Классный час "Календарь жизни замечательных людей. Серафим Саровский"
классный час (7 класс) по теме

Шишкина Галина Фёдоровна

1.     Познакомить учащихся с личностью святого Серафима Саровского.

2.     Показать значение деятельности Серафима Саровского в истории  России.

3.     Вызвать интерес учащихся к знакомству с литературой, рассказывающей о деятельности русских подвижников.

4.     Способствовать стремлению и потребности совершать добрые дела и поступки. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Календарь жизни замечательных людей. Серафим Саровский»

Будем всматриваться в  такие образы, как лики

 Святых Серафима Саровского и Сергия

Радонежского, будем носить их в своем сердце,

и если мы хотя в малой степени уподобимся

 им  в наших личных и общественных отношениях,

нам суждено  будет исцелить все раны

революции и начать новую светлую

страницу русской истории.

Н. Лосский

Задачи классного часа:

  1. Познакомить учащихся с личностью святого Серафима Саровского.
  2. Показать значение деятельности Серафима Саровского в истории  России.
  3. Вызвать интерес учащихся к знакомству с литературой, рассказывающей о деятельности русских подвижников.
  4. Способствовать стремлению и потребности совершать добрые дела и поступки.

Форма проведения:  нравственный практикум.

Подготовительная работа к классному часу:

  1. Анкетирование учащихся

Анкетирование проводится с целью изучения отношения учащихся к слову «святой»  и знания ими имени С. Саровского.

  1. Знакомо ли тебе имя Серафима Саровского?
  2. Где ты услышал (а) впервые это имя?
  3. Какого человека называют святым?
  4. Может ли обычный человек, живущий  рядом с нами, называться  святым?
  5. Какими качествами он должен обладать?
  6. Хотелось бы тебе, чтобы в твой адрес люди говорили добрые слова?
  7. Как ты понимаешь слова «О человеке судят по делам его»?
  8. Какие добрые дела тебе хотелось бы совершить в своей жизни?  

  1. Сочинение – размышление «Святой человек. Какой он?» Сочинение – размышление учащиеся пишут после совместного чтения и обсуждения рассказов о Серафиме Саровском.
  2. Знакомство с биографией Серафима Саровского.
  3. Выставка книг о Серафиме Саровском.
  4. Карта России.  На карте отмечены маленькими стрелками места, связанные с именем С. Саровского.  

Ход классного часа

Вступительное слово классного руководителя

«Однажды заспорили между собой три человека, сидя на завалинке. А разговор у них был о том, какое наследство нужно оставлять своим детям.  

Один говорит: «Я своим детям оставлю много денег. Имея столько  денег, они смогут хорошо жить, покупать все, что им нужно для жизни, по миру ездить, хорошо одеваться».

Другой говорит: «Эка невидаль, что такое деньги? Они сегодня есть, а завтра закончатся и что твои дети будут делать? Сидеть, сложа руки и ждать, когда вновь деньги появятся?  

«Нет, я своим детям в наследство дам хорошие профессии, они сами смогут зарабатывать себе деньги столько, сколько захотят».

А третий ответил: «А я хочу дать своим детям в наследство один только наказ, который они никогда забыть не смогут и будут ему следовать всю свою жизнь. «Живите так, чтобы память  о вас передавалась от отца к сыну, от матери к дочери. Пусть ваши дети и внуки живут так, чтобы последующие потомки вспоминали вас с любовью и уважением».

-  Чей родительский наказ самый важный и весомый? Почему? Вы часто слышите слова: «О человеке судят  по делам его».

-    Каким должен быть хороший человек, чтобы о его  делах судили хорошо, с почтением?

- Назовите людей, известных  вам и миру, чьи дела и поступки можно назвать святыми делами? (Об этих людях можно рассказывать заранее).

  • Мать Тереза
  • Альберт Швейцер
  • Серафим Саровский
  • Доктор Рошаль  

Имена, которые вы назвали, действительно известны всему миру. Среди них вы назвали человека, реально живущего в мире людей и впоследствии причисленного к лику святых русской православной церкви.

- Кто он, Серафим Саровский? Почему он причислен к лику святых?

Давайте пролистаем календарь памятных дат Серафима Саровского.

Рассказ учащихся

Ученики рассказывают о жизни С. Саровского. Рассказы сопровождаются  рисунками, которые ребята готовят к каждому эпизоду его жизни.

Ученик 1: 1759 год. В российском городе Курске в семье горожан Мошниных. Исидора и Агафьи рождается сын. Мальчика назвали Прохором.

Ученик 2:  1752 год. Отец Серафима Саровского, богатый купец, был очень честным человеком, его любили простые горожане, он ценил их труд и всегда был справедлив. В 1752 году он решил начать строить храм для всех горожан города Курска.

Ученик 3: 1762 год. Отец мальчика умирает.  Строительством храма управляет мать мальчика. Однажды, когда мать мальчика осматривала строящийся храм, она повела сына на  самый верх колокольни. Мальчик свесился через перила и сорвался вниз. Мать думала, что он погиб. Каково было удивление, когда, спустившись с колокольни, она увидела сына живым и невредимым.

Ученик 4: 1769 год. Мальчик учится в церковной школе. Учится с удовольствием. Много читает. А еще он очень любит бывать в храме, смотреть на лики святых, разговаривать с ними.

Ученик 5:  Когда Серафиму Саровскому исполнилось 17 лет, он решает стать монахом и посвятить себя монашеской жизни. Мать благословила его медным крестом, этот  крест он хранил всю свою жизнь.  

Ученик 6: 1778 год. Серафим Саровский приходит в Саровскую обитель. Находясь там, он усердно молился и много трудился:  из кипариса он вырезал кресты, которые дарил людям, приходящим на богослужение.

Ученик 7:  Всем интересно знать, как выглядел Серафим Саровский? Вот какое описание  сохранилось в истории: «Был он высок. Он имел полное, покрытое приятною белизною, лицо, прямой и острый нос, светло-голубые глаза, весьма выразительные и проницательные; густые брови и светло-русые волосы на голове. Лицо его окаймлялось густою, окладистою бородою, с которою на оконечностях рта соединялись длинные и густые усы. Он имел мужественное сложение, обладал большой физической силой, увлекательным даром слова и счастливой памятью.

- Как понимать слова и выражения «увлекательным даром слова и счастливой памятью»?  (Рассуждение учащихся класса)

Ученик 8:  В 1793 году о. Серафиму исполнилось 34 года. Все это время он продолжал непрерывное служение, ежедневно приобщаясь с горячею любовью, верою и благоговением. В  продолжение всей своей жизни о. Серафим носил постоянно одну и ту же убогую одежду: белый полотняной балахон, кожаные рукавицы, кожаные бахилы – вроде чулок, поверх которых надевали лапти, и поношенную камилавку. На балахоне висел крест, тот саамы, которым благословила его родная мать, отпуская из дома; а за плечами висела сумка, в которой он носил при  себе св. Евангелия.

В морозы он накладывал на грудь чулок или тряпку, а в баню никогда не ходил. В холодную пору он топил келью, колол и рубил дрова, но иногда добровольно  переносил холод и мороз. Летом он возделывал грядки на своем огороде и удобрял землю,  собирал мох с болот. На грядках, удобренных мхом, отец Серафим сажал семенами лук и другие овощи, которыми он питался летом. Труд был ему в удовольствие и радость. Он всегда делился тем, что вырастил, с людьми, которые приходили к нему за благословением.

Вскоре он перестал есть хлеб, питался только овощами, которые сам вырастил.

Ученик 9: Много людей приходило к старцу. И всем он давал совет, наставление, оказывал помощь, спасал от болезней, помогал выбрать верную дорогу в жизни.

А еще история сохранила записи о чудодейственных делах Серафима Саровского. Серафим Саровский искренне помогал всем людям, кто приходил к нему с чистым сердцем и открытой душой.

Классный руководитель:  По разному люди проживают свою жизнь: одни ссорятся, кричат друг на друга, другие таят обиду и очень хотят отомстить за  нанесенные душевные травмы, третьи радуются бедам другого человека. Батюшка Серафим встречал любого человека, который открывал дверь в его келью. Его светлый ум, ясная память, умение говорить с людьми исцеляли тело и душу.

Злой человек раскаивался в своих плохих поступках, жадный совершал благородные поступки, строил храмы, помогал бедным. В людях, которые к нему приходили, он видел и плохое, и хорошее, но помогал каждому, кто приходил к нему за помощью и поддержкой.

История хранит несколько удивительных историй, связанных с именем старца Серафима.

Выходят три рассказчика. Они одеты в простые рубахи.

Автор: Однажды прибежал в обитель простой крестьянин с шапкою в руке, с растрепанными волосами и спросил в отчаянии у первого встречного монаха, шедшего ему навстречу:  

Крестьянин: Батюшка! Ты, что ли, отец Серафим?

Автор:  Ему указали, где находится отец Серафим. Бросившись туда, он упал к нему в ноги и убедительно говорил….

Крестьянин:  Батюшка! У меня украли лошадь, и я теперь  без неё совсем нищий; не знаю, чем кормить буду семью. А, говорят, ты угадываешь!

Автор: Отец Серафим, ласково взяв его за голову и приложив к своей, сказал…

Серафим: Огради себя молчанием и поспеши в село Петрово. Когда будешь подходить к нему, свороти с дороги вправо и пройди задами четыре дома: там ты увидишь калиточку; войди в неё, отвяжи свою лошадь от колоды выведи молча.

Автор: Крестьянин тотчас с верою и радостью побежал обратно, нигде не останавливаясь. После в Сарове был слух, что он действительно отыскал лошадь в указанном месте.

Входит первый рассказчик.

Первый рассказчик: Недалеко от города Новгорода жил помещик, который тяжело и безнадежно заболел. Как его не лечили, ничто не помогало. Поехал помещик со своими слугами к батюшке Серафиму. Сам помещик идти не мог, его несли слуги. Повыв у отца Серафима чуть больше часа, говорили свидетели случившегося, он вышел на своих ногах, с мешком сухарей в руке, счастливый и довольный.

Спустя некоторое время приехал он к отцу Серафиму еще раз и просил его сказать о том, как он должен отблагодарить его за свое спасение. На что отец Серафим предложил ему отдать свое богатство людям, которым очень трудно жить.

Помещик вернулся домой, продал свое имение. А крестьянам дал вольную. В течение 15 лет люди приходили в Саровскую область за помощью и поддержкой.

 

Входит второй рассказчик

Второй рассказчик: Однажды к отцу Серафиму приехал боевой генерал, грудь которого была увешана орденами. Он смело зашел к старцу в келью. Каково же было удивление ждавших генерала людей, когда он вышел весь в слезах, а ордена его свалились и старец вынес их, держа в руке. «Они свалились потому, что ты получил их незаслуженно», - сказал старей и ушел в келью.

Ученик 1: Старец умер в 1883 году. Прожил он 72 года. В 1891 году над его могилой построили часовню, куда и сегодня приезжают люди со всей России поклониться святому Серафиму Саровскому.  

Классный руководитель задает вопросы учащимся.

- Кем по вашему  мнению был Серафим Саровский: крестьянин, сажавший лук на своем огороде, сын, до конца своих дней хранивший медный крест своей матери, лекарь, исцелявший больных и дававший надежду на спасение?

- Чем он отличался от обычных людей?

- Какими качествами характера был наделен Серафим Саровский?

- Можем  ли мы гордиться тем, что именно на российской земле жил такой человек, святость которого, чистая душа и сердце и поныне освещают нам жизнь?

- Хотелось бы вам рассказать вашим родителям об этом человеке, жизнь которого мы называем святой?

Подведение итогов.

Классный руководитель:  Вот  и пролистали мы с вами жизненный календарь Серафима Саровского – человека – легенды, святого русской земли, сердце и душа которого были посвящены родной земле и ее людям. Его нет, а дела его живут. Память о них не умирает, а множится. Тысячи людей приходят к месту его захоронения, чтобы сказать о том, что его добрые дела живут  и помогают множиться добрым делам тех, кто принял эту эстафету после него.

Мне, взрослому человеку, узнав так много  о его добрых делах, хочется  тоже делать добрые дела, маленькие и большие,  которые бы приносили пользу людям. А вам, ребята?

На доске помещен лист ватмана. Классный руководитель предлагает учащимся  подумать и составить копилку добрых дел, которые можно было бы сделать всем классом вместе. Ребята пишут их на листочках и помещают на лист ватмана.

Большое значение в воспитательной работе с обучающимися – как можно больше уделить внимания  их знакомству с окружающим миром и окружающей жизнью. Экскурсии в учреждения, на заводы, фабрики знакомят ребят не только с производственным процессом, но и позволяют увидеть, как реализуется в реальной жизни человеческий фактор. Ребята должны видеть за производственным процессом общение людей, результаты их труда, важность простых, и на первый взгляд, незаметных дел, без которых наша жизнь была бы достаточно трудной и некомфортной. Еще значение этих мероприятий состоит в том, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнь замечательных людей

Презентации о биографиях русских писателей....

Жизнь замечательных людей

Презентации по литературе...

Элективный курс "Жизнь замечательных людей".

В курсе географии очень мало материала о жизни и деятельности путешественников и исследователей, особенно это касается отечественных первооткрывателей. А этот материал вызывает интерес у учащихся, спо...

Жизнь замечательных людей

" Никто для первых не вбивает вех,                         И нет для них ...

«Жизнь замечательных людей. Иван Алексеевич Бунин»

Учебная презентация «Жизнь замечательных людей. Иван Алексеевич Бунин»  знакомит с жизнью писателя И.А.Бунина, блестящего мастера не только российского, но и мирового уровня....

Жизнь замечательных людей

Детство и юность великих ученых:  Менделеев, Шахматов, Эйнштейн и другие....

Методическая разработка классного часа "Из жизни замечательных людей. Софья Ковалевская."

Методическая разработка классного часа из цикла "Учись учиться" в форме познавательной беседы. Рекомендовано для проведения в 9 -10 классах, с целью активизации познавательно-мыслительной де...