Учительство - дело семейное.Неудовлетворенность учителя профессиональной деятельностью: можно ли её преодолеть?
статья на тему

Лев Татьяна Егоровна

Из опыта работы. Выступление на районном семинаре учителей истории и обществознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon из опыта работы30 КБ

Предварительный просмотр:

                      Учительство – дело семейное.  ( Неудовлетворенность учителя профессиональной деятельностью: можно ли её преодолеть?)

     Счастлив человек, который утром с радостью идёт на работу, а вечером с радостью возвращается домой.  

     Надо ли говорить, какое важное место в жизни каждого из нас занимает профессиональная деятельность. В ней -  источник  достоинства, возможность реализовать свои разнообразные способности, личностный потенциал, она даёт широкий круг общения. К сожалению, достаточно большое количество учителей испытывает неудовлетворённость своей деятельностью, в которой нередко преобладают негативные эмоции, накапливаются раздражение и горечь, нарастает физическая и эмоциональная усталость. Почему всё это происходит и можно ли  это преодолеть?

Типичные причины неудовлетворенности учителя профессиональной деятельностью:

  • недостаточное материальное и моральное вознаграждение за тяжёлый педагогический труд
  • неуважительное отношение к учителю со стороны учеников и низкий престиж профессии в обществе
  • жёсткость, чрезмерная требовательность, а порой и грубость администрации
  • многообразие требований и обязанностей, возлагаемых на педагога, и столь же многообразная  и многоуровневая ответственность

Неудовлетворенность  свидетельствует  и о возникших отклонениях, нарушениях в профессиональном развитии. Ими могут быть:

  • отставание, замедленный профессиональный рост
  • несформированность компонентов профессиональной деятельности, таких, как мотивация, средства и способы труда, самоконтроль и самоанализ, что снижает уровень профессионализма
  • бедность профессионального общения из-за усталости, напряжённости
  • утрата нравственной значимости труда, ценностных его смыслов
  • ослабление прежних профессиональных качеств – снижение работоспособности, падение интереса к работе, замедленность реакции, профессионального мышления в критических ситуациях.

     Неудовлетворенность делом и собой свидетельствует о профессиональном кризисе. Преодолеть состояние неудовлетворенности можно разными способами. Один из них – уйти из школы.

Другой способ – анализ сложившейся ситуации. Ещё один способ преодоления кризиса заявлен в теме моего выступления: учительство – дело семейное.

  • вам не с кем поговорить о своих проблемах (вы стесняетесь или даже опасаетесь говорить  с коллегам о своих трудностях)

+    в учительской семье  - это просто невозможно!

  • вы испытываете затруднение в разных педагогических ситуациях

+  семейный тандем учителей, работающих в одной параллели, например,  обеспечит высокий уровень взаимопонимания и разрешения проблемы

  • вы испытываете проблему с организацией семейного отдыха

          + совместный режим работы улучшает атмосферу семейного отдыха.

  •  во многих семьях, где жена (муж) -  учитель возникает проблема взаимопонимания, принижается социальная значимость учительского труда

+ в семье учителей   это невозможно.  Создание более благоприятного режима для работы.

  • ещё одна проблема  - отношение наших детей к учительскому труду

+ дети, формирующиеся как личности в учительской среде, нередко продолжают профессиональную традицию. Но,  даже если наши дети не выберут профессию учителя – уважительное отношение к труду родителей и их коллег можно гарантировать.

 Учительство -  дело семейное.  Основная идея, что царит в семье гармония или дискомфорт. Если есть любовь и взаимопонимание, то  совместно решаются многие проблемы, преодолевается  профессиональная неудовлетворенность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план самообразования учителя профессионально-трудового обучения (столярное дело) высшей категории Зиновьевой Елены Анатольевны

Одной из актуальных проблем сегодня является проблема развития творческой активности учащихся. В условиях быстро меняющейся ситуации общественного развития от человека требуется максимальное проявлени...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА НА ОСНОВЕ РЕЗУЛЬТАТОВ САМОАНАЛИЗА И САМООЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Проектирование индивидуального плана профессионального развития педагога на основе результатов самоанализа и самооценки профессиональной деятельности. Самоанализ и самооценка имеющегося уровня професс...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы ОГСЭ.03 Иностранный язык в профессиональной деятельности для специальности 29.02.09 Печатное дело

В соответствии с требованиями ФГОС среднего про­фессионального образования образовательное учреждение при фор­мировании основной профессиональной образовательной программы обязано обеспечивать...

Программа дисциплины ЕН.02 Информационные технологии в профессиональной деятельности (Сестринское дело)

Программа разработана в соответствии ФГОС по дисциплине ЕН.02 «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для профессиональных образовательных организаций и в соответствии ...

Рабочая программа учебной дисциплины: ЕН.01. «Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» специальность 43.02.14 «Гостиничное дело»

Рабочая программа по дисциплине "Информатика и информционно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности"...