План-конспект занятия «Использование исследовательского метода в изготовлении аппликации».
план-конспект

Кочкина Ирина Ивановна

Занятие разработано для детей младшего школьного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx32.57 КБ
Файл prezentatsiya_snegiri.pptx1.8 МБ

Предварительный просмотр:

План-конспект открытого занятия  

группы 2 года обучения

коллектива «Сказочная страна», педагог д/о Кочкина И.И.

Тема: «Использование исследовательского метода в изготовлении аппликации».

Цель занятия:  Развивать   познавательную   творческую  активность младших  школьников  посредством  коллективной  аппликационной  композиции.

Задачи:                                                                                                                            Познавательные:                                                                                                                                                                - познакомить с нетрадиционными видами аппликации из бумаги; учить выделять выразительные средства (объемную форму, характер движения, характер образа) через бумагопластику;                                                                                                                                     - учить понимать содержание аппликации;                                                               - закрепить приемы деления бумаги на части, скатывания, расплющивания в технике нетрадиционной аппликации;                                                                     - формировать умения анализировать работу в различных техниках аппликации.                                                                              Воспитательные:                                                                                                                 - воспитывать у детей интерес к различным видам аппликации из бумаги;         - бережное отношение к труду своих товарищей;                                                                                                 - мотивировать эмоционально-логическое отношение к аппликации.  Развивающие:                                                                                             - развивать композиционные навыки;                                                                      - развивать умение самостоятельно анализировать содержание групповой аппликации.                                                                                     Личностные:                                                                                                                                                                    - формирование у ребенка ценностных ориентиров в области  искусства;                                                                - понимать ценность выполнения художественного продукта: Зачем? И ради чего?                                                                                                             Регулятивные:                                                                                                                - составлять план выполнения коллективной композиции;                                                                      - определять степень успешности своей работы;                                                                                                                                - давать оценку коллективной работе.                                                                                       Коммуникативные:                                                                                                                                                              - организовывать  взаимодействие  при выполнении коллективной творческой работы.                                                                                

Оборудование:  компьютер,  мультимедийный  аппарат, доска, шаблоны, клей ПВА, емкости для клея, ватные палочки, карандаши, цветная бумага, салфетки, картон, заготовки деталей аппликации из  картона, лист ватмана.

Ход занятия:

I. Организационно-подготовительный и диагностический этап

- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!

- Сегодня у нас необычное занятие. Давайте представим, что вы юные исследователи. И так, у нас будет три исследовательских группы: первая группа по исследованию свойств картона, вторая – бумаги, третья – салфеток.

Первое задание: (Слайд)

Перед вами   на столах лежат  полоски – ваши образцы для исследования. Вам предстоит выяснить, какой из образцов лучше всего скручивается  и сохраняет  форму?  Возьмите образцы и скрутите их по длине.  (Дети скручивают образцы бумаги.)

- Ребята, давайте проанализируем,  как скручивались полоски данных образцов, и какой из них лучше сохраняет при скручивании форму?

- Как скручивался картон?

- Что можем сказать о бумаге?

- Какой материал сохранил форму лучше?

Ответы детей: Легче всего скручивались салфетки, потом бумага. Картон было скручивать трудно. Лучше всего форму при скручивании сохраняет образец из салфетки.

- Ребята, какой же мы сделаем вывод?

Ответы детей: лучшими свойствами скручивания обладает салфетка. (Слайд)

- Да, правильно. А как вы думаете, в каком виде декоративно – прикладного творчества можно использовать это свойство салфетки?

Ответы детей: в аппликации.

- Верно в аппликации. Такая техника называется - аппликация из крученых салфеток. (Слайд)

- Техника выполнения такова: на бумагу предварительно наноситься карандашом эскиз. Салфетка разрезается на полоски, из которых скручиваются жгутики. Затем на эскиз  ватной         палочкой  наносится клей ПВА.  На место нанесения клея накладывается жгутик и закрепляется.

Второе задание: (Слайд)

Приступим к следующему исследованию. Теперь возьмите квадраты образцов, на которых нарисован листик, и оборвите его по контору.  (Дети выполняют задание.) Ребята, проанализируйте,  с каким  из образцов лучше всего работать?

Ответы детей: Легче всего было работать с бумагой, так как она хорошо рвалась, и четко получались контуры листика. Сложнее работать с картоном, так как надо было больше прилагать усилий при работе, салфетки очень легко обрывались, поэтому было сложно сохранить заданный контур листика.

  -  Ребята, какой же мы сделаем вывод?

Ответы детей: лучшими свойствами при контурном вырывании обладает бумага. (Слайд)

- Да, правильно. А как вы считаете, где это свойство бумаги можно  использовать?

Ответы детей: в аппликации.

- Предположите, как она называется?

Ответы детей…

- Да, такая техника называется обрывная аппликация. (Слайд)

Техника выполнения обрывной аппликации достаточно проста и не требует  каких-либо навыков. Она бывает двух видов: контурная и из мелких кусочков. Обрывная аппликация выполняется без ножниц. При обрывании пальцы должны располагаться впритык друг к другу, с двух сторон от нарисованной линии. Дальнейшая техника оформления аппликации, как и традиционной аппликации. Аппликация из мелких кусочков напоминает рисование красками, иногда эту технику аппликации называют «Бумажной акварелью».

Третье задание: (Слайд)

Приступаем к последнему заданию. Возьмите  последние образцы – маленькие квадратики и скатайте из них шарики.  (Дети выполняют задание.)

- Ребята, проанализируйте,  как вели себя образцы  в процессе работы и какой из них лучше сохраняет  форму при скатывании?

Ответы детей: Легче всего было работать с салфетками, так как они легче рвались и лучше скатывались при этом и хорошо сохраняли форму. Немного труднее работать было с бумагой, так как надо было больше прилагать усилий при работе. С  картон работать было трудно, он плохо разрывался на кусочки и скатывался.

- Какой же мы сделаем вывод?

Ответы детей: лучшими свойствами скатывания обладает салфетка (Слайд).

- Да, правильно. А где это свойство салфетки можно использовать?

Ответы детей: в аппликации.

- А как вы думаете, как она называется?

Ответы детей…

- Да, такая техника называется «Аппликация из скатанных салфеток». (Слайд) Техника выполнения: салфетки разрываются на равные квадратики, затем каждый квадратик с помощью пальцев скатываются в шарик.  Полученные шарики наклеиваются с помощью клея ПВА  на предварительно нарисованный  эскиз.

- Ребята, вы познакомились с нетрадиционными видами аппликации. С какими? Подскажите мне, пожалуйста.

Ответы детей: из крученых салфеток, обрывная, из скатанных салфеток. 

(Слайд)

  Звучит пение снегиря. –  Вы догадались, это пение, какой  птицы?

Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды

С первым снегом

Тут как тут! (снегирь) (Слайд)

Ребята, как вы думаете, что мы будем сегодня делать на занятии?

- Конечно же, снегирей. Но прежде, чем приступить к работе, мы немного отдохнем. Ребята встаньте, пожалуйста!

Физминутка: (Слайд)

 (Пальчиковая гимнастика « Снегирек » Т. Бондаренко)

 Сел на ветку снегирек. (Руку, согнутую в локте, поставить на стол, пальцы сложить в виде клюва.)

 Пошел снежок, он промок. (Опустить «голову птицы» клювом вниз.)

 Ветерок подул слегка, (Помахать другой рукой на «снегирька».)

Обсушил нам снегирька. («Снегирёк» встрепенулся. Повертеть «головой снегирька» в разные стороны.)

К солнышку взлетел, песенку запел (Соединить большие пальцы обеих рук, остальными пальцами делать взмахи как крыльями).

- Ребята, занимайте свои места. И, так продолжим работу. Сегодня мы сделаем непросто птиц, а выполним общую творческую проектную работу «Снегири на рябине». (Слайд.)  Работать  будете в группах. Сейчас вы получите задание. (Группы получают карточки с заданиями. Каждый представитель группы зачитывает задание).

Задание № 1: Изготовить ветви рябины  в технике «Аппликация из крученых салфеток».

Задание № 2: Изготовить плоды рябины в технике «Аппликация из скатанных салфеток».

Задание № 3: Оформить  снегиря в технике «Рванная аппликации из бумаги» и собрать его из деталей.

II. Конструирующий этап

        - Ребята, для работы вам понадобится клей ПВА, поэтому давайте вспомним правила работы с ним.

 (Дети рассказывают правила работы с клеем ПВА.)

  • Клей – это  яд;
  • Нельзя  брать  клей  в  рот
  • Стараться  работать  аккуратно,  чтобы  клей  не  попал  на  одежду, лицо  и  особенно глаза
  • Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её.
  • Бери   то   количество   клея,    которое   требуется   для выполнения работы на данном этапе.        
  • При  работе   с   клеем   пользуйся   кисточкой,   если   это требуется.        
  • Во время работы нужно содержать рабочее место в порядке.
  • Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.
  • После работы клей нужно плотно закрыть.

(Слайд)        Правила техники безопасности при работе с клеем.        

- И, так, ребята, приступаем к работе. Каждой группе необходимо самостоятельно изготовить элементы композиции. Чтобы время было рационально использовано, вам необходимо определиться в команде: кто готовит заготовки, а кто наклеивает их на общую проектную работу. У вас  на карточках с заданиями  напечатана технологическая карта, которая поможет вам в работе.

(Звучит музыка, дети выполняют работу).

III. Итоговый этап

    - Ребята, вы полнили свои задания. Давайте композицию закрепим на доске? Что у нас получилось? ( Просмотр и оценка работ.)

-  Какие нетрадиционные техники аппликации вы использовали в работе?      ( Ответы детей.)

- Вы работали  в группах.  Оцените работу своей команды. У вас на партах  лежат лучики  жёлтого, голубого и зеленого цвета. Лучик желтого цвета означает – нам очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие было не очень интересным, было мало информации; зеленого – совсем не понравилось, не было никакой полезной информации. Ребята, я сейчас приклею серединку солнышка,  а вы  прикрепите  к нему выбранный в группе лучик. (Дети крепят лучики.)

- Ребята, вот и занятие подошло к концу. Спасибо за работу.

(Слайд ). До встречи на следующем занятии.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Использование исследовательского метода в изготовлении аппликации» презентацию подготовил педагог дополнительного образования МБУДО «Дворец детского (юношеского) творчества «Юный губкинец » Кочкина И.И.

Слайд 2

Первый вопрос : Какой из образцов лучше всего скручивается и сохраняет форму? Лучшими свойствами скручивания обладает салфетка.

Слайд 3

Аппликация из крученых салфеток

Слайд 4

Второй вопрос : С каким из образцов лучше всего работать? Лучшими свойствами при контурном вырывании обладает бумага.

Слайд 5

Обрывная аппликация - контурная и из мелких кусочков

Слайд 6

Третий вопрос : Как вели себя образцы в процессе работы и какой из них лучше сохраняет форму при скатывании? Лучшими свойствами скатывания обладает салфетка.

Слайд 7

Аппликация из скатанных салфеток

Слайд 8

Чернокрылый, красногрудый И зимой найдет приют: Не боится он простуды С первым снегом Тут как тут!

Слайд 9

Сел на ветку снегирёк . Пошел снежок, Он промок . Ветерок подул слегка , Обсушил нам снегирька . К солнышку взлетел, песенку запел.

Слайд 10

Правила техники безопасности при работе с клеем Клей – это яд Нельзя брать клей в рот Стараться работать аккуратно, чтобы клей не попал на одежду, лицо и особенно глаза Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется. Во время работы нужно содержать рабочее место в порядке. Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом). После работы клей нужно плотно закрыть.

Слайд 11

Создание творческого проекта

Слайд 12

До встречи на следующем занятии !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изготовление аппликации из древесины (4 класс)

Тема: Изготовление аппликации из древесины(2часа)Цель урока:познакомить учащихся с поделочным материалом, с областью применения этого материала, научить выполнять аппликацию из древесины, воспитывать ...

Изготовление аппликации "Влюбленные вороны"

Цели: v       научить правильно вырезать по шаблону; v       развивать творческие способности, мышление,      воображение, общую ручную умелость, мелкую моторику; v       воспитать чувство коллективиз...

Конспект урока по предмету "Ручной труд" по теме "Изготовление аппликации из природного материала", 3 класс

Конспект урока ручного труда для учеников 8вида 3 класса по теме"Изготовление аппликации изприродного материала"...

Мастер-класс "Изготовление аппликации из соломки".

Солома всегда приносила пользу в хозяйстве человека. Образцы изделий, украшенные соломкой , датируются ХVIII веком. Их изредка можно встретить в музеях. Современные художники обратили внимание на этот...

Конспект открытого занятия по теме "Изготовление аппликации "Барашек" с использованием вторичного сырья"

Данное занятие разработано для детей младшего школьного возраста. При изготовлении аппликациии используется вторичное сырьё (газеты). Занятие содержит элементы исследовательской работы....

Этапы изготовления аппликации "Пасхальный натюрморт"

Эти методические рекомендации помогут Вам выполнить аппликацию из ткани на одноразовой тарелочке. Она послужит хорошим подарков к празднику Пасхи....

Технология изготовления аппликации "Бабочка на лужайке"

Технология изготовления аппликации "Бабочка на лужайке". Поделка-картинка изготовлена из картона и цветной бумаги. Материал предоставлен в  помощь педагогам  дополнительного образования по д...