Эссе "Я - Учитель!"
статья на тему

Беляева Елена Михайловна

Моя педагогическая философия на тему "Я - Учитель!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx23.84 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе "Я - Учитель!"

Беляева Елена Михайловна, учитель географии II квалификационной категории

МБОУ Островской сош.

Учитель…
Сколько надо любви и огня,
Чтобы слушали, чтобы верили,
Чтобы помнили люди тебя.

(Владимир Трошин)

        Я – учитель?! Да, я – учитель!!! Почему я решила стать учителем? Какой я учитель? Эти вопросы задаю я себе очень часто в последнее время!

        Все мы родом из детства! Я думаю, что все девочки в определенном возрасте перестают быть мамами своим куклам и меняют роль мамы на роль воспитателя, учителя. Ведь с самого детства - с детского сада нас сопровождает педагог. Я родом из небольшого поселка, где авторитет учителя очень долго оставался непоколебимым.  Я росла с сознанием того, что педагогами становятся самые умные и самые хорошие люди на свете, что им открыты все тайны мира, что на любой вопрос они ответят.

        Моя мама работала в школе, да ее деятельность не была связана с преподавательской, она была лаборантом и все практические работы по химии готовились на моих глазах. Эта атмосфера колдовства сопровождала меня вплоть до 8 класса! И благодаря учителю химии Литвиновой Светлане Александровне  тайны этого колдовства были мне открыты. Одно время мама подменяла школьного библиотекаря, и естественно после уроков я оставалась вместе с ней, ждала ее  и мы вместе возвращались домой.  Девочки  по своей натуре любопытны, я не исключение! Не обращая внимания на недовольное ворчание мамы, я забиралась в самый дальний угол библиотеки, где лежали старые газеты, какие - то журналы и книги, как я теперь понимаю уже списанные и никому ненужные. И на глаза мне попалась изрядно потрепанная книга, перелистав страницы которой случилось мое первое знакомство с природой других материков. Это была обыкновенная хрестоматия по физической географии 1959 года издания. Черно - белая, без цветных иллюстраций, со специфическим запахом библиотечной пыли, но именно она стала моим интересом. И теперь я не маялась от безделья в ожидании мамы, а с упоением зачитывалась о финиковых пальмах, о пустыне Калахари, о ледниках на экваторе (хоть еще и не знала что это такое). Мое знакомство с географией продолжилось в 6 классе. У меня были замечательные учителя географии! Казначеева Галина Ефимовна, педагог старой закалки, требовательная, справедливая, надо сказать что я ее немного боялась. Пономарь Лидия Васильевна, более мягкая, лояльная с абсолютно противоположным подходом к обучению. Именно они постепенно вели меня, точнее мои мысли к тому, чтобы стать учителем. Эта детская влюблённость в профессию, несмотря на поиски и пробы, которых, как и у всякого человека в жизни было немало, всё же  в результате привела меня к учительской доске. И теперь я – учитель!

       Работаю в школе с 2000 года. Первые шаги в эту профессию я совершила в своей родной школе,  рука об руку все с теми же моими учителями, которые уже стали моими коллегами. В 2001 году я поступила в Южный Федеральный Университет на геолого- географический факультет. С 2004 года работаю учителем географии и биологии в МБОУ Островской сош Аксайского района. Поначалу было очень сложно и иногда опускались руки. Передо мной встали явные минусы данной профессии – мало свободного времени, непростые дети, непростые родители, небольшая зарплата. Но в скором времени я поняла, что с каждым днём меня всё больше охватывает влюблённость в школу, в детей, таких разных, ершистых и покладистых, серьёзных и озорных, но тем и интересных. С чего начинается мой школьный день? С уроков. Чем заканчивается день для меня? Уроками. Казалось бы, замкнутый круг. Но в том-то и дело, что это круг, а не просто окружность. Он плотно заполнен разными событиями – приятными и не очень, встречами –  интересными и скучными, замечаниями – моими и чужими, советами, нотациями (без этого не обойтись), разговорами, смехом, удивлением, шумными переменами, дежурством, совещаниями, собраниями, заседаниями… У меня бурная жизнь благодаря моей любимой профессии. Мне некогда скучать. Иногда кажется, что я чего-то не успеваю, не доделываю, не дорабатываю! Постоянно работая с детьми, заряжаешься их энергией, задором. Детское чувство юмора умиляет и обезоруживает, а их непосредственный взгляд на жизнь, их мироощущение, миропонимание раскрывает новые грани жизни. Дети всегда подкупают своей неугомонностью, непоседливостью, открытостью. Поэтому профессия учителя обязывает меня всегда быть  внимательной, справедливой, терпеливой. 

       Четырнадцать лет назад, впервые переступив порог школы, я бы, не задумываясь, ответила: «Чему учить?» Эту установку я получала  в институте, так учили саму меня (хоть я не согласна с теми, кто ругает советскую школу). Но, наблюдая за ребятами окончившими школу, пытаюсь понять: «Почему троечник более успешен в жизни, чем отличник?» Насколько важно для жизни знать почему в Сахаре не выпадают осадки, какая платформа лежит в основании Австралии, сколько тычинок в цветке тюльпана, и т.д.? И только теперь понимаю справедливый вопрос одного из нерадивых учеников: «Зачем мне это нужно?» А действительно: «Нужно ли?», - ведь пятерка в аттестате по биологии и неумение оказать первую помощь для остановки кровотечения это даже не единица, это несовместимо с жизнью. Поэтому главное для меня стало понять не "Чему учить?", а для "Чего учить?". Другими словами понять - для чего я стала учителем?

      XXI век породил взрыв новой информации, сейчас любую информацию можно получить за считанные минуты с компьютера или мобильного телефона. Расширение пространства знаний, объем информации, сделали очевидным тот факт, что все знать и уметь невозможно, поэтому знания теряют значимость в сравнении с возможностью приобретать и использовать их. Возможно освоение, овладение, нахождение истины через смежные области и истинную ценность имеет не знание как сумма фактов, законов, правил, положений, а  способность применять эти знания, опыт, т.е. компетентность. Сегодня на первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения. Если раньше ученик шел в школу за знаниями, то сегодня знания перестали быть самоцелью. Знать - еще не значит быть готовым эти знания использовать. В ХХI веке общество предъявляет новые требования к образованию в плане формирования личности, готовой к действию, личности, способной подходить к решению задач. Следовательно, я  должна не наполнять  ученика знаниями, а учить добывать их, использовать для решения возникающих проблем. Именно об этом я читаю у К.Д Ушинского, именно он сформулировал главную задачу педагога - не столько учить (научить), сколько учить учиться. Главное - не передать ученику те или иные познания, а развить в нем желание и способность самостоятельно приобретать все новые познания. Учитель, по чеканной формулировке Ушинского, является "живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра...".

По Выготскому  "...В обучении гораздо важнее научить ребенка мыслить, чем сообщить ему те или иные знания". Считаю ошибочным мнение, что нужны максимальная наглядность, доступность, облегченность учебного материала, наоборот нужно создавать затруднения для ребенка "как отправные точки для его мыслей": ведь "мышление всегда возникает из затруднения". Таким образом, у ученика должно быть "затруднение" (проблемная ситуация или задача), мотив его преодоления и, наконец, средства, которыми эта задача может быть разрешена. Их даем ученику мы. А само разрешение задачи "всецело перелагается на плечи ученика".

            В настоящее время в работе учителя происходят принципиальные изменения. Сейчас он получил возможность не следовать, как ранее, строгим методическим рекомендациям. Сегодня учитель призван ориентироваться на творческий подход к организации процесса обучения. Понятие «творчество» в деятельности учителя связано с понятием «педагогический опыт», который предполагает осмысление учителем большого фонда педагогических фактов, явлений, проявления этого в педагогической деятельности. Развитие творчества в работе учителя тесно связано с систематической подготовкой педагога по вопросам методической, психологической грамотности. «Эта работа нужна для того, чтобы учитель не превратился в «человека в футляре», чтобы он продолжал деятельно работать, потому что учитель без творческой работы неизбежно превращается в схоласта, не только не полезного, а, по существу, прямо-таки вредного для умственного развития врученной ему молодёжи» (Н. Н. Баранский). Поэтому сегодня, у меня возникает следующий вопрос своей педагогической деятельности: «Как учить?» 

        У каждого учителя складывается своя педагогическая философия и система мировоззрения, которую они стараются привить ребёнку. Моими принципами стали индивидуальный подход к каждому ребенку, стремление раскрыть именно его таланты и вызвать в нём желание к саморазвитию, самосовершенствованию. Найти общий язык с каждым учеником и не подавлять в нём инициативу – такова цель моего общения с детьми. Я стараюсь достичь той тонкой грани взаимопонимания, при которой дети видят в учителе не только наставника, но и друга, при этом не теряя к нему уважения как к старшему и как к педагогу. На уроках я не только бываю требовательной, строгой, ведь даже при помощи простой  улыбки можно показать как легко учиться, легко критически относиться к собственным мыслям и мыслям других; стараюсь вносить разнообразие в учебный процесс через применение методов и приёмов разных педагогических технологий. Собираясь на урок, я преследую цель: должно быть понятно и интересно. Конечно, путь познания труден, нужно прилагать усилия, чтобы чего-то добиться, но перед каждым конкретным учеником нужно ставить только преодолимые для него задачи. Он должен постоянно, как говорит В. Ф. Шаталов, находиться «в состоянии успеха». Поэтому на своих уроках стараюсь создавать проблемные, поисково-исследовательские ситуации с целью включения ребят в творческий поиск решения поставленных учебных задач.  С целью эффективности образовательного процесса, передо мной возникает необходимость использовать все формы учебной работы: фронтальную, индивидуальную, работу в микрогруппах, коллективную, самостоятельную. Я считаю важно не просто учить предмету, а формировать способности к самостоятельной учебной деятельности, которая становится на моих уроках важным компонентом учебного процесса, позволяющим реализовать компетентностный подход в преподавании.

      "... Я не лидер и не хочу им быть. Моя награда – не в похвалах, не в титулах, не в последователях, а просто в радости, которую мне доставляет работа, выполняемая мною с душой и энергией. И все остальные способны делать такую же работу, если они заблокируют в себе желание стать супер-авторитетами. Возможно, у меня есть одно преимущество- я очень люблю детей." - эти слова английского педагога Александра Нэйлла очень близки мне. Мой путь учителя продолжается … Урок окончен», — говорю я ребятам, но каждый раз знаю, что урок мой будет продолжаться. Ведь, я – учитель!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...

"Я учитель... Я учитель? Я учитель!"

КВН по педагогике "Я учитель... Я учитель? Я учитель!"...

Результативность работы МО учителей математики и информатики Лицея №76 г. Новокузнецка (подготовка к внешней оценке качества образования). Авторы: Щиклина Т.Н. – рук. МО, Новолодская С.В. – учитель Букурова Е.И. – учитель Гончарова Н.Н. – зам.дир. по УВР

В презентации представлен опыт работы МО учителей математики и информатики по подготовке к внешней оценке качества образования: профессиональный уровень педагогов, работа над единой методической темой...

Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам

Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...