоже прикоснулись к традиционным промыслам глиняной игрушки.

     - Спасибо за работу. До свидания!

                                                                                                                                                                                       7 Домашнее задание. Подготовить группам  проекты о народных глиняных игрушках.  

                                                       

Ход урока 3

I. Оргмомент.                                                                                                                                                     Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Игрушки, кисти, краски, 
Проверили? Садитесь. 
С усердием трудитесь!

II. Актуализация опорных знаний.                                                                                                                Давайте вспомним эти народные глиняные игрушки, а также чем они отличаются.      Для этой работы мы разделили класс на три группы, и каждой группе было дано своё задание. Первая группа готовила проект о Дымковской игрушке, вторая группа – о Филимоновской, третья группа – о Каргопольской игрушке.

     И так начнём защиту проектов.

     Защита  проекта первой группы (сопровождается презентацией).

     

     1 ученик

     Происхождение и история Дымковской игрушки неотделима от древнего праздника Свистопляски, имеющего глубокие языческие корни. Этот праздник посвящался солнцу. Его участники свистели в глиняные игрушки (вызывали весеннее солнце) и перекидывались расписными глиняными шариками.

     Ласково и нежно называют эту игрушку – «дымка». Игрушку называют дымковской по месту происхождения. С высокого берега реки Вятка, на котором стоит город с этим же названием (ныне Киров), видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся – будто в дыму, в дымке. Здесь в далёкую старину и зародилась эта игрушка.

      2 ученик

                Дымково

     Чем знаменито Дымково?

     Игрушкою своей.

     В ней нету цвета дымного,

     Что серости серей.

     В ней что-то есть от радуги,

     От капелек росы,

     В ней что-то есть от радости,

     Гремящей как басы.

     Она глядит не прянично,

     Ликующе и празднично,

     В ней молодость – изюминка,

     В ней удаль и размах.

     Синейте охра с суриком

     По всей земле в домах.

                                        В. Фафанов

     1 ученик

     Вначале были свистульки. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька…

     Если посмотреть на узор, он необычайно прост: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки…

     Краски игрушки яркие-яркие: малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие и даже золотые! ( На каждой игрушке могло быть до 10 – 12 цветов одновременно.) Один цвет словно соперничает с другим. И потому пестро, весело от такого хоровода красок! Это, пожалуй, самая нарядная игрушка.

     Что только не лепят дымковские мастерицы: птиц, коней, похожих на жар-птицу, индюков, барышень и кавалеров, водоносок, диковинных оленей, сказочные и бытовые сюжетные сценки.

     В настоящее время в центре города Вятка (ныне Киров) работают художественные мастерские Дымковской игрушки.

     Обобщение учителем

     - Первая группа рассказала о Дымковской игрушке (самое главное ещё раз повторяется  учителем).

     Вторая группа расскажет нам о Филимоновской игрушке. 

    Защита проекта второй группы (сопровождается презентацией).

     Удивительно красивы и разнообразны глиняные игрушки из деревни Филимоново Тульской области. Кони, олени, бараны, петухи, всадники, барыни - всех не перечесть. Образуют они весёлый, яркий хоровод. Барыни с тонкими талиями щеголяют в колокообразных юбках и кокетливых шляпках; грациозно вытянул необычно длинную шею олень с могучими рогами; лихо скачет в горделивой позе всадник. И каждая фигурка к тому же свистит.

     Учёные считают, что происхождение глиняных игрушек связано с древними народными праздниками. В старинных летописях рассказывается, как в Древней Руси в праздники народ выходил на пляски и песнопения с фигурками, изображающими людей и животных.

     Делают игрушки из иссиня-чёрной местной глины, которая после обжига становится светлой.

     Жёлтый, красный, зелёный – основные цвета, используемые в росписи. Они в сочетании со светлым тоном обожженной глины создают неподражаемый «наряд» Филимоновской игрушки.

     В наши дни в деревне Филимоново игрушки делают талантливые мастерицы, сохраняющие древние народные традиции. Они и лепят, и «обряжают» барынь, всадников, петухов, лисиц в яркие красные сарафаны, покрывают диковинным полосатым узором. У каждой игрушки появляются свой характер, своя поступь, свой голос.

     Филимоновские игрушки стоят в одном ряду с лучшими произведениями русского народного искусства. Они экспонируются в музеях нашей страны и за рубежом.

Обобщение учителем

- Вторая группа рассказала нам о Филимоновской игрушке (самое главное ещё раз проговаривается учителем).

     А дальше мы послушаем третью группу, которая готовила проект по Каргопольской игрушке.

     Защита проекта третьей группы (сопровождается презентацией).

     Эта игрушка из Архангельской области, из Каргополя и близлежащих к нему деревень.

     Заповедная Каргопольская земля – хранительница древней культуры, знаменита зодчеством изрядным, многими художествами и ремёслами. Гончарству здешнему насчитывают аж четыре тысячи лет. А там, где гончарство, там обычно и игрушечный промысел заводится.

     Тематика Каргопольских игрушек заимствована из народной жизни. Мастера создают женские фигурки, дедов-лесовиков, пахарей, гармонистов. Неизменно среди игрушек встречаются медведь, другие звери и птицы.

     Тут и Полкан – сказочное чудовище, в котором соединились голова и руки человека с туловищем коня.

     В давние времена люди называли зверей своими братьями, складывали о них сказки, они же становились героями детской игрушки.

     А где мастера подглядывали узор для игрушки? Может, в поле, у полного зёрен колоса, у ёлки в лесу, у цветка на лугу, может, в небе у летящей снежинки, у Солнца, у вечерней звезды…

     В наше время Каргопольские игрушки можно увидеть и в магазине сувениров, и на выставке, и в музее. Они не только радуют глаз, но могут без слов рассказать о многом.

     Обобщение учителем

     - Мы выслушали третью  группу, которая  рассказала нам о Каргопольской игрушке (самое главное ещё раз проговаривается учителем).

  Назовите  по моим описаниям, что это за игрушки?                                                                                           1 Очень большое разнообразие образов воплотила в себя эта игрушка. Здесь и удивительные кони с длинными как у жирафа, шеями, коровки, петухи, бараны, олени - растопырки, птицы-курицы, собаки, свиньи 

2 Крепкие деревенские мужики и бабы рождают добрую усмешку: большеголовые, с короткими руками и ногами, с чуть сплющенным лицом, переходящим у мужиков в бороду-лопату 

3 Эти игрушки – настоящее чудо. Здесь можно увидеть и разнаряженных щеголих, и нянек- кормилок с детьми на руках, и лихих всадников. И важных индюков, и другие образов.

III. Формирование новых знаний

Каким орнаментом украшалась каждая из этих игрушек, каковы основные цвета, используемые в росписи – вот проблемы, которые мы с вами должны решить. А поможет нам решить эти проблемы страница 66 учебника. Группа ребят, которые вылепили филимоновскую игрушку, рассматривают знаки орнамента этих игрушек. Группа ребят, которые вылепили каргопольскую игрушку, рассматривают знаки орнамента каргопольских игрушек. Группа ребят, которые вылепили дымковскую игрушку, рассматривают знаки орнамента дымковских игрушек. (Обсуждение в группах, ответы детей).

Дополнение учителя:                                                                                                                                               1. Филимоновская игрушка Орнамент росписи филимоновских игрушек простой: чередующиеся полоски, точки, круги, овалы, звездочки, треугольники. Детали росписи можно расшифровать: круг - это солнце, треугольник - это земля, елочки и ростки - символ растительности и жизни. Простой и легкий узор хорошо сочетается с изящными, вытянутыми формами свистульки. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы.

Любимые цвета филимоновской игрушки – интенсивный красный и малиновый. Они горят еще ярче от соседства темно-синего и зеленого.Пестрые декоративные узоры наносят куриным перышком прямо на поверхность обожженной глины, так как с кисточки краска к чистой глине не пристает.

2. Каргопольская игрушка Роспись каргопольской игрушки очень выразительна и проста. Традиционный набор элементов и цветов данного промысла сохраняет прочную связь с древними мотивами. Символы солнца – большие огненные круги, кресты, кольца, мотивы зерен, хлебных колосьев и веточек растений. Все эти элементы изображены в естественных тонах, приближенных к натуральным природным оттенкам.

3. Дымковская игрушка Дымковскую игрушку, покоряющую своей простотой и незамысловатостью образа, нельзя спутать с другими лепными народными игрушками благодаря ее колориту. Это, прежде всего, снежной белизны фон, по которому написан простой узор геометрического характера: кружки, точки, полоски. В декоре преобладают насыщенные цвета: красно-алый, малиновый, синий, золотисто-желтый, фиолетовый, особенно празднично сияющие на белом фоне игрушек.

Если внимательно присмотреться к глиняным фигуркам птиц, зверей, людей, можно увидеть, как экономно и продуманно использует мастер выразительные средства орнамента, чтобы рассказать о красоте оперения птиц, нарядной одежде барынь. Кажется, что в облике дымковской игрушки невольно находит отражение природа тех мест, где родились эти удивительные произведения искусства. Невольно представляешь заснеженные сугробы, белизну которых подчеркивают синие птицы. На морозе лица людей украшает румянец. На фоне освещенного снега особенно ярко звучит цвет одежды.    

Отличительные особенности народных глиняных игрушек

 

форма

орнамент росписи

основные цвета, 
используемые в росписи

Филимоновские
игрушки

имеют вытянутые пропорции, мягкие очертания формы, они выглядят изящными, стройными

чередующиеся полоски, точки, круги, овалы, звездочки,  треугольники;

бывают и сложные узоры, особенно на юбках у барынь: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка» или яркое «солнышко»

малиново-красный, желтый, темно-синий, изумрудно-зеленый

Каргопольские
игрушки

приземисты; они кажутся неуклюжими и тяжеловатыми

древние символы Солнца – большие огненно-красные круги, кольца, мотивы зерен, хлебных колосьев, веточек растений, точки, перекрещивающиеся линии, разноцветные черточки

черный, красный, желтый, бледно-зеленый, синий

Дымковские игрушки

монолитны, силуэт фигурок отличается мягкой плавностью и округлостью

кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки

малиновый, красный, зеленый, желтый, оранжевый, синий и даже золотой

IV. Творческая практическая деятельность учащихся.

Давайте мы с вами представим себя мастерами по росписи народных глиняных игрушек (класс разделен на три группы: 1 группа - «Мастера Дымковских игрушек», 2 группа – «Мастера  Филимоновских игрушек», 3 группа – «Мастера Каргопольских игрушек») и декоративно оформим вылепленную на предыдущем уроке фигуру.

Последовательность выполнения работы.

Вначале распределите по поверхности игрушки цветовые пятна, сохранив, где это возможно, белую основу. Белый в сочетании с другими цветами придаст игрушке праздничную нарядность. Все мелкие детали росписи  выполняйте после того, как основные цветовые пятна уже будут найдены. Украшая игрушку декоративными элементами, ритмически выстраивая их, фантазируйте, но старайтесь делать роспись в традициях промысла.                                                          Перед работой хочу пожелать вам, чтобы ваша игрушка была не только красивой, а еще доброй и веселой. Украсьте так, чтобы, глядя на нее, душа радовалась.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:                                                                  1 контроль организации рабочего места;                                                                                                         2 контроль правильности выполнения приемов работы;                                                                                   3 оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;                                                                                               4 контроль объема и качества выполненной работы.

V. Итог урока

Выставка и анализ работ

Ребята, перед вами расположены «Ступеньки творчества».

Вы должны подумать и сами оценить свою работу. Каким образом? Если вам не нравится ваша игрушка, как вы ее расписали, то ставите игрушку на низкую ступень. Если вы считаете, что работа выполнена хорошо, то ставите на вторую ступень, а если у вас получилась отличная игрушка, то ставите на самую высокую ступень.

Какие нарядные и весёлые получились у вас игрушки.

Работы учителем оцениваются по следующим критериям:

  1. правильность выбора цвета;
  2. правильность рисования элементов;
  3. композиция;
  4. аккуратность выполнения.

Обобщение

Хороша игрушка расписная!
Вся поет, бесхитростна, светла.
И видна в ней радость молодая, 
Ставшего искусством ремесла.

Отличительные особенности народных глиняных игрушек

 

форма

орнамент росписи

основные цвета, 
используемые в росписи

Филимоновские
игрушки

имеют вытянутые пропорции, мягкие очертания формы, они выглядят изящными, стройными.

 

 

Каргопольские
игрушки

приземисты. Они кажутся неуклюжими и тяжеловатыми.

 

 

 Дымковские игрушки

монолитны, силуэт фигурок отличается мягкой плавностью и округлостью.

 

 

                                   

Урок изобразительного искусства в 5 классе

Тема урока: «Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках»

Цель и задачи: 

  • Дать знания о традициях формы и росписи Дымковской, Каргопольской, Филимоновской игрушек
  • формировать навыки работы  художественной росписью;
  • развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.
  •  воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре;

Оборудование: 

  • Презентация с изображением порядка изготовления игрушек.
  • Таблицы с изображением орнаментов.
  • Пластилиновые модели игрушек.
  • Таблицы-иллюстрации с изображением Дымковской, Филимоновской, Карпогольской игрушек.

Музыкальный ряд: русские народные песни.

Содержание  урока

Организационный момент

Взаимное приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку.

 Объяснение нового материала

Тема нашего урока: «Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках».

Мы сегодня будем знакомиться с разновидностями народных игрушек.  История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором.

Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. Это могут быть игрушки из дерева, глины, посуда, ковры, кружева и т.д. Каждое изделие несет в себе добро, радость, тепло рук мастера и фантазию, которая увлекает и детей и взрослых. 
Народная игрушка образна, красочна, оригинальна по своему замыслу. Она доступна детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно и лаконично. Это знакомые детям сказочные образы, люди и животные, выполненные из дерева или глины.

Глиняная игрушка - особый вид народного творчества. Она предназначается не только для игры, а служит и для украшения быта. Образы игрушек достаточно просты, оригинальны и выразительны. 
В разных местностях характер и внешний вид игрушек был различным. Особо знамениты дымковские (кировские), каргопольские и филимоновские игрушки.

 

Дымковская игрушка. В давние-давние времена мастера Дымковской слободы под Вяткой лепили из глины игрушки: барынь под зонтиком, румяных кавалеров, коней, медведей, оленей, уточек и петухов. Почти все они - свистульки, празднично расписанные по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы. Ласково эту игрушку называют – дымка. Называют ее так по месту происхождения (слобода Дымково).

Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна. На белом фоне очень ярко сверкают малиновый, синий, зелёный, жёлто-оранжевый цвет.

Филимоновская игрушка 

Филимоновская игрушка - старейший  народный художественный промысел  России. Родина промысла - деревня Филимоново Одоевского района Тульской области. Мужчины в деревне Филимоново изготовляли на гончарном круге посуду, женщины лепили из глины игрушки. Все филимоновские игрушки - свистульки, лепятся из местной пластичной глины «синики», дающей после обжига белый черепок. Удивительно красивы и разнообразны глиняные игрушки. Кони, олени, барышни, петухи, бараны – всех не перечесть. Желтый, красный, зеленый – основные цвета, используемые в росписи.

Карпогольская игрушка

Эта игрушка из Архангельской области, из Карпоголя.

Тематика Карпогольской игрушки заимствована из народной жизни. Мастера создают женские фигурки, дедов-лесовиков, пахарей, гармонистов. Неизменно среди игрушек встречаются медведь, другие звери и птицы. Обратите внимание на узоры на этих игрушках.

    

 Физкультминутка

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

 Беседа о приемах работы с пластилином

Игрушки, о которых мы говорили, делают из глины, лепят. И здесь существуют свои законы и правила.

Для производства Карпогольской и Дымковской игрушек используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Игрушки лепят по частям. Отдельные части собирают и долепливают. Следы лепки сглаживают влажной тряпкой. После просушки и обжига игрушки покрывают белилами, после чего наносят узоры.

В Филимоново местные глины жирные, высокопластичные. При сушке на поверхности изделий образуются трещины. Их разглаживают пальцами, форма игрушки удлиняется.

Так как у нас на уроке пластилин, мы по таким же принципу будем лепить игрушки.

Основной кусок пластилина.  Из него формуем очертание будущей игрушки. Затем вытягиваем части тела. После этого их выгибаем нужным образом. Приемы работы рассмотреть на презентации.

После того как мы слепим форму игрушки, мы ее покроем белой гуашью, и затем как она высохнет, нанесем на нее роспись игрушки.

 Практическое выполнение задания

Учащиеся приступают к работе.

 Итог урока

Выставка детских работ.

Используемая литература

  1. Свиридова О. В. Изобразительное искусство. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2006.
  2. Клиентов А. Е. Народные промыслы. – М.: Белый город, 2004.
  3. Искусство-детям. Дымковская игрушка. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  4. Искусство-детям. Каргопольская игрушка. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  5. Искусство-детям. Филимоновская игрушка. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

        

            Тема: «Древние образы, единство формы и декора

                                  в народных игрушках»

                               (по программе Б.М. Неменского)

Цели и задачи:

  • сформировать понятие о народной глиняной игрушке, её видах (Дымковская, Филимоновская, Каргопольская), традициях формы и росписи;
  • воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории;
  • развивать творческие способности;
  • совершенствовать  графические умения и навыки.

Оборудование:

  • Т.Я. Шпикалова Народное искусство на уроках декоративного рисования: Издательство «Просвещение»;
  • Н.А. Горяева, О.В. Островская Декоративно-прикладное искусство в жизни человека (Школа Неменского): М., «Просвещение»;
  • Изобразительное искусство 5 класс (Поурочные планы по программе Б.Н. Неменского: Волгоград, Издательство «Учитель»;
  • зрительный ряд по теме;
  • художественные материалы;
  • ИКТ

 Тип урока: защита проекта

План урока:

  1. Организационная часть.
  2. Постановка проблемы.
  3. Определение темы урока.
  4. Решение проблемы.
  5. Объяснение практической работы.
  6. Работа в группах над решением поставленной задачи.
  7. Подведение итогов.

                                                   Ход урока:

     - Здравствуйте ребята, садитесь.

     - Сегодня на уроке мы начинаем  работать над блоком  тем второй четверти, который называется «Связь времён в народном искусстве». И начнём первый урок со знакомства с народной игрушкой.

      С самого раннего детства вас окружают игрушки. Вспомните какие? Из чего они сделаны? Где? Вот зайчик. Все фабричные зайчики похожи один на другой, не отличишь.

      Посмотрите на доску, мы видим игрушки, которые все разные, второй такой нет, потому что они сделаны вручную.

      В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только ни мастерили «ребячью забаву» - игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы… Ну а там, где жили гончары, лепили из глины.

     - Перед вами на доске даны три варианта народной глиняной игрушки, это Дымковская, Филимоновская, Каргопольская  игрушки. Расположите их в той последовательности, в которой я их назвала. ( К доске выходит ученик и располагает варианты так, как он считает нужным)

      Чуть позже мы проверим, насколько  правильно сделана работа, а сейчас как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать? Назовите тему сегодняшнего урока. (Варианты детей)

     - Тема сегодняшнего урока «Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках». Сегодня мы познакомимся с народными промыслами глиняной игрушки, с традициями формы и росписи.

     Для этой работы мы разделили класс на три группы, и каждой группе было дано своё задание. Первая группа готовила проект о Дымковской игрушке, вторая группа – о Филимоновской, третья группа – о Каргопольской игрушке.

     И так начнём защиту проектов.

     Защита  проекта первой группы (сопровождается презентацией).

     

     1 ученик

     Происхождение и история Дымковской игрушки неотделима от древнего праздника Свистопляски, имеющего глубокие языческие корни. Этот праздник посвящался солнцу. Его участники свистели в глиняные игрушки (вызывали весеннее солнце) и перекидывались расписными глиняными шариками.

     Ласково и нежно называют эту игрушку – «дымка». Игрушку называют дымковской по месту происхождения. С высокого берега реки Вятка, на котором стоит город с этим же названием (ныне Киров), видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся – будто в дыму, в дымке. Здесь в далёкую старину и зародилась эта игрушка.

      2 ученик

                Дымково

     Чем знаменито Дымково?

     Игрушкою своей.

     В ней нету цвета дымного,

     Что серости серей.

     В ней что-то есть от радуги,

     От капелек росы,

     В ней что-то есть от радости,

     Гремящей как басы.

     Она глядит не прянично,

     Ликующе и празднично,

     В ней молодость – изюминка,

     В ней удаль и размах.

     Синейте охра с суриком

     По всей земле в домах.

                                        В. Фафанов

     1 ученик

     Вначале были свистульки. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька…

     Если посмотреть на узор, он необычайно прост: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки…

     Краски игрушки яркие-яркие: малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие и даже золотые! ( На каждой игрушке могло быть до 10 – 12 цветов одновременно.) Один цвет словно соперничает с другим. И потому пестро, весело от такого хоровода красок! Это, пожалуй, самая нарядная игрушка.

     Что только не лепят дымковские мастерицы: птиц, коней, похожих на жар-птицу, индюков, барышень и кавалеров, водоносок, диковинных оленей, сказочные и бытовые сюжетные сценки.

     В настоящее время в центре города Вятка (ныне Киров) работают художественные мастерские Дымковской игрушки.

     Обобщение учителем

     - Первая группа рассказала о Дымковской игрушке (самое главное ещё раз повторяется  учителем).

     Вторая группа расскажет нам о Филимоновской игрушке. 

    Защита проекта второй группы (сопровождается презентацией).

     Удивительно красивы и разнообразны глиняные игрушки из деревни Филимоново Тульской области. Кони, олени, бараны, петухи, всадники, барыни - всех не перечесть. Образуют они весёлый, яркий хоровод. Барыни с тонкими талиями щеголяют в колокообразных юбках и кокетливых шляпках; грациозно вытянул необычно длинную шею олень с могучими рогами; лихо скачет в горделивой позе всадник. И каждая фигурка к тому же свистит.

     Учёные считают, что происхождение глиняных игрушек связано с древними народными праздниками. В старинных летописях рассказывается, как в Древней Руси в праздники народ выходил на пляски и песнопения с фигурками, изображающими людей и животных.

     Делают игрушки из иссиня-чёрной местной глины, которая после обжига становится светлой.

     Жёлтый, красный, зелёный – основные цвета, используемые в росписи. Они в сочетании со светлым тоном обожженной глины создают неподражаемый «наряд» Филимоновской игрушки.

     В наши дни в деревне Филимоново игрушки делают талантливые мастерицы, сохраняющие древние народные традиции. Они и лепят, и «обряжают» барынь, всадников, петухов, лисиц в яркие красные сарафаны, покрывают диковинным полосатым узором. У каждой игрушки появляются свой характер, своя поступь, свой голос.

     Филимоновские игрушки стоят в одном ряду с лучшими произведениями русского народного искусства. Они экспонируются в музеях нашей страны и за рубежом.

Обобщение учителем

- Вторая группа рассказала нам о Филимоновской игрушке (самое главное ещё раз проговаривается учителем).

     А дальше мы послушаем третью группу, которая готовила проект по Каргопольской игрушке.

     Защита проекта третьей группы (сопровождается презентацией).

     Эта игрушка из Архангельской области, из Каргополя и близлежащих к нему деревень.

     Заповедная Каргопольская земля – хранительница древней культуры, знаменита зодчеством изрядным, многими художествами и ремёслами. Гончарству здешнему насчитывают аж четыре тысячи лет. А там, где гончарство, там обычно и игрушечный промысел заводится.

     Тематика Каргопольских игрушек заимствована из народной жизни. Мастера создают женские фигурки, дедов-лесовиков, пахарей, гармонистов. Неизменно среди игрушек встречаются медведь, другие звери и птицы.

     Тут и Полкан – сказочное чудовище, в котором соединились голова и руки человека с туловищем коня.

     В давние времена люди называли зверей своими братьями, складывали о них сказки, они же становились героями детской игрушки.

     А где мастера подглядывали узор для игрушки? Может, в поле, у полного зёрен колоса, у ёлки в лесу, у цветка на лугу, может, в небе у летящей снежинки, у Солнца, у вечерней звезды…

     В наше время Каргопольские игрушки можно увидеть и в магазине сувениров, и на выставке, и в музее. Они не только радуют глаз, но могут без слов рассказать о многом.

     Обобщение учителем

     - Мы выслушали третью  группу, которая  рассказала нам о Каргопольской игрушке (самое главное ещё раз проговаривается учителем).

     Возвращаемся к началу урока.

     - Ребята, посмотрите на доску, правильно ли на доске расположены промыслы, если неправильно, то расположите их так, как необходимо.

     - Ребята вы хорошо подготовили теоретическую часть к уроку, а сейчас переходим к его практической части.

     Постановка задачи

     Класс разделён на три группы по 8 человек в каждой. Шесть учеников в  группе выполняют эскиз того промысла, проект по которому группа готовила. Желательно, чтобы игрушки в эскизах не повторялись, а два ученика готовят фон ватманского листа. Когда эскизы будут готовы, то они вырезаются, красиво располагаются на листе ватмана и приклеиваются.

     В конце урока все три коллективные работы вывешиваются на доске. Проходим обсуждение, по результатам выставляются оценки.

     Во время практической  работы учащихся, учитель следит за правильностью выполнения поставленной задачи, при необходимости помогает. Во время работы проходит гимнастика для глаз.

     Подведение итогов

     Работы всех групп вывешиваются на доске.

     - Ребята вам понравились работы?

     - Как вы думаете, какая группа лучше справилась с заданием? Почему? (Идет обсуждение)

     - Какую оценку поставим за работу первой группе, почему? Какую оценку поставим второй группе, почему? Третьей  группе, почему?

     - Сегодня на уроке мы познакомились с народными промыслами глиняной игрушки и увидели, как древние образы в народной игрушке имеют единство формы и декора. И пусть совсем немножко, но  вы тоже прикоснулись к традиционным промыслам глиняной игрушки.

     - Спасибо за работу. До свидания!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная направленность уроков технологии. Роль развития мелкой моторики рук у детей с ДЦП.

Статья освещает направления и принципы коррекционной работы с детьми с ДЦП в школе-интернате, в частности на уроках технологии....

: «Развитие мелкой моторики на уроках швейного дела».

В связи с гуманистическими  тенденциями в обществе возросло внимание к детям, имеющим интеллектуальные нарушения. Важнейшей задачей специальной школы VIIIвида является ко...

Групповое занятие "Солнечная гроздь винограда". Работа с природным материалом, направленная на развитие мелкой моторики рук, коррекцию искаженных сенсорных стереотипов, формирование экологического мировоззрения детей.

Данное занятие было разработано для разновозрастной группы воспитанников в рамках занятий, направленных на развитие мелкой моторики, с учетом особенностей психофизического развития детей....

Упражнения по развитию мелкой моторики

примеры упражнений, которые способствуют развитию у детей мелкой моторики пальцев рук....

Альбом для работы психолога по коррекции мелкой моторики

МОТОРИКА(лат. motor — приводящий в движение) — вся сфера двигательных функций организма человека, объединяющая их биохимические, физиологические и психологические системы.Мелкая моторика- это со...

Мелкая моторика детей-олигофренов. Планирование работы по развитию мелкой моторики.

Краткая характеристика мелкой моторики детей дошкольного возраста,страдающих олигофрений. Как планировать работу по развитию мелкой моторики. Образец планирования индивидульной работы....


 

Комментарии

Гурова Софья Владимировна

Умница ты наша! Как ты здорово все написала, подготовила! Спасибо!

Петухова Ирина Николаевна

Благодарю))