Из песни слов не выкинешь
статья на тему

Сайдгараева Рамия Римовна

В 2009 году исполнилось 30 лет хору «Верность» школы №1353, который все эти годы возглавляет Наталья Григорьевна Ненашева - Заслуженный учитель РФ, отличник народного просвещения, кавалер ордена «Знак почета». О своей интересной творческой судьбе Наталья Григорьевна рассказала «Молодому Зеленограду».

«Моя музыкальная карьера началась со дня рождения. Петь я стала раньше, чем ходить. С того момента песня не покидает меня». Начинала Наталья Григорьевна с детского хора при клубе в московском районе, куда привёл её брат. Наташа и Слава Шестаковы (девичья фамилия Натальи Григорьевны Шестакова) сразу стали солистами, их голоса были совершенно идентичны. «Мама всегда очень гордилась своими детьми. Как-то она шла по улице, когда по городскому радио звучали наши песни, остановилась у столба послушать и сказала: «Мои шесточата поют!»». В их семье любили петь абсолютно все и делали это постоянно, голос у Натальи Григорьевны, как она считает, от мамы. Её мама по профессии инженер-экономист, окончила училище, была директором школы, умная, грамотная, начитанная и мудрая. «По жизни мы видели эту мудрость в том, что на нас никогда не кричали, не повышали голоса, нас просто приучали к тому, чтобы мы слушались с первого раза». В хоре Наталье Григорьевне преподавали педагоги из ансамбля Дунаевского. В один прекрасный день Наталью вместе с другими талантливыми ребятами пригласили в сам ансамбль, и она решила рискнуть съездить на прослушивание. «Было страшновато, когда проверяли наши голоса. В итоге всех взяли в старший хор, хотя нам было по 10-11 лет». Следующий этап жизни Натальи Гигорьевны был связан с ансамблем Дунаевского. Именно там она узнала, что такое настоящая дружба, которая в её душе сохранилась до сих пор.

Наталья Григорьевна не оканчивала музыкальную школу. Мама воспитывала ее и брата одна и, конечно, возможности попасть в музыкальное училище не было. Когда наступил момент выбора профессии, в голове у юной Наташи было много идей: работа на токарном станке, в пекарне (по причине голода), и даже на стройке (нравился процесс восстановления города). Четкой направленности в выборе профессии не было. На тот момент Наталья уже знала многие концертные залы и виделась с известными композиторами. Последняя её запись в хоре «Песня утра, весны и мира», а перед этим в 1966 году Наташа записала всем известные «Школьные годы». Как-то после концерта Семён Осипович Дунаевский сказал её маме: «Наташе надо идти дальше, у Наташи прекрасный русский голос, но не хватает музыкального образования. Мы наймем частного педагога для девочки». Мама Натальи платить была не способна и категорически отказывалась от помощи. Но руководитель настоял на своем, и платить за уроки стала сама Розалия Исааковна Дунаевская. «Они наняли педагога из Гнесинки Веру Нарышкину, и я ездила к ней домой. А деньги брала из рук Розалии Исааковны. На подготовку потребовался год».  Наталья Григорьевна поступила в училище имени Октябрьской революции на дирижерско-хоровое отделение по совету Семёна Осиповича (он считал, что голос может пропасть, а дирижерская профессия всегда будет кормить). «Когда я стала поступать в музыкальное училище, маме на работе сказали: «Куда рыпается!», а после поступления те же коллеги заявили: «теперь она будет девушкой легкого поведения!». Но ведь, если я не захочу испортиться, кто меня испортит? В нас был заложен семейный фундамент, мы всегда следовали примеру родителей».

«Училище –  большая хоровая школа для меня». Диплом Наталья Григорьевна защитила на «пятерку». Выпускникам музыкального училища не разрешили искать работу где-то кроме школы, тогда не хватало учителей музыки. И с 1964 года Наталья Григорьевна приступила к работе в общеобразовательной школе. Сначала это была школа в районе Люблино. А после переезда в Зеленоград Наталья Григорьевна попала  в 845 школу к директору Б.Л. Яковлеву. «Учителей он принимал очень строго. Говорил: «У меня был педагог по музыке, его Хачатурян рекомендует, а кто Вас?» Я, тогда еще молодая и неопытная, не растерялась и говорю: «Кто? Дунаевский!» Он на меня посмотрел, будто, я нахалка молодая, но работать взял».

Через 4 месяца Наталья Григорьевна ушла в декретный отпуск. А директор автоматом взял её  на работу в новую школу № 609. «Меня приняли очень хорошо, а это самое важное для молодого специалиста. Задача была создать хор и сделать так, чтобы ребята дружили подобно нам в ансамбле Дунаевского. Я хотела попробовать подарить детям счастье». Ребята росли с Натальей Григорьевной и со сводным хором Москвы. Часто выступали в городском доме Пионеров на Ленинских горах. В 1972 году на 50летие пионерской организации хор пригласили в Кремлевский дворец съездов. «Там участвовали коллективы из 15 республик. Когда на репетиции мы пели: «Широка страна моя родная», я заплакала от одной только мысли, что многие сейчас спят, а тут собралось более 1000 детей со всей страны и так красиво поют».

С 1979 Наталья Григорьевна работает в школе № 1353 (ранее 608), где и был создан знаменитый хор «Верность», который в первый год существования стал дипломантом Москвы. Параллельно с работой в школе Наталья Григорьевна вывозила ребят в лагерь на теплоходе, что помогало сплочению коллектива. 25 апреля 2009 года хор «Верность» отпраздновал свой юбилей во Дворце творчества детей и молодежи. Наталью Григорьевну Ненашеву и ее хор приехали поздравить композитор Г. Шарин, поэтесса Н. Петренко и композитор М. Протасов, заместитель префекта С. Гагин. Директор школы 1353 С. Дороничева передала подарок от коллектива школы – клавишный синтезатор. Методист Окружного методического центра М. Богданович торжественно вручила Н. Ненашевой почетные грамоты от Окружного управления образования и Окружного методического центра. Пришел на юбилей и Б. Яковлев - первый директор школы, который принимал на работу в Зеленограде Н. Ненашеву. Прозвучали искренние поздравления от родителей воспитанников. Зрительный зал был полон гостей – коллег и друзей, учеников, родителей воспитанников - и рукоплескал таланту хористов и огромному профессионализму его руководителя. В концерте также приняли участие учителя школы 1353, ансамбль скрипачей «Кузнечики», ансамбль учителей Зеленограда, хореографические студии «Фуэте» и «Олимп».

Сейчас у Натальи Григорьевны старшая и младшая группа, которые занимаются два раза в неделю в вечернее время. «Ко мне приходят бывшие хоровики из 609 и 608 школ, приводят своих детей, учеников. Дети и взрослые составляют наш единый коллектив. Мои взрослые ученики как дети, они возвращаются в прошлое. Я чувствую, что живу не зря. Ученики дружат между собой, они бегут сюда, помогают делать  презентации и съемку концертов. Я счастлива! Моя мечта сделать хор учителей в Зеленограде. Ведь учителя хотят и могут петь».

 

Хор «Верность». Взгляд изнутри. Впечатления  Бурмистровой Аллы (ученицы Натальи Григорьевной Ненашевой).

 

«Участницей хора «Верность» я была в течение 3х лет, с 2005 года по 2008. Скажу, не кривя душой – эти три года были наполнены поистине светлыми и радостными впечатлениями.

Я чётко знала расписание занятий. И каждый раз последний урок перед ними казался уже едва ли не пыткой. Едва только двери класса открывались после звонка на перемену, я буквально слетала по лестнице на 1ый этаж школы. Все мои мысли были в «родном 112-м». Этот кабинет действительно успел мне полюбиться. Именно там всё и началось, когда на уроке музыки пятиклассница выводила ещё тоненьким, слегка дрожащим голосом «Во поле берёза стояла…».

Именно тогда учительница музыки школы № 1353, Ненашева Наталья Григорьевна, сказала ей «Приходи к нам в хор!» Для меня, девчушки, с детства мечтавшей петь, предложение оказалось ох каким заманчивым…

Хочется от всей души сказать спасибо этой прекрасной женщине и талантливому педагогу. Она преподаёт уже 30 лет. Множество ребят, таких же, как я, приходили к ней. Наталья Григорьевна уверена: научить петь можно любого! Было бы желание, остальное приложится. И с успехом она это доказывает. У неё не запел бы, казалось мне, только глухонемой.

Первое время меня немного пугали листы с нотными партитурами песен. Несмотря на то, что моя мама училась в музыкальной школе, для меня нотные записи так и остались «китайской грамотой».  Однако препятствием это не оказалось. Вскоре я обнаружила в себе способность хорошо запоминать песни на слух. Бывало порой и так, что Инна Михайловна, наша всегда милая и дружелюбная аккомпаниатор, начинала играть новую песню, и я, стоя у нашего старенького пианино, уже тихонько, вполголоса, подтягивала мелодию, сама удивляясь – ведь слышала песню в первый раз!

На занятиях неизменно царила тёплая, дружеская атмосфера. Мы были сплочённым единым коллективом… ну, по крайней мере, пока кто-нибудь не начинал фальшивить. Вот тогда расправа была скорой и неизбежной. Наталья Григорьевна не жалела времени, чтобы заставить каждого пропеть трудный кусок мелодии и понять, кто же выбивался, чей голос не дотягивал до остальных.

В хор приходили ребята всех возрастов – от «начальников», казавшихся нам малышами, учеников 1-4 классов, до 11-классников. Последние, правда, посещали занятия реже, оно и понятно – выпускной класс, окончание школы, экзамены.  Зато новенькие из младшей школы сразу активно включались в работу. Доброй традицией у нас стало «шефство» - уже опытные участники, хорошо знавшие партии основного репертуара, опекали новичков, внимательно слушали их пение, помогали исправить ошибки, если таковые были.

В пятницу вечером же было особенное занятие. Занималось старшее отделение хора – взрослые люди, уже давно работающие, некоторые приходили даже с детьми. Дети – народ непоседливый, любят побегать, поиграть, порезвиться, в них просто-таки бурлит энергия. Но как только мы начинали петь, они смолкали. На милых мордашках читалась явная заинтересованность, глаза светились восторгом. С самого раннего возраста они начинали приобщаться к прекрасному. Кто был посмелее, даже подсаживался к родителям и начинал подпевать партию.  «Вот, пополнение нам приводите! Молодцы, а!» - обычно шутила по этому поводу Наталья Григорьевна.

У нас был потрясающий наставник. Я рада, что судьба свела меня с ней. Я никогда не забуду те часы занятий, те песни, что мы пели, выездные выступления, когда весь автобус дружно пел во время того, как мы приближались к месту нашего назначения.

Спасибо Вам за всё огромное!»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слова к песни Бритни Спирс

Давайте споем по-английски!...

1.урок развития речи в 5 классе. Сочинение - миниатюра "Астра- последняя улыбка осени". 2.урок-концерт "Суть и душа земли родной - её обычай , песня , слово..."

1.урок развития речи в 5 классе. Сочинение- миниатюра "Астра- последняя улыбка осени"2. заключительный урок по теме "Фольклор" в 5 классе (литература)...

Презентация к песне "Песня о волшебниках" из кинофильма "Новогодние приключения Маши и Вити" музыка Геннадия Гладкова, слова Владимира Лугового.

Презентация содержит краткое описание фильма, биографию композитора Геннадия Игоревича Гладкова, текст песни....

"Из песни слово не выкинешь" Тематический концерт для людей старшего поколения приготовленный силами детей старшей и подготовительной группы, посвящённый Дню музыки и пожилого человека.

Тематический концерт приготовленный силами детей 5-7 лет для людей старшего поколения, посвящённый Дню музыки и пожилого человека....

Задание по теме "Из комментария слов не выкинешь"

Анализ комментария к записи и составление собственого комментария....

Дидактический материал к урокам риторики (10 класс): Дистантное общение и современная техника. "Из комментария слов не выкинешь".

Предлагаемый материал включает анализ образцов комментариев и последующее их обсуждение....

"Песни без слов" Ф.Мендельсона. Разбор "Песни венецианского гондольера" № 6, g-moll

Ф. Мендельсон  на протяжении всей жизни создавал фортепианные миниатюры, вошедшие в ряд сборников под названием "Песни без слов". Различные по сложности, самого разнообразного содержани...