Ландшафтный дизайн
проект на тему

Оформление пришкольного участка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл landshaftnyy_dizayn.rar2.78 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                                                «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7»
   ПРЕДГОРНОГО  МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Материал на конкурс

«Ландшафтный дизайн пришкольной территории»

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\территория школы\клумбы школа\DSC_0178.JPG

                                                                    ЕСЛИ БЫ КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК НА КЛОЧКЕ ЗЕМЛИ СВОЕЙ СДЕЛАЛ ВСЕ, ЧТО ОН МОЖЕТ,                                                                                                                           КАК ПРЕКРАСНА БЫЛА БЫ ЗЕМЛЯ НАША.

А.П. ЧЕХОВ.

                                                         

                                                           РАБОТУ ВЫПОЛНИЛИ:

АЛИХАНОВА ЕЛЕНА,                          

НОВРАДОВА АЛЕКСАНДРА

                                                           УЧАЩИЕСЯ  10А КЛАССА

                                                                                                                      МКОУ «СОШ №7»

 ПРЕДГОРНОГО РАЙОНА  

СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

        

                       

                                     

РУКОВОДИТЕЛЬ: ПАНАЭТОВА С.И.,

УЧИТЕЛЬ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ

СТ. ЕССЕНТУКСКАЯ

2014 - 2015

Утверждено:

на педагогическом совете

МКОУ «СОШ №7»

                                                                                                                 протокол № 1      

                                                                                                                   29. 08.2014 г

Положение о школьном дворе

Школьный двор – это универсальное средство,   одновременно выполняющее  ряд функций: познавательную, развивающую, духовно-нравственную, функцию социального закаливания, гражданского становления личности, функцию проектирования собственной деятельности.  

Школьный двор – это целый комплекс, где можно создать идеальную модель маленького мира детства.  

Школьный двор – это мир, где должны чувствовать себя уютно и  комфортно, где каждый имеет широкие возможности для самореализации на пользу себе и другим.

Школьный двор и школьная территория - эффективное средство формирования экологической культуры учащихся.   

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.

Цели:                                                                                                                                      1.Формирование личности, готовую принять идеологию здорового образа жизни, формирование экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции.                  

2. Создание эстетически и экологически привлекательного пространства вокруг школы;  наиболее рациональное использование школьной территории в учебном процессе и хозяйственной деятельности школы.

3. Улучшение экологической обстановки в школе и на прилегающей к ней территории за счет зеленых насаждений и цветов.

4.Воспитание трудолюбия, любви к своей школе, бережного отношения к природе.                            

5. Развитие творческих способностей обучающихся.                                                                                                  

Задачи:

1.Привлечь внимание обучающихся к решению актуальных проблем школы.
2.Формировать  чувство личной ответственности за школу, умение реализовать конкретные шаги по улучшению и благоустройству школы и ее территории.                                                  

 3.Формировать у каждого участника педагогического процесса внутреннюю потребность к защите и приумножению природных богатств, к созданию и поддержанию прекрасного вокруг себя, развитию   бережного отношения к природе.
4. Привлечь педагогов, обучающихся школы и родителей к вопросам улучшения эстетического оформления школы.

5. Формировать у участников образовательного процесса активную жизненную позицию, стремление быть неравнодушным   к судьбе своей малой родины.

                   

Актуальность и важность работы.

За последние  годы в нашей стране  огромное внимание уделяется   созданию и реализации  различных  социальных проектов.  В образовательном учреждении- это проект благоустройства школьной территории, создаваемый самими обучающимися, их учителями и родителями. Творческий подход к идее – наиболее важный аспект в данных проектах. Работа по такому проекту касается не только   школьного здания, но и прилегающих  к нему территорий (спортивной площадки, школьного двора, дорожек, школьных клумб). «Красота спасёт мир», - утверждали великие гуманисты.  Человек чувствует себя комфортно, когда его окружают красивые аллеи парков,   цветущие газоны и ярко оформленные клумбы цветов.

Обоснование работы.

Наша школа размещается на территории станицы Ессентукской  Предгорного района  Ставропольского края.   Здание школы  построено в  2008 году. Школьный двор находится в хорошем состоянии. Вокруг двора есть ограждение, которое соответствует всем нормам техники безопасности пребывания детей в образовательном учреждении, санитарным нормам территорий образовательных учреждений.  Территория  двора большая, поэтому проблема благоустройства является актуальной с первых дней её существования. Благоустройство школьной территории необходимо  как для создания привлекательного внешнего вида, так и для поддержания репутации образовательного учреждения,  которое  должно иметь свое "лицо”, свой имидж.  В школе и вокруг нее на воспитание ученика должен работать каждый квадратный метр.

Особенностью расположения нашей школы является то, что она находится всегда в поле зрения односельчан. Коллектив школы несет большую ответственность по воспитанию у обучающихся, их родителей и жителей села бережного отношения к своей станице, развитию эстетического вкуса и умению ценить красоту окружающей природы.  В  МКОУ «СОШ №7» сложилась система нравственного, экологического  и трудового воспитания обучающихся, важной частью которой является привитие  любви к природе и труду.  Такая  система позволяет успешно решать задачи обучения школьников различным трудовым умениям и навыкам, обогащать их новыми знаниями о растениях и технологии их выращивания.  Территория  школы обширна и разнопланова. На ней расположены здание школы, постройки хозяйственного назначения, спортивная площадка, цветники.  Большую часть двора занимает центральная  площадка, выложенная тротуарной плиткой. Это место для проведения школьных линеек, внеклассных мероприятий под открытым небом. Крыльцо школы выходит на  северную сторону, правая часть - на  запад, левая часть здания -  на  восток жилого массива, образованного улицами: Гагарина, Губина.  Очень большую площадь на южной стороне занимает косогор из строительного мусора, где практически нет почвы. В свое время этот участок строители лишь засыпали слоем земли, к сожалению,  недостаточным для посадки деревьев.  Компенсирует недостаток деревьев   большая площадь газонов.                                                                                                                                     Там же, на южной стороне, находится тир для проведения уроков ОБЖ, над тиром находится   спортивный  городок, где имеются различные типы спортивных сооружений: баскетбольная и  волейбольная площадки, беговая дорожка,  полоса препятствий.  Чуть ниже стадиона расположены игровые площадки для школьников младшего возраста с качелями и  горкой.  Большую часть территории школьного двора занимают газоны с небольшими  клумбами из декоративных кустов,  однолетних и многолетних цветов. В западной части  школьного двора находятся два  больших  цветника, окаймленные двумя рядами низкорослых сентябринок (Новобельгийские или Виргинские астры) и чистеца византийского, с ними благополучно соседствуют молодые деревья и кустарники, однолетние и многолетние цветы. Начиная с июня и до заморозков,  радуют глаз   утопающие в цветах  рабатки, клумбы и цветники.  В этом году школьники занялись  пересадкой сосен из питомника «Сосновый»,  посадкой цветников и кустарников.  

Характеристика школьного двора:

1.

Общая площадь школьного двора

15692 м2

2.

Площадь застроенной  части

3302м2

3.

Площадь школьного здания

2540 м2

4.

Площадь хозяйственных построек

762 м2

5

Площадь незастроенной части  

12390 м2

6.

Площадь асфальтированной части

3830 м2

7

Площадь озелененной части   

 6000 м2

8.

Площадь дендрария

400м2

9.

Площадь   цветников

1500 м2

10.

Площадь газонов

3100 м2

11.

Площадь спортивной площадки

1500 м2

12.

Площадь уголка начальных классов

1000 м2

Площадь детской площадки

 60 м2

 

Ведомость зданий и сооружений

№п/п

Обозначение типового проекта

Кол- во

Площадь застройки

кв. м.

1

Здание школы

 1

2540

2

Хозяйственный блок с котельной

 2

212

3

Трансформаторная   подстанция  

 1

45

4

Тир

 1

505

Содержание и этапы выполнения работы.

Разграничение зон школьной территории с целью создания наиболее благоприятной экологической обстановки, улучшения санитарно-гигиенического режима на территории школы. Начало работ по благоустройству  школьного двора  относится к лету 2008 года, когда были  выполнены частично работы по оформлению дворовой территории школы, асфальтированы подъезды к центральному входу, разбиты центральные клумбы и газоны. Работа по озеленению и дизайну двора продолжается по настоящее время.

Зоны школьного двора.

1 зона

детская  (игровая площадка с качелями, горкой, песочницей);  

спортивная  (2 спортивные  площадки  для игры в  волейбол и баскетбол)

2 зона

внутренний дворик (плитка, асфальтированные дорожки)

3 зона

хозяйственная (котельная,   трансформаторная подстанция, тир)

4 зона

зеленая (по фасаду школы и во дворе школы)

F:\Н.П. 036.jpg

Этапы работы по благоустройству школьного двора:

Первый этап – февраль-март:

разработка обучающимися проектов благоустройства школьной территории, озеленения и рационального использования пришкольного участка.

Второй этап – апрель – май:

подготовка посадочного материала – семян цветов;  
подготовка инвентаря;
весенняя обработка почвы;
работы по благоустройству школьной территории и прилегающей к ней площади,  

 обрезка кустарников;
весенние посадки (пересадка сосен, закладка розария);

Третий этап – июнь – август:

уход за посадками: полив, прополка;

Четвертый этап – сентябрь-октябрь:

  сбор семян;
 осенняя обработка почвы;
 осенние посадки луковичных;
 подведение итогов, подготовка отчетов.

Планы реализации  работ.

Работа по благоустройству школьной территории состоит в выравнивании почвы, создании дорожек,  посадке  деревьев, формировании газонов и клумб, др. Эти задачи ежегодно мы осуществляем своими силами.  Спортивные площадки - это важная часть школьной территории, где ученики проводят много времени,  поэтому компактное размещение на ней всех объектов (беговых дорожек, площадок для игры в волейбол или баскетбол) является очень важным и необходимым элементом в благоустройстве. Имеющиеся на территории школы детская и  игровые площадки,   являются местом отдыха и развлечения.  Места для отдыха планируем оборудовать декоративными лавочками, и здесь без помощи взрослых  не обойтись. К данной работе мы  привлекаем  родителей и работников школы.

План мероприятий  подготовительного этапа

№ п/п

Мероприятие

Ответственный

1.

Проведение анализа экологического состояния школьной территории

Классные руководители, ответственный за организацию трудовой и экологической  деятельности в школе

2.

Старт конкурса «Аукцион идей»  по благоустройству школьного двора»

Классные руководители

3.

Конкурс рисунков «Школьный двор моей мечты»

Классные руководители

План мероприятий практического этапа

№ п/п

Мероприятие

Сроки

Ответственный

1

Сбор и заготовка семян

Осень - зима

классные руководители, учителя начальные  классов

2

Акция «Чистый двор» по благоустройству школьного двора.

в течение года

классные руководители

3

Обработка почвы, внесение удобрений

Осень, весна

классные  руководители и учителя начальных  классов

4

Уборка территории  спортивной площадки

еженедельно

учащиеся 4- х  классов

Посев семян и высадка рассады цветочных культур

весна

классные коллективы 5-8 и 10  классов

5

Уход за посаженными цветочными культурами

весна

классные коллективы 5-8 и 10  классов

6

Обновление спортивной площадки

весна

Учителя физкультуры, техперсонал

7

Уход за посаженными цветочными культурами.

весна, лето

классные коллективы 5 – 8, 10 классов

8

Осенние работы:
- подготовка семян к хранению;
- заготовка компоста;
- осенняя обработка почвы.

осень

учителя технологии, классные руководители

Перечень растений, выращиваемых в школьном дворе.

Дендрологические растения:

Туя смарагд -7 больших   и 35 - маленьких

Можжевельник стелющийся  -   2

Магония падуболистная         -   5

Сосна обыкновенная               -  56

Барбарис обыкновенный        -   8

Форзиция европейская           -   5

Ель обыкновенная                   -  1

Розы                                          -  50

Гибискус  сирийский             -   15

Цветочно – декоративный отдел:

Астра - семейство сложноцветные;                                                                                                   Петуния - семейство пасленовые;                                                                                                     Тагетес - семейство сложноцветные;                                                                                                Тюльпаны - семейство лилейные;                                                                                                               Тигровая лилия - семейство лилейные;                                                                                              Циния - семейство сложноцветные;
Календула - семейство сложноцветные;
Ирисы - семейство касатиковые;
Гвоздика - семейство гвоздичные;
Георгина- семейство сложноцветные;
Космея - семейство сложноцветные;
Кохия - семейство маревые;
Львиный зев - семейство норичниковые;
Ромашки - семейство сложноцветные;
Канны – семейство канновые;                                                                                                           Хризантемы - семейство сложноцветные;                                                                                                          Нарциссы – семейство
амариллисовые;                                                                                              Хосты – семейство спаржевые;                                                                                                                                            Чистец византийский – семейство яснотковые;                                                                                         Аквилегия – семейство лютиковые;                                                                                              Виргинские астры – семейство астровые.

Видовой состав дикорастущих растений:                                                                                                

Сем. Мятликовые: ежа сборная, пырей ползучий                                                                                       Сем. Вьюнковые: вьюнок полевой

Сем. Сложноцветные: тысячелистник обыкновенный, одуванчик лекарственный, полынь горькая, полынь обыкновенная, мать-и-мачеха обыкновенная, цикорий обыкновенный.

Сем. Подорожниковые: подорожник большой, подорожник средний.

Сем. Бобовые: клевер луговой, клевер ползучий.

Сем. Губоцветные: пустырник пятилопастный.

Сем. Крестоцветные: икотник серый, сурепка обыкновенная.

Ландшафтный дизайн и озеленение:

Каждой весной  территория школы  обновляется.  Осенью 2013 года по периметру  двора высадили  туи смарагд, а на  косогоре с южной стороны пытаемся развести  более неприхотливые  сосны. С обеих сторон центральной дорожки высажены древовидные гибискусы.   По-разному оформлены цветники начальной школы и клумбы старшеклассников (и по форме, и по содержанию), изменился вид центральной клумбы - объемными буквами  из многолетних растений выложено название школы.  За территорией школы,  над дорогой,  цветами выложены два запрещающих дорожных знака, а вокруг – газон. Прекрасным украшением школьного двора служат цветы и декоративные кустарники  - универсальный инструмент в ландшафтном дизайне. Мы проектируем цветники таким образом, чтобы обеспечить длительное цветение. Каждый год цветники имеют различные размеры, формы, композиционные решения, сочетания декоративных растений. Учитываются их особенности – высота и диаметр куста, сроки цветения, совместимость с другими видами, экологические параметры   и многие другие аспекты. Красота цветов, к сожалению, недолговечна, большинство цветников через месяц выглядят уже совершенно иначе, поэтому  планируем их таким образом, чтобы  они были привлекательны на протяжении всего года.   Мы любуемся однолетними и многолетними   петунией, тагетесом, циннией, однолетними георгинами различной цветовой окраски, многолетними каннами, турецкой гвоздикой,  хризантемами, хостой, аквилегией, коврами в виде рабаток из сентябринок, чистеца византийского. Цветочные композиции желтого яркого махрового ковра из бархатцев всю осень привлекают внимание односельчан. В 2014 году появилась  альпийская горка с многолетними растениями.

Благоустройство и озеленение - это не просто высадка деревьев, кустарников или цветов, а проектирование, подбор посадочного материала и газона. Лучший способ привести участок в порядок - посадка деревьев. Следует признать, что деревьев у нас мало и они еще совсем молодые. Попытки несколько раз посадить деревья по периметру школы не увенчались успехом. Несмотря на то, что почва в школьном дворе не очень плодородна,  мы каждый год стараемся пополнить наш дендрарий  новыми саженцами.  Этой осенью с выпускниками школы  планируем посадить березовую аллею.                                                                                                                                                          Ученическим Советом школы принято решение ухаживать за школьной территорией по графику. За ребятами закреплены определенные участки (клумбы), которые они оформляют по своему мини-проекту: выращивают рассаду цветов, высаживают её и в течение лета за ней ухаживают, собирают семена. Весь процесс идет под руководством классных руководителей  и ответственного за организацию трудовой деятельности в школе. Акции по благоустройству и уборке  территории в нашей школе проходят ежегодно, в них участвуют ученики 2-11 классов. Осенью  пришкольная территория  освобождается от осеннего  мусора.  Об этом свидетельствуют фотографии, сделанные во время  субботников. (Приложение)

Акция: «Посади дерево в школьном дворе».

В 2010 году, принимая участие во Всероссийском молодежном движении «ЭКА» в программе содействия восстановлению лесов «Больше кислорода!»,  юные экологи школы на территории школьного двора создали питомник «Сосновый».   С целью формирования экологической культуры обучающихся, их ответственного отношения к природе, создания благоприятной экологической среды   в период с 14 по 23 ноября 2013 года была проведена акция: «Посади дерево в школьном дворе». Юные экологи высадили  на косогоре с южной стороны школьного двора 20  саженцев сосны обыкновенной из питомника.  17 мая 2014 года ребята из экологического кружка приняли участие во Всероссийском дне посадки леса: высадили 10 сосен на территории школьного двора. В этот же день на алее Памяти возле мемориала павшим героям были высажены 4 сосны. Акция  была посвящена 25-летию вывода советских войск из Афганистана. (Приложение)

Наши результаты:

Об итогах реализации проектов отчитывается каждый класс в  середине октября.                                            Ценность работы по благоустройству школьного двора заключается в следующем:                                                                                                                                                                                                      1. Приобретение опыта по благоустройству школьной и прилегающей территории силами обучающихся  с наименьшими финансовыми затратами.

2. Ведение последовательной и целенаправленной работы по экологическому образованию и благотворительной деятельности.

3. Изыскание  возможности сотрудничества школьников с руководством при решении проблемы общественных вопросов.

4. Развитие взаимопомощи, поддержки, взаимовыручки, дружеских отношений среди подростков.                                                                                                                                         5.Расширение  зоны отдыха. 

Предполагаемые результаты, их социальная значимость.

Все мы знаем, что человек, убирающий сегодня мусор во дворе, высаживающий цветы на месте  пустыря, завтра не допустит их уничтожения и захламления. Выиграют, конечно же, все: и участники проекта,   и жители станицы в целом.  Благоустраивая нашу школу, мы улучшаем  облик   всей станицы,  потому что школа является одним из  ее культурных центров.

№ п/п

Предполагаемый результат

1.

Организация социально-значимой общественной деятельности школьников;

2

Комплексный подход к воспитанию гражданственности, патриотизма, экологической культуры, трудовому воспитанию;

3

Приобщение к здоровому образу жизни;

4

Создание   дополнительных возможностей для саморазвития, самоутверждения, самовыражения школьников;

5

Создание условий для социальной защищенности школьников из «неблагополучных» семей;

6

Создание благоприятных условий жизни.

Заключение.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      "Театр начинается с  вешалки», а школа со школьного двора, потому что двор – это лицо школы. Школьный двор и школьная территория стали эффективным средством воспитания экологической культуры у обучающихся и населения станицы. Эту работу мы рассматриваем как одну из составляющих  системы социального становления личности.  

Литература:                                                                                                                                                                                  1. «200 дизайнов для вашего сада», Крупчиева И.Ю. Издательство: БММ, 2005                                                                        2 Жак Делиль. Сады. Л.: Наука, 1987                                                                                                                           3.Шиканян Т.Д. Азбука ландшафтного дизайна. М.: Кладезь-Букс, 2006.                                                             4.Ландшафтная архитектура» Сычева А.В. Издание: Издательский дом "ОНИКС 21 век", 2004
5. Юрченко А.В. Ландшафтный дизайн. – М.: Эксмо, 2005

                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ландшафтный дизайн

Ландшафтный дизайн  - определениеОсновные положенияКомпонентыМалые архитектурные формы...

Ландшафтный дизайн школьного участка

В материале изложнено, как школьники участвуют в создание уюта на пришкольном участке, фото школьной территории....

Элективный курс "Ландшафтный дизайн" (модифицированный)

Данный элективный курс призван позволить ученику сориентироваться в выборе профиля и дает возможность проявить себя и добиться успеха....

Ландшафтный дизайн участка земли пришкольной территории

Предлагаю творческий проект "Ландшафтный дизайн  участка земли  пришкольной территории", в котором отражены этапы работы обучающихся над разработкой эскизов оформления земельного участка. Лу...

Рабочая программа "Ландшафтный дизайн"

Рабочая программа эллективный курс по ландшафтному дизайну...

Цветоводство. Ландшафтный дизайн.

Урок направлен на формирование понятий о ландшафтном озеленении, знакомит учащихся с видами планировки цветников, подбор растений, знакомит с профессией ландшафтного дизайнера....

Конспект открытого занятия детского объединения «Ландшафтный дизайн».Ландшафтный дизайн в условиях городской среды .

Дизайн проект  цветника на пришкольном участкеРазвитие профессиональной компетенции учащихся старших классов к практически значимой деятельности их становление и социальной компетенции посредство...