Рабочие программы по русскому языку и литературе на 2014-2015 учебный год
рабочая программа (5 класс) на тему

Гапеевцева Евгения Александровна

Рабочие программы по русскому языку и литературе на 2014-2015 учебный год составлены в соответствии с Положением ОУ о рабочей программе педагога

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО учителей предметов гуманитарного цикла

_______   /И.О. Бучма/

Протокол  заседания МО

№ ____  

 от  «____»__________2014г.

          «Согласовано»

Заместитель директора по УВР

________    / Е.В.Буякова/

Протокол  заседания МС

№ ____  

от  «____»________2014г.

         «Утверждаю»

Директор МОУ «Икейская СОШ»

_______ /М.М.Леонченко/

Приказ №____

от «____»_______2014г.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Икейская средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа

по литературе для 9 класса

Образовательная область: филология

Разработала: Гапеевцева Евгения Александровна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

с. Икей

2014 г.

Пояснительная записка

Статус программы

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе следующих нормативных документов:

  • федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобразования России от 05.03.04г. №1087);
  • закона №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
  • образовательной программы федерального компонента среднего (полного) общего образования МОУ «Икейская СОШ» на 2014-2018гг.;
  • авторской программы общеобразовательных учреждений по литературе под редакцией В.Я. Коровиной;
  • федерального перечня учебников на 2014-2015 учебный год.

       Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

      Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы  на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо  развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребности в чтении, в книге. Понимать прочитанное как  можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

      Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развить их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Анализ текста, при котором не нарушается особое настроение учащихся, возникающее при первом чтении, несомненно, трудная, но почетная задача. То же можно сказать и о формировании вдумчивого, талантливого читателя. «Счастлив учитель, которому удается легко и свободно перейти с учениками от простого чтения к чтению сознательному и вдумчивому, а отсюда — к изучению и анализу образцов художественной литературы без потери того наслаждения, которое дает человеку искусство». И еще: «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действий, верного слова.

Художник-автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель» (С. Я. Маршак. «Воспитание словом»).       Школьники постепенно осознают не только роль книги в жизни писателя, но и роль диалога автора с читателем, его надежду на понимание читателями главного смысла и деталей текста художественного произведения.

Общая характеристика учебного предмета

В 11 классе предусмотрено изучение художественной литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы.

Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.

 В программе соблюдена системная направленность. Эта идея и концентрический подход помогают учителю подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений и т. д.

Программа 11 класса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы, причём   она представляет собой линейный курс на историко-литературной основе (русская литература XIX и XX веков).

На уроках важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, интерпретация и оценка прочитанного). Только в этом случае школьники приходят к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить произведение, высказать свое развернутое, аргументированное суждение о прочитанном стихотворении, рассказе, романе, пьесе (может быть, увиденной в театре). В решении этой важной задачи особую роль играют межпредметные и внутрипредметные связи курса литературы, обращение к другим видам искусства, к традициям внутри определенной литературной школы, направления, выявление литературных и общекультурных ассоциаций и аллюзий.

Описание места учебного предмета в учебном плане

        Предмет «Литература» относится к предметной области «Филология», реализуется за счет часов инвариантной части учебного плана образовательной организации. Данная программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), 34 рабочих недели в соответствии с годовым учебным планом, годовым календарным учебным графиком.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  • поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
  • сравнение, сопоставление, классификация;
  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
  • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
  • составление плана, тезисов, конспекта;
  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Поэтому в результате изучения литературы с использованием данного УМК ученики 11 класса должны уметь:

чтение и восприятие

- прочитать программные произведения, предназначенные для текстуального и обзорного изучения; воспроизводить их конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события); дать оценку героям и событиям;

чтение, истолкование и оценка 

- анализировать и оценивать изученное произведение как художественное единство; характеризовать следующие его компоненты: проблематика и идейный смысл; группировка героев относительно главного конфликта и система образов; особенности композиции; взаимосвязь узловых эпизодов; средства изображения образов – персонажей (портрет, пейзаж, интерьер, авторская характеристика, речевая характеристика); род и жанр произведения, способ авторского повествования; своеобразие авторской речи; авторское отношение к изображаемому;

- давать оценку изученному лирическому произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей;

- применять сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;

- знать основные  факты о жизни и творчестве  изучаемых писателей;

- объяснять связь произведений со временем написания и современностью;

- объяснять сходство и различие произведений разных писателей;

- соотносить произведение с литературным направлением эпохи, называть основные черты этих направлений;

чтение и речевая деятельность

- владеть монологическими и диалогическими формами устной и письменной речи;

- пересказывать текст художественного произведения, руководствуясь заданием (характеристика образа – персонажа, основная проблема произведения, особенности композиции);

- анализировать эпизод изученного произведения;

- составлять планы, тезисы статей на литературную тему;

- писать сочинения на литературную тему разных жанров;

- выразительно читать художественное произведение, в том числе выученные наизусть.

Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе


1.Оценка устных ответов.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

- знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
- умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

- понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

- знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
- умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
- умение владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Оценка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Оценка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Оценка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

2. Оценка сочинений.

Сочинение основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. С помощью сочинений проверяются:
- умение раскрыть тему;

- умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
- соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя оценками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

1. Соответствие работы ученика теме и основной мысли;
2. Полнота раскрытия темы;
3. Правильность фактического материала;
4. Последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

1. Разнообразие словаря и грамматического строя речи;
2. Стилевое единство и выразительность речи;
3. Число речевых недочетов.
Грамотность оценивается
 по числу допущенных учеником ошибок орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка "5"

1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов. Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Оценка "4"
1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

Оценка «3»
1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

Оценка «2»
1. Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
                                        

Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5»  - 90 – 100 %;

«4»  - 78 – 89 %;

«3»  - 60 – 77 %;

«2»  - менее 59 %. 

Основное содержание курса

Введение (1 ч.)

Русская литература ХХ в.в. контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них “вечных” проблем бытия.

Литература конца 19 – начала 20 века

Обзор русской литературы первой половины XX века

Традиции и новаторство в литературе рубежа XIXХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.

Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема “художник и власть”.

И. А. Бунин

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель».

Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание», цикл «Темные аллеи».

Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.

А. И. Куприн

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Гранатовый браслет».Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.

М. Горький

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Старуха Изергиль».

Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.    

Пьеса «На дне».

Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.

Серебряный век русской поэзии (5 ч.)

Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений.

Символизм

Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).

В. Я. Брюсов

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны». Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.

К. Д. Бальмонт

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…». Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.

А. Белый

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине». Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.

Акмеизм

Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.

Н. С. Гумилев

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Капитаны». Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

Футуризм

Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.

Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).

И. Северянин

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»),  «Двусмысленная слава». Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.

В. В. Хлебников

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…».

Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.

Крестьянская поэзия

Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.

Н. А. Клюев.

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...». Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.

Литература 20-30 годов 20 века (41 ч.)

А. А. Блок

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы».

Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.

Поэма «Двенадцать».  

История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция  и способы ее выражения в поэме.

В. В. Маяковский

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся». Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой».

Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в  творчестве Маяковского.

С. А. Есенин

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская»,  «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…».

Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.

М. И. Цветаева

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…»,  «Идешь, на меня похожий…», «Куст».

Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.

О. Э. Мандельштам

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Невыразимая печаль», «Tristia». Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.  

А. А. Ахматова

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…».

Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой.

Поэма «Реквием».

История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос “Реквиема”. Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.

Б. Л. Пастернак

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво…».

Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка.

Роман «Доктор Живаго» (обзор).

История создания и публикации романа. Цикл “Стихотворения Юрия Живаго” и его связь с общей проблематикой романа.

М. А. Булгаков

Жизнь и творчество.

Роман «Мастер и Маргарита».

История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.

А. П. Платонов

Жизнь и творчество.

Повесть «Котлован».

Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Высокий пафос и острая сатира в “Котловане”. Утопические идеи “общей жизни” как основа сюжета повести. “Непростые” простые герои Платонова.  Тема смерти в повести. Самобытность языка и стиля писателя.

М. А. Шолохов

Жизнь и творчество.

Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение).

История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. "Вечные" темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова.

Обзор русской литературы второй половины XX века

Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании. «Лагерная» тема. «Деревенская» проза. Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературах других народов России.

Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы).

А. Т. Твардовский

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…»,  «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем».

Исповедальный характер лирики Твардовского.  Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.

Литература 50-90 годов 20 века (22 ч.)

В. Т. Шаламов

Жизнь и творчество (обзор). 

Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия».

История создания книги “Колымских рассказов”. Своеобразие раскрытия “лагерной” темы. Характер повествования.

А. И. Солженицын

Жизнь и творчество (обзор). 

Повесть «Один день Ивана Денисовича».

Своеобразие раскрытия “лагерной” темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

В. М. Шукшин

Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный».

Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.

В. В. Быков

Повесть «Сотников».

Нравственная проблематика произведения. Образы Сотникова и Рыбака, две “точки зрения” в повести. Образы Петра, Демчихи и девочки Баси. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении. Мастерство психологического анализа.  

В. Г. Распутин

Повесть «Прощание с Матерой».

Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести.

Н. М. Рубцов

Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние.

Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике Рубцова.

И. А. Бродский

Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…»).

Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в “заселенном пространстве”.

Б. Ш. Окуджава

Стихотворения: «Полночный троллейбус», «Живописцы».

Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов. Арбат как художественная Вселенная, воплощение жизни обычных людей в поэзии Окуджавы. Обращение к романтической традиции. Жанровое своеобразие песен Окуджавы.

А. В. Вампилов

Пьеса «Утиная охота».

Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.

Обзор литературы последнего десятилетия (8 ч.)

Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати. Современная проза, поэзия.

Литература русского зарубежья. Обзор.

Творчество С. Довлатова, В. Набокова. Современная публицистика. Эссе «Главные герои литературы».

Перечень обязательных работ

  1. Домашнее сочинение по творчеству И.А. Бунина и А.И. Куприна.
  2. Анализ эпизода пьесы М. Горького «На дне».
  3. Самостоятельная работа по поэзии Серебряного века.
  4. Анализ эпизода из поэмы А.А. Блока «Двенадцать».
  5. Самостоятельная работа по поэзии С.А. Есенина.
  6. Анализ стихотворения В. Маяковского
  7. Классное сочинение по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
  8. Анализ стихотворения О. Мандельштама.
  9. Контрольная работа по роману М. Шолохова «Тихий Дон».
  10. Анализ стихотворения А.Т. Твардовского.
  11. Самостоятельная работа по творчеству А.И. Солженицына.
  12. Анализ стихотворений Бродского, Окуджавы.
  13. Контрольный тест по разделу «Литература 50-90 годов»
  14. Классное сочинение на тему: «Литература на современном этапе».
  15. Эссе «Герои литературы 20 века».

Тексты для заучивания наизусть:

  1. Бунин. «Одиночество».
  2. Брюсов. «Юному поэту».
  3. Гумилёв. «Жираф».
  4. Блок. «Незнакомка», «Россия».
  5. Есенин. «Собаке Качалова», «Не жалею, не зову, не плачу…».
  6. Маяковский. «А вы могли бы...», «Послушайте».
  7. Ахматова. «Сжала руки под тёмной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...».
  8. Мандельштам. «Notre Dame».
  9. Цветаева. «Имя твоё...», «Кто создан из камня...».
  10.  Пастернак. «Во всём мне хочется дойти до самой сути...».
  11.  Твардовский. «Я знаю, никакой моей вины...».
  12.  Бродский. 1 стихотворение (по выбору обучающихся).
  13.  Окуджава. 1 стихотворение (по выбору обучающихся).
  14.  Рубцов. 1 стихотворение (по выбору обучающихся).

Учебно-тематический план

№п\п

Разделы, темы

Количество часов

I

Введение. Русская литературы в контексте мировой художественной культуры 20 века.

1

II

Литература начала 20 века

Писатели-реалисты начала 20 века.

Иван Алексеевич Бунин. Стихотворения «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество». Рассказы «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник».

4

 Александр Иванович Куприн. Повесть «Олеся», рассказ «Гранатовый браслет».

3

Максим Горький. Рассказ «Старуха Изергиль».  Пьеса «На дне».

6

Серебряный век русской поэзии

1

Символизм.

Валерий Яковлевич Брюсов. Стихотворения «Творчество», «Юному поэту», «Грядущие гунны», «Каменщик».

1

Константин Дмитриевич Бальмонт. Стихотворения «Кинжальные слова», «Фантазия», «Злые чары»

Андрей Белый. Сборники «Золото в лазури», «Пепел», «Урна»..

1

Акмеизм.

Николай Степанович Гумилёв. Стихотворения «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл  «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай»

2

Футуризм.

Игорь Северянин. Стихотворения из сборников «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны»

1

Александр Александрович Блок. Стихотворения «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…», «В ресторане», «На железной дороге», «Фабрика», «Стихи о Прекрасной Даме»,  поэма «Двенадцать».

4

Новокрестьянская поэзия.

Николай Алексеевич Клюев. Стихотворения «Рождество избы», «Вы обещали нам сады…», «Я посвящённый от народа…»

1

Сергей Александрович Есенин. Стихотворения « Гой ты, Русь моя родная!…», «Не бродить, не мять в кустах багряных…»,  «Мы теперь уходим понемногу…»,  «Письмо матери», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!...»,  «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь советская», «Сорокоуст», «Спит ковыль. Равнина дорогая…»,  «Собаке Качалова», «Клён ты мой опавший, клён заледенелый…». Цикл «Персидские мотивы».

6

III

Литература 20-х годов 20 века

Александр Александрович Фадеев. Роман «Разгром».

1

Владимир Владимирович Маяковский. Стихотворения «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Дешёвая распродажа»

5

IV

Литература 30-х годов 20 века

1

Алексей Николаевич Толстой. Роман «Пётр Первый»

2

Михаил Афанасьевич Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита»

7

Андрей Платонович Платонов. Повесть «Котлован»

3

Анна Андреевна Ахматова. Стихотворения «Песня последней встречи…», «Сжала руки под тёмной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить…», «Приморский сонет». Поэма «Реквием»

4

Осип Эмильевич Мандельштам. Стихотворения «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…», «Notre Dame», «Мы живём, под собою не чуя страны…»

2

Марина Ивановна Цветаева. Стихотворения «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку»,  «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину»

3

Михаил Александрович Шолохов. «Донские рассказы». Роман-эпопея «Тихий Дон».

8

V

Литература периода Великой Отечественной войны

Лирика Анны Ахматовой, Бориса Пастернака, Николая Тихонова, Михаила Исаковского, Алексея Суркова, Константина Симонова

1

Очерки, рассказы, повести Алексея Толстого, Михаила Шолохова,  Константина Паустовского

1

VI

Литература 50-90-х годов

Послевоенная проза

Юрий  Бондарев. Роман «Горячий снег».

Виктор Некрасов. Повесть «В окопах Сталинграда»

Борис Васильев. Повесть «В списках не значился».

2

Поэзия периода «оттепели»

Стихотворения Беллы Ахмадулиной,

Роберта  Рождественского,

Николая Рубцова,

Юлии Друниной

2

«Городская» проза

Юрий Трифонов «Обмен».

Виктор Дудинцев. Роман «Белые одежды».

1

«Деревенская» проза

Василий Макарович Шукшин.  Рассказы «Чудик», «Одни», «Земляки», «Миль пардон, мадам!»

1

Драматургия

Вампилов А. В. Пьеса «Утиная охота». Виктор Розов. Пьеса « В добрый час!».

Алексей Арбузов. Пьеса «Иркутская история».

1

Литература Русского зарубежья

Владимир  Набоков. Роман «Машенька»

1

Авторская песня

Лирика Александра Галича, Юрия Визбора,

Владимира Высоцкого, Булата Окуджавы.

2

Александр Трифонович Твардовский.  Стихотворения «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…», «В тот день, когда закончилась война…»

2

Борис Леонидович Пастернак. Стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всём мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Быть знаменитым некрасиво…».

Роман «Доктор Живаго».

1

2

Александр Исаевич Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича»

4

Варлам Тихонович Шаламов. Цикл «Колымские рассказы»

1

Николай Рубцов. «Видения на холме», «Русский огонёк», «Звезда полей», «В горнице».

1

Виктор  Петрович Астафьев. Роман «Царь-рыба».

1

Василий Макарович Шукшин. Рассказы.

1

Валентин Григорьевич Распутин. Повести «Прощание с Матёрой», «Живи и помни»

2

Иосиф Александрович Бродский. Стихотворения «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет»

1

Из литературы народов России

Мустай Карим. Стихотворения «Подует ветер-всё больше листьев…», «Тоска», «Птиц выпускаю»

1

VII

Литература конца 20-начала 21 века

Проза (обзор творчества):

Андрей Битов.

Людмила Петрушевская.

Виктор Пелевин

Татьяна Толстая.

1

Поэзия:

Лирика Беллы Ахмадулиной.

Андрея Вознесенского,

Евгения Евтушенко.

1

Песенное творчество Ю. Визбора и В. Высоцкого.

1

VIII

Из зарубежной литературы

Джордж Бернард Шоу. Пьеса «Пигмалион».

Томас Стерн Элиот. «Любовная песнь Дж.Альфреда Пруфрока».

Эрнест Хемингуэй. Повесть «Старик и море».

Эрих Мария Ремарк. Роман  «Три товарища».

4

Уроки и проблемы русской литературы XIX и XX веков (повторение при подготовке к ЕГЭ).

1

ИТОГО:

102

Описание учебно-методического обеспечения

Для учителя:

  1. Сахаров В.И. Зинин С.А. Литература XIX  века. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2ч. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010.
  2. Анализ лирики в старших классах: 10-11 классы / И.Е.Каплан.- М.: Издательство «Экзамен», 2012.
  3. Каганович С.Л. Технология обучения анализу поэтического текста: Методическое пособие для учителей-словесников. – Великий Новгород: НРЦРО, 2009.
  4. Литература: Справ. Материалы: Кн. для учащихся / С.В.Тураев, Л.И.Тимофеев, К.Д.Вишневский и др. = М.: Просвещение, 2010.
  5. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе 9-11 кл. – М.: Дрофа, 2008.
  6. Коган И.И., Козловская Н.В. Анализ эпизода и анализ стихотворения в школьном сочинении. Серия «Филологическая мозаика». – СПб.: САГА, 2003.
  7. Страшнов С.Л. Русская поэзия XX века в выпускном классе: Кн. для учителя. – М.: Провещение, 2012.
  8. Субботина К.А. Зарубежная литература. Материалы к урокам в 11 классе. – Волгоград, издательство Гринина А.Е., 2010.
  9. Кабанова И.В. Зарубежная литература: Пособие для учащихся старших классов и студентов гуманитарных специальностей вузов. – Саратов: «Лицей», 2009.

Для учеников:

  1. И. А. Бунин. «Покрывало море свитками...». «И цветы, и шмели, и трава, и колосья...». Митина любовь.
  2. М. Горький. Дело Артамоновых.
  3. Д. С. Мережковский. Поэту наших дней. Леонардо да| Винчи. Дети ночи. Парки.
  4. 3. Н. Гиппиус. Сонет. Бессилье. Родине.
  5. В. Я. Брюсов. Фаэтон. «Идут года. Но с прежней страстью...». Парки в Москве.
  6. К. Д. Бальмонт. Змеиный глаз. Слова-хамелеоны. В застенке. Гармония слов.
  7. А. А. Блок. «Ты отошла, и я в пустыне...». «Опустись, занавеска линялая...». «Тропами тайными, ночными...». Шаги командора. «Я не предал белое знамя...».
  8. А. Белый. Маг. Родина. Родине.
  9. Н. С. Гумилев. «Зачарованный викинг, я шел по земле...». «Из логова змиева...». «Священные плывут и тают ночи...».
  10. A.        А. Ахматова. Исповедь. Песня последней встречи. «Все расхищено,  предано,  продано...».   «Словно дальнему голосу внемлю...». «Ты стихи мои требуешь прямо...».
  11. О. Э. Мандельштам. «Отчего душа певуча...». «Образ твой, мучительный и зыбкий...». «Я не слыхал рассказов Оссиана...». «Нет, никогда, ничей я не был современник...». «Мы живем, под собою не чуя страны...».
  12. B.        В. Хлебников. «Москва, ты кто?..». Не шалить!
  13. В. В. Маяковский. А вы могли бы? Юбилейное. Одна из пьес (на выбор).
  14. Б. Л. Пастернак. «Я понял жизни цель и чту...». Определение творчества. Единственные дни.
  15. Е. Замятин. Русь.
  16. C.        А.  Есенин. «Я иду долиной. На затылке кепи...».
    Пугачев.
  17. М. И. Цветаева. «Веселись, душа, пей и ешь!..». «В огромном городе моем — ночь...». «Я — страница твоему перу...». Поэт. Стол.
  18. И. Э. Бабель. Жизнеописание Павличенки Матвея Родионыча.
  19. Б. А. Пильняк. Повесть непогашенной луны.
  20. В. В. Набоков. Облако, озеро, башня.
  21. М. М. Зощенко. Беда.
  22. А. П. Платонов. Рассказы (на выбор).
  23. М. А. Шолохов. Донские рассказы.
  24. М. А. Булгаков. Бег.
  25. Н. А. Заболоцкий. Столбцы.
  26. А. Т. Твардовский. Стихотворения из книги «Из лирики этих лет». Поэма «По праву памяти».
  27. Н. М. Рубцов. Утро. Ночь на родине.
  28. Е. А. Евтушенко. «О нашей молодости споры...».
  29. A. А. Вознесенский. Стихотворения на выбор.
  30. Б. А. Ахмадулина. «По улице моей который год...». Апрель, свеча. Снегопад. «Бьют часы, возвестившие осень...» (на выбор).
  31. B. С. Высоцкий. Я не люблю (или 3 стихотворения на выбор).
  32. И. А. Бродский. Фонтан.
  33. В. П. Астафьев. Где-то гремит война.
  34. В. И. Белов. Плотницкие рассказы.
  35. В. Г. Распутин. Прощание с Матерой.
  36. Б. Брехт. Мамаша Кураж и ее дети. Трехгрошовая опера.
  37. Г. Белль. Глазами клоуна.
  38. Ф. Кафка. Превращение.
  39.  А. Камю. Посторонний.
  40. Ф. Саган. Здравствуй, грусть.
  41. Дж. Оруэлл. Скотный двор.
  42. А. Кристи. Убийство в Восточном экспрессе. Свидетель обвинения.
  43. У. Фолкнер. Рассказы.
  44. Э. Хемингуэй. Прощай, оружие!
  45. Дж. Сэлинджер. Над пропастью во ржи.

Учебно-методический комплекс

Учебник

Учебное  пособие

Методические пособия

Русская литература 20 века: учеб. для 11кл.: В 2 ч./ Под ред. В.П.Журавлёва. - М.: Просвещение, 2010.

Русская литература 20 века: 11кл.: Практикум/ под ред. В.П. Журавлёва. - М.: Просвещение, 2012.

Чертов В.Ф. Тесты. Вопросы и задания по курсу литературы 19 века: 10 кл.- М.: Просвещение, 2012.

Литература в 11 классе: Метод. советы / под ред. В.П.Журавлёва. - М.: Просвещение, 2013.

Уроки литературы: 11кл.: Кн. для учителя \ Под ред. В.П.Журавлёва.- М.: Просвещение, 2012.

Крутецкая В. А. Русская литература в таблицах и схемах                 9 – 11 классы. – С.- Пб.: Литера, 2010.

Средства обучения

  1. Толковые словари по русскому языку.
  2. Словари литературоведческих терминов.
  3. Раздаточный и дидактический материал.
  4. Технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся.
  5. Печатные пособия.
  6. Тексты произведений.
  7. Портреты писателей и поэтов.
  8. Видеофильмы.
  9. Таблицы по литературе.

                                 


Календарно-тематическое планирование по литературе 11 класс

    №

урока

Содержание (разделы, темы)

Количество часов

Планируемая дата проведения

Фактическая дата проведения

1

Введение.

Русская литература в контексте мировой художественной культуры 20 века.

1

3.09

2

Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество. Лирика Бунина, её философичность, лаконизм и изысканность. Стихотворения «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество».

4

1

4.09

3

Рассказ «Господин из Сан-Франциско». Осуждение бездуховности существования. Изображение мирового зла в рассказе.

1

5.09

4

Широчайшее социально-философское обобщение, поэтика рассказа «Господин из Сан-Франциско».

1

10.09

5

Поэтизация мира ушедшей Москвы. Герои и их трагическое чувство в рассказе «Чистый понедельник».

1

11.09

6

Александр Иванович Куприн. Жизнь и творчество. Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини.

3

1

12.09

7

Проблематика и поэтика  произведения. Талант любви в рассказе  «Гранатовый браслет».

1

17.09

8

Роль эпиграфа в рассказе «Гранатовый браслет». Смысл финала. Мастерство писателя-реалиста.

Р.р. Домашнее сочинение по творчеству Бунина и Куприна.

1

18.09

9

Максим Горький. Жизнь и творчество. Ранние произведения.  Суровая  правда рассказов и романтический пафос революционных песен.

6

1

19.09

10

 «Старуха Изергиль». Проблематика, особенности композиции. Соотношение романтического идеала и реалистической картины жизни.

1

24.09

11

«На дне» как социально-философская драма. Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.

1

25.09

12

Три правды в пьесе «На дне», её социальная и нравственно-философская проблематика.

1

26.09

13

Авторская позиция и способы её выражения. Композиция пьесы «На дне». Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных  цитат.

1

01.10

14

Р.р. Изложение с творческим заданием по творчеству М. Горького.

1

02.10

15

Серебряный век русской поэзии.

 Основные литературные направления.

 Р.к. Кубанские поэты начала 20 века.

1

03.10

16

 Валерий Яковлевич Брюсов как основоположник русского символизма. Проблематика и стиль произведений Брюсова (стихотворения «Творчество», «Юному поэту» и др.)

1

08.10

17

Лирика поэтов-символистов. К.Д.Бальмонт   и А.Белый.

1

09.10

18

Николай Степанович Гумилёв. Проблематика и поэтика лирики.

2

1

10.10

19

Яркость, праздничность восприятия мира в лирике Гумилёва (стихотворения  «Жираф», «Заблудившийся трамвай»  и др.).

1

15.10

20

Поиск новых поэтических форм в лирике Игоря Северянина. 

1

16.10

21

 Александр Александрович Блок.

Жизнь и творчество. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме».

4

1

17.10

22

Тема страшного мира в лирике А.Блока (стихотворения  «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В  ресторане», «Фабрика»).

1

22.10

23

Тема Родины в лирике А.Блока (стихотворения  «Россия», «На железной дороге»).

1

23.10

24

Поэма «Двенадцать». Сложность её поэтического мира. Неоднозначность трактовки финала.

«Вечные образы» в поэме. Философская проблематика произведения.

1

24.10

25

Художественные и идейно-нравственные аспекты  новокрестьянской поэзии.

Николай Алексеевич Клюев. Жизнь и творчество поэта.

1

29.10

26

 Сергей Александрович Есенин.

Жизнь и творчество. Ранняя лирика («Гой ты, Русь моя родная!..», «Письмо матери»).

6

1

30.10

27

 Тема России в лирике С.А.Есенина («Гой ты, Русь моя родная!..»», «Русь советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая...»).

1

31.10

28

Любовная тема в лирике С.А.Есенина  ( «Собаке Качалова», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ!..» и др).

1

10.11

29

Тема быстротечности бытия в лирике С.А.Есенина. Трагизм восприятия гибели русской деревни («Не жалею, не зову, не плачу...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Сорокоуст»).

1

11.11

30

Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы».

1

12.11

31

Р.р. Сочинение по творчеству С. А.Есенина.

1

17.11

32

Литература 20-х годов XX века.

Роман А.А.Фадеева «Разгром». Особенности жанра и композиции.

1

18.11

33

 Владимир Владимирович Маяковский. Жизнь и творчество.  Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэзия и живопись.

5

1

19.11

34

 Художественный мир ранней лирики поэта («А вы могли бы?»,  «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно»).

1

24.11

35

Своеобразие любовной лирики В.В.Маяковского («Лиличка!», «Письмо Татьяне Яковлевой»).

1

25.12

36

Тема поэта и поэзии в творчестве В.В.Маяковского (стихотворения Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину»).

1

26.12

37

Сатирический пафос лирики Маяковского (стихотворения «Прозаседавшиеся», «Дешёвая распродажа»).

1

03.12

38

 Литература 30-х годов 20 века 

1

04.12

39

Тема русской истории в творчестве Алексея Николаевича Толстого. Панорама русской жизни в романе «Пётр Первый».

2

1

05.12

40

Образ Петра в романе А.Н.Толстого «Пётр Первый».

1

10.12

41

Михаил Афанасьевич Булгаков.

Жизнь, творчество, личность.

7

1

11.12

42

«Мастер и Маргарита». История создания романа, особенности  жанра, композиции.  

1

12.12

43

Три  мира в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».

1

17.12

44

Любовь и творчество в романе «Мастер и Маргарита». Образы Мастера и Маргариты.

1

18.12

45

Вторжение дьяволиады в Москву. Образы Воланда и его свиты.

1

19.12

46

Р.р. Подготовка к сочинению по роману Булгакова «Мастер и Маргарита».

1

24.12

47

Р.р. Сочинение по роману «Мастер и Маргарита».

1

25.12

48

Характерные черты времени в повести А.Платонова «Котлован».

3

1

26.12

49

 Пространство и время в повести А.Платонова «Котлован».

1

12.01

50

Метафоричность художественного мышления А.Платонова в повести «Котлован».

1

13.01

51

Анна Андреевна Ахматова. Жизнь и творчество. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство  любовной лирики Ахматовой.

( «Песня последней встречи…», «Сжала руки под тёмной вуалью...»).

4

1

14.01

52

Судьба России и судьба поэта в лирике Ахматовой («Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...»,  «Родная земля», «Приморский сонет»).

1

19.01

53

 Поэма Ахматовой «Реквием». Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы  и образы в поэме.

1

20.01

54

Тема суда времени и исторической памяти в поэме «Реквием». Особенности жанра и композиции поэмы.

1

21.01

55

Осип Эмильевич Мандельштам. Жизнь и творчество. Трагический конфликт поэта и эпохи. Яркость поэтической палитры поэта.

2

1

26.01

56

Исторические и литературные образы в лирике Мандельштама. Анализ стихотворений «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город,  знакомый до слёз...».

1

27.01

57

 Марина Ивановна Цветаева.

Жизнь и творчество. Поэтический мир М.Цветаевой. Трагедийная тональность творчества (стихотворения  «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...»).

3

1

28.01

58

Тема творчества, поэта и поэзии в лирике. Стихотворения  «Моим стихам, написанным так рано...»,  «Стихи Блоку».

1

29.01

59

 Р.р. Сочинение по творчеству А.Ахматовой, О.Мандельштама, М.Цветаевой.

1

02.02

60

 Михаил Александрович Шолохов.

Судьба и творчество писателя. Шолоховская концепция Гражданской войны в «Донских рассказах».

8

1

03.02

61

«Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания. Вопрос об авторстве.

Картины жизни донских казаков в романе «Тихий Дон».

1

04.02

62

«Чудовищная нелепица войны» в изображении Шолохова (картины  Первой мировой войны).

1

09.02

63

Гражданская  война в романе «Тихий Дон».

1

10.02

64

Трагедия народа и судьба Григория Мелехова.

1

11.02

65

Женские судьбы в романе «Тихий Дон». Роль картин природы в изображении жизни героев.

1

16.02

66

«Вечные темы в романе»: человек и история, война и мир, личность и масса. Мастерство Шолохова.

1

17.02

67

Р.р. Сочинение по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон».

1

18.02

68

Литература периода Великой Отечественной войны.

Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет.  Творчество  Н. Тихонова,  К. Симонова, О.  Берггольц, Б. Пастернака, М. Исаковского, А. Суркова.

Р.к. Великая Отечественная война в произведениях кубанских поэтов.

1

24.02

69

Человек на войне и правда о нём в прозе военных лет (рассказы Михаила Шолохова, Алексея Толстого, Константина Паустовского).

1

24.02

70

«Окопная» правда   в романе Ю.Бондарева «Горячий снег» и повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда».

1

25.02

71

Новое осмысление военной темы в повести  Б.Васильева «В списках не значился». 

Р.к. Военная проза кубанских писателей («Мальчишки сорок первого» Василенко Г.И., «Баллада об ушедших в десант» Прокопова П.И.)

1

02.03

72

Александр Трифонович Твардовский. Лирика поэта. Размышления о настоящем и будущем Родины.

2

1

03.03

73

.  Утверждение нравственных ценностей в лирике Твардовского («Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...», «Вся суть в одном единственном завете...»)

1

04.03

74

Борис Леонидович Пастернак. Философский характер лирики. Основные темы и мотивы  поэзии (стихотворения  «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всём мне хочется дойти ...»,

 « Зимняя ночь», «Гамлет», «Быть знаменитым некрасиво…»).

3

1

09.03

75

Проблематика и художественное своеобразие романа «Доктор Живаго». Цикл стихотворений героя.   Его связь с проблематикой романа.          

1

10.03

76

Образ главного героя – Юрия Живаго. Образы-символы и сквозные мотивы в романе.

1

11.03

77

Александр Исаевич Солженицын.

Жизнь и творчество. Особенности художественных решений в творчестве писателя. Роль публицистики в его творчестве.

4

1

16.03

78

Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести «Один день Ивана Денисовича». Образ Ивана Денисовича Шухова.

1

17.03

79

Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи (по повести А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»).

1

18.03

80

 Р.р. Письменный ответ на проблемный вопрос по повести  «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына.

1

01.04

81

Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев. Варлам  Шаламов  «Колымские рассказы» («На представку», «Сентенция»). 

1

02.04

82

Н.М.Рубцов. Основные темы и мотивы лирики поэта.

1

03.04

83

«Деревенская» проза в современной литературе.

Взаимоотношение человека и природы в романе В.П.Астафьева «Царь-рыба».

1

08.04

84

Рассказы   Василия Макаровича Шукшина. Герои и события.

1

09.04

85

Валентин Григорьевич  Распутин.

 Народ, его земля в повести «Прощание с Матёрой».

2

1

10.04

86

Нравственные проблемы в повести «Живи и помни»

1

15.04

87

Иосиф Александрович Бродский. Слово о поэте. Проблемно-тематический диапазон лирики поэта (стихотворения «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет»).

1

16.04

88

Булат Шалвович Окуджава. Слово о поэте. Память о войне в лирике фронтовика. Песенное творчество.

1

17.04

89

Песенное творчество Ю. Визбора и В. Высоцкого.

1

22.04

90

Ю.В.Трифонов. Повесть «Обмен». Осмысление вечных тем человеческого бытия  в условиях городского быта.

1

23.04

91

А.В.Вампилов. Пьеса «Утиная охота». Проблематика, основной конфликт, система образов в пьесе.

1

25.04

92

Литература Русского зарубежья

Владимир  Набоков. Роман «Машенька»

1

29.04

93

Мустай Карим. Тема памяти о родных местах, мудрости предков

(стихотворения «Подует ветер-всё больше листьев…», «Тоска», «Птиц выпускаю»).

1

30.04

94

Литература на современном этапе: проза Андрея Битова, Людмилы Петрушевской,  Виктора Пелевина, Татьяны Толстой.

Р.к. Кубанская проза в современной литературе.

1

02.05

95

Р.Р. Подготовка к сочинению по произведениям современной литературы.

1

07.05

96

Р.р. Сочинение по произведениям современной литературы.

1

08.05

97

Современная поэзия: лирика Б. Ахмадулиной, А Вознесенского, Е.Евтушенко.

 Р.к. Кубанская поэзия  в современной литературе.

1

14.05

98

 Пьеса «Пигмалион» Джорджа Бернарда Шоу. Власть социальных предрассудков над сознанием людей. Проблема духовного потенциала личности и его реализации.

1

15.05

99

Томас Стернз Элиот. Сихотворение «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». Тревога и растерянность человека на рубеже новой эры.

1

16.05

100

 Духовно-нравственные проблемы  в повести  Эрнеста Хемингуэя «Старик и море».

1

21.05

101

 Роман «Три товарища» Эриха Марии Ремарка. Трагическая концепция жизни в романе.

1

22.05

102

Семинар: Проблемы и уроки литературы XIX (повторение) и XX веков.

1

23.05

ИТОГО:     102 часа,  работ по развитию речи - 1 домашнее сочинение, 5 классных сочинений, 1 ответ на проблемный вопрос  (в классе), 1 классное изложение с творческим заданием


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса «Русский язык» 6 класс на 2014 – 2015 учебный год

Рабочая программа по «Русскому языку» 6 класс составлена на основе авторской программы: Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык 5-9 класс...

Рабочая программа курса «Русский язык» 7 класс на 2014 – 2015 учебный год

Рабочая программа по «Русскому языку» 7 класс составлена на основе авторской программы: Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык 5-9 класс...

Рабочая программа курса «Русский язык» 8 класс на 2014 – 2015 учебный год

Рабочая программа по «Русскому языку» 8 класс составлена на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения и ориенти...

Рабочая программа по русскому языку 10-11 класс. 2014-2015 учебный год

   Настоящая программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования,  примерной программы основного общего образован...

Рабочая программа по русскому языку 6 класс Разумовсая 2014-2015 уч.год

Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с новыми требованиями, содержит тематическое и календарно-тематическое планирование, банк контрольных работ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс (ФГОС), 2014 - 2015 год

Рабочая программа по русскому языку составлена с учётом ФГОС. Используемый УМК:  1.Русский язык.5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1 / С.И. Львова, В.В. Льво...

Рабочая программа по русскому языку 6 класс (ФГОС), 2014-2015 год

Программа составлена на основе авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений . 5-11 классы: основной курс, элективные курсы/ автор- составитель С.И.Львова.Используемый...