«Социальная адаптация и самореализация личности через технологическое образование»
статья на тему

Балькина  Кристина Анатольевна
 
Среди внутренних условий развития ребенка важное место занимает возможность самореализации личности. Еще К. Юнг отметил, что самое сильное желание и самая заветная мечта человека состоит в том, чтобы дать раскрыться той целостности своего существа, которую обозначают понятием - личность

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Александровская средняя общеобразовательная школа»

ДОКЛАД

НА АВГУСТОВСКИХ СЕКЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ (ДИСКУССИОННЫХ ПЛОЩАДКАХ)  С РУКОВОДИТЕЛЯМИ И ПЕДАГОГАМИ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЛЯМБИРСКОГО РАЙОНА В 2014 ГОДУ

на тему:

«Социальная адаптация и самореализация личности через технологическое образование»

Подготовила:

Фомина К.А.,

учитель обслуживающего труда

Лямбирь, 2014

Среди внутренних условий развития ребенка важное место занимает возможность самореализации личности. Еще К. Юнг отметил, что самое сильное желание и самая заветная мечта человека состоит в том, чтобы дать раскрыться той целостности своего существа, которую обозначают понятием - личность. В исследованиях философов, педагогов, социологов, психологов (А. Адлер, Ю.Б. Гатанов, И.С. Кон, А.А. Коростылёва, А. Маслоу, А.В. Мудрик, Ю.Н. Кулюткин, Я.А. Пономарев, П.И Пидкасистый, К. Роджерс, В.И. Слободчиков, Г.С. Сухобская, П. Торренс, В. Франкл и др.) показаны взаимосвязь процесса самореализации с творческой деятельностью. «Творчество личности – это самореализация возможностей и способностей человека в оптимальных формах и с максимальной эффективностью на основе создания нового в себе и деятельности. Поэтому, изучение самореализации в творческой познавательной деятельности приобретает сегодня особую актуальность. Именно в творчестве находится источник самореализации личности, умеющие анализировать возникающие проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить их оптимальное решение, прогнозировать возможные последствия, реализации таких решений и т.д.», - писал С.Л. Рубинштейн.

Социальные потрясения в обществе не прошли стороной, вторглись в устойчивую систему традиционного школьного воспитания. Сегодня школа повернулась к личности ребенка и отыскивает социально-психологические ресурсы по развитию его способностей. Воспитание социально активной личности предполагает построение такой системы деятельности, в которой главным направлением становится формирование способности личности к саморазвитию и самореализации. Время требует от педагога особого профессионализма - умения общаться с детьми, направить их духовную энергию на выражение собственного «я» в момент творческой деятельности, поддержать их инициативу, т.е. быть педагогом развивающего обучения.

В связи с этим особое значение для самореализации личности учащихся имеет технологическое образование. Современное технологическое образование расширяет границы технологической подготовки учащихся, развивая технологическое мышление, которое обеспечивает формирование таких способностей, как умение прогнозировать свое развитие в рамках заданной цели, принимать решения на уровне включения в трудовую деятельность, ориентироваться на постоянное обновление знаний и умений, реализовывать себя в процессе трудовой деятельности. А так же находить нестандартные решения в сложных ситуациях, определять собственные интересы и проектировать алгоритм различных видов деятельности.

Различные аспекты самореализации, а также факторы, их обуславливающие, рассмотрены в работах многих авторов. В частности, затрагиваются аспекты самоутверждения и самопроявления личности, деятельность и жизнедеятельность как способы самореализации личности, противоречия процессов самореализации, жизнетворчество как способ самореализации, аксиологические аспекты самоопределения личности. (Д.А.Леонтьев, Б.С.Братусь, В.В.Давыдов, А.Б.Орлов, Л.И.Альбуханова–Славская, А.Г.Асмолов, Л.С.Выготский, А.В.Петровский, А.Маслоу и др.).

Самореализация личности учащихся на уроках технологии - процесс выявления, раскрытия и опредмечивания их сущностных сил, выражающийся в отношении и направленности к творчеству, способствующий выведению личности на такой уровень деятельности, когда она утверждает себя не только в порядке разрешения проблемы, но и в самоизменении и социальном изменении. Самореализация личности учащегося определяется способностью творчески решать проблемы в учебной, учебно-профессиональной деятельности, а также в различных сферах жизнедеятельности (личностной, социальной, профессиональной, технологической).

Педагогическая модель самореализации личности учащихся на уроках технологии содержит ресурсные блоки (средовой, процессуальный, субъектный, критериально-оценочный). Ядром средового блока являются ценности, партнерские творческие отношения между субъектами творческой технологической среды (индивидуальными и коллективными) в ходе разработки и реализации проектов. Процессуальный блок представлен в виде этапов педагогической технологии. Субъектный блок, отражает возможности учащегося как субъекта творческой деятельности, этапы творческого саморазвития, его индивидуальную траекторию. Критериально-оценочный блок показывает результат интеграции ресурсов творческой технологической среды, педагогического воздействия и усилий самого учащегося как субъекта в виде интегрального критерия (способности учащегося творчески решать технологические задачи), частных критериев (ценностное отношение к творческой деятельности, технологическая компетентность и творческая активность в проектной деятельности).

Существенный вклад в развитие идеи самореализации и выявления условий ее осуществления внесли А. Адлер, Э. Фромм, К. Хорни, Э. Эриксон, К. Юнг и др. Так, австрийский психолог А. Адлер определил индивидуальный характер самореализации. По его мнению, люди тянутся вперед и всегда находятся в движении к личностно значимым целям, которые выбираются индивидуально. Следовательно, люди в постоянном стремлении к совершенству способны планировать свои действия и определять собственную судьбу.

Условием самореализации личности, по мнению швейцарского психолога К. Юнга, является обретение "самости" - величины, относящейся к сознательному "Я" и обозначающей целостность человека. "Самость" ученый определил как результат стремления различных компонентов личности к единству. С его точки зрения, человек, постоянно приобретая новые умения, достигает новых целей и реализует себя более полно.

Исследуя природу личности и обозначая индивидуальность как основу личности, Б.Г. Ананьев приходит к выводу, что одним из важных индикаторов человеческой индивидуальности является активность созидающей, творческой деятельности, реализация в ней всех великих возможностей исторической природы человека. Согласно данному подходу мы можем выделить направление характеристики самореализации через понимание природы личности и индивидуальности, как ее основы.

В русле рассуждений о деятельностной форме творческой активности индивида интересно мнение Г.И. Щукиной, считающей, что активность школьника, сопровождая весь процесс становления личности, проявляется в творческой деятельности и развивается, продвигаясь по различным уровням:

1. Репродуктивно-подражательная активность, при помощи которой опыт деятельности накапливается через опыт другого человека. Еще Л.С. Выготский установил, что овладение всякой более сложной формой развития вначале осуществляется ребенком в сотрудничестве, а затем уже самостоятельно. В сотрудничестве происходит овладение идеальными образцами предметных действий и речевых форм, опытом других, что и происходит на основе репродуктивно-подражательной активности.

2. Поисково-исполнительская активность представляет более высокий уровень, поскольку здесь имеет место большая степень самостоятельности. На этом уровне ребенку нужно принять поставленную задачу и самому отыскать средства ее выполнения.

3. Творческая активность являет собой высший уровень, поскольку и сама задача может ставиться учащимся, и пути ее решения избираются новые, оригинальные.

Следовательно, мы можем выделить направленность процесса самореализации на деятельностное осуществление человеком своих возможностей, что закономерно приведет его от репродуктивно-подражательного через поисково-исполнительский к творческому уровню активности.

По мнению С.Л. Рубинштейна, субъект созидается и определяется в своих деяниях, в своей творческой самодеятельности, поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть. Ученый определяет самореализацию как один из важнейших мотивов человеческой деятельности, как стремление испытать и выявить свои силы и способности.

Потенциал технологического образования в самореализации личности учащихся оптимально реализуется при следовании принципам: общепедагогическим (гуманизации, природосообразности, культуросообразности); организационным (активного взаимодействия субъектов; дополнительности; оптимизации, дифференциации и индивидуального подхода); технологическим (ценностно-смысловой направленности, проективности, сопровождения творческого развития личности, продуктивности, поддержки творческих инициатив, рефлексивности).

Особенностями осуществления самореализации учащихся на уроках технологии является то что, действие данного процесса выражается в переводе репродуктивно-подражательной и поисково-исполнительской активности школьников в творческую посредством применения творчески-ориентированных форм и методов при организации педагогических условий.

Таким образом, специально организованная деятельность педагога по созданию условий формирования положительного отношения учеников к самореализации и умений ее осуществления в технологической деятельности, ситуации самооценивания и применения соответствующих творческих методов в учебном процессе и внеклассной работе успешно ориентирует учащихся на реализацию своих творческих возможностей в технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование социально-активной и творческой личности через деятельность ДЮОО "Вместе"

В этом материале я обобщила свой педагогический опыт по теме "Формирование социально-активной и творческой личности через деятельность ДЮОО "Вместе"...

Реабилитационный досуг как технология социальной адаптации ребенка в условиях учреждения дополнительного образования.

Досуг- время вне работы, используемое для привычных занятий. Привычные занятия для многих детей и подростков  нашего города – это занятия спортом, музыкой, театром, исследовательской и худо...

Создание условий для самореализации личности обучающегося на уроках русского языка и литературы через осуществление деятельностного подхода

Я глубоко уверена, что полнота, глубина, гибкость, конкретность, обобщённость, систематичность, системность, осознанность и прочность знаний, то ...

Социальная адаптация личности каждого ребенка через профильное и предпрофильное обучение.

В работе рассматривается социальная адаптация личности каждого ребенка к осознанному выбору через профильное и предпрофильное обучение....

«Социальная адаптация детей-инвалидов по слуху в обществе» через модернизацию физкультурного образования учреждений (специализация «футбол»)»

Данная методика представляет несомненную ценность для практиков и теоретиков, работающих в сфере решения  данных проблем....

Социальная адаптация одарённых детей в учреждении дополнительного образования

Особую роль в формировании социальной адаптации одаренных детей играют учреждения дополнительного образования, где способных и одаренных детей обучается до 90%.Специфика этих учреждений создает дополн...

«СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ ЧЕРЕЗ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ШМО НА ТЕМУ: «СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ ЧЕРЕЗ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»...