Бухгалтерское дело» и "Информационные системы в профессиональной деятельности"
учебно-методический материал по экономике на тему


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon met.razrabotka-bukhdelo_2012g_ilchenko_v.ya_.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования и науки Липецкой области

Г (О) БОУ СПО «Усманский промышленно- технологический колледж»

Кабине бухгалтерского

учета и статистики

Методическая разработка

открытого урока

по дисциплинам: «Бухгалтерское дело» и «Информационные системы в профессиональной деятельности»

на тему: «Специфика бухгалтерского учета в компьютерной среде»

для студентов 4 курса 3 группы очного отделения по специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

Автор методической разработки

преподаватель экономических

 дисциплин Ильченко В.Я.

Методическая разработка

рассмотрена на заседании методической

 комиссии учетно-экономических дисциплин,

 протокол №10 от 14 июня 2012 года.

Согласовано:

Зав.оделением «Экономика и право»

                                                                      «    » __________2014г.

                                                                       _____________ В.Я.Ильченко

Усмань - 2012

Рецензия

     На методическую разработку открытого урока по дисциплине «Бухгалтерское дело» и «Информационные системы в профессиональной деятельности» на тему: «Специфика бухгалтерского учета в компьютерной сфере» для студентов 4 курса 3 группы очного отделения по специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» преподавателя Ильченко В.Я.

      Методическая разработка проведения урока по дисциплине «Бухгалтерское дело» и «Информационные системы в профессиональной деятельности» написана с учетом основных требований к содержанию и оформлению. Данная методическая разработка имеет разделы: заголовок (тему методической разработки), сведения об авторе, краткая аннотация, введение (где рассматривается состояние проблемы, обзор работы в данной области, цель методической разработки), материалы и методы исследования (учебно-методическая карта урока №38), результаты исследования, выводы и предложения, список литературы.

      Методическая разработка достаточно полно освещает каждый из перечисленных выше разделов. Преподавателями Ильченко В.Я., Михайлова О.Н. проведена большая предварительная работа при подготовки данного урока (сбора и обработки материала, написание учебно-методической карты, установка базы данных по малому предприятию в программе «1С :Бухгалтерия»). При проведении урока были учтены индивидуальные способности каждого студента (мышление, сообразительность, объем памяти, склонность к бухгалтерскому делу т.д.).

     Данный бинарный урок способствует закреплению ранее полученных теоретических знаний и выработке практических навыков по применению знаний по бухгалтерскому учету в компьютерной среде (на предприятии, в организации).

     Используя данную методическую разработку преподаватель учетно-экономических дисциплин, информатики может провести урок по данной теме в группах бухгалтерского отделения, при условии, что он знает бухгалтерский учет и программу «1С: Бухгалтерия».

Преподаватель учетно-экономических

 дисциплин Усманского промышленно-

технологического колледжа__________                    

          /И.В. Мальцева/

14.06.2012г.        

Краткая аннотация

     Методическая разработка открытого урока по бухгалтерскому делу на тему: «Специфика бухгалтерского учета в компьютерной среде» предназначена для преподавателей ведущих дисциплин: «Бухгалтерский учет», «Бухгалтерское дело», «Автоматизация (компьютеризация) бухгалтерского учета», «Информационные технологии (системы) в профессиональной деятельности», «Налоговый учет», «Аудит» и др.

     Данная методическая разработка позволит преподавателям освоить методику проведения урока (изучение нового материала к имеющимся знаниям по ранее изученным дисциплинам» «Информационные технологии в профессиональной деятельности» и «Бухгалтерский учет») с использованием персональных компьютеров, где установлена специальная программа: «1С: Бухгалтерия». Для проведения урока преподаватели Ильченко В.Я., Михайлова О.Н. разработана учебно-методическая карта, где последовательно описан ход урока, включая вопросы новой темы, вопросы закрепления изученного материала, список рекомендуемой литературы, приложен конспект урока.

     По результатам изучения нового материала, закрепления его на ПК при выполнении практического задания, тестов преподаватели оценивают знания студентов и выставляют оценки в журнал (объявляя их студентам и комментируя).

        

Введение

     Для повышения качества подготовки специалистов по бухгалтерскому учету как  для крупных, средних и малых предприятий любой организационно-правовой формы собственности студенты должны уметь работать с первичными документами по бухгалтерскому учету, базой данных для работы в программе «1С: Бухгалтерия», справочной литературой, пополнять и уточнять имеющиеся сведения о предприятии (организации), контрагентах, продукции, работниках, затратах и т.д.

     Студенты должны знать порядок составления бухгалтерской отчетности по предприятию за месяц, квартал, год, как на бумажных, так и на электронных носителях. Помимо специальной программы «1С:Бухгалтерия» студенты должны уметь работать и с другими программами, в том числе, «Консультант-плюс», уметь рассчитывать производственно-экономические показатели, делать выводы, пояснения к расчетам, составить налоговые декларации в налоговую инспекцию, бухгалтерскую отчетность.

     При закреплении теоретических знаний студенты выполняют практическое задание на ПК в программе «1С: Бухгалтерия» по многовариантной системе, то есть на каждом из 6 компьютеров имеется своя база данных по малому предприятию, а студент использует индивидуальное задание для составления бухгалтерской отчетности предприятия за квартал (бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках).

     Данное задание можно выполнять как индивидуально, так и звеньевым методом (по 2-3 человека в звене).

     Для выполнения задания группа делится на подгруппы и практическая часть урока проводится одновременно в двух лабораториях двумя преподавателями.

        

Сведения об авторе

     Ильченко Валерий Яковлевич, 1952 года рождения, окончил в 1974 году Воронежский с/х институт по специальности агроном-экономист, в 1976 окончил годичный педагогический факультет Московской с/х академии, неоднократно был на курсах повышения квалификации, в том числе на курсах операторов ЭВМ.

     Ильченко В.Я. с 1976г. по 1984г. и с 1991г. по настоящее время работает преподавателем экономических дисциплин в Усманском промышленно-технологическом колледже. Преподает дисциплины: «Статистика», «Сельскохозяйственная статистика», «Социальная статистика», «Бухгалтерский учет», «Бухгалтерское дело». Им написан ряд методических материалов по данным дисциплинам.

     Ильченко В.Я. постоянно повышает свой уровень знаний по специальности, использует в своей работе современную экономическую литературу, журналы, периодическую печать, справочную литературу.

Ильченко В.Я. имеет высшую педагогическую категорию, является преподавателем методической комиссии учетно-экономических дисциплин, заведующим отделения, заведующим кабинетом, куратором групп на очном и заочном отделениях.

      Ильченко В.Я. ведет занятия в группах бухгалтеров по базовому уровню и повышенному уровню обучения в колледже, руководит курсовым и дипломным проектированием, участвует в общественной жизни колледжа.

     

Результаты исследования и выводы

     Разработка и проведение открытого бинарного урока на тему:                     « Специфика бухгалтерского учета в компьютерной среде» по дисциплинам «Бухгалтерское дело» и «Информационные системы в профессиональной деятельности» «1С: Бухгалтерия» для студентов очного и заочного отделения IV курса по специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) позволяет повысить качество подготовки специалистов по бухгалтерскому учету как по теме данного урока, так и лучше овладеть практикой работы с программой «1С: Бухгалтерия» с первичными и сводными бухгалтерскими документами и учетными регистрами: заполнять их, использовать данные для составления бухгалтерских проводок, пополнения и уточнения базы данных, справочной информации, учета кадров, начисление оплаты труда, учета выпущенной и реализованной продукции, финансовых результатов и т.д. и в конечном итоге сформировать оборотные ведомости, отчет о прибылях и убытках, бухгалтерский баланс предприятия.

     Теоретические знания, полученные ранее и сейчас на уроке, закрепление их при выполнении практического задания за ПК позволяет оценить знания, умения и навыки студентов, повышает их уровень ответственности, подготовки, формирует у них экономическое мышление, навыки экономических и бухгалтерских расчетов.

     В целом изучение данной темы позволяет студенту лучше узнать о различных бухгалтерских компьютерных программах, овладеть навыками работы на ПК, составления бухгалтерской отчетности на примере малого предприятия любой организационно-правовой формы собственности, лучше освоить программу «1С: Бухгалтерия» и в конечном итоге подготовить себя к работе в качестве бухгалтера.

Приложение

Утверждаю

зам. директора по УР

Усманского промышленно-

технологического колледжа

«___»____________20__г

________________С.В.Терновых

Учебно-методическая карта урока №

Преподаватели: Ильченко Валерий Яковлевич

        Михайлова Ольга Николаевна

Время проведения: урочное

Продолжительность занятия: 90 минут

Участники занятия: студенты 43 «Б» группы

Дисциплины: «Информационные системы в профессиональной деятельности» и «Бухгалтерское дело»

Тема занятия: «Специфика бухгалтерского учета в компьютерной среде»

Тип учебного занятия: изучение нового материала к имеющимся знаниям по ранее изученным дисциплинам «Информационные технологии в профессиональной деятельности» и «Бухгалтерский учет»

Приемы и методы обучения: словесные, наглядно-демонстрационные, самостоятельная работа

Обеспечение учебного занятия: мультимидийный проектор, персональные компьютеры, план-конспект урока, материалы учебной практики по программе: «1С: Бухгалтерия- 8.1»

Литература:

  1. Богаченко В.М. «Бухгалтерское дело для колледжей»: Учебник (В.М. Богаченко, Н.А. Кириллова. – Ростов н /Д: Феникс, 2007-256с.
  2. Богаченко В.М. «Бухгалтерский учет»: Учебник (В.М. Богаченко, Н.А. Кириллова. – Изд. 13-е. перераб. и доп. - Ростов н /Д: Феникс, 2010 -461с.
  3. Широбоков В.Г. «Бухгалтерское дело»: Учебное пособие / В.Г. Широбоков, З.М. Грибанова, А.А. Грибанов. – Воронеж: ВГАУ, 2004. -146с.

Цели урока:

  1. Образовательная:

- обеспечить понимание содержания учебного материала студентам;

- добиться уровня его усвоения;

- сформировать специальные умения и навыки по теме: «Организация бухгалтерского дела в компьютерной среде»

- отработать полученные знания на практике.

     2.  Развивающая:

- развитие познавательных способностей студентов;

- развитие интеллектуальных способностей, расширение их кругозора, оперативного мышления;

- развитие умений работать в должном темпе, инициативы, уверенности в своих силах;

- развитие умений действовать самостоятельно.

     3.  Воспитательная:

- стремиться к воспитанию коллективизма, взаимопомощи;

- стремиться воспитывать трудолюбие, чувство аккуратности, ответственности за порученное дело;

- способствовать развитию интереса к избранной профессии.

Междисциплинарные связи: «Информационные технологии в профессиональной деятельности»,  «Бухгалтерский учет», «Информатика».

Ход занятий:

  1. Организация урока

- приветствие студентов;

- проверка списка присутствующих;

- проверка готовности к уроку.

2.  Подготовка к воспроизведению нового материала:

а) актуализация опорных знаний:

    фронтальная беседа:

  1. Роль и значение автоматизации бухгалтерского учета?
  2. Суть информационного обеспечения для ведения бухгалтерского учета на предприятии?
  3. Содержание информационной технологии в профессиональной деятельности бухгалтера?
  4. Отличие информационной системы от информационной технологии в профессиональной деятельности бухгалтера?
  5. Внутренние и внешние пользователи бухгалтерской информации?
  6. Назовите основные разделы программы «1С: Бухгалтерия», ее роль и значение для ведения бухгалтерского учета?
  7. Сходства и различия внутреннего и внешнего аудита?

б) мотивация познавательной деятельности студентов: важность темы, использование в практической работе бухгалтера.

3. Подведение итогов актуализации.

4. Сообщение темы занятия, постановка целей и задач.

5. Изложение новой темы, применяемая методика.

1) Характеристика информационно-справочных систем - Рассказ, беседа; активные методы обучения (обсуждение проблемных моментов, эвристическая беседа), работа с учебником (конспектирование).

2) Характеристика бухгалтерского программного обеспечения – Рассказ, беседа, активные методы обучения (обсуждение проблемных моментов, эвристическая беседа), работа с учебником (конспектирование)

 3) Взаимосвязь бухгалтерской службы с пользователями бухгалтерской информации - Рассказ, беседа, активные методы обучения (обсуждение проблемных моментов, эвристическая беседа), работа с учебником (конспектирование)

6. Закрепление пройденного материала:

  1. Почему бухгалтерское дело стало наиболее активной и массовой сферой применения персональных  компьютеров на предприятиях?
  2. Какие варианты компьютеризации бухгалтерского учета существуют в настоящее время?
  3. Что включает техническое задание на разработку и внедрение автоматизированных систем бухгалтерского учета?
  4. Какие требования необходимо предъявлять к программному обеспечению автоматизации бухгалтерского учета?
  5. Что означает принцип ввода бухгалтерской документации от документа? В чем его преимущество?
  6. Каким образом использование компьютерных технологий влияет на осуществление внутреннего и внешнего аудита?
  7. Как вы оцениваете перспективы безбумажного ведения бухгалтерского учета?
  8. Почему современные понятия «АРМ-бухгалтер» существенно шире определения места, где работает бухгалтер и  его оснащения персональным компьютером?

7. Подведение итогов занятия (краткий анализ ответов студентов,   выставление оценок)

8. Домашнее задание:

  1. Богаченко В.М. «Бухгалтерское дело для колледжей»: Учебник (В.М. Богаченко, Н.А. Кириллова. – Ростов н /Д: Феникс, 2007- стр.142-177.
  2. Широбоков В.Г. «Бухгалтерское дело»: Учебное пособие / В.Г. Широбоков, З.М. Грибанова, А.А. Грибанов. – Воронеж: ВГАУ, 2004. –стр. 130 – 138.
  3. Составить кроссворд из 20 терминов по темам «Специфика бухгалтерского учета в компьютерной среде» и «Взаимодействие бухгалтерской службы с внешними и внутренними пользователями бухгалтерской информации».
  4. Подготовиться к следующему уроку.

Преподаватель: Ильченко В.Я.

Рассмотрено на заседании методической комиссии учебно-экономических дисциплин и рекомендовано для утверждения, протокол №___

от «___» _____________2012г.

Председатель ЦМК ______________В.Я.Ильченко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дисциплине Информационные системы в профессиональной деятельности для специальности 030503 Правоведение

Программа учебной дисциплины «Информационные системы в профессиональной деятельности» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по с...

Методические рекомендации по проведению практического занятия по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для студентов специальности 080110 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Методические указания составлены для проведения практического занятия по учету операций по продаже готовой продукции и финансовых результатов. Вводу и редактированию информации, формированию отч...

Рабочая программа по дисциплине Правовое обеспечение профессиональной деятельности по специальности "Экономика и бухгалтерский учет" (по отраслям).

Рабочая программа по дисциплине Правовое обеспечение профессиональной деятельности по специальности "Экономика и бухгалтерский учет" (по отраслям)....

Методические материалы по изучению раздела «Системы автоматизации бухгалтерского учета» дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

Раздел «Системы автоматизации бухгалтерского учета» входит в учебную дисциплину «Информационные технологии в профессиональной деятельности» основной профессиональной образовательной программы СПО базо...

Учительство - дело семейное.Неудовлетворенность учителя профессиональной деятельностью: можно ли её преодолеть?

Из опыта работы. Выступление на районном семинаре учителей истории и обществознания....