Школьная газета
статья

Шутова Марина Васильевна

Этапы создания школьной газеты

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Занятие

«Мастерская юного корреспондента» М.В. Шутова (пдо)

Тема: Создание классной / школьной газеты

1. Постановка проблемы.

Ребята, какой в нашей школе ожидается праздник? 19 октября – День лицеиста.

Дело в том, что встала необходимость выпустить дополнительный номер газеты ко Дню лицеиста, а главный редактор очень загружен  работой и не сможет этого сделать.

Вам известно, что газета – это часть школьной жизни, лицо школы. Без неё нам не обойтись. Так же, как и школа – наш второй дом.

Ваша задача – подготовить выпуск газеты. Её можно создать на материале вашего класса, чтобы вся школа узнала, какой вы яркий класс.

На уроке газета получится рукописной. Но ничто не помешает её сверстать, если будет материал.

ОТКРЫТЬ ДОСКУ  С ТЕМОЙ

Что же вы можете осветить в газете? Это может быть как ваша классная, так и в целом школьная жизнь.

Предложите темы

НА ДОСКЕ

  •  Как проходила подготовка к мероприятию (живо; покажите картинку, чтобы мы себя представили там); Репортаж с места мероприятия
  • Коротко о важных, интересных событиях, прошедших в лицее накануне праздника или в вашем классе (официально; информационная заметка
  • Рассказ об одном событии
  • Обзор спортивных новостей
  • Статья об однокласснике (интервью)
  • Объявление
  • Поздравление
  • Новости лицея, класса: учёба, мероприятия
  • Смешинки нашего класса - сатира и юмор (фельетон)

В каком жанре будете создавать свою статью? Какие жанры публицистики вам известны? 

НА ДОСКЕ

  • Репортаж
  • Заметка
  • Интервью и т. д.

2. Вы – коллектив редакции школьной газеты, а группы, на которые вы распределены – редакционные отделы.

Сейчас у вас редакционная планёрка.

Вы поработаете со своим редакционным отделом и создадите план деятельности или др. словами концепцию своего отдела: какую тему и в каком жанре вы будете освещать.  

Всё это вы  обсудите сейчас в своей группе по повестке дня в течение 3-х минут.

План работы:   НА ПРЕЗЕНТАЦИИ

1. Что вас больше всего интересует в жизни лицея / класса?

2. О чём хотелось бы рассказать своим одноклассникам?

3. О чём / о ком бы вы хотели узнать?

На обсуждение  3 минуты. Затем один человек отсчитывается, что вы выбрали

Выбрали такую-то тему

Представим в жанре (---)

3. А сейчас ПОГРУЖЕНИЕ В ТВОРЧЕСКУЮ РАБОТУ – создание заметки в классную / школьную газету

В группах / редакционных отделах вы должны выбрать двух корреспондентов: один собирает информацию, второй записывает – то есть вы работаете в паре; корректора – исправляет ошибки; докладчика, который  представляет вашу работу; редактора отдела – руководит, координирует, следит за временем, ставит оценки своим сотрудникам, кто как работал. На работу отводится 15 минут.

НА ЛИСТАХ ОЦЕНИВАНИЯ – ОЦЕНКИ РЕДАКТОРА ОТДЕЛА

4. Проанализируем результат вашей работы.

Для этого мы от каждой группы выберем по одному представителю в экспертную комиссию, которая на основании стилевых и языковых особенностей публицистического стиля оценит получившуюся статью.

Экспертный совет имеет право задать вопросы, уточнять, давать советы.

Докладчик представляет статью. ЛИСТ НА ИГОЛКИ К ВАТМАНУ

НА ЛИСТАХ ОЦЕНИВАНИЯ – ОЦЕНКИ ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ.

Критерии оценивания НА ПРЕЗЕНТАЦИИ

5. Рефлексия.

Посоветовавшись 2 минуты, экспертная комиссия подведёт итог

Что получилось?

Что не получилось?

Что учесть на будущее?

А теперь оцените себя: КАК Я ОЦЕНИВАЮ СВОЙ ВКЛАД В УРОК? – на листе в колонке самооценка.

Какими словами я бы хотел оценить итог урока? Ответить одним предложением каждому члену группы. Затем, посовещавшись, выбрать одну фразу и озвучить.

Как бы вы назвали нашу газету? («Наша школьная жизнь». «Наш дом - лицей».)

Текстовый материал вы собрали, а чем бы вы её проиллюстрировали? Какой вы её видите? Что можно изобразить? Какие материалы поместить?

Надеюсь, что следующая газета получится ярче.

Творческое задание: подготовить материал к очередному выпуску школьной газеты.

Лист оценивания

Ф. И. членов группы

Оценка редактора отдела

Оценка экспертной комиссии

Самооценка

1.

2.

3.

4.

5.

Лист оценивания

Группа

Оценка

Что получилось?

Что не получилось?

Что учесть на будущее?



Предварительный просмотр:


Газета – это история мира за сутки.

Это история мира, в котором мы живем и события

которого интересуют нас больше,

чем относящиеся к прошлому, существующему лишь в памяти.

А. Шопенгауэр

Что же такое – школьная газета?

Трибуна для высказывания своей точки зрения?

Эффективный информативный инструмент?

Пространство для сближения поколений?

Сегодня от учащихся школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации. Соответственно, необходимы такие изменения в организации процесса обучения, чтобы школьник мог применять полученные знания. А поскольку учебный процесс предоставляет мало возможностей для реализации чувства взрослости, то они находят другие возможности для его проявления. Нашей задачей является направить их в нужные русла.

Реализация Программы воспитательной деятельности школы и гражданско-патриотического образования школьников должна осуществляться в том числе посредством школьной газеты.

Создание школьной газеты позволяет установить более тесные микросоциальные связи внутри школы. Участие учащихся в школьном пресс-центре поддерживает их индивидуальное развитие, так как помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей, помогает лучше познать себя, открыть мир. В процессе совместной деятельности по созданию газеты между представителями разных поколений устанавливаются отношения взаимопонимания. Кроме того, подобная практика оказывает влияние на выбор профессии.

Газета остается самым простым и доступным школьным изданием, и потому многие образовательные учреждения начинают свою издательскую деятельность именно с газеты, осваивая затем и более сложные формы.

Часто инициатива создания школьной газеты исходит от учеников, но руководить процессом предстоит взрослым. В школе обязательно есть организация, которая находится в самом центре событий, например: Совет старшеклассников, Актив и др. Именно ее члены будут участвовать в наполнении газеты интересной информацией.

Школьная газета - современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учёбе. 

Задачи школьной газеты:

  • освещение в газете школьной жизни;
  • содействие в воспитании информационной культуры школьников;
  • повышение интереса к учёбе (литературе, русскому языку, обществознанию, краеведению, информатике), а также к общественной жизни школы, района, страны;
  • развитие интеллекта, творческих, коммуникативных способностей;
  • формирование гуманистического отношения к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям;
  • формирование стремления к здоровому образу жизни;
  • реализация гражданско-патриотического воспитания;
  • формирование у учащихся толерантного сознания.

Методические принципы, необходимые в работе:

  • личностно-ориентированный подход учитывает особенности учащихся, способствует обучению свободно и творчески мыслить;
  • коммуникативная направленность даёт учащимся возможность общаться в процессе создания, выпуска и реализации газеты);
  • деятельностный характер обучения позволяет работать индивидуально, в парах, группах);
  • взаимосвязанное обучение написанию заметок и статей, подготовке постоянных рубрик, разделов, тематических выпусков газет;
  • поэтапность обучения от простого к сложному способствует свободному владению письменной речью при создании заметок, статей).

Целью создания газеты является не просто раскрытие творческих способностей учащихся, освещение школьных событий, создание живой, активно работающей информационной среды, но и демонстрация технических возможностей новых информационных технологий в образовании. Таким образом, учащиеся не только закрепляют знания, полученные на уроках информатики и информационных технологий, но и активно повышают свой профессиональный уровень в области новых информационных технологий.

Школьная газета для родителей:

  • это возможность почувствовать сопричастность к школьной жизни ребенка;
  • это осознание того, что твой ребенок понимает актуальность своей роли и учится принимать решения.

Каждая школа представляет собой маленькое государство со своими законами, традициями и течением жизни. Каждое такое государство по-своему уникально. Основная задача редакции – уметь рассказать об этой жизни так, чтобы газета заинтересовала и учеников, и учителей и родителей.

Школьная газета действительно играет большую роль в жизни издающих ее подростков. Она способствует взрослению ребят, их воспитанию, а также помогает зарождению в стенах школы устойчивого мини-социума, действующей модели современного мира. В результате работы школьного пресс-центра каждый: и пишущий, и читающий – чувствует собственную значимость и причастность к решению школьных задач.

Еще одним важным качеством, которое «взращивает» газета, является ответственность. Ведь работа в команде — дело серьезное и трудное… Каждый берется за ту работу, которая ему по плечу.

Данное методическое пособие поможет создать современный школьный пресс-центр. В пособии четко раскрываются этапы создания школьного пресс центра:

1 этап – Создание команды единомышленников.

Чтобы издавать и распространять газету, прежде всего, нужна крепкая команда. Если команда большая, то с самого начала необходимо распределить функции и определить специализацию каждого члена группы в зависимости от наклонностей и компетенции.

Помимо постоянного состава, в подготовке и выпуске могут принимать участие те, кто способен поставлять информацию, присылать иллюстрации, статьи, позволяющие организовать различные рубрики.

В детское объединение входят учащиеся 1-11-х классов. Все поручения внутри объединения распределяются на добровольной основе, являются сменными в течение творческого процесса.

Распределение редакционных обязанностей.

1. Педагог (куратор проекта школьной газеты)

2. Главный редактор 

3. Дизайнер 

4. Журналисты 

5. Фотокорреспонденты 

6. Корректоры

7. Верстальщики 

8. Выпускающий редактор 

В большинстве случаев редакторы школьных газет - взрослые. Может: и нелогично, но ведь необходимо осуществлять контроль, планировать - рецензировать, корректировать и даже подвергать цензуре поступающие материалы.

Лучше, когда редакторов два: один (учитель) осуществляет планирование номера, сбор материалов, корректуру; другой (учитель - информатики) решает технические вопросы, т. е. занимается версткой, макетированием, оформлением и тиражированием. Следует больше доверять старшеклассникам технические вопросы. Они могут заниматься версткой, макетированием, оформлением и тиражированием. Работа над выпуском газеты - стимулирует их деятельность, и делает номер более привлекательным для учеников. Не стоит отказываться от помощи представителей психологической службы, социального педагога, педагога-организатора. Эти люди всегда в курсе происходящих в школе событий, они помогут в выборе темы, прокомментируют уже подготовленный материал.

Для работы редакции необходимы корреспонденты. Хорошо, если это будут ребята разных возрастов, ведь читателями станут все школьники.

Работа выпускающего дизайнера: проводит практическую работу по созданию макета газеты согласно теме выпуска; принимает подготовленные корреспондентами материалы, осуществляет подбор иллюстраций (фото, рисунки, графики, схемы); осуществляет тиражирование газеты на бумажных и электронных носителях.

Верстальщиками стоит пригласить учеников, умеющих работать на компьютере. Причем важно знание специальных программ: PageMaker, Adobe Photoshop, Corel Draw, Word, Microsoft Office Publisher.

Фотографы тоже не заставят себя искать, тем более что при наличии цифрового фотоаппарата научить фотографировать можно любого. Обязательно окажутся ребята, желающие принять участие в работе, но не определившиеся поначалу с редакционной специальностью. Не надо им отказывать, еще понадобятся наборщики и корректоры.

2 этап – Определение духа газеты.

Какую газету вы собираетесь выпускать? До начала издания необходимо хорошо обдумать и прийти к общему мнению относительно проекта. Определить содержание, дух газеты, ее форму - все это необходимые действия. Для этого необходимо ответить самим себе на такие вопросы: - кто потенциальный читатель?

  • какого характера информацию он ищет в газете?
  • с какой частотой будет выходить газета (еженедельно, раз в месяц, раз в четверть)?
  • каков предполагаемый формат и объем газет?

Большинство школьных газет содержит как творческие работы (рассказы, сказки, стихи, рисунки…), так и тексты информационного содержания (о школе, о городе, о досуге…). Названия газет отражают ту общую тональность, которую пытаются задать авторы.

Чаще газета становится незаменимым средством для организации информационных потоков внутри школы, обучает проводить журналистские расследования, организовывать встречи с разными людьми. Если дело поставлено хорошо, то публика с удовольствием будет читать каждый новый номер; следовательно, надо думать об этой публике и печатать то, что ей интересно.

3 этап – Разработка плана работы пресс-центра (пример плана).

  • Провести учредительное собрание для создания журналистского объединения (ЖО)
  • разработать и создать структуру редакции школьного СМИ;
  • распределить обязанности между учащимися вошедшими в ЖО;
  • разработать положение о школьной газете;
  • выбрать название газеты.

Организовать обучающие занятия по специальностям:

  • информационные технологии: работа с программами: Acrobat Reader, Abode PhotoShop, Microsoft Word, Corel Draw, Abode Page Marker;
  • работа с техникой: цифровым фотоаппаратом, сканером, компьютером.
  • основы журналистики.

Необходимо предоставить возможность начинающим журналистам ежедневно пользоваться компьютером, сканером, цифровым фотоаппаратом для набора, редактирования материалов, подготовки материалов, подготовки фотографии, для дальнейшей их обработки и верстки газеты.

  • Стимулировать учащихся к работе над созданием 1-го выпуска школьной газеты.
  • Провести рекламную акцию по созданию 1-го выпуска газеты.
  • Выпуск первого номера. Презентация первого номера.

4 этап – Схема организации выпуска школьной газеты

Каждый номер газеты представляет своего рода задачу, связанную с необходимостью раскрыть определенную тему. Тема позволяет объединить статьи учащихся общей идеей, а их работу сделать направленной.

Например, первый выпуск представляет собой знакомство отдельных учащихся, ученических коллективов школы с внешним миром, которым является и мир взрослых, и мир сверстников. Тема второго выпуска — подготовка к празднику. Такие задачи определяются руководителем проекта. Далее либо коллегиальным путем, либо руководителем проекта определяется, как эту задачу можно решить. То есть выявляется способ действия. Здесь могут обсуждаться рубрики, идеи, которые можно воплотить, рассматриваются учебные исследования, материал которых может быть использован.

Издание отражает события, явления, мнения с точки зрения общечеловеческих ценностей: мира, добра, толерантности, здорового образа жизни и т.д. Статьи должны носить жизнеутверждающий, оптимистичный характер.

Полномочия пресс-центра:

  • проводить социологические исследования, рейтинги, опросы,
  • брать интервью,
  • опубликовывать в газете объявления, рекламу, поздравления,
  • содействовать развитию различных форм активности учащихся,
  • проводить конкурсы, учреждать призы,
  • формулировать проблемы и ставить их для решения на соответствующем уровне,
  • использовать для работы школьную компьютерную и копировальную технику,
  • распространять газету среди учащихся и учителей школы,
  • представлять наиболее активных членов пресс-центра администрации школы для награждения и поощрения за вклад в работу школьной прессы.

Примерный перечень тем выпусков газет

1. Знакомство (с начальными классами, с классами среднего звена, со старшими классами, с различными службами в школе, направлениями работы: спортивной деятельностью, экологическим движением, правовой школой и т.д.; с работниками газеты (они могут написать свои биографии с долей юмора, вымысла).

2. Подготовка к празднику.

Можно включить все праздники, которые волнуют и отмечаются подростками (например, Новый год).

3. Глобальные проблемы современности (СПИД, наркомания, экология, отсутствие толерантности в обществе и т.д.).

4. В мире интересного (открытия, исследования, исторические справки).

Примерный перечень рубрик газеты

1. Спортивные новости

2. Летопись школы (история школы).

3. Мнение эксперта.

4. Под крыльями Пегаса (литературная страничка).

5. События, факты (информационные новости школы).

6. Взгляд на события (глазами учащихся).

7. История нашего города.

9. Размышления на тему… ("Точка зрения")

10. Знакомство с известными людьми ("Незнакомые знакомцы")

5 этап – Верстка газеты

Создание первой полосы, журналистские жанры, современный дизайн газеты, принципы верстки

"Что разместить в начале выпуска?", "Чем открыть номер?" - именно такими вопросами начинается каждое редакционное собрание. Ответы будут различаться в зависимости от общей направленности издания и от того, как представляет себе редакция ожидания аудитории. Можно придерживаться разных критериев в выборе: дать приоритет самой "свежей" (т.е. самой последней) информации; вывести на первый план какое-то особо драматичное и яркое событие. Заголовок первой полосы имеет фундаментальное значение: он должен привлечь внимание читателя и возбудить у него желание прочесть статью. Иллюстрации (фотографии, рисунки) и цвет - дополнительные элементы, усиливающие притягательность заголовка. Итак, первая полоса газеты - это ее витрина.

Закончив разработку первой полосы, редакция должна организовать верстку остальных частей газеты: материалы распределяются по темам (репортажи, поэзия, читательская почта, школьная жизнь и т.п.), каждая из которых имеет постоянное место в газете, чтобы читатель мог легко найти интересующую его рубрику. Для каждой страницы определяется иерархия: более значимые материалы размещаются наверху, а фотографии, разного рода обрамления и украшения, шрифтовые сочетания должны придать всем частям газеты гармоничную форму, приятную для глаз.

Каждая статья также имеет свою структуру: заголовок, а иногда и дополнительные подзаголовки; "шапку", дающую в несколько строк основное содержание для беглого ознакомления; "атаку", т.е. первую ударную фразу, призванную удивить, потрясти, привлечь внимание, возбудить желание продолжить чтение; вставки, назначение которых - поддерживать интерес читателя, вести его дальше; ну и, конечно, концовку - яркую заключительную часть. Очевидно, структура материала будет различна в каждом конкретном случае: отчет о деятельности совета класса не может быть написан точно так же, как и репортаж о матче по волейболу. Но общее правило одинаково во всех случаях: информация должна быть подана так, чтобы возбудить желание приобрести газету.

Также в пособие включено разработанное методическое пособие по работе с графическим редактором Adobe Photoshop и диск с материалами для практической работы для полноценной работы над созданием школьной газеты.

Для достижения поставленной цели учителям необходимо помнить, что: успех учеников, зависит от их учителей!

МБОУ «Лицей им. Г.Ф. Атякшева» | М.В. Шутова


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьная газета "Школьные вести"

Это творческая работа старшеклассников, учащихся 11 класса и частично 8 класса, о жизни нашей школы, о самых интересных событиях, акциях. Газета издается ежемесячно, содержит тематическую подборку мат...

Школьная газета "На школьном перекрестке"

Газета - участник конкурса "Мы за ЗОЖ. Неболейка". Распростряняется бесплатно.Здравствуй, дорогой читатель!Перед вами два выпуска  газеты "На школьном перекрестке". Это специальные выпу...

Школьная газета "Школьный вестник"

Школьное издание - газета "Школьный вестник". Тема - "Здоровое питание"...

МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ ВЫПУСКА ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ НА ПРИМЕРЕ РЕДАКЦИИ ШКОЛЬНОЙ ГАЗКТЫ «ЗВОНОК»

Создание школьной газеты сложное и кропотливое дело, требующее больших усилий. Тем не менее, с каждым годом в школах Санкт-Петербурга все чаще и чаще появляются органы печати. Школьная журналистика вы...

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО СОЗДАНИЮ ГИМНАЗИЧЕСКОЙ ГАЗЕТЫ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ (на примере школьной газеты «Overheard»)

Новые информационные технологии становятся инструментом для познания мира и осознания себя в нём. Поэтому во внеурочной деятельности мы говорим о  медиаобразовательных умениях работы с информацие...

Публикации в районной газете "Селенга" и школьной газете "Загустай NEWS"

Здесь представлены публикации, посвященные 100-летнему юбилею Загустайской СОШ...