Эссе "Я - учитель"
материал по теме

Волкова Елена Михайловна

В своем эссе я попыталась раскрыть мотивы выбора учительской профессии и отразить свои свои принципы и подходы к образованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx570.26 КБ

Предварительный просмотр:

Я – учитель.

Слово «школа» для каждого имеет свой смысл: для кого-то - это храм науки, где приходилось постигать что-то новое, для кого-то -  это страна детей, а кто-то любит вспоминать озорные шалости школьных друзей. Спустя годы, возвращаясь сюда для встречи с бывшими одноклассниками, мы замечаем перемены в нас самих: бегут годы, делая нас старше и мудрее. Но неизменным остается одно - наша школа. В ней все также звучит звонкий смех первоклассников, она живет бурной, многогранной жизнью. Здесь каждый день готовит встречу с  чем-то новым, и каждую секунду ты учишься не только постигать науку, но и  общаться с другими, находить компромиссы, отстаивать свою точку зрения, слушать и слышать тех, кто находится рядом, достойно принимать поражения и продолжать работать над собой.

Для меня школа №1 г. Буинска – мой дом (и это не просто метафора). Вся моя  жизнь связана с ней. Здесь работала моя мама, здесь я училась. Сюда вернулась после окончания Казанского государственного педагогического университета. И вот уже на протяжении многих лет моя педагогическая деятельность каждый день приносит новые встречи, успехи, победы. Победы - это улыбки ребят, их неподдельный интерес к предмету. Вместе учитель и ученик могут достичь многого.

Выбор профессии учителя для меня был не случаен. С самого детства я хотела стать учителем. Ведь перед глазами был пример  мамы - учителя, которая была увлечена своим делом. Справедливая требовательность, настойчивость и необычайная работоспособность моей мамы  способствовали тому, что её ученики превосходно владели  английским языком. Когда по праздникам к нам приходили ее коллеги, за столом начинался  «педсовет».  Поэтому мне с раннего возраста знаком неспокойный дух учительской профессии. Я понимала, что работать в школе трудно, но интересно, так как, чтобы учить других, надо постоянно учиться самому. Учитель – творческая личность.  Профессия учителя не позволяет стоять на месте, а требует постоянного самосовершенствования. С одной стороны, это большая ответственность, а с другой стороны,  это интересное и увлекательное сотрудничество с детьми.

Когда в  пятом классе я начала изучать английский язык, то была просто в восторге от интересных и захватывающих уроков другого талантливого педагога - Хуснутдиновой Флоры Закировны. Многие ее выпускники стали преподавателями  иностранных языков, а это, наверное, самый главный показатель успешности педагога. Поэтому решение продолжить образование на факультете иностранных языков было для меня осознанным.

Направление «английский язык» я выбрала, потому что работа учителя иностранного языка чрезвычайно разносторонняя. Воспитывающие и развивающие резервы иностранного языка огромны.  Изучение иностранного языка закладывает основы иноязычной речевой деятельности, является дополнительным средством расширения кругозора учащихся, позволяет углубить знания школьников о структуре родного языка, совместно с изучением родного языка помогает лучше понять общечеловеческие способы речевого общения, способствует воспитанию чувств патриотизма, интернационализма, толерантности, нравственных качеств личности.

  Работа учителя  поглощает полностью, уводя за собой в свой особый мир. Человеку творческому есть где развернуться, когда создаешь урок, который длится всего сорок пять минут, когда организуешь праздники, ведешь их и готовишь детей к выступлению на конкурсах, фестивалях. Мне нравится учить детей английскому языку и совершенствовать их знания. Основным результатом деятельности учителя в современной школе должна стать не сама по себе система знаний, умений, навыков учащихся, а комплекс компетентностей в таких областях, как интеллектуальная, гражданская, правовая, коммуникативная, информационная и т. п., чтобы выпускник школы мог самостоятельно решать проблемы, возникающие в различных сферах жизни. Самое большое моё желание – видеть своих учеников успешными, образованными людьми.  

Цель работы современного учителя я вижу в  воспитании нравственного, ответственного, инициативного и  владеющего богатейшим багажом знаний гражданина России. Нужно постараться  «вырастить»  наших ребят через гармоничное развитие личности, принятие духовно-нравственных и общечеловеческих ценностей.  В наше время нужно научить учащихся гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания, самостоятельно критически мыслить, грамотно работать с информацией, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня. Без понимания способов своего учения, механизмов познания, учащиеся не смогут в полной мере получить те знания и умения, которые составляют содержание изучаемых ими предметов. Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь, так как рефлексия - источник внутреннего опыта, способ самопознания и необходимый инструмент мышления. Я считаю, что должна стремиться развивать в своих учениках инициативу и самодеятельность: учащихся нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению.

Достижение поставленных педагогических целей возможно, только если следовать педагогическим принципам. Прежде всего я следую принципу сознательности и активности в обучении. Если учащимся ясен смысл поставленных перед ними учебных задач, они лучше понимают цель урока. Каждый свой урок я начинаю с того, что стараюсь подвести учащихся к самостоятельной  формулировке  проблемы, которую возможно разрешить, опираясь на их предыдущий опыт, на имеющуюся у них систему знаний.  Этот прием, я считаю, может вызвать интерес у учащихся к изучаемому материалу.

Еще один принцип – это принцип преемственности: изучение нового материала я ввожу, опираясь на ранее усвоенные знания, а блок практических занятий идет  после изучения теоретического материала. Как каждый  учитель, я ограничена рамками программы, количеством часов на изучение той или иной темы, но я считаю, что если я хочу добиться качественного усвоения материала, то я не имею права переходить к изучению последующего учебного материала, не убедившись, что предыдущий  материал усвоен.  В данном случае помогает «опережающее обучение»: на каждом уроке при изучении любого учебного материала необходимо создавать «почву» для изучения последующего.

Большое значение для реализации принципа систематичности и последовательности имеет практическая деятельность учащихся, когда они могут применить теоретические знания в практической деятельности. Важность такой связи подчеркивается введением самостоятельного принципа: связи теории с практикой. Каждый тематический блок в моей работе заканчивается презентацией, проектной работой учеников.

         Процесс воспитания и обучения, хотя и проходит в коллективе, он  индивидуален. Здесь учитывается все: особенности мышления и памяти, устойчивость внимания, быстрота выработки навыков, степень активности, темперамент, воля, характер, интересы.  На своих уроках я использую упражнения и для аудиалов (аудиозаписи), и для визуалов (тексты), и для кинестетиков (зарядка, песни с движениями). При этом, чем больше органов чувств вовлечено в процесс обучения, тем  ярче и быстрее идет процесс запоминания.   Часто разделяю учащихся класса на разные группы в зависимости от теоретической подготовленности, выработанности умений и навыков, особенностей характера. Работая в группе, каждый находится и в положении ответственного организатора, и зависимого исполнителя, каждый учится сам и помогает учиться другому ученику.

Идут года. Меняется мир вокруг нас - меняемся мы, меняются дети. Да, дети сегодня другие, они отличаются от своих сверстников, которых мы учили всего десяток лет тому назад. Но они все- таки остаются детьми. Какими станут мои ученики - зависит от меня, учителя, который был рядом и подавал пример для подражания. Я думаю, именно в нашей профессии человек может всесторонне  реализоваться  как педагог, наставник, друг и помощник.

 Все дети разные: кто-то, как губка, быстро впитывает все новое, а кому-то нужно подольше посидеть, обдумать полученную информацию, у каждого своя степень усидчивости, концентрации внимания. Ребята хотят реализоваться себя и  реализовываются не только в учебе, но и во внеклассной деятельности. Кто-то занимается футболом или хоккеем, а кто-то с увлечением рисует.   Смысл своей работы я вижу  в способности  решать задачи общего развития детей. Я согласна со словами Сократа, который считал: «В каждом человеке есть солнце. Только дайте ему светить!» В этом и есть  истинное предназначение учителя - зажечь как можно больше солнц.

 Что касается самого учителя, то я считаю, что современный учитель должен быть профессионалом в своем предмете, а новейшие технологии дают нам уникальные возможности для постоянного роста, совершенствования. Для меня учение – никогда не прекращающийся процесс. Я  постоянно в движении: разнообразные курсы и семинары, публикации и конкурсы, открытые уроки и конференции.  Я читаю книги, смотрю фильмы на английском языке, посещаю сайты учителей иностранного языка. Интернет – прекрасный источник информации и мгновенной коммуникации. Посещая вебинары известных методистов, узнаешь  все новое из первых уст.

Профессия учителя  заставляет меня оставаться молодой. Вокруг меня  всегда веселые и шумные ученики, которые своей неуёмной энергией заряжают всех вокруг себя. Эта энергия отражается на нас - учителях, которые делают свои уроки увлекательными, создавая оптимистичную атмосферу. Я очень хочу быть понятной и интересной детям; я хочу дарить им свою энергию, знания, умения; я хочу быть на шаг впереди них; я хочу быть их другом и наставником; я хочу вечно жить в их душах.

В заключение хочу сказать, что если ты силён духом, ответственен, работоспособен и любишь детей,  твое призвание – профессия учитель:  

Когда-то сам на третьей парте у стены

О будущем мечтал и взрослым стать спешил.

Уже тогда ты быть учителем решил,

Нелегкий выбрал путь, но знал, что хватит сил…

В твоих руках судьба страны, судьба земли,

Твоих учеников исполнятся мечты.

Им сеять хлеб, вести по курсу корабли,

Жизнь детям посвятить, как это сделал ты…

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...

"Я учитель... Я учитель? Я учитель!"

КВН по педагогике "Я учитель... Я учитель? Я учитель!"...

Результативность работы МО учителей математики и информатики Лицея №76 г. Новокузнецка (подготовка к внешней оценке качества образования). Авторы: Щиклина Т.Н. – рук. МО, Новолодская С.В. – учитель Букурова Е.И. – учитель Гончарова Н.Н. – зам.дир. по УВР

В презентации представлен опыт работы МО учителей математики и информатики по подготовке к внешней оценке качества образования: профессиональный уровень педагогов, работа над единой методической темой...

Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам

Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...