Описание системы опыта работы
материал по теме

Карпова Виктория Александровна

ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Описание опыта работы  учителя английского и немецкого языков МБОУ СОШ №39 города Тулы

Майер Виктории Александровны

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta_raboty_samoanaliz_deyatelnosti.docx27.27 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Описание опыта работы  учителя английского и немецкого языков МБОУ СОШ №39 города Тулы

Майер Виктории Александровны

"… Внедрение в образование современных информационных технологий –

вопрос жизненно важный для государства и общества в целом…."

 В.В.Путин

Введение

Школа – это открытая социально-педагогическая система, которая создаётся обществом и призвана выполнять социально-значимые функции. По мере обновления общества и изменения социального заказа меняется и школа. Современная ситуация характеризуется глобальными изменениями во всех сферах жизни, и в образовании, в частности. Сегодня прежняя ориентация на цели государства сменяется личной ориентацией его членов. Государство устанавливает образовательные стандарты и перестаёт давать жёсткие заказы (типа «всестороннего и гармоничного развития личности»). Отсюда следует возрастающая значимость обучения иностранным языкам с целью формирования коммуникативной компетентности, что является одним из требований ФГОС нового поколения. Таким образом, особую актуальность в современной методике приобретает проблема обучения иностранному языку как средству общения.

Все большее распространение получает ориентация на такой тип обучения, который стимулирует интеллектуальное и духовно-нравственное развитие личности учащегося, активизирует его потенциальные возможности, развивает критическое мышление. Данному типу соответствует, прежде всего, системно-деятельностный подход в обучении иностранному языку, формирующий определенные интеллектуальные умения: умения анализировать информацию, отбирать необходимые факты, выстраивая их в логической последовательности, выдвигать аргументы и контраргументы. Именно поэтому данный подход стал основополагающим, но не основным, в моей педагогической деятельности.

Изучение иностранного языка в нашей школе направлено на достижение следующих целей:

  • Воспитание добросовестного отношения учащихся к учебному труду, развитие их активности, самостоятельности и ответственности за результаты;
  • Совершенствование условий для развития иноязычной коммуникативной   компетенции учащихся в совокупности её составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной; освоение ими иностранного языка на творческом уровне, обеспечивающим успешную сдачу ЕГЭ;
  1. Актуальность применения системно – деятельностного подхода на уроках иностранного языка

В процессе работы в младшем и среднем звене, передо мной возник ряд вопросов, требующих незамедлительного решения:

  1. Как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока?
  1. Как организовать урок так, чтобы каждый ученик работал активно и увлечённо, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса?
  2. Какие использовать методы и приёмы обучения, которые бы активизировали мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний?

Проанализировав методическую литературу и опыт коллег, прочитав ряд статей, я пришла к выводу, что именно в системно - деятельностном подходе выделяется результат деятельности,  на что и нацелены стандарты второго поколения - развитие личности ребенка на основе УУД.

Как гласит китайская народная мудрость “Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю – я усваиваю” и смысл данной пословицы отражает суть системно-деятельностного подхода.

Понятие системно-деятельностного подхода было впервые введено в 1985 г. как особого рода понятие. Что значит "деятельность"? Во-первых, деятельность - это всегда целеустремленная система, система, которая нацелена на результат. Во-вторых, результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь (коррекция, обратная ориентация). Важно увидеть, что все действия не разорваны. В-третьих, в деятельности надо учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности. Таким образом, любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат. Задача школы на современном этапе - не дать объем знаний, а научить учиться.

Основной принцип деятельностного подхода состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, учащиеся получают информацию, самостоятельно участвуя в исследовательской деятельности. Задача учителя при введении или отработке материала состоит не в том, чтобы все доступно объяснить и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу учеников, чтобы они сами нашли решения проблемы, отработали в речи грамматические и лексические структуры. Для активизации познавательной и практической деятельности учащихся на уроках иностранного языка можно использовать разнообразные приёмы, формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Использование деятельностного подхода формирует мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, создаёт положительный эмоциональный фон урока. Приемы работы могут быть разнообразны: игровые формы деятельности при введении и закреплении новой лексики, использование картинок, игрушек, активизация речевой деятельности с помощью разнообразного дидактического и раздаточного материала, создание компьютерной анимации и слайдов, озвученных на иностранном языке.

Системно-деятельностный подход позволяет внедрить в учебный процесс активные формы обучения, способствующие развитию творческих способностей учащихся, мышления, умения перестраиваться в быстро меняющемся современном обществе. Делается акцент на групповые и парные работы, которые “вытесняют” фронтальные формы работы.

Одним из эффективных методов, применяемых на практике и реализующих системно-деятельностный подход в обучении иностранному языку, является метод проектов. Проект – это самостоятельно планируемая и реализуемая учащимися работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности. Метод проектов позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой в изучении иностранного языка. Это достигается при помощи переноса центра обучения с преподавателя на учащегося, создания условий для сотрудничества и взаимодействия между учащимися, что является мотивирующим фактором, а позитивная мотивация – это ключ к успешному изучению иностранного языка. Выполнение проектных заданий позволяет учащимся видеть практическую пользу от изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса к этому предмету.

  1. Применение системно – деятельностного подхода в  преподавании иностранного языка

Задачи моей педагогической деятельности многофункциональны, но главными являются:

1. Повышение мотивации к обучению.

2. Развитие творческого мышления, связной речи учащихся.

3. Создание на уроке оптимальных условий для развития каждого школьника.

В связи  с поставленной целью реализую следующие задачи: обеспечить каждому школьнику базовый уровень знаний по предмету через внедрение современных технологий; обеспечить индивидуальное развитие детей через организацию учебной работы; выстраивать педагогическую деятельность, учитывая уровень обученности, воспитанности и личностное развитие учащихся; научить собирать, систематизировать и обобщать нужную информацию, осмысленно работать с подобранным материалом, справочным инструментарием; помочь учащимся овладеть навыками самостоятельной работы.

Технологии и приемы, применяемые в моей педагогической деятельности.

1.Здоровьесберегающие технологии

В наши дни проблема здоровья школьников стала приоритетной, т. к. более 60 % учащихся постоянно или часто испытывают учебный стресс, что приводит к ухудшению показателей психического и физического здоровья учащихся; снижается успеваемость, усиливается состояние тревожности. Перегрузка учащихся на уроке, которая вызывает повышение уровня утомляемости, зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. На уроке необходима частая смена видов активности, включение игровой деятельности, стимулирование творческого отношения к теме урока, наличие соревновательных моментов. Все это повышает умственную работоспособность, познавательную активность, мотивацию к изучению языка.

С целью предупреждения утомления и усталости учащихся в первую очередь включаю в каждый урок зарядки для глаз, динамические паузы, физминутки и подвижные игры, которые стараюсь связать с тематикой урока. Таким образом, с их помощью осуществляется профилактика нарушений осанки и зрения; активизируются внимание, память, умственная работоспособность, снимается умственное и физическое напряжение. Кроме того, развивается речь, обогащается словарный запас, отрабатывается произношение, а самое главное, поддерживается интерес детей к изучению иностранного языка. При этом важно, чтобы такие физкультминутки не способствовали перевозбуждению нервной системы ребенка.

Также большое значение имеет использование пальчиковых игр при работе с младшими школьниками, т. к. это развивает мелкую моторику детей. Пальчиковые игры еще называют - «зарядкой для мозга».

Для формирования навыков здорового образа жизни в рамках учебного курса проведены уроки по темам «Спортивные игры» во 2 классе, в 5 классе «Ты друг своей планеты?», в 7 классе - «Спорт в жизни человека», «Как ты проводишь свое свободное время?» и др.

2.Игровые технологии

Эффективный способ обучения лексики на уроках английского языка - игровой метод. Очень важно, на мой взгляд, чтобы дети не чувствовали большую нагрузку школьной программы, а игра - способна помочь этому.

На уроках я часто применяю карточки с изображением лексических единиц; провожу различные виды игр:

 - лексические, грамматические, призванные обеспечить умение учащихся практически применять знания, активизировать их мыслительную деятельность, направленную на употребление грамматических конструкций в естественных условиях общения;

- ролевые игры и дискуссии.

3.Метод компьютерной техники и технологий сети Интернет

Компьютер выполняет на уроке роль источника информации, выступает в качестве средства оценки, учета и регистрации знаний учащихся. На уроках я применяю мультимедийное оборудование, интерактивные средства обучения; использую презентации, особенно при введении новой темы, содержащей лексику. Здесь задействован элемент яркой, красочной наглядности. Так же пользуюсь интернет – ресурсами. Это позволяет мне повысить интерес школьников к предмету, качество знаний. Использование инновационных методов и приемов приводит к хорошим результатам: отсутствие неуспевающих по предмету, повышается мотивация, качество знаний по предмету стабильно.

4.Дифференцированный подход

Как было сказано ранее, системно – деятельностный подход является основополагающим в моей деятельности, но не основным, так как осознаю, что нет единственно верной методики преподавания. Поэтому в своей работе я также использую дифференцированный подход в обучении. Дифференцирую задания по степени оказания помощи ученику со стороны учителя, по степени самостоятельности учащихся при выполнении задания. Это особенно важно для слабых учеников. Работа организуется так, чтобы со временем степень самостоятельности школьников возрастала, а доза помощи снижалась. Для подобной дифференциации в своей практике использую образцы выполнения заданий, памятки - опоры, памятки - алгоритмы.

5.Применение стихотворений, рифмовок и песенного материала

Поэтические тексты и песни являются прекрасным материалом для отработки ритма, интонации иноязычной речи, совершенствование произношения.

При работе со стихами и песнями решается проблема многократного повторения высказываний по одной модели или восприятии одного и того же слова. Многократное воспроизведение песни или стихотворения не воспринимается как искусственное.

Многие учебные курсы для начальной школы вводят песенный материал как естественную часть при изучении тех или иных лексических тем. В учебном курсе "Enjoy English ”  и “Spotlight” детям предлагаются чудесные, легко запоминающие песенки практически в каждой лексической теме.

7.Творческие задания

Творческая деятельность дает учащимся общеобразовательных школ широкие возможности для проявления собственной индивидуальности. Творческий уровень связан с такими умениями как, например, подготовить сообщение на определенную тему, выразить свое отношение к содержанию текста, интерпретировать главную идею текста.

Таким образом, можно сделать вывод, что при изучении иноязычной лексики необходимо использовать все вышесказанные методы и приемы в комплексе. В этом случае достигаются высокие результаты в усвоении лексики, формируются речевые навыки и развивается интерес детей к предмету английский язык.

На основе анализа своей деятельности и её результатов считаю, что продуктивная самостоятельная работа обеспечивает реализацию личностного творческого потенциала учащихся, накопление ими индивидуального опыта освоения и использования иностранного языка, развитие устной и письменной речи, способствует самоопределению и самореализации личности, снимает языковой барьер. Я обучаю 140 учащихся 2-7 классов, все они успевают, в том числе по итогам 1 четверти 65 % учащихся учатся на «4» и «5», а по итогам 2 – 67%. Учащиеся также активно участвуют в школьных, городских и всероссийских олимпиадах (Всероссийский молодежный чемпионат по английскому языку, Британский бульдог, Олимпус).

Важной задачей для меня на уроке является активизация деятельности учащихся. Считаю, что использование учителем разнообразных форм и методов работы на уроке являются одним из главных условий для развития потенциала ученика, раскрытия его творческих способностей, поэтому я провожу разнообразные виды уроков: урок-проект, урок-викторина, экскурсия, урок-концерт, урок-конкурс, урок-праздник.

Каждый учитель знает, насколько важен систематический подход при изучении любого предмета. Иностранный язык в этом отношении не является исключением. Уроки, построенные на основе системно – деятельностного подхода являются комплексной работой. Невозможно изучать язык хаотично, не выделяя и не обобщая определенных тематических блоков, поэтому в своей работе применяю обобщающие уроки. Данные уроки дают ученику возможность воссоздать полную картину изученного по данной теме, а также способствуют появлению желания сделать следующий шаг в открытии неизвестного иностранного мира, то есть создают мотивации. На уроках применяю разные виды контроля как неотъемлемую часть учебно-воспитательного процесса, нацеленного на определение уровня знаний, умений  и навыков учащихся и формирование на этой основе оценки за определенный раздел программы или периода обучения. В своей работе особое место отвожу оценке как мотивирующей функции в обучении. Основными принципами контроля оценивания знаний учащихся считаю следующие: объяснять оценки, замечать успех ученика, а не недостатки, считать оценку не целью, а средством развития ученика, создавать ситуацию успеха на уроке.

Благоприятные условия для использования иностранного языка как
средства общения создает внеклассная работа. Мною был организован кружок по английскому («English club») и немецкому («Kinderstadt») языкам для учащихся начальных классов. Занятия в кружках дают возможность повысить интерес учащихся к английскому языку, расширяют их кругозор, сообщают дополнительные сведения о языке, дают возможность хорошо мотивированным учащимся заниматься дополнительно.

Важно отметить, что учащиеся проявляют больший интерес к урокам, построенным на основе системно-деятельностного подхода. Даже самые пассивные из них с огромным желанием включаются в работу. Дети с нетерпением ждут уроков, помогают готовить необходимые материалы и оборудование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание системы воспитательной работы (из опыта работы)

Школьный учитель выступает в основном в двух ролях – преподавателя и классного руководителя. В традиционной педагогике разделение этих функций очень условно. Оно связано с представлением о ведущей рол...

Описание инновационного опыта работы

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики....

Описание системы опыта работы с приложениями .

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы. Технология встречных усилий....

Роль школьной библиотеки в формировании патриотического сознания подрастающего поколения. Описание профессионального опыта работы.

Патриотическое воспитание средставми школьной библиотеки позволяет формировать у школьников жизненные ценности, основанные на исторических традициях, нравственном, духовном и культурном наследии, прио...

Описание системы опыта работы

Описание ситемы опыта работы учителя английского языка...