Главные вкладки

    Школьная газета как форма работы с филологически одаренными детьми
    статья на тему

    Ткаченко Ольга Викторовна

    Работа с одаренными детьми - важная деятельность гимназии

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon put_k_uspekhu.doc119.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Школьная газета

    как форма работы

    с филологически

    одаренными детьми

    Ткаченко Ольга Викторовна,

    учитель русского языка

     и литературы

    БОУ г. Омска

    «Гимназия № 159»,

                                                                                                             Тел. 613967, 610411

                                                                                                       gimnazia159@mail.ru

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Прогресс общества в первую очередь зависит от образованных и талантливых людей, поэтому выявление одаренных детей и развитие их способностей является одним из главных направлений в работе образовательных учреждений. Необходимость создания специальных программ работы с одаренными детьми диктует время. Стандартный подход учителя к учащимся, фактическое игнорирование индивидуальных природных способностей, стремление к «усреднению» количественной оценки результатов деятельности школьников неизбежно приводило и приводит к потере многих и многих талантов уже в их школьные годы.
    Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета. Необходимо одновременно помогать учащимся в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе «Журналистика». Даная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.

    Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка, а также выявление, поддержку и развитие филологически одаренных детей.

    В основу Программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:
    Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. Системный подход позволяет выявить общие системные свойства и качественные характеристики составляющих систему отдельных элементов. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.
    Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий. 
    Деятельностный подход. Деятельность - основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности. 
    Полисубъектный (диалогический) подход вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность. Личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействий социальной группы, что требует особого внимания к личностной стороне педагогического взаимодействия с одаренными детьми. 
    Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как с системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности. Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

    Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность филологически одаренным детям использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая их в систему средств массовой коммуникации общества.

    Вопросами одаренности детей занимались зарубежные и отечественные психологи. Известны крупные исследования в области психологии творческой одаренности американцев Дж. Гилфорда, П. Торренса, Ф. Баррона, К. Тейлора. На основе идей психологов Дж. Кэррола и Б. Блума их последователями была разработана методика обучения одаренных детей. Изучением особо одаренных детей занимался Ж. Брюно. (“Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика”). Проблемы одаренности изучали отечественные психологи: Матюшкин А.М. в работе “Концепция творческой одаренности” и др., Шумакова Н.Б. в ряде своих работ, Чистякова Г.Д. в статье “Творческая одаренность в развитии познавательных структур”, Юркевич В.С. в “Проблемах диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога".        
    Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Но не следует забывать, что в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. 

    Одаренность - это системное, развивающееся в течение всей жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренность бывает
    - интеллектуальная;
    - познавательная;
    - художественно-творческая;
    - спортивная;
    - лидерская.

    Необходимо определить значение таких  понятий как способности, талант, одаренность, гениальность. Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере. Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика. Система работы с одаренными детьми - это максимальное развитие умений, навыков, познавательных способностей. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. 

    Филологическая одаренность – явление вполне закономерное. Разве не уникален тот факт, что ребенок постигает языковые законы и нормы практически самостоятельно. Взрослые учат детей произносить отдельные слова, а изменять эти слова, складывать их в предложения ребенок пытается сам, приспосабливаясь к законам той языковой среды, которая его окружает.

    Чем старше становятся дети, тем пассивнее их речетворчество. К 10-11 классам они испытывают огромные затруднения в таком виде деятельности, как сочинение по литературному произведению. Вот почему на уроках русского языка, литературы , мы используем систему приемов и методов работы по выявлению и развитию филологической одаренности учащихся, то есть, образно говоря, одну за другой преодолеваем «ступеньки к творчеству». Иллюстрирование литературных произведений - яркое средство проявления филологической одаренности, способствующее развитию образного мышления ребёнка. Групповой проект предполагает групповую иллюстрацию, и нередко случается так, что авторами замысла и исполнения зрительного образа являются разные люди. И если пятиклассники рисуют иллюстрации, исходя из конкретного литературного текста, то старшеклассники зачастую используют символы и аллегории. Создание школьной газеты – форма работы с филологически одаренными детьми, которая позволяет максимально раскрыть и реализовать их творческий потенциал.

    Цель программы: создание условий для формирования и развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в области стилистики и журналистики; интереса к изучению гуманитарных дисциплин (русский язык, литература, история, обществознание, право); умения самостоятельно приобретать и применять знания; творческого мышления, познавательной активности; способности к словотворчеству, индивидуальных особенностей языкового стиля; коммуникативных навыков. Занятия в кружке помогут обучающимся познакомиться с журналистикой как профессией и областью литературного творчества.

     Задачи программы:

    Развивающие:

    - развитие образного и логического мышления;

    - развитие творческих способностей подростков;

    - развитие умения устного и письменного выступления.

    Обучающие:

    - формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;

    - овладение основными навыками журналистского мастерства.

    Воспитывающие:

    - формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства;

    - формирование нравственных основ личности будущего журналиста.

    Основными требованиями к обучающимся при изучении основ журналистики как профессии являются желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.

    Формы занятия, предусмотренные программой:

    • свободная творческая дискуссия;
    • ролевые игры;
    • выполнение творческих заданий;
    • активные методы формирования системы общения;
    • практическая работа (подготовка материалов для публикаций в прессе).

    Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия. Количество обучающихся в учебной группе не должно превышать 15 человек. Программа направлена на удовлетворение специфических познавательных интересов школьников в области, выходящей за рамки выбранного профиля, но способствующей их разностороннему личностному развитию. Занятия в кружке помогут обучающимся оценить свой творческий потенциал с точки зрения образовательной перспективы и способствовать созданию положительной мотивации обучающихся к предметам гуманитарного профиля.

    Технологии, используемые в системе занятий по программе «Журналистика», ориентированы на то, чтобы обучающийся получил такую практику, которая поможет ему овладеть общеучебными и специальными навыками, позволяющими успешно осваивать программу старшей профильной школы.

     Формы контроля разнообразны:

    - самостоятельные работы в различных жанрах журналистики;

    - семинары-практикумы по изученной теме;

    - творческие конкурсы;

    - публикации.

    Программой предусмотрен контроль за усвоением материала в конце обучения:

    - самостоятельная творческая работа;

    - конкурс творческих работ;

    -публикации в прессе или творческом альманахе учебной группы.

    Основные требования к уровню подготовки учащихся

     В процессе обучения обучающихся приобретают конкретные

    знания:

    из истории журналистики;

    о жанрах журналистики и жанровых особенностях текста;

    о деятельности журналиста и других профессий, связанных с журналистикой, о выдающихся журналистах;

    о законе о СМИ

    и умения:

    создавать сочинения разных жанров;

    соблюдать языковые нормы (орфографические, орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, пунктуационные) в устных и письменных высказываниях;

    работать с дополнительной литературой (словари, энциклопедии, справочники), с использованием ИКТ;

    участвовать в дискуссии, пресс-конференции.

    Виды деятельности обучающихся:

    • теоретические занятия;
    • творческий практикум (сочинения разных жанров);
    • работа с прессой (обзор, анализ, рецензирование, сбор материала, редактирование, исследование);
    • работа со справочной литературой (словарями, библиографическими указателями и каталогами, энциклопедиями и т.п.);
    • анкетирование;
    • социологический опрос;
    • экскурсии;
    • участие в школьных и окружных мероприятиях, конкурсах сочинений, авторских стихотворений;
    • выпуск школьной газеты;

    Планируемые  результаты:

    Предметные: умение работать в различных жанрах публицистического стиля; овладение основными навыками журналистского мастерства; выработка умения создавать собственное высказывание логически, грамотно.

    Метапредметные: развитие образного и логического мышления, творческих способностей; развитие умения устного и письменного выступления.

    Личностные: формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства, повышение информационной культуры, формирование нравственных основ личности будущего журналиста, умение общаться с отдельным человеком и аудиторией.

    Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью – овладением навыками журналистского мастерства на фоне филологической одаренности.  Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода. Основными формами, способствующими развитию выразительности, образной устной и письменной речи, являются различные тренировочные упражнения, ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров журналистики, ролевые игры.

    Календарно-тематическое планирование

    2 часа в неделю (всего 68 часов)

    Название темы

    Теория

    Практика

    Форма контроля

    Содержание программы

    О ЧЁМ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ЖУРНАЛИСТ (3 часа)

    Выпуск первой в России газеты «Ведомости» при Петре 1 в 18в. Влияние газеты на общественную мысль в России. Формирование представлений о профессии журналиста. Профессиональные качества журналиста. Права и обязанности журналиста при сборе информации.  Корректор. Редактор. Верстальщик. Дизайнер.

    1-2

    Микромир редакции

    1

    1

    3-4

    Защита данных и изображения

    1

    1

    5-6

    Официальные лица. Права и обязанности журналиста

    1

    1

    Круглый стол «Журналист и законодательство»

    ПРОФЕССИЯ – РЕПОРТЁР (2 часа)

    7-8

    Источники информации – человек, документы, архивы, Интернет, объявления, реклама.

    1

    1

    Методы сбора информации и способы обработки материала. Наблюдение – основной метод сбора информации.

    9-10

    Как находить нужную информацию.

    1

    1

    ИФОРМАЦИЯ (2 часа)

    Информационная журналистика. Способы проверки достоверности фактов. Типы информации. Лид.

    11-12

    Чем является информация. Типы информации.

    1

    1

    13-14

    Что такое лид? Способы написания лидов.

    1

    1

    Написать лид к своей статье.

    ИНТЕРВЬЮ (1 час)

    Особенности жанра, его виды: интервью-монолог, интервью-диалог, интервью-зарисовка, коллективное интервью, анкета.

    15-16

    Подготовка к интервью – сбор информации о личности, с которой хотим побеседовать, о проблеме, которую хотим обсудить. Составление списка вопросов.

    1

    1

    Написать интервью в школьную газету.

    РЕПОРТАЖ (3 часа)

    История и теория жанра репортажа, особенности этого жанра, отличие от других.

    17-18

    Тема для репортажа – актуальное событие, заметка, интересные люди, по следам исторического события, собственное участие.

    1

    1

    Написать репортаж в школьную газету.

    19-20

    Техника работы.

    1

    1

    21-22

    Техника письма.

    1

    1

    ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ (3 часа)

    История и теория жанра статьи, особенности этого жанра, отличие от других.

    23-24

    Группирование данных. Тематический центр, формулировка вспомогательных тезисов в четкой последовательности.

    1

    1

    25-26

    Заглавие в тексте.

    1

    1

    27-28

    Графическое оформление текста.

    1

    1

    Сдать статью с графическим оформлением.

    ЖАНРЫ ЖУРНАЛИСТИКИ – КОММЕНТАРИЙ, РЕЦЕНЗИЯ, ФЕЛЬЕТОН, ЭССЕ (4 часа)

    Специфика жанра комментарий, отличие его от других. Приемы рецензирования. Эссе: расширение лингвистической эрудиции учащихся; понятие национальной культуры и отражение этой культуры в языке; концепция Д.С. Лихачева. Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения.

    29-30

    Комментарий: презентация единого факта.

    1

    1

    31-32

    Структура рецензии. Критика и рецензия.

    1

    1

    33-34

    Фельетон.

    1

    1

    35-36

    Эссе.

    1

    1

    Сдать работу в форме рецензии, фельетона или эссе (одну на выбор).

    НЕТ ГАЗЕТЫ БЕЗ ЧИТАТЕЛЕЙ (1 час)

    Рейтинг газеты. Коммуникация. Деловая коммуникация и ее формы. Разбирательства в суде по делам СМИ.

    37-38

    Кем является Читатель?

    1

    1

    ПЕЧАТНАЯ ФОТОГРАФИЯ (4 часа)

    Фоторепортаж. Фотокорреспондент. Жанры фотографии. Цвет. Свет. Контраст. Понятие плана, ракурса. Иллюстрация в журналистике, ее виды.

    39-40

    Фотоинвентарь и его использование.

    1

    1

    41-42

    Снимок – символ.

    1

    1

    43-44

    Фоторепортаж.

    1

    1

    Сделать фото-

    репортаж

    45-46

    Авторские и смежные права.

    1

    1

    КТО И ЗА ЧТО ОТВЕЧАЕТ В РЕДАКЦИИ (1 час)

    47-48

    Редакция.

    1

    1

    Журналист. Корреспондент. Фотокорреспондент. Корректор. Дизайнер. Верстальщик.

    ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ В РЕДАКЦИИ (3 часа)

    Общие понятия о редактировании. Цели правки текста и ее виды. Требования к авторскому тексту.

    49-50

    Как планировать номер.

    1

    1

    51-53

    Правка и редактирование текстов.

    1

    2

    Работа с текстом.

    LAYOUT, ИЛИ ПРОЕКТ ГРАФИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЯ ПЕЧАТНОГО ИЗДАНИЯ (1 час)

    Типы газет и принципы классификации. Макет. Верстка. Работа с издательскими программами.

    54-55

    Типы газет.

    1

    1

    РЕКЛАМА В ПЕЧАТИ (5 часов)

    Знакомство с историей рекламы. Рекламный текст, его язык. Газетный язык. Требования к языку СМИ.

    56-57

    Рекламный текст в печати.

    1

    1

    58-59

    Как избежать крипторекламы, как ее нейтрализовать.

    1

    1

    Составить рекламный текст.

    60-61

    Спонсоринг, бартерная договорённость.

    1

    1

    62-63

    Язык рекламных текстов.

    1

    1

    64-65

    Профессиональная этика.

    1

    1

    РЕЗЮМЕ КУРСА (1 час)

    Особенности работы молодой редакции. Редакционный портфель. Работа над концепцией газеты.

    66-68

    Как основать свою газету.

    1

    2

    Защита проектов «Моя редакция» или «Моя газета»

    Список литературы

    1. Алексеев В. Русский советский очерк. – Ленинград, 1980.
    2. Беневоленская Т. О языке и стиле газетного очерка. – М., 1973.
    3. Васильева Н. Делаем новости! – М., 2003.
    4. Ворошилов В. Журналистика. – М., 2000.
    5. Коновалова О. Основы журналистики. М.-Ростов-на-Дону. 2005.
    6. Кройчик Л. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / Под ред. С. Корконосенко. – СПб., 2000.
    7. Лазарева Э. Заголовок в газете. – Свердловск, 1989.
    8. Мельник Г. Общение в журналистике. Секреты мастерства. – СПб., 2005.
    9. Мельник Г., Тепляшина А. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2004.
    10. Михайлов С. Колумнистика // Журналист. – 1998. № 11–12.
    11. Рэндалл Д. Универсальный журналист. – М., 2000.
    12. Смелкова З., Ассуирова Л. и др. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. – М. 2002.
    13. Тертычный А. Аналитическая журналистика. – М.,1998.
    14. Тертычный А. Жанры периодической печати. – М., 2008.
    15. Ученова В. У истоков публицистики.  – М., 1989.  
    16. Шостак М. Репортер: профессионализм и этика. – М., 2002.
    17. Эпштейн М. Парадоксы новизны. – М., 1987. 

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Виды, типы и формы занятий с детьми

    Методическая разработка  - Виды, типы и формы занятий с детьми...

    " Использование нетрадиционных форм работы с детьми, имеющими отклонение в развитии"

    Доклад «У каждого ребенка внутри есть свободное место, и если мы не заполним его чем-то увлекательным, интересным и полезным для него, он сам заполнит его чем-то увлекательным,...

    Воспитательные формы работы с детьми «группы риска».

    Социальный педагог: Гриднева С.Ю.   2012 учебный год         Работа социального педагога в условиях современной школы-интерната складываетс...

    Воспитательные формы работы с детьми «группы риска».

    Социальный педагог: Гриднева С.Ю.   2012 учебный год         Работа социального педагога в условиях современной школы-интерната складываетс...

    Пиктограммы как форма рабты с детьми с синдромом Дауна

    [[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"2995831","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]]Мы не знаем на каком этапе у не говорящего ребенка разовьется...

    План работыс одарёнными детьми

    развёрнутый план работы с одарёнными детьми включающий в себя:Программу работы с одарёнными детьми, стратегию работы, план работы, вовлечение во внеурочную деятельность...

    Формы работы с детьми.

    Справочная информация. Подборка различных форм с кратким описанием. Шпаргалка педагогу....