"Строение листа. Виды жилкования."
план-конспект занятия на тему

Герасимова Ольга Анатольевна

Данная разработка внеурочного занятия будет интересна тем, кто работает в начальной школе над исследованиями с использованием цифрового микроскопа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhilkovanie.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» города Валуйки Белгородской области

        

Методическая разработка факультатива

«Я - исследователь»

4Д класс

Автор:

Герасимова Ольга Анатольевна,

учитель начальных классов

 Валуйки, 2014 год

Методическая разработка внеурочного занятия

Строение листа. Виды жилкования.

Объяснительная записка

        Представленный методический материал будет интересен тем, кто интересуется природой и ее изучением. Также отобранный материал окажется несомненно полезен для всех категорий педагогов, которые проводят работу в рамках ФГОС.

        Область применения методического  материала довольно обширна и может использоваться в той или иной мере на разных этапах уроков дисциплин естественнонаучного цикла, на внеурочных занятиях для детей начальной школы (3-4 классы). Методика насыщена разными видами деятельности учащихся.

        Цель: организовать деятельность учащихся, направленную на формирование коммуникативных УУД

Задачи: - содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого материала; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;

- создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся умений анализировать (сравнивать, выделять главное, классифицировать) познавательный объект;

- содействовать развитию умений использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза,  эксперимент); создать условия для развития умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;

- содействовать развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;

- содействовать развитию у детей умения общаться; обеспечить развитие у школьников диалогической и монологической речи;

Тип занятия: занятие (открытого) нового знания

Методы и приемы проведения учебного занятия: словесно-наглядный (беседа), объяснительный, демонстративный, практический, частично-поисковый

Виды учебной деятельности: планирование учебного сотрудничества; сравнение; нахождение сходств и отличий; построение речевого высказывания в устной форме; контроль; коррекция;

Возраст детей, на которых рассчитано занятие: 9-10 лет.

Условия для проведения: внеклассное мероприятие проводится в учебном кабинете.

Оборудование: презентация на тему «Виды жилкования листьев», большая энциклопедия природы для детей, цифровой микроскоп, компьютер, медиапроектор, листья различных растений, гербарий, магниты, клей, лист ватмана

Методические советы на подготовительный период: необходимо организовать 3 микрогруппы

Планируемый результат:

Личностные:

У учащихся будут сформированы:

- уважение к чужому труду и результатам труда;

- ориентация на принятие образа «хорошего ученика»;

- ориентация на анализ соответствия результатов своей деятельности требованиям конкретной учебной задачи;

-  предпосылки для готовности самостоятельно оценивать успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;

Межпредметные:

Регулятивные УУД

Учащийся научится:

- следовать установленным правилам в планировании и контроле способа действия;

- в сотрудничестве с учителем и одноклассниками контролировать и оценивать свои действия при работе с учебным материалом;

           Учащийся получит возможность научиться:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- осуществлять предвосхищающий контроль по способу действия;

Познавательные УУД

Учащийся научится:

- подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Учащийся получит возможность научиться:

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- выделять ряд общих приемов решения задач

Коммуникативные УУД

Учащийся научится:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;

Учащийся получит возможность научиться:

- стремиться к координации позиций в сотрудничестве;

- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

Ход занятия

Ι. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Учитель: - Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу, поделитесь хорошим настроением, чтобы оно присутствовало с вами на протяжении всего занятия.

ΙΙ. Актуализация и пробное учебное действие.

Учитель: - Мы с вами на прошлой неделе были на прогулке, наслаждались погожим деньком, наблюдали за природой осенью. Вы рассматривали листья. А вы знаете, что строение у листьев разное: есть простые листья, а есть сложные листья (презентация). Скажите, чем они отличаются?

 - Во время прогулки вы задавали мне различные вопросы. Одним из таких вопросов был следующий: «Почему все листья такие узорчатые?»

- Сегодня я решила провести с вами небольшую исследовательскую работу, а исследовать  мы с вами будем листья. И мы постараемся ответить на ваш вопрос. Узоры, которые вы увидели на листьях – это жилки листа или по другому – жилкование. А как вы думаете, жилкование у всех листьев одинаковое или бывают разные виды? Бырка Женя поискал дополнительную информацию по данной теме. Женя, мы хотим тебя послушать. Что ты узнал?

- Кто попробует сформулировать тему сегодняшнего исследования? (Виды жилкования)

ΙΙΙ. Учебно-познавательная деятельность

- Тему мы определили. Что выдвигают исследователи перед началом работы? (Гипотезу)

- А что такое гипотеза (Предположение)

- Какое предположение мы сделаем? (Предположим, что у всех листьев разное жилкование)

- Какую цель поставим перед собой? (Рассмотреть различные виды жилкования)

- Какие задачи должны решить? (Рассмотреть листья разных растений под микроскопом, выяснить, одинаково ли расположены жилки в разных листьях)

- Какие методы исследования вы знаете? (Тестирование, анкетирование, наблюдение, эксперимент, обработка данных)

- Какой метод исследования будете использовать сегодня на занятии? (Наблюдение)

- С помощью чего мы сегодня будем наблюдать? (С помощью микроскопа)

- А что кроме наблюдения еще может делать наш микроскоп? (Фотографировать)

- Какую еще задачу поставим перед собой? (Собрать фотографический материал листьев различных растений)

- У вас на столах лежат конверты с разными листьями. Первая и третья группы по очереди подойдете к микроскопу, исследуете каждый лист, а свои наблюдения занесете в таблицу. Пока первая группа работает с микроскопом, третья – выполняет дополнительное задание. Затем меняетесь.

 Вторая группа работает на месте с отдельным микроскопом, затем выполняет дополнительное задание.

IV. Реализация построенного проекта.

- Приступайте к работе. Главное правило работать дружно! Это значит: помогать друг другу!

Предлагает каждой группе составить план работы. Во время беседы учитель демонстрирует некоторые приемы работы, наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания. Контролирует соблюдение правил безопасной работы. 

V. Включение в систему знаний и повторение.

Выступление с защитой своей работы каждой группы

- Все ли вам удалось, выполняя данную работу?

- Что не удалось? Почему? Что было сложно?

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

- Какое предположение мы делали с вами в самом начале занятия?

- Наше предположение подтвердилось?

- А зачем нам нужны эти знания? Где они пригодятся?

ΙV. Рефлексия.

- Ребята, какое впечатление у вас оставило наше занятие? На столах лежат листы с изображением смайликов. Поставьте галочку возле того смайлика, какое настроение присутствовало у вас на протяжении всего занятия.  

Ученики: выполняют условие, выражающее их впечатление от занятия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лист.Внешнее строение листа.

Конспект урока в 6 классе по теме: "Лист. Внешнее строение листа"....

Урок: Внешнее строение листа. Разнообразие листьев

В предлагаемом уроке «Внешнее строение листа. Разнообразие листьев», построенном в интерактивном режиме, демонстрируются способы формирования учебно-информационных умений, обеспечивающие нахождение, п...

Внешнее строение листа. Многообразие листьев.

Комбинированный урок по биологии в 6 классе по теме: Внешнее строение листа. Многообразие листьев. - Повторение ранее изученного материала - Изучение новой темы - Закрепление изученной темы в виде ...

«Влияние среды на строение листа. Видоизменения листьев».

Данная работа содержит полный материал по строению и видоизменению листьев. В школьной программе дети проходят процесс фотосинтеза. Данный урок позволяет детям более подробно изучить этот процесс, обр...

Конспект урока по теме: Внешнее строение листа. Разнообразие листьев.

БИОЛОГИЯ 6 КЛАСС Глава: Органы цветковых растенийТЕМА: Строение листа. Разнообразие листьев.ЦЕЛЬ: изучение строения листа и разнообразие листьев....

Конспект урока биологии "Внешнее строение листа" в 7 классе коррекционной школы VIII вида.

Дети учатся работать на интерактивной доске. Использование натуральной наглядности ( комнатные растения) способствует лучшему усвоению материала....

Проверочная работа по темам: «Лист. Внешнее и внутреннее строение листа», «Стебель, его строение и значение», « Цветок».

Задания по типу ВПРдля проведения проверочной  работы по темам: «Лист. Внешнее и внутреннее строение листа»,  «Стебель, его строение и значение»,  « Цветок...