Учительство
презентация к уроку на тему

Казанцева Юлия Геннадьевна

В данной демонстрации кратко описывается портрет учителя, сельского учителя. Цифровые данные из журнала "СОЦИС" из разных номеров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchitelstvo.ppsx299.45 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учительство. Сельское учительство.

Слайд 2

«Своим происхождением учительская профессия обязана обособлению образования в особую социальную функцию и формированию специфического типа деятельности – подготовка подрастающих поколений к жизни на основе приобщения их к ценностям человеческой культуры» Б.Р. Мандель «Если башмачник будет дурным мастером, граждане от этого будут только несколько хуже обуты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей» Платон «Учителю вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем» Я.А.Каменский

Слайд 3

«Учитель – ратоборец истины и добра, живое зеркало между прошедшим и будущим, посредник между тем, что создано прошлыми поколениями и поколениями новыми. Его дело, по виду скромное, - одно из величайших дел в истории» К.Д.Ушинский «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хорошим учителем. Если учитель имеет только любовь к ученикам, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет любовь к делу и к ученикам – он совершенный учитель» Л.Н. Толстой

Слайд 4

В состав профессионально обусловленных свойств и характеристик учителя входят общая направленность его личности (социальная зрелость и гражданская ответственность, профессиональные идеалы, гуманизм, высокоразвитые, прежде всего познавательные, интересы, самоотверженное отношение к избранной профессии), а также некоторые специфические качества: ■ организаторские (организованность, деловитость, инициативность, требовательность, самокритичность); ■ коммуникативные (справедливость, внимательность, приветливость, открытость, доброжелательность, скромность, чуткость, тактичность); ■ перцептивно-гностические (наблюдательность, креативность, интеллектуальная активность, исследовательский стиль, гибкость, оригинальность и критичность мышления, способность к нестандартным решениям, чувство нового, интуиция, объективность и беспристрастность, бережное и внимательное отношение к опыту старших коллег, потребность в постоянном обновлении и обогащении знаний); ■ экспрессивные (высокий эмоционально-волевой тонус, оптимизм, эмоциональная восприимчивость и отзывчивость, самообладание, толерантность, выдержка, чувство юмора); ■ профессиональная работоспособность; ■ физическое и психическое здоровье.

Слайд 5

Структура деятельности педагога: 1. Мотивация. 2. Педагогические цели и задачи. 3. Предмет педагогической деятельности. 4. Педагогические средства и способы решения поставленных задач. 5. Продукт и результат педагогической деятельности.

Слайд 6

Какими способностями должен обладать учитель ? 1) организаторские — умение учителя сплотить учащихся, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги сделанному и т. д.; 2) дидактические — умение подобрать и подготовить материал, наглядно, доступно, ясно, выразительно, убедительно и последовательно изложить учебный материал, стимулировать развитие познавательных интересов и духовных потребностей, повышать учебно-познавательную активность и т. п.; 3) перцептивные, проявляющиеся в умении проникать в духовный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики; 4) коммуникативные способности проявляются в умении учителя устанавливать педагогически целесообразные отношения с учащимися, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения; 5) суггестивные способности заключаются в эмоционально-волевом влиянии на обучаемых; 6) исследовательские способности, проявляющиеся в умении познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы; 7) научно-познавательные, сводящиеся к способности усвоения научных знаний в избранной отрасли.

Слайд 7

Какими профессиональными качествами должен обладать педагог? Важные профессиональные качества педагога: трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т. д. Но, кроме того, особо важны человеческие качества педагога , которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в учебно-воспитательном процессе. В ряду этих качеств — человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, щедрость, уважение к людям, высокая нравственность, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность к общению, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость, эмоциональная культура и многие другие.

Слайд 8

Гуманизм Изобретательность Сообразительность Настойчивость Выдержка и самообладание Душевная чуткость Справедливость Требовательность Чувство юмора Педагогический такт

Слайд 9

Педагогическая компетентность (90 – е годы ХХ века) Основные компетенции: Когнитивная компетенция: профессионально – педагогическая эрудиция Психологическая компетенция: эмоциональная культура и психологическая зоркость Коммуникативная компетенция: культура общения и педагогический такт учителя Риторическая компетенция: профессиональная культура речи Профессионально – техническая компетенция Профессионально – информационная компетенция. Мониторинговая культура.

Слайд 10

Сельское учительство. - это социально – профессиональная и территориальная общность, объединяющая учителей школ разных уровней образования (начального, среднего), с разной специализацией базового образования, с различными сроками их трудовой деятельности в сельской местности.

Слайд 11

Среди сельских учителей - абсолютное большинство (85,3%) женщины, преимущественно экономически активного возраста. Предпенсионная группа составила 9% женщин, 5,1% мужчин. Группа учителей пенсионного возраста совокупно (мужчины и женщины) - немногим более 1%. По уровню образования - 81,2% учителей имеют высшее (в т.ч. 4,1% - незаконченное высшее) образование, со средним специальным образованием около 15%. Преобладающее большинство (78,8%) имеет педагогическое образование; на втором месте - учительство с высшим гуманитарным образованием. Базовое техническое, психологическое и экономическое образование имеют соответственно 3,3; 2 и 1,2%

Слайд 12

По должностному статусу - 85% — учителя, из которых 35% — классные руководители; 6,8% - завучи; 3,9% - социальные педагоги. По стажу педагогической деятельности большинство (59%) учительствуют в своих школах свыше 10 лет, из них каждый второй — свыше 20 лет. Неотъемлемой компонентой профессионального портрета учительства является повышение квалификации. В течение последних 5 лет его прошли 67% . Заметная часть учителей (17,6%) работает в сельской местности от 5 до 10 лет. Каждый десятый (10,3%) - молодой учитель со стажем от года до 5 лет. В целом, независимо от региона, общий педагогический стаж большинства опрошенных (67%) от 10 до 20 лет и выше. Начинающих педагогическую работу на селе (до 1 года) - 2%.

Слайд 13

Важной чертой портрета сельского учителя является его семейное положение. В деревне с ее сохранившейся замкнутостью, известной изолированностью, семья в жизни каждого учителя играет первостепенную роль. 76,3% сельских учителей — семейные (холостяков и незамужних - 20,9%); 83% - имеют детей, почти каждая вторая семья (41%) — двоих. Многодетных семей — 12%. Это больше, чем в городе. Примечательно, что 45% детей школьного возраста учатся в тех же школах, где преподают их родители - отец или мать. Это "образовательное единство" учителей и детей — одна из существенных особенностей сельской школы, отличающей ее от городской.

Слайд 14

Негативизм сельского учительства мотивирован: низкая зарплата (78,4%); ограниченные возможности трудоустройства (60%); -отсутствие условий для досуга и отдыха (46, 9%); -низкий уровень жизни (45,5%); -плохая организация здравоохранения на селе (38,8%); -сложности для молодых в создании семьи (36%); -необеспеченность транспортом и бездорожье (31%); -трудности повышения квалификации и переквалификации (25,6%); -недоступность занятий спортом (8,3%)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Размышления об учительстве"

личный взгляд на профессию учителя...

Учительство - дело семейное.Неудовлетворенность учителя профессиональной деятельностью: можно ли её преодолеть?

Из опыта работы. Выступление на районном семинаре учителей истории и обществознания....

Эссе на районный конкурс "Я выбираю учительство"

Что значит слово «учитель»? Кто он? Наставник, мудрец, человек. Над значением этого слова можно спорить веками. Думаю, учитель – это не просто профессия. Учитель – это сама жизнь, отданная детям, это ...

Эссе "Мой путь в учительство"

Я стала настоящим учителем, потому, что меня воспитали и дали мне знания учителя с большой буквы...

УРОК муниципального Смотра-конкурса_Домодедово_Учительство Подмосковья - воспитание будущего поколения 2017 год

Лучший УРОК муниципального Смотра-конкурс_Домодедово_Учительство Подмосковья - воспитание будущего поколения Кострулева И.Н. Ямская СОШ...

ЭССЕ на тему: "Учитель и учительство в ТНР к 100-летию ТНР"

ЭССЕ на тему: "Учитель и учительство в ТНР к 100-летию ТНР"...