Статья. Проектирование профориентационного воспитательного процесса
статья (10 класс) на тему

Тюрина Людмила Александровна

Ориентирование учащихся на определение своей профессии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Общество XXI века ставит перед образовательными учреждениями новые задачи, решение которых позволит молодому поколению наиболее полно реализовать себя в общественной жизни. Школа способна обеспечить не только интеллектуальное, но и социальное развитие: помочь в формировании личности и гражданина.

Главные цели, которые стоят в  настоящее время перед школой – сделать образование эффективным, доступным и качественным. Эти же цели напрямую касаются и процесса воспитания. К тому же на сегодняшний день воспитательная работа принимается во внимание как важнейшая стратегическая задача в системе образования Российской Федерации.

Это значит, что процесс воспитательной работы должен быть приоритетным направлением деятельности каждого образовательного учреждения.  

Решение задач воспитания и социализации школьников в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации воспитательной (внеурочной) деятельности, особенно в условиях системы основного общего образования. Таким образом, ФГОС второго поколения дают возможность общеобразовательным учреждениям рассматривать воспитание как главную миссию образования, как ценностно-ориентированный процесс. Иными словами, в рамках требований ФГОС второго поколения воспитание и социализация учащихся есть процессы становления личности, а значит, и профориентационный воспитательный процесс представляется особо актуальным.

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 519 Московского района Санкт-Петербурга с сентября 2013 года является экспериментальной площадкой по организации воспитательной работы.

В школе была разработана программа опытно-экспериментальной работы, целью которой является, во-первых, достижение обучающимися уровня образованности, определённого государственным образовательным стандартом общего образования; во-вторых, освоение каждым учеником базовых метапредметных образовательных компетенций, формирование универсальных учебных действий, ценностного отношения к себе и другим; в-третьих, развитие  творческих способностей учащихся в урочной, внеурочной, самостоятельной деятельности, с помощью программ воспитательной деятельности и дополнительного образования; в-четвертых, формирование у школьников осознанной личностной позиции, умения совершать выбор и нести ответственность за него; и наконец, овладение старшеклассниками начальным опытом социального проектирования и гражданской активности.

         Программа  опытно - экспериментальной работы ГБОУ школы № 519 призвана помочь учащимся адаптироваться к окружающей жизни путем своевременного приобретения необходимых знаний и социального опыта,  способствовать формированию нравственных понятий и социального опыта, гуманистических ценностных ориентаций,  становлению подростка как социально активной личности, готовой участвовать в творческом преобразовании социальной действительности.

         Профориентация – необходимый компонент современного воспитания. Её цель в современных условиях – адаптация выпускников к непрерывно изменяющимся жизненным условиям, то есть социализация. Организация профориентационного воспитательного процесса  способствует личностному   росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности, формирует готовность участвовать в различных проектах.
        С целью достижения названных результатов были обозначены шесть основных образовательных задач ученика школы. Во-первых, он должен научиться решению учебных проблем и жизненно-практических задач, самостоятельной постановке целей. Во- вторых, продуктивно и осознано работать с информацией. В-третьих, проявлять активность в решении социально значимых проблем, творческий подход. И наконец, формулировать и отстаивать свою позицию при оценке различных жизненных явлений.

         Вследствие выше названного была создана схема для решения поставленных задач:  школа – учитель-тьютор – родители. Деятельность педагога в этой связи станет эффективной при принятии роли тьютора, обладающего специфической компетентностью. Предполагаемым результатом освоения профориентационного воспитательного процесса  станет выведение ребенка в режим саморазвития, стимулирование на каждом возрастном этапе и обеспечение школьника  инструментами саморазвития.
        В итоге была разработана подробная модель выпускника, включающая в себя следующие умения: проектировать с помощью тьютора собственный образовательный маршрут; устанавливать образовательную коммуникацию со сверстниками, взрослыми носителями необходимой информации; работать с открытыми источниками информации; совместно с педагогами составлять индивидуальную программу в соответствии с требованиями, определяемыми выбором будущей профессии; выбирать индивидуальный и профессиональный маршрут для реализации индивидуальной образовательной программы.

         В качестве продуктов реализации профориентационного воспитательного процесса в рамках опытно-экспериментальной работы ГБОУ школы № 519 предполагается достижение следующих результатов: во-первых, сформированность целеполагания в учебной деятельности как умения самостоятельно ставить новые учебные и познавательные цели и задачи; во-вторых, умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способа достижения целей и выбирать наиболее эффективный способ; в-третьих, умение осуществлять контроль за результатами, вносить необходимые коррективы; и в-четвертых, формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников.

         На формирование личности ученика влияет меняющаяся социальная обстановка. В связи с этим решение главных задач развития образовательной системы возможно в условиях использования инновационных подходов к организации воспитания, взаимодействия субъектов, реализующих подобные программы, и при участии общественности, что и закреплено в федеральных документах. На этот  социальный заказ, и должна ориентироваться современная школа в воспитании современного поколения.
        Профориентационный воспитательный процесс в современной школе, ориентированной на работу в рамках реализации ФГОС второго поколения должен учитывать свою главную цель – идеал личности, способной принимают решения в ситуациях морального выбора, и нести ответственность за эти решения, прежде всего перед собой. Под руководством опытных педагогов дети должны быть сориентированы на вечные абсолютные ценности, проявляющиеся в образовательной деятельности, умение осуществлять деловое сотрудничество и овладевать системой ключевых компетенций, позволяющих продолжать образование, имея при этом определённый уровень социализации и культуры, который позволит обеспечить творческое самоопределение личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательный процесс методом проектирования на уроках русского и английского языков

Моей целью является то, что надо воспитытвть не только на специализированных уроках, но и на любо другом предмете.Являясь заместителем директора по воспитательной работе, совмещая уроки русского и анг...

Статья "Проектирование учебного процесса в информационной среде"

Участие в I Международной дистанционной научно-исследовательской конференции "Педагогический поиск"-очень престижно!...

Общественно-политический и научно-методический журнал "Образование в современной школе": статья "Особенности управления воспитательным процессом в школе" (№3-4, 2016)

В статье рассматриваются вопросы управления воспитательным процессом в школе. Авторы рассказывают о внеаудиторной деятельности в школе как сознательно организованном и управляемом процессе, делятся оп...

Тематический период как единица проектирования воспитательного процесса

Тематический период как единица проектирования воспитательного процесса...