Образовательно-методический комплекс к образовательной программе "Постановка танцевальных номеров"
методическая разработка на тему

Рахманкулова Ольга Игоревна

Необходимый материал. который пригодится при работе с программой "Постановка танцевальных номеров".  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие выразительности и воображения

  1. «Лисичка подслушивает» (3—4 года).

Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут Котик с Петушком, и подслушивает, о чем они говорят.

Поза: ногу выставить вперед, корпус тела также слегка наклонить вперед. Выразительные движения: голову наклонить в сторону (слушать, подставляя ухо), взгляд направить в другую сторону, рот полуоткрыть.

  1. «Кузнечик» (4—5 лет).

Девочка гуляла в саду и вдруг увидела большого зеленого кузнечика. Стала она к нему подкрадываться. Только протянула руки, чтобы прикрыть его ладошками, а он прыг — и вот уже стрекочет совсем в другом месте. Выразительные движения: шею вытянуть вперед, пристально смотреть в одну точку, туловище слегка наклонить вперед, ступать на пальцы.

  1. «Вкусные конфеты» (3—4 года).

У девочки в руках воображаемая коробка конфет. Она протягивает ее по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и берут конфету в рот. По детским лицам видно, что угощение вкусное.

Мимика: жевательные движения, улыбка.

  1. «Новая кукла» (5—6 лет).

Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, показывает всем желанный подарок, прижимает куклу к себе и снова кружится.

  1. «После дождя» (4—5 лет).

Жаркое лето. Только прошел дождь. Дети осторожно ступают, ходят вокруг воображаемой лужи, стараясь не замочить ног. Потом расшалившись, прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны. Им очень весело.

  1. «Цветок» (4—5 лет).

Теплый луч солнца упал на землю и согрел семечко. Из него проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем.

Выразительные движения: сесть на корточки, голову и руки опустить; поднять голову, распрямить корпус, руки поднять в стороны, затем вверх — цветок расцвел; голову слегка откинуть назад, медленно поворачивать ее вслед за солнцем.

Мимика: глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.

  1. «Танец розы».

Под красивую мелодию (запись, собственный напев) исполнять танец удивительно прекрасного цветка — розы. (Ребенок сам придумывает к нему движения.)

Внезапно музыка прекращается. Это порыв северного ветра «заморозил» прекрасную розу. (Ребенок застывает в любой придуманной им позе.)

  1. «Вдоль по бережку».

Прочитать выразительно, нараспев стихотворение. Попросить ребенка передать его содержание в движениях.

Вдоль по бережку лебедушка плывет, Выше бережка головушку несет, Белым крылышком помахивает, Со крыла водичку стряхивает. Вдоль по бережку молодчик идет, Выше по бережку молодчик идет, Выше бережка головушку несет, Сапожком своим пристукивает, Да по пяточкам постукивает.

  1. «Отгадай, кто мы».

Выбирается ведущий. Ему сообщают, что в его отсутствие дети превратятся в животных (время года, погоду или какой-либо предмет). Ведущий выходит из комнаты, играющие договариваются и приглашают ведущего.

Движениями дети показывают, во что или в кого они превратились (слонов, зайцев, дождливую погоду, художников, строителей, дровосеков и т.д.). Ведущий отгадывает и расколдовывает детей.

  1. «Кто я».

Взрослый или ребенок жестом, мимикой, звуком изображает что-то или кого- то: поезд, машину, чайник, дерево, собаку, доброго волшебника, Муху-Цокотуху, самовар и т.д. Детям предлагают отгадать изображенный предмет. После правильного ответа следует спросить, как ребенок догадался и узнал то, что изображалось.

  1. «У зеркала» (ролевая гимнастика у зеркала). Нахмуриться, как:
  • король,
  • ребенок, у которого отняли игрушку,
  • человек, скрывающий улыбку. Улыбнуться, как:
  • вежливый японец,
  • собака своему хозяину,
  • кот на солнце.

Сесть, как:

  • пчела на цветок,
  • наказанный Буратино,
  • обиженная собака,
  • гримасничающая обезьяна,
  • наездник на лошади,
  • невеста на свадьбе.
  1. «Игра с платком». Предложить ребенку с помощью платка, движений, мимики изобразить:
  • бабочку,
  • лису,
  • волшебника,
  • бабушку.



Предварительный просмотр:

Игры-превращения

Чтобы движение доставляло удовольствие исполнителю и нравилось зрителям, нужно научиться владеть своим телом (например, произвольно напрягать и расслаблять мышцы). Очень важно к тому же свободно и непроизвольно пользоваться движениями рук. Поднимая их, не следует одновременно напрягать и поднимать плечи, излишне выпрямлять руки в локтях. Выразительными должны быть также кисти и пальцы рук.

Этому помогут предлагаемые игры-превращения. Они должны научить будущих артистов выразительности, оживлять фантазию и воображение, без которых не обойдется ни одно танцевальное движение.

Игры-превращения не займут у вас много времени, а их разучивание не потребует особых усилий. В них всегда можно поиграть в свободное время. С помощью игр вы сможете организовать отдых вашего малыша, а также с удовольствием и пользой провести время.

Мышечное напряжение и расслабление

  1. «Деревянные и тряпичные куклы».

При изображении деревянных кукол напрягаются мышцы ног, корпуса, опущенных вдоль корпуса рук. Делать резкие повороты всего тела вправо и влево, сохраняя неподвижность шеи, рук, плеч; ступни крепко и неподвижно стоят па полу.

Подражая тряпичным куклам, необходимо снять излишнее напряжение в плечах и корпусе; руки висят пассивно.

В этом положении короткими толчками поворачивать тело то вправо, то влево; при этом руки взлетают и обвиваются вокруг корпуса, голова поворачивается, ноги также поворачиваются, хотя ступни остаются на месте. Движения исполняются по нескольку раз подряд, то в одной, то в другой форме.

  1. «Цветочек».

Потянуться вверх, напрягая до кончиков пальцев весь корпус («цветочек встречает солнышко»). Затем последовательно уронить кисти («спряталось солнышко, головка цветочка поникла»), согнуть руки в локтях («стебелек сломался»), освободив от напряжения мышцы спины, шеи и плеч, позволить корпусу, голове и рукам пассивно «упасть» вперед и слегка согнуть колени («завял цветочек»).

  1. «Веревочки». 

Слегка наклониться вперед, подняв руки в стороны и затем уронив их. Повиснув, они пассивно покачиваются, пока не остановятся. Активно раскачивать руками после падения не следует. Можно подсказать игровой образ: ронять руки, как веревочки.

  1. «Стряхнуть воду с платочков».

Руки согнуть в локтях, кисти свисают ладонью вниз. Движением предплечья несколько раз подряд сбросить их вниз пассивно. Перед этим движением полезно сжать кисти в кулаки, чтобы яснее почувствовать разницу в напряженном и расслабленном состоянии мышц.

  1. «Незнайка».

Поднять плечи как можно выше, затем дать им свободно опуститься в нормальное положение (сбросить их).

  1. «Крылья самолета и мягкая подушка».

Поднять руки в стороны, до предела выпрямив все суставы, напрячь все мышцы от плеча до кончиков пальцев (изображая крылья самолета). Затем, не опуская рук, ослабить напряжение, давая плечам слегка опуститься, а локтям, кистям и пальцам — пассивно согнуться. Руки как бы ложатся на мягкую подушку.

  1. «Мельница».

Делать свободные круговые движения руками, описывая большие круги вперед и вверх. Движение маховое: после быстрого, энергичного толчка руки и плечи освобождаются от всякого е спряжения, описав круг, свободно падают. Движение выполняется непрерывно, несколько раз подряд, в довольно быстром темпе (руки летают, как «не свои»). Необходимо следить, чтобы в плечах не возникло зажимов, при которых сразу нарушается правильное круговое движение и появляется угловатость.

8 .  «Маятник».

Переносить тяжесть тела с пяток на носки и обратно; руки опущены вниз и прижаты к корпусу. Тяжесть тела перенести медленно вперед па переднюю часть ступни и на пальцы; пятки от пола не отрывать; все тело слегка наклонить вперед, корпус при этом не сгибать. Затем тяжесть тела так же перенести на пятки, не отрывая носки от пола. Перенесение тяжести тела возможно и в другом варианте: с ноги на ногу из стороны в сторону. Движение осуществлять на расставленных ногах, руки прижать к корпусу. Раскачиваться с ноги на ногу медленно, без отрыва от пола.

  1. «Паровозики».

Делать круговые движения плечами. Руки согнуть в локтях, пальцы собрать в кулачок. Непрерывно неторопливо производить круговое движение плечами вверх-назад — вниз-вперед. Локти от корпуса не отводить. Амплитуда во всех направлениях должна быть максимальной. При отклонении плеч назад напряжение усиливается, локти сближаются, голова отклоняется назад. Упражнение выполняется несколько раз без остановки. Желательно, чтобы движение плеч начиналось вверх и назад, а не вперед — т.е. расширяя,  а не сужая грудную клетку.

10.    «Кошка выпускает когти». Постепенно выпрямлять и сгибать пальцы и кисти рук. Руки согнуть в локтях ладони вниз, кисти сжать в кулачки и отогнуть вверх. Постепенно с усилием выпрямлять все пальцы вверх и разводить их до предела в стороны («кошка выпускает когти»). Затем без остановки согнуть кисти вниз, одновременно сжимая пальцы в кулачок («кошка спрятала когти»), и, наконец, вернуться в исходное положение. Движение повторяется несколько раз безостановочно и плавно, но с большим напряжением. Позднее в упражнение следует включить движение всей руки — то сгибая ее в локтях и приводя кисть к плечам, то выпрямляя всю руку («кошка загребает лапками»).

            11.    «Великаны и гномы».

Положив руки на пояс, встать пяточки вместе, носочки в стороны. Не спеша подняться на полупальцы, продолжая держать пятки вместе. После короткой паузы опуститься на всю ступню, не перенося тяжесть на пятки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии оценки танцевального номера.

Критерии оценки танцевального номера на конкурсе, фестивале....

Проектирование танцевального номера объединения народного танца "Русский сувенир" "Тень - тень над водою"

Проектирование танцевального номера  «Тень – тень над водою».Каждая эпоха как в зеркале отражается в танцевальной культуре народа.Фольклор наполняет душу каждого человека гордостью за свой народ,...

Приложение №2(танцевальные номера ) к методической разработке «Особенности постановки детской оперы в школе», на примере оперы М.И.Красева «Муха-Цокотуха» .

В клавире оперы "Муха-Цокотуха" не было танцевальных намеров, которые так и напрашивались под музыку оперы.Пришлось мне разработать их , что очень нравилось детям при постановке оперы....

Образовательно-методический комплекс к образовательной программе "Азбука хореографии"

Здесь вы найдёте примерные вопросы для самостоятельной проверки знаний по курсу "Азбукуа хореографии"....

Календарно – тематический план проведения занятий по программе «Постановка танцевальных номеров»

Образовательно-методический комплекс к программе "Постановка танцевальных номеров"...

Образовательно-методический комплекс к образовательной программе "Постановка танцевальных номеров"

Игры-пантомимы, игры-превращения, творческие упражнения на снятие мышечного напряжения, развитие мелкой моторики, развитие пластики рук....

«О работе над образом в танцевальном номере с обучающимися в хореографическом классе»

Танец – это искусство. И как любой вид искусства, он отражает жизнь в образно – художественной форме. Специфика хореографии в том, что чувства, мысли, переживания она передает средст...