Занятие кружка театрализованной деятельности “Волшебный сундучок”.
план-конспект занятия на тему

Тема: ”Таинственная старуха Баба - Яга”

Цель: Ознакомление детей с героем сказок. Развитие диалогической и монологической речи. Обогащение активного словаря детей. Сплочение группы. Занятие предназначено для проведения  во время воспитательного часа для разновозрастной группы детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл markelova_volshebnyy_sunduchok.docx10.66 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие кружка “Волшебный сундучок”.

Тема:”Таинственная старуха-Баба Яга”

Цель: Ознакомление детей с героем сказок. Развитие диалогической и монологической речи. Обогащение активного словаря детей. Сплочение группы.

Оборудование: выставка книг (сказки с Бабой Ягой),иллюстрации Бабы Яги известных художников.

Ход занятия.

  1. Орг. момент.
  2. Вступление.

Живет в сказке таинственная старуха. То добрая помощница героя,- одаривает его и чудесным конем богатырским , и путеводным клубочком, и волшебным полотенцем , то злая людоедка, похитительница детей , которая норовит изжарить их в своей печи.

Кто же она - Баба Яга?

Баба Яга известный персонаж славянских волшебных сказок . Исторические корни этого образа в общем виде достаточно известны. Прежде чем стать сказочным персонажем, Баба Яга была существом мифологическим - славянской богиней смерти.

Хорошо известны основные черты образа Бабы Яги : это женщина, старуха, у нее необычная (чаще всего костяная) нога, т.е. она была одноногой. Указание на костяную ногу в текстах сказок выступает как постоянный эпитет . Некоторые сказки прямо называют Бабу Ягу одноногой : “Ах, ты Бабушка Яга ,одна ты нога! обращается к Яге герой сказки “Иван-царевич и богатырка Синеглазка ”. В сказке “Ванюша- дурачок ’’Баба Яга является к трем братьям, расположившимся в лесу , и “прыгает вокруг них на одной ноге”. Но чаще всего встречается в сказках не одноногая ,а костяная Баба Яга. При дальнейшем развитии образа одна нога приобрела новые фантастические признаки : она становится то деревянной ,то золотой , то костяной. Костеногость - это атрибут смерти.

В наше время -Баба Яга- костяная нога это сказочный персонаж .

Произошли изменения и в способах передвижения Яги. Сначала она ползала, как змея. Потом стала прыгать на одной ноге. Еще позже стала ездить в ступе по земле.

Затем на поднялась со ступой в воздух . Этот способ самый распространённый в сказках. Он символизирует её окончательный отрыв от сверхъестественных функций, связанных с землей.

Баба Яга лесная старуха - волшебница или ведьма - популярный фантастический образ в восточнославянской сказочной традиции . Воображение читателя поражают и другие черты ее внешности. Попадая к ней, герой чаще всего видит ее лежащей на печи .

Образ сказочной бабы Яги наделен устойчивыми атрибутами. Одним из них является клюка или палка, обладающая волшебными свойствами. Клюка Бабы Яги такова, что от удара ей “никакой богатырь не может на свете жить ”. С помощью своей палки-песта она может превратить в камень все вокруг, в том числе и героев - богатырей . Так в одной из сказок пестом по голове героя приговаривает : “Быть ты ,Федор Володич, серым камнем, лежать от ныне и до веку”.

Главным атрибутом Бабы Яги является необычная избушка , имеющая особое расположение в сказочном мире. Она находится “очень далеко”, где-то ”за тридевять земель., за огненной рекой ”, в темном ,дремучем лесу, где нет “ни стёжечки ,ни дорожки” .Это место ,где пусто кругом , не видать ни души человеческой .

Достигнуть избушки может только герой, и то его конь “по колена в воде , грудь в траве

идет”. Да и само жилище Бабы Яги особое. Избушка не просто стоит, она вертится. Она - “Без окон Дез дверей” , а вход в неё находится с противоположной стороны.

Во многих сказках жилище Бабы Яги отличается еще одной странной и пугающей особенностью. Дом старухи огорожен тыном.

Возраст Бабы Яги велик. Оказывается , ей уже “стукнуло” 480 лет.

Итак , вы послушали про Бабу Ягу .А теперь, посмотрим сценку с участием нашего героя.

Приключения домовенка Кузи и Бабы Яги

Действующие лица:

Ведущая

Баба-Яга

Кузя

Избушка

Дети

Ведущая.

Вы знаете, что в лесу происходит много чудесных превращений? Лес, как по волшебству, поменял свой наряд, а теперь посмотрим, что же делает Баба-Яга?

Под русскую народную музыку выбегает Избушка на курьих ножках и танцует. За ней в зал вбегает Баба-Яга, держась за бок, и грозит ей.

Баба-Яга.

Погоди же ты, избушка!

Догоню, хоть я старушка!

Ты, избушка, не перечь,

Дай войти и лечь на печь!

Избушка изящно машет ручкой и убегает от Бабы-Яги. Баба-Яга качает головой и поворачивается к детям лицом.

Ведущая.

Добрый день, бабушка!

Баба-Яга.

Да какой он добрый, день-то?

Мы с избенкой не в ладах:

Я — бултых, она — кудах!

Весь день бегаем по лесу И пугаем бедных птах.

Садится на стульчик и горюет.

Ведущая.

Да, непорядок! Ребята, нам нужно плохое настроение? (Дети отвечают). Конечно, мы любим улыбаться и радоваться жизни.

Баба-Яга.

А мне дети не указ! Да и моей избе тоже. Вон она, что хочет, то и делает.

Избушка выглядывает из-за двери и показывает руками "буратинку".

Ведущая.

Да, бабушка, хозяин тебе нужен, чтобы дом в руках держать.

Баба-Яга.

Хозяин? Ну, конечно же, домохозяин! (Радуется).

Нужен бабке домовой,

Чтобы жил всегда со мной!

Ведь вдвоем-то жить сподручно:

И приятно, и нескучно. (Смотрит на Ведущую). А где же мне его взять?

Ведущая.

Ребята, как вы думаете, если он домовой, где он должен жить? (Дети отвечают). Ищи его, Баба-Яга, в каком-нибудь доме.

Баба-Яга садится на помело и улетает, Избушка — за ней.

Ведущая.

Мы с вами помогли Бабушке-Яге. А как вы думаете, где стояла ее Избушка? (Дети отвечают). Правильно, в лесу...

Влетает домовенок Кузя.

Кузя.

Куда я попал?

Ведущая.

Ребята, как вы думаете, кто это к нам прилетел? (Дети отвечают и здороваются с Кузей). А что же с тобой произошло?

Кузя.

Мы, как пробило двенадцать,

Из-за печки вышли с братцем.

Я — Кузьма, а он — Нафаня,

Вот и вся моя компания.

Мы с Нафаней дружно спали,

Видим, домик наш сломали,

Лишь осталась печка,

Кочерга да свечка.

Хоть и горько было, братцы,

Но решил за дело взяться.

Взял метлу, чтоб подмести,

А она меня — нести.

Лишь взмахнул •— и полетели.

Долго были мы в пути,

Но куда, однако, сели?

Ведущая.

Ребята, расскажите Кузе, куда он попал. (Дети рассказывают).

Кузя.

Я попал в лес?

Появляется Баба-Яга, подходит к Кузе.

Баба-Яга.

Милый, касатик, да куда ж ты делся? Кузенька, сынок, тебя дом дожидается, только я его поймать не могу, помоги!

Кузя.

Встань, изба, передо мной,

Словно лист перед травой!

Занавес отодвигается, и видна Избушка. Баба-Яга приглашает Кузю в дом.

Кузя (охает).

Пол не мела, стол не скребла...

Горшки побиты, сковородки не мыты...

По тебе, Баба-яга, метла плачет!

(Заглядывает за дом.)

Овощи не собраны, кусты не обобраны.

Поросло все сорняком...

Баба-Яга.

Ты ругаешь поделом!

Кузя.

Я же домовой, а домовые счастье в дом приносят!

Баба-Яга.

Да и я все успела сделать! Самоварчик у нас новенький! Ложечки серебряные, пряники-то сахарные. Ну, теперь-то уж изба от нас никуда не убежит.

Баба-Яга.

Кузенька, дружные ребята какие попались. Давай и их пригласим чайку испить?

Кузя.

Ребята, пойдемте чай пить. Конфетки шоколадные, вафельки хрустящие, а пряники настоящие.

Под веселую музыку все пьют чай.

Итог занятия.

За чаепитием рассказы детей про Бабу Ягу по наводящим вопросам воспитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»

Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...

Открытое занятие по внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами"

"Хризантема-царица осени"Разработка  занятия по оригами «Хризантема-царица осени» Тема: Изготовление хризантемы из бумаги  Цель: формирование готовности к саморазвитию в творческой...

Модель образовательной среды на примере программы по декоративно прикладной деятельности "Волшебная глина". Занятие по теме "Авторская глиняная игрушка" (реализация творческих идей).

Цели занятия: Подача нового материала,принципы поиска и работы с информацией сетевых контентов,алгоритм составления проекта,что такое проектная деятельность,для чего она нужна. Способствовать развитию...

Конспект логопедического занятия для старшей группы "Волшебный сундучок" (лексическая тема "Фрукты" )

Конспект подгруппового логопедического занятия "Волшебный сундучок" для детей старшей группы (5-6 лет) с общим недоразвитием речи. При проведении этого занятия у детей расширятся знания по л...

ПРОГРАММА КРУЖКА по изобразительной деятельности «Волшебная кисточка»

Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мы...

конспект занятия по внеурочной деятельности "Волшебные свойства воды"

Опыты и эксперименты очень нравятся детям с умеренной умственной отстаостью. на занятии дети узнают много нового и полезного....

Конспекты занятий к программе развития коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями посредством игровой деятельности «Волшебный мир общения»

Конспекты занятийк программе развития коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями посредством игровой деятельности«Волшебный мир общения»...