Использование возможностей театральной деятельности в реабилитационной работе с несовершеннолетними. (Из опыта работы)
учебно-методический материал на тему

Дитлер Татьяна Васильевна

Воспитание может казаться делом легким и понятным всем, кроме тех, кто им занимается. Нельзя не согласиться с Ю. Рюриковым, который писал, что «воспитание детей - рекордно сложное занятие, самое запутанное из всех видов творчества. Это творение живых характеров. Создание необыкновенно сложных микромиров, а для такого творчества нужна и глубокая интуиция, и глубокие знания. К воспитанию детей стоило бы относиться как к самой важной из всех земных профессий…» Многие дети, поступающие в наше учреждение, прошли через сложные жизненные ситуации, испытали на себе жестокое обращение взрослых, алкоголизм, наркоманию и многое другое. Дети, с проблемами, такими как социально-педагогическая запущенность, низкий уровень развитости познавательных психических процессов. Бедность словарного запаса, дефекты речи, отклонения в поведении и общении, чувства одиночества, страха, тревожности, неуверенности. Поэтому наша основная задача – создание комфортных условий для их проживания, чтобы все, что мы делаем, рождали в каждом ребенке положительные эмоции, благотворно влияющие на здоровье. Как этого добиться? С чего и с кого начинать? Естественно, с себя. Атмосфера, которую создаю, влияет на наших воспитанников, поэтому, мне, в первую очередь, нужно следить за своим эмоциональном состоянием, настроением, словами и даже мыслями, ведь они порождают соответствующие ответные реакции, действия и эмоции у детей. Должна помнить, что любой мой срыв может оказать негативное влияние на их психическое и физическое здоровье. В воспитательной работе с группой свою основную задачу вижу в создании доброжелательного настроя в детском коллективе, где каждый готов помочь друг другу, где царит атмосфера уважения, доверия и радости. Для этого стремлюсь к тому, чтобы в ходе совместной деятельности каждый ребенок мог проявить себя, раскрыть свою индивидуальность, получить заряд бодрости и массу положительных эмоций, повысить свою самооценку. Твердо убеждена, что ребенка должен окружать мир творчества, мир красоты, сказки, фантазии. Поэтому, несколько лет занимаюсь с детьми театральной деятельностью. Начинаю с плана работы на год. Где учитываются возрастные особенности детей, используется доступный материал, чаще всего сказка, так как сказки помогают пробудить интерес к слову, развивают воображение, учат фантазировать, а ведь фантазия – необходимое условие для полноценного развития личности ребенка, залог его успешного благополучия. Вот уже на протяжении нескольких лет занимаюсь развитием театрально – игровой деятельностью, постановкой сценок, этюдов, спектаклей. На первый взгляд, кажется. Ну, театр- сказочка, приготовил- показал. На самом деле это огромный труд, это непростое развлечение, - заинтересовать, увлечь, всячески поддержать и увидеть маленький успех каждого ребенка. Тематика театральных представлений может быть очень разнообразной, например: времена года, из жизни животных, растений, людей. При выборе темы руководствуемся рекомендациями программ коррекционно-развивающего обучения, индивидуальными особенностями каждого ребенка. Были поставлены кукольные спектакли: "Крошечка-Хаврошечка", "Лисичка-сестричка и серый волк", "Петрушка идет в школу", "Петрушка и Афоня", "Осень в лесу" и другие. На первом занятии детям предлагается отправиться в театр и встретиться с кукольным героем Петрушкой, здесь же проводиться беседа: что такое театр, какие театры есть в городе Омске, как вести себя в театре. Рассаживаются поудобнее, звучит музыка, из-за ширмы появляется герой Петрушка, идет диалог со зрителем. Детям предлагается выбрать куклу по желанию. Учимся надевать куклу на руку, внимательно рассмотреть, поиграть с ней. Так, незаметно, дети включаются в театрализованную игру, отрабатывают приемы кукловождения, учат слова, работают над выразительностью речи. Использую методический прием, разучивание сценок маленьких фрагментов, что позволяет каждому воспитаннику попробовать себя во всех ролях. Текст не заучиваем (этот прием используется для того, чтобы каждый ребенок мог проявить творчество, придумать диалог, найти выразительные интонации) . Встреча с театральной куклой помогает детям расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу. Неуверенные дети с удовольствием играют роли, так как кукла для них является ширмой, за которую ребенок стремиться спрятаться в стрессовой ситуации. Другой вид театральной деятельности - настольный театр. Он способствует развитию речи, а с развитием речи развивается мышление, мелкая моторика, творчество, воображение, фантазия. Например, настольный театр "Про сову и мышонка". Сказка полна доброты, о мышонке, который попал в трудную ситуацию. Дети, по своему вкусу расставляют мебель в дупле совы, прекрасно играют роль веселого и общительного мышонка, добрую и мудрую сову. После спектакля появляется хорошее настроение, положительные эмоции, сплоченность детского коллектива, а самое главное – доброе , дружеское отношение друг к другу. Сделать театральную сценку более привлекательной, придать ей яркость, красочность, динамику позволяет музыка. Музыка подчеркивает характер героев и помогает детям имитировать движения персонажей. Движения сопровождаются репликами, стихами, пением. Считаю, что очень важно для детей выступления не только в стенах учреждения, но и за его пределами. Так, «юные артисты» выступают на областных конкурсах, делают выезды в «Центр развития ребенка – детский сад №348», КОУ «НШДС №292», МОУ Школа №2. Детям важно осознать, что результаты их работы оцениваются зрителем, это формирует у них желания доставлять радость другим людям. Участвуя в театральных постановках, дети учатся выражать свои эмоции, не стеснятся присутствия посторонних, учатся декламировать, тренировать память. Воспитанники знакомятся с окружающим миром, учатся чувствовать и ощущать все звуки, образы, краски нашей жизни. Также активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи. Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции. Отмечено, что благодаря театральным постановкам, дети стали дружнее, добрее, нет "отверженных" - каждому находится дело. Театр дает воспитанникам веру в себя, успех. Пусть с нашего доброго начала, театральных действий и полюбившиеся сказочные герои сопровождают ребенка всю его жизнь.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов театральной деятельности в педагогическом процессе в ДХШ

Методическая разработка Лутониной Натальи Юрьевны ориентированна на организацию учебно- воспитательной деятельности в учреждениях системы дополнительного образования. Интеграция театра и теоретич...

Корнеева Валентина Николаевна. «Использование элементов блочно – модульной технологии при изучении органической химии» (Из опыта работы)

Несколько лет  искала способ, позволяющий увеличить долю самостоятельной работы учащихся на уроке, и окончательно убедилась в правильности выбора, используя элементы блочно- модульной технологии ...

Использование кабинета технологии в учебно-воспитательном процессе обучения. СанПины Из опыта работы Рыбаковой Веры Васильевны.

Учебный кабинет - учебное помещение школы, оснащённое наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, в котором проводятся учебная, факультативная  и внек...

Деятельность педагогического коллектива по раннему выявлению неблагополучных семей и работа с ними. (из опыта работы. Рыбакова Вера Васильевна, социальный педагог).

… семья, находящаяся в социально опасном положении – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители, или иные законные представители несовершеннолетних не...

Выступление на семинаре-практикуме: «Использование развивающих приборов «Графика» и «Ориентир» в коррекционно-педагогической работе учителя-дефектолога» (из опыта работы)

Выступление на семинаре-практикуме: «Использование развивающих приборов «Графика» и «Ориентир» в коррекционно-педагогической работе учителя-дефектолога» (из опыта работы)...

Организация образовательного процесса с использованием возможностей театрального искусства. Организация театрализованной деятельности в школе.

Школьная театральная педагогика – междисциплинарное направление. Театральная деятельность в школе многогранна, она позволяет достичь высоких предметных, метапредметных и личностных результатов, ...

Использование деятельностных техник, приемов (интерактивных) для стимулирования познавательной деятельности учащихся с выходом на результат (из опыта работы).

Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок. При подготовке к такому уроку следует тщательн...