Проблемы преподавания русского языка в современной школе.
статья по русскому языку на тему

Сенчило Лариса Дмитриевна

Одна из серьезнейших проблем школы – резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выражать мысль.

По мнению психологов, интерес - это «такое эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей желание познать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом. Внешне это отношение выражается в любознательности учащихся, в их внимании и активности на уроке».

Как сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы урок развивал мыслительную активность учащихся, познавательный интерес? Какие педагогические технологии позволяют раскрыть ребенку знания, которые учитель оценит справедливо? Над этими вопросами работали, работают и будут работать многие педагоги.

Существует множество разнообразных приемов организации занятий, которые помогают детям проявить свои способности. Один из эффективных приемов - интерактивные методы обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемы преподавания русского языка в современной школе.

                                Учитель русского языка и литературы Сенчило Лариса Дмитриевна

Одна из серьезнейших проблем школы – резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выражать мысль.

По мнению психологов, интерес - это «такое эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей желание познать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом. Внешне это отношение выражается в любознательности учащихся, в их внимании и активности на уроке».

Как сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы урок развивал мыслительную активность учащихся, познавательный интерес? Какие педагогические технологии позволяют раскрыть ребенку знания, которые учитель оценит справедливо? Над этими вопросами работали, работают и будут работать многие педагоги.

Существует множество разнообразных приемов организации занятий, которые помогают детям проявить свои способности. Один из эффективных приемов - интерактивные методы обучения.

Интерактивное обучение - способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех» (по В.С.Дьяченко).

Работа при интерактивном взаимодействии часто строится в парах и малых группах. Групповая форма обучения одновременно решает три основные задачи: познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией; коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы; социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации ребенка в сообществе.

В рамках достижения нового качества подготовки школьников по русскому языку в последние годы стало популярным активное внедрение в учебный процесс технологии критического мышления, сущность которой заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся. Основа данной технологии — трёхфазовая структура урока (вызов, осмысление, рефлексия), которая повторяет процесс восприятия информации.

Стремительно нарастает объём изучаемого материала и его теоретический уровень. Метод заучивания, текстуального запоминания порождает отрицательное отношение к учению. Опыт показывает, что если теоретический материал группируется в блоки и опорные конспекты, появляется возможность значительно увеличить объём изучаемого материала без перегрузки учащихся.

Большая роль в развитии интереса к урокам русского языка отводится подбору дидактического материала, чтобы он был воспитывающим, доступным, интересным, занимательным.

Неотъемлемой частью современного образовательного процесса и современного урока стали информационно-коммуникационные технологии. Сегодня педагоги имеют возможность применять на уроке самые разные медиасредства: компьютер, проектор, экран, интерактивную доску, обучающие программы. После таких уроков изученный материал остаётся у учащихся в памяти как яркий образ и помогает учителю стимулировать познавательную активность школьника.

Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников сегодня является метод проектов,

Проект - это деятельность одного ученика или группы, в которой обучающиеся самостоятельны и активны на протяжении всего цикла, сами придумывают и планируют работу, находят необходимые ресурсы, обычно из других учебных областей. Завершается работа над проектом вполне реальным, осязаемым практическим результатом.

Известно, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. Психологи утверждают, что дети младшего школьного и подросткового возраста испытывают большую потребность в игре. На уроках русского языка необходимо применение дидактических игр.

Особой популярностью пользуются нетрадиционные уроки, уроки-праздники: активны все учащиеся класса, каждый имеет возможность проявить себя, класс становится творческим коллективом.

Уже несколько лет коллектив нашей школы разрабатывает компетентностные подходы к содержанию оценочного акта педагога. Считаем, что главное при компетентностном подходе – приближение ученика к самооценке, рефлексивной оценке собственной деятельности.

Средством оценивания учебных достижений учащихся, наиболее соответствующим компетентностному подходу, является портфолио, наглядно характеризующее продвижение ребенка в развитии ключевых компетенций.

Современный урок – это педагогическое произведение, учитель вносит в него свое творчество, свой методический почерк.

Чтобы урок был интересным, я придерживаюсь следующих правил:

  • положительный эмоциональный настрой, с улыбкой легче решать проблемы;
  • главный на уроке – ученик, и он должен знать, что его в школе любят, ему верят, его прощают;
  • учитель должен не столько учить, сколько помогать школьнику учиться;
  • учитель на уроке – «дирижер», создающий условия для развития и активизации познавательной деятельности ученика.

Так не будем же забывать, что на уроке жизнь ребенка продолжается!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в школе

Восприятие, истолкование, оценка поэтического произведения 20 века. Евгений Евтушенко "Злорадство"...

Статья "Актуальные проблемы методики преподавания русского языка в национальной школе"

В статье рассматриваются злободневные проблемы в преподавании русского языка в условиях билингвизма. Автор, исходя из опыта работы, систематизирует ошибки, связанные ...

Формы и методы преподавания русского языка в современной школе.

Развитие детей в школе так или иначе связано с интенсификацией образовательного процесса, в том числе с внедрением инноваций. В своей работе я использую технологию блочно-модульного обучения.Модульное...

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.

Актуальные задачи, стоящие перед современной школой в условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, определяют и главные проблемы лингвистического и л...

"Проблемы преподавания русского языка и литературы в школе"

Автор, анализируя собственный опыт работы в школе, рассматривает проблемы современного учителя русского языка и литературы, выявляет их причины и предлагает возможные пути решения....

Проблемы преподавания русского языка и литературы в условиях сельской школы

Презентация к выступлению для слушателей комплексных курсов...

Статья «Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в современной школе»

laquo;Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в современной школе»Язык народа – это его историческая память, воплощенная в слове. Тысячелетняя духовная культура, жизн...