Проектирование танцевального номера объединения народного танца "Русский сувенир" "Тень - тень над водою"
презентация к уроку на тему

Проектирование танцевального номера  «Тень – тень над водою».

Каждая эпоха как в зеркале отражается в танцевальной культуре народа.

Фольклор наполняет душу каждого человека гордостью за свой народ,

воспитывает уважение,любовь и чувство патриотизма.

Подготовка концертных номеров - особый трудоемкий процесс.

Я хочу поделиться,как у меня рождается танец, какие творческие этапы он проходит.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektirovanie_tantsevalnogo_nomera.pptm1.57 МБ
Файл tekst_proekta.docx29.17 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектирование танцевального номера «Тень – тень над водою» объединение народного танца «Русский сувенир» руководитель: Судакова Л.В.

Слайд 2

Каждая эпоха как в зеркале отражается в танцевальной культуре народа. Фольклор наполняет душу каждого человека гордостью за свой народ, воспитывает уважение, любовь и чувство патриотизма .

Слайд 3

Цель проекта Формирование технологии построения танцевального номера. Воспитание сценической культуры учащихся, умения общения их со зрителями

Слайд 4

Задачи Построить технологическую карту танцевального номера; - подготовить группу к выступлению на конкурсе; - научиться работать в паре и танцевальными группами; - освоить особенности народно-сценического танца; - воспитать способность воспринимать любое задание руководителя; - уметь создавать собственные комбинации, используя изученный материал; - приобрести навыки методической и постановочной работы в танцевальном коллективе.

Слайд 5

Пошаговые действия Выбрать музыку. Определить форму танца. Подобрать тему и сюжет к музыке. Подобрать движения к танцу. Написание танца. Подбор костюмов. Разучивание танца.

Слайд 6

Критерии постановки танцевального номера Танец должен быть поставлен с учетом особенностей концертной и конкурсной деятельности; Танец должен быть увлекателен для зрителей и самих исполнителей; Должен быть приспособлен к различным условиям публичной демонстрации; Длительность массового номера должна составлять 2,5-4 минуты; Хореографическому материалу должен соответствовать музыкальный материал и костюм.

Слайд 7

Критерии постановки танцевального номера Танцевальный номер должен соответствовать возрастной категории его исполнителей. Драматургия номера: развитие и ясность сюжета, развитие лексики, их соответствие. « Изюминка»-необычность идеи , нестандартный подход к номеру. Четкость рисунков и действия номера. Техничность и точность исполнения исполнителей. Танец должен воспитывать у его исполнителей и зрителей эстетические чувства и развивать вкус.



Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Подростковый центр

     Проектирование танцевального номера

Объединения народного танца

«Русский сувенир»

      «Тень – тень над водою»

Автор проекта: Судакова Людмила Владимировна

педагог дополнительного образования

1-ой квалификационной категории

Пильна

2014 год

Проектирование танцевального номера  «Тень – тень над водою».

Каждая эпоха как в зеркале отражается в танцевальной культуре народа. Фольклор наполняет душу каждого человека гордостью за свой народ, воспитывает уважение, любовь и чувство патриотизма.

Танец – это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным художественным специфическим отображением его многовековой многообразной жизни. Народный танец всегда имеет ясно выраженную тему и идею – он всегда содержателен. 

Народный танец помогает детям раскрепостить внутренние силы, даёт выход спонтанному чувству танцевального движения, позволяет почувствовать свою национальную принадлежность. Народный танец развивает у детей положительные эмоции радости бытия, обогащает танцевальный опыт ребёнка разнообразием ритмов и пластики. Знакомясь через танец с культурой своего народа, дети проникаются уважением к его традициям.

Предпосылки и необходимость данного проекта.

Развитие детского коллектива через создание особой среды формирования общих культурных интересов и совместной деятельности детей, формирование национального самосознания и высоких духовных качеств ребёнка, формирование творческих способностей детей.

Подготовка концертных номеров – особый, трудоемкий процесс. Здесь и прослушивание музыки, и беседы об особенностях танцевального образа, о костюме, о красоте танца, о совершенстве человеческого тела, выразительности, грации, т.е. о том, как богат язык танца, и что можно достичь им.

Для выступления на районном смотре – конкурсе «Светлячок» нам необходимо создать новый танцевальный номер. Я хочу рассказать как рождается танец, какие творческие этапы он проходит.

Целевая группа.

Физическое развитие старших школьников позволяет давать в танцах большую нагрузку по темпу, прыжковым и трюковым элементам, продолжительности танца и т. д. От учащихся необходимо требовать понимания образа, отраженного в танце, четкого и выразительного исполнения танца и внимательного отношения к своим партнерам.

Данный танцевальный номер по сложности исполнения ориентирован на старшую танцевальную группу.

Цель проекта.

Создать танцевальный номер для выступления на конкурсе.

Разучить танец с целевой группой и успешно выступить.

Задачи.

- Построить технологическую карту танцевального номера;

- подготовить группу к выступлению на конкурсе;

- научиться работать в паре и танцевальными группами;

- освоить особенности народно-сценического танца;

- воспитать способность воспринимать любое задание руководителя;

- приобрести навыки методической и постановочной работы в танцевальном коллективе.

Актуальность данного проекта состоит в популяризации русского народного танца.

Пошаговые действия.

Критерии постановки танцевального номера.

  1. Танец должен быть поставлен с учетом особенностей концертной и конкурсной деятельности;
  2. Танец должен быть увлекателен для зрителей и самих исполнителей;
  3. Должен быть приспособлен к различным условиям публичной демонстрации;
  4. Длительность массового номера должна составлять 2,5-4 минуты;
  5. Хореографическому материалу должен соответствовать музыкальный материал и костюм.
  6. Танцевальный номер должен соответствовать возрастной категории его исполнителей.
  7. Драматургия номера: развитие и ясность сюжета, развитие лексики, их соответствие.
  8. « Изюминка»-необычность идеи , нестандартный подход к номеру.
  9. Четкость рисунков и действия номера.

10. Техничность и точность исполнения исполнителей.

11. Танец должен воспитывать у его исполнителей и зрителей эстетические чувства и развивать вкус.

Выбор музыки.

Музыка или песня, под которую исполняется танец, является ведущей и имеет большое значение для художественного качества танца. Музыка или мелодия песни народного танца должна органически сливаться с движениями танца и соответствовать содержанию и характеру его. Стилизованная танцевальная музыка и народная песня широко используются в детских коллективах для сопровождения народных танцев. Простота народных мелодий, их ритмичность, бодрый, жизнерадостный характер, органическая связь музыки с движениями — все это вызывает у детей большую эмоциональность при исполнении танцев.

Девочкам на выбор было предложено три композиции: «Весну закликаем» («Волшебники двора»), «Ромашки» и «Тень-тень над рекою» (ансамбль «Ворожея» из Казани). Они выбрали композицию «Тень – тень над водою».

Определить форму танца.

Классифицируя русский народный танец, определяя его виды, мы берем за основу не исполнение танца по определенным праздникам или временам года, а их хореографическую структуру, их устойчивые признаки.

Русский народный танец делится на два основных жанра - хоровод и пляска, которые в свою очередь состоят из различных видов.

Основой хоровода является совместное исполнение хороводной песни всеми его участниками. Танец, песня и игра в хороводе неразрывно и органично связаны между собой. Хоровод объединяет и собирает большое количество участников.

Пляска родилась в хороводе и вышла из нее, разорвав хороводную цепь, усложнив техническую основу, создав свои формы и рисунки, заменив хороводную песню плясовой и различным музыкальным сопровождением.

В каждой пляске есть свое содержание, сюжет. Одной из отличительных особенностей пляски является индивидуальная импровизация. Пляска отличается от хоровода более богатой и сложной лексикой танцевальных движений. Помимо обогащения лексики пляска дает возможность и для усложнения и разнообразия пространственного рисунка.

Для женской пляски характерны величавость, плавность, благородство и задушевность, однако часто она исполняется живо, с задором.

Для создания танцевального номера была выбрана форма в виде пляски.

Подобрать тему и сюжет к музыке. 

При прослушивании музыки у педагога складывается сюжет, возникает некий образ. Педагог рассказывает как он видит этот танец.

«Лето, рассвет, танцующие девушки на лугу». Элементы костюма символизирую воздух, его движение, предрассветный туман в лучах восходящего солнца.

Подобрать движения к танцу, по возможности придумать новые движения и танцевальные связки.

На занятиях по постановке танца большое внимание уделяется развитию активного детского творчеств, детской фантазии. В процессе занятий нужно дать возможность для самостоятельной работы учеников, научить детей мыслить самостоятельно, приобщить детей к сотворчеству.

Постановке танца предшествует работа над образом (этюдная работа). Это развивает творческую инициативу ребят, помогает им понять характер танцевальных образов. Предлагая ребятам темы этюдов, нужно стараться, чтобы работа эта была совместной. Темы также могут предлагать и сами ученики, нужно только направить ребят создание образов, различных ситуаций в сочетании с прилагаемой музыкой. Нужно несколько раз прослушать музыку и дать возможность детям пофантазировать. Вначале это будут этюды, затем разучиваются танцевальные элементы, на основе которых будет ставиться танец. Не следует увлекаться технической сложностью, нужно брать темы близкие и понятные исполнителям, добиваться осознанного и выразительного исполнения.

При постановке танцев нужно также учитывать возрастные особенности исполнителей. Наряду с танцами основного репертуара (ансамбль) нужно ставить более простые танцы для ощущения детьми их полезной значимости и для растанцованности.

Написания танца.

Танец «Тень – тень».

Исполняют 8 девочек.

-( без паузы) притопы в центр сцены

-крутка из центра (ой- ей)

1 куп. Взялись за руки (хоровод) молдавский (шаг- лев. назад - лев. вперед)+крутка (2 раза)

(Ой) – обходим др.-др. в паре несколько раз

 и расходимся по местам.

Припев.

  1. Ковырялочка с махом + поворот + притом (4 раза)
  2. В паре – подбивалочка + обход др. др.(2 р.)

Окошечко без перехода + крутка (2 р.)

(Ой – ой) – перестроение в треугольник вращением за талию

2 куп. Треугольник.

        2 солиста с углов вращаются к центру

Остальные притопы с поднятием руки (или как в «Вишни»)

        2 солиста выходят на середину веером, прыжки с поворотом корпуса

+ поворот на 360 *( 2 р.), они остаются на месте, другие строятся за ними в ручеек.

(Ой) – выходят через ручеек сзади, делают круг.

Припев.

  1. Змейка. Обходят др. др.- правой рукой - кружатся вправо,

Левой рукой- кружатся влево.

  1.  Четверо идут в центр, делают звездочку, четверо во внешнем круге(бегут в другую сторону), меняем направление на повтор.

(Ой – ой )– движения в кругу: (4+4)воротца раскрываются назад из ценра, другие идут в центр потом соединяются в круг.

3 куп. Заплелись (4 т) – расплелись (4т)

        Заплелись (4т) – расплелись (4т)

-8т - 2 звездочки встречные

-8т- ой- выводим 2 линии

-8т – расходятся притопом в разные стороны

-8т-кружение

Припев.

  1. Гребенка.4 шага + поворот 1 на 4 (2 раза)
  2. Сходимся в центр и расходимся по своим местам (высоким приплясом)

На 16 т.

  1. Ковырялочка с махом и поворотом 2 раза.

Прыжки на двух ногах с поворотом корпуса + поворот на 360* - 4 раза

Конец.  Шаг с правой рукой

Шаг с левой рукой

Правая рука на грудь,

Левая рука на грудь,

Поклон.

Подбор костюмов.

С экономической точки зрения мы взяли не новые костюмы, но добавили к ним прозрачные накидки: розового и голубого цвета. Голубые накидки символизируют воздух и легкий туман, а розовые восход солнца, рассвет.

Разучивание танца.

В процессе постановочной работы необходим дифференцированный подход к детям, учитывая их творческие наклонности и физические данные, степень восприятия и усвоения материала, с учетом этого детям предлагаются разные по степени сложности движения.

В процессе репетиционно-постановочной работы происходит апробация танцевальных элементов, то есть соотнесение задумки автора с возможностью исполнения как отдельного элемента, так и связки танцевальных элементов.

Технология процесса пошива костюма и необходимые материалы.

Для танца необходимо 8 костюмов. В наличие есть 8 сарафанов: синего и бордового цвета. Предполагаются еще накидки: голубого и розового цвета.

Для этого необходимо сшить 8 накидок (4-голубых, 4-розовых). Для них потребуется органза в количестве 14 метров (7+7), для отделки горловин косая бейка – 8 метров (4+4), нитки для пошива. С учетом того, что шить я буду сама на это потребуется

1160 рублей или 145 р. с человека (14м*80р=1120р+40р=1160/8=145р).

Ожидаемый результат.

Результатом для целевой группы является: разучить танец и успешно выступить на конкурсе.

Кроме того:

1.Дальнейшее развитие индивидуальных физических и природных способностей учащихся;

2.Отработка эмоциональности исполнения;

3.Поддерживать интерес к национальной культуре;

4.Поддерживать дружеские отношения в коллективе;

5.Умение принимать участие в обсуждениях и слышать мнении других, приходить к консенсусу.

Способы оценки проекта и мониторинг.

Критерии оценочной деятельности детей:

Главным экспертом в оценке личностного и творческого роста обучающихся, конечно, должен быть сам руководитель с помощью метода наблюдения и метода включения детей в хореографическую деятельность.

Механизмом оценки роста и восхождения является: «обратная связь» обучающегося и педагога; уровень задач, которые ставят перед собой обучающийся и коллектив: а также достижения не только творческого характера, но и личностного.

Если «обратная связь» от участника передает готовность продолжать тренироваться, учиться, участвовать и это находит выражение в труде и настойчивости, а при этом уровень притязаний личности растет соответственно достижениям, значит с личностью все в порядке, она растет и развивается.

А поскольку танец - творчество коллективное и, если коллектив с удовольствием работает и отдыхает, то его деловое и неформальное общение «здоровое». Если зритель стремиться посмотреть выступления танцевальной группы, в коллектив приходят новые люди, чтобы стать его учениками, значит, творческий организм живет и развивается.

Одной из «экспертных оценок» являются выступления на концертах, участие в районных и областных конкурсах. Беседуя с детьми об увиденном, будь то конкурс, фестиваль или концерт, у детей вырабатывается способность улавливать красоту, полученные впечатления учат их сравнивать, сопоставлять, вызывают желание поделиться своими соображениями с взрослыми и ровесниками.

Формирование оценочной деятельности у детей в танцевальном объединении происходит по двум направлениям:

Во - первых, благодаря изучению творчества Мастеров;

во - вторых, в сопоставлении с тем, как изменились результаты, прежние и настоящие.

При условии создания правильной технологической карты в последствии будет легче идти процесс формирования нового танцевального номера.

Девочкам нравится танец и костюмы, танцуют они его с удовольствием.

Технологическая карта постановки танцевального номера.

Этапы

работы

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

1.Выбрать музыку.

Педагог предлагает несколько композиций.

Выбирают понравившуюся.

2.Определить форму

танца.

Предлагает определить форму танца.

Обсуждают и выбирают форму танца.

3.Подобрать тему и сюжет к музыке.

При прослушивании музыки у педагога складывается сюжет, возникает некий образ. Педагог рассказывает как он видит этот танец.

Идет обсуждение, выдвигаются предложения.

4.Подобрать движения к танцу.

Педагог включает выбранную композицию и предлагает детям импровизацию.

Формируется основной рисунок танца, он оформляется основными элементами и к ним дополняются другие.

Дети импровизируют. Предлагают свои варианты движений.

5.Написание танца.

Техническая обработка задуманных идей. Педагог отрабатывает наброски и создает цельную, законченную композицию.

Понравившиеся идеи детей используются в танце.

6. Подбор костюмов.

Предлагает варианты.

Выбирают или предлагают свои варианты.

7.Разучивание танца.

В процессе репетиционно-постановочной работы происходит апробация (проверка, испытание с целью объективной оценки) танцевальных элементов, то есть соотнесение задумки автора с возможностью исполнения как отдельного элемента, так и связки танцевальных элементов.

Повторяют ранее разученные элементы, и разучивают новые.

Протанцовка танцевальных этюдов под музыку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс« ОБУЧЕНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫМ ЭЛЕМЕНТАМ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА.»

Цели и задачи мастер – класса: Образовательная: Формирование знаний об истории возникновения русского танца и специфики исполнения движений танца. Развивающая: Развитие интереса к традиционной та...

Критерии оценки танцевального номера.

Критерии оценки танцевального номера на конкурсе, фестивале....

Приложение №2(танцевальные номера ) к методической разработке «Особенности постановки детской оперы в школе», на примере оперы М.И.Красева «Муха-Цокотуха» .

В клавире оперы "Муха-Цокотуха" не было танцевальных намеров, которые так и напрашивались под музыку оперы.Пришлось мне разработать их , что очень нравилось детям при постановке оперы....

Календарно – тематический план проведения занятий по программе «Постановка танцевальных номеров»

Образовательно-методический комплекс к программе "Постановка танцевальных номеров"...

Образовательно-методический комплекс к образовательной программе "Постановка танцевальных номеров"

Необходимый материал. который пригодится при работе с программой "Постановка танцевальных номеров". ...

Образовательно-методический комплекс к образовательной программе "Постановка танцевальных номеров"

Игры-пантомимы, игры-превращения, творческие упражнения на снятие мышечного напряжения, развитие мелкой моторики, развитие пластики рук....

«О работе над образом в танцевальном номере с обучающимися в хореографическом классе»

Танец – это искусство. И как любой вид искусства, он отражает жизнь в образно – художественной форме. Специфика хореографии в том, что чувства, мысли, переживания она передает средст...