Описание системы опыта работы
материал по теме

Гузеева Анастасия Викторовна

Описание ситемы опыта работы учителя английского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_raboty_guzeeva_a.v.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Описание системы опыта работы учителя английского языка МБОУ ЦО №5 г. Тулы Гузеевой Анастасии Викторовны

“Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь”

Г. Гегель.

Среди многообразия социальных процессов на сегодняшний день, главенствующую роль занимает коммуникация как необходимый элемент взаимодействия людей, групп, и даже целых государств. В ходе этого взаимодействия происходит передача и обмен разного рода информацией, смыслами, ценностями, оценками, чувствами. Глобальная интеллектуальная интернационализация, охватившая человечество, делает мир «прозрачным». Взаимопроникновение во многие стороны деятельности делает общение людей более тесным, а сотрудничество более плодотворным. В связи с этим встает вопрос о подготовленности представителей различных культурных социумов к адекватному общению, особенно если последнее происходит на неродном языке.

Новый социальный заказ современного общества в отношении языковой политики, представленный в  федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения, законе «Об образовании», комплексном проекте модернизации образования заключается в обучении иностранному языку не только как средству общения, но предполагает также формирование многоязыковой личности, вобравшей в себя ценности родной и иноязычной культур и готовую к межкультурному общению.

Система работы педагога представляется мне как совокупность нескольких взаимосвязанных компонентов. Они включают в себя цели, методы, средства, организационные формы и содержание обучения. И.Л. Бим определяет методическую систему как «авторскую, индивидуальную интерпретацию концепции обучения». Система работы учителя является одним из средств развития его профессиональной компетенции.

Перед современным образованием ставится задача воспитания поколения, способного к сознательному самосовершенствованию. Т. Эдисон говорил: «Важнейшая задача цивилизации - научить человека мыслить». В основу новых стандартов положен системно-деятельностный подход, предполагающий роль учителя в качестве организатора познавательной деятельности учащихся. Новая роль учителя предполагает изменение и методики обучения. Одной из ведущих в современном преподавании иностранных языков является коммуникативная методика. Данная методика предполагает изучение языка в процессе общения.

Однако чтобы сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно выполнения коммуникативных упражнений. Важным элементом является представление современных и актуализация имеющихся тем, стимулирование обсуждения оных, что подталкивает обучающихся к рассуждению и выражению собственной аргументированной позиции на английском языке. При этом английский язык выступает в качестве инструмента, средства выражения мыслей, а в центре оказывается желание учащегося максимально точно донести смысл своего высказывания, что невозможно без верного использования в своей речи лексических единиц и грамматических связей.

Целью системы работы является построение образовательного пространства, направленного на развитие самостоятельной познавательной деятельности школьника на основе компетентностного подхода.

Задачи:

  • научить употреблять иностранный язык в ситуациях межкультурного общения;
  • расширить кругозор обучающихся при помощи знакомства с  конкретными аспектами иноязычной культуры;
  • формировать мотивацию к предмету через диалог (в том числе диалог культур);
  • развивать самостоятельность учащихся;
  • способствовать успешной социализации.

Основной формой организации обучения является урок, однако в своей работе я отдаю предпочтение его нестандартным видам. Согласно высказыванию М. Н. Скаткина,  «урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке». Среди нестандартных уроков наиболее распространенными являются уроки-путешествия («Знакомство с Туманным Альбионом», «Англоговорящие страны» и т.п.), уроки-концерты («Рождество в Великобритании» - приложение №1), презентации («Наша малая Родина, или представление туристического объекта для иностранного гостя»), экскурсии («Музеи Лондона»). Также мною проводятся интегрированные уроки, объединяющие в себе темы иностранного языка и географии, физики, русского языка, литературы, экологии, психологии: «Что вы знаете о Соединенном Королевстве», «Земля и Вселенная: общая информация о планете и Солнечной системе», «Прямая и косвенная речь: передача вопросительных предложений в косвенной речи», «Знаменитые писатели Великобритании», «Что мы можем сделать, чтобы защитить нашу планету», «Конфликты между родителями и детьми». Проектные уроки формируют у учащихся коммуникативные навыки и культуру общения. Данные занятия также позволяют развивать самостоятельность школьников при определении цели, планировании своих действий, поиске и обработке информации, представлении результатов.

На каждом уроке необходимо использование разнообразных форм работы, что предотвращает рассеивание внимания учащихся, способствует развитию устойчивого интереса к учению, снимают напряжение, помогают формировать разнообразные навыки учебной деятельности. Фронтальная форма работы используется мной при первичной проверке усвоения и закреплении материала, с целью погружения в языковую среду. Индивидуальная форма применяется при выполнении самостоятельных, творческих работ. Данная форма учебной работы характеризуется высоким уровнем самостоятельности учащихся, при этом обучение в максимальной степени соответствует уровню развития, способностям и познавательным возможностям каждого ученика. Парная и групповая работа может применяться как при изучении, так и при закреплении материала. Она наилучшим образом способствует развитию коммуникативной компетенции, позволяя реализовать грамматический материал и изученные лексические единицы в процессе живого общения.

При организации внеурочной деятельности мной также предлагаются обучающимся разные формы работы: индивидуальная, парная и групповая, массовая. Система внеурочной деятельности включает в себя такие направления, как интеллектуальное (олимпиады, конкурсы, викторины), культурно-страноведческое (календарно-тематические праздники, недели иностранного языка – приложение №2).

При выборе методов обучения я основываюсь на общих целях образования, обучения, воспитания и развития обучающихся, целях, задачах и содержании материала конкретного урока, возрастных особенностях учащихся и уровня их подготовленности (образованности, воспитанности и развития).

Среди словесных методов наиболее распространенными являются рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, работа с книгой. Рассказ должен содержать только достоверную информацию, достаточное количество ярких примеров, иметь четкую логику изложения и при этом быть эмоциональным и излагать доступным языком. Объяснение требует последовательного изложения материала с раскрытием причинно-следственных связей и использованием сравнения и сопоставления. В рамках иностранного языка при изучении грамматического материала наиболее объективно использование сравнения с родным  языком учащихся, также при рассмотрении страноведческих тем считаю необходимым сопоставление культур с целью развития толерантности. Беседа активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся, развивает их речь и, одновременно с этим, является хорошим диагностическим средством. Дискуссия стимулирует познавательный процесс, способствует более глубокому осмыслению проблемы, обучает аргументировать свою позицию и уважительно относиться к мнению других. Работа с книгой способствует развитию самостоятельности учащихся, как в отношении своей работы, так и в отношении мыслительной деятельности.

Наглядные методы представлены методом иллюстраций и методом демонстраций. Метод иллюстраций реализуется при помощи разнообразных таблиц, плакатов, карт и картин. Метод демонстраций представляет собой просмотр кинофильмов и прослушивание записей на изучаемом языке. Данные методы очень широко применяются мной на всех ступенях обучения, стимулирую интерес к предмету и упрощая восприятие и понимание материала.

Среди практических методов наиболее часто используется упражнение и проектные работы. Упражнения направлены как на запоминание материала, так и на воспроизведение и применение уже изученного, также возможно творческое применение знаний, что способствует активному включению материала в систему имеющихся умений. Проблемно-поисковые упражнения формируют у учащихся разнообразные компетенции, в том числе метапредметного характера. Проектные работы обычно предлагаются после изучения крупных разделов, позволяя обобщить изученный материал и реализовать его в конкретной ситуации. Наш знаменитый земляк, Л. Н. Толстой утверждал: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет только подражать и копировать».

На уроках иностранного языка широко используются игровые технологии. Особое значение они представляют в начальной школе, по причине возрастных особенностей школьников, основной деятельностью которых помимо обучения все еще остается игра. Игра имеет большое значение для развития мотивационно-потребностной сферы учащихся. Она стимулирует умственную и речевую активность учащихся, способствует развитию навыков коммуникации и сотрудничества. (Приложение №3)

В заключение мне хотелось бы отметить, что роль учителя изменилась, но важность ее не уменьшилась. Учитель должен быть талантливым и внимательным дирижером образовательного процесса, именно он акцентирует внимание на важных аспектах и благодаря его работе информация облекается в доступные учащимся формы и образует определенную систему, творя из отдельных звуков различных инструментов гармоничную музыку ученических знаний и мировоззрений.