Проблемы передачи педагогического опыта учителей в современной школе
статья на тему

Выступление на педагогическом совете школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_peredachi_ped._opyta_uchiteley.docx18.9 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы передачи педагогического опыта учителей

в современной школе

Знание, которым не делятся с другими, перестает быть знанием. 

Франк Арджава Петтер Рэйки

Передача опыта в педагогической среде является сложным процессом, образованием над образованием, имеющим целый ряд промежуточных фаз: приобретение опыта, рефлексия, объективация — перевод в методические разработки и технологии, отчуждение, трансляция и интернализация.

 Делиться знаниями полезно,  потому что:

1) Если вы делитесь знаниями, то вы выглядите экспертом в глазах окружающих.

И пусть вам кажется, что "и делиться-то нечем",  и  "все это и так знают"...  

2)  Когда ты делишься своими знаниями с другими,  происходит "круговорот". Освобождается место для получения новых знаний,  растешь как личность и как профессионал.

4)  Когда вы делитесь знаниями с коллегами и партнерами, то повышаете уровень людей, окружающих вас.  А, нас, как известно, "делает" наше окружение.

5)  На свои знания вы можете получить обратную связь и проверить, насколько, действительно, ваши знания являются ценными.

6) Упорядочите уже имеющиеся знания для самого себя.

7) Информация о ваших знаниях так или иначе будет распространяться среди ваших коллег. И со временем возникнет эффект "сарафанного радио". Всё большее количество людей будут обращаться к вам как к эксперту.

Учителя в России редко обмениваются знаниями. И дело не только в нехватке времени из-за «вала» отчетности и роста нагрузки. Как следствие работы «за закрытыми дверями», соперничества и сверхконтроля со стороны чиновников, в школах сложилась «культура индивидуальности».

Обмен знаниями между работниками повышает эффективность каждого из них. Организация становится более продуктивной, а, следовательно, и более успешной. 

Между тем, учителям подобный «коллективный разум» весьма помог бы: сэкономил время на поиск информации, позволил бы быстрее найти новые подходы к передаче знаний что, возможно, привело бы к рождению оригинальных идей. В конечном счете качество образования выиграло бы.

Методический диалог между педагогами блокируют три фактора:

  1. Культурные нормы работы – преподавание за закрытыми дверями класса, без прямого взаимодействия с коллегами.
  2. Недостаток времени – из-за увеличения учительской нагрузки и обилия отчетности.
  3. Консерватизм – нежелание принимать инновации.

В условиях «типичной школьной организационной культуры» надо сначала устранить эти барьеры, а потом – повышать мотивацию к обмену знаниями, отмечают эксперты.

Лучше всего учителя профессионально взаимодействуют в школах, для которых характерны следующие особенности:

  1. Организационная культура, благоприятная для обучения и командной работы.
  2. Лидерские качества директора и других управленцев.
  3. Атмосфера доверия в коллективе.
  4. Любой поступок, в том числе в профессиональной жизни, вырастает из мотивации. Внутренняя мотивация связана с получением удовольствия от процесса и содержания деятельности, внешняя – с ожидаемыми выгодами, поощрениями и «бонусами» извне.

Укрепить внутреннюю мотивацию к обмену знаниями довольно сложно – разве что создать благоприятную социальную среду. Она подразумевает доверие, признание автономии сотрудника, открытость и свободу от уничижительной критики, поясняют авторы статьи. Внешняя мотивация легче поддается влиянию – тут существуют такие инструменты как премия, повышение по службе, официальное признание и пр.

  1. Для обмена знаниями учителю важно иметь личный опыт и наработанные навыки преподавания. Проблема в том, что без профессиональной саморефлексии учителю порой бывает трудно выявить и сформулировать свое ноу-хау.
  2. Одно дело – передача знаний школьникам, и совсем другое – коллегам. В наставничестве нужно избегать резких контрастов. Если молодого специалиста курирует наиболее квалифицированный сотрудник, им бывает сложно найти общий язык. Наставник вечно занят, да и не всегда может объяснить тонкости работы на доступном новичку языке.
  3. Обобщение опыта — это исследовательская деятельность, и далеко не каждый педагог к ней готов.
  4. Невозможно представить вне сетевых сообществ успешную творческую и образовательную деятельность в современном мире, ввиду глобальности образовательных проектов, охватывающих все новые и новые территории. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям, живущим в разных уголках одной страны и за рубежом общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень. Однако некоторые из педагогов не умеют работать в сообществе, им не хватает ИКТ-компетентности,
  5. Так или иначе, чтобы пестовать культуру обмена опытом в школах, нужны усилия управленцев. Профессиональное мастерство учителя рождается в контакте с методистом любого уровня: школьного, районного, областного.

На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Обмен опытом - это не просто веление времени, а необходимость для плодотворной работы любого учителя-предметника, работающего по внедрению новых образовательных стандартов в учебный процесс.